Что делать, если ребенок не хочет делать уроки?

Каждая любящая мать представляет, как ее малыш, став школьником, учится прилежно и с удовольствием. Подготовка к школе дело трепетное, волнительное. И вот, ребенок гордо надел ранец ушел на учебу, но по приходу домой родители начинают замечать, что интереса к урокам у него нет. Чадо не торопится садиться за домашние занятия и делает что угодно, лишь бы отсрочить это время. Случиться такая ситуация может в любом классе. Бывает, что год, два ученик был отличником, а потом все резко поменялось, тягу к занятиям словно «отрезало».

Ребенок не хочет делать уроки – факт! Как быть? В чем искать причину? Почему так происходит? Неужели растет лентяй? Не торопитесь расстраиваться, возможно, у малыша проблемы и связаны они совсем не с ленью, хотя, и такое, конечно, не исключено. Не ругайте и не наказывайте, а попробуйте сначала разобраться и найти ответы.

Распространенные причины

Чрезмерная любовь, опека, забота, вседозволенность делают «маленького командира» избалованным, капризным. Родительские чувства не должны препятствовать здравому воспитанию. Многие жалеют своих детей, не наказывая их за проступки и не заставляя совершать то, что, не доставляет удовольствия, но необходимо для пользы.

Столкнувшись с учебой, чадо начинает понимать, что тут него требуются усилия. Время, которое можно потратить на игры, теперь необходимо отдавать занятиям. Нужно постоянно что-то учить, писать, читать. А делать это не очень приятно.

Дети не так глупы, как могут казаться. Избалованный малец начинает манипулировать окружающими, впадая в истерики, притворяясь больным, жалуясь на что-то или просто отмалчиваясь. И это для того чтобы освободить себя от домашних уроков.

Сначала нужно сесть и спокойно поговорить с дочерью (сыном). Скажите, что не будете его ругать и постараетесь решить его проблемы. Скорее всего, он пойдет на контакт и поделится истинными причинами отлынивания от учебы. Если ребенок не хочет делать уроки в силу своей избалованности, то есть, скажет, что ему просто не хочется ничего учить, а хочется гулять, смотреть телевизор и т. п., то вам предстоит серьезно «поработать» со своим чадом.

Важно объяснять, и не раз, что жизнь состоит не только из развлечений. Занятия нужны для того, чтобы развиваться, становиться умным, образованным человеком. Составьте вместе расписание, где будет учтено время для дела и игр. Ни в коем случае не видитесь на капризы и не жалейте, если хитрец будет пытаться давить на вашу слабость. Проявляется строгость, но не кричите и не угрожайте. Просто жестко следуйте установленным правилам – сделаны задания, значит, можно отдохнуть и поиграть. Именно ваша стойкость сыграет в этом большую роль.

Отбить тягу к учебе могут слишком требовательные и грубые преподаватели, строгие родители. Особенно если это 1-ый или 2-ой классы. Малыш искренне старается что-то учить и следовать заданиям, но слишком часто слышит критику, упреки, обвинения в свой адрес, потому что делает много ошибок. Появляется нервозность, неуверенность в себе и, как следствие, теряется вообще всякое желание учить уроки – ругать будут в любом случае.

Здесь потребуется проявить внимание и показать любовь. Задача родителей не критиковать ученика, а всячески помогать ему. Крики и обвинения только усугубят проблему. Ошибся малый – объясните спокойно в чем его промах и какие знания нужно подтянуть. Сделал правильно и вовремя – обязательно похвалите.

Если дело в преподавателе, сходите в школу и поговорите, выясните, почему такое отношение к ученикам. Пообщайтесь с другими детьми, спросите, что они думают об учителе. Может ваш малыш что-то надумал, чего нет на самом деле, а, возможно, и действительно учитель слишком строг. В некоторых случаях лучше перевести школьника в другой класс. Если проблема выдумана, то посетите психолога, выясните причины страха. Советы специалиста помогут обрести уверенность в себе.

Очень мало детей, которым одинаково легко даются все школьные предметы. Зачастую те темы, которые ребенок не может понимать быстро и легко, в силу своего определенного склада ума, становятся ненавистными. Такие проявления чаще встречаются в средних классах, где число предметов увеличивается. Ученик игнорирует занятия, ни в какую не хочет садиться за эти уроки, хотя другие может выполнять с удовольствием.

В такой ситуации есть два выхода:

  1. Нанять репетиров по тем предметам, которые даются школьнику с трудом. Но обычно это срабатывает, только если сам «несчастный» имеет желание разобраться в темах и учить их.
  2. Просто понять, что дети бывают с разным складом ума. И если нет у дитя ни тяги, ни желания, ни способности, например, к предмету химии, то не стоит заставлять. Он все равно никогда не полюбит эту дисциплину, и она может в самом деле никогда не пригодится ему в жизни. Лучше сделайте упор на то, что дается легко и развивайте именно эти знания.

Конечно, поводов, почему ребенок не хочет делать уроки, может быть масса и выше описаны лишь самые наиболее часто встречаемые. Есть и те, которые бывают реже, но и о них стоит упомянуть.

Скука. С этим могут столкнуться родители одаренных детей. Учение дается им легко, и они могут выполнить домашние задания на перемене, перед звонком. Поэтому не хотят тратить на это время дома. Если чадо действительно учится хорошо, то не стоит вмешиваться.

Нежелание делать уроки в одиночку. Есть такие дети, которым во всем нужна компания и поддержка. Это уже черта характера. Они могут учить предметы самостоятельно, но нуждаются, чтобы кто-то был рядом, подбадривал, поддерживал.

Ваша задача – не отказывать в помощи, но постепенно приучать дитя к самостоятельности.

Лень. Это часто производная избалованности. Малыш привык получать все, ничего при этом не делая. Чем раньше вы начнете перевоспитания, тем будет проще. Используйте систему поощрений – сделал уроки, получи «пряник». Но не переусердствуйте. Иначе за каждый хороший поступок ученик начнет требовать награду.

Как правильно организовать домашние занятия

Для того чтобы ученик не терял интерес к учебе, и всегда делал домашнюю работу, психологи советуют с первых дней школы организовать правильный график и подход к урокам и следовать этому каждый день.

  • По приходу со школы, дайте ученику час или чуть больше на отдых. Он должен пообедать, может даже поспасть минут 40 или погулять на воздухе.
  • Делать домашнее задание лучше днем, до 18.00. Не откладывайте занятия на вечер, работоспособность мозга в это время замедляется, снижается концентрация.
  • Не позволяйте ребенку отходить от режима. Он должен соблюдаться каждый учебный день.
  • Приучите школьника начинать с тяжелых и сложных заданий, постепенно переходя к более легким.
  • Не используйте угрозы, крики и прочие раздражающие психику факторы. Только в спокойной мирной обстановке занятия могут быть эффективными и приносить пользу.
  • Не позволяете за рабочим местом употреблять пищу, максимум – чай или другой напиток.
  • Проветривайте комнату перед занятиями. Свежий воздух насыщает мозг кислородом.
  • Если малыш обращается за помощью, помогите, направьте, подскажите, но не делайте задание за него.
  • Не скупитесь на похвалу, когда ребенок закончит домашнюю работу. После чего позвольте ему проводить досуг, как ему нравится.
  • Если малыш замкнут и не говорит о причинах отсутствия желания делать домашние задания, посетите психолога. Может он слишком напуган или травмирован чем-то, о чем вы не догадываетесь. Специалист поможет выяснить корень проблем.

    Чаще говорите ученику, что образование – это всегда престижно и оно дает гораздо больше возможностей человеку для успешной жизни. Рассказывайте истории, где люди, благодаря стараниям и усердию смогли добиться своих целей. И запомните – не всем дано быть вундеркиндами. Самое главное и важное что вы можете дать своему чаду – это любовь, понимание и поддержку. Зная, что он важен и любим, ребенок обязательно найдет свое место в жизни.

    apatii.net

    Как быть, если ребенок не хочет делать уроки?

    Учебный год в самом разгаре, и женский сайт «Красивая и Успешная» решил внести свой скромный вклад и помочь тем родителям, чей ребенок не хочет делать уроки. Если ссоры и домашние задания в вашей семье идут рука об руку, если скандалы, уговоры и упреки чередуются с математикой, чтением и английским, тогда читайте наши советы, как научить ребенка делать уроки.

    Главное правило для родителей: прежде чем пытаться понять, как научить ребенка делать уроки в вашем случае, постарайтесь уяснить, почему в принципе ребенок не хочет делать уроки. И тому могут быть разные причины.

    Ребенок не хочет делать уроки: причины физиологические

    К таковым относятся обычная усталость, зацикленность на школьных проблемах, для детей младшего школьного возраста – перевозбуждение или наоборот эмоциональная опустошенность.

    В этом случае ребенок может не хотеть делать уроки просто потому, что ему трудно сконцентрироваться.

    Поэтому, дорогие родители, если вы считаете, что усадить ребенка делать уроки надо сразу после школы, то вы ошибаетесь. Дайте ему отвлечься от мыслей о школе и немножко отдохнуть.

    Но отдохнуть в этом случае не значит «повтыкать» в компьютер или телик. Отдых должен именно разгрузить голову.

    Самые подходящие варианты: спортивная секция, прогулка, для самых маленьких школьников – возможность поиграть любимыми игрушками или поспать (если ребенок в принципе еще не отвык спать днем).

    Ребенок не хочет делать уроки: причины психологические

    Осторожно выясняем, в чем именно причины того, что ребенок не хочет делать уроки. Относится ли это нежелание ко всем домашним заданиям по всем предметам или что-то все-таки он делает с большей охотой.

    Если какие –то предметы пользуются особой нелюбовью вашего чада, спрашиваем почему. Может быть, не нравится учитель, предмет непонятный, задания по нему не получаются и так далее.

    В зависимости от того, что вы узнали, выстраивайте дальнейшую линию поведения.

    Если не нравится учитель

    Постарайтесь тактично объяснить ребенку, что у учителя, как и у любого другого человека, есть свои сильные и слабые стороны, свои плюсы и минусы. Возможно, учитель делает строгие замечания, но если они справедливые, то надо попробовать вести себя на уроке как следует (и готовиться к уроку, само собой!).

    Если вам из рассказов ребенка все-таки кажется, что учитель придирается к нему, ведет себя грубо или еще как-то нарушает преподавательскую этику, то постарайтесь сначала лично пообщаться с педагогом или классным руководителем, прежде чем озвучивать ребенку свое окончательное мнение.

    Если не нравится (непонятен) предмет

    Тут желательно все же не запускать, а найти время и возможность позаниматься с чадом дополнительно.

    Нет ничего хуже «снежного кома» непонятых тем, неразобранных вопросов, несделанных заданий. Тем более сейчас куча обучающих программ, энциклопедий, пособий, фильмов в магазинах и Интернете, нужно только поискать.

    Ваша задача как взрослого, умного и опытного человека – не только научить ребенка делать уроки, но и научить учиться ! Очень пригодится в жизни!

    Еще несколько советов как научить ребенка делать уроки

    1. Приучайте ребенка к режиму дня и ритуалу выполнения домашних заданий как одной из его частей. Допускаются небольшие перерывы в процессе делания уроков, особенно ученикам начальных классов – они еще не умеют так надолго сосредотачиваться.
    2. Не тяните с уроками до последнего, то есть не оставляйте их на поздний вечер и в течение недели потихоньку стимулируйте ребенка делать какие-то задания вперед. Например, предмет был в понедельник и в следующий раз будет в четверг – убедите ребенка сделать домашнее задание по нему в понедельник –вторник. Ведь так приятно потом обнаружить, что ЧТО-ТО из уроков уже готово!
    3. Совсем маленьким ученикам помогите правильно организовать выполнение домашней работы. Детям свойственно долго сидеть с чем-то одним, отвлекаясь и мечтая, а потом бывает трудно собраться в кучу. Быть организованным и сконцентрированным, не тратить время попусту – эти навыки ваше чадо приобретет не сразу.
    4. Поощряйте самостоятельность, когда что-то несложное ребенок делает сам. Вы можете только проверить и похвалить.
    5. Не делайте сложные задания за ребенка! Этим вы ему не поможете, а лишь закрепите неправильную модель поведения: зачем напрягаться, если мама с папой всегда подстрахуют и все напишут за меня! Объясняйте, подталкивайте в нужном направлении, пусть ребенок учится мыслить!
    6. И последний, но очень важный нюанс – психологический настрой. Если ребенок не хочет делать уроки, внушайте ему обратную идею: делать уроки вовремя и как следует – большой плюс для него самого!

      • Он выучил урок, на следующий день его спросили и он получил хорошую оценку – «молодец, ты позанимался и заслуженно заработал пятерку!»
      • Он заранее сделал все уроки и сложил портфель на понедельник – «видишь, сделал дело, теперь можешь с чистой совестью гулять смело в выходные!»
      • Он делает уроки вовремя, сосредоточенно и внимательно – «у тебя отличная усидчивость и умение концентрироваться, из тебя выйдет со временем успешный бизнесмен!»

      И так далее, позитивные утверждения –похвалы придумывайте сами по ходу.

      Со временем у ребенка наверняка поубавится негатива по отношению к домашним заданиям, особенно если он увидит, что это нестрашно и за это хвалят, что вы всегда готовы помочь, позаниматься дополнительно.

      А через какое-то время появится привычка делать уроки вовремя, осознанно и для собственной пользы.

      Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

      Копирование данной статьи запрещено!

      www.sympaty.net

      Ребенок не хочет делать уроки. Что делать?

      Выполнение домашних заданий редко кому из учеников кажется приятным занятием. Но выполнять домашние задания надо. Иначе изученный на уроках учебный материал окажется не закрепленным, а значит поверхностным, и долго в памяти не задержится. Задача родителей- помочь своим детям с удовольствием делать домашние задания и формировать у них навыки самостоятельной работы. Что же для этого надо делать?

      Формирование навыков самостоятельной работы детей – процесс очень сложный и требует длительной подготовительной работы. И начинать ее необходимо с самого раннего детства. Ваш ребенок только научился держать в руках игрушку, карандаш или вязальный крючок, вам необходимо всячески поощрять его желание работать с этим инструментом, хвалить его работы, деликатно поправляя недостатки. Ребенок должен получить удовольствие от работы и пережить восторг от успеха. Лучшего способа заставить ребенка самостоятельно работать на протяжении длительного времени еще не придумали.

      При подготовке ребенка к школе родителям крайне необходимо воспитывать у своего малыша положительное отношение к школе, учителям, к самому процессу учебы, к изучаемым предметам.

      Учащиеся должны осознанно понимать, что школьное образование – необходимый и очень важный этап в жизни человека, без которого тот просто не сможет выжить в условиях современной жизни.

      И всем своим поведением родители должны безоговорочно подчеркивать свое уважительное отношение к учебе детей, не прерывать их самостоятельную работу над выполнением домашнего задания ради различных мелких поручений и не отвлекать их от работы по пустякам. Ребенок должен прочно осознать, насколько важно и необходимо то, что он сейчас делает.

      Чтобы помочь школьнику заставить себя выполнять домашние задания, необходимо, прежде всего, разобраться, почему он не желает работать над ними. Причин по этому поводу может быть несколько.

      Некоторые дети панически боятся школы, учителей, изучаемого на уроках учебного материала и даже одноклассников. Со школой у них ассоциируются такие понятия, как сплошные неприятности и неудачи.

      Такого ребенка можно сразу заметить, он заторможен и очень напуган, смотрит в учебник – и ничего не видит и не слышит, на замечания родителей не реагирует.

      Другой ребенок не может сосредоточиться. Он усердно грызет ручку, вертится, постоянно отвлекается от дела или часто вскакивает с места, пытаясь заняться другим делом.

      Третий ребенок не хочет выполнять заданные на дом задания потому, что они для него непосильные, не понятные и скучные.

      Другим детям не хватает родительского внимания, и своим отказом заниматься уроками они всего лишь пытаются добиться родительского внимания.

      У кого-то из учащихся не сложились отношения с учителем, и он всеми силами сопротивляется иметь общие точки соприкосновения с ним, не готовит уроки по его предмету, старается всячески его игнорировать, вплоть до того, что перестает посещать уроки этого учителя.

      Родители должны своевременно разобраться с причиной нежелания их ребенка работать над домашними заданиями и оказать ему посильную помощь. Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка, не оскорблять его и не обзывать различными словами, типа «лентяй», «недотепа», «олух» и др. Этим вы ничего не добьетесь, а только усугубите и так накаленную обстановку.

      Необходимо спокойно и терпеливо во всем разобраться, помочь ребенку выполнить домашние задания, объяснить все не понятное, хвалить за каждый верно выполненный этап работы. Ребенок должен прочувствовать радость от преодоления трудностей выполняемой работы и понять, что успех зависит от приложенных усилий.

      Очень важно суметь подобрать правильные слова одобрения или похвалы. «Здесь очень хорошо, правильно, а здесь немного неточно, надо вот так». «Эта часть написана красиво, аккуратно, а здесь хуже». Ребенку надо дать понять, что ошибки допускают все, но надо добиваться, чтобы их было как можно меньше.

      Если у ребенка все валится из рук, если он не может сосредоточиться, отправьте его на прогулку на свежем воздухе или предложите помочь заняться домашними делами, поиграть с любимыми игрушками или поспать. Возможно, он не успел отдохнуть после школьных уроков, и учеба никак не хочет ему даваться.

      Если ребенок слабо успевает по всем предметам, то ему необходима регулярная помощь родителей или репетитора. С появлением понимания изучаемого может появиться и желание учиться.

      Все способности человека, его память, внимание, мышление, как и мышцы, в процессе работы развиваются. Поэтому ребенок должен как можно больше читать и пересказывать, писать, рисовать, лепить, мастерить, сочинять и т. д.

      Родители всем своим поведением должны показывать, что они очень любят своих детей, что дети – самое главное, что есть в их жизни, и они всегда могут рассчитывать на родительскую помощь.

      Младшие школьники особенно нуждаются в родительской ласке, внимании, теплоте. Посидите рядом с ним, скажите что-то ободряющее, ласковое, поговорите о предмете, над которым он сейчас работает, выясните, что ему не понятно, помогите, если необходима помощь. Ребенок будет с удовольствием заниматься тем, что у него получается. Поэтому задача родителей – вовремя прийти ему на помощь, а дальше ребенок будет работать самостоятельно.

      Не секрет, что есть способные и развитые дети, которые просто ленятся выполнять домашние задания, ведь погулять на улице с друзьями или поиграть в компьютерные игры намного интересней. С такими детьми необходимо серьезно говорить, зачем ему нужны знания – чтобы после окончания школы поступить в престижное учебное заведение, окончание которого даст возможность найти достойную работу и обеспечить себе и своей семье обеспеченное будущее.

      За добросовестную работу дома и в школе ребенка можно поощрить подарком или денежным вознаграждением. Подарок должен быть желанным, а деньги ребенок имеет полное право использовать на свое усмотрение.

      Детская лень должна быть наказуемой. Наказывать детей нужно не битьем и не оскорблениями, самый эффективный способ наказания – лишение удовольствий: не купить лакомств, не дать денег на карманные расходы, не разрешить использовать компьютер.

      Если родители любят своего ребенка, с самого раннего детства уделяют ему должное внимание, правильно воспитывают, приучают его к самостоятельному труду, придерживаются режима дня, ребенок без особых усилий будет работать над домашними заданиями.

      mama12.ru

      Как часто молодые родители, видя первые достижения маленького дошколенка, мечтают, что в школе ребенок будет с удовольствием выполнять домашние задания, да еще и заниматься сверх заданных уроков. Увы, зачастую бывает все наоборот, то, что вчера ребенку нравилось и он выполнял легко и с удовольствием, сегодня невозможно заставить.

      Однако, мир не стоит на месте и домашние задания никто не отменял, как бы не протестовал ребенок или взрослый. Поэтому приглашаю вас обсудить тему невыученных уроков. Если же в вашей семье таких проблем нет вовсе, то также поделитесь в комментариях своими секретами.

      Для начала давайте поставим рамки: первое — мы не будем обсуждать качество и продвижение нашей образовательной системы. а просто сосредоточимся на самом главном: на наших детях, которым так или иначе все равно будут нужны знания. Пусть не все, но научить его учиться крайне необходимо, для него!

      И второе: нет детей неталантливых, не успешных. даже если ребенок не получает «Пятерки» это не означает, что он какой-то не такой или в чем-то «ущербный».

      Причины нежелания ребенка учиться

      Есть тысяча и одна причина, почему у ребенка не складывается учебный процесс. Разберем некоторые из них.

      1. Физический дисбаланс. Бывает так, что торопя ребенка выполнить домашние задания, родители упускают некоторые важные моменты. Физическое состояние — первое, на что обратить внимание, при категорическом отказе делать уроки сегодня. Ребенку необходимы элементарные условия: отдохнул ли ребенок, не хочет ли он спать, пить, кушать.

      Порою достаточно выйти с ребенком на 15 минут на свежий воздух, и вернуться домой уже полными сил и энергией «грызть гранит науки».

      2. Психологический дискомфорт. Этот дискомфорт чаще всего даем детям мы, взрослые. Многие родители относятся к учебе слишком серьезно (мы не будем рассматривать их причины), а потому устраивают тотальный контроль, при котором, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Хотелось бы нам познавать новое, если вокруг только требования?

      Психологический дискомфорт могут давать ребенку и ссоры и разногласия мамы и папы. Даже если вы ругаетесь за закрытыми дверями, дети все чувствуют. Но ведь как часто взрослые выясняют отношения в открытую, не выбирая при этом выражений. Ребенка это выбивает из колеи.

      3. Социальный дискомфорт. Я отношу сюда некомпетентность педагогов и возможные разногласия среди одноклассников. Возможно ребенка обижают, или он слишком стеснителен, чтобы что-то спросить или сказать, или же не найден «общий язык» с педагогом. Увы, это тоже грустная нередкость.

      4. Банальное непонимание темы. Все дети разные, и к большинству нужен индивидуальный подход, но так как мы условились не обсуждать неидеальность образования, этот самый индивидуальный подход к нашему ребенку должны искать мы, родители. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами!

      Бывает, что ребенок что-то не понял, или пропустил пару уроков и некая тема осталась для него «за бортом». Выясните это, вернитесь по программе назад, помогите восполнить пробел, и очень часто в таком случае, результат не заставит себя долго ждать.

      Как мотивировать ребенка делать уроки

      Основные причины выяснили, давайте перейдем к решению вечного вопроса: Что делать? Что делать, если ребенок не хочет делать уроки?

      1. Вселяйте ребенку уверенность, что все в его силах. Что он все может, что он лучший! И даже, если у него что-то не получается, верьте в него! И говорите ему об этом. Кто-то из мудрых сказал:

      Каждому успешному ребенку, поверил хотя бы один взрослый!

      Банально. но любите своего ребенка всегда! С любыми оценками и любым поведением. на деле это несколько сложнее, чем на словах, но этому стоит научиться!

      2. Не отказывайтесь помогать, но и не навязывайте свою помощь. Все 10 лет школы вы не сможете учиться за него. Хотя некоторые родители этого не понимают. У нас в классе были родители, которые в первом классе писали все прописи вместо ребенка.

      3. «Внедряйте» пройденный материал в жизнь. Дети часто задают вопрос: «А зачем мне эта математика (ИЗО, биология, иностранный язык и т.д.)?». Отправьте в магазин. Пусть ребенок посчитает сколько нужно заплатить за список купленных продуктов, и сколько ему дадут сдачи. Обсуждайте вечерами изучаемого автора, литературное произведение, нововведения современных ученых. Попросите научить вас новым иностранным словам, которые он узнал. Покажите на практике, как происходит круговорот воды в природе, как образуется радуга, проверьте действие силы Ньютона, наконец.

      Играйте всей семьей в эрудированные и иные настольные игры, позволяйте ему креативить и находить самому решения и ответы на интересующие его вопросы. Оставайтесь при этом «компасом», всегда готовым подсказать верную дорогу.

      4. Научите ребенка планировать время. Зачастую, оттягивая выполнение домашних заданий, ребенок просто уверен, что потом у него не останется время поиграть или отдохнуть. Покажите ему, что выполнение уроков может не занимать много времени. В первое время можно даже ставить таймер.

      5. Пусть ребенок САМ выбирает, с какого урока ему начать и с какого задания. Пусть усложнение заданий будет постепенным, но при этом, не забывайте об отдыхе. Переутомление — первый враг качественного обучения.

      6. Не забывайте о похвале, и обязательном ударении на достигнутых успехах, будь то удавшаяся закорючка в первой прописи или удачно выполненная лабораторная работа.

      7. Мотивируйте наградой. Награду каждая семья выбирает сама. Это может быть и семейный выезд на природу после качественной недельной работы, или прогулка и игра вечером, после занятий.

      8. И обязательно участвуйте в его личной жизни. Ребенок — это не только оценки, знания. это Личность, у которого есть свои мечты и желания, свои увлечения, свой круг друзей. Интересуйтесь его увлечениями и помогайте достигать целей не только в учебе.

      Как улучшить успеваемость ребенка? — привлечь его к совместному творчеству! Я попробовала еще свой любимый метод. Я попросила сына ответить на вопрос: «Что делать родителям, если их ребенок не хочет делать уроки?». И в ответ Алексей написал. сказку! Предлагаю ее вашему вниманию, и напоминаю: это мнение ребенка!

      Сказка «Невыученные уроки»

      Однажды в большом городе жил мальчик по имени Андрей. Ему было 12 лет и он учился в 6 классе. Мальчик совершенно не любил делать уроки. Ему было лень делать уроки, и вместо выполнения домашних заданий он смотрел телевизор и играл в компьютерные игры. И один раз маме Андрея надоело это все и она наругала его, заперев в комнате:

      -Пока не сделаешь все уроки ты не выйдешь из комнаты. Я приду через час проверить, что ты сделал.

      И ушла. Мальчик сначала сильно расстроился, но потом закрыл глаза и заснул.

      Ему приснилось что он появился в большом красивом сказочном замке. Он оглянулся вокруг и увидел в окне двух мальчиков, они играли в футбол. Андрею тоже захотелось поиграть в футбол. Он быстро соскочил с кровати и побежал к большой железной двери. Когда он потянул за ручку двери, она не открывалась, а заговорила:

      -Сколько будет 6*7?

      Мальчик ничего не понял, только зажмурившись и вновь открыв глаза, опять дернул за ручку двери.

      -Сколько будет 6*7?, — вновь повторила дверь.

      Мальчик понял, что ему нужно сказать ответ или его никогда не выпустят отсюда, и начал считать по пальцам. Спустя 5 минут мальчик выдал ответ:

      Дверь открылась, он прошёл в зал. Пока он считал, он забыл про футбол, но теперь ему сильно захотелось кушать. Он увидел еще одну большую железную дверь с надписью “Кухня’. Когда мальчик дернул за ручку двери, она тоже заговорила человеческим голосом:

      -Кто написал стихотворение ‘’У лукоморья дуб зеленый’’?

      А мальчик не любил читать стихи и не знал ответа, но рядом с ним была библиотека. И он решил заглянуть туда и посмотреть ответ. Спустя 15 минут он нашёл стих и подбежал к двери с ответом:

      — А.С. Пушкин! — отчеканил Андрей.

      И дверь открылась. Он подошел к холодильнику, а на холодильнике нужно было ввести код. Там было написано ‘’43+37*3=?’’. И мальчик начал считать в уме. Спустя некоторое время, он уже знал ответ и набрал кнопочками «154». Дверь холодильника открылась, Андрей взял там яблочный сок и молочную кашу. Хорошо покушав, он захотел выйти на улицу и поиграть с ребятами в футбол. И вновь наткнутся на большую железную дверь, которая вела на улицу. Он дернул за ручку, уже ожидая вопроса от двери:

      -Чем отличается квадрат от треугольника?

      И Андрей сразу ответил:

      -У квадрата 4 угла, а у треугольника 3!

      И дверь открылась, Мальчик радостный побежал на улицу играть с ребятами в футбол. И его команда выиграла со счетом 4:1. А когда они закончили играть, он проснулся и тут мама заходит в его комнату и спрашивает:

      -Ты сделал уроки?

      Он волнующим голосом отвечает:

      -Мам, извини, но я не сделал уроки. потому что я. я уснул. Но я обещаю всегда делать домашние задания вовремя!

      Мама его простила и сказала:

      Мальчик обрадовался и поцеловал маму в щеку. И с того дня он всегда делает уроки, потому что знания обязательно понадобятся в жизни.

      Буду благодарна услышать ваше мнение о сказке и всей теме в целом, о вашем опыте, об уроках, которые вынесли вы в своей семье. Как решаются у вас домашние задания? С трудом или на одном дыхании? Пишите!

      tsvetyzhizni.ru

      Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов

      В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

      Ребенок не хочет делать уроки. История первая

      — У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

      Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

      Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

      — Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

      Ребенок не хочет делать уроки. История третья

      — Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

      Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

      А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

      Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

      Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

      Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

      Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

      Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

      Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

      (Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

      Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

      Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

      Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

      Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

      В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать. Наоборот — вот все удивятся!

      Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

      Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

      Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

      Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

      www.uaua.info

      Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам?

      Начало учебного года для младшего школьника — настоящий бич многих родителей и их детей. Огромное количество встревоженных мам первоклашек или деток постарше жалуются, что их ребенок не хочет делать уроки, он невнимателен, ленив, капризен, ребенок не может сосредоточиться, и постоянно прибегает к помощи родителей, даже если домашние задание очень простое. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно, и что делать, если ребенок не хочет учить уроки вообще?

      В общем, прививать ребенку самостоятельность, ответственность и привычку делать уроки самостоятельно нужно в первом классе. Но, если попытки сделать это не увенчались успехом, игнорировать проблему также нельзя, причем категорически. Важная оговорка – подходы к младшим школьникам в 6-7 лет и 8-9 лет несколько разные, хотя главным по-прежнему остается стимул (как правило, похвала).

      Заставить ребёнка делать уроки, приучить делать домашнее задание самостоятельно и аккуратно, конечно, трудно. Но нужно постараться, иначе сегодняшняя нервотрепка в будущем покажется вам «цветочками». Так что крепитесь, дорогие мамочки, и не давайте вашему будущему гению спуску!

      • КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ УРОКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ?

      Что ж, началось! Всякого рода «приятности», связанные с восторгами окружающих по поводу талантливости и сообразительности вашего дошкольника, вдохновенные хлопоты по экипировке первоклассника, да и само празднование 1 сентября, остались в прошлом. А вместо этого выяснилось, что прилежание и желание, с которыми ваш малыш буквально недавно складывал числа, выводил на бумаге первые слова, читал предложения, вдруг куда-то пропали. И выполнение домашних заданий, превратилось в настоящий кошмар. Но что случилось, почему ребенок не хочет делать уроки, куда пропало желание учиться?

      • Почему ребенок не хочет делать домашнее задание?

      Педагоги-психологи имеют на этот счет совершенно четкое мнение. Если первоклашка не хочет учить уроки, означать это может только одно: у ребенка не получается. И выход только один — родители должны помочь ему и на первых порах делать уроки с ребенком вместе, терпеливо и участливо. Но и здесь есть несколько очень важных психологических моментов.

      Даже если ваш малыш посещал детский сад или ходил на специальные подготовительные занятия к школе, от него никогда не требовалось делать домашнее задание каждый день, проще говоря, он к этому просто не привык. Мало того непроизвольное внимание и память — когда ребенок может запомнить содержание едва не целой книжки, не замечая этого, — начинают угасать, и как раз в шесть-семь лет. А вот произвольность — способность заставлять себя усилием воли что-то делать – только начинает формироваться. Поэтому вашему первоклашке сейчас совсем несладко, и лень здесь совершенно не причем. Какой выход?

      • Как заставить ребенка делать уроки?

      Если ребенок не хочет делать домашнее задание, родителям следует ввести определенный режим. Определите вместе с ним конкретное время, когда именно он будет садиться за выполнение домашних заданий. Это может быть вполне разное время в разные дни, в особенности, если у первоклашки имеются дополнительные нагрузки – кружки, секции и т.п.

      Безусловно, после школы следует отдохнуть, а не только пообедать. Обязательно учтите внутрисемейный график — ребенок не должен сидеть за уроками, когда папа приходит с работы, или в гости приходит бабушка, или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку и прочее. В таком случае ребенок не может сосредоточиться, и заставить ребёнка делать уроки будет крайне сложно, он может даже обидеться и заявить «не хочу учить уроки». И кстати, будет совершенно прав – почему учеба должна становиться для него сродни наказанию, ему так трудно это дается, он старается, а его за это еще и наказывают!

      Если подобное предусмотрено, то без уважительной причины отступать от расписания категорически нельзя. В противном случае должны быть штрафные санкции, об установке которых вам также нужно договориться с ребенком заранее. Наверняка, это сведется к лишению его каких-то личных удовольствий, к примеру, «отлучение» от компьютера, телевизора и прочее. Лишать посещения тренировок и прогулок на свежем воздухе не желательно, поскольку ваш малыш с начала учебного года и так стал гораздо меньше двигаться и много времени проводит в помещении.

      Делать уроки с ребенком лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но не слишком перевозбудился или устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки – это научный факт, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.

      Как только первоклассник пришел домой из школы, помогите ему выложить из портфеля учебники и тетради. Аккуратно сложите их на левом углу стола — вы будете перекладывать их потом на правый угол, по мере выполнения домашних заданий. Можно заранее открыть тетрадь и учебник — всегда легче продолжить любую работу, чем ее начать.

      Когда придет назначенное время, попросите вспомнить ребенка, что было задано на дом. Важно, чтобы он знал, что его это также касается, несмотря на то, что у мамы все и так записано. Если ребенок хотя бы частично вспомнил, нужно обязательно его похвалить.

      Если у первоклашки не получается написание цифр или букв, может помочь простой прием — игра в школу, где ваш ребенок будет учителем, а вы учеником. Пусть он «научит» вас писать цифры или буквы: вы же окончили школу уже давно и успели кое-что «забыть». Пусть для начала он пишет пальцем в воздухе, детально проговаривая вслух свои действия, и только потом запишет это в тетради. Во время письма ребенок должен молчать, так как малыши задерживают дыхание, когда стараются, и не могут говорить.

      Весьма полезно лепить цифры и буквы из пластилина, учиться распознавать их на ощупь. Можно выводить их на подносе с крупой, пальцем на песке, и т.д. Если ребенок не может сосредоточиться и быстро устает, настаивать на продолжении занятий нет смысла. Лучше объявите короткий перерыв — пятиминутку, дайте задание попрыгать раз 10, или, к примеру, проползти под стулом. Главное не увлекайтесь, количество упражнений должно быть строго ограниченным, иначе вы быстро потеряете над ситуацией контроль и не сможете заставить ребёнка делать уроки снова.

      Если малышу трудно дается чтение, попробуйте прикрепить по дому, в самых разных местах, листочки со слогами и короткими словами, написанными разным шрифтом, разным цветом, повернутые «вверх ногами», боком. Это поможет неосознанно научиться опознавать буквы и выработать автоматизм при чтении.

      Чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Спросите его, что означает то или иное слово, сделайте вид, что вы его не знаете и попросите у ребенка помощи. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.

      Если все равно ребенок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво …». Перед таким подходом ни один ребенок не устоит. Ну и конечно, благодарите и хвалите его почаще! Даже за самое мизерное достижение – это главный ключ к успеху!

      • КАК ЗАСТАВИТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

      К сожалению, то, что учащиеся в младших классах заявляют родителям «не хочу учить уроки», не желают делать уроки самостоятельно и постоянно стремятся прибегать к помощи родителей, даже если домашнее задание очень простое – это не редкость. Вместе с тем, эти же детки могут с удовольствием помогать по дому, ходить в магазин, заниматься с младшими детьми в семье. Родители пребывают в растерянности – вроде ребенок не ленив, а значит, объяснить простой ленью его отношение к домашним заданиям нельзя, но и игнорировать проблему с уроками также нельзя. Что же делать? В первую очередь, нужно найти подлинную причину того, почему ребенок не хочет делать уроки.

      Детки не могут объяснить, а зачастую и не понимают, что именно с ними происходит, однако поведение при этом существенно изменяется. Главная задача родителей — распознать негативную ситуацию как можно скорее и немедля принять соответствующие меры. Особую опасность представляет то, что ребенок от подобных страхов замыкается в себе, «отключается» от окружающего мира, становится несколько заторможенным. При этом выглядеть внешне он может абсолютно нормально, безмятежно и спокойно, но это впечатление обманчиво. Никто кроме вас не знает вашего малыша настолько хорошо, чтобы вовремя заметить что-то неладное и верно это истолковать.

      Если подобную психологическую травму не устранить своевременно, она может перерасти в школьный невроз, как называют это психологи, что может быть чревато нервным срывом и различными психосоматическими недугами. Что в таких случаях предпринимать родителям? Прежде всего, нужно проявлять выдержку и терпение, успокаивайте ребенка и помогайте ему. Следует делать уроки с ребенком, даже когда вы уверенны, что он без труда справится сам и может делать уроки самостоятельно. Ни в коем случае не выполняйте домашние задания за него, просто будьте для него опорой, подбадривайте, хвалите – дайте ему возможность убедиться в том, что у него все получается.

      ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ. Бывают ситуации, при которых нежелание делать уроки самостоятельно, обусловлено их объективной трудностью. Например, на этих порах у ребенка вполне может быть не развитым логическое мышление. В таком случае, он просто не считает нужным делать что-то, чего не понимает. А ваша попытка заставить ребенка учить уроки, только введет его в еще большее смятение и спровоцирует неповиновение.

      Какой выход? Родителям нужно проследить за рассуждениями своего школьника о ходе решения задания, таким образом, они смогут понять, где именно возникают трудности. Нельзя злиться и ругать ребенка за то, что он не понимает. Следует научить ребенка, помочь ему, объяснить на примерах, а только потом ждать, что он сможет делать уроки самостоятельно. Он, безусловно, думает и соображает, только делает это несколько иначе, а по-другому, чем вы – не значит не верно.

      НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ. Случается, что ребенок не хочет делать уроки, отказывается делать домашнее задание лишь потому, что таким образом легче всего привлечь внимание родителей. В данном случае его «не хочу учить уроки» означает, что он чувствует себя одиноким, ощущает недостаток родительской заботы и ласки. Тогда он инстинктивно пытается решить данную проблему, и так как является сообразительным малышом, понимает, что плохая успеваемость вызовет беспокойство родителей и повышенное внимание к нему. А потому не хочет делать домашнее задание, специально, а возможно и неосознанно, «заваливает» учебу.

      Выход здесь прост – окружите ребенка должным вниманием и заботой. Причем это не обязательно должны быть совместные домашние задания, скорее наоборот. Если вы хотите научить ребенка делать уроки самостоятельно, поощряйте его активным общением за его старания. Но и это делать нужно с умом, чтобы ребенок не развил в себе чувство, что вашу любовь можно только заслужить, он должен знать, что вы его любите даже когда его постигают неудачи и ничего не получается.

      ЛЕНЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. К сожалению, бывает и такое, что ребенок не хочет делать уроки просто потому, что ленится и относится к учебе безответственно. Заставить его учить уроки нереально тяжело, а когда удается – качество из рук вон плохое, сделано «абы как», лишь бы от него «отстали». Вина за это целиком и полностью лежит на родителях, не воспитавших вовремя в ребенке чувство ответственности за собственные поступки и дела. Но сейчас еще не поздно, поэтому исправляйте создавшееся положение, сами не ленитесь воспитывать свое чадо.

      Объясните ему, что он учится не для родителей, не для отметок, а для самого себя в первую очередь. Если за невыполненное задание он получил в школе «двойку», не укоряйте его и не ругайте – он должен объяснить сам, по какой именно причине получил плохую отметку. Задайте ему этот вопрос – проявите терпение и спокойствие — это заставит ребенка проанализировать собственные действия, да и объясняться ему, наверняка, будет неловко, поэтому в следующий раз он предпочтет выучить уроки.

      В некоторых случаях не будет лишним использовать наказания, к примеру, за несделанное домашнее задание и двойки лишать некоторых жизненных ценностей. Например, ввести запрет на игру на компьютере, или поход в кино и так далее – вам виднее, что именно он предпочитает учебе и ценит особенно высоко. Ребенок должен знать об этом, и тогда пусть решает самостоятельно, что важнее для него. Только не отменяйте собственных решений – почувствовав слабину, он начнет бойкотировать вас во всем, а не только в учебе.

      Детки, учащиеся в начальных классах школы, требуют к себе безграничного терпения и повышенного внимания. Здесь, к сожалению, ничего не поделаешь – это факт, с ним нужно смириться. Не оставляйте детей наедине с их проблемами, это может иметь плохие последствия. Будьте заботливы, внимательны и терпеливы – малыш подрастет и все наладится, а проблемы обойдут стороной!

      Еще немного о том, как заставить ребенка делать уроки, и как научить ребенка делать уроки самостоятельно:

      mymom.ru