1) Критерии социально-коммуникативного развития дошкольников

>Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:

1. Развитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания (самостоятельность и независимость выполнения в быту;

2. Адекватность представлений о здоровом образе жизни (выполнение физических упражнений, правильное и культурное питание) ;

3. Умение использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением;

4. Умение включаться в разнообразные повседневные дела (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе) .

>Представления о себе, семье, обществе:

1. Умение называть имя, фамилию, половую принадлежность, возраст, адрес;

2. Знание частей своего тела, их функционального назначения;

3. Умение называть родителей по имени и отчеству, понимание родственных связей;

4. Представление о городе, стране (названия) ;

5. Представления о школе и деятельности в ней;

6. Представления о профессиональной деятельности людей, уважение к труду взрослых.

>Овладение навыками коммуникации:

1. Владение средствами коммуникации (невербальная, жестовая, знаковая, звукокомплексная, фразовая речь) ;

2. Умение взаимодействовать со взрослыми в быту и на занятиях;

3. Умение эмоционально — положительно взаимодействовать и общаться со сверстниками в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой);

4. Участие в совместной драматизации сказок;

5. Участие в праздниках и коллективно-досуговой деятельности.

>Усвоение моральных и нравственных ценностей:

1. Адекватные формы поведения в знакомых ситуациях, на прогулке, в группе;

2. Адекватные способы взаимодействия со сверстниками в повседневной жизни, с предметами окружающего мира, с взрослыми;

3. Элементарная самооценка своих поступков и действий;

4. Навыки безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте;

5. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

2) Направления педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей

Проблемы дошкольного детства усугубляются неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением связи между семейным и дошкольным воспитанием.

Следовательно, пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Развитие сюжетно-ролевой игры:

Обогащение детей знаниями и опытом деятельности; Активизация проблемного общения взрослого с детьми; Развивающая предметно-игровая среда; Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры)

Патриотическое воспитание: Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; Формировать бережное отношение к природе и всему живому; Воспитывать уважение к труду; Развивать интерес к русским традициям и промыслам; Формировать элементарные знания о правах человека; Расширять представления о городах России; Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн); Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе:

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь; Развивать трудовые навыки, совершенствовать их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности; Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость; Развивать навыки организации работы; Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

studfiles.net

Самооценка коммуникативного развития

Игра как средство социально — коммуникативного развития детей дошкольного области « Социально — коммуникативное развитие » программой. партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в.

  1. .психолога ДОУ Тематическое планирование программы «Развитие коммуникативных навыков у детей с ТНР средствами сказкотерапии» организация систематической комплексной социально-педагогической и психологической поддержки обеспечения полноценного.
  2. Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. 2.2.2. Дошкольный возраст. Социально-коммуникативное развитие.
  3. Социально-коммуникативное развитие В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной Задачами деятельности ДОУ реализующего программы дошкольного образования с детьми с ОВЗ являются: – развитие физических.

Рабочая программа для младшей группы. Третьякова Марина Викторовна. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2. Рабочая образовательная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией М.

А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой), программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) .

Рабочая образовательная программа группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет разработана в соответствии с. Уставом ДОУ. ? Нормативными документами ДОУ. Основной образовательной программой ДОУ. Рабочая образовательная программа группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 – 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей. Данная рабочая программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ. Срок реализации программы – 1 год (2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Целью рабочей программы группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет является. Данная цель реализуется через качественное выполнение задач основной общеобразовательной «Программы» , с учетом приоритетных направлений данной группы.

Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе. Обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно – гигиеническими навыками. Способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр.

Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему.

Актуальность социально — коммуникативного развития детей Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки. дидактичности образовательного процесса в условиях праздника в ДОУ за счет.

Развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов. Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано. Формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно — гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью. Воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу; 3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3- 4 ЛЕТ.

В возрасте 3- 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обществен­ной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разре­шается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятель­ности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим дей­ствиям с другими предметами.

Основным содержанием игры младших до­школьников являются действия с игрушками и предметами- заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничива­ются игрой с одной- двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны.

У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других ри­сунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Млад­шие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить про­стые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на раз­витие восприятия.

В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограни­чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель­ность.

Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации обра­зовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за­помнить 3- 4 слова и 5- 6 названий предметов. К концу младшего дошколь­ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно- действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе­направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способ­ны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту­пают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В резуль­тате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки соб­ственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.

Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Одна­ко уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные вза­имоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игру­шек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение моти­вов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управле­ние поведением только начинает складываться; во многом поведение ре­бенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями.

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характе­ре выбираемых игрушек и сюжетов. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Виды деятельности по образовательным областям.

Цель и задачи по областям. Образовательная область.

Виды детской деятельности. Физическое развитие. Цель. формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач. Утренняя гимнастика. Подвижные игры, спортивные игры, специально- организованная и самостоятельная деятельность. Культурно- гигиенические навыки, прием пищи, дневной сон, закаливание, оздоровительные мероприятия. Познавательное развитие.

Цель: развитие познавательных интересов,стимулирующих интеллектуальное развитие детей. Сенсорное развитие, развивающие и дидактические игры, формирование математических представлений, конструирование, ознакомление с окружающим. Речевое развитие. Цель: — развитие всех компонентов устной речи детей. Работа по развитию речи, свободное общение со взрослыми и сверстниками в течение дня. Чтение художественной литературы и творческая деятельность по её результатам.

Художественно- эстетическое развитие. Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, просмотр иллюстраций к детским книгам. Праздники, развлечения, музыкальное творчество. Социально- коммуникативноеразвитие. Цель. — освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений. Основы безопасности жизнедеятельности.

Наблюдения, игры, ситуации, беседы, чтение художественной литературы. Нравственное воспитание.

Приобщение к правилам и нормам поведения в обществе. Толерантность. Трудовое воспитание.

Наблюдения за трудом взрослых, элементарный бытовой труд, самообслуживание. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙРасписание занятий (см. Объем образовательной нагрузки. Понедельник — 1. 5 минут. Вторник –1. 5 минут. Среда – 1. 5 минут.

Четверг – 1. 5 минут. Пятница – 1. 5 минут. Понедельник — 1. 5 минут. Вторник – 1. 5. минут. Среда – 1. 5 минут. Четверг – 1. 5минут.

Пятница – 1. 5 минут. Недельная нагрузка. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом личностно- ориентированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы.

Примерные расчеты времени на образовательную деятельность (организованную и осуществляемую в ходе режимных моментов) Режим пребывания детей в ДОУ – 1. Во второй младшей группе. Из 1. 00% времени отводится. Режим дня второй младшей группы на холодный период. Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей.

Подготовка к завтраку, завтрак. Подготовка НОД. 9. Подготовка к прогулке, прогулка.

Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну, дневной сон.

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры. Игры, самостоятельность деятельность детей.

Подготовка к прогулке, прогулка. Возвращение с прогулки. Игры, уход детей домой.

rosinter.weebly.com

2) Характеристика социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста (Галигузова, Смирнова)

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к 4-м годам и остаётся наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4-х лет у детей (особенно тех, кто посещает детский сад) сверстник играет более значимую роль, чем взрослый и занимает всё большее место в их жизни.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети начинают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: 1) уровень ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей: врач — больной, продавец — покупатель, мама — дочка и пр.); 2) уровень реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого.

Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчётливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребёнок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрёки партнёров.

В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения начинают преобладать речевые, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остаётся преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

1) Формы и функции межсубъектного общения

Общение – взаимосвязь субъектов потребностью деятельности или личностной необходимостью. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.

Наиболее полная классификация форм межсубъектного общения представлена в работах М. С. Кагана. Он доказал, что позиция «субъект-объект» может быть расширена следующими формами:

Общение с реальным субъектом (межличностное общение);

Общение реального субъекта с квазисубъектом (Бог, сны, предки, писатель и его произведения);

Общение реального субъекта с субъективированным, «очеловеченным» объектом (животные, игрушки, растения, электроприборы);

Общение вымышленных субъектов.

Обеспечение предметной деятельности;

Приобщение другого субъекта к своим ценностям;

Приобщение меня к ценностям другого субъекта (самовоспитание, самообразование);

Общение ради общения (общение для удовольствия)

2) Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Основная ценность игры – игра обладает наибольшими возможностями для приобретения социального опыта, развития коммуникативных навыков детей, создает те или иные формы общения, оказывает влияние на произвольность психических процессов, способствуя их развитию. Согласно структуре сюжетно-ролевой игры центральным компонентом выступают нормы и правила поведения людей в различных ситуациях, принятых в обществе. Сюжетно – ролевая игра выступает как одно из важнейших средств социально – коммуникативного развития старших дошкольников, потому что в ней создаются предпосылки для развития эмпатии, принятия общественных норм и правил, развития навыков взаимодействия, саморегуляции.

Игра: 1.Формирует основы социально – коммуникативного поведения, ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе. 2. Через игру ребенок проникает в мир взрослых. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления. 3.Играя, ребенок как бы приходит в мир правил человеческих взаимоотношений. Нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка.

Действие в воображаемом плане способствует развитию функции мышления, формированию плана представлений. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться. Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

studfiles.net

Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Андреева Ирина Андреевна

Рассматривается социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста согласно основным положениям нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обоснована актуальность коммуникативного развития дошкольников как условие полноценного психического развития ребенка. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования автором предложены уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста , а также параметры и методики для исследования уровня социально-коммуникативного развития детей.

RESEARCH OF LEVEL OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article is devoted to the social and communicative development of children of preschool age according to basic provisions of the new Federal State educational standard of preschool education. Relevance of communicative development of preschool children, as a condition of full mental development of the child is proved. On the basis of the analysis and generalization of psychological and pedagogical and methodical literature on the subject of research the author offered levels of social and communicative development of children of preschool age , as well as the parameters and techniques for the research of the level of social and communicative development of preschool children.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Андреева Ирина Андреевна,

Текст научной работы на тему «Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

?И. А. Андреева. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей.

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассматривается социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста согласно основным положениям нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обоснована актуальность коммуникативного развития дошкольников как условие полноценного психического развития ребенка. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования автором предложены уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, а также параметры и методики для исследования уровня социально-коммуникативного развития детей.

Ключевые слова: развитие, дети дошкольного возраста, уровень социально-коммуникативного развития, диагностика.

Одним из основных принципов дошкольного образования, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., является принцип обогащения (амплификации) детского развития. Основными направлениями развития дошкольника по ФГОС являются: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие [1]. Следовательно, одним из приоритетных направлений развития дошкольника разработчики ФГОС ДО признают социально-коммуникативное.

В современной психолого-педагогической и методической литературе, а также в периодических изданиях по педагогике существует достаточно большое количество понятий, характеризующих сферу коммуникативного развития ребенка: «коммуникативный потенциал» [2], «коммуникативная компетентность» [3], «коммуникативные способности» [4], «коммуникативные навыки» [5] и др. Мы остановимся на понятии «социально-коммуникативное развитие», охарактеризованном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [1]. Социально-коммуникативное развитие является, как видим, одним из базовых элементов в развитии дошкольника.

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником -это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность. Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства [6, 7].

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями — Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.

Для того чтобы развитие дошкольника в образовательно-воспитательном процессе проходило эффективно, необходимо слаженное взаимодействие ребенка и взрослого, связующим звеном которого является диагностирование [8].

Выделим наиболее важные, на наш взгляд, параметры для исследования коммуникативного развития, которые определены как базовые путем интеграции компонентов из характеристики социально-коммуникативного развития, представленной во ФГОС.

Параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника:

— степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;

— степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— развитость самостоятельности и саморегуляции;

— уровень развития социального и эмоционального интеллекта;

— уровень развития эмпатии.

В процессе научно-исследовательской деятельности были проанализированы различные методики диагностирования социально-коммуникативного развития и подобраны те, которые позволяют оценить уровень коммуникативного развития дошкольника по предложенным параметрам. Взаимосвязь параметров и методик представлена в таблице.

Выделим уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Высокий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется высокой степенью развития по всем выделенным параметрам. Причем образовательная практика и опыт профессиональной деятельности показали, что высокий уровень социально-коммуникативного развития дошкольника взаимосвязан и взаимообусловлен отсутствием проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками.

Средний уровень социально-коммуникативного развития определяется недостаточно высокой степенью развития по некоторым из обозначенных ранее параметров, что порождает определенные трудности в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. В свою очередь наличие проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточной степени развития по перечисленным параметрам. Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка.

Методики диагностирования уровня социально-коммуникативного развития детей

Параметры для исследования Методика

Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе Методика «Неоконченные ситуации» А. М. Щетинина, Л. В. Кирс [9] Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А. М. Щетинина, Л. В. Кирс [9]

Степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками: межличностные отношения, социальная приспособленность и взаимоотношения с окружающими уровень развития сотрудничества социальный статус в группе, отношение к себе и к другим детям уровень развития партнерского диалога коммуникативная компетентность в общении со сверстниками Методика особенностей межличностных отношений ребенка Рене Жиль Экспериментальная методика «Лабиринт» Л. А. Венгер Адаптированные социометрические методики: «Капитан корабля», «Два домика» и пр. Диагностика способности детей к партнерскому диалогу А. М. Щетинина [9] «Картинки» Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина [10]

Развитость самостоятельности и саморегуляции Карта проявлений самостоятельности А. М. Щетинина [9]. Карта проявлений активности А. М. Щетинина, Н. А. Аб -рамова [9]. Тест на развитость самоконтроля

Уровень развития социального и эмоционального интеллекта Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорд, М. Салливен

Уровень развития эмпатии Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетинина [9]

Низкий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется низкой степенью развития по нескольким из перечисленных параметров, что порождает серьезные противоречия, разногласия в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. Неразрешимые проблемы в общении с семьей, взрослыми и сверстниками препятствуют полноценному развитию ребенка по выделенным параметрам. Преодоление существующих препятствий, противоречий и проблем возможно только посредством оказания квалифицированной помощи, без которой дальнейшее развитие ребенка находится под угрозой.

Таким образом, обозначенные в статье уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются основой будущей педагогической диагностики, которая будет проведена в опытно-экспериментальном режиме на базе дошкольных образовательных учреждений Республики Алтай.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.12.2013).

2. Киселева О. И. Развитие коммуникативного потенциала личности как основа позитивной социализации ребенка в условиях непрерывного образования (к обоснованию педагогического эксперимента) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 2. С. 39-47.

3. Феоктистова С. В., Хмелькова М. А. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 2. С. 93-103.

4. Бессмертная Ю. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра в процессе коррекционный работы // Известия Российского гос. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 80. С. 392-398.

5. Голубева И. В. Психологическое влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой речевого развития // Искусство и образование. 2007. № 6. С. 103-113.

6. Абашева Е. Л. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр [Сайт Глазовского гос. пед. ин-та им. В. Г. Короленко] URL: http://ggpi.org/files/abashevael.pdf (дата обращения: 25.12.2013).

7. Суханова Н. М. Формирование коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста в рамках модели воспитательно-образовательного процесса «Совместная деятельность педагога и детей» [Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru.] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya-deyatelnost-pedagoga-i-detey (дата обращения: 25.12.2013).

8. Темербекова А. А. Психолого-педагогическая диагностика образования школьников // Интеграция образования. 2005. № 4. С. 67-71.

9. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

10. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. 158 с.

Андреева И. А., аспирант.

Горно-Алтайский государственный университет.

Ул. Ленкина, 1, Горно-Алтайск, Россия, 649000. E-mail: missicq@mail.ru

Материал поступил в редакцию 31.12.2013.

RESEARCH OF LEVEL OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN

OF PRESCHOOL AGE

The article is devoted to the social and communicative development of children of preschool age according to basic provisions of the new Federal State educational standard of preschool education. Relevance of communicative development of preschool children, as a condition of full mental development of the child is proved. On the basis of the analysis and generalization of psychological and pedagogical and methodical literature on the subject of research the author offered levels of social and communicative development of children of preschool age, as well as the parameters and techniques for the research of the level of social and communicative development of preschool children.

Key words: development, children of preschool age, level of social and communicative development, diagnostics.

1. Federal state educational standard of preschool education. ^?0181 site of the company «Consultant plus"]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 (accessed 25 December 2013) (in Russian).

2. Kiselyova O. I. Development of communicative potential of the personality as a basis of positive socialization of the child in the conditions of continuous education (to justification of pedagogical experiment). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2003, vol. 2, pp. 39-47 (in Russian).

3. Feoktistova S. V., Hmelkova M. A. Communicative competence as the factor influencing mental development of the preschool child. Actual problems of psychological knowledge, 2012, vol. 2, pp. 93-103 (in Russian).

4. Bessmertnaya Yu. V. Development of communicative abilities in preschool children with violations of autistic range in the

И. А. Андреева. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей.

process of correction. News of Russian state university of A. I. Herzen, 2008, no. 80, pp. 392-398 (in Russian).

5. Golubeva I. V. Psychological influence of the dramatized activity on development of communicative skills of preschool children with the delay of speech development. Art and education, 2007, no. 6, pp. 103-113 (in Russian).

6. Abasheva E. L. Education of friendly relationship of children of the advanced preschool age in the course of construction games. [Website of Glazov state teacher training institute named after V. G. Korolenko]. URL: http://ggpi.org/files/abashevael. pdf (accessed 25 December 2013) (in Russian).

7. Sukhanova N. M. Formation of communicative qualities of children of the advanced preschool age within the framework of the model of educational process "joint activity of the teacher and children" [Website: Social network of educators of nsportal.ru]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya-deyatelnost-pedagoga-i-detey (accessed 25 December 2013) (in Russian).

8. Temerbekova A. A. Psychological and pedagogical diagnostics of education of school students. Education Integration, 2005, no. 4, рр. 67-71 (in Russian).

9. Shchetinina A. M. Diagnostics of social development of the child: Training handbookt. Veliky Novgorod, NovGu im. Yaroslava Mudrogo Publ., 2000, 88 p. (in Russian).

10. Smirnova E. O., Kholmogorov V. M. Interpersonal relations of preschool children: diagnostics, problems, correction. Moscow, Gumanitar. tsenter VLADOS Publ., 2005. 158 p. (in Russian).

Gorno-Altaisk State University.

Ul. Lenkina, 1, Gorno-Altaisk, Russia, 649000.

cyberleninka.ru

Программа для подростков «Рефлексия самопонимание, самооценка, саморазвитие»

Коррекционно-развивающая программа для подростков

Автор: М. С. Титкова, педагог-психолог МОУ «СОШ п. Рахья» Всеволожского района Ленинградской области

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«РЕФЛЕКСИЯ – САМОПОНИМАНИЕ, САМООЦЕНКА, САМОРАЗВИТИЕ».

Гипертимный. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов мимики, пантомимики. Люди этого типа часто бывают инициаторами конфликтов, легкомысленны, склонны к аморальным поступкам, раздражительными, вместе с тем они очень энергичны, инициативны и оптимистичны.

Дистимный. Его характеризует низкая контактность, немногословность, пессимистичность. Люди этого типа отличаются серьёзностью, добросовестностью, справедливостью, так же пассивны, неповоротливы, часто ведут замкнутый образ жизни.

Циклоидный. Свойственна периодическая смена настроения.

Возбудимый. Этому типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Так же люди с таким типом склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной.

Застревающий. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Такой человек предъявляет повышенные требования к себе, стремится достичь высоких показателей в любом деле, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мнителен.

Педантичный. Человек с таким типом акцентуации редко вступает в конфликты и выступает в них скорее пассивной, чем активной стороной, предъявляет к окружающим много формальных требований.

Тревожный. Свойственна: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

Эмотивный. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, которых они понимают «с полуслова». Редко вступаю в конфликты, обиды носят в себе не «выплёскивая» наружу.

Демонстративный. Характеризуется лёгкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.

Экзальтированный. Свойственны: высокая контактность, словоохотливость и влюбчивость. Люди с этим типом альтруистичны. Имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств, вместе с тем подвержены паникёрству и сиюминутным настроениям.

Экстравертированный. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они редко вступают в конфликты. Обладают: способностью внимательно выслушать человека, исполнительностью. Такие люди часто подвергаются чужому влиянию, они легкомысленны и азартны.

Интровертированный. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию.

Опросник и подробная интерпретация типов описаны в книге В.В. Бойко Трудные характеры подростков (3, с.94-112).

Расширение знаний о себе и других людях.

Развитие рефлексивных навыков, самопонимание.

Повышение адаптивных способностей, уверенности в себе.

4. Развитие самонаблюдения.

Оказать помощь в рациональной и эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся.

Совершенствовать коммуникативные умения учащихся; активизировать ценностно-смысловые аспекты личности учащихся.

Развитие рефлексивных, аналитических навыков.

Развитие критического мышления, художественного восприятия.

Важные принципы, на которые опирается коррекционо-развивающая программа:

^ Этап коррекционно-развивающей работы

rudocs.exdat.com

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

— усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров.

· Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

— утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

— читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

— день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

— воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;

-воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;

— устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

— повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

— руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;

— флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

7dourzd.ru