На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Шкалы: уровень самооценки

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность – способность легко входить в общение.

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

17. Откровенность – открытость, доступность для людей.

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67

0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69

В колонке №4 нужно подсчитать d2по каждому качеству.

В колонке №5 подсчитывается сумма d2, то есть:

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

www.gurutestov.ru

Самооценка по знакам Зодиака

Есть те, кто хорошо знает свои достоинства и умело пользуется этими качествами, а некоторые постоянно сомневаются в своих силах и не решаются на реализацию своих талантов.

Во многом такое положение вещей зависит от зодиакальной принадлежности. И сегодня я предлагаю вам интересный гороскоп который рассказывает о самооценке по знакам Зодиака.

Хочется напомнить, что «чистыми» знаками считаются люди, рожденные с 1 по 18 числа, а на остальных оказывает влияние предыдущий или следующий знак – как в характеристике личности, так и в астрологических предсказаниях. И это надо учитывать.

Самооценка Овнов (21 марта – 20 апреля)

Самооценка Овнов, как правило, сильно завышена, причем далеко не всегда это обоснованно. Представители этого знака Зодиака настолько уверены в себе и в своих «неоспоримых» достоинствах, что подобный самообман часто становится причиной всевозможных курьезных ситуаций и даже неприятностей. Отказ здраво оценивать свою персону приводит к тому, что окружающие в какой-то момент перестают воспринимать Овнов всерьез и стараются не иметь с ними общих значимых дел.

Сами Овны в силу неуемного оптимизма и своей эгоистичности не замечают своих ошибок, поэтому поколебать их веру в себя практически невозможно. Они четко знают, что всегда и во всем правы, так что их самооценка не снижается даже тогда, когда они несколько раз подряд наступают на одни и те же грабли.

Самооценка Тельцов (21 апреля – 20 мая)

Самооценка Тельцов достаточно высока, но только в тех ситуациях, когда они знают, что все действительно в их руках. Представители этого знака Зодиака не будут безосновательно демонстрировать свою значимость, чтобы впоследствии не попасть в неловкое положение. Это очень осторожные и осмотрительные люди, их уверенность в себе основывается на огромном жизненном опыте и на приобретенных полезных связях.

К тому же Тельцы постоянно стараются усовершенствовать свою жизнь, сделать ее качественнее, комфортнее, благополучнее, и чем лучше у них это получается, тем выше становится их самооценка. Для них уверенность в своей уникальности и в своих возможностях складывается из многих факторов, в том числе, и из доброго к ним отношения людей, которые могут помочь им достигнуть тех или иных целей.

Самооценка Близнецов (21 мая – 21 июня)

У Близнецов с самооценкой все неоднозначно. Внешне они, как правило, выглядят очень уверенными в себе людьми, не сомневающимися в важности и нужности всего того, что они делают, как и в том, что окружающие просто обязаны оценить их по достоинству. Однако внутри у них часто живет страх перед тем, что их могут разоблачить, скинуть с пьедестала, унизить, поэтому они постоянно нападают первыми и пытаются защитить то, на что, в общем-то, никто не покушается – их больное самолюбие.

Кроме того, Близнецам тяжело наблюдать за успехами других, они от этого очень страдают, а их самооценка снижается. Правда, внешне это выражается только в едких высказываниях, в апломбе и в попытках уязвить того, кто в чем-то оказался лучше. Зато если представители этого знака кого-то в чем-то превзошли, их буквально распирает от гордости и самомнения.

Самооценка Раков (22 июня – 22 июля)

У Раков с самооценкой все в полном порядке, но они не демонстрируют это окружающим. Представителям этого знака Зодиака важно просто знать, что они в чем-то лучше других, и что они хорошо делают свое дело, а признание и поклонение для подпитки их самолюбия им не требуются. Более того, они могут выглядеть чрезмерно скромными и даже нерешительными, и это многих вводит в заблуждение, позволяя расслабиться и не воспринимать Раков в качестве серьезных противников; а зря. Если они ставят перед собой цель, переиграть их просто невозможно.

Кроме того, Раки умеют делать выводы из своих ошибок, что тоже позитивно сказывается на их самооценке. Они знают, что, однажды совершив промах, они больше никогда его не повторят, поэтому их уверенность в своих силах растет по мере того, как увеличивается их жизненный опыт.

Самооценка Львов (23 июля – 22 августа)

Как ни странно, но у Львов с самооценкой все не так хорошо, как это выглядит со стороны. Для того чтобы представители этого знака Зодиака были уверены в себе, им нужно, чтобы окружающие постоянно хвалили их и одобряли все, что они делают. Только тогда их мнение о себе взлетает на небывалую высоту, и это дает потрясающие результаты. Когда самолюбие Львов «обласкано», они способны на любые подвиги.

Впрочем, нежная внутренняя организация не мешает Львам делать вид, что они знают все на свете и во всем разбираются. Переубедить их просто невозможно, ведь они – «цари», а значит, всегда правы. Именно поэтому многим кажется, что самооценка представителей этого знака Зодиака неизменно на высоте, а сами они – слишком самодостаточны для того, чтобы считаться с другими людьми.

Самооценка Дев (23 августа – 22 сентября)

Самооценка Дев зашкаливает, и это создает определенные трудности в общении с окружающими, так как далеко не все готовы мириться с тем, как представители этого знака Зодиака разговаривают с людьми, с которыми им приходится тесно взаимодействовать. Девы отлично знают себе цену, так как уже не раз ее называли, поэтому, когда их недооценивают, они воспринимают это как личное оскорбление. Они стремятся доказать свой авторитет, не задумываясь о том, что их методы не всегда допустимы, причем как с профессиональной, так и с этической точки зрения.

Негативно сказаться на самооценке Дев могут неудачи в личной жизни и ухудшение социального положения. В этих случаях представители данного знака еще больше замыкаются в себе, но при этом их постоянная критика окружающих вообще становится невыносимой.

Самооценка Весов (23 сентября – 22 октября)

У Весов самооценка существенно занижена. Они подвержены самокритике, вечно сомневаются в том, что делают, не испытывают удовлетворения от полученных результатов. Представители этого знака Зодиака настолько боятся публичных ошибок, что теряются даже в простых ситуациях и регулярно совершают промахи. Они во всем стремятся к гармонии и к идеалу, но так как в силу обстоятельств и своего характера не всегда могут этого достичь, то часто ощущают досаду и обиду на несправедливость этого мира.

Кроме того, повысить самооценку Весам мешает критика окружающих. Представители данного знака очень болезненно реагируют на любое порицание, и у них после этого буквально опускаются руки. Они быстро теряют уверенность в себе, если видят, что те, от кого они, так или иначе, зависят, недовольны их поступками или замыслами.

Самооценка Скорпионов (23 октября – 21 ноября)

Самооценка Скорпионов неизменно завышена, им кажется, что все вокруг недостойны даже пыль стирать с их обуви, но это ощущение не защищает их от внутренних терзаний и рефлексий. Представителям этого знака Зодиака безразлично, что думают о них окружающие, но сами себе они спуску не дают, так как только постоянное испытание себя на прочность позволяет им чувствовать самоуважение к своей персоне.

Кроме того, самооценка Скорпионов еще больше повышается тогда, когда они без потерь выходят из какой-либо опасной ситуации. Риск для них – мерило их собственной значимости в этом мире. К тому же их самолюбию льстит то, что они прекрасно разбираются в человеческой психологии и могут без проблем заставить окружающих плясать под их дудку.

Самооценка Стрельцов (22 ноября – 21 декабря)

Стрельцы уверены в себе и в том, что они делают. Их самооценка, как правило, высока, но не всегда адекватна, они часто думают, что значат для окружающих и для общества гораздо больше, чем это есть на самом деле. Впрочем, самолюбование, которое не чуждо представителям этого знака Зодиака, защищает их от разочарований, когда все-таки выясняется, что они переоценили себя, свои возможности и свое влияние на других людей.

Кроме того, самооценку Стрельцов повышают те, с кем они тесно взаимодействуют. Причем происходит это не за счет лести в их адрес, а исключительно благодаря успехам этих самых персон. Представители данного знака Зодиака гордятся тем, что рядом с ними находятся уникальные индивидуумы, и тем, что они общаются с этими людьми и могут называть их своими друзьями.

Самооценка Козерогов (22 декабря – 19 января)

У Козерогов самооценка выполняет защитную функцию – она обеспечивает социальную стабильность и независимость от внешних обстоятельств. Благодаря высокому мнению о себе и о своих потенциальных возможностях, представители этого знака Зодиака абстрагируются от неблагоприятных факторов и достигают всех поставленных перед собой целей.

Кроме того, на самооценку Козерогов положительно влияет приближенность к высокопоставленным персонам. Когда представители этого знака оказываются в высших слоях общества, их самомнение достигает пика, и они понимают, что жизнь удалась, так как с самого детства, как правило, они мечтают именно о принадлежности к клану сильных мира сего. И неважно, благодаря каким конкретно методам и заслугам они получают желаемое.

Самооценка Водолеев (20 января – 18 февраля)

На первый взгляд кажется, что Водолеи на все 100% уверены в себе и знают себе цену, однако это не совсем так. Если представителей этого знака Зодиака окружают люди, на которых они на самом деле могут положиться, то их самооценка на высоте – они чувствуют, что их деятельность и влияние на других приносят пользу, а значит, они все делают правильно. Однако, когда кто-то их подводит или предает, то от уверенности в себе не остается и следа, а систему координат приходится выстраивать заново.

Повысить же самооценку Водолеев может ощущение, что они целиком и полностью выполнили свой долг перед близкими людьми (родителями, детьми, друзьями), перед родиной или перед какой-то организацией. Кроме того, на их представлении о своей персоне благоприятно сказывается творческое самовыражение.

Самооценка Рыб (19 февраля – 20 марта)

У Рыб с самооценкой все сложно. Слишком уж высокую планку ставят перед собой представители этого знака Зодиака, чтобы часто быть довольными результатами своей деятельности. К тому же они очень зависят от мнения других людей, поэтому чужое неодобрение лишает их уверенности в своих силах и в полезности своих поступков. Грамотно оценивать себя мешает и отсутствие четких целей и задач на каждом промежуточном этапе социальных и карьерных свершений.

Тем не менее, есть то, что способствует активному повышению самооценки Рыб – это ответственность за чью-либо жизнь и судьбу. Если они понимают, что кроме них никто больше не позаботится о каком-то конкретном человеке, и что их деятельность важна не для кого-то абстрактного, а для того, кто им небезразличен, то их мнение о своей персоне резко улучшается.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

lime.energy

Самооценка подростков (стр. 1 из 7)

Глава 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 5

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 5

1.2 Процесс формирования самооценки у подростков 9

Глава 2. Роль семьи и родительских отношений в становлении подростковой самооценки 17

2.1 Особенности отношений подростков с родителями 17

2.2 Семья, как ведущий фактор формирования самооценки подростков 23

2.3 Рекомендации родителям подростков 29

Список используемой литературы 34

Подростковый возраст — важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли." [6]

Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

Прблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.

Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.

Целью нашего исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.

Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь семейных отношений и подростковой самооценки.

В ходе работы нами был произведен теоретический анализ литературы, поверхностный анализ информации сети интернет, а также обобщение полученного материала.

Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

— изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;

— рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

— выявить основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;

— разработать рекомендации для родителей подростков, оказывающие помощь в формировании адекватной самооценки детей.

ГЛАВА 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).[11]

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже [13].

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.

Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых. [22]

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.[18]

Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.

У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности.[11]

Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.

Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.[11]

mirznanii.com

Самооценка по столяренко

Исследование самооценки личности.

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

  • Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  • Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  • Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  • Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  • Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  • Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  • Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  • Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  • Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  • Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  • Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  • Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  • Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  • Общительность – способность легко входить в общение.
  • Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
  • Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
  • Откровенность – открытость, доступность для людей.
  • Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
  • Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
  • Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
    1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
    2. Гордость – чувство собственного достоинства.
    3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
    4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
    5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
    6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
    7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
    8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
    9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
    10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
    11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
    12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
    13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
    14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
    15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
    16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
    17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
    18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
    19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
    20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.
    21. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
    22. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
    23. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
    24. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
    25. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
    26. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
    27. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
    28. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
    29. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
    30. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
    31. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
    32. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
    33. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
    34. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
    35. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
    36. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
    37. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
    38. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
    39. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
    40. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.
  • Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
  • Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
  • Веселость – беззаботно-радостное состояние.
  • Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
  • Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  • Нежность – проявление любви, ласки.
  • Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
  • Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
  • Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
  • Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
  • Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
  • Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
  • Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
  • Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
  • Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
  • Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
  • Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
  • Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
  • Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
  • Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
  • Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

    Обработка результатов теста

    Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

    Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

    vsetesti.ru

    / Столяренко Л.Д. — Основы психологии

    Серия «Учебники, учебные пособия»

    Издание третье, переработанное и дополненное

    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    ББК 22. ЗЯ72 С 81

    профессор, доктор психол. наук А. И. Галактионов (Институт психологии РАН)

    профессор, доктор психол. наук Б. Б. Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) профессор, доктор биол. наук П. Н. Ермаков (РГУ)

    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

    В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

    Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.

    ББК 22. ЗЯ72 цгаБим.Н.А.Некрасова

    ‘ Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop . ___,————-

    © Столяренко Л.Д., 2000 © Оформление: издательство «Феникс», 1999

    Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

    Психология как наука.

    1.1. Задачи и место психологии в системе наук.

    1.2. Отрасли психологии.

    1.3. Методы психологии.

    2.1. Психика и организм.

    2.2. Психика, поведение и деятельность.

    Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.

    Краткий экскурс в историю психологии.

    3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера.

    3.2. Теория социального научения.

    Когнитивный подход в психологии.

    4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли).

    Гуманистические теории личности.

    5.1. Феноменологический подход Роджерса.

    5.2. Теория личности Г.Тома.

    6. Аналитическая психология К. Юнга.

    6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.

    7.1. Трансперсональный подход к человеку

    Психогенетический подход Ч. Тойча.

    Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. 136

    Ощущения и восприятия.

    2.1. Расстройства памяти.

    3.1. Развитие мышления в персоногенезе.

    3.2. Понятие и представление.

    3.3. Способы активизации мышления.

    3.4. Расстройства мышления.

    4.1. Виды воображения.

    5.1. Виды речевой деятельности и их особенности..212

    6.1. Оценка интеллекта.

    6.2. Креативность, или творческая одаренность.

    6.3. Коррреляция между креативностью и инди-

    Глава 4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ .

    Сознание как высшая ступень развития психики.

    2.1. Нарушения самосознания.

    Взаимодействие сознания и подсознания.

    Эмоциональные процессы и управление эмоциями.

    4.1. Теории эмоций.

    4.2. Стресс и фрустрация.

    4.3. Физиологические механизмы стресса.

    Воля как характеристика сознания.

    5.1. Структура волевого действия.

    6.1. Нарушения сознания.

    Глава 5. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ

    ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ .

    Индивидуальность и личность.

    1.1. Свобода воли.

    1.2. Общее и индивидуальное.

    1.3. Психологическая структура личности.

    Способности как проявление индивидуального

    3.1. Типы темперамента и их психологическая

    3.2. Роль темперамента в деятельности.

    Диспозиционное направление и факторный анализ

    5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—

    Характер, акцентуации характера и неврозы.

    Самооценка, уровень притязаний и фрустрации.

    9.1. Классификация А. Ф. Лазурского.

    9.2. Типология социальных характеров Фромма

    9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)

    9.4. Типология манипулятивных типов харак-

    9.5. Типологические модели индивидуальных

    9.6. Типологическая модель К. Юнга.

    9.7. Типология психосоциотипов.

    9.8. Сенсорная типология.

    9.9. Психогеометрическая типология.

    9.10. Клинические типологии личности.

    9.11. От «комплекса неполноценности» к лич-

    9.12. Типы людей и «локус контроля».

    9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности.

    11.1. Агрессивность и агрессивное поведение.

    Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ .

    1.1. Функции и структура общения.

    1.2. Трансактный анализ общения.

    1.3. Вербальные и невербальные средства общения. 419

    1.4. Общение как восприятие людьми друг друга___423

    1.5. Синтоническая модель общения.

    1.6. Виды и техники слушания.

    Психология взаимодействия людей. Межличностные

    2.1. Межличностные отношения и взаимодействия.

    2.2. Взаимодействие в группе.

    2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных

    2.4. Личность и группа: проблема лидерства и

    Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. .496

    Предмет педагогической психологии и предмет

    1.1. Целеполагание в педагогике и педагогиче-

    1.2. Основные понятия дидактики.

    Психологические особенности обучения.

    2.1. Стратегии формирования новых знаний и

    2.2. Стратегия экстериоризации.

    2.3. Психологические факторы, влияющие на

    Структура педагогической деятельности.

    3.1. Методологическая структура педагогической деятельности.

    3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность.

    3.3. Основные дидактические концепции.

    4.1. Программированное обучение.

    4.2. Проблемное обучение и деловые игры

    4.3. Производственно-профессиональное обучение. 559

    4.4. Инновационное обучение.

    5. Педагогическое общение.

    5.1. Стили педагогического общения.

    5.2. Воспитание и его закономерности

    Глава 8. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

    И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ .

    1. Жизненный цикл развития человека.

    1.1. Развитие нервной системы.

    1.2. Физическое развитие.

    1.3. Половое развитие.

    1.4. Когнитивное развитие.

    1.5. Нравственное развитие.

    2. Формирование и развитие личности.

    2.1. Социализация личности.

    2.2. Эпигенетическая теория развития личности

    3. Психологические особенности возрастных периодов.

    3.1. Кризис новорожденности.

    3.2. Стадия младенчества.

    3.3. Ранний возраст.

    3.4. Кризис трех лет.

    3.5. Дошкольный возраст.

    3.6. Младший школьный возраст.

    3.7. Подростковый возраст.

    3.8. Психологические особенности юношеского

    и студенческого возраста.

    Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

    1. Психология как наука Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим

    данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

    С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология

    выступала как наука о душе.

    Происхождение Своим названием и первым on-

    слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.

    Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом

    так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

    Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

    Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

    Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

    I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и

    Введение в психологию Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических

    процессов и практическое применение получаемых знаний.

    Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

    Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

    Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

    1.1. Задачи и место психологии в системе наук Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной

    сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его Основы психологии

    центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия

    труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

    Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

    1.2. Отрасли психологии Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую

    ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию

    труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

    Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социальнопсихологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различ-

    Введение в психологию ные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в

    процессе обучения, воспитания.»

    Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

    Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

    Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разноообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

    Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей.

    Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психоОсновы психологии

    логических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология

    религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

    Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).

    Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1. 1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

    Рис. 1.1. Классификация А. Кедрова

    Введение в психологию Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь;

    все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков. Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-практиков. Годфруа выделяет следующие прикладные области психологии: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант. Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессия, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочнокишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

    Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистомуниверсалом, «невозможно все делать хорошо»), например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительски-детских отношений, детский психологконсультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

    Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями. Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т. п.

    1.3. Методы психологии Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и

    эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

    Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

    Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

    Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

    1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

    2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

    3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

    4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

    Введение в психологию 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

    Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.

    Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

    Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

    В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или

    — при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц.

    Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

    Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное

    вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает

    в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца

    истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически Основы психологии

    достоверные закономерности развития психических явлений.

    Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.

    Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

    2. Понятие психики Традиционно дают определение понятию психики — как свойства живой высокоорганизованной

    материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

    Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи.

    Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это

    Отражаемое (весь мир) Отражающая система Отраженное (психическое явление)

    Введение в психологию

    виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

    Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение

    — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту,

    вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

    Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.

    Проблема может ставиться так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат!

    Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

    Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять

    через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью

    которого обусловлена психика, но содержание этой психики

    производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

    Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».

    Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в

    теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем — как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга.

    Т. о. предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

    Теория механического тождества,’напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

    Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

    В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили им в соответствие определенные психические функции. Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи.

    Введение в психологию Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с

    отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е.

    психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые

    функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через

    собственную активную деятельность.

    Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека — человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом,

    специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение — полноценная

    деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    studfiles.net