Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если ребенок не хочет учиться еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.
  • Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

    Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место – это не только источник получения доходов, но и возможность повысить самооценку, добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

    На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

    Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

    Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

    В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.
  • Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

    Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

    1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
    2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
    3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.
    4. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

      Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в начальных классах, вступая в пору переходного возраста, становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

      Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

      На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

      Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

      Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

    5. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
    6. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
    7. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

    Лучшая награда – родительское одобрение

    Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

    С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В подростковом периоде родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

    Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот – родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

    Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

    Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

    fb.ru

    Что делать, если ребенок не хочет учиться? Полезные советы от психолога

    Большинство родителей могут с уверенностью сказать, почему их дети не хотят ходить в школу. Многие из них наблюдают картину, как их ребенок просто ленится и весь день сидит за планшетом, а школу посещает только чтобы пообщаться с одноклассниками и поиграть в игры. Родители приходят в ужас, не зная, что дальше делать. На самом деле решение проблемы довольно простое: им следует выяснить, почему их ребенок не хочет учиться.

    Причины плохой успеваемости

    Ответственность за учебу берут родители

    Иногда мама излишне опекает малыша, контролирует его шаги, действия и слова на всех этапах его развития. Когда ребенок взрослеет, поступает в первый класс и начинает учиться, опять мама вмешивается в процесс обучения, собирает портфель, делает иногда за него уроки. Тем самым она просто тормозит его самостоятельность и мешает становиться школьником. В таких ситуациях ребенок лишается права голоса, ведь все за него решат родители. В этой ситуации полностью пропадает желание думать и действовать.

    Родители должны понимать, что помощь и внимание очень нужны в процессе обучения, но ни стоит перегибать палку. Хуже, когда детей начинают жестко контролировать, то есть отдавать приказы, которые он будет выполнять. В итоге при обеих ситуациях у ребенка, конечно, пропадет желание учиться, а некоторые дети к тому же будут еще и грубить, конфликтовать.

    Неблагоприятная обстановка в семейном окружении способствуют лишь замкнутости и тревожности, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его умственную деятельность.

    Неуверенность в себе, заниженная самооценка

    Откуда берется такое непринятие себя у ребенка — спрашивают многие родители. Все дело в том, что родители часто проецируют на детях все свои желания и ожидания. Это самая распространённая их ошибка. Ставя перед ребенком высокие цели и запросы, они не замечают тем самым, что ему это не интересно. А не получив положительный результат, всеми способами показывают свою разочарованность в малыше, что не смог, не оправдал надежды. И это может происходить не только в период школы, но еще раньше — в детском саду.

    Такой ребенок чувствует тревожность, неуверенность в своих силах, чувство вины, он часто говорит «У меня не получится, «Я плохой». Также если у ребенка присутствуют дефекты внешности или речи, конечно, он будет стесняться отвечать на уроках.

    Из-за особенностей нервной системы такие дети переполнены энергией, которая мешает успешному усвоению информации. В классе они мешают другим ребятам, встают во время урока, кривляются, что, естественно, влияет не только на учебу и на отношение учителя.

    На успеваемость в начальных классах влияет зависимость ребенка от игр и прогулок с друзьями, в более старшем возрасте дети зависят от компьютера и планшета, а подростки имеют пристрастие к вредным привычкам. Всё это мешает учебе, а задача родителей — вовремя обратить на это внимание.

    Одаренный, но ленивый

    Про таких детей часто говорят «дети — индиго». Это когда с самого рождения ребенок обладает уникальными способностями, а родители мечтают о его успехах. Такие дети очень умные не по годам, обычно читают много книг, получают информацию из разных источников. Рано начинают говорить, читать и писать. Поэтому поступая в школу, они могут смело заявить, что им это неинтересно, так как они все знают. Отсюда возникает нежелание учиться, лень одолевает.

    Отсутствие интереса к учебе и школьной мотивации

    Образовательные школы придерживаются в процессе обучения той или иной программы. Она бывает полезной и интересной для детей, или наоборот скучной и простоватой. Каждый предмет в школе ведет свой преподаватель.

    Учащиеся не умеют еще разделять понятия «предмет» и «учитель»: если не интересен преподаватель, то им не будет нравиться и предмет.

    Крайне сложно найти такую школу, чтобы весь педагогический состав был творческий и креативный. Чтобы помочь ребенку учиться, нужно учитывать его интересы. Если у ребенка есть представление, кем он хочет стать или чем будет заниматься, то появится и мотивация, цель и желание учиться.

    Дети, которые имеют различные заболевания, во-первых, часто пропускают школу из-за своих недомоганий, во-вторых, иногда любят симулировать такие приступы, жалуясь на плохое самочувствие или головную боль. Все их жалеют и помогают, а учитель делает поблажки. Здесь у ребенка возникает вопрос, а зачем учиться, ведь и так поставят хорошую оценку.

    Особенности темперамента

    Процесс успешной учебной мотивации еще зависит от типа нервной системы у ребенка.

    Все мы помним, что с рождения у ребенка преобладает один из 4х типов темперамента:

    Ребенку со слабой нервной системой очень сложно будет учиться, такие дети тяжело переживают неудачи, они плаксивы и не уверены в своих действиях и словах. Поэтому для них важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

    А вот дети с сильной нервной системой могут плодотворно работать, учиться и выдерживать любую умственную нагрузку до шести уроков в день. Приходя домой, тут же садятся за уроки. Им легче всего дается совмещение учебы и посещение дополнительных секций в отличие от других детей.

    Что делать родителям в таких ситуациях

    Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

  • У меня будет сердитый учитель.
  • Я не смогу завести друзей.
  • Как же сложно делать уроки.
  • Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

  • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
  • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
  • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
  • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
  • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.
  • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
  • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты»; «Дорисуй животное».
  • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
  • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
  • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов «Детская неделя» И. Подоляк.
  • Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
  • Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
  • После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино. Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!

Психологи считают, что школьники в 9-12 лет не желают учиться из-за конфликтов с учителями.

Именно в этот период у них закладываются первые зачатки характера. Поэтому им трудно сделать выбор между собственными желаниями и мнением окружающих, это и провоцирует конфликты.

Что делать родителям

  • Поговорите и выясните, что беспокоит ребенка, и связана ли эта тревожность со школой.
  • Посетите учителя, пусть он прояснит вам причины неуспеваемости и поможет вам определиться в дальнейших действиях.
  • Иногда негативное поведение ребенка напрямую может быть связано с атмосферой дома. Ведь известно, что дети – зеркало семьи. Постарайтесь не выяснять конфликты в присутствии ребенка.
  • Дети должны быть всегда уверены, что получат от вас поддержку в любой ситуации.
  • Напомните им интересные случаи из вашей школьной жизни, посмотрите фотоальбомы.
  • Хвалите ребенка за старание и вознаграждайте.
  • Выполните следующие упражнения «Мой портрет в лучах солнца». Пусть ребенок нарисует солнышко, в середине него себя, а по краям напишет все положительные черты и достоинства. Это придаст ему уверенность, покажите, что лучей может быть больше.
  • Поиграйте в игру «Король (королева) школы». Ребенок должен представить, что школа — его королевство, и только он может устанавливать здесь свои законы и порядки.
  • Относитесь с осторожностью ко всем детским переживаниям, научитесь слушать и понимать его, занимайте позитивную позицию.
  • Позволяйте самому принимать решение, выбирать, какую одежду надевать, и что делать, пусть научиться отвечать за свои поступки.
  • Если он жалуется на преподавателя, посетите школу и решите этот вопрос, а своему ребенку скажите, что не будете обращать внимание на оценку по этому предмету.
  • Дети в старших выпускных классах больше всего сталкиваются в школе с агрессией и непониманием со стороны своих сверстников.

    Но основной причиной нежелания учиться является бессмысленное посещение неинтересных занятий.

    Во многих случаях дети уже знают, что они хотят делать, и кем будут. Почти все родители приглашают на дополнительные занятия репетиторов и посещают необходимые курсы, поэтому все бесполезные уроки становятся для них скучными.

    В этом возрасте появляется много увлечений различными видами спорта, интерес к музыке и танцам — это то, что действительно им нравится, а школа — это уже второстепенное увлечение.

    Если вы увидели, что ваш ребенок не имеет тяги к учебе, постоянно думает и мечтает о чем-то, подойдите, спросите его, узнайте, чем он живет и интересуется.

    Он должен знать, что родителей интересуют не только его оценки, но и он сам. Поддерживайте любые его достижения, давайте полезные рекомендации. Важно, чтобы вы сохранили контакт и доверие с ребенком.

    Подросткам полезны будут упражнения на самоопределение «Моя история жизни», «Составь план будущих дел», «Двадцать желаний», «Мои достижения».

    В любом возрасте можно объяснить ребенку, зачем он учится, ведь школьные знания помогут ему достичь успеха в жизни и в будущем. Самое главное — помните, что не вы идете в школу, а ваш ребенок. Позвольте ему примерить на себя роль школьника. Ведь все равно не возможно познать все знания в мире, пусть ваши дети будут не только развитыми, но и счастливыми! Всего доброго!

    О том, как научить ребенка учиться, смотрите в следующем видео.

    Часто весьма эффективным средством бывает сказкотерапия и мультикотерапия.

    www.o-krohe.ru

    Ребенок не хочет думать

    Я со своей тоже 2й класс тоже мучаюсь. Но если ей что-то не понятно, она начинает "тупить". Начинаю ей объяснять на разных примерах. Вот буквально вчера она никак не могла понять как "дм" превращаются в "м" при сложении и вычитании. Пришлось придумать домик 2хэтажный с тремя комнатами на каждом этаже, где в каждой комнате должна жить одна цифра с см, дм или м. Потом поняла — стало легко.

    аналогичная ситуация. только дочке уже 10 лет и 4 класс.:(

    всегда была такой. никакие стимулы и убеждения не действуют, сама по доброй воле делает только то, что ей нравится.

    Приходится элементарно заставлять+ развиваю чувство самостоятельности в принятии важных решений и ответственности за принятые решения.

    На нас действуют совместные занятия, причем завуалированые так, чтобы она не поняла что это — учеба.

    И если у ребенка нет больше доверия ко взрослому, который учит его, который уже наломал дров, то понадобится время, чтобы он опять поверил, открылся и стал получать естественную радость от учебы. Надо всегда быть на стороне ребенка, а не учителя, ребенка, а не оценки, быть с ним.

    Тоже так делала — все равно повторяется

    Никогда не любила систему обучения в саду и в школе (вечно придирки и нравоучения). и ребёнка не заставляю ходить по возможности.Он в шахматы любит играть. а поделки под настроение :).

    А расписание занятий никто менять не будет под каждого ребёнка :(( Вот и изучаем буквы вместе со всеми,хотя читаем уже книжки.С другой стороны понять можно,загруженность 100% у воспитателей,учителей на каждого не обратишь внимание,но про дружескую атмосферу действительно забывать не стоит.

    Так говорить — это одно, а подтвердить примерами или действием — совсем другое. Классический пример — не будешь учится — станешь дворником — сегодня уже никого не пронимает. Можно расширить круг профессий по отношению к которым ребенок явно не испытывыает восторга: убирать навоз лопатой на птицефабрике, развозить и мыть мусорные бачки. Мою дочку очень впечатлила работа аниматора: человек — пивная бутылка. Видели такого на карнавале, даже фотография есть. Можно занятся и "продготовкой" к будущей профессии, но это уже жесткач. Выдать метлу и вантуз, как символы будущей трудовой деятельности. Но это в том случае, когда больше уже ничем не убедить.

    Например, дети должны учиться потому что это им хочется, а не потому что это надо учителю или маме. У любого детеныша (не только человеческого) есть врожденная любознательность. Она же толкает годовалого малыша ходить, а двухлетнего говорить на любом, хоть самом сложном языке мира. Мы не говорим двухлетке: "говори. а то дворником станешь. а то мама кашу даст несладкую" или еще что-то. Он страстно мечтает делать то, что умеют окружающие.

    Подавала бы на вашем месте кальций и лицетин.

    это ооочень трудно, т.к. вроде возникает интерес (как долго будем ехать? а вот нам ехать столько км скорость у нас.. и тд), но стОит чуть чуть передавить, уже абсолютно неинтересно:008:

    если английский — то вместе вечером садимся книжку читать (она настолько хочет что-то сделать ВМЕСТЕ, что вобщем-то согласна:))), но это я так, скорее хвалюсь, регулярности нет.

    т.е. получается на пике интереса что-то подсунуть и быстренько отстать, чтобы не надоело. по результатам — похвалить, мол не ожидала такой сообразительности, тогда в след.раз охотнее отвечать будет.

    В школу ребенок идет с горящими глазами и жаждой к знаниям, но несколько фраз могут убить это. И мотивация к будущей профессии и угрозы наказания и осознание. что делаешь это задание потому, что его надо завтра сдать учителю, а не потому что это круто и классно и захватывающе интересно.

    Еще момент неправильности -я вычитала его в газете Мой район на днях. Ребенок устроен так, что у него очень много энергии и он должен двигаться. Это залог его роста и здоровья и глубочайшая потребность. У нас же дети должны по 35 минут сидеть сиднем, почти не шевелясь несколько уроков подряд. На кружках сидят, за пианино сидят, с репетитором сидят. 2 урока физ-ры в расчет не идут, смертоубийственные перемены тоже. Детей отдают в школу поздно потому что им не высидеть урока, типа они незрелые. Идут к 8 годам. Это школа наша незрелая, т.к. не понимает особенностей детей! А дети нормальные.

    ППКС. Какая Вы молодец.:flower: Постараюсь принять к сведенью и не так злиться на ребетёнка.:wife:

    Но все же надеюсь на ответ.

    Надо запомнить буквально :ded: Я обычно своей говорю "Ты все сможешь!" И когда у нее слезы. то она через некоторое времяна листочке начинает писать эту фразу — и начинает что-то делать

    Если мой вопрос не в тему, то простите.:091:

    Это напоминает меня в начальной школе.:065: Это была позиция, что полагаться можно только на себя (как потом до меня допорло с возрастом :ded:) и когда кто-то подсказывал — это для меня было как указание на мою несамостоятельность. Отец по несколько месяцев был в море и видимо я подсознательно взяла на себя эту роль. Посмотрите — может у Вас что-то подобное. Со своей колокольни мне бы ТОГДА помогло — "Давай я проконтролирую"

    Гиперответственным деткам нужен здоровый пофигизм :). Я же пока сталкивалась с противоположной проблемой у одного из моих детей — ему надо хоть чуууточку расстраиваться от грязи в тетради или 5 ошибок в контрольной. Это далеко не всегда, чаще он справляется хорошо, но если что-то испортит, его веселье покрывает все с лихвой.

    Может быть, дать второй шанс? Попробовать написать ниже вторую строчку? Объяснить, что жизнь не заканчивается сегодняшним заданием? Завтра будет новый день, как говорил цыпленок Цыпа, новые задания и новые возможности сделать лучше, чем сегодня. А пока похвалить хоть за то, что она старалась, что ей не безразличны результаты. Напомнить. что она учится, у всех бывает, пока учатся, через некоторое время это все станет легкотней. Что это не конец света.

    А я только думала топ создать подобный. Моя тоже первоклашка, сегодня очередной пофигизм. Усугубляется это еще все тем, что моя левша. Мы с мужем правши. Началось с того, что ни одна ручка не пишет, оно и понятно, руку неправильно ставит и шарик не пишет. А как объяснить как правильно ей положить левую руку ? Но это только зарисовки, нашли более-менее нормальную ручку, и понеслось, и это не так нарисовала, и это не так написала, меня теперь будут ругать, двойку поставят. Жесть. Не успокоить, не вразумить, сидит причитает почти плача, а иногда и плачет. А потом апофиоз : "я ничего больше делать не буду, не хочу". И все разговоры о работе дворника, о неинтересной личности, с которой никто дружить не будет, так как общаться с ней будет неинтересно. По фиг, в ответ одно "а мне все равно, ну и что". Про все бонусы при хорошой учебе то же самое "мне все равно, и не надо". А в садике нахвалиться не могли, золотой ребенок просто. Не знаю что делать.

    Мама4х, спасибо большое, многое для себя подчерпнула. Но трагедия в том, что если дома будет все прекрасно, в школе все останется по-прежнему, грустно.

    (это я по аналоги с шахматами: ребенок с удовольствие играл в шахматы, пока папа пару раз у него не выиграл. всё, как отрезало. не буду играть, не умею. Пришла подруга в гости и рассказала историю про учителя шахмат, у которого были очень сильные ученики: детям первые пять! лет нельзя давать проигрывать. ничья, или победа, или неоконченая партия, но только не проигрыш. Рассказали эту историю папе, и с большим трудом уговорили сына ну еще один разочек сыграть (хотя поддавки не в моих правилах). последний-препоследний. разумеется, выиграл. И понеслось. не проиграл ни разу, естественно, зато каждый вечер тащит шахматы папе играть. за это время научился играть не плохо, в школе у одноклассника выиграл, был счастлив- а там никто не поддавался. )

    А вообще читала статью о перфекционистах — тяжело им в жизни. Сами хотят сделать все идеальным образом и ждут от окружающих того же.

    Понимаете, я и стараюсь так делать: "Зайка, не расстраивайся, сейчас попробуем еще. В школу ходят учится, вот ты и учишся. Смотри, вот здесь — ну просто очень красиво написано" Не фига не помогает.:( Вот сегодня утром. Мне день варенья. "Мама, у меня даже нет подарка для тебя! Нет открытки"- расстраивается. Я:"Дашенька, ну не горюй, нарисуй мне открытку". "Я не умею!" При этом она второй год занимается рисованием. Может, просто низкая самооценка:005:

    как поднять веру в себя? наверное надо начать с простых заданий, и подчеркнуть успешность в их выполнении. потом попробовать сделать посложнее. можно вдвоем, в игре, кто быстрее, точнее, аккуратнее. и дать ей выиграть. Хвалить за все что получается. приуменьшать сложность предстоящей задачи.

    Вот дать выиграть. Она просто жутко расстраивается, если понимает, что не выиграла. Пример: соревнуется с мальчишкой, кто быстрее она на самокате, он на велике. Я ведь не могу вмешаться в этот процесс. Конечно на велике быстрее. Все. Ребенок просто убит.

    другой пример: бегают наперегонки. Я вижу, что она обгонит легко соперника, но тот несколько раньше стартует и все — моя дева даже не пытается догнать — просто перестает бежать, хотя, повторю, догнала и обогнала бы легко.:( Ну вот как с этим бороться.

    2006-2009.littleone.ru

    5 причин, по которым ребенок не хочет идти в садик

    Вопрос от Лены, г.Санкт-Петербург:

    Не знаю уже, что делать. Ребенку 3 года, отказывается ходить в садик, слезы и истерики, от мамы не оторваться, очень привязан ко мне. Что я только ни делала, но никак ребенок не хочет идти в садик. Я уже и сама переживаю, что он там кричит, плачет, когда я ухожу и оставляю его там. Сердце разрывается, отдаю в садик, а сама иду со слезами на глазах. Может ему пока рано?

    Отвечает Виктория Винникова, педагог:

    Здравствуйте, Лена. Понимаем вас. С одной стороны, хочется пожалеть малыша, и в тоже время необходимо, чтобы он посещал садик.

    На какие только ухищрения не идут родители, чтоб «уговорить» ребенка идти в садик. Кто-то снаряжает кроху целым рюкзачком игрушек. Другие ведут долгие беседы по типу: «Ты пойдешь в садик, а мама на работу».

    А бывает и так, что старший ребенок с удовольствием бежал в садик, а младший не хочет идти в сад. Почему же так происходит, от чего зависит желание или нежелание идти в садик? От ребенка, садика, воспитателя или еще от чего-то другого?

    Ребенок не хочет идти в садик: советы со всех сторон

    Если ребенок не хочет идти в садик — форум молодых мамочек, зачастую это первое, куда родители идут за советами. Но дело в том, что дети разные, поэтому нет гарантии, что у вас сработает то, что срабатывает у других мамочек. Сначала вроде сработало, а потом проходит время, и вы все равно тащите его на руках в садик, а он брыкается и плачет, не хочет идти.

    Разберемся, почему ребенок не хочет идти в садик, с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Итак, почему ребенок не хочет идти в садик

    Процесс адаптации зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей психики малыша (векторов). Когда ребенок не хочет идти в садик — для этого есть общие очевидные причины и частные, связанные с индивидуальными особенностями психики малыша.

    Рассмотрим все по порядку.

    Причина №1. Адаптация и режим дня

    Важно понимать, что, когда ребенок не хочет идти в садик, адаптация к новому этапу его жизни должна происходить постепенно. Привычка не возникает сразу, в любом случае садик — это всегда стресс для такой «малявки», ведь он надолго расстается с мамой.

    Все дети проходят этот период, но есть свои особенности у обладателей разных векторов. Например, детки с анальным вектором к смене условий привыкают труднее остальных. Но если адаптировались, то их, наоборот, тяжело забрать домой, они увлекаются, привязываются к детишкам и воспитателю.

    Дети с кожным вектором легче других проходят адаптацию. Они легко и с удовольствием входят в новые коллективы и переключаются с домашней атмосферы на игровую в детском коллективе.

    А вот детки со зрительным вектором тяжело переживают любую разлуку с мамой, жалобно плачут навзрыд или закатывают истерики.

    Подробнее об индивидуальных особенностях смотрите статью.

    В любом случае родители должны приучить ребенка к режиму садика хотя бы за месяц до его посещения. Если бутуз не выспался, то, естественно, он будет капризничать, когда его будут собирать в садик. Есть такие дети, которых просто спящих приносят в сад. Конечно же, обвинять малютку в том, что он капризничает, по крайней мере, неразумно.

    Причина №2. Навыки и умения

    Где-то с 2-3 лет маленький человек уже учится помогать маме: сам кушает, надевает на себя вещи, убирает игрушки и так далее. Но часто мамы, чтобы не тратить время — скорее-скорее — сами одевают медлительного малыша. Тем самым мешают формированию навыков самостоятельности. И вот, в садике среди других деток он выделяется своим неумением, что тоже его расстраивает.

    Так что, прежде всего, проверьте навыки крохи и хвалите его за первые шаги к самостоятельности.

    Кроме того, если в сборах в садик участвует малыш, то есть прилагает свои усилия — завязывает шнурки, выбирает, какую одежду ему сегодня надеть, помогает маме открыть дверь в садик,— то он уже не воспринимает садик как каторгу: его не заставляют, он сам в этом участвует.

    Ребенок в садике подневолен, и его могут заставлять есть. Иногда до рвоты. Сказать он вам об этом не сможет, но будет чувствовать над собой насилие и огромный психологический дискомфорт. Ребенок может даже и не вспомнить, что ему сегодня приходилось давиться ненавистной кашей, но на его отношении к садику этот опыт сильно сказывается.

    Детей категорически нельзя заставлять есть.

    Стоит ли говорить, что и дома ребенка нельзя заставлять есть — это огромная психотравма, влияющая на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому обязательно предупредите близких и воспитателя, чтобы ваше чадо не кормили насильно.

    Причина №4. Воспитательница

    Ребенок не хочет идти в садик — поговорите с воспитателем.

    Кстати, когда ребенок не хочет идти в садик, Комаровский акцентирует внимание на том, что главное— это, какая в детском саду воспитательница, и мы с ним полностью согласны в этом.

    Но вот как понять, насколько хороша воспитательница?

    Это можно понять из своих наблюдений и из разговора с малышом. Конечно же, не стоит все принимать за чистую монету, но внимательно выслушивать ребенка необходимо. Старайтесь понять, какие эмоции он испытывает при общении с воспитательницей. При этом аккуратно задавайте вопросы и через позитив узнавайте у ребенка, чем они занимались в садике.

    Также можно предложить ребенку поиграть в детский сад: он будет воспитателем, а мишки и куклы — детьми. То, как ведет себя ребенок во время этой игры и как относится к игрушкам, дает наиболее полную картину, в каких условиях в саду растет малыш.

    Обязательно узнайте у воспитательницы, как ребенок ведет себя в садике. Как общается с другими детками, как кушает.

    Конечно, лучшая воспитательница для ребенка — это развитая кожно-зрительная женщина: мягкая, обожающая детей. Именно она, благодаря своей чувственности, научает детей создавать эмоциональные связи. Ведь дети еще слишком малы, чтобы что-то понимать сознательно. Именно эмоциональная добрая воспитательница через сказки и собственный пример пробуждает у деток интерес к познанию мира и помогает правильно выстраивать первые связи в детском коллективе.

    По сути, выбирая садик, ищите такую добрую и нежную воспитательницу, которая покажет детям, «что такое хорошо и что такое плохо». Обладая знаниями, полученными на тренинге, можно легко определить, какая воспитательница работает по зову сердца, а какая ошибочно находится на своем месте и на детей влияет негативно.

    Вообще, ребенок в детском саду — это целый комплекс вопросов, но есть самый важный из них.

    Причина №5. Внутреннее состояние мамы

    Главное — это внутреннее состояние мамы.

    Одно из открытий системно-векторной психологии Юрия Бурлана — это раскрытие механизма полной зависимости состояния ребенка от состояния мамы. В терминах системно-векторной психологии это называется чувством защищенности и безопасности.

    Когда ребенок не хочет идти в садик, на самом деле это не малыш такой-сякой. Он еще слишком мал, чтобы принимать какие-то сознательные решения. Все его состояние идет от чувств и ощущений, которые он считывает буквальным образом от мамы. Мама нервничает или испытывает тревогу — ребенок реагирует на это согласно своим векторам. Это вовсе не значит, что он тоже будет нервничать или тревожится. Он проявит это по-своему.

    Зрительный «мечтатель» будет устраивать истерики, малыш с анальным вектором будет дуться и упрямиться, а с кожным вектором, этакая «егоза», будет крутиться во все стороны и проявлять гиперактивность. На самом деле, кроха просто подхватывает волну состояния мамы и реагирует через свои врожденные свойства.

    Обратите также ваше внимание на будничное утро: в каком настроении домочадцы, как проходят сборы в садик. Не похожи ли они на переполох? Если мама нервничает, спешит, переживает за возможное опоздание, то у ребенка может зафиксироваться негативное отношение к садику надолго.

    Как только мама начинает понимать врожденные психологические особенности малыша, ей легко подобрать свой собственный способ. Ребенок становится спокойным, и, как следствие этого, он адаптируется к новым условиям быстрее. Вообще на фоне ощущения защищенности и безопасности ребенок и развивается очень хорошо.

    Тысячи результатов наших слушателей подтверждают действенность системно-векторной психологии, ведь это практическое знание.

    Современные дети полиморфны, то есть имеют в своем наборе от 2 до 5 векторов (всего векторов восемь). Разобраться во всех хитросплетениях психики вашего малыша, а не искать какой-то магический заговор, чтобы ребенок в садик хотел идти, можно уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана.

    В режиме онлайн можно стать как — «сам себе психолог», и сделать малыша счастливым.

    Автор Виктория Винникова, педагог

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

    25 Дек, 2016 Комментариев: 7 Просмотров: 6565

    svp.expert

    Как научить ребенка думать?

    Что делать, если ребенок не хочет думать? Как выяснить причины такого процесса? Как выработать у малыша мыслительные способности?

    Всем родителям всегда хочется, чтобы их малыш был не только красивый, здоровый, добрый, но и умный. Большинство пап и мам хотят, чтобы их сына или дочь восхваляли в детском садике или школе, чтобы они обрели высшее образование, а может, и стали учеными. Фундамент для осуществления таких мечтаний нужно выстраивать с раннего детства.

    Конечно, это не значит, что малыша с пелёнок надо усаживать для занятий, заучивать какую-то теорию и читать только энциклопедии. Предложите детям то, что им доступно и интересно – игры. Ведь только в игре можно научить малыша очень многому и привить интерес к знаниям. Только с помощью игр у детей развивается образное, абстрактное, словесно-логическое, понятийное мышление. В игры с ребятами можно играть дома, в машине, в магазине… Играя, обязательно, обменивайтесь с малышом ролями.

    Ребенок не хочет думать потому, что ему часто делается скучно из-за неумения думать целеустремленно. Это умение в полной мере вырабатывается у ребенка лишь к 10 годам. Старшие люди всегда могут выбрать, о чем мыслить, а о чем – нет. И если вы не обучите своих детей мышлению, из них подрастут рабы своих раздумий. Поэтому малыша надо учить думать.

    Мышление – это процесс, который состоит из операций. Мы полагаем, что нас осенило, а в реальности за какие-то секунды мы по очереди сделали классификацию, сравнение, обобщение, понимание, абстрагирование, взаимозависимость – и показали умение рассуждать.

    Научите малыша думать! Выучите любой стишок, предложите подумать над сюжетом, задавайте направляющие вопросы. Можно обговаривать рассказы, мультфильмы, кинофильмы, покупки или некоторые события из жизни самого ребенка и его друзей.

    Как научить ребенка думать? Только при помощи игр. Играя, малыш охотно и легко будет исполнять задания. Мысль начинается с понимания вопроса. Ребенок уразумевает, что имеет дело с непонятным, и разыскивает разгадку.

    Возьмите карточки с всевозможными изображениями. Выложите несколько каких-либо карточек в ряд, а малыша попросите объединить их в логическую цепь. Еще можно сложить в одну кучку камушки, пуговицы, бусинки, которую нужно малышу отсортировать по группам. Попросите кроху подобрать слово, которое следует за предложенным (например, «Сначала – лето, а потом. »). Поиграйте в игру «Какое слово — лишнее?» (тарелка, чайник, чашка, стол). Чем раньше вы научите малыша думать просто так, наслаждения ради — тем лучше сформируются у него разум, ответственность и серьезность. Главным критиком его мыслительных стараний является мама. Потому самая важная задача родителей – обучить своего малыша думать.

    www.webkarapuz.ru

    Что делать, если ребенок не хочет учиться?

    Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

    Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

    Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

    Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

    Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

    Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

    Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

    12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

    Урегулирование конфликтов

    Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

    Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

    Доверительные отношения

    Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

    Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

    Таким образом, проблема отсутствия желания у ребенка ходить в школу вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.

    apatii.net