Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

Роль самооценки в жизни человека

Одним из главных вопросов, ответ на который вам следует найти на пути к успеху, звучит так: «О чем вы думаете чаще всего?». Все дело в том, что порой нас могут посещать как позитивные мысли, так и негативные. Как правило, у тех, чьи мысли положительного характера, всегда получают успех, а вот неудачи присутствуют в жизни у людей с пессимистическим настроем.

Речь идет о самооценке. Именно она является «управляющей программой» в вашем подсознательном компьютере. Работает она по принципу операционной системы, продолжительное время сохраняя все ваши эмоции, мысли и решения на «жестком диске». Порой зафиксированные впечатления могут влиять на протяжении всей жизни на то, как вы чувствуете, думаете и поступаете.

Роль самооценки в жизни человека очень велика. Лишь самооценке свойственно предопределять уровень вашей успешности в той или иной сфере жизни. Все действия относительно отношений к внешнему миру, несомненно, имеют связь с тем, какие мысли и чувства у вас внутри. Также самооценка может объяснить влияние того или иного психологического закона на формирование вашей личности.

Когда самооценка сформировалась, неважно в какой области вашей жизни, то ей со временем начинает подчиняться все то, что вы делаете. Причем заниженная самооценка вряд ли даст вам в полной мере раскрыть ваш потенциал, даже если у вас выдающиеся таланты.

Существует три составные самооценки. Как говорит медицина, правильно поставленный диагноз – это уже полпути к выздоровлению. Рассмотрим три компонента, составляющие вашу самооценку, их взаимодействия и методы изменения их наилучшим образом.

Во-первых, самоидеализация. Это то, каким вы себя представляете, достигши определенных целей. Желания, мечты, надежды, стремления, фантазии – из этого состоит ваш идеал. Также в нем есть добродетели и качества, которые вызывают у вас восхищение, видя их в себе и других людях. В вашем представлении под определение идеала попадает самый лучший человек, имеющий самую лучшую жизнь, и которым вы хотите быть.

Обычно люди, имеющие счастье и успех, могут точно описать свое идеальное будущее. Они четко представляют то, что уважают, любят и чем восхищаются. То самое можно сказать о добродетелях и качествах, видение которых у таких людей четкое и ясное. Самые успешные люди прекрасно видят то, каким должен быть идеальный человек, его поступки и действия.

По закону притяжения мы приближаемся именно к тому образу, который чаще всего вызывает у нас восхищение. Чем четче мы представляем наше идеальное будущее, тем быстрее мы будем двигаться к нему, и тем вероятнее реализуется наш идеал.

Во-вторых, собственный воображаемый образ или Я-концепция. Когда вы себя представляете популярным, положительным, успешным и продуктивным, то в соответствии с такими представлениями будет формироваться и ваше поведение. Все наши успехи во многом определяются именно нашим поведением. Те результаты, которые мы получаем, укрепляют нашу Я-концепцию как позитивным, так и негативным образом. Да и на основе этих результатов у нас формируется повторение подобных действий в тех или иных ситуациях в будущем.

В-третьих, самоуважение. Это эмоциональная или чувственная составляющая вашей личности, либо другими словами, «активная зона» подсознания. Именно уровень самоуважения может определить вашу активность и управлять вашими действиями.

Любое происходящее вокруг вас или с вами событие, так или иначе, имеет влияние на степень вашего самоуважения. Все они или повышают, или понижают его, укрепляют или разрушают. Каждый сделанный жест или сказанное слово других людей в вашу сторону в любом случае может влиять на ваше самоуважение. А значит, укрепление и поддержка вашего самоуважения могут открыть путь к успешному и счастливому будущему.

На нашей самооценке основываются законы ожидания, веры, соответствия и притяжения. Именно она определяет все наши мысли и думы. Помимо этого, она является зоной комфорта и именно в ней должны быть найдены корни имеющейся беспомощности. Следовательно, основной вашей задачей должен быть полный контроль развития вашей самооценки. Только вы можете быть руководителем процесса превращения в выдающегося и способного на многие дела человека.

Вам следует четко и ясно представлять себе те качества и добродетели, которые вызывают у вас восхищение и которые вы желали бы видеть в себе.

Приучите себя перед любым каким-то важным делом рисовать в уме образ своего успеха, отвечающего всем тем качествам, которыми вы стремитесь обладать.

Старайтесь почаще повторять про себя волшебную аффирмацию «Я себе нравлюсь!». Твердите ее до того момента, пока ваше сознание не примет ее и она не станет частью вашей личности.

Когда вы научитесь больше себя уважать и ценить, то в скором времени заметите, что начинаете приобретать нужные привычки, помогающие полностью раскрыться вашему потенциалу.

www.yourfreedom.ru

17.Роль нового типа общения в подростковом возрасте в формировании самосознания и самооценки. Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании.

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.

С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.).

Общение, во-первых, — это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности.

В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.

Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу»

Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:

Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, Это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это специфический вид эмоционального кон­такта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищес­кой взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с раз­ным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни.

Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании.

Важнейшей для подростков сферой жизнедеятельности является общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. В подростковом возрасте привлекательность тех или иных занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Общение становится для подростка способом самоутверждения. В общении со сверстниками у подростков соседствуют желание “быть как все” и одновременно — выделиться, отличиться, получить признание сверстников и заслужить их уважение. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление выражается в желании занять в группе позицию лидера, для других — быть признанным, любимым товарищем, для третьих — непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом для поведения детей в средних классах. Как правило, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.

Взрослые часто недооценивают важность общения со сверстниками для подростков. Так многие учителя считают, что более всего подростки переживают по поводу общения с учителями, а родители полагают, что подростка более всего волнует общение с родителями, хотя, как показывают исследования, наиболее значимыми для подростков оказываются именно переживания по поводу общения с о сверстниками.

Мотивы общения подростков со сверстниками значительно изменяются по мере взросления. Сначала проявляется простое желание быть в среде сверстников, затем — занять определенное место в коллективе сверстников. Позже проявляется стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в их глазах. Подростков начинают интересовать их личностные особенности, они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности, а не в недостатках тех людей, с которыми они общаются. Так формируется сознательное отношение подростков к самим себе. Для подростков важной становится самооценка,которая в этом возрасте крайне противоречива. Так как самооценка во многом регулирует поведение, то в подростковом возрасте часто совершаютсянемотивированные поступки. У подростков может возникать повышенная критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. А поэтому возникают бурные реакции и острое переживание чужого внимания к этим качествам, поэтому “в штыки” воспринимаются многие, часто справедливые, замечания взрослых по поводу недостатков подростка. Повышенная критичность проявляется и в оценке других людей, поэтому, несмотря на желание иметь верного, надежного друга, у подростка так часто меняются приятели: он активно ищет достойных людей. Столь же сурово подростки начинают оценивать и взрослых. Поэтому для подростков характерна оценка личностных качеств взрослого, разрешение проблемы “справедливости” учителя, родителей. Важность для подростка его общения со сверстниками нередко скрывает проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. И главный источник этих проблем — непонимание взрослыми внутреннего мира подростка или ложные представления о его переживаниях, мотивах поступков, стремлениях, ценностях. Подростничество — это быстрый, интенсивный процесс взросления, однако взрослые чаще всего стараются сохранить всеми силами “детские” формы общения. Старшие подростки испытывают огромную потребность в общении со взрослыми “на равных”, но редко имеют возможности для этого. В результате подросток начинает противопоставлять себя взрослым, стремится к автономии. Он как бы изо всех сил кричит нам, взрослым: “Не хочу считаться ребенком!” А потому у подростка может активно проявляться “внешняя взрослость”: соответствующая внешность, преувеличение интересов к некоторым сферам жизни (например, противоположному полу, вредным привычкам), а также ориентирование на “нормы” группы. Однако одновременно действительно наблюдается рост самостоятельности, появляются разнообразные устойчивые интересы, которые иногда определяют дальнейшую жизнь подростка. Формируется разнообразное и содержательное отношение к другим людям. Для этого возраста характерен удивительный интерес к психологическим переживаниям. Подростков начинают интересовать вопросы морали, эстетики, этики, религии, формируется мировоззрение. Изменяется в этом возрасте и отношение к оценке любой деятельности. Для подростка важно, чтобы был оценен не только конкретный результат, но и вклад, вложенные усилия в зависимости от степени трудности, проблемности поставленной задачи, самостоятельности и творчества.

Бывает, родителей пугают кризисом 12 — 14 лет, когда с ребенком “просто нет сладу”. В это время может проявиться грубость, нарочитость поведения, стремление поступать наперекор желаниям и требованиям взрослых, игнорирование замечаний. Возможно ли бескризисное протекание процесса взросления? Негативные проявления, протестующее поведение проявляются в том случае, когда подросток не находит понимания, когда нарушено его общение с кем-то из значимых людей.Поэтому, если взрослые будут уделять достаточно внимания своему беспокойному подростку, понимая и принимая проблемы возраста, помогая справиться с ними, то взросление вашего ребенка подарит вам самые светлые воспоминания.

studfiles.net

Родительское собрание «Роль самооценки в формировании личности ребенка», 2 класс

«Роль самооценки в формировании личности ребенка»

Обсудить свои реальные возможности, которые будут способствовать формированию личности, умеющей жить достойно во благо себе и окружающим его людям.

Поговорить о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для усп ешности учебной деятельности.

Выявить последствия заниженной и завышенной самооценки.

Что такое самооценка?

Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию.

Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

В семье круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности , защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением , с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

Если родители любят, уважают, ценят успехи ребёнка, четко определены авторитеты, распределена ответственность, то у него, естественно, формируется адекватная самооценка ,. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе . Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне .

Американский ученый Дэвид Льюис изучал психологический климат семей, в которых росли дети с адекватной самооценкой. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет. Он выявил ряд специфических особенностей поведения родителей, которое способствует формирования позитивной самооценки.

Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.

Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

Я предоставил ребенку комнату (или часть) в качестве его личного пространства.

Я показываю, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.

Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.

Я внимательно отношусь к его индивидуальным потребностям.

Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ним наедине.

Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.

Я учу ребенка общаться свободно с людьми любого возраста.

Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Я поощряю в ребенке независимость.

С приходом в школу, самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличие от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. , желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и менее категоричными.

Дети с завышенной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других, но часто переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После не успеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. От них часто можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать», либо не расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. В сдедствии этого у них формируются высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность

Заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берегут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет.

Если ребенок ставит себя на 7-ю – 9-ю,ступеньки , то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю (адекватная).

А если стоит на 1-й, 2-й, то самооценка завышена.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Таким образом, формирование позитивной самооценки младшего школьника возможно при следующих педагогических условиях:

создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других,

создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения,

обучение речевому этикету,

формирование взаимоотношений с окружающими.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

3. Поощряйте в ребенку инициативу.

4. Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»

5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Возьмите на заметку следующее.

1.Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок — грустное зрелище на уроке.

2.Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.

3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

4.Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.

5.Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.

6.Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.

7.Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.

infourok.ru

Роль самооценки в общении

Войти через uID

Классный час из цикла «Выбор профессии»

Тема: Роль самооценки в решении проблемы профессионального выбора.

Цель: Показать необходимость адекватной самооценки при выборе профессии.

Задачи: Создать условия для самовоспитания и самоанализа с целью формирования адекватного образа «я». Развить умение соотносить свои качества с требованиями выбираемой профессии.

2. П роверка готовности к занятию, записали число.

Повторение пройденного материала.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, ответим на несколько вопросов. У вас у каждого есть карточка-задание за 3 минуты необходимо выполнить работу.

Найдите и исправьте ошибки

тракторист ветеринарный врач

монтажник литературный критик

инженер водитель автомобиля

врач учитель математики

А теперь проверим, правильно ли вы сделали, посмотрели на доску. Исправьте ошибки. Следующая работа: ответ на вопросы кроссворда:

1. Род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки,

умений и навыков. (Профессия)

2. Юрист, свидетельствующий верность копий документов. (Нотариус)

3. Человек, проектирующий дома, участки, города. (Архитектор)

4. Человек, проверяющий качество выполнения работы. (Контролер)

5. Волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить и достигать цели. (Самостоятельность)

6. Выдающиеся способности личности в определенной деятельности. (Талант)

7. Это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. (Способность)

8. Природные особенности поведения, типичные для данного человека. (Темперамент)

Цель: Мы с вами должны выяснить, что характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека.

Наши занятия являются подготовкой к профессиональному выбору.

Я давала задание подготовить небольшое сообщение о сознании и как оно развивалось в процессе трудовой деятельности. А вот процесс оценки трудовых качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознание. Самосознание не дается человеку с рождения, а формируется в развитии. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе. Самосознание теснейшим образом связано с самооценкой.

Самооценка — это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самосознания.

Оценка человеком самого себя бывает, как правило двух видов: позитивная и негативная. Для позитивной самооценки характерно положительное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственности ценности. Негативная самооценка связана с уничтожительным отношением к себе. В этом случае человек сталкивается с серьезными затруднениями в общении и деятельности.

Рассмотрим схему, (запишем в тетрадь)

заниженная адекватная завышенная

недооценивание своих преувеличение своих

возможностей заслуг, успехов и т.д.

Объективный анализ своих личностных качеств, способностей, поведения, внешнего облика.

Характер самооценки оказывали существенные влияния на все стороны жизни человека, следовательно, воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои достоинства и недостатки.

Необходимо определить уровень своей самооценки.

Обдумывая выбор будущей профессии, вы начинаете оценивать свои интересы, склонности, возможности. Вы учитесь разбираться в сложном мире своих качеств, которые нельзя не принимать во внимание при обдумывании будущего трудового пути.

Работать над собой, формируя характер, силу воли, развивая профессиональные способности, никогда не поздно. Но лучше это начинать смолоду.

Критическая оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков позволяет человеку при выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявленными профессий. Завышенная самооценка приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе, заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности.

Газарян С.С. «Мы выбираем профессию» (1995 г.) Константиновский М.А. «Ищу себя» (2000 г.)

Хохлов СИ. «как воспитывать волю и характер» (1980 г.) Вопросы-загадки.

xn—-7sbabem5aocigsh3bp3abb.xn--p1ai

Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

на тему: «Роль самооценки в самовоспитании старших школьников»

кандидат психолгических наук,

доцент, член-корреспондент АПСН

Спичак Светлана Феодосьевна.

Возрастная психология — это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологи­ческой жизни человека.

Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в юношеском возрасте.

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя юность ), другая — на границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути ( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй — участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

Теперь обратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.

Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений.

Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении о себе в этом возрасте.

Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшается.

У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнении позволяют успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения. Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным, во многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»

Исходя из сказанного, я делаю вывод, что для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает, что внешность можно улучшить с помощью косметики. прически, занятий спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

Рост самосознания — это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств старшеклассников.

Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х — 10-х классов предлагалось оценить в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты. По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.»

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка — это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание — это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Исходя из этого я обращаюсь к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и образа «Я» у юношества.

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний — вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении.

«Странное чувство сейчас преследует меня, — пишет в дневнике восьмиклассница, — Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное была центром общества, а теперь — нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить. » У этой девочки и в школе и дома всё благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, — нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. О иногда подобное переживание может быть острым и драматичным.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я — концепция») — сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?»

Далее свою мысль я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: «Юноша хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего добиться.

Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой, познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой характер и развивать свои способности.

Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины. Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.»

Исходя из слов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина и моих личных соображений можно подвести итог о психологическом состоянии личности юноши. К этому периоду у него уже достаточно определенны и стойки особенности характера, способностей, темперамента. Физически формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение — открытие своего внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация, которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя он начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон. Старший школьный возраст — это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления.

Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.

Как показывают исследования, уже младшие школьники могут охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать , как мы в лес ездили».

Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками. Характерна мотивировка следующего рода: « Я боюсь темноты, стараюсь прыгать через «коня»,потому что у меня слабая воля.» Однако и у подростка нет еще обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере. Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается ситуативным.

Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе.

Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от дурных привычек?».

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:

1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);

3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно, чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;

власть используется ими в меру необходимости;

в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными , вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить» эффект прошлого опыта не возможно.

К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных девяти- и десятиклассников надеются, что их желания иметь определённые вещи осуществятся, причём две трети уверены, что осуществить эти желания — дело родителей («родители купят»). Поведение и запросы этих старшеклассников почти автономны, поскольку желания их совпадают с мнениями родителей лишь в 10% случаев. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Хорошие родители, тем не менее остаются для старшеклассников важным эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее, что идеалы он находит не только в ближнем окружении, но и в более широком кругу лиц: общественно-политические деятели, герои книг, кино и т.д. Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Сами старшеклассники отмечают, что они замечают существенные расхождения между тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет взрослых, но и является практическим уроком приспособленчестве и лицемерия.

«Значимость» для юноше и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

На ровне с семьёй можно поставить и школу, так как в этом возрасте имеет большое значение окружение юноши вне семьи.

Учение — ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей».

Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит своё поведение , всё чаще находятся вне её.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:

власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

авторитетный источник знаний в определённой области4

старший товарищ и друг.

В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к такой дружбе всегда высок.

Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним — двумя учителями, и с возрастом этим отношения становятся всё более избирательными.

Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, -во много зависит от атмосферы, царящей в школе, от его отношений с учителями.

Психологический последствия школьных конфликтов иногда очень серьёзны. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно. Поэтому критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого серьёзного к себе отношения.

Я сделал вывод, что родители и учителя, старшее поколение, более взрослые опытные люди играют основную роль в развитии ребёнка, какими были родители в детстве у ребёнка, их отношение к нему, таким человек станет и в юношестве, с тем он и войдёт в жизнь. Какими были у него учителя таким же учителем будет он для своих детей. Взрослые влияют на формирование личности ребёнка, на становление его самооценки и определение его личностного «Я».

Но это одна сторона , с помощью которой формируется самооценка. Другая — это окружение сверстников юноши, которое в этом возрасте играет особенную роль. Желание иметь друзей верных и преданных неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди таковых даже любовь.

В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого, себя другим и самораскрытие. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника.

Для ранней юности типично идеализация друзей и самой дружбы. По экспериментальным данным, представление о друге в этом возрасте значительно ближе к идеальному «Я» испытуемого, к его нравственному и человеческому идеалу, нежели к его представлению о собственном «Я», а связь между идеалом испытуемого и его друга теснее, чем между его идеалом и образом собственного «Я».

Для измерения сравнительной степени психологической близости испытуемого с ближайшими друзьями и другими значительными лицами (отец, мать, другие члены семьи, классный руководитель, любимый учитель, и другие) были применены три отдельных показателя: «понимание» (вопрос: «Насколько хорошо понимает вас перечисленные лица?»), «доверительность» (вопрос: «Делитесь ли вы с этими людьми своими сокровенными мыслями и переживаниями?»), и «субъективная лёгкость общения» (вопрос: «Насколько легко вы себя чувствуете в общении с перечисленными людьми?»).

Оценки, которые дали юноши и девушки пониманию их окружающими людьми, в целом оказались довольно высокими: почти во всех случаях они стоят ближе к положительному полюсу. Однако во всех возрастах, и у юношей и у девушек, «ближайший друг» (как правило — сверстник своего пола) занимает ведущее положение.

Психологическая близость девятиклассников с разными значимыми людьми были изучены и посредством методики самооценки. Каждый испытуемый оценивал себя по 16 качествам, а затем должен был предсказать, как оценят его по тем же параметрам мать, отец, ближайший друг, любимый учитель и одноклассники. Очевидно, что чем выше предполагаемая у испытуемого степень понимания его определённым лицом, тем ближе будут ожидаемые им оценки со стороны этого лица к собственной самооценке. Наибольшее совпадение оказалось опять-таки в случае с другом. Более того, друг оказался единственным человеком, от которого девятиклассник ждёт более высоких оценок, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одной из ключевых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.

Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самопознания; расширение и дифференциация среды общения и деятельности; проявление новых интимных привязанностей.

Образ «Я», который у юноши ещё только формируется, у взрослого человека уже сложился в определённую устойчивую структуру. Жизненный опыт позволяет ему более или менее реалистически оценивать себя, свои достижения и возможности. Взрослый человек на умеет соизмерять свои притязания с потребностями , его сознание более предметно, менее эгоцентрично, нежели юношеское, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у него снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою исповедальность. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные преувеличением собственной уникальности, не похожести на других, юноше иногда достаточно сказать вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие взрослого человека значительно сложнее, простым разговором их не разрешить. Поэтому его общение с друзьями имеет более предметный характер.

В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она складывается, когда у человек нет ещё ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. Единственный «соперник» юношеской дружбы — любовь к родителям, но эти чувства находятся в разных плоскостях. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает своё привилегированное положение.

Таким образом, в развитии личных отношений есть свои закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный, но может и препятствовать ему. Например слишком тёплые отношения в семье, дающие застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо бороться. Тесная юношеская дружба порой также создаёт конфликтные ситуации. Пример — судьба «последнего в компании», который настолько поглощен своими друзьями и совместной с ними деятельностью, что не ищет других привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а тот, кто полнее всего идентифицировался с группой как целое, остался один. Он запоздал с переходом в следующую стадию.

Я убедился, что самооценка играет большую роль в становлении личности человека. Исходя из этого я провёл небольшой эксперимент по выявлению самооценки в ( классе общеобразовательной школы.

Методика называется уровень самооценки личности:

Ученикам был предложен ряд качеств личности человека. В нег входили и моральные и волевые качества. Ученикам надо было выбрать из них от 10 до 20 качеств и расположить их в два столбика. В первом столбике эти качества должны быть расположены в том порядке, по убыванию их значимости, в котором по мнению учеников они должны присутствовать в идеале человека. Во втором столбике эти же качества в самом человеке.

Моя цель заключалась в установлении уровня самооценки ученика 9 класса и выявление качеств личности, по которым он оценивает себя и окружающих.

Вдумчивость, упорство, аккуратность, доброта, мнительность, злопамятство, уступчивость, терпеливость, решительность, обаяние, нежность, осторожность, отзывчивость, подвижность, искренность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность, сдержанность, сострадание, энтузиазм, настойчивость, застенчивость, гордость, стыдливость, радушие, увлекаемость, восприимчивость, непринуждённость, принципиальность, мечтательность, капризность.

mirznanii.com