Виды самооценки в психологии

Самооценка включает способность личности к самоанализу, критическое отношение к себе, анализ своего потенциала, особенностей характера и своего места среди людей. В нее также входит восприятие человеком себя как хорошего или плохого, компетентного или непрофессионального, достойного или недостойного уважения.

Самооценка – это важный механизм регуляции поведения. Она во многом определяет характер взаимодействия субъекта с окружающим миром, отражает способность к восприятию критики, ответственность, способность адекватно оценивать свои достижения и промахи. Уровень притязаний и оценка себя тесно переплетаются между собой. Человек оценивает свой потенциал и возможные трудности, которые могут возникнуть на пути к цели. В случае, когда оценка своих возможностей и уровень желаемых потребностей сильно расходятся, это может спровоцировать появление в поведении агрессивных тенденций, чрезмерной тревожности, эмоциональных перепадов.

Виды самооценки в психологии

Под видом принято понимать степень соответствия реального положения вещей и оценки себя. Выделяются следующие типы самооценки:

Человек с адекватной самооценкой способен здраво соотносить свои потенциальные возможности, способности. Он способен критически относиться к своим недостаткам и промахам. Если же у человека она завышена, зачастую он склонен обвинять в своих неудачах других людей, а также обстоятельства. Оценка себя представляет собой достаточно устойчивое качество личности. Несмотря на это при определенных усилиях ее можно изменить.

Психологи предлагают и другие классификации самооценки, основываясь на различных критериях:

  • Исходя из величины ее разделяют на высокую, среднюю и низкую.
  • Отталкиваясь из критерия конструктивности, оценку себя можно разделить на конфликтную и бесконфликтную.
  • Исходя из временных отношений, она бывает прогностической, актуальной и ретроспективной;
  • В зависимости от степени стойкости — может быть устойчивой и неустойчивой.
  • Самооценка может распространяться на жизнь человека в целом. Тогда она называется общей. Если же она касается отдельных событий либо внешних обстоятельств, ее называют частной.
  • Психологи выделяют оптимальную и не оптимальную оценку себя, которая в свою очередь подразделяется на несколько уровней.
  • Деятельность и самооценка

    Уровень оценки себя отражается на всех сторонах жизни человека, в том числе и профессиональной. Когда субъект не способен видеть в себе таланты, склонен считать себя неудачником, никчемным, он проявляет меньшее участие в собственной судьбе, чем уверенный в себе субъект. Те, кто высоко оценивают себя и свои возможности, готовы прилагать большие усилия в борьбе за место под солнцем.

    Любопытно, что люди, воспринимающие себя положительно, склонны к более безрассудным, рискованным поступкам. Те, чье самовосприятие остается на низком уровне, зачастую предсказуемы и инертны в своем поведении.

    Проблема границы нормы и патологии в завышенной и заниженной самооценке.

    Понятие норма в психологии и психиатрии достаточно расплывчато. Это же касается и вопроса самооценки. Некоторые психологи считают, что позитивное отношение к себе, оптимизм являются признаками душевного здоровья человека. В то же время постоянный душевный подъем и идеи собственного совершенства нередко можно наблюдать в клинике психических патологий.

    Самооценка и здоровье

    Негативное отношение к себе и к жизни влияет не только на душевное, то и на физическое здоровье, поскольку снижаются защитные функции иммунной системы, человек более подвержен различным недугам.

    Повышенная оценка себя нередко сопровождается высоким уровнем серотонина в крови. Этот гормон в простонародье называют «гормоном счастья». Существует гипотеза, что самооценку можно поднять при помощи определенных биохимических элементов.

    Доминантные функции самооценки в психологии.

    К превалирующим функциям относятся:

    Суть констатирующей функции сводится к самоконтролю человека за своим поведением и вынесением оценки «хорошо-плохо».

    Побудительная состоит в способности самокритично относиться к своей деятельности («кое-что у меня получилось, а здесь еще нужно работать»)

    Смысл проектировочной функции состоит в способности человека прогнозировать свою деятельность исходя из имеющегося у него опыта, знаний и умений.

    Самооценка помогает увидеть слабые и сильные стороны в своей деятельности, дает возможность спланировать и выстроить определенный план деятельности, опираясь на свои ошибки. Умение адекватно воспринимать критику и учитывать промахи в деятельности является условием успешной деятельности.

    psyup.ru

    22. Самооценка и ее виды

    Самооценкой называют то, как человек воспринимает, осознает свои личные качества, а также то, как он оценивает их. Видит ли он свои достоинства и недостатки в реальном свете — это зависит от самооценки.

    Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.

    Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.

    Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).

    Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

    23. особенности каждого типа темперамента

    Тип темперамента холерик имеет как свои положительные, так и отрицательные качества. Рассмотрим для начала плюсы

    Холерики прямолинейны, решительны. Они всегда знают, что делать в определенной ситуации. Это люди быстрые, подвижные, работа в их руках просто кипит. За новое дело представители этого типа темперамента берутся без проблем и боязни. Все делают быстро, без затруднений преодолевают различные препятствия. Холерики любят спорить, доказывать свою правоту. Мимика таких людей выразительна. У них, как говориться, все написано на лице. Речь у таких людей живая, эмоциональная. Они могут дополнять ее различные движениями рук, тела. Чувства у холериков проявляются очень быстро, они всегда ярки и эмоционально окрашены. Холерики практически никогда не обижаются, обиды не запоминают. Засыпает и просыпается такой человек быстро.

    Недостатки холерического темперамента

    Быстрота холерика нередко перетекает в торопливость. Движения резкие, порывистые, нередко неуравновешенные и несдержанные. Холерикам явно не хватает терпения. Прямолинейность иногда может играть и свою негативную роль. На высказывания холериков люди очень часто обижаются. Личности с данным типом темперамента нередко провоцируют различного рода конфликтные ситуации. Холерики привыкли работать рывками. Резкий подъем сменяется спадом деятельности. И так по кругу. Это люди, которые не боятся рисковать. Именно поэтому они нередко оказываются в неудобных ситуациях. Холерики поверхностны. Они не любят вникать в суть проблемы. Склонны к переменам настроения. Такие люди не терпят промахи других

    Достоинства, позитивные стороны флегматиков

    В первую очередь это спокойные, рассудительные и уравновешенные люди. У них есть выдержка в любой, даже конфликтной и спорной ситуации. Такие люди последовательны в делах. Они обязательно все начатое доводят до логического завершения. Речь их размеренная, спокойная. Нет лишних движений или ярко выраженной мимики лица. Такие люди мало разговаривают. В работе придерживаются системности, не любят отступать от порядка. Постоянны не только в отношениях, но и в интересах. Это чаще всего однолюбы. Чувства их глубоки, но тщательно скрыты от окружающих глаз. Это надежные, незлопамятные люди, которых очень тяжело вывести из себя

    Негативные стороны флегматиков

    Они слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому достаточно медленно принимают новые обстоятельства. Такие люди малоэмоциональны. Порой невозможно понять, что именно творится в их душе. Очень медленно включаются в новую работу, а также переключаются с одного дела на иное. Довольно трудно адаптируются в новой обстановке. Нелегко сходятся с новыми людьми. Стоит отметить, что в жизни флегматиков довольно много шаблонов и стереотипов, которым они неукоснительно следуют.

    + Настроение их преимущественно хорошее. Но может резко меняться. Все чувства у таких людей возникают очень быстро. Однако не отличаются глубиной. Неприятности, неудачи переживают без особых проблем, достаточно легко. Выносливость и работоспособность находятся на высоком уровне. Без проблем заводят новые знакомства. В общении с новыми людьми не испытывают дискомфорта, неудобств, страха. Такие люди даже в самых сложных ситуациях сдерживают свои эмоции. У них отличное чувство самообладания. Речь громкая, торопливая, при этом отчетливая. Мимика и жесты яркие, выраженные. Это хорошие организаторы. В деятельности настойчивы, все дела доводят до логического завершения.

    Склонны не доводить дела до конца. Однако это справедливо только в том случае, если интерес к деятельности утрачен. Сангвиники не приемлют однообразной работы. Такие люди нередко переоценивают себя и свои возможности. Это люди, которые быстро меняют увлечения. Это касается как интересов, так и личной жизни. В решениях такие личности могут быть поспешными, опрометчивыми. Настроение сангвиников неустойчивое и склонное к переменам.

    + Меланхолики чувствительны. Однако это может относиться также и к недостаткам типа темперамента. Такие люди выдвигают к себе завышенные требования, что заставляет их стремиться к лучшему. Они тактичны, сдержанны. Меланхолики отлично чувствуют других людей, их настроение. Эмоции таких людей сильные, глубокие, яркие, постоянные. Работают спокойно и продуктивно. Однако исключительно в привычной для себя обстановке.

    Опять же на первый план выходит повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие люди очень тяжело переносят обиды, если огорчаются, то надолго. Меланхолики в большинстве случаев застенчивые, стеснительные, не склонные к общению личности. Это люди, которые редко смеются. В основном они пессимистично настроены. Не любят ничего нового, долго адаптируются в новом коллективе. Изменения для них – это что-то ужасное, трудное. В работе им надо делать паузы, так как они склонны к быстрому утомлению. Речь их тихая, слабая. Мимика и жесты практически отсутствуют. Это слезливые, плаксивые люди. В большинстве случаев меланхолики боязливы, тревожны и замкнуты. В сложные моменты такие люди склонны теряться, они нередко опускают руки перед препятствиями, не стараясь их обойти или же убрать с пути

    studfiles.net

    Что такое самооценка: виды, функции и методики определения

    Отвечая на вопрос, что такое самооценка, и как определяется уровень самооценки, следует обратиться к определениям психологии и способам работы над собственными суждениями о себе.

    Виды самооценки в психологии играют ключевую роль в человеческом самовосприятии, объяснении успешности и самореализации человека во всех сферах жизни.

    Определение и роль в человеческой жизни

    Определение самооценки дается в разных источниках по-разному. В целом, это способность человека оценивать самого себя, собственные внешние данные, черты характера, достоинства и недостатки, возможности и социальное положение, а также оценивать свои отношения с окружающими.

    Психология также подчеркивает, что уровень самооценки сильно влияет не только на поведение индивида, но и на его психическое здоровье. Уровень самооценки – это своеобразный рычаг, регулирующий модель поведения человека и построение отношения к окружающему миру. Также формирование самооценки сильно влияет на оценку собственных достоинств и достижений.

    Психология также ассоциирует ее с количеством и качеством собственных амбиций, сопоставление их с реальными возможностями человека, которые он может оценить справедливо. Если между оценкой своих амбиций и возможностей существует большое расхождение, нельзя назвать такую самооценку нормальной, поступки человека становятся неадекватными.

    Формирование самооценки

    Определив понятие самооценки, рассмотрим формирование самооценки как качества адекватной личности. Формирование самооценки начинается в детском возрасте и сильно зависит как от собственных достижений, так и от мнения окружающих ребенка людей.

    Психология отдает важнейшее место в определении самооценки процессу получения информации. Когда ребенок и подросток получает знания о мире вокруг себя, открывает новые аспекты жизни и социальных взаимоотношений, строится и самооценка личности.

    Способность к адекватному анализу собственных поступков – это результат сложных психических и физических процессов. В этот период необходима поддержка более опытных людей, то есть, родителей, наставников и психологов.

    Если не уловить момент и допустить ошибки, понятие самооценки будет сильно искажено у человека на протяжении всей жизни, и он даже может стать опасным для социума.

    Рассматривая виды самооценки, нельзя оценивать ее как что-то хорошее или что-то плохое, достаточное или недостаточное. Развитие самооценки классифицируют по достижению человеком определенных успехов.

    Например, актуальной ее называют по уже имеющимся достижениям. Парциальной она называется в случае, если человек достигает высот в определенном виде деятельности. Потенциальной ее называют, исходя из врожденных талантов человека – влияние самооценки на поведение человека в данном случае очень велико.

    Также она может быть средняя, она же адекватная, а также заниженная и завышенная. Ее виды характеризуются собственными особенностями.

    Психология именует такое качество неадекватным, так как оно порождает людей, относящихся критически не только к себе, но и к окружающим. С психологической точки зрения, это может перерасти в манию.

    Если близкое окружение с детства доказывает ребенку, что он ни на что не способен, в нем зарождается неуверенность, занижающая это качество во всю оставшуюся жизнь.

    В дальнейшем это грозит искаженным самосознанием, комплексами и нереализованностью. В большинстве случаев, такой человек не может справиться с проблемами, впадает в депрессивные состояния, превращается в наркомана или алкоголика.

    Такая формула самооценки является адекватной и правильной. Функции самооценки в данном случае заключаются в объективной оценке собственных способностей и внутреннего потенциала.

    Эта самооценка дает возможность смотреть на себя в меру критично, стремиться к саморазвитию, и никак не искажает отношения к окружающей среде. Результатом становится высокая адаптивность к любым условиям жизни, способность решать свои проблемы, инициативность, ответственность, умение найти компромисс.

    Адекватная оценка своих сил характерна для сильных духом людей, лишенных комплексов и способных к решению поточных задач любой сложности.

    В условиях сложных жизненных реалий завышенная и адекватная самооценка и её проявления нередко отождествляются, хотя это и не верно. Она более свойственна высокомерным и гордым людям, чье мнение показательно отличается от мнения всех остальных.

    Такие люди могут быть помешаны на одной-единственной цели, упуская поточные трудности. Некоторые же из них избегают всех этих трудностей, стараясь показать, что у них никогда не бывает проблем.

    Как ни странно, но снизить такую самооценку достаточно просто. Как только у высокомерной личности что-либо выходит не так, как задумано, она терзает себя сама и не ставит себя ни в грош перед своими же глазами.

    Практическая психология предлагает методики, позволяющие диагностировать самооценку и связанные с ней личностные качества. Параметрами диагностики является самодостаточность, принятие себя, ощущение вины, пессимизм и оптимизм, внутренний диалог и реакция на окружающий мир.

    Адекватная ли она, можно оценивать и по уверенности в себе, внешности, авторитету у окружающих, характеру и здоровью. Важную роль играют и амбиции.

    Методики, диагностирующие самооценку, нередко основаны на анализе план, идей и мечтаний. Если обнаруживаются нереалистичные или заведомо несбыточные мечты, личность обречена на горькое разочарование. Бывает, что это полностью убивает самооценку до того уровня, с которым с трудом справляются любые методики.

    Но уровень амбиций – это не только собственная работа личности. Они могут зависеть от воспитания, социальных и индивидуальных условий роста ребенка еще с детства.

    Главнейший элемент в формуле самооценки – успех, который делят на уровень амбиций. Вывести такую формулу очень просто. Достаточно либо достичь успеха в том, что действительно хорошо получается, либо снизить уровень своих амбиций.

    Способы работы над собой

    Методики улучшения самоанализа достаточно просты. Чтобы воспользоваться этими способами, требуется немного времени. Приведем самые распространенные методики:

    • Запишите на листе бумаги те свои качества, которые чаще всего восхваляют окружающие. Когда внезапно понадобится самоутверждение, такой листок перечитывают, и сомнения развеиваются. Кроме того, такое обычное письмо к самому себе подсознательно выстраивает уверенность в себе.
    • Доверьте бумаге свой успех. Это значит, что нужно записать перед сном все дела, которые удались в прошедший день. Соответственно, на следующий день появится необходимость в совершении успешных дел.
    • Составьте подробный план каждого шага на пути к своей цели. Это позволит не обращать внимания на пустые слова и дела, идти к своему успеху уверенным шагом и не терять веры в свои силы.

    Следует отметить, что женская самооценка больше уязвима перед мнением окружающих. В данном случае рекомендуется сосредоточиться на том, что говорят самые близкие и родные люди, а не соседи, коллеги и знакомые. Это позволит думать о себе адекватно, не впадая в расстройство при каждом замечании.

    Работа над собой позволит смотреть на взаимоотношения с окружающими адекватно, а также адекватно строить внутренние диалоги. В будущем это позволит достигать больших высот, чем казалось, при этом не завышая собственных амбиций.

    apatii.net

    Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное сосуществование с самим собой.

    Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе. Для более точной характеристики личности существуют различные виды самооценки, о которых и пойдет речь.

    Какие виды самооценки существуют?

    1. Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.
    2. Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.
    3. Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).
    4. Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.
    5. Всё это – основные виды самооценки в психологии. Поскольку здравое и адекватное отношение к себе закладывается в детстве, стоит внимательно относиться к данному моменту у детей – сформировать адекватную самооценку в раннем возрасте гораздо проще и значит это гораздо больше.

      womanadvice.ru

      Самооценка личности (стр. 1 из 3)

      Министерство образования российской федерации

      Казанский государственный технический университет

      Выполнила: студентка группы 7296

      Кузнецова Юлия Сергеевна

      Проверила: Баева Эльмира Саяровна доцент кафедры ЕНГД

      Набережные Челны 2003 год

      1. Понятие самооценки и её виды

      2. Механизм становления самосознания и формирования самооценки

      3. Самооценка личности в студенческой среде

      Список использованной литературы

      Кто себя не любит, Тот не имеет шансов на счастье.

      Профессионал — это человек, который правильно оценивает свои возможности.

      Реферат посвящен такому свойству человеческой психики, как самооценка.

      Тема заинтересовала меня своей актуальностью и востребованностью. В последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению — по моему хотению». В расчет не берется тот факт5 что их востребованность объясняется тем; что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога. Они вызывают сомнения в себе. И проще всего в неудавшейся жизни обвинить длинный нос, жизненные обстоятельства, правительство и т. п. Так появляются психические расстройства, фобии и т.п. Остро встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее элемента

      Понять — значит наполовину исправить, поэтому целью моей работы является раскрытие сущности понятия самооценки и определение среднего уровня самооценки в молодежной среде.

      Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание. Поэтому я поставила перед собой задачи:

      — Дать определение объекту исследования и указать его виды

      — Раскрыть процесс формирования самооценки

      — Привести среднестатистические данные о проведенном анкетировании студентов и на их примере обрисовать картину настоящего положения в нашем обществе.

      1.Понятие самооценки и её виды

      Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.

      Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому.

      Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.

      Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,

      Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение , а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,

      В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

      Что же представляет собой самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

      Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

      На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

      Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

      Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

      Низкая самооценка имеет много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них — результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

      Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

      Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,

      Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каждого из нас.

      2.Механизм становления самосознания и формирование самооценки

      Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются.

      Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими, В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.

      Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Д а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ — не статическое, а динамическое образование личности индивида.

      Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника, Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное,

      mirznanii.com

      Самооценка: суть и понятие

      Теоретические аспекты понятия самооценки в педагогике и психологии.

      Одним из главных направлений становления общего образования считается переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за прошедшие годы для начальной ступени общего образования. Главные особенности стандарта второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки. В условиях модернизации современной системы образования важным вопросом считается возросший интерес к личности младшего школьника. Усваивая в ходе обучения и воспитания конкретные нормы и ценности, ученик начинает под действием оценочных суждений других относится иным образом, как к реальным результатам собственной деятельности и к самому к себе как к личности. В любом возрастном периоде на формирование самооценки в большей степени влияет та деятельность, которая в данном возрасте считается ведущей. В текущее время обоснована проблема между имеющимися противоречиями возрастающей необходимостью школьной практики в формировании самооценки младших школьников и недостаточными педагогическими условиями.

      Самооценка: суть и понятие

      Проблема возникновения и становления самооценки считается одной из центральных проблем развития личности ребенка. В психологических исследовательских работах, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полное исследование теоретических аспектов нашли в советской психологии в трудах Ананьева Б.Г, Божович Л.И, в зарубежной Джеймса У., Кули Ч.

      Самооценка – необходимый компонент развития самосознания, т.е осознание человеком себя самого, собственных физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. [2, с.157].

      Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося. Самоконтроль — самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь оценивает самоконтроль, как понимание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих присутствие образца и возможности получения сведении о контролируемых действиях и состояниях.

      Виды самооценки ученые рассматривают с разных точек зрения. Так, оценку себя в общем как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку.

      Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний – данный желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в ступени трудности цели, которую обучающийся ставит перед собой [2, с.306].

      Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т.е соответствующую/несоответствующую настоящим достижениям и возможным способностям индивида. Кроме того различается самооценка по уровню – высокому, среднем, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка может стать источником конфликтов личности, которые могут, провялятся разнообразно [3, с.170].

      Виды оценивания: классические (тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения); интерактивные (исследования, задания, моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль).

      Функции самооценки: регулятивная на базе, которой происходит решение задач личного выбора; защитная, обеспечивающая относительную устойчивость и независимость личности; функция развития, самооценка является толчком к развитию личности

      По форме самооценка бывает: частная (отражается оценка определенных физических и психологических качеств) и общая (содержит в себе выстроенную систему частных самооценок, находящихся в неизменном содействии друг с другом).

      А.В. Аркушенко выделяет три главных типа самооценки: адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в наименее благоприятном свете, чем их ровесники с адекватной самооценкой, заостряют внимание на собственных недостатках, выражают закомплексованность в их преодолении.

      Взаимооценка – важная составляющая оценочной деятельности на уроке, данная деятельность побуждает обучающегося быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

      Взаимооценка может помочь обучающимся представить друг другу необходимую обратную связь, так чтобы им предоставлялась возможность взаимообучаться и обеспечивать взаимную поддержку. Успешная взаимооценка может помочь развить самооценку с тем, чтобы обучающиеся, в конечном счете, принимали на себя вырастающую ответственность за собственный прогресс в обучении.

      lektsii.org

      Самооценка и её развитие (стр. 1 из 4)

      1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4

      2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10

      2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14

      Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

      Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге "потолок" его достижений.

      Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

      Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

      Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.

      В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.

      1. Самооценка. Понятие, виды.

      Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

      Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

      Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

      Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

      Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

      У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

      Завышенная самооценка и ее причины

      Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

      Перфекционизм и уровень самооценки

      Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]

      Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся "аффект на себя". Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно "обрастают" эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

      Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; менее совещенными остаются проблемы формирования и функционирования общей самооценки. Все понимают как одномерную переменную, отражающую степень самоуважения личности. С высоким самоуважением связываются максимальная активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. Такой подход к пониманию общей самооценки не оставляет места в мироощущении субъекта неудовлетворенности собой, критическому отношению к себе как побудительной силе развития, рождения потребности в самосовершенствование. И теоретический подход к пониманию общей самооценки реализуется в исследованиях, определяющих ее как иерархически вы отроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. При этом подчеркивается несводимость целостного отношения к себе к простой совокупности частных самооценок. Такое понимание общей самооценки позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании частных самооценок — по мере адекватности, критичности, рефлексивности, устойчивости.

      Анализ накопленных в исследованиях данных позволил ученым выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная — неадекватная, высокая — низкая, стабильная — динамичная, реальная — демонстрируемая, осознаваемая — неосознаваемая, точная — неточная, уверенная — неуверенная и т.п. [4, С. 218]

      mirznanii.com