ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ КУШАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Светлана и Елена СИНЯКИНЫ, педагоги, авторы книг и методик.

1. Заболевания. Если ребёнок тяжело и серьёзно болен, у него высокая температура или он переживает какой-либо стресс, отсутствие аппетита вполне объяснимое явление. В этом случае без квалифицированной помощи специалистов не обойтись. Лечим болезнь с доктором, выводим из стресса с психологом — аппетит возвращается. Главная задача родителей — найти хороших специалистов. Часто мамам и папам кажется, что, так как ребёнок не ест, он уже болен чем-то тяжёлым и страшным или вскоре заболеет. В основном же эти страхи оказываются беспочвенными. Если у ребёнка дисбактериоз или доктор обнаружил какие-либо заболевания желудочно-кишечного тракта, многие родители используют это как хорошее объяснение плохому аппетиту, что не всегда верно. Если ребёнок с подобными диагнозами активно играет, с удовольствием бегает и ест конфеты, отказываясь от ваших обедов и ужинов — скорее всего речь идёт о невротических нарушениях восприятия еды и процесса её употребления. Об этом следующий пункт.

2. Психологические проблемы. Конечно же, родителям проще переложить вину за плохой аппетит ребёнка на болезни, плохую экологию, настроение и капризы ребёнка. И виноваты будут все, кроме самих родителей. Однако, чаще всего именно из-за ошибок родителей в воспитании пищевой культуры у детей возникает большинство проблем с аппетитом. Конечно же, родители хотят, как лучше, но, поверьте, не каждый знает, как правильно, вот и получается ситуация со слоном в посудной лавке. Проанализируем основные ошибки родителей.

Неправильный образ жизни всей семьи. Если вы прогулкам предпочитаете просмотры фильмов на диване, таким образом ограничивая и себя, и ребёнка в двигательной активности, то проблемы с аппетитом вполне объяснимы — ребёнок его попросту не «нагулял». Поэтому долой телевизор, диван, компьютер, излишние занятия за столом, и да здравствуют зарядка, прогулки, спорт. К тому же жизнь без движений и свежего воздуха плохо влияет на общее состояние здоровья всех членов семьи.

Кормление в неподходящее время. Часто родители усаживают ребёнка за обед тогда, когда им это удобно — сварился суп, через полчаса не будет времени, все едят и ребёнок должен есть. При этом самочувствие ребёнка никого не интересует, получается насильственное кормление. Для того, чтобы вы поняли, в какое время ребёнок действительно голоден, сделайте вместе с ним чудесный сундучок с разными вкусностями: кусочками сыра, яблок, бананов, морковки, варёного яйца, брокколи, положите немного крекеров и сухариков, налейте в маленькую тарелочку йогурт, в который всё это можно макать. Если вы поставите такой сундучок в доступном ребёнку месте, он никогда не останется голодным, а вы, избавив малыша от чипсов и конфет, сможете понять, что и когда он предпочитает покушать.

Насильственное кормление. Подобный способ приводит к самым печальным последствиям — насилие вообще не является методом воспитания чего-либо, а только калечит психику ребёнка. Если заставлять ребёнка принимать пищу, при этом ругая и унижая его достоинство, он будет воспринимать еду и её приём, как нечто ужасное и противное. К тому же давно доказано, что еда, съеденная не с аппетитом, а со слезами, плохо усваивается, что неблагоприятно отражается на состоянии здоровья ребёнка в целом. Ведь хороший аппетит, чувство голода — это хорошие признаки готовности организма к приёму пищи, наилучшему её перевариванию и получению из неё максимальной энергии.

Развлечения за столом. Никакие игры, книжки, мультфильмы не способны решить проблему с аппетитом. Да, в некоторых случаях это помогает отвлечь ребёнка, а пока он в таком состоянии, родители «впихивают» в него всё, что могут. Это удобно для родителей, но совсем нехорошо для детей, так как подобное поведение также можно назвать насилием — «заполнение» неготового к приёму пищи организма, разрушение культуры приёма пищи. И, как итог — проблемы с пищеварением, проблемы с поведением за столом, да и родитель в роли вечного клоуна с ложкой — тоже картина не из приятных.

Избирательный аппетит. «Буду только картошку и макароны», «молоко буду только из бутылочки» или «буду кушать, если мама покормит из ложечки» — всё это элементарные капризы. Тут уже речь не о проблемах с аппетитом, а о проблеме воспитания. Часто родители идут на поводу у подобных капризов, утешаясь, что «хоть как-то и хоть что-то ребёнок съел», таким образом ещё сильнее удаляясь от воспитания пищевой культуры и поведения за столом. В таком случае совет простой: не хочешь есть сам/суп/из чашки — иди гуляй. Чувство голода рано или поздно приведёт ребёнка к столу, а вас — к цели. Если ребёнок, отказываясь от супа, требует чипсов или конфет, это означает, что он не голоден, а хочет получить удовольствие. В таком случае главная задача родителей — дождаться настоящего чувства голода у ребёнка, не поддаваясь на его уговоры и капризы.

Конфеты-пряники. Если вазочка с этими врагами аппетита стоит у вас на видном месте, то аппетита вы не дождётесь никогда. Зато вазочка будет странным образом очень быстрыми темпами опустошаться. Причём сама собой. Даже если поставить такую вазочку на самую верхнюю полку, она всё равно будет регулярно опустошаться, да ещё с риском сломать шею. Поэтому вазочку надо держать под постоянным контролем и в самом секретном месте.

Подведём итог. Для того, чтобы вернуть аппетит своего ребёнка, зачастую требуется изменить привычки всех членов семьи. Конечно же, это непросто, но стоит только начать, и положительные результаты не заставят себя ждать. Удачи вам в этом нелёгком деле и…приятного аппетита.

www.kontinent.org

Ребенок не хочет ходить в школу — что делать?

Многие дети очень ждут похода в школу. Им нравится играть с друзьями, изучать новые вещи, развиваться, познавать мир. Но все дети разные! У каждого из них своё восприятие окружающего мира и свои ожидания. Начало школьной жизни круто меняет привычный образ жизни ребенка. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные обязанности. Всё это является стрессовыми факторами для обычного человека, а уж для ребенка и подавно. Ему приходится покидать привычную зону комфорта. Дети по-разному переживают стрессовые состояния, некоторым они идут на пользу, а некоторым и во вред.

Моя знакомая столкнулась с нежеланием ребенка ходить в школу. Но она не опустила руки, подошла к проблеме комплексно и нашла выход из ситуации. Сейчас ее ребенок не пропускает уроки и увлеченно рассказывает о своих школьных достижениях. Давайте и мы разберемся в причинах возникновения подобных ситуаций и попытаемся найти решение.

Причины нежелания детей ходить в школу

Это явление наиболее распространено у 5-6-летних, а также 10-11-летних детей. Однако может встречаться абсолютно в любом возрасте. Проблема может начаться после того, как ребенок провел дома длительное время. Например, после летних каникул или непродолжительной болезни. Такое поведение может произойти и после стрессового события, такого как переезд, смерть домашнего питомца или родственника. Ещё одним немаловажным фактором, который способен влиять на учебу, является домашнее задание. Многие дети не готовы к такому «повороту событий». У них появляются определённые обязательства, выполнение которых ещё и ограничено по времени. Родители, в свою очередь, стараются контролировать выполнение обязательств. Кто-то решает вопросы методом кнута, а кто-то – пряника. А это, само по себе, является отягчающим фактором.

Внезапное или прогрессирующее негативное отношение к образованию является серьёзной проблемой, как для родителей, так и для самого ребенка:

1. У детей, которые не ходят в школу длительный период времени, могут развиваться серьезные проблемы с успеваемостью и обучением. Чем больше ребенок будет пропускать школу, тем труднее будет вернуть его в привычное русло.

2. Возможны юридические последствия.

3. Страдают социальные навыки.

4. Опасность того, что одиночные пропуски перерастут в регулярные прогулы. Поэтому очень важно не допустить развития ситуации по-нарастающей.

5. Возможны эмоциональные проблемы в более старшем возрасте.

6. Еще, пожалуй, самый важный пункт — это угроза развития «школьной фобии». Школьная фобия — это невротическое расстройство, которым в среднем страдает 1-5% подростков. Как правило, это необъяснимый страх перед школой, а также страх ухода из дома, разлуки с родителями. Опасность в том, что такая фобия может развиваться медленно, и начинается с небольшой антипатии к школе.

Очень важно не затягивать с решением подобных ситуаций. Как мы видим, последствия принимают лавинообразный характер, и чем дольше запустить ситуацию, тем труднее будет найти верное решение.

В первую очередь нужно исключить негативные факторы, которые влияют на ребенка. Стоит уменьшить уровень беспокойства и раздражительности. Для лучшего эффекта, подходить к решению данной проблемы следует комплексно и поочередно. Первым делом устраните наиболее вероятные варианты. Навестите школьных сотрудников, учителей, попытайтесь выяснить первопричины возникновения подобной ситуации с их помощью. Возможно, ответ находится на поверхности, и толчком к развитию данной проблемы может быть обычное детское хулиганство, плохая успеваемость или ссора с друзьями.

Если ребенок жалуется на физическое недомогание, и, в связи с этим пропускает школу, то следует его показать врачу. Вполне вероятно, что подобные жалобы являются прикрытием. Плохое самочувствие может возникнуть лишь для того, чтобы пропустить уроки. В любом случае, с помощью врача вы это быстро узнаете.

Обсудите вариант получения помощи со стороны детского психолога. Серьезно подумайте над этим, особенно если ребенок стал чаще пропускать школьные занятия. Разговоры с психологом помогут устранить основную проблему тревожности. Возможно, у вас дома имеются какие-либо стрессовые факторы, которые могут оказывать на ребенка негативное воздействие. Как запасной вариант, вы можете перевести ребенка на домашнее обучение, то есть его обучением будете заниматься вы сами.

Ребенок должен знать, что трудности, с которыми он сталкивается, не преследуют только его. Чаще практикуйте «метод пряника», радуйте своих детей. Ведь школа для них, как работа для взрослого человека, а значит, обязательно должны присутствовать приятные моменты. Старайтесь прививать «не строгую» дисциплину. Ребенок должен понимать, что делать свою работу он должен не потому, что «так надо», а потому что это будет лучше для него самого. Детей нужно всячески поощрять. Развивайте в них амбициозность, станьте примером для подражания. Практически все дети хотят быть похожими на своих родителей. Разрешайте своим детям иногда пропускать занятия, особенно если на то имеется причина. Один пропущенный день не сделает ребенка двоечником, зато даст возможность отдохнуть его нервной системе. Главное — не злоупотреблять.

Как видите, к решению данной проблемы следует подходить с большим размахом. Поэтому, профилактика лечения лучше самого лечения. Занимайтесь своими детьми, любите их, будьте примером для них, и вы не окажетесь в подобной ситуации.

wtalks.com

Еще 6 статей на тему: Все об искусственном вскармливании

Если ребенок не хочет отказываться от бутылочки

В вопросе приучения ребенка ко взрослой обычной пище главное — благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала – хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия – кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

Следующий момент, о чем необходимо знать – не нужно заставлять ребенка есть. Вообще. Уважайте его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи, надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и, во-вторых, мог добраться до еды сам.

Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще… еще разочек…за маму, за папу…». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите ребенка кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет – ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается ситуации, когда момент все же упущен и ребенок не интересуется ничем, кроме бутылки.

Первыйбыстро покончить с бутылочкой. Как это лучше сделать?

Сначала поговорить с ребенком, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно, как вами, так и папой (ведь мужчина в семье может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

После нескольких дней «подготовки» договориться «отметить» расставание с бутылочкой.

Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает, и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее ребенку, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

Фотографируйте ребенка весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» – не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном – сок, воду или компот из чашки, к примеру).

Через недельку привязанность ослабнет. Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

Второй и более мягкий способдесенсибилизация – это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

1 этап – Еда только за столом

Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала – непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна – полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом – так вы потихоньку приучите ребенка есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды – любимая манка).

Если ребенок не может заснуть без бутылочки – постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций, а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится). Поговорите с малышом, объясните, что он уже большой, а бутылочка – для самых маленьких.

Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому ему стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит ребенка, какой он уже стал большой, и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились – и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у ребенка должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном.

2 этап – Бутылочка + тарелка

Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении – предложите бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл – 180 мл – 150 мл – 100 мл и т.д.) А рядом – поставьте тарелку с манной кашей. Цель – переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки.

И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается – захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало – обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки – не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Это уже победа!

4 этап – Приучаемся есть самостоятельно

Чтобы благополучно добраться до заветного финиша – запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду – не ест? – убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? – снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации – постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он – вас, а вы – его. Как научится ловко владеть ложкой – предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет – опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем – не отступать на пути искоренения вредной привычки.Дадите слабинку – процесс отучения придется снова повторить.

Татьяна Егорова, психолог, автор блога «Ваш детский психолог».

mama.ru

Как заставить делать уроки ребенка — советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе – дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае – это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже — дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу – это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, — это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения – это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они — сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема — ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка – это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи – родители!

www.syl.ru

О чем мечтает ребенок ? Конечно, повзрослеть. Ребенок хочет быть старше.

– Он не желает никому подчиняться, его тяготит зависимость от родителей. – Он хочет сам зарабатывать деньги и тратить их по своему усмотрению, а не так, как скажет мама. – Если речь о подростке, то его желание вырасти связано со снятием запретов. Ребята ждут, когда можно будет ходить на дискотеку, собирать вечеринки, гулять ночью. Со взрослостью, к сожалению, ассоциируется принятие алкоголя, курение, гулянки, драки. Это печалит.

Мы увидели, почему дети всегда хотят стать взрослыми. Что же лежит в основе проблемы? По-видимому, освобождение от ограничений и желание быть авторитетными. Взрослые обычно к детям не ставятся как к равным, а это задевает. Люди всегда стремятся быть значимыми в обществе. Не надо думать, что такое стремление есть лишь у взрослых. Маленький ребенок уже изначально эгоистичен. Он ждет уважения к себе. Ему нужна СВОБОДА . Как реагировать?!

Уважайте чужую жизнь. Отбросьте ограничения там, где это возможно.

Мотивируйте, уговаривайте. Категорически запретите вредные привычки, но разрешите заниматься любимыми делами, проявлять самостоятельность.

Старайтесь не приказывать без разъяснений, но выражайте свое недовольство тем, от чего желаете ребенка оградить. Пусть он видит, что вы расстроены. Возможно, чувство вины заставит его вам уступить.

А если внимательно подумать, то разве плохо, что ребенок развивается, учится самостоятельности, решительности, понемногу входит во взрослую жизнь. Гораздо хуже, когда взрослый застревает в детстве. Радуйтесь, глядя, как растут ваши дети, верьте в них!.

Вспоминаю, как сильно я сама хотела подрасти. И очень злилась, когда меня называли малой. И меня пытались дома успокоить, что придет время, когда я наоборот захочу в детство, что мне надоест быть взрослой и что у взрослых намного больше проблем, чем у детей. Они оказались правы частично. Да, я не хочу больше взрослеть. День рождения уже не радует, страшно перелистывать годы. А вот насчет проблем я бы сказала – одинаково. Просто теперь проблемы другие.

Зато есть самое важное – свобода. Независимость. Я страшно не любила, что мне приходится подчиняться. Теперь я уже никого не слушаю и от этого мне хорошо. Но тоска по прошлому бывает, когда вспоминаются приятные моменты. Иногда хочется в снегу или на льду поваляться, покататься с горки или на санках. Хочется поиграть в домики и пособирать растения. Я понимаю, что это регрессия, но что-то подсказывает, что подобные странные желания возникают не только у меня. Просто это не принято среди взрослых ребятиться. Это один из стереотипов поведения.

А ведь поменялось только тело и возраст, а душа все та же. Другую – взрослую душу – в тело не запускали. Она все та же, помнит все свое развитие и иногда хочет сделать что-то из прошлого. И не важно, какой у человека уровень интеллекта и какими важными делами он занимается. Все равно каждый из нас не сможет стереть свое прошлое.

psy-helga.ru

Ребенок не хочет быть большим

Мы спали, потом просыпались и кушали. Дальше доча могла что-то интересное часок рассматривать. Главное чтоб оно было (самый супер был закатить на даче коляску под куст). А потом малышка уставала и активно хотела внимания аж пока не придет время баиньки. Я соответственно планировала свой день и каких-то тягостных восспоминаний не осталось. И у Вас все наладится.

Расскажите, что это за игровой уголок, как он выглядит и для какого возраста подходит?

настоящим спасением стал кот, но он у нас не прижился.

до сих пор Веруня любит на ручках кататься. А насчет ора — да, иногда требует что-то криком, но до тех пор пока не просишь «объяснить что надо», т.е. попытаться сказать. хотя говорит оооочень неохотно. Отвлекала ее еще так: садила на пол и ставила большую миску с водой. Пока Вера плескалась, я что-то делала, но это уже для большеньких. А пока была совсем малая — только руки.

Как отвлечь и успокоить?

Нам сейчас только 10 недель, а нас не успокаивает ношение на ручках. Если вдруг артемка проснулся до еды(а иногда он может проснуться через час после кормления), то развлечь ребенка целая проблема. голопопить не хотим-ноем, просто лежать, когда мама с нами разговаривает, не хотим, игрушки, погремушки-не помогают. Беру на руки-тоже хныки и плачи. Как только его не верчу: и столбиком, и горизонтально на руках животом к себе, животом от себя. более-менее на какое-то время помогает вертикально животом от себя, когда моя ладонь лежит на его животе. иногда(опять-таки на чуть-чуть) если держать одной ладонью под мышками(как маленьких подмывать носят), а другой поддерживать ножки. Но страшно-получается большая нагрузка на позвоночник.

У нас сейчас перерывы в еде 3:20-3:30 (раньше просто не голодный). Кормить чаще боюсь (у нас истерики у груди, а одно время, когда кормила чаще цвели щечки-видимо переедали), укачать спать не получается-орет на руках как потерпевший. Я дома одна-просто вешаюсь. Скоро буду валерианку вместо чая пить. Пробовала ходить гулять после каждой кормежки-сил вообще не осталось (5-ый этаж без лифта.Коляску приходится тащить на себе).

www.komarovskiy.net

Если ребенок в 9 месяцев не сидит

Обычно, ребенок учится сидеть самостоятельно в 6-7 месяцев, однако каждый ребенок развивается самостоятельно. Родители должны тщательнейшим образом содействовать появлению у ребенка предпосылок для развития этого навыка. Для него нужно создавать ситуации, при которых у него появится желание садиться. Старайтесь во время игры или массажа присаживать ребенка, ему не трудно будет оставаться в сидячем положении, а вот сложнее садиться самому. Некоторые детки вначале учатся вставать на четвереньки, а потом садиться. В развитии каждого ребенка могут быть свои индивидуальные отклонения, но можно ориентироваться на средние показатели.

Каковы этапы развития двигательных навыков ребенка 1-го года жизни?

Иногда мамы неадекватно оценивают развитие двигательной активности ребенка на первом году жизни. Бывает, что мама хвалится тем, что ее ребенок в три месяца уже стоит в кроватке, при этом она довольна, что он так хорошо развит не по возрасту. От другой мамы можно слышать, что ее ребенок в 9 месяцев еще не сидит, и она считает это нормальным, поскольку соседский также еще не сидит в этом возрасте. Давайте разберемся, насколько они правы.

Развитие ребенка до года, а именно развитие его двигательных навыков можно определить так:

  • В три месяца ребенок держит голову;
  • В шесть месяцев сидит;
  • В 9 месяцев ползает, стоит у опоры;
  • В 12 месяцев ходит.

Долгое время это считалось нормой развития, а теперь подробнее.

На первом месяце жизни кисти у малыша сжаты в кулачки, ручки и ножки согнуты в суставах, его движения хаотичны.

На втором месяце жизни ручки-ножки немного разгибаются, мышечный тонус уменьшается, ребенок уже может поворачивать голову, разжимать кулачки и разводить ручки в стороны. Он начинает проявлять двигательную активность, его можно положить на животик и он будет приподнимать голову. Если его поставить вертикально, то тут же срабатывают рефлексы: он опирается ножками о твердую поверхность и будет пытаться шагать. Это е значит, что в таком возрасте можно научить ребенка ходить, а вот если таких рефлексов нет, то это может говорить о наличии неврологических отклонений, обязательно нужно посещать педиатра в этом возрасте.

На третьем месяце жизни двигательная активность ребенка возрастает, он уже может брать в руки предметы, а если положить в его ладошку палец, то он его обхватит. Причем, у больного ребенка повышенный тонус мышц и он может довольно сильно хватать вас за палец. Если ребенка поставить у перекладины и вложить в его кулачки эту самую перекладину, то он будет стоять, но не благодаря хорошему развитию, а, возможно из-за повышенного тонуса. Это говорит о том, что ребенок болен.

На четвертом месяце жизни хватательный рефлекс ребенка уменьшается, лежа на животике он может приподнимать туловище, также он переворачивается на животик.

На пятом месяце ребенок самостоятельно переворачивается на бок, со спины на животик, приподнимать туловище. На шестом месяце ребенок может сидеть, даже без опоры.

На седьмом-восьмом месяце жизни ребенок начинает ползать, пытается вставать на четвереньки, если вы ему поможете, то немного постоит у опоры.

На девятом месяце ребенок не только ползает, но может самостоятельно встать у опоры.

На десятом месяце он также делает попытки стоять у опоры, но часто они заканчиваются падением. На одиннадцатом-двенадцатом месяце ребенок начинает делать свои первые самостоятельные шаги, при поддержке взрослых.

Ребенок в 9 месяцев не сидит — повод для беспокойства

Пользуясь схемой развития ребенка, описанной выше, родители и сами могут ответить на вопрос нужно ли беспокоиться, если ребенок не сидит в 9 месяцев. Это может быть следствием трудных родов у мамы и перенесенной малышом гипоксии, поэтому, если малыш не сидит в период 9-12 месяцев у него есть угроза ДЦП. Родители грудничка должны очень ответственно относиться к здоровью своего ребенка и своевременно обращаться к педиатру, который в случае выявления каки[-либо нарушений обязательно направит к узкому специалисту.

misspopova.com