Практическое занятие 1 исследование самооценки личности

1.Формирование знаний и умений по изучению особенностей самооценки личности.

2. Исследование особенностей самооценки личности.

Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления

Сознание – это высшая форма развития и проявления психики человека. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосознание.

Самосознание это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения.

При изучении феномена самосознания выделяют три основных аспекта (рис. 1.1):

взаимообусловленность сознания и самосознания;

Самосознание предполагает осознание своего Яво всем много-образии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Само-сознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и саморегуляцию.

Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Знание о себе накапливается в процессе самопоз-нания и фиксируется в виде Я-концепции. Я-концепция – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.Я-концепция подразделяется наидеальную Я-концепцию, т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, иреальную Я-концепцию, т.е. каким видит себя человек на данный момент.

Рис. 1. Самосознание и его проявления

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке.

Самооценка компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия 1 . Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, в значительной степени определяет социальную адаптивность (социальную адаптацию и дезадаптацию личности). Следует признать, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Отношение человека к себе и самооценка формируются в процессе воспитания. По своей генетической сущности они представляют усвоенные ребенком отношения к нему и оценки значимых других, осо-бенно родителей и близких членов семьи. Поэтому ненормальное отно-шение к ребенку (эмоциональная холодность, отсутствие родительской любви и ласки, излишняя требовательность, жестокость и т.п.) и его не-адекватная оценка приводят к искажению его самооценки и, как следствие, способствуют, по мнению криминологов, проступочному или преступному поведению.

На самооценку, формирование которой происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, в значительной степени влияет социум. Любое оценочное суждение о себе, о своих психо-логических качествах и личностных свойствах основано на сравнении этих качеств и свойств с определенными образцами (эталонами). Такими образ-чиками для человека служат личностные особенности значимого другого или лиц, связанных с ним референтными отношениями. Суждения чело-века о себе во многом зависят от того, с какой группой он себя соотносит.

Различают текущую и личностную самооценки.

Текущая самооценка– это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции чело-веком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желае-мость, степень успешности, человек совершает в соответствии с само-оценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет само-регуляцию своей деятельности и поведения.

Личностная самооценка– это отношение человека к своим способ-ностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.

studfiles.net

Личностная самооценка

Личностная самооценка — то, как человек в целом оценивает себя и свое место среди окружающих: каков мой статус и какова моя компетентность по жизни как гарантия достаточного статуса. Личностная самооценка — самооценка человека себя в целом, в отличие от конкретно-ситуативных самооценок, которых может быть много разных, применительно к разным ситуациям.

Так, мужчина может очень высоко ценить себя в бизнесе, как предпринимателя и руководителя, и считать себя никем в личных отношениях (как отец не состоялся, как мужчина — импотент).

Виды личностной самооценки

Как и любая самооценка, личностная самооценка бывает адекватной, завышенной и заниженной. Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях; у других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи. См.>

Личностная самооценка в человеческой жизни

Тот, как человек оценивает себя и свое место среди окружающих, часто сильно влияет и на настроение человека, и на его поведение. Объективных критериев для самооценки нет, соответственно определение и формирование самооценки — процесс творческий, произвольный, и иногда проблемный. См.>

Личностная самооценка обычно внимательно отслеживается и оценивается окружающими: «много о себе мнит», «он себя недооценивает», «слишком о себе воображает», «не уверен в себе», «чересчур самоуверен»… Если самооценка слишком низкая, это обычно вызывает в других пренебрежение или сожаление, если слишком высокая — неприязнь.

Интерес к личностной самооценке себя проявляют чаще подростки, неуверенные в себе люди и любящие оказываться в центре внимания (истероиды). Люди, нацеленные на дела и заботящиеся об окружающих, личностной самооценкой обычно интересуются мало: они могут ее повышать и понижать, регулировать, для них это только инструмент, помогающий в решении жизненных задач.

Измерение личностной самооценки

В психологических тестах выбор ответов «Мне есть чему порадоваться, глядя на себя…», «…мне приятно, что на свете живет такой человек, как я…», « Мне не надо казаться или выглядеть кем-то в других глазах» — интерпретируется как характеризующие личность с высокой самооценкой.

Описание человека с высокой самооценкой есть почти точное определение личности, чувствующей свою компетентность. Это может быть выражено примерно такими формулами: «Я могу», «Я достоин», «Я справлюсь», «Это мне по плечу».

С другой стороны формулировки типа: «Я слабый», «Я не красивый», «Я не очень умный», «У меня нет никаких талантов» — выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности.

Как формируется личностная самооценка

Самооценка ребенка «Я — хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе конкретных ошибочных действий ребенка. Если же ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу: «Я — плохой». Однако чаще самооценка — не пассивный результат внушений активных взрослых пассивному ребенку, а выбор ребенка, с помощью которого он решает свои задачи. См.>

Как работать с личностной самооценкой

Правильно работать одновременно по двум направлениям: повышение самопринятия и требовательного самоуважения. А также вырабатывать внутреннюю уверенность в себе и навыки уверенного поведения. Где и как работать над уверенностью в себе, стоит задуматься. Человек, точно знающий, чего именно он хочет достичь и в каком направлении для этого двигаться, вполне может справиться с этой задачей самостоятельно. В противном случае лучше обратиться к специалистам. Выбор хорошего центра и квалифицированного специалиста — важный шаг на пути к желаемой цели. В России крупнейшим тренинговым центром является центр «Синтон???????». «Тренинг уверенности. Праздник, который всегда с тобой» — тренинг, который направлен на создание уверенности в себе. Он позволяет поверить в свои силы и сделать уверенность фоном жизни.

www.psychologos.ru

Самооценка это личностная особенность

Тревожность человека – это индивидуально-личностная психологическая особенность, обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Зачастую тревожное расстройство расценивается в качестве личностной черты либо трактуется как особенность темперамента, возникающая вследствие слабости нервных процессов. Вдобавок к этому, повышенная тревожность нередко рассматривается в качестве совместной структуры, объединяющей черту личности и особенность темперамента. Состояние тревоги заключается в ощущении дискомфорта или предвидение некой угрозы. Описываемое расстройство, как правило, относят к невротическим нарушениям, другими словами к патологическим состояниям, психогенно обусловленным и характеризующимся отсутствием личностных нарушений.

Личностная тревожность, преимущественно, повышена у лиц с девиантным поведением, у индивидов, имеющих нервно-психические недуги или страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, переживающих последствия травм психического характера. В целом состояние тревожности – это субъективная реакция на личностное неблагополучие.

Современной науке неизвестны точные причины, провоцирующие развитие данного состояния, но можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению тревоги, среди них выделяют: генетическую предрасположенность, неправильное питание, отсутствие физической активности, негативное мышление, опыт, соматические заболевания, окружающую среду.

Многие ученые считают, что уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Каждый индивид имеет специфический набор генов, так называемое «биологическое оформление». Нередко человек ощущает повышенный уровень тревоги вследствие того, что она всего лишь «вмонтирована» в его генетический код. Такие гены провоцируют существенный химический «перекос» в головном мозге. Именно дисбаланс и порождает беспокойство.

Также существует биологическая теория, которая утверждает, что повышенная тревожность обусловлена наличием некоторых биологических аномалий.

Тревога может быть спровоцирована неправильным питанием и отсутствием физической активности, которая имеет решающее значение для здоровья. Занятия спортом, бега и другая физическая нагрузка являются превосходными способами снятия напряжение, стрессового воздействия и излишнего беспокойства. Благодаря такой активности человек может направить в здоровее русло гормоны.

Большинство психологов считает, что человеческие думы и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на их настроение, а, следовательно, на тревожность. Личный опыт индивида также нередко становится причиной беспокойства. Приобретенный негативный опыт может в дальнейшем в сходных ситуациях вызывать страх, который увеличит уровень тревожности и повлияет на успех в жизни.

Кроме того, высокая тревожность может быть спровоцирована недружелюбной или новой средой. В нормальном состоянии, беспокойство является сигналом того, что индивид находится в опасной ситуации, но если уровень тревожности опасности не соответствует со степенью опасности, то такое состояние необходимо исправлять.

Данное состояние нередко является сопутствующим симптомом некоторых соматических недугов и заболеваний психики. Сюда, прежде всего, можно отнести различные нарушения эндокринного характера, гормональный сбой во время менопаузы у женщин, неврозы, шизофрению, алкоголизм. Нередко внезапное чувство тревоги является предвестником инфаркта или свидетельствует о снижении в крови уровня сахара.

Все перечисленные выше факторы не у всякого индивида могут спровоцировать тревожность, возраст индивида нередко играет определяющую роль в возникновении тревожности.

Неофрейдисты, в частности К. Хорни и Г. Салливан, полагали, что базисной причиной тревожности является ранний неблагополучный опыт отношений, который спровоцировал развитие базальной тревоги. Подобное состояние сопутствует личности всю жизнь, влияя в значительной степени на ее взаимоотношения с социальным окружением.

Бихевиористы расценивают тревожное состояние результатом научения. Согласно их позиции, тревогой является заученная реакция человеческого тела на опасные ситуации. Эта реакция в дальнейшем переносится на другие обстоятельства, вызывающие ассоциацию с известной угрожающей ситуацией.

Признаки тревожности

Обычные симптомы тревожности:

— ощущение неспособности справиться с собой.

Физические симптомы тревожности:

— нарастающее мускульное напряжение, провоцирующее болевые ощущения в области головы;

— ригидность мышц шеи или плеч;

— со стороны вегетативной нервной системы – повышенное возбуждение (редко).

Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу индивида с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость. В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией. Зачастую у него может появляться страх или боязнь внезапной смерти.

Взволнованный человек испытывает слабость, у него повышается потоотделение, он может в любую секунду заплакать. Встревоженного субъекта довольно просто испугать, поскольку он чересчур чувствителен к шуму. Кроме описанных выше признаков, нередко наблюдается затрудненное глотание или дыхание, сухость во рту, сильное сердцебиение, болевые ощущения либо чувство стеснения в грудной области.

Также к перечисленным проявлениям следует добавить нарушение пищеварения, боли в эпигастрии, метеоризм, тошнота. Возможно учащение мочеиспускания или острая потребность в немедленном опорожнении мочевого пузыря, диарея, ослабление либидо. Все рассматриваемые признаки имеют субъективную обусловленность, а именно существует связь: тревожность, возраст или зависимость от половой принадлежности. Так, например, у мужчин в состоянии повышенной тревоги могут возникнуть случаи полового бессилия, а у представительниц слабого пола – менструальные боли.

У детей высокая тревожность проявляется подавленным настроением, плохо налаженными контактами со средой, которая его пугает, что со временем может привести к занижению самооценки и устойчивому пессимистическому настрою.

Все проявления также обусловлены и типом тревоги, а именно личностная тревожность и ситуативная, мобилизующая и расслабляющая, открытая и скрытая. Первый тип является личностным образованием, которое обнаруживается в устойчивой склонности к тревожности и волнениям в независимости от тяжести жизненных обстоятельств. Он отличается ощущением необъяснимого страха и угрозы. Индивид с такой чертой личности готов все события воспринимать как опасные.

Ситуативная тревожность вызывается определенной ситуацией либо событием, которое порождает беспокойство. Подобное состояние может обнаружиться у каждого индивидуума перед серьезными жизненными трудностями и возможными неприятностями, что считается нормой, поскольку способствует мобилизации ресурсов человека.

Мобилизующая тревожность дает дополнительный посыл к действиям, расслабляющая – в ответственные моменты парализует личность. Также исследователями было доказано, что состояние тревожности изменяется во времени как функция степени стресса, которому подвергается человек и варьируется по интенсивности.

Диагностика тревожности проводится посредством различных методик, среди которых используются вопросники, рисунки и всевозможные тесты.

Коррекция тревожности

Ежегодная диагностика тревожности выявляет огромное число детей с наличием признаков тревоги и страха.

Снятие тревожности у детей сопряжено с определенными сложностями и может занимать достаточно продолжительное время. Психологи рекомендуют коррекционную работу проводить одновременно в нескольких направлениях. В первый черед, необходимо устремить все силы на повышение детской самооценки. Данный этап довольно продолжителен и требует ежедневной работы. Нужно к крохе стараться обращаться по имени, чаще искренне хвалить его, отмечать его успехи в присутствии ровесников. При этом малыш должен хорошо понимать, за что он получил похвалу.

Одновременно с повышением самооценки необходимо обучать кроху способности контролировать себя в определенных, наиболее тревожащих его ситуациях. На этом этапе применяются игры, направленные на снижение тревожности и ее различных проявлений. Максимальным эффектом обладают сюжетные игры и драматизации. Для их реализации используют специально выбранные сюжеты, помогающие снять тревогу. Любые барьеры крохам легче преодолевать через игровую деятельность. Кроме того, в игровом процессе происходит перенос отрицательных личностных качеств с малыша на игровой персонаж. Таким образом, ребенок может избавиться на некоторое время от собственных несовершенств, увидеть их словно со стороны. Кроме того, дошкольник может в игровой деятельности проявить собственное отношение к персональным недостаткам.

Вдобавок к описанным способам, направленным на снижение тревожности, применяют различные методы снятия мышечного напряжения. Здесь лучше использовать игры, связанные с телесным контактом, упражнения на релаксацию, массаж. Очень эффективным методом понижения детской тревожности является раскрашивание лица ненужными мамиными помадами для игры в импровизированный маскарад.

Оптимальным средством, направленным на снятие тревожности у взрослых лиц, используются различные медитативные техники. Секрет успешности медитаций заключается в наличии взаимосвязи, объединяющей негативные эмоции и мышечное напряжение. Снижая мышечную напряженность можно постепенно побороть тревожность.

Первым этапом в лечении тревожности является точное установление причины. Так, например, если тревожное состояние спровоцировано приемом лекарственных препаратов либо наркотических веществ, то лечение будет заключаться в их отмене.

При тревожном расстройстве, вызванном соматическим недугом, в первый черед необходимо лечить главное заболевание. Если у индивида обнаружено первичное тревожное расстройство, в случаях, когда тревога сохраняется и после излечения главного заболевания или отмены лекарств, рекомендована психотерапия и медикаментозное лечение.

Современные препараты, разработанные для снятия тревоги, эффективны, безопасны и легко переносятся. При тревожном расстройстве снизить тревогу и ликвидировать бессонницу позволяет непродолжительный курс бензодиазепинов.

Если пациент, страдает посттравматическим стрессовым нарушением, то показано применение медикаментов в комплексе. Назначение препаратов обусловлено наличием сопутствующих расстройств психики, таких как паническое расстройство, депрессивное состояние, дистимия, алкоголизм и наркомания. В таких случаях показан прием антидепрессантов.

Психологический подход предполагает, как правило, использование методик когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники данного подхода направлены на изменение реакций клиента на ситуации, порождающие тревожность.

Кроме того, психологи советуют не забывать и о самопомощи при избавлении от повышенной тревоги. Зачастую индивидам с чрезмерной тревогой помогает смена образа жизни. Многочисленные исследования доказали, что рост физической активности способствует сжиганию избыточного адреналина и предоставляет двигательному беспокойству здоровый выход. Также, исследования свидетельствуют, что физическая нагрузка способна повысить настроение и стимулирует выработку более позитивного взгляда на жизнь.

psihomed.com

Я-концепция личности. Самооценка личности: виды и характерные особенности.

Я-концепция личности — это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе)

У каждого человека формируется «Я-концепция» (образ Я), в которой представлено отношение индивида к самому себе.

Отношение личности к самой себе, составляющее образ Я, включает три компонента:

1) познавательный (когнитивный) — знание о себе (образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость);

2) эмоциональный — оценка своих качеств (самодовольство или самоуничижение);

3) поведенческий — практическое отношение к себе (притязательно-волевое

желание самоутвердиться, добиться признания достоинств другими

Слабо развитая, противоречивая «Я-концепция» свидетельствует об отсутствии у человека внутренней сферы личности, в которой происходит самоанализ, формируется самооценка.

Отсутствие критических самооценок характерно для самосознания большинства преступников (закоренелых).

Самосознание это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего.

Благодаря самосознанию человек становится хозяином самого себя, то есть он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относиться к себе. В этом и заключается его функциональное назначение. Критическими для актуализации самосознания представляются жизненные ситуации, требующие выделения самого себя в любых своих ипостасях и измерениях: как индивида, как субъекта какой-либо деятельности, как личности и как индивидуальности. По своей генетической основе это ситуации преодоления собственной индивидной (природной) сущности. Самосознание является своеобразным ядром, центром, высшей инстанцией и духовной основой личности.

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ "Я"».Отношение личности к самой себе включает три компонента.

1) познавательный (когнитивный) — знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

helpiks.org

Личностная готовность ребенка к школе – в чем задача родителей

Что такое личностная готовность к школе. Почему она так важна и как родители могут сами помочь формированию личностной готовности к школе у своего будущего первоклассника.

«Вот ты мне скажи, Кирюша», — говорит с серьезной и даже немного торжественной интонацией папа будущего первоклассника, — вот ТЫ ЛИЧНО, вот ТЫ САМ, к школе готов?»

Лично я, лично сам К ШКОЛЕ ГОТОВ! – бодро и весело отчеканивает Кирюша, вытянувшись по струнке, — до школы еще неделя он одет в сегодня купленный мамой костюм, блестят новые туфли, за плечами портфель туго набитый еще запечатанными коробочками с карандашами, красками, тетрадями и др. канцтоварами.

А, тем не менее, о личностной готовности ребенка к школе родители Кирюши, как и вообще, пожалуй, все остальные не связанные с педагогикой люди, имеют весьма смутное представление.

Поэтому мне и захотелось написать эту статью в помощь мамам, папам, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников. И объяснить постараюсь все доступным «человеческим языком» не соскальзывая на непонятные большинству родителей научно-психологические термины.

Что же это такое – личностная готовность ребенка к школе.

Прежде всего обращу ваше внимание, что личностная готовность к школе это НЕ интеллектуальной готовность (умении мыслить, анализировать, делать выводы) и НЕ социальная готовность (умении жить в коллективе, налаживать отношения со взрослыми и сверстниками).

Личностная готовность – это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА».

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные свойства – так называемые личностные новообразования. Они называются «новообразованиями» именно потому, что только-только появились, и поэтому являются еще «хрупкими» незакрепленными качествами личности. И от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе

Вот эти новообразования:

1. Новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»)

2. Возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности)

3. Формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.

Теперь об этом подробнее.

Новый уровень самосознания.

Новый уровень самосознания выражается в осознанной потребности выполнять социально значимую деятельность.

Ребенок с самого своего появления на свет является членом общества, но довольно долго он этого не чувствует, не осознает. Он живет в своем ближнем окружении. И общество, в общем и целом, от него ничего не требует и ничего не ждет.

В 6-7 летнем возрасте у детей назревает потребность в такой деятельности, которая была бы в глазах людей, важной, ценимой. Ему недостаточно быть значимым и ценным для мамы, ему хочется более высокого полета, общественного признания, чтобы мама им гордилась. Это нормальное состояние – это тяга к взрослости.

Роль школьника делает из ребенка «человека общественного». Он понимает, что ему предстоит теперь заниматься делом общественно значимым, обязательным, и с него теперь иной спрос. Ребенка терзают противоположные чувства. Он уже не хочет «держаться за мамину юбку», он равняется на старших детей, завидует их самостоятельности и свободе. И в то же время он страшиться потерять такой привычный и в чем-то удобный статус маленького.

Стремление ребенка включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в его желании стать учеником, заниматься тем, чем занимаются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания – означает, что ребенок готов начать обучение в школе.

Рассказывая о привлекательных сторонах статуса школьника, не забывайте сделать упор на новом уровне доверия («Ты уже большой и можешь сам принимать многие решения – основательно подготовиться к урокам или посмотреть мультики») и новом уровне ответственности («но ты сам будешь отвечать за последствия этих решений»). Конечно вы не оставите ребенка один на один со своей новой «должностью», со всеми его правами и обязанностями. Вы будете рядом, направлять, организовывать, но пусть он постепенно привыкает к самостоятельной организации своей учебной деятельности и самоконтролю.

Возникновение сознательной иерархии мотивов.

В возрасте 6-7 лет у ребенка появляется такое новое личностное образование – как соподчинение мотивов поведения. Когда один мотив поведения (например, получить похвалу учительницы за чистописание) главенствует над другим мотивом (побежать играть на улицу). Поэтому ребенок неторопливо и тщательно выводит буквы, а не бежит на улицу, переписав заданное упражнение небрежно и кое-как.

Говорить о личностной готовности ребенка к школе можно тогда, когда наблюдается более или менее частое преобладание познавательно-учебных мотивов над игровыми.

При этом надо не забывать, что игра в этом возрасте все еще занимает более сильные позиции в интересах ребенка, чем учебная деятельность. Именно поэтому в 1-ом классе школы занятия часто проводятся в игровой форме. С этим не надо бороться, этим надо пользоваться.

У ребенка познавательно-учебный мотив одерживает верх тогда, когда он обещает превратиться в игровой.

Он согласится научиться писать цифры на карточках, если эти карточки нужны для игры в лото. Он сам попросит научить его складывать из бумаги самолетики, для того чтобы наделать их много-много и потом пускать с балкона.

Поэтому невозможно сформировать познавательно-учебный мотив, не заинтересовав ребенка перспективами, которые откроются перед ним с получением новых знаний и умений.

Когда ребенок не хочет чему-либо научиться, это не значит, что он ленится. Он просто не видит в этом смысла.

Задача родителей найти привлекательную для ребенка форму обучения. Многие дети терпеть не могут писать буквы в прописях, но с удовольствием вписывают их в клеточки сканворда, который разгадывает папа.

Честно скажу, что в начале вам, дорогие родители, будет с непривычки трудно находить привлекательные формы учебной деятельности – но если вы настойчиво продолжите их искать, вы поразитесь многообразию способов, благодаря которым ученье будет в радость вашему ребенку. Много интересных фишечек, о том как непривлекательное домашнее задание сделать привлекательным я открою в специальной статье «Как заинтересовать ребенка учебой»

Способность к самооценке.

Самооценка ребенка 6-7 лет, как правило, завышенная – это нормально. В этом возрасте оценка себя говорит скорее о желаемом, чем о действительном положении дел. Ребенок искренне считает, что он сильный, красивый, хороший, только потому, что очень хочет таким быть. Как говорят психологи у ребенка «Я-желаемое» подменяет «Я-реальное»

Но это только в том случае, когда в семье положительный, доброжелательный микроклимат. Если это не так – то в самооценке происходит другая подмена «Я-называемое» подменяет «Я-реальное». Это значит, что то, как мы называем своего ребенка, то, что мы ему о нем говорим – становится опорой и источником его выводов о самом себе – своей самооценки.

«Ты неряха, ты трусливый, ты не умеешь», — не важно со злобной или ласковой интонацией это говорится – подобные реплики, становятся той «базой данных», на основе которой ребенок производит оценку самого себя.

Как это скажется на школьной жизни догадаться не трудно. Неверие в свои способности, в свои силы прямым образом отразится на освоении новой для ребенка учебной деятельности. Низкая самооценка всегда сопровождается повышенной внутренней тревожностью. Она в свою очередь будет мешать сконцентрироваться на объяснениях учителя и усвоить новый материал. Неуверенные в себе дети чаще всего становятся непопулярными в коллективе. И это только усугубляет их положение – к неверию в свои способности к учебе прибавляется в сомнение в своей интересности как собеседника, товарища по играм, друга.

Хорошо если такому ребенку попадется мудрый учитель, который в неуверенном запинающемся при ответе малыше заметит способную, светлую голову, — такой учитель найдет способы раскрыть талант ученика, заставит его поверить в себя и даст ему дорогу в будущее.

Другой педагогическая недальновидность родителей – это захваливание своего чада, и завышение и без того высокой в этом возрасте самооценки. Повышенное внимание окружающих только к успехам ребенка в ряде случаев приводит к образованию устойчиво высокой самооценки, к самолюбованию и серьезной переоценке своих возможностей.

Попадая в школу, такой «звездный ребенок» испытывает настоящий шок от того, что кто-то другой (учитель или ученики) не дают ему столь высокой оценки как его домашние.

Плохие отметки или замечания учителя могут провоцировать истерики, вспышки озлобленности. Ребенок обвиняет в своих неудачах учителей (придираются, несправедливы), переживает чувство зависти к более высоко оцененным одноклассникам.

Что могут сделать родители будущего первоклассника.

Важно еще до школы трезво оценить уровень «захвалености» или «затюканности» своего ребенка. В ярких случаях – это видно на глаз. В остальных можно воспользоваться нехитрыми тестами. Они подробно описаны в статье «Тесты на самооценку ребенка».

Задача родителей – сделать детскую самооценку АДЕКВАТНОЙ (то есть не завышенной, и не заниженной). Ребенок, который имеет более-менее реальное представление о том, что у него получается хорошо, а над чем еще надо поработать, в условиях школьно-учебной действительности чувствует себя более сориентированным.

Важно не просто указать будущему школьнику на его слабые и сильные стороны, а дать ему почувствовать вашу веру в то, что его неумение и незнание чего-либо – дело временное, и что вы вместе с ним всему научитесь. Способы «адекватизации» самооценки описаны мной в в статье «Формируем адекватную самооценку ребенка» .

Таким образом, ребенок, имеющий мотивацию к учебной деятельности, адекватно оценивающий свои способности, и осознанно стремящийся выполнять новые общественные обязанности – имеют сформированную личностную готовность к школе.

Читайте также другие мои статьи по теме готовности ребенка к школе .

Интеллектуальная готовность ребенка к школе — что упускают родители.

Ольга Клишевская специально для сайта Женские разговоры

womenstalk.ru

Дошкольники вполне уверенно отвечают на вопросы «Хорошо ли ты завязываешь шнурки?» или «Быстро ли ты плаваешь?» – даже если они любят прихвастнуть, подобные вопросы они понимают, могут оценить себя в таких конкретных ситуациях. Однако более общие вопросы нередко ставят их в тупик: как ответить о своей аккуратности, доброте, ласковости и уме?

Если сравнивать себя со сверстниками – будет один ответ, если иметь в виду требования придирчивых старших или сопоставлять себя с идеалом – он будет очевидно другим.

На такие вопросы дети начинают отвечать сколь-нибудь осмысленно только примерно со второго класса школы. Общая самооценка, как, кстати, и личностная самооценка, – более сложное и более позднее приобретение.

Частная самооценка – оценка человеком себя в разных областях жизни (в бизнесе и личных отношениях, в армии или в семье и т. д.), оценка своего ума и физических данных вплоть до конкретно-ситуативных самооценок вроде умения готовить или сдать экзамен, не зная материала. Понятно, что конкретно-ситуативных самооценок применительно к разным ситуациям может быть множество.

Так, мужчина может очень высоко ценить себя в бизнесе как предпринимателя и руководителя и считать себя никем в личных отношениях (как отец не состоялся, как мужчина – импотент).

Как правило, если в литературе специально не указывают, о какой самооценке идет речь, то подразумевается общая и личностная самооценка.

Адекватность самооценки

Самооценка бывает адекватной или неадекватной. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если окружающие считают, что человек может справиться с задачами, а он не верит в свои силы, то говорится о его заниженной самооценке. Если он заявляет о планах нереалистичных, то его самооценка завышена. Главный критерий адекватности самооценки человека – исполнимость его планов.

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на выполнение которых внутренне долго не мог решиться, – значит у него самооценка объективно заниженная. Судить о самооценке только на основании слов самого человека – не очень надежно.

Если девушка перед каждым экзаменом переживает: «Ах, я не сдам! Ах, я совсем не готова!» – и при этом все успешно сдает, то можно говорить о ее заниженной самооценке. Хотя более вероятно, что она просто любит переживать и привлекать к себе внимание.

Если человек знает (потому что пробовал и проверял), что он может что-либо сделать или нет, его самооценка адекватная. Высокая, средняя или низкая – но в любом случае адекватная. Если же он не знает, а верит: «Я смогу» или «Не получится!» – скорее всего, его самооценка не вполне адекватна. Люди, привыкшие включать разум и полагаться на знания и опыт, а не на веру и чувства, обычно имеют адекватную самооценку.

В разных случаях у человека может быть как адекватная, так и неадекватная самооценка. Например, сотрудник может недооценивать свой навык налаживать контакт с клиентами, переоценивать свое умение отвечать требованиям шефа и адекватно оценивать свою способность строить отношения с коллегами.

Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то – преступление. И вместо того чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет.

Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно интерпретировать по-разному), но и мнением авторитетов – специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Нужно ли учитывать мнение просто окружающих? Это может быть полезным ориентиром, если ваш опыт еще совсем невелик, и едва ли стоит обращать внимание на мнения неспециалистов, если их оценки носят эмоциональный (позитивный или негативный) характер.

Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. Самооценка начинающего часто либо занижена, либо завышена, поскольку он плохо представляет, о чем идет речь. Чем больше он работает, чем больше опыта получает, тем точнее умеет оценивать свои силы – что он реально умеет, а что нет.

Говорят, что чаще тонут не неумеющие плавать, а те, кто немного научился, – как раз потому, что страх они уже научились преодолевать, а оценивать свои силы – еще нет.

Как оценить адекватность личностной самооценки? Адекватная личностная самооценка – это соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, ограничений и места среди людей (шире – места в жизни). В отличие от конкретно-ситуативной самооценки говорить об адекватности или неадекватности в отношении личностной самооценки сложно.

Какой меркой мы будем определять настоящую цену человека в целом, как сложим его деловые качества с успехом у лиц противоположного пола, вычтя излишнюю категоричность и склонность к ночному образу жизни, бьющему по его здоровью? Может быть, правильнее ставить вопрос не об адекватной, а об оптимальной личностной самооценке, наилучшим образом помогающей человеку ставить и решать жизненные задачи?

Можно ли утверждать, что те или иные серьезные физические недостатки человека непременно скажутся на его личностной самооценке? С одной стороны, такое действительно бывает: небольшой рост, шепелявость или маленький пенис могут оказаться причиной тяжелых переживаний, страха насмешек окружающих и формирования общей низкой личностной самооценки. С другой – нет оснований утверждать, что это справедливо для всех людей. Мы отличаемся по тому, на что мы обращаем внимание и что нам действительно важно.

Иосиф Джугашвили (Сталин) был невысокого роста, рябым и сухоруким – его левая рука была в юности травмирована. Чтобы выглядеть более рослым, он заказывал обувь на высоких каблуках и длинную одежду, скрывающую эти каблуки. Что же можно сказать о личностной самооценке товарища Сталина? На основе этих данных – ничего. Очевидно, что данные обстоятельства он учитывал, но отсюда не следует, что все это его всерьез волновало. Он был занят другим.

Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем адекватнее ее личностная самооценка. И наоборот, чем адекватнее самооценка, тем больше это говорит о зрелости личности.

rutlib6.com

Самооценка является частью самосознания, наряду с самопознанием и саморегуляцией. И если самосознание — это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения, то самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей.[12, 38, 46]

Самооценка — наиболее поверхностное проявление самоотношения, общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако одним знаком самоотношение не опишешь. Различается самоуважение как отношение к себе со стороны, обусловленное реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от наличия или отсутствия каких-либо черт, объясняющие это отношение. Таким образом, может встречаться высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении и наоборот. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок. [23, 48, 38]

Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. По Леонтьеву, главная функция самоотношения — это сигнализация о том, что в жизни все в порядке или, наоборот, не в порядке. И если самоотношение находится не на должном уровне — это сигнал о том, что нужно что-то менять — но не в самоотношении, а в жизни, в отношениях с миром. Высокая самооценка сама по себе не должна быть целью человека, только побочным результатом его активности. Если же сохранение положительной самооценки или избегание отрицательной становятся целью, то самоощущение перестает отражать состояние реальных жизненных процессов и заслоняет от человека мир, а порой даже искажает его. [12, 23, 41]

При этом самооценка — это не то, насколько объективно хорошо или плохо человек умеет что-то делать, а то, какое значение он придает этому умению, считает ли его хорошим или плохим. Таким образом, высокую самооценку определяет восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность. Когда навыки, способности, знания или личные качества успешно используются для достижения цели, самооценка повышается. Когда все навыки, способности, знания, компетентность и личные качества не могут помочь в достижении цели, или когда они используются для того, что сам человек считает неправильным, аморальным, самооценка понижается. [10, 12]

Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру, и при этом ему в структуре личности принадлежит особенно важное место. Фактически все особенности самоотношения формируются родительским воспитанием. По Леоньтьеву, позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная самооценка, ведущая к несвободе, — нелюбовью; целостное, интегрированное самоотношение, лежащее в основе ответственности, формируется личностно-пристрастным воспитанием, а мозаичное, противоречивое самоотношение, порождающее несамостоятельность, — безлично-формальным воспитанием. [23, 41]

Различают текущую и личностную самооценки. Текущая самооценка — это оценка человеком своих действий, являющаяся основой для саморегуляции деятельности и поведения. Личностная самооценка — это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой. [12, 45]

Самооценка так же может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Конечно, вполне адекватная самооценка характерна для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития. [12]

Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой. [12]

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих. Встречается как неадекватно завышенная, так и неадекватно заниженная самооценка. [12]

studwood.ru