Ребенок в 1 год не говорит

Есть ли у родителей причины для волнений, если их ребенок не говорит в 1 год? Нарушение речи – это достаточно частое явление и не стоит сильно переживать в связи с этим. Случается, что малыш молчит до четырех лет, пока не пойдет в детский сад. А после этого сразу начинает говорить и притом довольно активно.

Причины, почему в 1 год кроха не разговаривает

Нарушение речи из-за физиологических особенностей – это одна из первых причин. У ребенка могут быть нарушения каких-либо внутренних органов либо их заболевания, которые сказываются на отставании его в развитии памяти, внимания или речи.

Недостаток внимания родителей также служит причиной, почему малыш не говорит. У него должно быть постоянное общение со взрослыми, которые должны контролировать постоянное продвижение его вперед, чтобы он приобретал новые навыки и опыт.

Даже в неблагоприятных условиях развитие ребенка будет правильным и быстрым, если заниматься с ним по методике Буквограмма. Педиатры рекомендуют ее буквально с самого раннего возраста.

Отсутствие контакта со сверстниками также служит причиной отставания в речи. У ребенка обязательно должно быть общение с такими же, как он детьми. Благодаря этому, у него есть возможность сравнить себя с ними, а это станет ему подспорьем в том. чтобы разобраться в тех вещах, которые делают другие дети, а он нет. Если у него есть пример примерного поведения другого малыша, то он может стать более послушным.

Пережитый испуг является четвертой причиной отставания в речи. Из-за испуга кроха также может отказываться говорить. Испуг может выражаться в чем-либо увиденном или услышанном, в плохом сне. Застав ссору родителей, ребенок может поменять свое мировоззрение и замолчать на длительное время. Несправедливо примененное наказание также может стать толчком к тому, что он не захочет говорить.

Что делать родителям, у которых не говорит ребенок в 1 год

Первое. Необходимо показать малыша детскому специалисту, который определит, действительно ли что-то у него не в порядке. Если не обнаружено умственного отставания или физиологических отклонений, то можно смело отправляться домой и заняться ребенком без врачебной помощи.

Второе. Родители должны обратить на малыша внимание. Дети в возрасте 1 год активны и стремятся находиться в центре внимания, они с большой охотой участвуют во всех внешних процессах. В этом возрасте ребенок начинает все замечать, трогать, совершать действия, способных помочь ему исследовать этот мир. Если с ним этого не происходит, он, молча, лежит и не проявляет никакой реакции на внешние раздражители, то требуется каким-либо образом вызвать у него интерес. Если ему не хватает игрушек, тогда очень часто у него можно наблюдать дефекты речи или отставание в развитии. Ведь именно игрушки — тот объект, с которым у ребенка есть постоянный контакт.

Третье. Необходимо установить с ребенком регулярный контакт. Родители должны чаще ласкать его, хвалить малыша за все попытки что-то сделать или что-то произнести. Позволяйте ему баловаться, ведь это совершенно естественный процесс, и не ругайте его за это. Играйте с ним, он не должен считать родителей врагами, вы должны стать его помощниками. После таких действий к нему придет понимание, что для вхождения в контакт с родителями, он должен что-то сказать. Он поймет, что произнеси он какие-то слова, родители сразу же обратят на него внимание.

Четвертое. Ребенка необходимо обеспечить книгами и различными развивающими материалами. Иногда можно позволить ему смотреть телевизор, хотя у многих негативное отношение к современным мультфильмам и поэтому они не разрешают просмотр телевизора. Однако можно дать посмотреть советские мультфильмы, приобретя их в магазинах на DVD-дисках. Кроха, вслушиваясь в слова и одновременно визуально воспринимая действия, которые происходят на экране, захочет их повторить.

И последнее. Родители должны обеспечить ребенку контакт со сверстниками. Он должен общаться с детьми своего возраста или старше.

Когда сразу несколько детей встречаются, у них неизбежно возникает необходимость в общении, потому как они должны каким-то образом объяснять друг другу свои желания. Если остальные дети говорят, то молчаливый ребенок тоже вскоре заговорит, поскольку без этого ему будет не совсем комфортно общаться.

zhenskij-sajt-katerina.ru

Ребенку 1 год 9 месяцев не разговаривает

Малышке 1 год и 9 месяцев — все время мычит, говорить не хочет))

2. масса нетто | 04.05, 12:59:53 [2477927993]

Моей дочке почти 10 мес. говорит мама, не надо, мяу. Кошку пока кых-кых называет, а все остальное звуками. Один раз сказала мама не надо , но, скорее, это случайность. Я сама в 1,5-2 года очень хорошо говорила, стихи наизусть рассказывала, сказки, дочка тоже с задатками болтушки — все время из нее звуки сыплются.

4. Софья | 04.05, 13:04:42 [236785973]

Мой с полутора лет говорит любые слова упрощенно печение-песень, колготки-когот и т.д. сейчас 1,7 из фраз мама дай, папа дай.

мой до двух с лишним говорил только стандартный набор:мама,папа(весь перечень родственников),имена близких,дай,иди,пить,бай,бух и тд.

В 2,3 он повторяет все,услышит на улице что то сразу повторит,а если это еще и распространенное матерное слово,то это обязательно он возьмет в обиход)) замучились отучать

6. Гость | 04.05, 13:39:52 [2426458690]

моей дочке 1.7.говорит только мама,папа, бах, баба, дить (вместо идет )и все,очень мало слов,уже переживаю.да и родственники каждый день говорят когда ж ты уже начнешь разговаривать,уже пора .аж бесят

14. Дорис | 16.05, 12:13:19 [810060226]

Обе заговорили в 1 год и 9 месяцев. До этого только стандартный набор и первые слоги (после года). Если папа мама есть, то я думаю, беспокоиться рано. Учите ее разговаривать — показывайте ей одни и те же простые картинки и все время повторяйте, как это называется. Слова должны быть 1-2х сложные, картинки хорошего качества и запоминающиеся, лучше в книжках. Занимайтесь каждый день, через месяц уже должны начаться первые слова

15. Провинциалка | 16.05, 15:56:12 [1710791020]

Старшая дочка Первые слова говорила уже в 7 мес (катя — кукла, тятя — папа), в 1год 8 мес заговорила предложениями. А вот младшая в 8 мес только стала говорить первый слог (ма-ма-ма-ма), сейчас полтора года, но пока не говорит, только некоторые слова, многие звуки вообще не произносит. Пока не напрягаюсь особо, тоже много читаю с ней, разговариваю, начали собирать простейшие пазлы в виде вкладышей, развиваю мелкую моторику.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.

Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия редакции сайта. Перепечатка материалов с сайта Woman.ru невозможна без письменного разрешения редакции.

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных объявлений и статей. Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции.

Материалы, размещенные в разделе Секс не рекомендованы для просмотра лицам, не достигшим 18 лет (18+)

При посещении сайта woman.ru вы принимаете Правила пользования сайтом Woman.ru. в т.ч. и в части касающейся куки-файлов.

Сетевое издание Woman.ru (Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65950, выдано Роскомнадзором 10 июня 2016 года).

Что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев

Что умет ребенок в 1.9 года. Каково его эмоциональное развитие. Нормы развития ребенка в 1.9 года. На эти вопросы мы дадим ответы в нашей статье.

Что умеет ребенок в 1.9 года

Речевые достижения ребенка

— Говорит предложениями из двух слов.

— Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

— Понимает несложный сюжет на картинке, отвечает на вопросы взрослого: Где? , Что это? , Кто это? , Что делает? .

— Договаривает последние слова знакомых стихов и песенок

Эмоциональное развитие ребенка

— Эмоционально уравновешен в течение дня.

— Подражает взрослым в радости, огорчении, тревоге.

— Эмоционально чуток к разным интонациям.

— Скучает при расставании с мамой.

— Напряжен в незнакомой обстановке.

— Обижается, показывает неудовольствие в ответ на наказание или запрет. Познавательное развитие ребенка

— Постоянно интересуется окружающим.

— Не просто собирает пирамидку, а может это сделать в верной последовательности (по величине колец).

— Из предметов разной формы по образцу подбирает предмет такой же формы (например, к кубику — кубик).

— Ориентируется в трех-четырех цветах.

Физическое развитие ребенка

— Легко забирается на диван, стул, спускается на пол.

— Бегает в разных направлениях.

— На детской площадке залезает и слезает с лесенки, чередуя ножки (левая, правая).

Бытовые навыки ребенка

— Самостоятельно ест любую пищу.

— Самостоятельно снимает шапку без завязок или ботиночки на липучках.

— Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки).

— Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).

Игровые навыки ребенка

— Активно использует игрушки в своих играх: расчесывает куклу, баюкает ее, строит дом и т. д.

— Сооружает из кубиков после показа несложные постройки: башню, ворота, забор, стол.

— Повторяет игровые действия за другими детьми.

Развитие ребенка в один год и девять месяцев

Наступает последняя четверть второго года жизни. И это как раз повод дать беспристрастную оценку умениям и навыкам малыша. Давайте же посмотрим, что умеет ребенок и каково его развитие в 1 год и 9 месяцев.

Большинство ребят уже умеют ставить перед собой простые цели, например:

  • кладут игрушку на установленное место;
  • поднимаются по ступенькам;
  • с удовольствием помогают маме по дому.
  • информация Половина детей в 1 год и 9 месяцев могут построить башню из кубиков, бросить мяч из-за головы и пнуть его. И только лишь малое количество малышей составляют простые предложения («Дай мне»), называют простых животных, если мама показывает их на картинке, спускаются по ступенькам.

    Также к умениям этого периода можно отнести:

  • повторение за взрослыми простых движений (по типу утренней гимнастики);
  • счет до трех;
  • умение знать и различать основные цвета;
  • немного взаимодействовать с ровесниками, а не просто играть рядом как раньше.
  • Физическое развитие ребенка

    Ребенок стал заметно более крепким и высоким, а также научился уверенно координировать свои движения. Именно в возрасте 1 года и 9 месяцев будет уместным начать заниматься утренней зарядкой. Совсем простые, на ваш взгляд, телодвижения обычно доставляют радость малышу, и на всю жизнь оставляют привычку к физической активности. Полезным также будет делать упражнения под музыкальное сопровождение. Это также поспособствует развитию чувства ритма у ребенка.

    Большинство родителей интересует, как растет и набирает вес их ребенок в сравнении со сверстниками. Итак, предлагаем изучить вопрос развития ребенка 1 года 9 месяцев согласно публикуемым таблицам роста и веса детей .

    Рост у мальчиков в этом возрасте:

  • средний – 80,3-88,3 см;
  • низкий – 79,3-80,3 см;
  • очень низкий – менее 79,3 см;
  • высокий – 88,3-91,2 см;
  • очень высокий – выше 91,2 см.
  • средний рост – 79,5-87,5 см;
  • низкий – 78-78,5 см;
  • очень низкий – менее 78 см;
  • высокий – 87,5-89,5 см;
  • очень высокий – выше 89,5 см.
  • важно Необходимо отметить, что очень низкий либо очень высокий рост может обуславливаться как характерными особенностями развития, так и наличием каких-либо заболеваний, как правило, эндокринологического характера. Поэтому тут не будет лишней консультация у специалиста.

    Если же рост ниже либо выше среднего, то беспокоиться не стоит, однако лучше обратить внимание педиатра на этот момент.

    Если же говорить о весе, то:

  • мальчики в среднем весят 10,6-13,6 кг, а девочки – 10,3-12,8 кг;
  • очень низким весом у мальчиков считается показатель менее 10,2 кг, у девочек – менее 9,7 кг;
  • очень высокий вес у мальчиков составляет более 14,3 кг, у девочек же – более 13,4 кг.
  • Опять-таки столь ненормативные значения – это повод для консультации с врачом.

    В возрасте 1 года 9 месяцев ребенок спит один раз около двух часов в дневное время суток. Однако есть такие малыши, которые сохранили способность спать два раза днем. В случае если ваше чадо относится к этой категории, то не стоит его переучивать и менять режим. Ночью нормальный сон малыша длится 10-12 часов.

    Как видим, развитие ребенка 1 года 9 месяцев идет очень быстрыми темпами. Малыш уже многому научился и многое понимает.

  • Он может выполнять некоторые просьбы взрослых.
  • Ребенок различает около четырех цветов, может показать их. Однако не ругайте малыша, если он иногда называет их неправильно.
  • Ребенок уже ассоциирует животных, показываемых на картинке, с определенными звуками.
  • Как правило, дети в этом возрасте уже сами справляются с приемами пищи.
  • дополнительно Конечно, отдавать ребенка в детский сад еще рановато, однако начать посещать кружки раннего развития – самое время. Ведь в этот период очень быстро развиваются коммуникативные способности ребенка. он учится активно взаимодействовать с окружающими.

    Занятия в таких центрах не отличаются длительностью, однако будут полезными для дальнейшего развития карапуза. Также посещение такого рода занятий дают возможность осознать, что вокруг есть другие люди, а не только мама с папой и бабушка с дедушкой.

    Помимо этого, пребывание на таких уроках поможет быстрейшему развитию речи малыша. Естественно, что речь карапуза в этом возрасте тяжело понять. Однако непонимание окружающими обычных просьб малыша приведет к тому, что у него появится желание сказать то или иное слово правильно.

    В возрасте 1 года 9 месяцев малыш постоянно требует внимания со стороны взрослых, старается привлечь к себе их внимание. В некотором роде это дает возможность взрослым немного подчинить себе познавательную деятельность малыша и его тягу к экспериментам. В этот период карапузу необходимо уделять как можно больше внимания, тогда его интеллектуальное и творческое развитие пойдет семимильными шагами.

    информация Родителям необходимо помнить, что малыш сейчас полностью копирует их поведение.

    В целом, можно выделить несколько рекомендаций:

  • Приучайте ребенка к чистоте, регулярно собирайте вместе игрушки, попробуйте накрыть стол вместе.
  • По мере возможности старайтесь делать вместе взрослые дела.
  • Самое время начать читать стихи, прививать любовь к книгам. Вы удивитесь, но ребенок не только будет внимательно слушать, но и запоминать отдельные строчки.
  • Начинайте рассказывать малышу сведения о семье – имя, фамилия, отчество близких людей.
  • Позволяйте маленькому человечку быть самостоятельным. Ведь именно в этот период появляется навык своими силами решать какие-либо задачи.
  • Подытоживая вышесказанное, хочется сделать акцент на том, что не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми, ведь каждый ребенок по-своему уникален. Однако если развитие ребенка запаздывает на несколько месяцев, то обратитесь к педиатру. Возможно, потребуются консультации дополнительных специалистов.

    kakvospitat-rebenka.ru

    Ребенок не говорит в год

    Большинство новоиспеченных мам находятся в постоянных переживаниях о том, когда их дети начнут улыбаться, держать головку, смеяться, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Обычно, когда ребенку исполняется 1 год, страхи за физическое развитие малыша уже позади. Но начинается новый этап — родители начинают всё внимательнее наблюдать за развитием речи своего малыша. Даже зная, что ребенок никому ничего не должен, зачастую родители сравнивают свое чадо с другими детьми — «А вот у Маши дочка в год говорит уже 20 слов, а наш всё мычит!»

    Нормы речевого развития

    Существуют нормы физического и психомоторного развития, на которые ориентируются педиатры. Согласно отечественной методике оценки показателей нервно-психического развития, ребенок:

  • в 1-2 месяца может кричать с разной интонацией (крики радости и неудовольствия);
  • в 2-3 месяца агукает и «гулит» — это переход речевого аппарата от крика к лепету;
  • в 5-6 месяцев начинает издавать лепетные звуки, повторяя за мамой, или самостоятельно (ба, бу, па, ма), звуки могут повторяться; в это же время узнает собственное имя, различает добрые и сердитые интонации;
  • в 7-10 месяцев активно лепечет — повторяет за мамой различные звуки и слоги (а-а-а; о-о-о; ка; ма-ма-ма; ба-ба-ба; па-па-па);
  • в 11 месяцев произносит первые слова (мама, папа, баба, кака, ав-ав, дай);
  • к 12 месяцам имеет небольшой набор простых слов. Это могут быть «мама», «папа», «тетя», «дядя», «баба», «бух», «дай», «на», «ам» и различные звукоподражания типа «мяу», «му», «га-га-га». По разным данным, норма количества слов в 1 год — от 2 до 10.
  • Отличие лепета от лепетных слов в том, что слово обязательно обозначает что-то конкретное, ребенок вкладывает в него некий смысл, в то время как лепет — это набор звуков, которые ребенок только учится говорить, и поэтому повторяет их, «разговаривая» сам с собой или родителями. Лепетные слова состоят из одного-трех слогов, обычно одинаковых и открытых. Одно «слово» может иметь несколько обозначений, поскольку количество звуков, которые ребенок выговаривает, ограниченно. Например, «ка-ка» может подразумевать мусор, карканье вороны, качели (кач-кач) — и это уже будет не одно слово, а несколько. Если прислушаться внимательнее, можно различить, что произношение для разных слов будет отличаться. Также ввиду небольшого «жизненного опыта» малыш может называть одним словом все похожие для него предметы и явления — например слово «дядя» будет обозначать всех незнакомых людей, даже женщин, «биби» — всё, что имеет колеса — машину, велосипед, тележку.

    Нужно ли беспокоиться, если ребенок в год не говорит?

    Часто, слыша от мамы, что ребенок в 1 год не говорит, или говорит «мало» слов, врач своим вниманием к этому аспекту развития может вызвать у мамы беспокойство и даже страх, что ребенок отстает в развитии. Однако стоит заметить — профессиональный невролог, логопед, дефектолог, да и просто квалифицированный педиатр никогда не рассматривает речь отдельно от других показателей развития.

    Если ребенок развивается нормально в области крупной (двигательные функции) и мелкой моторики (сформирован «пинцетный» захват), живо интересуется окружающим миром и не имеет в анамнезе факторов риска по задержке речевого развития (патологические роды, нарушения слуха и зрения), но при этом не говорит, паниковать не нужно! Для собственного спокойствия проконсультируйтесь с педиатром и неврологом — они оценят развитие ребенка в комплексе. Полностью полагаться на то, что ребенок заговорит сам, не стоит — конечно, это может произойти, но в настоящее время довольно распространены случаи задержки речевого развития, которые лучше предупредить, чем в дальнейшем пытаться исправлять последствия.

    Не «говорить» в год — это нормально, важно следить за тем, чтобы годовалый ребенок:

  • реагировал на речь окружающих, свое имя;
  • выполнял подражательные игровые действия, демонстрировал понимание простых команд;
  • издавал разные лепетные звуки, пусть даже вам кажется, что они не похожи на слова.
  • Активная речь начинает формироваться в 1-1,6 года, причем для каждого ребенка эти сроки индивидуальны.

    От чего зависит, когда ребенок начнет говорить?

    Ответ на этот вопрос неоднозначен.

    В первую очередь, на развитие речи влияют физиологические факторы. Нарушения слуха не позволяют малышу правильно воспринимать речь и соответственно воспроизводить звуки. Плохое зрение так же, как и слух, мешает речи развиваться — ведь ребенок учится произносить звуки, глядя на движение губ окружающих взрослых. Также задержка речевого развития может быть вызвана родовой травмой при патологических родах (кесарево сечение, в частности, является фактором риска речевых нарушений), неврологическими проблемами, общей задержкой физического развития.

    Если же не рассматривать случаи задержки речи, связанные с физиологией, на формирование речи у ребенка влияют многие факторы:

  • Генетика . Часто задержка речевого развития может передаваться по наследству. Если кто-то из родителей молчал до двух или трех лет, велика вероятность, что и ребенок начнет говорить несколько позже положенных сроков. Однако это не означает, что играть и заниматься с ребенком бесполезно. Продолжайте как можно больше с ним разговаривать — пусть на первых порах он будет накапливать только пассивный словарный запас.
  • Пол ребенка . Принято считать, что мальчики начинают разговаривать позже, чем девочки. В этом есть доля истины — речь у мальчиков формируется несколько позже, и задержки речевого развития случаются чаще. Но и в этом случае не стоит списывать «молчание» ребенка лишь на его пол. Также существуют некоторые различия в используемых мальчиками и девочками слов — для девочек характерно большее количество слов, обозначающих предметы и относительно позднее формирование фразовой речи, в то время как мальчики часто долго говорят «на своем языке», при этом рано начинают копировать слова, обозначающие действия, движения, в связи с чем «предложения» в их речи появляются сравнительно рано.
  • Интеллект, умственные и познавательные способности ребенка — всё это зависит не только от наследственности и физиологических причин, но и (возможно даже в большей степени) от количества времени и внимания, уделенных ребенку, доверия его к миру, а следовательно, и желания этот мир изучать. Никогда не недооценивайте своего малыша — будьте с ним рядом, помогайте ему совершать новые открытия, разговаривайте как можно больше — для этого не нужны специальные пособия и игрушки для «раннего развития» и воспитания гениального ребенка.
  • Наличие постоянного общения с родителями . Это, пожалуй, один из самых главных моментов в развитии речи. Однако в современных реалиях привычным становится использование таких игрушек и приспособлений по уходу за ребенком, которые позволяют оставить малыша одного, а самим заниматься делами. Поверьте, никакая игрушка, телевизор или гаджет не заменят голос мамы и мамины руки. Речь может развиваться только при постоянном взаимодействии ребенка со взрослым, причем не только словесном — здесь важны и жесты, и мимика, и интонации.
  • Мотивация для развития речи . Поставьте себя на место малыша — если вы по одному движению руки сразу получаете желаемое, разве вам захочется напрягаться и называть окружающие предметы словами? Поэтому для ребенка важно не только иметь рядом любящих людей, но и встречать адекватное отношение к себе — гиперопека не принесет никакой пользы. Указательные жесты вполне нормальны для детей 8-месячного-годовалового возраста, однако к полутора годам стоит стараться стимулировать ребенка к обозначению желаемого в словесной форме.
  • Перегруженность занятиями . Если вы пытаетесь научить азбуке, английскому языку и счету ребенка, который еще не говорит, возможно, последствия для его развития будут не такими, как вам бы хотелось. Такая нагрузка не соответствует уровню развития ребенка и может тормозить развитие речи. Психологи не рекомендуют перегружать мозг ребенка символами — малыш их, конечно, запомнит, но это помешает ему овладевать навыками, нужными именно в этот период.
  • Использование ребенком пустышки . В случае если рот ребенка постоянно занят пустышкой, ему становится проще общаться с помощью жестов, либо он «уходит в себя». Поэтому малыш может начать разговаривать значительно позже. Также в случае долгого использования пустышки (больше двух лет) могут происходить нарушения прикуса, которые в дальнейшем будут влиять уже на качество речи — например, произношение свистящих и шипящих звуков. Если вы используете соску-пустышку в уходе за ребенком, постарайтесь отказаться от нее хотя бы к двум годам, а до этого времени используйте ее по минимуму (допустим, только на сон).
  • Ребенок — один из двойни или тройни . Несмотря на то, что официально для двойняшек не существует особых норм, логопеды обычно отмечают более позднее развитие речи таких малышей. Дети из двойни долго общаются друг с другом на «своем» языке, т.е. у них отсутствует мотивация для перехода к «нормальным» словам. Родителям двойняшек стоит уделить развитию речи детей особое внимание.
  • Пережитый ребенком стресс может отрицательно сказаться на развитии речи. Развод или ссора родителей, переезд, несправедливое наказание могут повлиять на психику ребенка, и это выразится не только в плохом сне и беспокойном поведении, но и в нежелании говорить.
  • Что делать, если ребенок в год не говорит или говорит «мало» слов? Как научить ребенка говорить?

    В первую очередь, исключите физиологические причины неблагополучия речи — проконсультируйтесь с педиатром и неврологом. Скорее всего, если проблемы есть, вы уже об этом знаете, тогда именно специалист посоветует вам, как лечить ребенка, нужен ли особый массаж или медикаменты.

    Если врач сообщит, что со здоровьем ребенка всё в порядке, то до двух лет главное, о чем вы должны позаботиться — постоянное общение с ребенком. Не злоупотребляйте пустышкой, если вы ей пользуетесь; не старайтесь развлекать ребенка мультфильмами — пользы для речи (не говоря уж о зрении и нервной системе) от них не будет. Часто родителям сложно общаться с малышом, который им не отвечает, так сказать, в одностороннем порядке. Но развитие речи — процесс постепенный, результатов занятий придется ждать несколько месяцев, но зато какую радость они вам принесут! Если же взрослые разговаривают только друг с другом, быстрый темп их речи не позволяет ребенку научиться повторять слова. Иногда родители, особенно если малыш первый, просто не умеют правильно разговаривать с ребенком. Но научиться этому несложно — необходимо постоянно проговаривать свои действия, описывать окружающие предметы, говорить с ребенком так, как будто он вам вот-вот ответит. Важно говорить медленно, акцентировать внимание малыша на своих губах (именно так дети и учатся произносить звуки), выделять простые слова, которые ребенок может повторить, интонацией. Очень полезно для развития речи чтение стихов и потешек, пение детских песенок. Телевизор и даже аудионосители никогда не смогут заменить для ребенка общение с мамой. Важно не сюсюкаться с малышом — вы должны быть для него эталоном правильной речи, однако применение простых звукоподражательных слов (упал — бах, машинка — биби, дудочка — дуду, рыбка плывет — буль-буль, кушать — ам) поможет ребенку скорее заговорить.

    Чтение книг детям — важный элемент развития, ведь это одновременно и игра, и незаметное обучение. Прививать любовь к книгам нужно начинать как можно раньше — с 7-8 месяцев уже можно начинать читать вслух. Это создает теплую атмосферу в семье, помогает ребенку осваивать родной язык и усваивать новые понятия и образы. Читать нужно медленно, нараспев, выделяя интонацией простые слова, которые ребенок сможет повторить. Лучше всего ребенок воспринимает и запоминает звукоподражания («мяу», «му», «гав-гав»), облегченные слова (машинка — биби, уточка — утя, дудочка — ду-ду, часики — тик-так) и слова-повторы (туда-сюда, тут как тут). Бывает, что годовалый ребенок не проявляет интереса к книге. Но даже если вам кажется, что ребенок не слушает, просто почитайте, сидя с ним рядом, или попробуйте заинтересовать его картинками в книжке. Обращайте внимание малыша на знакомые ему предметы на картинках, задавайте вопросы — «Что это? Что делает малыш? Что кушает котик? Есть ли у мишки рога?» На первых порах вы будете отвечать на них сами — это нормально, главное, чтобы ребенку было интересно.

    Какие книги читать ребенку? Лучше всего для чтения самым маленьким подходят классические стихотворения — Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова, Токмаковой. Выбирайте книги с яркими крупными иллюстрациями, картинками, в которых малыш узнает что-то знакомое ему (животных, маленьких детей, песочницу, игрушки, которые у него есть). Существуют пособия, направленные именно на развитие речи, вот некоторые из них:

  • «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (авторы С.В. Батяева и Е.В. Савостьянова),
    • «Большой логопедический учебник» или «Уроки логопеда» (автор Е.М. Косинова)
      • предметные и сюжетные картинки и карточки разных авторов
      • серия книг «Первые фразы. Начинаем говорить» (автор Савушкин С.Н.)
      • «Про зайку» (автор Генденштейн Л.Э.)

      и многие другие.

      Развитие речи неразрывно связано с формированием мелкой (тонкой) моторики, поэтому важность пальчиковых игр и игр с мелкими предметами неоценима. Бывает, ребенок не дает маме свои руки для «сороки-белобоки», и мама решает, что малыш для таких игр еще мал — но это не совсем так. Не настаивайте, а просто покажите движения игры сами. Постепенно малышу понравится, и он захочет повторить движения, пусть пока и по-своему.

      Полезно для развития моторики рисовать пальчиковыми красками, лепить из соленого теста, давить пальчиками пластилин .

      Мелкие предметы без присмотра давать, конечно, не стоит — велика вероятность, что они будут проглочены. Используйте для игр счетные палочки, прищепки , специально предназначенные для развития мелкой моторики игрушки — шнуровки, пирамидки, лабиринты , на прогулке знакомьте малыша с окружающим миром — разглядывайте и щупайте цветочки, камешки, веточки. Всё это благотворно повлияет на развитие речи ребенка. Если стадия, когда малыш тащит всё в рот, прошла, начинайте играть с фасолью, макаронами, пуговицами — но быть рядом при этом обязательно!

      Очень полезны для развития речи упражнения артикуляционной гимнастики , самые простые можно делать и с годовалым ребенком. Покажите малышу, как улыбается лягушка — растяните губы в улыбке как можно шире, какой у слона хобот — вытяните губы вперед, изобразите рычащего тигра, бегемота, который широко открывает рот, кошку, лакающую молоко, поцокайте язычком, как лошадка. Сначала ребенок будет с интересом присматриваться к вашим действиям, а вскоре захочет и повторить их. Подуйте с ребенком в дудочку или на одуванчик, оближите губки после вкусной кашки. Эти незамысловатые упражнения (вы можете придумать их и сами, а можете воспользоваться примерами из книг или интернета) не только помогут развиться артикуляционному аппарату ребенка, но и станут приятной и полезной частью вашего с ним общения, ведь жесты, мимика и звуки при формировании речи важны не меньше, чем слова.

      Если ваш малыш упорно молчит, не сердитесь на него и не говорите постоянно: «Скажи», «Повтори» — это только вызовет стойкий речевой негативизм. Нельзя заставлять говорить точно так же, как нельзя заставлять есть насильно. Отпустите проблему, продолжайте разговаривать, играть и заниматься с ребенком — пусть это приносит вам радость! Постепенно вы увидите результаты своих усилий, и они окупят все былые переживания. Желаем вам успехов в занятиях с ребенком – пусть уже скоро ваш монолог превратится в диалог!

      lovingmama.ru

      Что делать, если ребенок не говорит в 2 года | Комаровский

      Формирование речи у детей жестким правилам не подчиняется. Ребенок, начавший говорить в 2 года, необязательно здоровее и более развит, чем его «молчаливый» сверстник. Существуют примерные сроки появления речи, которые на практике сдвигаются в зависимости от скорости накопления словарного запаса, физического и психологического состояния малыша, желания и нежелания разговаривать.

      Когда ребенок начинает говорить

      В норме речь проходит развитие от неосмысленной имитации звуков до сознательного складывания предложений. Этапность ее усложнения следующая.

    • В первый год жизни грудничок учится складывать слоги в простейшие слова: «мама», «папа». Сообщает о собственных потребностях односложно, не использует словосочетания, не пытается выражаться целыми предложениями.
    • В полтора года начинает опробовать слова сложнее: состоящие из трех и более слогов. Запоминает имена и степени родства постоянно находящихся рядом родственников, названия привычных окружающих предметов, игрушек. Накапливает словарный запас, пробует составлять фразы. Последнее происходит как подражание взрослым. Полноценной осмысленности в попытках еще нет.
    • В 2 года, в среднем, ребенок знает 300 слов, обладает общими представлениями о конструкции предложений. К словам и простейшим фразам добавляются сопутствующие жесты, мимика. За этот года малыш усваивает, что речь – способ общаться с другими людьми, а не только сигнализировать о потребностях.
    • Отсутствие речь в 2 года – не повод разводить панику. Важнее разобраться, в чем причина «отставания». Причины делятся на анатомические, физиологические и психологические.

      Основные причины молчания

      1. Родовые и врожденные травмы. При нарушениях внутриутробного развития иногда страдают участки мозга, определяющие усвоение и использование речи. Патологии рано диагностируются, и до 2 лет становятся известными.
      2. Неврологические нарушения. Формирование ЦНС в целом и головного мозга в частности замедляются и нарушаются под влиянием неврологических проблем, сниженного тонуса, гипотонуса.
      3. Врожденная (приобретенная) глухота, ухудшение слуха. Слабослышащие и неслышащие дети не усваивают речь так же просто, как их полностью здоровые сверстники. Нарушения слуха вызываются неблагоприятной наследственностью, проблемами в протекании беременности, инфекциями ранних лет жизни.
      4. Общее недоразвитие речи. Подразумеваются патологии, вызванные объективными внешними причинами: курением и употреблением алкоголем матерью, инфекциями, приемом антибиотиков во время беременности, интоксикацией.
      5. Умственная отсталость и ЗПР – оба входят в группу интеллектуальных нарушений, но их природа принципиально разная. Умственная отсталость вызывается физиологическими причинами и чаще всего врожденная. ЗПР формируется на фоне негативных психологических факторов и имеет приобретенный характер. ЗПР преодолеть легко при участии специалиста, компенсировать умственную отсталость возможно лишь частично.
      6. Аутизм. С аутизмом путают обычную отстраненность, свойственную некоторым детям. Настоящий аутизм проявляется в отсутствии интереса к окружающему, другим людям и детям, замкнутости, равнодушии к общению. Поскольку детки-аутисты на контакт не идут, усвоение речи не происходит.
      7. Недостаток внимания со стороны взрослых, запущенность. Чтобы ребенок заговорил, с ним необходимо общаться, играть, разговаривать, увлекать совместной деятельностью. Равнодушие родителей и остальных родственников – распространенная причина нежелания и невозможности ребенка говорить.
      8. Причины, по мнению Комаровского

        Доктор выделяет и несколько других причин, тормозящих развитие речи и не дающих ей появиться вовремя. Что пытается донести до родителей Комаровский?

        1. Нервозность мамы и папы замедляют появление речи. У ребенка к двум годам нет выработанных навыков говорения, родители начинают нервничать, водить ребенка по специалистам, усиленно с ним заниматься. Эффект – малыш сильнее закрывается, тоже нервничает, не понимает, чего от него хотят. Особо ретивые родители начинают заниматься и вовсе как только ребенку исполнится год-полтора. Результат еще хуже.
        2. Современные гаджеты – следующая причина замедленного развития речи. Виноваты не сами передовые устройства, а внимание родителей и ребенка к ним. Конечно, малышу интересно, что происходит на экране. Но лучше, если бы он играл с родителями. А у последних нет времени, или они сами больше увлечены смартфонами и планшетами. Гаджеты не предполагают фантазии, как игра с куклами или машинками. С ними нельзя самостоятельно придумать историю, озвучивать действия. Отсюда и возникает «торможение».
        3. Дефицит времени. Родители больше времени тратят на себя, чем на ребенка. Работа, хобби, компьютер, тренажерные залы, любимые сериалы… Итог – общения в семье нет, ребенку не у кого учиться речи. А ведь эмоциональная близость, общение, разговоры куда эффективнее приема медицинских препаратов.
        4. Молчащий ребенок может владеть речью. Парадокс, о котором родители не знают и забывают. Не разговаривая, малыш к двум годам на просьбы взрослых адекватно реагирует: показывает называемые предметы, указывает на родственников, чье имя произносят. Но потребность самому говорить у ребенка отсутствует. Значит, родители ее не создали. Тогда как поступить?
      9. Медицинское обследование
      10. На первом этапе желательно исключить анатомические и физиологические причины молчаливости. Посетить врачей: отоларинголога, невролога, логопеда, детского психолога. ЛОР проверит слух малыша, убедится в его способности различать и выделать звуки, определять их источник.

        Невролог подтвердит отсутствие отклонений в развитии. Надо приготовиться, что доктор станет спрашивать о предыдущих месяцах жизни: в каком возрасте у ребенка появилось гуление, когда он встал на ножки, какими навыками самообслуживания владеет.

        Логопед проверит ребенка на распространенные патологии в формировании речевого аппарата: низкий тонус языка и лицевых мышц, короткая уздечка. Психолог определит, соответствует ли актуальное развитие малыша норме, нет ли подозрений на ЗПР.

        Невозможно полностью оградить ребенка от контакта с телевизором, планшетами, смартфонами. Но сократить время, которое он проводит рядом с гаджетами, можно и нужно. Бессмысленное времяпрепровождение необходимо заменить живым общением, эмоциональной близостью, совместными играми, прогулками.

        С ребенком следует говорить, даже если говорить не о чем. Пусть это озвучивание действий, совершаемых во время уборки, приготовления пищи, кормления, одевания, прогулок во дворе. Проговаривая действия, быстрее сформируете представление о взаимосвязях между предметами, о структуре предложений, правильном порядке слов, ударениях, склонении.

        Нельзя заставить малыша говорить силой, пусть он набрал внушительный словарный запас. Ребенок заговорит, когда сам захочет. Руганью, требованиями, показной обидой здесь не поможешь. Наоборот – если мама или папа реагируют на молчание ребенка негативно, он закроется, отстранится и еще долго не произнесет ни слова.

        Методы поощрения просты и разнообразны: улыбнуться в ответ на попытки малыша произнести слоги и целые слова, похвалить устно, выполнить озвученную просьбу сразу, отложив «невероятно важные» дела. Поощрения полезны при попытках общения и с родителями, и с другими окружающими людьми, родственниками, сверстниками. Стресс, независимо от происхождения, замедляет речевое развитие.

        Читая сказки ребенку, описывать ему картинки. Или задавать вопросы: «Кто это?», «Что он делает?», «Какого цвета?» Разучивать стишки и потешки – игры, сопровождающиеся проговариванием заученных фраз и простейшими движениями. «Ладушки» – самый известный пример.

        Малышу полезно находиться рядом со сверстниками. В детский сад в 2 года рано, а вот проводить время на площадке и играть с другими детьми – в самый раз. Даже если окружающие дети сами не разговаривают, взаимодействие с ними способно подтолкнуть малыша к использованию речи.

        Не раз повторялось: ребенок не заговорит, пока ему это не потребуется. Родители, понимающие чадо без слов и моментально исполняющие все его прихоти, рискуют долго не услышать от любимца первых слов. Наоборот – не стоит реагировать на одни жесты малыша, его плач, выразительное «мычание». Лучше спросить, чего он хочет, задавать уточняющие вопросы, буквально заставлять проговаривать желания.

        Появление речь индивидуально, зависит от наследственных факторов, условий воспитания, наличия или отсутствия мотивации у ребенка. Комаровский призывает родителей сохранять спокойствие, больше проводить времени с ребенком, ограждать от стрессов, провоцировать озвучивание потребностей. В редких сложных случаях требуется помощь докторов.

        zhenskij-sajt-katerina.ru

        Ребенок 2-3 лет не говорит и не хочет говорить! Что делать?

        Еще не так давно вы радовались первому «агуканью» и лепету новорожденного. Но вот малышу уже два или три года, а он не умеет полностью произносить слова, а тем более развернутые предложения. Родителей постепенно начинает охватывать беспокойство: ребенок не хочет говорить, или есть более сложная физиологическая проблема?

        Нужно понимать, что внятная человеческая речь — продукт работы всего речевого аппарата, а именно: органов артикуляции, губ, языка, а также горла и гортани. Эти органы должны сформироваться, для того, чтобы взаимодействовать нужным образом. Это произойдет только после второго года жизни, а иной раз несколько позже. Хотя голосовой аппарат развит у человека уже при рождении.

        Далее происходит следующее. Примерно на 8-й месяц младенец научится понимать слова и вырабатывать соответствующую реакцию на них. Еще через два месяца начинаются попытки артикуляции, и развивается произношение первых звуков речи. Готовностью к речи можно назвать факт произношения слов в соответствующей ситуации. К примеру, ваше чадо обращается напрямую к отцу или матери. Он целенаправленно произносит слова «мама», «папа», «дай». После года-полутора он будет способен произносить фразы из 2 и более слов. А к двум годам нормальный ребенок должен накопить уже некоторый словарный запас.

        В этот период дети ясно понимают любые слова и практически все просьбы, обращенные к ним. Хотя сами они пока еще не способны вразумительно выразить свои желания с помощью слов. Речевая активность у всех разная, и она зависит от факторов физиологического созревания и социальной среды. Но в 2-3 года дети уже понимают почти все, что вы произносите, и знают, как надо реагировать на ваши обращения.

        Итак, теоретически мы знаем, что маленький человечек уже нас понимает и способен выражаться словами. Но что делать, если ребенок 2 лет еще не говорит внятно?

        Родителям пришло время задуматься над собственным поведением. Может быть, вы мало стимулируете его к речи? Для того чтобы помочь малышу общаться с помощью слов взрослым следует постоянно самим разговаривать с ним.

        Называйте каждую игрушку и любую вещь, которую вы ему даете. Рассказывайте о том, что происходит вокруг. К примеру, когда вы на прогулке: идет снег, дует ветер, машины едут куда-то. При этом обращайте внимание на употребление прилагательных: снег пушистый, белый; машина яркая, большая; ветер холодный, неприятный и т. д. Для связной речи очень важно обогащать словарный запас именно прилагательными и глаголами.

        Не коверкайте слова, считая, что так вас будет легче понять. Необходима четкая, разборчивая и правильная речь, чтобы малыш мог имитировать ваши фразы.

        К сожалению, в наше время живое общение с детьми зачастую заменяют просмотром телепередач или мультфильмов с компьютера. Родителям так удобнее: не мешает заниматься делами. Надо помнить, что речь с экрана совсем не стимулирует накопление словарного запаса и навыки общения. Она воспринимается всего лишь как белый шум, просто фон. И если перед экраном дети проводят до 5-6 часов в день, то это наверняка приведет к задержке речи.

        В этом возрасте Вашему ребенку требуется консультация логопеда, чтобы на ранней стадии выявить задержку в развитии речи.

        Когда начинать беспокоиться

        Начинать тревожиться родителям следует, если ребенок 3 лет не говорит и не может изъясняться простыми предложениями. В принципе, общение происходит: малютка что-то лепечет, откликается на просьбы, пытается рассказать о событиях. Но невнятные выражения никто не может понять кроме самых близких.

        Развитие речевой активности может произойти само, к примеру, когда малыш пойдет в детский сад и будет вынужден общаться со сверстниками.

        Как правило, специалисты бьют тревогу, если подобная ситуация сохраняется до 4-5 лет. Но лучше прибегнуть к ранней диагностике, и чтобы быть уверенными обратиться за консультацией к логопеду в возрасте до трех лет.

        logoden.ru

        Ребенок в 1 год не слушается и истерит: что делать?

        Маленький карапуз повзрослел: научился ходить, говорить, хоть непонятные, но такие долгожданные слова, пользоваться ложкой, а также капризничать. Последнее получается лучше всего. Многие родители задаются вопросами о том, что делать, если кроха не слушается? Как отучить от истерик и капризов? Ответы ищите ниже.

        Почему годовалый ребенок не слушается?

        Дети, от 1 до 2 лет очень любознательны и не понимают слова «нет» и «нельзя». Только представьте себе, что творится в голове у малыша, когда он хочет исследовать какую-то вещь, а взрослые забирают ее и строгим, вызывающим обиду тоном говорят «нет». Реакция в виде возмущения, рыдания, топанья ногами, не заставит себя ждать. Кроха не понимает, почему с игрушкой можно играть, а с вашим телефоном нельзя.

        После этого, вероятней всего, ребенок объявит бойкот — будет делать все назло.

        Плюс ко всему, малыш хоть и маленький еще, но уже способен соображать очевидные вещи: пюре не вкусное — можно выплюнуть, скучно и одиноко, стоит заплакать и мама тут же примчится. Такое детское непослушание, капризы и истерики, специалисты называют кризисом.

        Если ребенок в год не слушается и истерит, для родителей это может быть знаком, что малыш:

        ? нуждается в вашем внимании;

        ? заболел. Ведь кроха пока еще не может вполне рассказать маме о своем самочувствии, поэтому выражает свои чувства тем способом, который ему хорошо знаком;

        ? пытается завладеть чем-то очень «нужным»;

        ? угнетен большим количеством ограничений;

        ? нет настроения. Очень часто ребенок 1,5 года не слушается взрослых из-за ситуаций в прошлом, в которых его как-то расстроили.

        Как правильно поступить если малыш не слушается и капризничает?

        Ответим на вопрос с учетом основных родительских трудностей в воспитании ребенка.

        ? Отбросьте излишние запреты. Чтобы каждый раз не говорить ребенку «нет; нельзя; ты еще маленький; это не для тебя», просто спрячьте вещи в недоступное и невидимое место.

        «Год ребенку, капризничает, не слушается, что делать? Рыдает по поводу и без, не слазит с рук, терпеть уже нет сил. Кидает предметы в разные стороны, ломает, топчет кричит. Ладно игрушки, но, бывает, что он все сносит на своем пути. Мало того, что малыш в 1 год не слушается, так он еще и дерется со всеми. Я работаю дома, у меня куча важных документов, которых я иногда лишаюсь, благодаря сыну».

        Вот явный пример того, как родители не должны поступать. Приучайте кроху к порядку с самого детства, объясняйте, что все предметы одинаково важны и играть с каждым из них следует осторожно. Определите четкие границы дозволенного и недозволенного, говорите с малышом, учите. По поводу документов, это неизведанный предмет для малыша и он пытается его изучить, что является абсолютно нормальным. Покажите лист бумаги, расскажите, что можно с ним сделать (рвать, жмакать, рисовать). А важные документы следует прятать в недоступное для крохи место.

        Какие запреты нужны, а какие нет, рассказано в видео:

        ? Если кроха хочет сделать что-то самостоятельно, не пресекайте инициативу. Лучше, на всякий случай, подстрахуйте.

        ? Не заставляйте делать то, чего ребенок не хочет. Например, ошибкой многих родителей является то, что они насильно принуждают ребенка к употреблению пищи, чего специалисты делать не рекомендуют.

        ? Придерживайтесь одной линии поведения с малышом. Это правило касается всех родных и близких. Не допускайте ситуаций, в которых с бабушкой крохе все можно, а с мамой действуют правила и ограничения.

        «Нашему малышу 1,8. Не слушается маму, папу, за бабушку с дедушкой отдельный разговор. Не могу спокойно поговорить по телефону, дерется, кидается предметами. Хочет, чтобы все было как он захочет, в противном случае — дикий плач. Долгое время бабушка все разрешала, а сейчас мы с мужем решили ввести правила, так вот после них и начался ад. Ограничений у дочи не много, но они есть. Она должен учится понимать что можно, а что нельзя. Правильно ли мы все делаем?»

        В этой ситуации мама права, ограничения должны быть. Но неправильно их вводить когда захочется. Кроха не понимает, что случилось, почему раньше можно было играть с телефоном, а сейчас мама ругается. Плюс ко всему, малыш в недоумении: с бабушкиным смартфоном играю — меня целуют, а когда с маминым — запрещают и упрекают. Как понять этих взрослых? Это как арифметическая задачка для крохи, поэтому родственникам нужно придерживаться одной линии в воспитании малыша.

        ? Разрешите малышу помогать вам хозяйству. Хвалите и поощряйте в процессе, это поможет направить энергию ребенка в правильное русло. Сил на капризы не останется.

        ? Не ведитесь на провокации и сохраняйте спокойствие.

        Анастасия, 29 лет, Нижний Новгород.

        «Ребенку 1,5 не слушается, закатывает продолжительные истерики, плачет по пустякам. Боимся выходить на улицу, а про магазин вообще молчу. Стыдно ходить в любые общественные места. Что предпринять? Как отучить от истерик?»

        В ситуациях данного характера очень важно как ведет себя родитель. О том, какое поведение считается правильным и как быстро прекратить детскую истерику рассказано в этом видео:

        Бывает, что ребенок 1 год 10 месяцев не слушается, казалось бы, малыш более взрослый и должен понимать, что к чему, но увы. Чаще бывает все да наоборот. Такое поведение, скорее, из-за недостатка внимания. В этом возрасте следует чаще говорить с крохой, это не только поспособствует развитию речевого аппарата, но и укрепит ваши отношения. Будьте для малыша другом, а не воспитателем.

        Чего делать не нужно?

        ? Ни в коем случае не поднимайте на кроху руку.

        ? Нельзя сквернословить и кричать. Будьте хорошим примером для подражания.

        ? Не используйте правило: кто старше, тот сильнее. Такая модель поведения не предназначена для воспитания ребенка. Будьте опорой для него.

        Ребенку 1 год, не слушается, что делать? Полезное видео

        Если ребенок не слушается, как реагировать? Трудная тема, не правда ли? Данное видео поможет вам более детально разобраться в вопросах о кризисе 1 года, о причинах его возникновения и основных методах противодействия.

        portalrebenka.com