«Развитие самооценки младших школьников при совместной деятельности на уроках в условиях ФГОС» Инчина Наталья Васильевна учитель начальных классов высшая. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемishmbuoo.narod.ru

Презентация 1 класса на тему: ««Развитие самооценки младших школьников при совместной деятельности на уроках в условиях ФГОС» Инчина Наталья Васильевна учитель начальных классов высшая.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Развитие самооценки младших школьников при совместной деятельности на уроках в условиях ФГОС» Инчина Наталья Васильевна учитель начальных классов высшая квалификационная категория город Ишимбай, лицей 12

4 Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Самооценка играет очень важную роль в повышении качества успеваемости, организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

5 Цель: развитие самооценки у обучающихся как одного из средств повышения качества обучения

Автомобильные диски всех производителей. Предлагаем шины бриджстоун зимние в Москве тут.

6 Задачи: — активизация познавательной деятельности и интереса к предметам; — формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению; — формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; — приобщение к поисковой и творческой деятельности.

7 Формы: индивидуальная, парная, групповая. Методы: практический, наглядный, словесный. Формы и методы работы

8 Групповая работа Младший школьник учится обосновывать и доказывать свои оценки и самооценки.

9 Парная работа Младший школьник начинает обращать на себя внимание: — оценивать свои умения; — подчиняться определённым требованиям и правилам; — проявлять те или иные качества личности.

10 Вариант работы ученика. 1. Прочитай и подумай, что дано в первой части карточки. 2. Ответь на вопросы. 3. Проверь по учебнику. 4. Расскажи товарищу о том, что дано в первой части карточки, и выслушай ответ.

11 Методики изучения самооценки «Лестница».

12 Методики изучения самооценки. — «Незаконченное предложение»; — «Шкала»; — «Лесенка»; — «Дерево».

13 Проблемно- исследовательская деятельность

14 Формируемые навыки и умения 1класс 2п. % 2класс 1 п. % 2кла сс 2п. % 3класс 1п. % 3класс 2п. % 4класс 1п. % 4класс 2п. % ЧТЕНИЕ Чтение слогов Чтение слов Ударение+100+ Чтение текстаслог бегл Безошибочность чтения 1ош Выразительность+100+ Чтение наизусть+100+ Лист индивидуальных достижений Ученица: Учакина Елизавета

15 Лист индивидуальных достижений Ученик: Давлеткулов Данис

16 Лист индивидуальных достижений Ученица: Учакина Елизавета

17 Качество обучения во 2 классе 1 четверть 1 триместр 73% 87%

18 Самооценка влияет: — на успеваемость младшего школьника; — на процесс адаптации ребёнка в школе; — на эмоциональное благополучие в классном коллективе; — на благополучие будущей жизни.

www.myshared.ru

Самооценка младших школьников фгос

Формирование самооценки.ppt Скачать 2 Мб. Презентация к выступлению на педсовете Автор: Путина И.В.

Презентация к уроку (1, 2 класс) на тему: Презентация . УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВСлайд 2«ВОЛШЕБНЫЕ ЛИНЕЕЧКИ» Г. А. ЦУКЕРМАНСлайд 4.

Какое было задание?

Слайд 4 МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА «Формирование адекватной самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС». В презентации представлен материал, позволяющий формировать объективную самооценку у младших школьников. Скачать бесплатно презентацию на тему ‘Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации ФГОС ООО Сергеева Ирина Валентиновна, учитель МБОУ «Строевская СОШ»’ в. Пути реализации безотметочного обучения младших школьников. Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. 12.01.2016 Просмотров: 123 Комментариев: 0. Презентация по русскому языку на тему ‘Многозначные слова. Содержание презентации «Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО.ppt». Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС. Презентация ‘Формирование читательской компетентности младших школьников’. Артюкова Мария Валерьевна.

Скачать бесплатно и без регистрации. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания.

Учитель начальных классов МКОУ Леушинской СОШ. Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО.

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО. Презентация ‘Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС’. Презентация на тему Система работы по формированию самооценки младших школьников. Организационно-управленческая деятельность по совершенствованию преподавания отдельных предметов в рамках введения ФГОС ООО. В презентации на тему: Формирование самооценки младших школьников раскрывается технология оценивания учебных успехов младшего школьника, даётся типология, виды.

resursnames.weebly.com

Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС

Данный материал содержит доклад с презентацией выступления на районном методическом семинаре учителей начальных классов Закаменского района. Тема "Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС". Раскрывается технология оценивания учебных достижений, описывается диагностика по самооценке.

Выступление на семинаре учителей начальных классов

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.

Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил.

Изучив «ТЕХНОЛОГИЮ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ», мы стали применять её механизмы в своей работе с 2016-2017 уч.года.

Основными показателями развития учащихся нашей школы в ходе реализации данного механизма являются:

— сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;

— основы умения учить себя самостоятельно;

— способности к рефлексии как основы теоретического мышления;

— самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

— способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.

Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться уже недостаточными. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, у ребёнка необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией.

СЛ 2 (ФГОС, ООП, УУД – картинки)

Необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе закреплена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

СЛ 3 (регулятивные УУД)

В планируемых результатах начального общего образования раздела «Регулятивные универсальные учебные действия» основной образовательной программы школы, обеспечивающей реализацию Стандарта, определено, что выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Необходимость достижения планируемых результатов требует внесения изменений в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты освоения Основной образовательной программы.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке.

СЛ 4 (опр. Самооценки)

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка ученика как один из компонентов его деятельности – это не простое выставление оценок себе: при самооценке ученик дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализируя свои успехи и недостатки, а также ищет пути их устранения. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Она требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно учить в специально организованной оценочной деятельности, которую учитель организует с первого дня учебы на основе четких критериев, вовлекая в нее каждого ученика. При этом к каждому виду деятельности, к каждому этапу урока подбираются свои, наиболее адекватные способы оценивания.

СЛ 5 (опр. самоконтроля)

Процесс формирования самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить:

1. анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);

2. строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;

3. организовывать свою учебно-познавательную деятельность;

СЛ 6 (цель, задачи)

К процессу формирования самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома.

Самооценка формируется и развивается, если учитель и родители демонстрируют положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Учитывая вышесказанное, определяю целью нашей работы создание условий для формирования самооценки младшего школьника в условиях реализации нового стандарта.

Возможные пути формирования самооценки младшего школьника мы нашли в

ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ), разработанной авторским коллективом под руководством Данилова Дмитрия Даимовича, кандидата исторических наук, доцента.

В условиях реализации нового стандарта эта технология стала универсальной, применимой к любому учебно-методической комплекту, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

СЛ 7 (осн.составляющие)

Основные составляющие технологии оценки учебных успехов представлены на слайде

Обучение самооценке организуем поэтапно:

В первом классе вводим только те правила, которые являются минимальными составляющими основы технологии, а именно:

1-е правило — различение оценки и отметки;

2-е правило – самооценка. Оценку определяют учитель и ученик сообща. Для реализации этого правила обучающиеся осваивают порядок действий по самооценке.

Алгоритм самооценки вы видите на слайде.

— 3-е правило — одна учебная задача – одна оценка. Ученики привыкают оценивать каждую учебную задачу в отдельности.

В своей работе мы применяем различные оценочные шкалы: линейку самооценки, знаковую систему, словесную оценку.

В первом классе оптимальным инструментом считаем оценочные линейки, на которых ученик отмечает, насколько правильно выполнил задание. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.

При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальных линеечки и вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами подписывает их: К – красота, П — правильность, А – аккуратность и т.д.

Ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Во время проверки работы мы можем согласиться с поставленной ребёнком оценкой (обвести кружком его крестик), либо расположить свой крестик выше или ниже.

После самооценки ученика даем свою оценку. Применяем специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом и тем самым показывается динамика его развития. «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при решении уравнений», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даем советы: «Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции», «Если ты не достиг цели, то выполни задание».

СЛ 11 (Оценочный лист)

Во втором классе обучающиеся при изучении отдельной темы заполняют оценочный лист. Результаты вносятся в сводный «Листок достижений». Учителем ведется таблица требований, из которой видно, как усвоил тему весь класс и его отдельные ученики. Намечаем индивидуальную или групповую коррекционную работу.

СЛ 12 (Листок достижений)

Классы, в котором мы работаем, состоят из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение необходимо сделать вариативным с учетом индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии.

Уделяем внимание формированию рефлексивной самооценки, т.е. знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. Учим детей фиксировать трудность и анализировать её причину. Это в итоге развивает способность оценивать себя, а значит осознанно выбирать уровень сложности заданий. «Я уверен в себе», «Я хочу сделать эти задания», «Мне это по силам», «Я постараюсь быть внимательным и решить правильно все задачи» — так обосновывают дети свой выбор сложности заданий. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволяет формировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

СЛ 14 (картинка с сайта)

Какого результата мы достигаем при такой работе?

1. Подводим ученика к предстоящей деятельности с учётом достигнутых успехов.

2. Позволяем ученику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы.

3. Активизируем внутренний потенциал ученика.

4. Формируем навыки самоконтроля и самооценки.

Ещё один плюс в том, что применяемая нами технология позволяет подготовить обучающихся к адекватному, безболезненному восприятию отметочной системы, которая вводится в нашей школе со второго полугодия второго класса.

В третьем классе будем вводить правило на право отказа и право пересдачи, а также уровни успешности. Ученики научатся определять уровень задания и уровень успешности по определенным признакам, так как от этого зависит выставляемая отметка. При этом должна формироваться ответственность за свой выбор: ученик может попросить поставить полученную отметку или пересдать задание проверочной работы. Таким образом, они научатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент. В 4-м классе обучающимся представится возможность самостоятельно высчитывать свою итоговую отметку.

Все это позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.

СЛ 15,16 (диаграммы)

В настоящее время нами и нашими учениками пройдены не все этапы реализации технологии оценивания учебных достижений. Тем не менее, некоторые промежуточные результаты видны уже сейчас. На слайде представлены диагностики «Оценка произвольной сферы и умения контролировать свои действия», т.е. формирования регулятивных универсальных учебных действий, и уровень самооценки учащихся 1-2 классов за прошлый год.

СЛ 17 (самооценка)

Ценность данной технологии в том, что она позволяет вести постоянный диалог с учеником. Так, при обсуждении выполненного задания предлагаем детям ответить на вопросы: «Что, на ваш взгляд, удалось?», «Что учесть на будущее?», «Что вы считаете нужным запомнить?», «За что ты себя можешь похвалить?» и т.д. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих, поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.

СЛ 18 (портрет выпускника)

Сформированная самооценка, будет подлинным регулятором деятельности ученика в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

СЛ 19 (Благодарю за внимание!)

Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. [Текст]/ Ш.А. Амонашвили — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.

Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008

Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 2006.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований — М.: Педагогика, 2004.

Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» — Вопросы психологии, 2007, №6.

Заключение Президиума РАО о работе экспериментальной площадки РАО «Образовательная система «Школа 2100» и об использовании ее в широкой практике // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб.

материалов. – М.: Баласс, 2006. С.7-10

Содержимое разработки

МАОУ «Закаменская СОШ №1»

в условиях реализации ФГОС НОО

Дашеева Дарима Очировна, учитель начальных классов

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне
  • адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов

    требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
  • товарищей, родителей и других людей;

    Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
  • и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его

    реализации, так и в конце действия.

    Самооценка — оценка личностью

    самой себя, своих возможностей,

    качеств и места среди других людей.

    Самоконтроль — осознание и оценка

    субъектом собственных действий,

    психических процессов и состояний.

    Создание условий для формирования самооценки

    младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

  • Развивать у обучающихся умения самостоятельно оценивать
  • результат своих действий, контролировать самого себя,

    находить и исправлять собственные ошибки;

  • Мотивировать обучающихся на успех, избавить их от страха
  • перед школьным контролем и оцениванием;

    • Создать комфортную обстановку, сберечь психологическое
    • Фиксация результатов контроля в предметных
    • Дифференциация оценки по специальной шкале
    • 2 класс + таблица требований

      3 класс + уровни успешности

      Технология оценивания учебных успехов:

      1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате?

      2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ?

      3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

      4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

      Оценочный лист предметных результатов

      Предмет Русский язык

      Безударные гласные, проверяемые ударением

      «+» — знаю и умею применять

      «-» — знаю, но не всегда могу применить

      «!» — пока не знаю и не умею

      Сводный оценочный лист «Достижения учащегося»

      videouroki.net

      Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

      Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

      «Средняя общеобразовательная школа

      Формирование самооценки младшего школьника

      Учитель высшей категории:

      Актуальность выбора темы.

      Понятие и виды самооценки.

      Инструментарий определения самооценки младшего школьника:

      а). Методики изучения самооценки младшего школьника (Приложение 1).

      б). Формы работы для формирования адекватной самооценки младшего школьника

      Результаты проведённой диагностики (1-2 класс).

      Рекомендации по работе с учащимися:

      а). Рекомендации по работе с детьми с завышенным и заниженным уровнем самооценки.

      б). Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем самооценки.

      Список использованной литературы.

      Актуальность выбора темы

      Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

      Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.

      Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.

      Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

      Цель : повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.

      создание условий для успешного учения (ситуации успеха);

      активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;

      формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;

      формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

      создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке

      Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

      Подборка материала по теме, его изучение.

      Проведение упражнений на формирование адекватной самооценки учащихся, диагностирование.

      Повышение качества преподавания предметов.

      Овладение обучающимися общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.

      Воспитание у обучающихся интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

      Понятие и виды самооценки

      Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

      Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

      Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.

      Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента.

      1-й уровень наиболее высокий. Он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.

      2-й уровень – средний. Ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.

      3-й уровень – низкий. Этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

      Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя.

      Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

      Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.

      Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой.

      Ребенок не рождается на свет, с каким – либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

      Дети с адекватной самооценкой , как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдениям норм поведения.

      Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.

      Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинокого положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.

      Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу.

      Развитие самооценки у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постоянно возрастает критичность, требовательность к себе.

      Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценки и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

      Инструментарий определения самооценки младшего школьника

      Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска можно использовать следующие методики (Приложение 1):

      1. Диагностическая методика «Лесенка» (1-2 класс).

      2. Методика А.И.Липкиной “Три оценки” (3 – 4 класс).

      3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

      4. Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».

      5. Самооценка «Опросник» – тест.

      В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников можно использовать следующие формы (Приложение 2):

      2. «Говорящие рисунки».

      3. «Лесенка успеха».

      4. «Карточка сомнений».

      5. «Волшебные линеечки».

      6. «Дерево успехов».

      7. Листы индивидуальных достижений.

      8. Самооценивание , на вопросах для самоанализа

      Результаты проведённой диагностики (1 – 2 класс)

      Формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

      Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого.

      Итак, передо мной стала задача – выявить уровень сформированности самооценки у моих учеников. Для решения этой задачи в 1 и во 2 классе мною была проведена диагностическая методика «Лесенка», целью которой, было выявление уровня развития самооценки учащихся, для дальнейшей работы. Оцениваемые УУД : личностные, самоопределение. Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос. Исследование проводилось в спокойной обстановке. В исследовании принимали участие 20 учащихся.

      Полученные результаты по каждому учащемуся представлены

      infourok.ru

      Самооценка младших школьников.

      В данном файле собрана краткая информация о самооценке младшего школьника, диагностика самооценки младшего школьника и учащихся 10-11 классов, приёмы самооценки на уроках и внеурочных занятиях.

      Просмотр содержимого документа

      1. Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте.

      Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

      На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

      Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

      Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

      В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, а подвластна оценкам окружающих, прежде всего оценкам учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

      Нужно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

      2. Самооценка младших школьников с разной успеваемостью

      У успешных учеников формируется высокая, часто завышенная самооценка, а у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

      Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

      Ребята, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

      И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

      3. Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости

      Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

      От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную — самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.

      Самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты — плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки.

      4. Внедрение правила самооценки технологии оценивания учебных успехов

      Авторы образовательной системы «Школа 2100» разработали правила технологии оценивания учебных успехов (образовательных достижений) учащихся. Краткий перечень представлен в «Проверочных и контрольных работах» по окружающему миру (Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова).

      2-е правило: «Самооценка»

      Оценку определяют учитель и ученик сообща.

      Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку (если требуется – отметку) в диалоге (кратком или развернутом)

      Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, например, проверочная работа, то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем давая оценку своей работе.

      Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке.

      Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

      1й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно

      было получить в результате?

      2й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

      3й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

      4й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью

      (кто помогал, в чем)?

      Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило), к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг.

      5й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

      Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах.

      6й шаг. Каков был уровень задачи-задания?

      – Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)

      – В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)

      – Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)

      7й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

      8й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

      Алгоритмы введения правила «Самооценка»

      1. Совместная выработка порядка оценивания

      1й шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу. »,

      «Что сделаем после этого?» и т.д.

      2й шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется указанный выше алгоритм самооценки из четырех пунктов.

      Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, например, проверочная работа, то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем, давая оценку своей работе.

      2. Действия при подготовке к урокам, на которых будет развиваться умение самооценки

      1й шаг. Сначала, планируя уроки, учитель отбирает для них только минимум содержания учебного материала, так как время уйдет на развитие у учеников умения самооценки, в дальнейшем более сознательное отношение детей к учебе компенсирует не слишком подробное изучение нескольких тем.

      2й шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будет проговаривать с учеником алгоритм самооценки.

      3. Действия по развитию у учеников умения самооценки

      1й шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке 2–3 ученика).

      2й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорные сигналы). Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.

      Необходимо активизировать внимание ученика вопросами: «Какой шаг по оценке твоей работы мы уже сделали?» и т.п.

      3й шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.

      4й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

      Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется образец правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение (выполнение).

      5й шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

      Базовое умение самооценки можно считать сформированным.

      4. Действия при сформированном умении самооценки

      1й шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать учебный материал.

      2й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить свой ответ следует краткая фраза ученика: «Цель достигнута, ошибок не было», или«Решение я получил, но с помощью класса», или «Полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» – хорошо».

      3й шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя. После фразы ученика: «Я не согласен с выставленной отметкой».учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки

      Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

      Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции 3й шаг.

      После проверки письменных работ, ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя. После фразы ученика: «Я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки

      Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции. Учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки

      Каких ошибок надо избегать

      1. На первом этапе отработки правила учитель планирует на урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.

      2. Учитель пропускает обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.

      3. В 1-м, 2-м классах учитель требует весь алгоритм самооценки(5 пунктов).

      1. Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер.

      2. Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удается, такому ученику требуется индивидуальный подход, при этом учитель в индивидуальной беседе объясняет ребенку, что каждый уровень – это определенный успех. Не удается в этом умении сейчас, может получиться в другом. Учитель должен помнить, что каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью самооценки дать возможность ученику найти свой уровень успешности.

      3. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

      4. Ситуация: ученик, например Миша, не успевает делать задание со всем классом, у него – ошибка (не освоен новый порядок действий). Вместо того, чтобы подгонять ученика: «Быстрее! Быстрее!!», надо сделать следующее:

      У ч и т е л ь (Мише): В чем у тебя затруднение?

      Миша либо говорит, либо в растерянности смотрит на задание и на учителя.

      У ч и т е л ь : Кто может помочь и объяснит Мише, как сделать это задание?

      У ч и т е л ь (после объяснения других учеников): Миша, теперь объясни сам, как ты понял, в чем у тебя ошибка. Как тебе надо сделать это задание? Что ты можешь сказать тем, кто тебе помог?

      Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог найти ошибку при проверке.

      Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

      Внимание! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у детей адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

      multiurok.ru