Развитие ребенка в 2 года

Вот и прошел тот день, когда вместе с малышом вы задули две свечи на его именинном торте. Это уже не тот беспомощный комочек, который вы увидели в момент рождения. Ваш ребенок вырос, многому научился, произошло его эмоциональное, психологическое и физическое развитие. Чего же он успел достичь? Во-первых, значительно обогатился его лексикон. Он узнал 100-200 новых слов. Ребенок может общаться простыми предложениями, употребляя прилагательные (обычно к 2,5 годам и позже).

Малыш эмоционально уравновешен, обычно расположен в хорошем настроении. Для него не составит труда как спуститься, так и подняться по лестнице. Он резво бегает, прыгает, перешагивает препятствия. Ребенок правильно складывает пирамидку из 4-5 колец, начинает различать предметы по их качеству – холодный, горячий, тяжелый, мягкий. Может самостоятельно частично снимать одежду, например, носочки или колготки, и одеваться при поддержке взрослых.

Уход за ребенком в 2 года

Ухаживая за малышом, родители следят за его здоровьем, безопасностью, развивают его, обеспечивают комфорт. Продолжают вырабатывать культурно-гигиенические навыки у ребенка. Он все чаще должен сам пить из чашки, есть ложкой, проситься на горшок. К двум годам необходимо полностью отойти от памперсов или оставить их только на крайний случай – поход в гости, длительный переезд или прогулка в холодное время года.

Питание ребенка в 2 года

К двум годам организм ребенка, все его органы, в том числе и пищеварения, претерпевают ряд изменений. Совершенствуется функция пищеварительной системы, печени, селезенки, поджелудочной. Стабилизируется кишечная микрофлора, которая помогает разлагать клетчатку, синтезировать полезные элементы, витамины. Поэтому в рацион вводят новые блюда и продукты – овощные салаты, морковь, свекла, бобовые, щи, борщи на мясном бульоне. У ребенка появляются дополнительные молочные зубы, он уже в состоянии хорошо пережевывать пищу. Поэтому перетирать ее не надо. Достаточно хорошо разварить, можно дополнительно размять вилкой. Как бы ни хотелось побаловать своего малыша, но такие продукты как колбаса, копчености, шоколад, торты, сдоба, в два года еще рано вводить в питание. Стоит ограничиться карамелью, зефиром, пастилой.

Режим дня ребенка в 2 года

Режим детей, посещающих ясли и находящихся дома, может отличаться временем пробуждения и отходом ко сну. Обычно «домашние» дети позже ложатся и позже встают. В остальном же распорядок дня у них схож. Дневной рацион малыша разделен на четыре кормления, с промежутками около четырех часов. Если у вашего ребенка хороший аппетит, можно оставить ему пятое кормление в виде второго завтрака или полуночника (прием пищи за 1-1,5 до сна). В день ребенку необходимо две прогулки на свежем воздухе и два дневных сна. Постепенно можно попробовать перевести его на один дневной сон. Если он стал вялым, капризным, у него снизился аппетит, следует малыша вернуть в привычный режим. После дневного сна можно ввести водные процедуры – обливание ножек прохладной водой или обтирание тела влажным полотенцем. Это сделает организм малыша более закаленным и стойким к простудам.

Занятия с ребенком в 2 года

В два года ребенок осваивает все больше окружающего пространства. Ему интересно абсолютно все. Обязательно разговаривайте с ним, объясняйте, не отмахивайтесь от него, отвечайте на каждый его вопрос. Его можно взять на прогулку в парк, понаблюдать за тем, как летают бабочки, жучки, поют птички, растут цветочки, показать, как это красиво. Этим вы развиваете в нем эстетические качества. Осенью обратить его внимание, как меняют свой цвет листья, почему они осыпаются. Маленькие дети очень любят собирать каштаны или желуди, поэтому не отказывайте им в этом удовольствии.

Игры и игрушки для детей в 2 года

В этом возрасте ребенок не только хочет играть в игрушки, но и принимать активное участие во «взрослой» жизни. Поэтому ему можно дать небольшую свободу действий. Разрешить переставлять стулья, переложить книжки на полке, навести порядок в шкафу. Его даже можно оставить на некоторое время в комнате одного. Не забыв при этом обеспечить безопасность: спрятать все опасные предметы, спички, иголки, лекарства, если они расположены в зоне досягаемости.

Медицинское наблюдение в 2 года

Малыш в два года уже окреп, ему не требуется такого пристального медицинского наблюдения, как на первом году жизни. Участкового педиатра он посещает по мере необходимости, чтобы мама могла получить необходимую консультацию, во время болезни или перед назначением прививок. Если малыш посещает ясли, медицинское наблюдение производится непосредственно по месту, в детском саду. По показаниям, могут быть назначены обследования у узких специалистов – психолога, логопеда, фтизиатра, эндокринолога и т.п. Раз в год малышам необходимо проходить обязательную диспансеризацию у отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта. А также в сроки делать необходимые прививки и проводить ревакцинацию.

Полезные советы родителям

Два года – это такой возраст у ребенка, когда его развитие происходит убыстренными темпами. Он меняется и взрослеет практически на глазах. Не упускайте этот момент. Играйте с малышом, читайте книги, разговаривайте, учите новым словам, давайте слушать музыку. Не бойтесь перегрузить ребенка, в это время для него много информации не бывает. Главное, чтобы ваши с ним занятия были для него в радость и в охотку, преподносите их в виде игры. Следите, чтобы он достаточно времени отдыхал, не забывайте про дневной сон. Можно начать привлекать ребенка к помощи в домашних делах, посильных для него. Например, протереть пыль, покормить попугайчика или кошечку, собрать крошки со стола. Пусть на этом этапе у него не все получается и вам придется за ним многое переделывать, главное, привить ему любовь к труду и подарить еще немного позитивных эмоций. Ведь он так любит помогать взрослым, ощущая себя большим. Даже, если он то-то пролил во время уборки или рассыпал, не ругайте его, подбодрите и похвалите за старания. Вообще его не стоит ругать, если у него что-то не получается (в игре или обучении), чтобы не запугать и не отбить охоту.

© 2012—2018 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна!

Главный редактор портала: Екатерина Данилова

Электронная почта: zhenskoe.mnenie@mail.ru

Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18

zhenskoe-mnenie.ru

Развитие детей — все о развитии ребенка до года, а также дошкольном воспитании наших малышей

Развитие ребенка от 0 до года

Развитие детей от 1 до 2 лет

Дошкольное развитие — с 2 до 7

Ребенок хочет есть сам

Незадолго до того или вскоре после того, как ребенку исполнится год, у него появляется желание есть самостоятельно.

Он уже давно умеет брать ложку в руку, а теперь он пытается зачерпнуть ею пюре или компот и поднести ее ко рту. Разумеется, руки у него еще неловкие, и через три минуты он вымазывает в пюре нос и рот, салфетку, стул и стол. Но при этом он очень доволен, и ему необходим этот опыт. И то, как вы будете вести себя по отношению к нему на этой стадии его развития, может на многие месяцы или даже годы определить его аппетит и его отношение к еде.

Необходимо позволить ему попробовать это сделать.

Необходимо дать ему возможность научиться есть свою еду самостоятельно.

Когда малыш сильно проголодается и не захочет ждать, он сумеет дать вам понять, что хочет, чтобы вы его покормили и чтобы все это происходило побыстрее. Но в других случаях он ест сам, и для него это одновременно удовлетворение потребности, удовольствие и приобретение навыка. И если вы помешаете ему это делать, если запретите есть самому, он немедленно откажется от еды. В его представлении пища соединится с вашим отказом, и он откажется от пищи, высказывая тем самым упрек в том, что вы не позволили ему есть самостоятельно.

И когда ему исполнится полтора года, вы пойдете к своему педиатру и станете жаловаться, говоря: «Каждый раз еда превращается в пытку; это тянется полтора часа, и его все время надо развлекать; этот ребенок ничего не ест».

В течение нескольких лет у вас будет недоставать смелости на то, чтобы позволить ребенку есть столько, сколько ему хочется, вы будете заставлять его есть, и он привыкнет к тому, что его принуждают, а потом будет есть помногу только потому, что, когда ему было 4 года, его считали слишком худым.

А когда ему исполнится 8 лет, вы пойдете к своему педиатру и скажете ему: «Мой ребенок слишком толстый; просто ужас, сколько он ест; его совершенно невозможно ограничить в еде; он меня не слушает, что бы я ни говорила, он открывает холодильник и берет сам все, что захочет». И вот так иногда причиной ожирения у десятилетнего мальчика оказывается то, что в годовалом возрасте вы не позволяли ему играть с едой!

То, о чем я только что говорил вам, несколько окарикатурено, и это всего лишь один из возможных механизмов возникновения отказа от еды у маленького ребенка или чрезмерного аппетита у ребенка постарше. Но вместе с тем приведенные примеры показывают, что аппетит является не только чем-то свойственным человеку от рождения.

Вы действительно должны позволить вашему ребенку есть самостоятельно, во всяком случае, попытаться, и это действительно создаст множество трудностей, и ребенок никогда не сможет довести дело до конца.

И как же поступить?

Как только он попросит есть, начните его кормить, но одновременно дайте в ручку другую ложечку, позвольте с ней играть. На семь или восемь ложек, которые вы ему скормите, одну он донесет до рта самостоятельно и будет совершенно счастлив. Он будет учиться есть ложкой, и у вас не будет проблем с тем, чтобы его накормить.

Конечно, работы у вас прибавится: после каждой еды придется стирать или мыть салфетку, а иногда и передник, и стол. Но скажите себе раз и навсегда, что это не напрасный труд.

Это необходимое условие для того, чтобы у вашего ребенка в конце концов установилось правильное отношение к еде.

Если вы будете так поступать, пока он еще мал, если вы позволите ему есть столько, сколько ему хочется, не принуждая его, когда он немного подрастет, если вы сумеете научить его получать от еды удовольствие, пробовать все, научите любить то, что он ест, позволяя ему есть самостоятельно, — впоследствии у вас не возникнет проблем, представляющих собой один из наиболее распространенных поводов обращения за консультацией к врачу.

В этом возрасте это не является ни нечистоплотностью, ни неприличным поведением. И, повторяю, он будет счастлив оттого, что ест самостоятельно.

Надо с самого раннего возраста позволять детям пробовать все.

Разрешите своему малышу есть руками.

Что в этом плохого? Когда он станет старше, он не станет есть руками. А в полтора года ему хочется это делать. Пусть ест руками жареную картошку позвольте ему самостоятельно есть сыр, который он будет брать то пальцами, то ложкой или вилкой, когда научится ею пользоваться.

Многие маленькие дети очень радуются, если после того, как их покормили, им позволяют посидеть за столом с родителями и попробовать то, что они едят. Нет никаких оснований для того, чтобы лишать всю семью этого удовольствия, этого начала совместных застолий; таким образом дети приучаются есть то, что обычно готовят в семье, разделяют семейные пристрастия в еде, которые так глубоко укореняются у каждого из нас.

www.zhirafik.ru

Ребенок 1-2 года постоянно капризничает, требует, кричит, сам не играет

Казалось бы, что самый трудный возраст ребенка для родителей – это первые месяцы его жизни, когда малыш еще совсем беспомощен, но молодые мамы и папы утверждают, что это не так и отмечают возраст, когда ребенку 1-2 года. Поскольку, начиная с года, у ребенка начинает формироваться система собственного «Я» и он постепенно начинает осознавать себя, исходя из этого, меняется его поведение.

Постоянными спутниками этого возраста являются капризы и слезы, через которые ребенок в некоторой степени привлекает к себе внимание. Многие капризы имеют под собой достаточно четкие и реальные основания, но есть и те, которые являются следствием неправильного воспитания.

Зачастую детские капризы в этом возрасте основаны на неудовлетворении естественных потребностей или же с физическими неудобствами, также каприз может стать первым симптомом болезни, когда ребенок не может сказать, что у него болит, но недомогание ощущает и поэтому требует большего внимания, полагая, что родители поймут, что происходит и помогут.

Во время выздоровление малыш также часто капризничает из-за того, что играть он пока не может, не хватает сил, а энергия все-таки есть и высвобождается через проявление эмоции. В этих случаях капризы ребенка имеют четкое основание, и малыша стоит окружить заботой, но есть и те случаи, когда капризы – следствие неправильного воспитания.

Так называемая гиперопека, одна из причин капризов, поскольку ребенок привыкает к тому, что его желания исполняются, стоит ему только поплакать и через некоторое время капризы становятся рычагом манипуляции родителями. И при длительном потакании такому капризу эта черта перерастет у ребенка в особенность характера.

Капризы, связанные с упрямством, когда ребенок во что бы то ни стало, хочет получить какую-то вещь следует пресекать на самых ранних стадиях, поскольку это может усугубить дальше следующий кризис 3 лет.

Как вести себя пока ребенок капризничает?

Принимайте капризы ребенка, спокойно не проявляя лишних эмоций, постепенно малыш перестанет играть на публику и будет проявлять только искренние эмоции. Необходимо, также научиться различать потребность ребенка от каприза, если дитя может объяснить, зачем ему нужно то, что просит, то это потребность и уже придется решать удовлетворять ее или переключать внимание, если же каприз постараться не обращать внимание. Главный принцип в общении с ребенком в этом возрасте стараться как можно глубже понять мотивацию его действий и тогда все проблемы решаться сами по себе.

o-kroha.com

«Он ничего не хочет». 3 способа отбить у ребенка желание действовать

Заставлять или развивать мотивацию?

Частая жалоба родителей «Он не хочет (делать уроки, ходить на кружок, заниматься спортом и т.п.)» в течение учебного года обычно решается давлением («надо»). Летом же причин давить вроде бы нет, а «Он ничего не хочет» приобретает новое значение: не хочет читать, рисовать, гулять. Психологи считают, что, заставляя ребенка, родители не дают развиться его внутренней мотивации. Вот как это обычно происходит.

Способ первый: «надо» вместо «хочу»

Отбить желание «чего-либо хотеть» можно уже в самом раннем возрасте. Например, все время пренебрегая собственными желаниями, родители не показывают ребенку, как это — «хотеть». Родители могут руководствоваться принципом: «Что значит „хочу или не хочу“? Есть слово „надо!“». Знакома вам такая житейская установка? Или: «Нет, нет, спасибо, я ничего не хочу. » Часто родители, которые так относятся к своим желаниям, желания своего чада тоже игнорируют.

Что важнее: режим дня или потребности ребенка? Я встречала много мужчин и женщин, которые не задумываясь отвечают: «Конечно режим!» И вот мама будит грудного младенца, чтобы его покормить, потому что пора, а потом не дает орущему от голода малышу поесть, поскольку «по расписанию до кормления еще пятнадцать минут». Если еда, сон, туалет жестко регламентированы, а любое заявление ребенка о своей потребности игнорируется («отстань!» «потерпи!»), наказывается («не смей!»), высмеивается («ишь, чего захотел!») или объявляется капризом, то рано или поздно ребенок начнет ориентироваться исключительно на правила и перестанет слышать и чувствовать себя.

И тогда ответ девочки-подростка на вопрос старшей сестры «Ты есть будешь?» — «А ты?» воспринимается вполне естественно. Ей неважно, проголодалась она или нет, решающим в ее выборе является чувство голода сестры. А ведь существуют вопросы куда более серьезные. Девочка вырастет и услышит: «Выйдешь за меня замуж?». Что станет критерием для принятия решения, от которого зависит ее будущее: «А что, уже пора? Ну ладно, если ты хочешь. » Сколько в результате разбитых судеб.

Конечно, каждому ребенку необходимы границы его «хочу», но любое родительское «нельзя» должно быть обоснованно. Отказывая в чем-либо ребенку, мы, независимо от его возраста, должны всякий раз обязательно объяснить ему причину отказа. Даже грудничку , который, казалось бы, ничего не понимает. Ведь постоянно сталкиваясь с непонятными для него запретами, ребенок рано или поздно теряет надежду, что ему когда-нибудь «будет можно». И ему проще не хотеть, чем каждый раз испытывать разочарование.

Человеку, выросшему в атмосфере постоянных необоснованных запретов, сложно ориентироваться в жизни. Он может впасть в одну из двух крайностей: или необоснованно ограничивать себя (и других) во всем, или не признавать никаких запретов и правил (аллергия на слово «нельзя!»), каждый раз поступая вопреки им.

Способ второй: убить мотивацию

Еще один способ отбить желание — ребенок чего-нибудь хочет, а его за это ругают или наказывают. Малыш захотел нарисовать на стене, нарисовал — а на него за это кричали, его унижали, а потом еще полгода вспоминали об этой провинности. В следующий раз, когда ему захочется что-то сделать, он вспомнит ту ситуацию и сдержит свои желания.

Случается, ребенок очень хочет чего-то, а его желания упорно игнорируются. Например, он хочет, чтобы у него получалось красиво, аккуратно рисовать или раскрашивать — но рука еще не слушается. А родителям неохота с ним заниматься. Там, где малыш мог бы с помощью взрослых расширять свою зону развития, он остается один. Самостоятельно, без посторонней помощи ребенок не может научиться чему-то сложному. И тогда он отказывается сначала от этой, а потом и от другой деятельности. Ведь для того, чтобы продолжать хотеть чем-то заниматься, нужно иметь опыт успеха.

Родители нередко жалуются: давишь на него — он делает, не давишь — не делает. К сожалению, это может означать, что «хочу» уже «сломалось». И у взрослых людей так часто бывает. «Никак не могу себя заставить!» — сетуют они. Некоторые искренне удивляются: «А что, разве бывает так, что хочется работать не через силу?» В норме только так и должно быть. В норме мотивация у человека не внешняя, а внутренняя. «Руки чешутся», хотя никто не заставляет. Разумеется, это не значит, что человек не должен прилагать никаких усилий! Но он не насилует себя, не надрывается, не чувствует себя жертвой обстоятельств.

Посмотрите на маленьких детей. Это же вечные двигатели, их не остановить! У них огромный запас внутренней мотивации. Другое дело, что мы, взрослые, с этими двигателями делаем, как к этой кипучей деятельности относимся.

С ребенком нужно все время быть рядом, следить за ним, помогать ему. А нам не хочется, мы устали, у нас и своих дел хватает. И вот уже ребенок слышит: «Сядь!», «Не шуми!», «Не лезь!», «Остановись!», «Прекрати!», «У меня от тебя голова болит!», «Ты меня совсем замучил!». Какому ребенку приятно быть «папиной головной болью» и «маминым мучителем»? И он начинает сдерживать свои желания, и вот уже он никому не мешает — целый день тихо сидит у телевизора или сражается в компьютерной игре. Только мама с папой отчего-то опять недовольны: «Почему ты ничем не интересуешься, ничего не хочешь? Сходил бы куда-нибудь, сделал бы что-нибудь. »

Способ третий: желания родителей сильнее

«Не хочу» ребенка бывает связано еще и с тем, что родители порой хотят для него чего-то больше, чем он сам. Например: «Я мечтаю, чтобы мой сын играл на флейте!» или «Если дочь не выучит английский, я себе этого не прощу!». Ребенок чувствует, что в этой области жизни родители «уязвимы», и может начать ими манипулировать: «Не буду играть на флейте, пока вы. »

А поскольку родители совершают кучу всяких ошибок при воспитании детей, ребенку всегда есть за что им «отомстить». И когда сын или дочь видит, что мама очень хочет чего-то (хотя он на самом деле тоже вроде бы не против), у него появляется шанс наказать маму за то, что она ему когда-то чего-то не разрешила. Это происходит на бессознательном уровне, но все равно ребенок начинает ощущать власть над мамой. Он замечает, как она меняется в лице, и понимает, что с ней сейчас можно делать все что угодно, что она готова пообещать золотые горы за то, что он пойдет куда-то.

А если мама хочет этого чуть меньше, чем сам ребенок, она не поддастся на манипуляции, потому что внутренне готова к тому, что ребенок может и отказаться, ведь, в конце концов, это — его дело.

Вопрос, который родителям стоит задать себе: а почему я-то так хочу, чтобы ребенок непременно делал то или это? На самом деле часто бывает — потому, что я хочу быть Хорошим родителем, а у Хороших дети всегда. Дальше идет стереотип. И в этом вся причина.

Бывает, что ребенок упорно отказывался чем-то заняться, но мама настояла, и он все-таки согласился — и в результате остался доволен. Тогда неплохо бы и спросить: почему же он отказывался? Но нам некогда поговорить с ребенком и разобраться в ситуации. Заставлять проще. Проще?

Если на все вопросы ребенок односложно отвечает «не знаю» и не хочет объяснять причины, то, возможно, ваш контакт с ним уже нарушен. Обычно дети с удовольствием рассказывают о своих переживаниях. На самом деле им с ними тяжело, им хочется с ними разобраться. А если ребенок закрывается от родителей — значит, не доверяет, скорее всего, где-то на него «передавили».

Ну а потом ребенок привыкает — и без давления и понуканий уже не хочет ничего делать. Он уже чуть ли не просит: «Нажмите, наедьте на меня, тогда я сделаю!». Его приучили к тому, что стимул все время поступает извне, а внутренняя, собственная мотивация у него совершенно не развита.

Кстати, у взрослых эта привычка проявляется, когда они до последнего откладывают то, что нужно сделать, а потом хватаются за работу под давлением сроков и обязательств. Кажется, зачем себе такой «экстрим» устраивать? Неужели раньше нельзя было сделать? Оказывается, нельзя — внутренней мотивации было недостаточно, ждали, когда внешняя подгонит.

Некоторые родители недоумевают: как же ребенка не заставлять, ведь он тогда, как Емеля из сказки, пролежит всю жизнь на печи! Надо же его воспитывать! Парадокс: если ребенка (да и взрослого тоже) все время заставлять — он сделает все, чтобы «лежать на печи», а если не заставлять — есть надежда, что ему вдруг чего-то захочется.

www.7ya.ru