Рекомендация родителям по формированию самооценки ребенка

Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей.

Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она — основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) — это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Совет: «Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс» .

Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Если хвалить, то правильно!

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

за всё, что сделано не своими силами за красоту,

доброту – это природные способности;

за игрушки, предметы, одежду или в случае находки из жалости из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и

за стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться;

за детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.

Попросите помощи у ребёнка.

Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема

Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

прислушиваться к мнению окружающих;

спокойно воспринимать критику в свой адрес;

уважать чувства других детей, их желания.

Прислушайтесь к рекомендациям детских психологов по развитию адекватной самооценки у детей, и ваш ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе :

Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей;

не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его.

Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу.

Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.

Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.

Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.

Поддерживайте инициативу ребёнка. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.

Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.

Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.

Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.

Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.

С уважением, педагог-психолог

МБОУ «Лесновская средняя школа»

Романенко Ольга Александровна

infourok.ru

Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта

1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Развитие самооценки в онтогенезе

1.3 Особенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта

Глава II. Методика экспериментального изучения особенностей развития самооценки у подростков с нарушением интеллекта

2.1 Организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Глава III. Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта

3.1 Цель, задачи и содержание формирующего этапа

3.2 Выявление эффективности работы по формированию самооценки у подростков с нарушением интеллекта

Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.

Внимание психологов привлекла не только проблема самооценки, но и причины, которые влияют на ее формирование (Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон И.С, К. Роджерс, Хорни К., Эриксон Э., и др.). Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам и поступкам, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.

Отечественные психологи ( Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И) рассматривая проблему самооценки человека, в первую очередь подчеркивают важность его деятельности. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив и т. д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.

За последние годы исследований у многих детей отмечается все более выраженное проявление специфических особенностей в познавательной и личностной сферах, которые непосредственно влияют на формирование самооценки.

Самооценка у ребенка начинает складываться с раннего детства в семье, которая в последующем существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу.

Ведущей формой деятельности ребенка в школе становится учебная деятельность. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т.е. его самооценку.

Учебная деятельность и формирующиеся в ней основные новообразования становятся ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для всей личности ребенка, определяя пути и специфику их развития.

Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности.

Самооценка играет важную роль в становлении личности и у детей с нарушением интеллекта. Этой проблемой занимались такие ученые, как Дульнев Г.М., Кожалиева Ч.Б., Кузьмицкая М.И., Намазбаева Ж.И., Ушакова И.П. и др..

Большинство научных исследований по формированию самооценки при нарушении интеллектуального развития ребенка посвящено детскому возрасту, потому что особое значение в современных условиях отводится роли и месту личностного, эмоционального развития, самосознания и самопонимания, сознательной регуляции поведения ребенка с нарушением интеллекта в социуме и его подготовке к реальной жизни.

Гораздо меньше понимания уделяется изучению становления самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Исходя из выше изложенного проблема особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта нам представляется актуальной.

Цель исследования: изучение особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Объектом исследования является самооценка подростков с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

1. Теоретически обосновать проблему исследования на основе анализа психолого- педагогической литературы.

2. Выявить особенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

3. Составить и апробировать комплекс занятий по формированию самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Гипотеза: мы предполагаем, что интеллектуальное недоразвитие влияет на формирование личности человека, на становление его самооценки, проявляется в ее недостаточной дифференцированности, некоторой неадекватности.

Эффективность коррекционной работы по формированию самооценки у подростков с нарушением интеллекта будет определяться следующими условиями:

1. Учет структуры дефекта;

2. Систематичность и последовательность работы;

3. Осуществление дифференцированного подхода при выборе средств и методов коррекционных мероприятий;

4. Применение личностно-ориентированного и индивидуального подхода к каждому ребенку.

1. анализ психолого- педагогической литературы.

2. психолого – педагогический эксперимент.

3. количественный и качественный анализ данных.

В исследовании принимали участие учащиеся шестого класса с нормальным интеллектом (10 человек) и учащиеся 6 класса с нарушением интеллекта (10 человек).

Исследование проводилось в 2007-2010 годах на базе МОУ Лицей №5 г. Мценска, МОУ специальная (коррекционная) школа №14 г. Орла и включало в себя три этапа.

I этап – поисково-теоретический (2007-2008г.).

На этом этапе проведен анализ современного состояния проблемы в психолого-педагогической и методической литературе по проблеме.

II этап – опытно-экспериментальный (2008-2009г.).

На этом этапе проводился констатирующий эксперимент для определения особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Во время формирующего эксперимента был апробирован составленный нами комплекс коррекционных занятий по формированию особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

III этап – заключительно-обобщающий (2010г.).

На данном этапе были подведены итоги проведенного исследования, а также оформлены результаты работы.

Теоретическая значимость работы заключается в углубленном изучении особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно подтверждает необходимость занятий по формированию самооценки; составленный комплекс занятий может использоваться в работе учителя-дефектолога, психолога.

В «Вестнике студенческого научного общества факультета педагогики и психологии» выпуск 9, часть 1 опубликована статья «Особенности формирования самооценки подростков с нарушением интеллекта». На неделе науки — 2010 по проблеме исследования было подготовлено выступление на Открытом заседании лаборатории «Психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями»

Структура и объем выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст изложен на 75 страницах. Работа содержит 10 таблиц, 3 диаграммы и 12 гистограмм. Список литературы включает 54 наименования.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы самооценки у подростков с нарушением интеллекта

www.kazedu.kz

Рекомендации по формированию адекватной самооценки обучающихся

Рекомендации по формированию адекватной самооценки обучающихся:

1.Принимайте ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные особенности (тип темперамента, характер, темп деятельности и др.), тип семейного воспитания, соматический статус.

2.Создайте ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя.

3.Стимулируйте познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями.

4.Поощряйте ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить. В этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят.

5.Формируйте у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививайте ему ответственность за свои действия.

6. Учитывайте зону ближайшего развития ребёнка .

7.Поощряйте и стимулируйте ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения.

8.Помните, ребёнок верит взрослому, постарайтесь стать для него значимым, дайте ему возможность поверить в свою ценность и уникальность.

Педагоги — гуманисты Д. Джайнотта, К. Роджерс и А. Адлер рекомендуют:

• поддерживать в ученике его чувство достоинства и позитивный образ «я»;

• говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

• отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

• не применять негативных оценочных суждений, ярлыков, отрицательного программирования;

• не навязывать ребенку вопреки его желанию способов деятельности и поведения;

• принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества и т. д.

Игры и упражнения направленные на повышение самооценки:

Цель: повышение самооценки.

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. В случае если ребенок не может найти у себя положительных качеств, педагог предлагает варианты таких качеств или просит помощи у других участников. После этого педагог собирает «ладошки», читает их или показывает группе, а дети угадывают, где, чья ладошка. Упражнение может выполняться и с одним ребенком. Нарисованная ладошка может быть раскрашена, прокомментирована автором. Устраивается выставка ладошек.

Цель: осознание ребенком своих положительных сторон и понимание того, что его ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Цель: осознание детьми своих положительных качеств.

Дети сидят на стульях. В руках педагога мяч. Он поочередно кидает его участникам. Каждый ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например, «Антон — аккуратный, активный…», «Саша — смелый, самостоятельный…».

Иногда детям бывает сложно подобрать необходимые слова на заданную букву. Поэтому на помощь приходят группа и педагог.

Педагог торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, педагог называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, то можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Когда мы ощущаем, что что-то умеем, когда выполняем данное нам задание, решаем проблему, самоуважение наше возрастает. Невозможно быть одинаково успешными во всех областях. Признав этот факт и попытавшись определить, что именно нам нравится делать (и в чем соответственно мы достигаем больших успехов), мы сможем существенно облегчить себе жизнь. Выполняя это упражнение, дети получают возможность продемонстрировать другим, то, что они умеют хорошо делать. Кроме того, оно помогает сформировать позитивное отношение к умениям других ребят.

Инструкция. Каждый участник выбирает какое-нибудь действие, которое ему хорошо удается. Возможно, он хорошо рисует, поет, катается на скейте и др.

Участники по очереди выходят вперед, представляются и без слов, с помощью пантомимы, показывают, что они умеют. Группа пытается отгадать, что показывает участник.

Почему важно знать свои умения?

Является ли хвастовством демонстрация того, что мы умеем?

Есть ли люди, которые одинаково хорошо умеют все?

Есть вещи, которые нам особенно нравится делать, и мы достигаем при этом наибольших успехов. Почему?

Могу ли я порадоваться за других, если им что-то хорошо удается?

infourok.ru

Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки.

Формирование самооценки – характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

Просмотр содержимого документа

«Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки.»

Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки.

Формирование самооценки – характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную – соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.

При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – учебных, бытовых и других – общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

1. Помните, что ребёнок – это самая большая ценность, любите и принимайте его таким, какой он есть.

2. Уважайте в своём ребёнке личность, воспитывая в нём чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

3. Отмечайте даже незначительные успехи своего ребенка.

4. Создавайте ситуации успеха.

5. Дайте возможность выговориться ребёнку и тем самым превратить недовольство в душе в слова.

6. Четко обозначьте словами негативные чувства. После такого пристального наблюдения они обычно исчезают.

7. Смоделируйте выход из ситуации.

8. Чувства подростков неминуемо приводят их к действиям. К каким? Это во многом зависит от их родителей. Позади неприемлемых действий стоят негативные чувства, причем поступок может быть совершен в подростковом возрасте, а чувства, спровоцировавшие его, могут быть заложено в раннем, чуть ли не младенческом возрасте.

9. Помочь подростку избежать опасного поведения и повысить его самооценку можно двумя способами: удовлетворять те интересы ребенка, которые приемлемы, и помогать ему объяснять, называть свои негативные чувства.

10. Кроме того, подростки должны четко знать, что есть три момента, ограничивающие их деятельность:

этого требует безопасность и есть угроза здоровью;

это угрожает их или родительской собственности;

этого требует закон и порядок социальной приемлемости.

И родители в сотрудничестве со школой должны способствовать тому, чтобы у подростков сформировалась правильная шкала ценностей, адекватная самооценка и самоуважение.

Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как могут помочь родители детям в этой ситуации?

Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.

Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.

Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?

Читайте вместе с детьми книги по ролям.

Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).

Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.

Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.

Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.

Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?

У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:

неспособность учащегося справиться со школьной программой;

неадекватные ожидания со стороны родителей;

неблагоприятные отношения с педагогами;

регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признакми школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках – признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой.

Т.к. школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка, приведем согласно возрасту:

Для родителей первоклассников:

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится – у него может что-то не сразу получаться.

Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.

Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.

Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.

Для родителей пятиклассников:

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.

Поддерживайте авторитет учителя.

Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

Для родителей выпускников:

Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи.

Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат.

Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественно-научные и гуманитарные дисциплины.

Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал.

Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам.

Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.

multiurok.ru

Формирование самооценки в детском и подростковом возрасте

Понятие, функции и параметры самооценки. Характеристика возрастных особенностей детского и подросткового периода. Пути формирования и способы коррекции самооценки дошкольников, младших школьников и подростков. Программа тренинга личностного роста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1.1 Понятие и виды самооценки

1.2 Особенности формирования самооценки в детском и подростковом возрасте

ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Пути формирования самооценки в детском возрасте

2.2 Пути формирования самооценки в подростковом возрасте

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ

Самооценка личности является важнейшим этапом жизни любого человека. Особенно важно изучение развития самоопределения в детском и подростковом возрасте, поскольку именно в этот период формирование самооценки претерпевает существенные изменения и в некоторых случаях требует коррекции.

В детском и подростковом возрасте существуют противоречия между психолого-социальными новообразованиями подростков и существующей социальной оценкой ребёнка в обществе, между желаниями детей и объективными возможностями их реализации. В изучаемом возрасте начинается переориентация с внешних оценок на самооценку, усиливается её роль в жизни личности. Это связано с ростом познавательных возможностей подростка, усилением интереса к себе. Дифференцируется содержание самооценки, усложняется её структура, растёт критичность в отношении к себе. Развитие самооценки в этот период характеризуется рядом противоречивых тенденций. Эмоционально — ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием в жизни подростка. Рост эмоциональной напряжённости в отношении к себе как бы блокирует развитие когнитивного элемента самооценки. Проблемами формирования самооценки в детском и подростковом возрасте в разные годы занимались такие учёные, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и другие.

Очень важно формировать у ребёнка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценить свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в жизни. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных возможностей — важное звено в воспитании подрастающего поколения.

Многие работы посвящены вопросу о становлении самосознания и формирования самооценки (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова). Несмотря на это, существует необходимость дальнейших исследований самооценки, для того чтобы выявить новые данные об особенностях и взаимосвязях данного явления.

Цель курсовой работы — дать теоретический анализ литературы по формированию самооценки в детском и подростковом возрасте.

Объект исследования — развивающаяся личность современных детей и подростков.

Предмет исследования — формирование самооценки современных детей и подростков.

1) дать определение самооценке;

2) рассмотреть виды самооценки;

3) выявить возрастные особенности детского и подросткового периода;

4) указать проблемы формирования самооценки в детском и подростковом возрасте;

5) определить пути и способы коррекции самооценки в детском и подростковом возрасте;

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы.

ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1.1 Понятие и виды самооценки

Самооценка (англ. self — esteem) — «ценность, значимость, который индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения». Самооценка выступает как отрицательно устойчивое структурное образование, компонент Я — концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я — концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определённого уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивает относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида, отмечает И.Я. Зимняя 1 , образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2008. — 383 с. парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.

Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщённости.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) Уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка;

2) Реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка;

3) Особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка;

4) Временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка;

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценка разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

Таким образом, самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью.

1.2 Особенности формирования самооценки в детском и подростковом возрасте

Формирование самооценки во многом зависит от особенностей конкретного возрастного периода. П.С. НемовНемов Р.С. Психология: в 3 кн. — М: ВЛАДОС,2004. — 606 с. в своём учебнике по психологии подробно рассмотрел все новообразования, психические и когнитивные особенности детского и подросткового возраста. Психолог отмечает, что в детском, и подростковом возрасте активно идёт процесс познавательного развития.

Особенно заметными в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющих собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребёнка находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежнее «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.

С точки зрения М.А. ЗимнейЗимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2008. — 383 с. , уже в подростковом возрасте особое значение уделяется самоконтролю деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей ещё отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

Характеризую подростковый возраст, Л.И. БожовичБожович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: МОДЭК, 1995. — 352 с. писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе…и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счёте, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определённой системы соподчинённых различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно постановленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно переходном возрасте.

Таким образом, особенности детского и подросткового возраста обусловливают пути формирования самооценки в эти возрастные периоды.

ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В психолого-педагогических работах указываются различные пути формирования самооценки в детском возрасте.

По данным Л.И. Божович, правильное формирования самооценки — один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребёнка и собственной оценки её результатов.

Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. Так, например, если в семье у ребёнка сформировали положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем в детском саду или в школе он столкнулся с отрицательной оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидчивость, упрямство, драчливость и т.д.). При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л.И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжёлых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности к себе.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как — то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Разрешающие влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.

На начальных этапах развития ребёнок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитания.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребёнка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел — сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребёнок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребёнка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел — осознал — сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать к себе окружающих и своё отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития детей ещё не отдают себе отчёта в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок впервые осознаёт расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребёнок как бы «выпадает» из привычной жизни и переменяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения — это прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском садике — только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощников в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребёнка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознанием себя не только как субъекта действия, но и как субъектах в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребёнка возникает чувство неудовлетворённости.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: МОДЭК, 1995.- 72 стр.

Ребёнок начинает осознавать своё место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребёнок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что происходит в представлении о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышения.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи «сразу». Они не осознают свои неудачи. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему — то само собой разумеющемуся. Её отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слёзы. На порицание они реагируют по — разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают, и похвала и порицание, главное для них — быть в центре внимания взрослого.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверенны в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые лёгкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенные в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребёнок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не преступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит всё неправильно; старается угадать, доволен им ли взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справляться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребёнка в школу. Причём психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников ещё далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребёнок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первым, образцовым.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определённому положению в классном коллективе — «слабого», «среднего» и «сильного», задающего тон в учёбе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребёнка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают, складывается под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятёрки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлечённость чем — то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребёнка учителем. В исследованиях, проводимых под руководством В.В. Давыдова, особое внимание уделялось изучению путей формирования самооценки. Так, было установлено, что обучение, при котором овладение учебной деятельностью и всеми её элементами становится предметом специального усвоения, создаёт благоприятные условия для формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

Таким образом, развитие самосознания в детском возрасте проявляется в том, что у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе.

2.2 Пути формирования самооценки в подростковом возрасте

Существуют несколько концепций, в которых с различных точек зрения рассматриваются особенности формирования самооценки в подростковом возрасте. В концепции Д.Б. ЭльконинаЭльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М: МОДЭК, 1995. — 416 с. подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. К концу младшего школьного возраста у ребёнка возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. К концу младшего школьного возраста у ребёнка возникают новые возможности, но он ещё не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путём столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребёнка происходит теперь вне школы; стремление к компаниям сверстников (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); ребёнок начинает вести дневник.

Всё перечисленное свидетельствует об обращении ребёнка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?». Многие авторы сводили эти симптомы к началу полового созревания. Однако, как подчёркивает Д.Б. Эльконин, изменения возникают и начинают осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляются физическими изменениями. Это делает поворот на себя ещё более интимным.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознаёт, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение представления о себе как «не о ребёнке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесённое внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание — это общественное знание, перенесённое во внутренний план мышления.

Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм — это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Позднее, в исследованиях Д.И. ФельдштейнаФельдштейн И.Д. Психология развивающейся личности. — М: «МОДЭК», 1996. — 512 с. была развёрнута концепция двух основных типов реально существующей позиции ребёнка по отношению к обществу, условно названных им «Я в обществе» и «Я и общество». Первая из них особо активно развёртывается в период раннего детства, младшего школьного и старшего школьного возраста, когда актуализируются предметно — практические стороны деятельности.

Главным и практически единственным эффективным средством воздействия на личность подростка, согласно позиции, занятой Д.И. Фельдштейном начиная с 60-х годов. Является специально задаваемая и социально одобряемая групповая деятельность. Эта «общественно полезная» или «просоциальная» деятельность является, по существу, педагогически организованным эквивалентом ведущей деятельности подросткового этапа развития, определённой как «социально актуальная». Согласно концепции Д.И. Фельдштейна, первая стадия подросткового возраста (10 — 11 лет) — является периодом поиска, нащупывания подростком приемлемых для него форм этой деятельности, вторая стадия (12 — 13 лет) — периодом её развёртывания и третья стадия (14 — 15 лет) — периодом осознания своей социальной приобретённости, активного поиска путей и форм развития средств её реализации.

Д.И. Фельдштейн выявил, что «четырнадцатилетнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими», общественное признание. Легче всего подросток может добиться этого в подростковой или подростково-юношеской группе. Такие группы могут быть стихийными, а могут быть специально педагогически организованными.

Характеризуя различные стадии подросткового периода онтогенеза, Д.И. Фельдштейн отмечает, что у абсолютного большинства детей на первой стадии (10 — 11 лет) идеалы носят конкретный характер, и лишь незначительное число испытуемых имеют обобщённые идеалы. Этим детям свойственна особая критичность в самооценке. Около 34% мальчиков и 26% девочек дали себе при обследовании полностью отрицательную характеристику, примерно 70% испытуемых, хотя и нашли у себя положительные черты, но обнаружили преобладание отрицательных. Уже в это время потребность в самооценке (но в то же время неумение себя оценивать) проявляется очень остро.

На второй стадии подросткового возраста (12 — 13 лет) конкретный идеал назвали уже 68% испытуемых, а 30% обнаружили обобщённый идеал. На этой стадии, наряду с общим «принятием себя» сохраняется и ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения к нему окружающих, прежде всего сверстников. Общее положительное отношение к себе связано с актуализацией потребности в самоуважении, обостряющейся в ситуации недовольства собой.

Третья стадия подросткового возраста (14 — 15 лет) характеризуется преобладанием (81%) обобщённого идеала, складывающегося из сочетания идеальных черт образов людей. В этот период возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе «здесь и теперь», и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определёнными нормами, выступающими как «идеальная форма» себя и своего поведения.

Важнейшим положением, выдвинутым и обоснованным в работах Д.И. Фельдштейна, стало утверждение, что «…подростком решается не просто задача занятия определённого «места» в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активно позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования». Поэтому очевидно, что подростковый возраст наиболее сенситивен к усвоению социально значимых ценностей, поскольку он обеспечивает трансформацию самоопределения на уровне «что есть я?» в самоопределение себя в обществе, на уровне осознания социально ориентированных ценностей и мотивов.

Подростничество, отмечает Р.С. НемовНемов Р.С. Психология: в 3 кн. — М: ВЛАДОС,2004. — 606 с. , имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: как, относясь к подростку по — серьёзному, т.е. по — взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребёнком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать.

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей, подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствуют о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.

В средних классах школы вместо одного учителя появляется несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий. Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому новому учителю. В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение, разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично. Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной стороны, создаёт возможность для более точной и правильной оценки людей путём их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определённые трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринимать взрослого, дать ему верную оценку.

Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по — доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценится подростком эрудиция учителя, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися.

В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельности подростка, в его идеалах и интересах происходят существенные изменения. В начальный период этого возраста (10 — 11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе сами в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определённых жизненных ситуациях, затем — черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познаёт себя на основе этого сравнения. Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится всё более и более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуации, становится все более и более самостоятельным.

Подросток всё более чутко, по сравнению с младшими школьниками, относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

Таким образом, самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания подростка. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как высокая требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность, не критичность и др.

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ

Самооценка была предметом специального исследования ряда авторов. Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. — //Педагогика и психология, №12, — 46 — 64 с. , от самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности. Совсем иначе вели себя дети с низкой самооценкой. Они проявляли неуверенность в себе, боялись учителя, ждали успеха, на уроках предпочитали слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

В своём суждении А.И. Лапкина использовала ряд способов для повышения адекватности самооценки.

1. На протяжении года все дети должны были сами оценивать свои работы, прежде чем отдать их на проверку учителю. Затем работы оценивались учителем, обсуждались случаи несовпадения и выяснились основания, на которых строилась оценка этих работ детьми — с одной стороны, и учителем — с другой. Степень адекватности оценивания своих работ возрастала. Если в начале учебного года 80% детей оценивали свои работы на балл выше, то к концу года это наблюдалось только у 20% учащихся.

2. Работы, выполненные в классе, раздавались на взаимное рецензирование. Требовалось отметить достоинства и недостатки и высказать своё мнение об оценке. После рецензирования работа возвращалась автору, и учащийся мог ещё раз проанализировать собственную работу, что формировало критические отношение к собственной деятельности.

3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой, резким снижением мотива достижения поручалось оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику, что изменяло социально — личностную позицию ребёнка, характер его деятельности, отношение к себе. Повышение самооценки благодаря заимствованию позиции учителя в данном случае было предпосылкой повышения уровня собственной учебной деятельности, изменения отношения к ней.

Выяснялось, при каких условиях сравнивание детей друг с другом оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование самооценки. Наибольший эффект был в случае, когда сравнивались дети с одинаковыми возможностями (способностями), но в силу определённых личностных качеств (степени старательности, организованности, дисциплинарности) достигающие в учении разных результатов. Все оценки, замечания, высказывались с целью показать, что отставание или успех в учении зависит от отношения к работе. В этом классе оказалось меньше всего детей с неправильной самооценкой.

Близким к этим результатам оказался класс, к котором каждый ребёнок сравнивался с самим собой, когда ученику сообщалось о степени его продвижения по сравнению с прежним уровнем.

Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. — //Педагогика и психология, №12, — 46 — 64 с. , формирование правильной самооценки в процессе учебной деятельности оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению и в целом на формирование личности.

Школьникам с заниженной самооценкой необходимо заниматься самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет (1997)

knowledge.allbest.ru