Эмоции человека в психологии находятся под детальным изучением и по сей день. Они отражают отношение человека к какой-либо ситуации в форме переживаний и ощущений. Ведь каждый из нас по-разному проявляет свои эмоции и владеет ими.

Свойства эмоций в психологии

  1. Полярность. Проявляется в возможности изменения любой эмоции, к примеру, радость может сменяться грустью, спокойствие — раздражением и т.д.
  2. Универсальность. Эмоции независимы от вида потребностей и специфики деятельности. Они могут возникнуть при удовлетворении любой потребности.
  3. Амбивалентность. Проявляется довольно редко в виде переживания двух противоположных эмоций, например, слезы радости или удовольствие от страха (экстрим).
  4. Доминантность. Сильные эмоции захлестывают и подавляют более слабые. Например, если человек охвачен горем, он уже не сможет рассмеяться над внезапной шуткой.
  5. Интенсивность. Любые эмоции могут усиливаться и снижаться. Данное свойство характеризует степень их выраженности.
  6. Суммация. Если человек большую часть своей жизни будет испытывать одну доминирующую эмоцию, со временем она окрепнет и упрочится. Каждый раз переживания будут становиться сильнее.
  7. Заразительность. Эмоции имеют свойство передаваться. Человек может невольно поднять кому-то настроение или наоборот, ввести в тревогу.
  8. Удерживание в памяти. Могут долгое время храниться в нашей памяти, но при частом переживании их снова и снова, они постепенно выветриваются.
  9. Иррадиация. Первоначальное настроение распространяется на все последующие события. Радостный человек во всем найдет плюсы и приятные моменты, грустному мир будет казаться серым.

Контроль эмоций в психологии

  • Неконтролируемые эмоции являются наркотиком, который превращает человека в раба. Научитесь осознавать свои эмоции. Фиксируйте их появление. Наблюдайте за собой со стороны.
  • Если вы боитесь чего-то, подумайте о ситуации трезво и спокойно. Что ужасного может произойти? Если это произойдет, вы наверняка сможете отыскать верное решение. Измениться ли что-нибудь от вашего беспокойства? Ответ очевиден.
  • Если вы заметили, что испытываете негативные эмоции, отнеситесь к ним, как к слабой боли, которая скоро пройдет. Не зацикливайтесь на этой эмоции, просто абстрагируйтесь от нее.
  • Также вы должны научиться развивать силу воли. Осознанность — это здорово, но вы должны научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Воля — это мышца, которая реализует команды нашего мозга. В противном случае вы будете осознавать ситуацию, но продолжать поддаваться своим эмоциям.
  • Если они провоцируют вас на какие-либо действия, делайте противоположное. Когда вас одолела лень или уныние, возьмите и сделайте что-нибудь. Если ваша гордость уязвлена, поскольку кто-то оказался лучше вас, просто поблагодарите человека за успех. Одолело раздражение — улыбнитесь. Не можете ничего сделать — просто игнорируйте раздражитель.
  • Принимайте реальность. Факт жизни заключается в том, что все люди разные. Они могут быть злыми, завистливыми и несправедливыми. Не можете повлиять на какие-либо события — не расстраивайтесь из-за них, просто игнорируйте.
  • Медитируйте. Это упражнение поможет вам лучше осознавать и контролировать собственные чувства.
  • Подавление эмоций в психологии

    Никогда не подавляйте эмоции. Если вы чувствуете, что у вас «накипело», сделайте следующее:

    • займитесь спортом, а затем примите расслабляющую ванну. Выплеснете лишнюю энергию, снимите напряжение и успокоитесь;
    • старайтесь не допускать напряжения. Приведите свой ум и нервную систему в такое состояние, чтобы никакие внешние обстоятельства не провоцировали внутреннего беспокойства.

    Разобравшись в психологии эмоций, вы научитесь контролировать себя и сохраните нервную систему. Помните, что эмоции и личность в психологии взаимосвязаны, поэтому очень важно развиваться. Этот путь приведет к дисциплине и контролю над собственным эмоциональным состоянием.

    womanadvice.ru

    Психология эмоций — это набор знаний, которые помогают принимать эмоции, понимать их и корректировать поведение с ними связанное. Именно эти способности позволяют быть счастливым и гармоничным человеком, достигать успеха и долго сохранять крепкое здоровье.

    В академической науке нет отдельного направления «психология эмоций». В рамках каждой научной школы эмоции рассматриваются несколько по разному. В этой статье мы рассмотрим основные положения. Они помогут лучше понимать свою психологию и свои эмоции уже сейчас.

    Психология сформировалась как наука с того момента, когда Фрейд ввел понятие подсознания. Эмоции рождались в момент столкновения темного, инстинктивного подсознания, и социального, разумного сознания.

    Психология эмоций со времен Фрейда изменилась, но мы продолжаем говорить о ведущей роли подсознания в процессе переживания и выражения эмоциональных реакций. Эмоции происходят с человеком как бы сами собой — подсознательно и захватывают прежде всего тело, а уже потом ум.

    Психология и подсознание

    Что такое подсознание никто точно не знает, это скорее общее обозначение некоторых психологических и волевых способностей и качеств. Они присущи каждому человеку. Именно к подсознательным способностям относится переживание эмоций и чувств.

    Вы когда-нибудь пробовали успокоить себя, настойчиво повторяя «я спокоен, я спокоен, я спокоен. » или другие сознательные аффирмации? А успокоить другого человека, приводя ему логические доводы? Это практически невозможно. Подсознание работает по-другому.

    Сейчас разработаны психотехники прямой работы с подсознанием, например скачайте книгу «Турбо-суслик». Работая с ней, можно научиться не только психологии эмоций, но и массе других ценных и важных вещей. Вы будете работать самостоятельно, а значит будете более искренними и получите лучшие результаты.

    Например, подсознание легко улавливает эмоции и чувства окружающих. Если все вокруг радуются, то хочется радоваться, а когда грустят — наоборот. Это ключевой момент в управлении эмоциями другого человека и аудитории. Такие подсознательные навыки можно развивать на поздних этапах работы.

    Практическая психология эмоций

    Давайте рассмотрим основные эмоциональные навыки, которые должен вырабатывать человек в себе. На практике эти навыки и есть базовые составляющие психологии эмоций. Когда вы освоите каждый из этих навыков, то обретете настоящую свободу эмоций.

    Принимать эмоции — не значит мириться с ними. Если вы постоянно испытываете страх, стыд или вину, то это можно и нужно изменить. Но прежде, чем изменять свои эмоциональные реакции, вам необходимо узнать и признать их. Это и есть принятие.

    Человек, который говорит «я ничего не боюсь» не может ничего сделать со своим страхом, потому что он отрицает его существование. Психология эмоций говорит — как бы ни было трудно, стоит признать и принять все свои эмоции и положительные, и отрицательные.

    С этого момента у человека появляется реальная возможность что-то поменять. В психотехнике «Турбо-суслик» в самом начале вы проходите по огромному списку эмоций, чтобы снять с них блокировку. Это важный шаг.

    Наблюдение за эмоцией обязательно приведет к её истокам. Это могут быть детские травмы, не пережитые и выдавленные глубоко в подсознание эмоции и чувства, убеждения и верования, решения и обещания, внушенные и внедренные сущности. В психологии эмоций список возможных вариантов просто огромный.

    Вы раскладываете свои эмоции на аспекты — составляющие, и разрушаете каждый из аспектов. Это освобождает вас от подсознательного груза и делает эмоции легкими.

    Конечно, таких аспектов могут быть тысячи — эмоции развиваются годами и без проработки никуда не уходят. Они вытесняются все глубже в подсознание и маскируются тревогой, раздражением, болезням и т.д.

    Разбирать эмоции и избавляться от психологических корней можно очень долго, поэтому нужна хорошая психотехника. Турбо-суслик позволит убирать любые аспекты ваших эмоций быстро и автоматически. Эта техника заставляет само подсознание делать большую часть работы.

    3. Корректирование эмоционального поведения

    По мере того, как эмоции будут растворятся, вы обнаружите множество новых вариантов действий. Поведение можно выбирать сознательно, когда подсознание очищено от жестких эмоциональных программ.

    Возникает что-то вроде актерской игры в жизни, но искренней и глубокой. Вы больше не обманываете себя, не убегаете от себя. Вы обретаете свободу от себя самого и от своей старой эмоциональной психологии.

    Это позволяет жить наполненной жизнью, избавляет от множества психосоматических болезней, к которым ведут задавленные эмоции. Этого реально достичь достаточно быстро с психотехникой «Турбо-суслик».

    Скачайте бесплатную книгу с теорией и практикой, начните работать и Вы очень скоро не узнаете себя и свою новую эмоциональную психологию.

    svoboda-emociy.com

    Изард к.Э. Психология эмоций

    пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.

    Посвящается Коннору, Флинну и Оливии

    Прошло тринадцать лет с тех пор, как вышла в свет книга <Human Emotions> (1978) (Русский перевод: Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980.), количество научных работ по данной теме за это время почти удвоилось. Опубликовано множество книг и статей, так или иначе затрагивающих проблему человеческих эмоций. В настоящее время наука располагает таким объемом информации, связанной с эмоциями, что студентам и профессионалам становится трудно разобраться в многообразии теорий и эмпирических наблюдений.

    Развитие нейрофизиологии и нейропсихологии углубило наши представления о церебральных механизмах, гормонах и нейротрансмиттерах, обслуживающих эмоциональную сферу. Достигнуто более глубокое понимание динамики эмоционального развития, тесной взаимосвязи процессов эмоционального и когнитивного развития, значительности влияния эмоций на темперамент и межличностные отношения. Социальные психологии ввели в сферу научного осмысления свои труды, посвященные изучению коммуникативных функций различных эмоциональных проявлений, влиянию эмоций на общение и поведение. Когнитивная и социально-когнитивная психология вооружила нас более глубоким пониманием когнитивных детерминант эмоций, взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов. Психология личности начинает трактовать личностные черты в терминах отдельных эмоций. Клиническая психология обнаружила взаимосвязь между отдельными разновидностями психических расстройств и частными типами эмоциональных переживаний, и это новое знание учитывается в психотерапевтической практике.

    Именно вследствие того, что русло научного прогресса столь решительно повернуло в сторону психологии эмоций, так углубило и пополнило общий объем знаний в этой сфере, я и взялся написать этот учебник. Я поставил перед собой задачу — определить базовые эмоции и помочь студентам понять, каким образом активируется, как проявляется и переживается, какие функции выполняет каждая из них. Учебник подает материал с эволюционно-онтогенетической точки зрения: главным образом в нем описаны результаты исследований в области психологии развития, психологии личности, социальной и клинической психологии, хотя я постарался уделить необходимое внимание и наиболее впечатляющим достижениям нейрофизиологов и нейропсихологов, когнитивных психологов, психофизиологов и представителей других отраслей науки.

    В учебнике подробно рассмотрены и проанализированы различные теории частных эмоций, и наиболее тщательно те из них, которые посвящены эмоциональной жизни индивидуума, проблеме влияния эмоций на сознание и поведение. Данные теории оперируют терминами отдельных, четко выраженных эмоций, таких как радость и печаль, гнев и страх, стыд и смущение, каждой из которых присущи уникальные нейрофизиологические, экспрессивные и эмпирические/мотивационные характеристики. Мне бы не хотелось, чтобы данный подход натолкнул читателя на мысль о том, что когнитивные установки и поведенческий стиль конкретного индивидуума всегда можно трактовать как результат действия некоей конкретной, отдельно взятой эмоции. Как правило, в жизни мы сталкиваемся с тем, что поведение обусловлено множеством, противоречивых и разнонаправленных эмоций.

    Мне представляется необходимым сразу предупредить читателя о том, что в основе этой книги лежит эволюционно-онтогенетический, биосоциальный подход, принцип раздельного рассмотрения частных эмоций. Я призываю читателя сосредоточить внимание на генетических корнях, эмоций, на их некогнитивных детерминантах, призываю толковать эмоции как отдельную, обособленную систему. Это поможет ему верно воспринять все изложенное ниже.

    Однако, несмотря на мою приверженность указанному подходу, в конце каждой главы в списке рекомендуемой для дополнительного чтения литературы читатель сможет найти работы иного характера, в частности и такие, в которых эмоции рассматриваются как результат оценивания или атрибуции. Даже такие публикации содержат интересный материал, который преподаватели могут использовать в своих лекциях, а студенты — в своих докладах и рефератах, что, несомненно, расширит их понимание проблемы эмоций.

    Множество ученых, представляющих самые разные отрасли знания, своими исследованиями и научными трудами внесли свой вклад в написание этой книги. Большую помощь оказали мне работы моих коллег и аспирантов, как нынешних, так и бывших. Если бы не мудрость и самоотверженность множества преданных своему делу исследователей, эта книга никогда не появилась бы на свет.

    Не могу не упомянуть моих студентов, которые также, прямо или косвенно, содействовали появлению этой книги. Каждая из глав, посвященных частным эмоциям, содержит автобиографические отчеты студентов о наиболее интенсивных эмоциональных переживаниях. Этот труд ума и чувств помогает нам глубже понять, каким образом эмоции влияют на наши мысли и поступки в повседневной жизни, а порой и драматически изменяют человеческую судьбу. На примере этих отчетов можно увидеть, как кратковременное, но яркое и сильное эмоциональное впечатление вызывает длительное переживание и стойкие личностные изменения.

    Мне хотелось бы выразить признательность руководству психологического факультета Дэлаверского университета за творческую атмосферу, созданную в стенах этого учебного заведения, и коллегам, беседы с которыми помогли мне глубже продумать отдельные темы, освещаемые в этом учебнике. С самыми теплыми чувствами я вспоминаю детей, участвовавших в нашем лонгитюдном исследовании по изучению эмоционального развития ребенка, и их терпеливых матерей. Отдельная благодарность д-ру О. Морису Хэйнсу, ученому, совместно с которым мы проводили это исследование, — благодаря ему продуктивность и эффективность работы моей лаборатории заметно возросла. Не могу не вспомнить добрую фею лаборатории — исполнительного секретаря Шэрон Л. Антонио: ее обаяние, душевная теплота и высокий профессионализм воодушевляли всю исследовательскую группу, кроме того, она оказала неоценимую помощь лично мне во время подготовки рукописи к печати.

    И как всегда — моя глубочайшая признательность Барбаре Синквефилд Изард, чьи красота, великодушие и любовь придают моей жизни, личной и научной, необыкновенную полноту и насыщенность. Ее профессиональные интересы не могли не повлиять на содержание этой книги. Мы совместно ведем учебный семинар по эмоциям человека. Как высокообразованный театровед она с необычайной легкостью может подобрать уместный пример из мировой драматургии, чтобы проиллюстрировать тему дискуссии, будь то интеграция эмоционального опыта, мимические и пластические формы эмоциональной экспрессии или роль эмоций в повседневной жизни. Ее знания обогащают наши семинары, они же придали доходчивости этой книге.

    Я благодарен всем, кто помогал мне в работе. Без их помощи, без их самоотверженного труда эта книга вряд ли увидела бы свет.

    studfiles.net

    Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

    В античной философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика Э. основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об Э. оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.

    Большое значение в конкретно-научном изучении Э. имела работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих Э. выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т. н. периферическая теория Э., выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. Джемса—Ланге теория эмоций), согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную критику, периферическая теория Э. в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном, Ф. Бардом и др., показавших, что эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью ц. н. с.

    Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития Э. дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.

    Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицат. Э. стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

    В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты — особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить др. психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).

    В целом биологические Э. представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (напр., избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицат, подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

    В множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято выделять особый вид собственно Э. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу адеаторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом Э. В отличие от аффектов, собственно Э. иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, — он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства (см. Эмпатия). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые — как состояния, происходящие «во мне», «навязанные мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект, напр. когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится проявленного гнева и т. п.

    Формирование Э. человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека — чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. и аффектов (напр., чувством любви м. б. обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.

    События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими Э. могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона — т. н. настроения.

    Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.

    Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности (см. Астенические эмоции, Стенические эмоции); в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций Э., состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат Э. Сопровождающие Э. физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний. См. Амбивалентность чувств, Базальные эмоции, Гипофиз, Дискомфортное состояние, Катарсис, Комплекс, Психические состояния, Тревога, Фобии, Фрустрация, Эйфория. (В. К. Вилюнас.)

    Добавление: Дать дефиницию Э. (т. е. всем эмоциональным явлениям вместе) значительно сложнее, чем ежечасно испытывать разнообразные эмоции. Иногда Э. заставляют думать; так, Э., вызываемые существующими определениями Э., заставляют думать о самих же Э.

    Э. (эмоциональные явления) — это психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание — субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида; в результате и как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности. Трудно согласиться с теми физиологами и психофизиологами, которые утверждают, что Э. — это отражение мозгом силы потребности. В таких случаях хочется сказать: если мозг отражает, то пусть он и переживает. Тем не менее нельзя не учитывать, что Э. включают помимо собственно переживательного (субъективного, феноменологического) компонента целый ряд объективных, непсихических компонентов, которые, однако, явно выходят за границы мозга, в силу чего в отношении Э. допустимо говорить об отражении всем организмом (а не только мозгом).

    Э. по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные): 1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание); 2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.); 3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов Э.); 4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.); 5) поведенческий компонент. (Приведенный список компонентов нельзя считать образцовым и бесспорным: иногда в число компонентов Э. включают процессы волевой саморегуляции; кроме того, имело бы смысл разделить когнитивный компонент и рефлексивный.) Очевидно, теория Джемса—Ланге, по существу, трактовала эмоционально-оценочный компонент как вторичный (если не эпифеноменальный) по отношению к эффекторным проявлениям (экспрессивным, физиологическим, поведенческим).

    Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих компонентов. Основные подразделения эмоциональной сферы — эмоциональный (аффективный) тон ощущений, аффекты, ситуативные (конкретно-предметные) Э., чувства, настроения — структурируют множество эмоциональных явлений на основе учета взаимосвязей между компонентами Э., но этот перечень является скорее интуитивной квазиклассификацией. (Б. М.)

    Большой психологический словарь.

    Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

    psychologiya.com.ua

    Психология эмоций: чувства под контролем

    Серия: Академия Экспертов Ицхака Пинтосевича

    Эта книга является практическим руководством по управлению эмоциями, чувствами и состояниями. Автор предлагает читателю погрузиться вместе с ним в мир эмоций и научиться управлять ними.

    Альтернативные товары

    Уверенность в себе и ораторское мастерство

    Уверенность в себе и ораторское мастерство

    ISBN 978-617-7453-18-4 Обложка: мягкая с клапанами Количество страниц: 160
    Легко ли у вас получается заводить разговор с незнакомым человеком, а как вы реагируете на фразу «Выступишь завтра на собрании»?
    Умение красиво и профессионально говорить необходимо не только артистам, каждый день мы сталкиваемся с обычными ситуациями, в которых нам нужно проявить себя как харизматичный оратор: пройти собеседование, провести переговоры, продать товар, выступить с докладом, даже произвести впечатление на первом свидании немаловажно. А ведь стать профессиональным спикером может абсолютно каждый!
    Перед вами самая полезная книга о публичных выступлениях, в которой есть все базовые навыки, чтобы сделать из вас Стива Джобса, а то и лучше. В каждой главе максимум полезной информации, советы-упражнения и задания, и сильнейшая мотивация для их исполнения от Ицхака Пинтосевича. А самая лучшая новость то, что, выполняя все рекомендации уже через 30 дней вы сможете вдохновить, уговорить, очаровать, увлечь словом кого угодно и где угодно.
    С это книгой вы сможете легко и уверенно выступить как перед одним человеком, так и перед тысячной аудиторией. Кроме того, с каждым выступлением вы будете развивать одно из самых главных качеств успешного человека — уверенность в себе. Ведь если человек уверен в себе, ему легко выступать перед любой аудиторией. И наоборот, если человеку легко выступать, значит, он уверен в себе! Оба этих навыка нужны человеку, имеющему любой профессиональный уровень, чтобы быть более реализованным и достигать успеха в любых сферах жизни.

    Сделай! Твой первый шаг — твердый переплет

    Сделай! Твой первый шаг — твердый переплет

    Большую часть времени наши эмоции служат нам вполне успешно, мобилизуя нас заниматься тем, что является важным в нашей жизни, и доставляя нам самые разные виды удовольствия. Но иногда наши эмоции могут создавать нам проблемы.

    Пол Экман, мировой эксперт в области управления эмоциями,автор книги «Психология эмоций»

    Книга «Психология эмоций: чувства под контролем» Дэна Дубравина – это практическое руководство по управлению эмоциями, чувствами и состояниями. В книге синтезирован огромный пласт психологической теории и практики, выделен самый главный смысловой концентрат.

    Читателю, теперь не нужно перерабатывать большой объем информации в книгах и интернете. Теперь, он получит все ответы в одном месте.

    Автор предлагает читателю погрузиться вместе с ним в мир эмоций и научиться управлять ними. Не из учебников, а из личного опыта, автор щедро делится своими историями, примерами и открытиями, которые помогли ему обуздать неуправляемый каскад чувств, который почти разрушил его жизнь.

    Важным моментом в книге есть четкие рекомендации и пошаговые алгоритмы управления чувствами, эмоциями и состояниями.

    Эта информация актуальна именно сейчас, так как все больше людей ощущают неудовлетворенность жизнью, страхи, гнев, часто попадают в конфликтные ситуации и стают заложниками своих деструктивных установок.

    КАК УСТРОЕНА ЭТА КНИГА-ТРЕНИНГ

    Вводная информация, которая поможет лучше понимать друг друга и освоить базу для дальнейшей работы. После ее прочтения у вас появится базовое понимание принципов управления эмоциями и механики психологических процессов.

    Серия автономных тренингов, которые дадут вам понимание и четкие инструменты управления различными чувствами, эмоциями и состояниями. Тренинги построены по принципу теория + практика + личный опыт.

    Технологии эмоциональной самообороны. Это набор прикладных психологических инструментов, помогающих в различных жизненных ситуациях. Я специально подобрал ситуации, которые обычно вызывают наибольшие сложности.

    Технологии эмоциональной самопомощи. Это практические приемы, которые помогут вам быстро и эффективно оказывать первую эмоциональную помощь в критических ситуациях.

    · Практический психолог в методе Позитивная психотерапия (WIAPP, Germany). Два высших образования (экономическое и психологическое).

    · Базовая ступень консультанта Московского Института Гештальта и Психодрамы.

    · Диплом по менеджменту Британского Открытого Университета Link-MBA .

    · С 2001 года, начало практики тренерской деятельности. Около 3000 тренинг/часов. Специализация: Тренинги по продажам, тренинги личностного роста.

    · С 2002 года соорганизатор и тренер Всеукраинских лагерей личностного роста «ПСИЗОН».

    · Асессер и тренер самой масштабной стипендиальной программы в Украине Фонда Виктора Пинчука «ЗАВТРА.UA».

    · Эксперт по управлению чувствами и эмоциональному интеллекту в «Академии Экспертов» Isaac Pintosevich Systems».

    · Спикер и тренер проектов инновационного образования Киевского Университета «КРОК».

    · Ведущий тренер в автомобильной корпорации, которая входит в 3-ку лидеров Украины.

    · Автор и тренер в «Школа Эмоционального Интеллекта».

    · Автор популярных статей в интернет журналах: «5sfer», «Сноб», «Хочу», «E-xecutive», «B17». и т.д.

    Среди его Клиентов: «Mars»,«Spar»,«Wrigley», «Козацька розвага», «Скарлет-Дистрибьют», «Холдинг Партнер», Фабрика мороженого «Ласка», Банк «Аваль», «Golden Foods», «Фонд Виктора Пинчука», «Golden Staff», «ТМ Волошкове поле», ТМ «Формула смаку», «Well Event», «ПИК»-сеть гипермаркетов», ГК «АИС» (Audi, Citroen, Renault, SsangYong, Geely, MG, Газ, Уаз), HTC и т.д.

    Сейчас, это известный в Украине и СНГ бизнес-тренер, практический психолог, автор книги по управлению эмоциями и ряда публикаций в популярных изданиях. Он женат, активно занимается спортом, практикует гун-фу школы «тигр-дракон», много читает, участвует в конференциях, постоянно обучается, путешествует и участвует в благотворительной деятельности.

    ipio-books.com

    Психология эмоций мужчин

    Предпросмотр книги « Психология эмоций ». Изард К.Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 1999. 464 с. Посвящается Коннору, Флинну и Оливии.

    5 книг о психологии эмоций. В психологии есть темы, необычайно популярные не только среди ученых, но и в широком кругу людей. Эмоции — одна из таких тем. У каждого из нас постоянно возникают какие-то эмоции: мы радуемся и грустим, боимся и удивляемся, злимся и испытываем отвращение либо остаемся равнодушными к происходящему.

    Кто-то очень эмоционален, а кто-то сдержан, и все же переживание эмоций — неотъемлемое свойство любого человека. Психологи-исследователи в представленных ниже книгах отвечают на вопросы об эмоциональной жизни людей и животных, о роли эмоций, о секретах эмоциональной саморегуляции и многом другом. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.

    Питер, 2011. Автор этой книги, Пол Экман, — культовая фигура в мире психологии, известнейший специалист по невербальному поведению и эмоциям.

    Еще в 60-х годах он отправился изучать выражения эмоций и способность к их распознаванию у туземцев племени форе в Новой Гвинее. Результатом стал неожиданный для ученых-антропологов того времени факт: гвинейцы, которые жили совершенно изолированно от цивилизации и других племен, ничем не отличались от американцев в способности распознавать эмоции и выражать их. Потом эксперименты Экмана были воспроизведены во многих странах мира и в других племенах и подтвердили точку зрения Ч. Дарвина об универсальности мимического выражения эмоций. В своей замечательной книге Пол Экман в очень живой, доступной форме рассказывает о результатах многолетних исследований эмоций, о созданном им в соавторстве с У.

    Фризеном уникальном инструменте для объективного измерения движений лица — «Системе кодирования лицевых движений» (FACS), получившей мировую известность. Если вам интересно знать, сколько выражений могут придавать своему лицу люди, может ли человек «лгать лицом», как можно точно распознать гнев, печаль, удивление, страх, отвращение, презрение и наслаждение у себя и других людей, как эмоции управляют нашим поведением, прочитайте эту книгу. В ней есть ответы и на многие другие вопросы, полезные в повседневной жизни, например: как использовать информацию, которую мы можем извлечь из трудноуловимых выражений лица собеседника, на работе и в личных отношениях, почему так непросто изменить то, что заставляет нас испытывать эмоции, и как мы все-таки можем попытаться научиться управлять своими эмоциями. Экман предлагает развивать то, что он называет внимательностью, которая позволяет узнавать зарождение эмоций прежде, чем они станут неконтролируемыми, и приводит упражнения для повышения осведомленности о физических ощущениях, которые мы испытываем при каждой из эмоций.

    Я считаю эту книгу Экмана прекрасным образцом научно-популярной литературы, которая в равной степени интересна и полезна и психологу-исследователю, и практику, и неспециалисту в области психологии. Изард К.

    Э. Психология эмоций. СПб. Питер, 2011. «Психология эмоций» — расширенная версия книги «Эмоции человека» 1978 года, по которой училось не одно поколение психологов. В своей обновленной работе Изард обобщил множество современных и ставших классическими теоретических концепций и эмпирических данных и рассмотрел важные для понимания эмоций проблемы: их происхождение, функции и характеристики, связь эмоций с когнитивными процессами и сознанием, мотивационной сферой и физиологией человека.

    К. Изард известен как автор теории дифференциальных эмоций, в основе которой лежат 5 ключевых тезисов: 1) десять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования; 2) за каждой фундаментальной эмоцией стоит уникальная мотивация, и каждая из них подразумевает специфическую форму переживания; 3) разные фундаментальные эмоции по-разному влияют на когнитивную сферу поведения; 4) эмоциональные процессы взаимодействуют с мотивами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них; 5) верно и обратное влияние указанных процессов на эмоции. Эти ключевые тезисы последовательно и детально раскрываются в книге с опорой на эволюционную теорию и функциональный подход к изучению эмоций. «Психология эмоций» построена как добротный учебник, в котором можно найти и аналитический обзор существующих теорий и концепций эмоций с соответствующими ссылками на источники, и таблицы с количественными результатами исследований, и глоссарий со списком дополнительной литературы в конце каждого раздела.

    В то же время, если у вас сложилось впечатление, что это скучная учебная книга, адресованная исключительно специалистам, вы ошибаетесь. В ней, наряду с научными данными, приводится множество фотографий и интересных примеров из жизни людей, иллюстрирующих теоретические положения, раскрывается сущность эмоций интереса, радости, гнева, печали, вины, стыда, страха, смущения, любви и многих других, а также обсуждаются практические вопросы роли эмоций в нашей жизни.

    Дарвин Ч. Экман П. О выражении эмоций у человека и животных. 4-е изд. СПб. 2013. В ХХI веке интенсивно развивается эволюционная психология — направление, которое возникло на стыке антропологии, этологии (наука о поведении животных и людей), психологии и генетики.

    Эволюционная психология ищет ответы на вопросы о психологических особенностях человека как представителя своего биологического вида. При этом закономерно ученые обращаются к материалам изучения поведения и психики животных. Книгу Чарльза Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных» можно смело назвать одним из первых кирпичиков в здании эволюционной психологии. Впоследствии многие ее положения были подтверждены современной наукой, другие признаны ошибочными, третьи продолжают быть предметом дискуссий. Дарвин уделил пристальное внимание и детальному описанию выражения эмоций (у кошек, собак, лошадей и др. ), и фундаментальным вопросам о врожденности или усвоенности эмоциональной экспрессии.

    Также он предложил три принципа в нахождении ответа на вопрос, почему конкретные выражения возникают для конкретных эмоций: 1) «полезных привычек» — целесообразности и функциональности эмоционального выражения для наших предков в далеком прошлом, 2) «антитезы» — отбора выражений, наиболее отличающихся от выражений противоположных эмоций, 3) «прямого действия нервной системы», наименее проработанного Дарвином и описанного очень неясно для современных исследователей. Данное, уже четвертое, издание книги замечательно комментариями Пола Экмана, крупного специалиста в области психологии эмоций и невербального поведения, который в своих работах доказал утверждение Чарльза Дарвина об универсальности лицевого выражения эмоций. Книга снабжена оригинальными фотографиями и рисунками, опубликованными еще в первом ее издании при жизни автора. Эванс Д. Эмоции. Очень краткое введение.

    М. Астрель; АСТ, 2008. Эта книга не слишком традиционна, ее автор — человек широких и, кажется, совершенно разнонаправленных интересов: научный сотрудник лаборатории эволюционной робототехники, бывший аспирант философского отделения лондонского Королевского колледжа, руководитель проекта в области развития эмоций, кинорежиссер и психотерапевт. Однако именно такой охват позволил Эвансу поразмышлять об эмоциях простым, доступным любому читателю языком и в то же время подойти к этой задаче синтетически. В книге кратко освещаются и философские, и кросс-культурные, и эволюционные аспекты изучения эмоций. Если вы хотите за час чтения составить приблизительное представление об основных направлениях исследования эмоций, узнать о практических способах управления эмоциональными состояниями (от психотерапевтических техник до различных путей сенсорной стимуляции) и главных эмпирических данных в этой области, то эта книга для вас. Искушенный читатель тоже может найти для себя здесь что-то новое.

    Книга включает обсуждение проблемы, над которой с начала 90-х годов ХХ века размышляют кибернетики, а именно возможности создания роботов, способных чувствовать. Для ответа на вопрос о такой возможности Эванс рассматривает нейробиологический, бихевиористский и функциональный подходы к изучению эмоций, приводит примеры исследований взаимодействия людей и роботов, запрограммированных на выражение эмоций радости, досады, удивления. Особое внимание уделено обсуждению преимуществ эмоциональных роботов и их потенциала в медицине, производстве, бизнесе, науке и образовании. Дилан Эванс с научной точки зрения размышляет на темы, любимые фантастами и кинорежиссерами: сможет ли робот развивать в себе эмоции, переживать их, как человек, обладать сознанием.

    И он обращается к известным в философии сознания мысленным экспериментам Дж. Серла «китайская комната» и Д. Чалмерса «зомби». Стоит также сказать, что очарование книге придает использование образцов классической живописи и литературы и примеров из современной фантастики в качестве иллюстраций к тексту. Симонов П.

    В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций.

    М. Наука, 1981. Книга Павла Васильевича Симонова — доктора биологических наук, директора Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН — давно стала классическим трудом для психологов и биологов. В ней с опорой на многолетние экспериментальные исследования изложена авторская потребностно-информационная теория эмоций.

    С помощью этой теории предпринимается попытка объяснить природу эмоций человека и высших животных как способ компенсации недостаточности информации и результат рассогласования между актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения в текущей ситуации. Если информации достаточно, то эмоции не возникают, а поведение носит привычный, заученный характер.

    Как видно из названия книги, монография носит междисциплинарный характер: в ней рассматриваются нейрофизиологические, нейроанатомические и психологические аспекты исследования эмоций. Это фундаментальный труд, подкупающий не только глубоким и многоуровневым анализом проблемы — от физиологической связи эмоций с сердечной, мозговой, перцептивной и пр. деятельностью до вопросов соотношения осознаваемого и неосознаваемого в психике и детерминизма и свободы выбора. Вызывает уважение честность автора, который в одном из первых разделов приводит критические замечания в адрес информационной теории эмоций и делает подробный их анализ, в том числе в сравнении с биологической теорией эмоций П. Анохина. Безусловно, эта книга полезна для прочтения специалистам, но также может заинтересовать и широкий круг читателей.

    кандидат психологических наук, заместитель директора по науке ФГНУ «Психологический институт», заведующая лабораторией научных основ психологического консультирования и психотерапии.

    missmodnica.weebly.com

    характер, эмоции, чувства

    Отвращение – это проявление глубокой неприязни. Вкус чего-то, что вы хотите немедленно выплюнуть, или даже просто мысль о необходимости съесть что-то подобное, вызывает у вас отвращение. Отвращение может вызывать запах, звук, внешний вид чего-то, прикосновение.

    Отличительные признаки отвращения:

    Самые важные подсказки для идентификации отвращения дают рот и нос и в меньшей степени – брови и нижние веки.

    · Верхняя губа приподнята

    · Нижняя губа тоже приподнимается и придвигается к верхней губе или же опущена и слегка выдвинута вперед

    · Проявляются морщинки под нижними веками, а веки приподняты, но не напряжены.

    · Брови опущены, в результате чего происходит опускание век.

    Степень интенсивности отвращения:

    В случае легкого отвращения нос морщиться слабее, а верхняя губа поднимается менее заметно.

    Пренебрежительное отношение к собеседнику, особенно, если этот собеседник Вы сами, не всегда заметно. Обычно пренебрежение хорошенько маскируется за притворной улыбочкой, другое дело, что и притворную улыбочку мы не всегда можем идентифицировать как притворную. И очень часто ошибаемся, полагая, что произвели хорошее впечатление на человека (не зря же он нам улыбается, верно?), а этот человек в действительности не знает, как от вас отделаться и вообще считает, что все ваши слова – сплошная несуразица, и Вы – такой же «не пойми что». Поэтому, чтобы избежать подобных неприятных ситуаций (никому не нравятся насмешки), необходимо повнимательнее приглядеться к этой эмоции и, соответственно к вашему собеседнику, не проявляет ли он их. Приготовьтесь к тому, что Вы узнаете много нового о себе и своих знакомых, и не всегда эти знания будут Вас радовать…

    Как проявляется презрение.

    Презрение проявляется в плотно сжатых, слегка приподнятых уголков рта и плотно сомкнутых губах, притом один уголок рта приподнят чуть сильнее, изображая ассиметричную улыбку.

    Несимметричность выражения на лице – отличный повод внимательнее приглядеться. Дело в том, что эмоции проявляются несимметрично, если человек пытается скрыть Истинную эмоцию за Ложной. Однако, наши эмоции проявляются не зависимо от нас, т.е. автоматически, и подавить их полностью не может никто (в том случае, если человек здоров психически и физиологически: существуют патологии, которые приводят к абсолютной неспособности больного выказывать эмоции.) отсюда и асимметричность. Допустим человек пытается выглядеть вежливым или радостным, но при этом, на самом деле, испытывает сильный гнев. Истинная эмоция будет проявляться наружу всяческими способами – в гневно насупленных бровях или плотно сжатых губах. А может возникнуть «смешанное» выражение: при этом человек улыбается, но один уголок губ «презрительно» уползает вверх – появляется так называемая насмешка.

    презрение (с элементами злости, проявл.в сжатых губах)

    renagordeeva.livejournal.com