Презентация "Деловые и ролевые игры на уроках технологии 5 — 8 классах"

Основной целью для разработки и внедрения деловых и ролевых игр на уроках «технология» является – совершенствование учебного процесса с учетом создания условий для самореализации творчески развитой личности учащегося с учетом его потребностей. Использование деловых, ролевых игр в учебном процессе предметной области «технология» — один из важных направлений развития у школьников положительной мотивации и познавательного интереса к творчеству, экономике, предпринимательству, созданию изделий по собственному замыслу, осознанному выбору профессии и участия в сфере общественного труда.

Поэтому я, как учитель технологии, поставил перед собой задачу – создать условия для самореализации способностей учащегося через проблемную, поисково-исследовательскую деятельность в решении практических, конструкторских, творческих задач участвуя в деловых и ролевых играх.

Посредством устранения противоречий, проблемных ситуаций, ученик со школьных занятий находит пути разрешения проблемы в различных жизненных ситуациях, имея опыт неординарного мышления, практический опыт в разработке и изготовлении любого даже сложного изделия.

Деловые и ролевые игры разработаны на базе МОУ СОШ №33 г. Волгограда согласно программы и учебника «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко. Они были опробованы на районных, городских, областных научно-практических конференциях с 1996г. с участием учеников 6-9кл. при участии и экспертизе профессора педагогических наук ВГПУ им. Серафимовича В.В. Серикова, методистов районного, городского управлений образования и Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования для учителей «технологии» района, города, области. Деловые, ролевые игры способствуют закреплению полученного учебного материала, проявляют интерес у учащегося к творческой работе по темам программы, проектной деятельности и дополнительного образования. Ученики, принимая на себя определенные обязанности, роли решая проблемную ситуацию знакомятся с процессом творчества, рационализации, изобретательства, конструирования, дизайна и предпринимательства, тем самым проявляя интерес к будущей профессиональной деятельности: дизайнера, экономиста, электромонтера, столяра, юриста, механика, конструктора и др. Использование деловых, ролевых игр на занятиях «технологии» значительно облегчает подведение итогов по каждой теме программы, так как учеников можно организовать и оценивать деятельность индивидуально, звеньями, группами и фронтально. Заметим, что работа в малых группах, объединяющих сильного, среднего и слабого учеников позволяют создать условия для проявления своих интересов, способностей в практической, организаторской, творческой работе, при этом сильный ученик помогает слабому для достижения единой цели в коллективной работе. Деятельность игровых ситуаций позволяет ученику выявить свои слабые и сильные стороны эмоций, характера, наблюдательности, внимания, мышления и др. и с помощью учителя скорректировать свое отношение к решаемой проблеме, роли в игре, отношение к учебе. Участие учеников в деловых, ролевых играх по разным темам программы с 5-9 кл. поможет развивать интерес, способности к самостоятельному мышлению, принятию решений, выявлению противоречий, вырабатывать навыки самообразования, помогать отстающим, осознанно выбирать профессиональную деятельность на своем жизненном пути.

pedsovet.su

Возможности самооценки и взаимооценки знаний студентов на уроках технологии в педагогическом колледже

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Дата публикации: 31.10.2014

Статья просмотрена: 1080 раз

Библиографическое описание:

Чернышева С. А. Возможности самооценки и взаимооценки знаний студентов на уроках технологии в педагогическом колледже [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 247-250. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6512/ (дата обращения: 20.04.2018).

В статье обоснована необходимость введения разнообразных форм оценивания знаний студентов на уроках технологии в педагогическом колледже; проанализированы такие формы оценивания, как критериальная самооценка и экспертная взаимооценка и предложены примеры из практики проведения самооценки и взаимооценки на уроках технологии в педагогическом колледже.

Ключевые слова: критериальная самооценка, критерии оценивания, экспертная взаимооценка, алгоритм проведения самооценки, алгоритм проведения взаимооценки.

Проблема оценки знаний студентов на уроках технологии в педагогическом колледже всегда была актуальна, но в последнее время, в связи с гуманизацией образования, появилась устойчивая необходимость в обновлении системы оценочных средств. Многие ученые признают недостаточными любые их модификации. В качестве основных недостатков традиционных способов оценки, будь то рейтинговая или тестовая система, указываются, во-первых, однонаправленность оценки, при которой не только высока вероятность преподавательского субъективизма, но и налицо несоответствие способа оценки задачам личностно-ориентированного обучения и развития личности студента в целом; во-вторых, подмена процесса оценивания результатом (оценкой). При этом студент приучается ориентироваться на мнение преподавателя и не научается соотносить свой результат с планируемым. Эта проблема особенно ярко проявляется при прохождении студентами педагогического колледжа педагогической практики, когда студенты затрудняются в выставлении оценок ученикам и с трудом организуют самооценочную и взаимооценочную деятельность учеников на уроке.

Надо отметить, что в основе самооценки и взаимооценки лежит принцип образовательной рефлексии. Н. В. Уварина пишет: «Принцип образовательной рефлексии для личности в процессе актуализации творческого потенциала выступает как источник нового знания о себе, о понимании целей и задач своей активности, саморазвития. При этом соблюдение данного принципа проявляется в самоопределениии целей творческой деятельности, выборе форм и методов достижения цели, в самоанализе и сравнении полученных результатов с поставленной целью, в самооценке и самокоррекции индивидуальной творческой траектории развития [8].

В то же время, как отмечает В. С. Ротенберг: «Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе и им самим, обучающими устройствами и т. д.) тем интереснее ему работать [5, с.47]. Таким образом, необходимо обучать студентов использовать в своей педагогической практике разные способы оценивания знаний.

Мы рассмотрим такие способы оценивания знаний и практических умений студентов, при которых у студентов формируются умение самостоятельно оценивать свою работу (самооценка) или работу другого человека (взаимооценка). Понятия «самооценка» и «взаимооценка» опираются на понятие «оценка». В педагогике под оценкой подразумевается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми ценностями (Ш. А. Амонашвили [1, с.17], Г. Ю. Ксензова [4, с.19], М. А. Чошанов [9, с.87], И. С. Якиманская [10, 91]). Результатом этого процесса является отметка, знаковый (цифровой) эквивалент оценки. Ш. А. Амонашвили указывает, что «оценка ? это процесс, деятельность (или действие оценивания), осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса, деятельности (или действия), их условно-формальным отражением. Уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом» [1, с.17].

Под самооценкой подразумевается любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Самооценка здесь противопоставляется другим типам данных о личности, например, экспертной оценке, наблюдению, поведенческим тестам [7, с.367]. Таким образом, самооценкой знаний студентов является процесс соотношений реальных результатов с планируемыми, производимый самим студентом по отношению к результату собственной работы.

Сложность проведения самооценки знаний на уроке технологии заключается в первую очередь в субъективности получаемой отметки. На наш взгляд, это является следствием не разработанности алгоритма выставления такого рода отметок. Мы считаем, что при самооценке продуктов творчества студентов необходимо сформулировать твердые критерии, опираясь на которые, студент может самостоятельно и адекватно оценить результат своей деятельности. Здесь существует одна сложность — критерии будут различны для заданий различного характера. Например, Н. М. Конышева различает пять видов конструирования, различающихся по характеру познавательной деятельности: копирование образца; воссоздание образца; доконструирование; переконструирование; конструирование по заданным условиям [2, с.148].

Очевидно, что каждый вид конструирования имеет определенную цель. Для самооценки задания студент вначале должен определить, какого вида задание ему предложено и указать цель выполнения этого задания. Например, так соотносятся виды и цели задания (по Н. М. Конышевой) [2, с.149–177].

1. Копирование — рассмотреть и проанализировать образец; овладеть необходимыми способами и приемами работы; осуществить строгий контроль и однозначную оценку;

2. Воссоздание — воспроизвести плоскую модель путем сборки из отдельных частей (головоломка), воспроизвести объемную модель на основе заданного модуля, мысленно достроить или трансформировать формы, воспроизвести конструкцию в других материалах, найти закономерности в устройстве образца;

3. Доконструирование — внести конструктивные изменения в готовое изделие по заданным условиям;

4. Переконструирование — внести в устройство или внешний вид изделия некоторые конструктивные или декоративные изменения, для изменения принципа действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями;

5. Конструирование по заданным условиям — сконструировать изделие в соответствии с перечнем конкретных требований, сконструировать изделие в соответствии с областью его функционирования.

В программе по технологии для студентов педагогических колледжей преимущественно используются 1, 3, 4 и 5 виды заданий. Мы разработали примерный алгоритм формулирования критериев для самооценки продуктов деятельности:

1. Определить вид задания и его цель;

2. Опираясь на цель, вывести несколько критериев, которые бы наглядно показывали достижение данной цели;

3. Опираясь на критерии, вывести показатели и уровни;

4. Записать результат в виде таблицы для самооценки.

Самое главное — весь алгоритм должен быть пройден студентами в результате дискуссии, чтобы они точно понимали взаимосвязь вида задания, цели, критериев, показателей и уровней самооценки. Например, если студентам предложена тема «Художественное вырезание» и задание: сделать аппликацию по образцу в технике симметричного вырезания, то, следуя алгоритму, мы получим следующие взаимосвязи:

1. Вид задания — копирование, цель — освоить способы и приемы симметричного вырезания;

2. Критериями будут аккуратность, точное копирование образца, адекватная цветовая гамма, правильная композиция, верный выбор материалов для аппликации;

3. Показатели для каждого критерия будут разными, например, для критерия «аккуратность» мы предложили показатель «ровный край» (так как прием работы — вырезание ножницами), «отсутствие линий разметки» (так как необходимо научиться верно размечать карандашом заготовки) и «отсутствие следов клея» (так как аппликация приклеивается к основе). Эти критерии в свою очередь раскладываются на уровни, например, ровный край может быть очень ровным, частично ровным и неровным;

4. В результате мы получили очень удобную таблицу, в которой студенту при самооценке задания нужно указать только уровень каждого показателя и подсчитать количество баллов.

В нашей практике студенты очень быстро обучались работать с таким инструментом для самооценки собственных проектов, это позволяло им объективно видеть недостатки и достоинства продуктов своей деятельности.

Еще одним способом оценивания знаний студентов на уроках технологии является взаимооценка. В своей практике мы пользуемся технологией экспертной взаимооценки. Экспертиза (лат.) ? исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, эксперт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы [3, с.8].

Внутригрупповая экспертная взаимооценка ? метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки. [6, с.64].

Главный смысл взаимооценки — взаимоконтроль, самостоятельное исследование плодов собственной и чужой деятельности. В нашем случае экспертами будут являться сами студенты, что, несомненно, позволит им проявить следующие личностные качества: способность к конструктивной критике, наблюдательность, способность анализировать продукты чужой деятельности, взятие на себя ответственности за принятое решение.

Мы разработали и опробовали удобный способ взаимооценки на занятиях по технологии. Обычно при экспертной взаимооценке каждому студенту выдаётся лист с показателями/уровнями, которых может быть до десятка, и предлагается оценить работу по каждому из них. Это необыкновенно трудно. Новизна и удобство предлагаемого нами способа в том, что эксперт должен работать только по одному из предложенных показателей, уровни которого предварительно разработаны им самим. Рассмотрим подробно процедуру экспертной взаимооценки на примере занятия «Построение орнамента». Целью этого занятия является овладение приёмами построения линейного, замкнутого и сетчатого орнаментов.

Экспертную взаимооценку мы применяем на этом занятии при проверке домашнего задания: дома студентам предлагается разработать эскизы трех вариантов орнамента на основе одного раппорта.

Процедура экспертной взаимооценки проходит в несколько этапов:

1 этап ? совместная (преподаватель и студенты) разработка показателей/уровней оценки в ходе свободной дискуссии;

2 этап ? назначение эксперта по каждому из показателей (студент сам выбирает себе один показатель);

3 этап ? выставление оценок студентами-экспертами.

4 этап ? обобщение оценок, аргументация своей оценки каждым из экспертов (если это необходимо), выставление среднего балла, рефлексия студента.

Опишем вкратце каждый из этапов. 1 этап проводится преподавателем совместно со студентами в ходе дискуссии. Например, для критерия «построение орнамента» студенты выбрали следующие показатели: точность разметки, качество линии, соблюдение раппорта, общая гармоничность орнамента, общая аккуратность рисунка. Каждый показатель нуждается в уровнях и объяснении ? например, для такого показателя, как качество линии студенты выделили три уровня: высокое, среднее, низкое качество линии. Высокое качество линии — толщина линии одинакова по всему рисунку, линия уверенная; среднее — толщина линии слегка разнится, линия немного неуверенная; низкое — толщина линии разная по всему рисунку, линия неуверенная. При этом уровни каждого показателя фиксируются на доске. Таким образом, к концу дискуссии мы имеем список показателей и уровней одного критерия: построение орнамента.

2 этап заключается в выборе экспертной комиссии: студенты по желанию выбирают себе те показатели, которые будут фиксировать. Например, если студент выбирает себе показатель «качество линии», то наблюдает только за качеством линии, остальные показатели не фиксирует. При выборе экспертов мы старались задействовать всех студентов.

3 этап — собственно проверка домашнего задания, она же самостоятельная работа экспертов. На этом этапе преподаватель фиксирует свои замечания, он может согласиться или не согласиться с работой эксперта, при этом обладает правом одного голоса, как любой студент.

4 этап: Заключение эксперта, выставление среднего балла. Экспертное заключение не комментируется преподавателем, оценка не обсуждается. Все оценки фиксируются в экспертном листе преподавателя.

В результате при таком способе взаимооценки домашнего задания каждый студент не только демонстрирует свой уровень владения технологией построения орнамента, но глубоко анализирует один из показателей уровня владения другого студента, что позволяет ему изучить, пронаблюдать и прочувствовать один из показателей общей оценки. При этом задействована вся студенческая группа, оценка выставляется коллегиально, возможна апелляция, и, что немаловажно, сравнивая различные варианты выполненного задания, студент вырабатывает для себя оптимальный, эталонный вариант. В дальнейшем, когда процедура экспертной взаимооценки будет отработана, можно менять экспертов, темы, критерии на усмотрение преподавателя и студентов, тогда каждый студент может освоить несколько показателей и в полной мере овладеет технологией экспертной взаимооценки.

1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили.?Воронеж.: Институт практической психологии, 1998.?544 с.

2. Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе/Н. М. Конышева.? Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2007.?296 с.

3. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании:учеб.пособие для пед. Вузов/М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк.?М.:Академия, 2002.?112с.

5. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя:учеб.-метод.пособие/Г. Ю. Ксензова.?М.:Педагогическое общество России, 1999.?120 с.

6. Ротенберг, В.С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн.для учителя/В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.?М.:Просвещение, 1989.?239 с.

8. Современный психологический словарь/под. Ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.?СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008.?490 с.

9. Уварина, Н. В. Принципы актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе/Н. В. Уварина//General and Professional Education.?2011.?№ 2.?С.63

10. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие /М. А. Чошанов.?М.:Народное образование, 1996.?160 с.

11. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/ И. С. Якиманская.?М.:Сентябрь, 2000.?176 с.

moluch.ru

Формирование самооценки и самоконтроля на уроках информатики, как средство повышения качества знаний

Контроль и оценка составляют основу успешности обучения.

«Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолимы, глубоко несчастен…

интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями;

без вдохновения учение превращается для детей в тягость»

Наш мастер-класс посвящен теоретическому и практическому знакомству с приёмами работы по формированию самооценки, самоконтроля знаний, как одним из способов повышения качества знаний учащихся.

Повышение мотивации педагогов к овладению приемам самооценки, самоконтроля, для формирования умений учащихся объективного оценивания знаний.

Познакомить с понятиями “самооценка и самоконтроль»

Познакомить с приёмами работы по данной теме;

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер — класса.

Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет начать активно внедрять данные приёмы работы в образовательную деятельность учащихся.

Школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Считаю, что основные компоненты самоконтроля и самооценки являются:

Компоненты самоконтроля и самооценки

Сегодня вашему вниманию предлагаю некоторые методы и приёмы, которые способствуют формированию навыкам самооценки и самоконтроля на уроках информатики.

Предлагаю просмотреть, как использую на практике один из приёмов по формированию самооценки знаний.

— Просмотр видео с урока по теме: «Антивирусные программы».

На этапе актуализации знаний учащимся было предложено выполнить разноуровневые задания по теме «Компьютерные вирусы».

После выполнения задания ребятам предлагаю посмотреть на доску и сравнить свои ответы с правильными ответами указанными на доске. Затем они ставят сами себе оценку в оценочный лист.

На следующем этапе учащиеся работают в парах. Им заранее было дано задание подготовить презентацию на тему «Антивирусные программы». И прежде чем они приступят к защите своих презентаций мы повторили выработанные ребятами на прошлом занятии критерии оценивания презентации и правила работы в парах.

После защиты каждой пары своей презентации учащиеся выставляют им оценки за работу в оценочные листы (взаимопроверка), придерживаясь тех критерий, которые они выработали по оцениванию презентаций.

По завершению всех выполненных заданий учащимися, мной были собраны оценочные листы для того, чтобы сопоставить их оценку по проделанной работе со своей и вывести общую. Затем огласить на следующий урок их оценки. Раздать снова учащимся их оценочные листы для того, чтобы они самостоятельно нашли в заданиях те ошибки, которые были ими допущены, и в ходе чего они получили соответствующую оценку.

Также практикую в своей деятельности заполнение «оценочных карт». Приведу пример оценочной карты по теме «Анимация в презентации»

Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.

Следующий приём самоконтроля – это «Сверка с образцом». Этот прием я использую на первых уроках усвоения новой темы. Образцы для самопроверки могут содержать:

а) полное решение всех заданий;

б) промежуточные и конечные результаты;

в) только конечные результаты.

Например, для проверки правильности выполненного задания «найдите значение выражения» 112 3 + 101101 2 +15FC 16 +473,14 8 эти образцы таковы:

Уменьшая число используемых ответов, я постепенно приучаю учащихся к самопроверке без готовых образцов с использованием подходящих приемов самоконтроля.

Использую на уроках так же тестовые задания.

Тестом – называются стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Формы тестовых заданий

с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных;

с открытым ответом;

на установление соответствия;

на установление правильной последовательности.

С выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных

Графическое представление алгоритма для исполнителя называется:

С открытым ответом

Логическая операция сложения называется___________;

На установление соответствия

Соедините стрелками числа, обозначающие одно и то же количество, но в разных системах счисления. Время выполнения – 3 минуты. Исправления исключаются.

На установление правильной последовательности

Расставить номера в соответствии с порядком выполнения действий:

Оценка результатов тестирования

Таким образом, в ходе применения тестовой методики проверки знаний по информатике я могу сформулировать такие рекомендации по построению заданий тестовой формы:

В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок.

Среди вариантов ответа задания должен быть только один правильный.

В тест не должны включаться задания, требующие громоздких вычислений.

Используемая терминология не должна выходить за рамки школьной учебной литературы (основных учебников).

Уважаемые члены жюри! Все вы, обучались в советской традиционной школе. Как вы считаете, в реальной жизни, в различных жизненных ситуациях умеете ли объективно вы себя оцениваете в них.

Оцените себя, подняв соответствующий балл. (раздать карточки 1, 2, 3 ).

А теперь представьте, если бы вы проучились в школе 11 лет, которая систематически вас обучала оценивать, самооценивать себя не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях, то как вы думаете насколько бы изменилась ваша самооценка в жизни. (поднимите теперь пожалуйста карточку ).

Содержимое разработки

и самоконтроля на уроках информатики, как средство повышения качества знаний.

Мустафина Камила Александровна

«Асановская средняя школа»

Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению приемам самооценки, самоконтроля, для формирования умений учащихся объективного оценивания знаний.

Познакомить с понятиями “самооценка и самоконтроль»

Познакомить с приёмами работы по данной теме;

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер — класса.

Школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой.

Чтобы управлять собой, необходимы знания

о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Компоненты самоконтроля и самооценки

Слияние с намеченным

Слежение за своими

действиями и их

Огромное влияние в становлении и развитии самооценки личности играет учитель.

оценивая знания, учитель оценивает личность, ее возможности и место среди других

Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д.

Методы и приёмы, которые я применяю

на уроках информатики:

Оценка другим учеником

— что такое презентация

— что такое анимация

— алгоритм создания анимации в презентации

— добавлять объектам эффекты анимации

— устанавливать таймер времени показа презентации

— менять и оформлять дизайн и фон слайдов

Методы и приёмы, которые я применяю на уроках информатики:

«Сверка с образцом»

Образцы для самопроверки могут содержать: а) полное решение всех заданий; б) промежуточные и конечные результаты; в) только конечные результаты.

Например, для проверки правильности выполненного задания «найдите значение выражения» 112 3 + 101101 2 +15FC 16 +473,14 8 эти образцы таковы: а) 14 10 +45 10 +5628 10 +315,175 10 = 6002,175 10; б) 14; 45; 5628; 315,175;6002,175; в) 6002,175.

Методы и приёмы, которые я применяю на уроках информатики: «Тестовые задания»

  • с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных;
  • с открытым ответом ;
  • на установление соответствия ;
  • на установление правильной последовательности.

С выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных.

С открытым ответом.

Логическая операция сложения называется________________ ;

На установление соответствия.

Соедините стрелками числа, обозначающие одно и то же количество, но в разных системах счисления. Время выполнения – 3 минуты. Исправления исключаются.

На установление правильной последовательности.

Исследование модели на компьютере

Оценка результатов тестирования

В оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал .

Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

videouroki.net

Технологии, часто используемые на уроках

технологии и/или методики

Описание порядка использования

в практической профессиональной

(ИКТ) технологии обучения.

1. Визуализация учебного материала.

2. Повышение мотивации обучения на уроке.

3. Развитие навыков исследовательской деятельности.

4. Развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

5. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного обучения.

6. Увеличение плотности урока.

7. Формирование информационной культуры, умение осуществлять обработку информации( при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

8. Корректировка учебно-воспитательной работы посредством проведения комплексного мониторинга успеваемости и посещаемости.

1. Объясняю новый материал с использованием компьютерных презентаций как источников учебной информации и наглядных пособий.

2. Провожу практические занятия с помощью обучающих компьютерных программ при закреплении знаний и тренировки умений обучающихся.

3. Провожу итоговые уроки проектной деятельности и веб-квесты, предполагающих использование обучающимися средств ИКТ при презентации и защите проектов.

4. Провожу контрольные уроки с использованием ИКТ.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности:

1. ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися.

2. ИКТ при работе над веб-квестами.

3. ИКТ при организации исследовательской деятельности

4. ИКТ в подготовке к экзаменам или олимпиадам

5. ИКТ на внеклассных мероприятиях.

6. Ведение электронного журнала в программе Netshool в более полном объеме обеспечивает обратную связь с родителями и соответственно повышает контроль успеваемости.

7. В классном руководстве ведение сайта обеспечивает более полное освещение всех мероприятий, проектов. Улучшает взаимодействие учителя с родителями и учениками.

1.Развиваются познавательные способности обучающихся, что отражается в результатах олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

2.Повышается мотивация обучающихся к изучению предмета, что показывает высокий уровень облученности.

3.Расширяются возможности творческой деятельности обучающихся (оформление материалов проектной деятельности, виде презентаций, Wiki -газет, публикаций в Word в результате создан банк данных работ).

4. Развиваются навыки контроля и самоконтроля при совместной работе в сети над Wiki – газетами 5 класс, при публикации своих работ в «Эллектронных тетрадях» 8 класс.

5. Развиваются навыки оперирования большими объемами информации при работе над веб-квестами.

6. Обеспечивается в нужной степени конфиденциальность.

7.Формируется готовность высказать свое мнение и оценку.

8.Возникновение потребности дальнейшего самообразования в области информатики.

9. Осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся, всегда есть возможность индивидуально проконсультироваться с учителем по электронной почте (порядка 2 000 писем учеников за 2 года).

10. Обеспечивает быструю коррекцию учебно-воспитательной работы, прямая связь с родителями и учениками.

1. Конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. Рассматривается организационная форма обучения »ученик – ученик» (которое можно рассматривать как учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной самостоятельности, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.

2.Коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами.

3.Социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации ребенка в сообществе.

Групповое обучение строю на принципе сотрудничества. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание формулирую таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Учитель превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Особенностями организации групповой работы учащихся на моем уроке являются:

1) класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Технологический процесс групповой работы

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3)Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

и) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

1. Высокое качество знаний.

2. Познавательная активность и высокая работоспособность обучающихся, направленная на приобретение знаний.

3. Творческая инициатива обучающихся.

4. Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях учащихся.

5. Взаимное обогащение учащихся в группе.

6. Рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

У учащихся формируются и совершенствуются умения:

— добывать, обрабатывать, преобразовывать информацию;

— объяснять свою позицию, критически подходить к оценке своей и чужой работе;

— формулировать цель, составлять план действий.

обучения (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев )

1. Сформировать у обучающихся новые умения и навыки.

2. Создать условия реального общения.

3. Создать благоприятную психологическую атмосферу общения.

4. Повысить мотивацию к обучению.

5. Развить интерес к предмету.

6. Раскрывать креативные способности учащихся.

7. Развивать коммуникативные навыки учащихся.

8. Обеспечивать свободный обмен мнениями.

9. Вовлекать всех учащихся в учебный процесс.

10. Практически закреплять полученные знания.

11. Расширять кругозор детей.

12. Формировать навык совместной деятельности.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе использую занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования обучающихся. Моя задача – организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности.

Игровые приемы и ситуации применяю:

— на уроках изучения нового материала (дидактическая цель ставится обучающимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства обучения);

— уроках обобщения и систематизации (в учебную деятельность вводится элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом);

— уроках закрепления материала (в целях отработки и прочного усвоения изученного).

При использовании игровой технологии работаю обычно по следующим этапам:

1. Предварительный. На этом этапе ставлю цель и определяются задачи игровой деятельности. Учащиеся совместно со мной, а иногда и без меня участвуют в распределении ролей и определении условий деятель­ности.

2. Организационно-методический. Он характеризуется поиском путей решения поставленных задач педагогическими приемами. На этом этапе про­исходит деление учащихся на группы (если игра предполагает), поиск необходимой справочной и учеб­ной литературы, а также организация рабочего места. Я при этом зани­маюсь организационно-корректирующей деятельностью.

3. Работа в группах (если игра предполагает деление на группы). В рамках каждой малой группы распределяются обя­занности, исходя из сложившихся компетенций у учащихся. Осуществляется самостоятельная работа групп по решению поставленной задачи имеющимися средствами, при этом школьники проявляют свои коммуникативные компетен­ции учебной деятельности. Этап характеризуется активным использованием субъектного опыта каждого учащегося. Я на данном этапе являюсь наблюдате­лем деятельности учащихся.

4. Представление результатов работы. Каждая из групп представляет свой вариант решения той или иной проблемы. Возможна ситуация, при кото­рой члены групп будут полемизировать друг с другом, что является дополни­тельным условием развития познавательной активности учащихся.

5. Анализ и подведение итогов. Учащиеся формулируют вывод по теме. Я в данной ситуации могу корректировать те или иные утверждения.

На уроке я становлюсь режиссером, координируя и корректируя деятельность учащихся. Перед началом игры я знакомлю всех участников с ее условиями, режимом работы и выдаю необходимый материал и оборудование. В зависимости от характера заданий учащиеся распределяют роли либо сами, либо с помощью меня. Контроль за деятельностью каждого в отдельности учащегося переходит к ученикам, т. к. результативность общей работы определяется вкладом каждого, а вследствие возрастных особенностей очень важно мнение товарищей. В процессе работы я могу корректи­ровать деятельность отдельных учащихся для достижения поставленной цели. Между участниками игры возможна дискуссия для выработки общего ре­шения. В этом случае часть учащихся выступает в роли сборщиков информации, часть — в роли аналитиков, часть — в роли критиков. По окончании дискуссии озвучивается решение. В конце игры я подвожу итог.

1. Повышает качество обучения.

2. Способствует созданию психологической готовности к работе.

3. Активизирует мыслительную деятельность обучающихся (развивает память, внимание).

4. Помогает обучающимся в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

5. Приобретение новых знаний, улучшение качества уже существующих.

6. Существенно повышает желание учащихся изучать информатику более углубленно.

(Д. Дьюи, В.Х. Килпатрик)

1. Сформировать активную познавательную деятельность по предмету.

2. Расширить и углубить знания обучающихся по предмету.

3. Развить творческие способности детей.

4. Повысить качество обучения.

5. Подвигнуть ребенка на желание мыслить, самому достигать результата, определенного аргументированного умозаключения.

6. Воспитание гармоничной, социально-зрелой личности. Ученики способны сами распознать проблему, размышляют над путями ее решения и находят пути решения проблемы.

Учебно-познавательная деятельность обучающихся строю таким образом, что обучающиеся оказываются в ситуации интеллектуального затруднения, тем самым я побуждаю обучающихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению фактов, явлений, правил.

Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации следующая: проблемная ситуация, проблема, поиск способов ее решения, решение проблемы.

Я использую наиболее характерные типы проблемных ситуаций при обучении информатики:

— различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Пути создания проблемных ситуаций:

— текст провокационного содержания;

— логическая выстроенная цепочка заданий и вопросов;

— применение мотивирующих приемов (сообщение интригующего материала, демонстрация непонятных явлений).

На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью меня ответы на поставленные проблемные вопросы.

1. Развитие мышления учащихся.

2. Формирование гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

3. Воспитание активной личности, способной к поиску.

4. Призовые места на школьных олимпиадах и других конкурсах.

5. Развивается умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом.

6. Развиваются творческие умения: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль.

У. Х. Килпатрик, К.Фрей,

2. Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе.

3. Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр.

4. Постепенно научить школьника работать самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса.

Основные принципы использования проектной технологии:

— формулировка конкретной цели, направленной на достижение практического результата

— получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с по-мощью компьютера;

— самостоятельное выполнение детьми задания и моя по-мощь в случае необходимости;

— обоюдная ответственность учеников и учителя за результаты работы.

Обычно я строю свою работу по этой технологии в соответствии со следующими этапами:

Этап 1 – подготовительный: выбор темы и её формулировка, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта;

Этап 2 – сбор материала, накопление и оформление его детьми; обсуждение первых результатов и уточнение конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);

Этап 3 – использование полученного материала в процессе создания проекта; завершение оформления продукта проектной работы;

Этап 4 – подведение итогов и презентация проекта.

Количество этапов зависит от степени сложности проект-ной деятельности.

2. Узнать новую информацию и определённым образом её оформить, сделать что-либо вместе с другими.

3. Исключается формальный характер изучения информатики (по принципу «Надо знать») и активизируется их взаимодействие для достижения практического результата изучения информатики

4. Меняются функциональные обязанности ученика и учителя. Ученик активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения информатики и конкретного урока; учитель выступает в роли советчика, помощника, участника детских игр и занятий.

5. Формулируется способность самостоятельно действовать в социальных ситуациях.

6. Развивается чувство ответственности за конечный результат, который представляется и оценивается в рамках недели информатики в день защиты проектов (Расписание недели информатики — вторник 12.11.2013).

7. Развивается умение публично выступать, аргументировано проводить презентацию данного результата.

Дифференцированное обучение информатики- это создание групп учащихся, различающихся по :

-уровню владения предметом;

— предъявленным к ним требованиям;

— подходам к использованию форм и методов обучения.

Обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей в зоне ближайшего развития. В основе лежат два основных положения: 1) получение всеми учащимися общеобразовательной под-готовки,

2) преподавания информатики с целью углубить и развить логические способности.

Психолого-педагогическая дифференциация позволяет лучше понять возможности школьников и создать для каждой группы детей и для каждого ребенка в отдельности наиболее благоприятные условия через организацию дифференциального обучения.

В своей практике, при работе по технологии уровневой дифференциации:

1) я условно выделяю в классе несколько групп, к которым предъявляю разные требования по содержанию, темпу обучения,

2) каждый ученик овладевает знаниями на доступном ему уровне, при этом ко всем ученикам предъявляются требования владения материалом на базовом уровне.

3) каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать, на каком уровне ему усваивать материал,

4) варьирую индивидуальную и фронтальную формы работы на уроке, в зависимости от этапа урока.

5) При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию, с этой целью использую имеющийся в наличие учебно-методические комплекты. Основное условие уровневой дифференциации – это систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов. Предусматривается:

— полнота проверки обязательного уровня подготовки;

— наличие учебнометодического комплекса: банк заданий по уровню сложности.

— оценка методом сложения (общий зачёт — сумма частных зачётов);

— повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

— «закрытие» пробелов (досдача материала).

1. Дифференцированное обучение создает условия для удовлетворения потребностей и интересов каждого, ориентируясь на максимальное развитие школьников.

2. На уроке создается обстановка технологической комфортности, когда сознательный выбор учеником форм работы, уровня освоения и контроля снижает излишнее напряжение ученика.

3. У учителя появляется возможность работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний учеников, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, сильному – давать возможность творческого роста.

4. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

5. При этом формируются навыки планирования и регулирования своей деятельности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности, чувство успеха, уверенности в своих силах, а значит повышается и самооценка.

www.t-blohina.com

Развитие навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка

Развитие самоконтроля и самооценки является одним самых важных элементов начального образования.

Просмотр содержимого документа

«Развитие навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка»

Учитель английского языка, Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 94» г. Перми

Развитие навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка во 2 классах.

Целью этой работы является описание приемов по развитию навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение.

Ключевые слова: самооценка, взаимооценка, самоконтроль, приемы.

Teacher of English, Individual Municipal Educational Institution "Secondary school № 94" Perm.

Development of skills of self-esteem and self-control at English lessons in 2 nd forms.

The purpose of this paper is to describe techniques for the development of self-esteem and self-control skills for English lessons. Work has a practical application.

Keywords: self-esteem, self-control techniques.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В процессе обучения английскому языку детям, как и взрослым, постоянно приходится сталкиваться с такими понятиями, как самоконтроль и самооценка. Изучению роли самооценки в учебной деятельности посвящено много исследований, как в возрастной, так и в педагогической психологии младшего школьного возраста. Самооценка, формируемая в процессе всей жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Она проявляется в сознательных суждениях, в которых индивид пытается сформулировать свою значимость.

Самооценка в целом имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Через сравнение, сопоставление себя с другими людьми в процессе деятельности происходит своеобразный перенос различных свойств личности, и ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. От самооценки зависит характер его общения, отношения с другими людьми.

У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Она может стимулировать или, наоборот, подавлять активность, что отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Самооценка служит и средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценки с возрастом повышается: самооценка взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, что связано с жизненным опытом, умственным развитием и стабилизацией уровня притязаний.

Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель, который разрабатывает для каждого конкретного случая четкие эталоны оценивания, создает необходимый психологический настрой на анализ собственных результатов, поддерживает учащихся при составлении ими собственной программы деятельности на следующий этап с учетом полученных результатов. В качестве средств развития самооценки можно выделить следующие приемы:

«Дорожка успеха» — прежде чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием и зафиксировать свое предположение.

«Волшебные линеечки» — оценочная шкала, на которой учащиеся отмечают результат выполненной деятельности непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Критерии оценивания могут быть разными: аккуратность, правильность, старание, трудность и т.д. Учитель в свою очередь рассматривает адекватность самооценки, при необходимости корректируя ее.

«Цветная оценка». Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает учитель при проверке. Значение цвета обговаривается заранее. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

«Кто сможет?» Учитель готовит задание, например, составить предложение по предложенной на доске схеме, и спрашивает: «Кто сможет?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего ученик отвечает на вопрос: «Ты справился с заданием?» То есть происходит сравнение уровня притязаний с возможностями.

«Обоснованный отказ» позволяет развивать умение обнаруживать границу своих знаний, а так же умение обнаруживать задания с недостающими условиями.

«Фронтальная самооценка» — один из приемов устной самооценки. Учащиеся отвечают на вопросы: Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились? Кто с ней справился легко? Кому ПОКА трудновато? Кто или что помогало вам справиться? Кто доволен сегодня своей работой?

«Индивидуальная самооценка» — подразумевает ответы на следующие вопросы: Что тебе нужно было сделать? Ты все сделал правильно или были недочеты? Ты все сделал сам или с чьей-то помощью?

«Взаимооценка» — сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недостатки. Другой вариант взаимооценки предполагает сначала оценивание себя, а затем обмен тетрадями и оценивание в паре.

Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.

Самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Гуткина Н. И.). Развитию навыков самоконтроля способствует создание потребности в самоконтроле. Логика формирования учебного действия самоконтроля подчиняется общей закономерности формирования умственных действий: первоначальной формой является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах, затем действие выполняется в вербальном плане и на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи, после чего оно приобретает характер свернутого умственного акта.

Для формирования самоконтроля важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном виде.

Взаимоконтроль проводится при проверке письменных и графических работ, а также при устных ответах и сообщениях. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля.

Самоконтроль имеет несколько видов: предварительный, процессуальный и итоговый. С точки зрения учителя действие предварительного контроля заключается в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем.

Упражнения на развитие умений самоконтроля, творческие задания, упражнения на развитие психологических процессов, таких как внимание, воображение, мышление и память, и другие формы и методы работы могут применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.

Прием «Ориентировка». Учащиеся до начала работы отвечают на вопросы: Сможете ли выполнить задание? Трудно ли оно для вас? В чем заключается трудность? С чего начнете? Из каких этапов будет состоять работа? В какой последовательности вы будете выполнять задание? Как вы сможете проверить? Какие возможные трудности, ошибки могут появиться? Составьте алгоритм работы (Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий).

«Фиксирование ошибочного действия». Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания.

Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков. Он обеспечивает произвольность внимания, оперативное видение ошибки и качество усвоения.

«Пометки на полях».

«Составление плана действий»

Исправления в тетради – это первая форма итогового самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку.

«Разноцветные поправки». Суть приема состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другого цвета. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.

Игра «Учитель». На доске записаны несколько слов, изученных на предыдущих уроках, но в них допущено … ошибок. Дети, выступая в роли учителей, проверяют.

Тестирование используется по завершении учебных блоков, модулей или блоков.

Для создания внутренней мотивации к осуществлению самоконтроля необходимо предлагать задания, направленные на формирование внешней мотивации.

Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с английскими словами (транскрипциями). Во время словарного диктанта, ребенок закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, то получается рисунок.

Игра «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, учащиеся их повторяют. Но есть условие, которое обговаривается заранее, названия цветов повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цвета, учащиеся должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Варианты: нельзя повторять 1. черты характера; 2. продукты; 3. названия животных. Позже можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил (один хлопок, два хлопка).

Игра «Спрячь букву». Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо определенной буквы.

Игра «Помоги пчелке собрать урожай». Ученикам выдаются таблички с английскими буквами. Учитель: «Настоящая пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже очень трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы, на которых она делает остановки и из них получится целое слово». Начитать игру можно с любого места, заранее продумать, какое слово должно получиться, и «пространственную» инструкцию.

Упражнения на восстановление

Упражнения на поиски отличий

Такие упражнения содержат готовый внешний эталон, с которым происходит сравнивание выполненного действия.

Все описанные приемы по развитию навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

Бормотова М. М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики// Начальная школа. – 2005. — №9, с 34 — 35

Брейгина М. Е.О самоконтроле в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 2000. -№1. – с. 23-26

Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 — 476 с.

Нюман О. В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности. // Начальная школа. – 2012. — №4.

Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся. //Начальная школа. – 2012. — №7.

Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972

kopilkaurokov.ru