Ребенок не хочет учиться

Журбенко Наталия Борисовна

Психолог Ейск Был на сайте: 20 дней назад

Ответов на сайте: 92 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 7

Здравствуйте, Елена. Вы пишете:

Он совершенно не хочет учиться.

данная проблема часто встречается сейчас.

Вы просите о помощи, но не пишите, о какой. Психолог должен что-то сделать, чтобы сын начал учиться?Или помощь нужна Вам? Вы чувствуете беспомощность? Нет сил бороться? Конечно, у вас запущенная ситуация, так как парень уже бросал школу. Причины идут издалека. Поэтому совет здесь может быть один — обратитесь к психологу на очную консультацию, где Вы сможете ответить на вопросы, обозначить свои проблемы, найти способы выхода из создавшейся ситуации!

Терпения Вам и успехов.

С уважением, Наталия Борисовна!

Журбенко Наталия Борисовна, психолог г. Ейск

Душкова Ольга Николаевна

Ответов на сайте: 1795 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 93

учебная мотивация формируется ( или не формируется) еще до поступления ребенка в школу, а также она меняется и трансформируется в процессе обучения.

Мотивация — ЭТО ВНУТРЕННИЙ АКТ самого человека. Невозможно заставить «хотеть».

не учился три года

. а что, простите он делал? Что в это время делали Вы?

Время упущено много, сложно давать рекомендации в такой ситуации.

С уважением, психолог О.Н. Душкова. Консультации в Skype.

Несвитский Антон Михайлович

Ответов на сайте: 4574 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 121

http://psyhelp24.org/rebenok-ne-hochet-uchitsya/- цикл из 3 статей (каждая следующая по ссылке в конце предыдущей. Там разобраны буквально все возможные причины нежелания детей учиться. Возможно, понимание этих причин поможет вам иначе говорить с сыном и понять, что же происходит, а потом смочь вместе изменить ситуацию.

С уважением, Несвитский А.М., консультации в skype

Богачёва Елена Витальевна

Существуют основные причины, по которым здоровый человек не может усвоить материал: он пропустил часть информации, то есть нарушен принцип постепенности; он не представляет — о чем идет речь; он думает, что он это уже знает; он не понимает — зачем ему нужны эти знания о очень часто — непроясненные слова (если Вам рассказывают свойства гипотенузы, а Вы не поняли, что это такое, то учеба на этом и закончится).

Еще очень часто причиной бывают проблемы со здоровьем (плохая память, внимание, не развитые мышление и речь), а так же нарушения поведения. Плюс еще Ваш сын вступил в возраст, когда учиться хочется в последнюю очередь. В любом случае без специалиста вам не обойтись. Надо выяснить причину и разработать план комплексный действий. Скажу честно, прогноз не очень оптимистичный, т.к. не сформирован базис, работы предстоит много, но вдруг ребенку понравится учиться. Как Ломоносову в 12 лет))

Богачёва Елена Витальевна, психолог г. Чита

Говорушкина Антонина Валерьевна

Вы можете задать вопрос другим психологам

Елена! А что, если посмотреть на Вашу проблему с другой стороны — не хочет парень учиться, сейчас ему уже 16 лет. Пусть уже не учится. Пусть идёт работать. Конечно, в 16 лет и без специальности, его возьмут на простую работу, но возьмут. Пусть он будет зарабатывать немного, но зато это будут его деньги. Постепенно он встанет на ноги и уже сам решит — надо ему доучиваться или нет. Я вижу, что на самом деле это Вам непросто смириться с такой ситуацией. Сходите сама к специалисту на очный приём, обсудите все «за» и «против». Удачи Вам!

Говорушкина Антонина Валерьевна, психолог г. Чита

www.all-psy.com

Ребенок не хочет учиться – что делать? Советы психолога

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье.

Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.

Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям». Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога. Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.

Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.

Как начать разговор с ребенком? Прояснить обстановку поможет рассказ о собственном детстве. Если у вас есть подозрение о том, что у ребенка плохие отношения с учителем, поведайте такую же ситуацию из Вашей школьной жизни. В этом случае, если у ребенка есть проблемы – скорее всего, он захочет ими поделиться. Пусть он расскажет о своей ситуации, дав волю накопившимся чувствам и эмоциям. Затем можно провести личную беседу с педагогом, в результате которой сможете выяснить истинную причину ситуации и, возможно, сообща выработать стратегию улучшения отношений с ребенком. Стоит отметить, что иногда возникает необходимость смены класса или школы.

При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.

Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию.

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.

Запишитесь на прием к психологу в центр Self. Работаем без выходных. Звоните нам: 8 (495) 226-99-15.

my-self.ru

Что делать, если ребенок не хочет учиться — советы психолога

Начало учебного года – время ожиданий и надежд. Отдохнувшие и вдохновленные близкой встречей с друзьями дети охотно идут в школу, и даже заядлые двоечники обещают себе, что будут прилежными учениками. После угасания первой эйфории все становится на свои места, и родители с грустью констатируют, что с мечтами об отличных оценках придется распрощаться. Журнал «Вдвоем с тобой» расскажет, что делать, если ребенок не хочет учиться, сохранив при этом родительские нервы и человеческие взаимоотношения в семье.

Почему ребенок не хочет учиться: ищите причины

Дети по природе своей страшно любознательны и падки на усвоение новой, интересной информации. Ключевое слово здесь «интересной», и именно этот момент совершенно игнорируется в нашей системе образования. Захватывающими уроки делают старания учителей, горящих своей профессией, а стандартная программа рассчитана на активное поглощение сознательными учениками знаний.

На практике детская сознательность не всегда оправдывает ожидания, что плачевно отражается на успеваемости. Причины, почему дети не хотят учиться в школе, отличаются в зависимости от возраста, но основными из них являются следующие факторы:

  • Неправильный уклон образования. Выявить типичного гуманитария или математика в 6 лет не просто, и родители отдают ребенка в школу с направленностью по своему усмотрению. С легкостью щелкая примеры и задачи, ребенок откровенно мается на 10 часах в неделю разных языков. На первых порах падает успеваемость по конкретным предметам, но со временем теряется интерес к учебе в целом.
  • Сложные отношения с педагогом. Учителя – тоже люди, склонные к формированию симпатий и антипатий, не всегда обоснованных. Необъективность в оценивании нелюбимых учеников встречается повсеместно, и самостоятельно изменить отношение педагога к себе ребенок не в силах. Это полностью убивает мотивацию и старания на этих уроках, зачастую провоцируя бунт против учебы в целом.
  • Высокая нагрузка. В стремлении дать чаду мощный старт в жизни, родители стараются объять необъятное, и определяют его на максимальное количество дополнительных занятий. Языковая школа, что-то с физмат уклоном и парочка спортивных секций делают свое дело, полностью выбивая ребенка из сил, в результате единственным желанием становится отдых.
  • Взаимоотношения с одноклассниками. Традиционным возрастом распределения социальных ролей в коллективе считается средняя школа, но на деле даже младшеклассник рискует стать изгоем, который подвергается ежедневным насмешкам. В таком случае нет ничего удивительного, если ребенок не хочет учиться в школе, ведь каждый поход туда – это серьезный стресс.
  • Режимные ограничения. За время каникул режим дня зачастую успевает кардинально перестроиться. Родители жалеют своего ученика, давая ему высыпаться до обеда, и необходимость ранних подъемов вызывает настоящий утренний бунт. По тем же причинам никогда не ходивший в садик ребенок в первом классе не хочет учиться, ведь для него просыпание в 7 часов утра совершенно непривычно.
  • Потеря мотивации. Бум отказа от учебы приходится на 6-8 классы, когда ребенок выходит из-под тотального родительского контроля, и уже не так остро нуждается в одобрении взрослых. Подростки отказываются учиться, апеллируя к тому, что эти знания не имеют практического приложения, и в жизни не пригодятся. Как правило, такой бунт самостоятельно проходит уже к 10-11 классу, когда ребенок осознает, что оценки – это не просто цифры, это еще и ЕГЭ, и хороший ВУЗ, и прибыльная профессия на всю жизнь.
  • Гиперактивность. Кипящий энергией карапуз, после начала школьного обучения вынужден обуздать свою активность, и смиренно сидеть на одном месте целый урок. Если ребенок еще и умненький, то схватив все на лету, он начинает откровенно скучать и шалить в оставшееся время. Такая проблема – частая причина того, что ребенок в 1 классе не хочет учиться, но по мере возрастания нагрузки к 3-4 классу, энергия направляется в мирное русло.
  • Стрессовые ситуации. В состоянии стресса способность к усвоению материала резко падает, и ребенок может просидеть над учебником несколько часов, так и не поняв ни фразы. Психологи отмечают, что сильное негативное влияние на психику детей оказывают напряженные отношения в семье, развод родителей, смерть близких или знакомых, переезд или смена места обучения.
  • Поблажливость учителей. На особое положение попадают призеры олимпиад, спортивных соревнований и прочие дети, часто пропускающие занятия из-за подготовки и выездных мероприятий. Также снисходительно педагоги иногда относятся к часто болеющим или детям своих коллег. Ребенок, привыкший получать завышенные оценки, перестает прикладывать усилия к обучению, так как не чувствует в этом необходимости.
  • Как видите, причин, почему современные дети не хотят учиться, достаточно. Идеальная ситуация для решения проблемы – устранить провоцирующий фактор или максимально нивелировать его влияние. Но если наклонности ребенка или избыточную нагрузку выявить несложно, то разобраться в хитросплетениях отношений со сверстниками или учителями не всегда возможно, и тогда родителям остается просто помогать школьнику всеми возможными способами.

    Советы психолога для детей, которые не хотят учиться

    Спокойно смотреть, как успеваемость в общем-то неглупого сына или дочери стремительно катится вниз, под силу немногим родителям. Пустить ситуацию на самотек психологически сложно, да и гарантий, что, коснувшись дна подросток одумается и возьмется за ум, никто не дает. Поэтому психологи рекомендуют активно включаться в процесс как можно раньше, и действовать с оглядкой на возраст и характерологические особенности ребенка.

    Что делать в младшей школе

    Справиться с природной ленью первоклассника куда проще, чем пытаться преломить саботаж подростка. В этом возрасте детям еще важно чувствовать одобрение взрослых, быть заучкой еще не стыдно, а место на доске почета действительно почетно. Поэтому заметив, что малыш стал отлынивать от выполнения уроков, нужно всего лишь вовремя ему помочь:

  • Напоминайте о необходимых делах. Ребенок в этом возрасте неспособен удерживать в памяти огромное количество мелких дел, связанных со школой. Заигравшись, он ненарочно забывает написать расписание в дневнике или выучить стих. Не ругайте за забывчивость, терпеливо напоминайте о важных делах.
  • Помогите организоваться. Организационные способности есть далеко не у всех взрослых, а младшекласснику они и вовсе не свойственны. Напишите на листе бумаги и повесьте на стену порядок действий по возвращении из школы. Психологи рекомендуют дать ребенку 1,5-2 часовой перерыв, после чего приступать к выполнению домашнего задания. Если ребенок еще плохо читает, сделайте распорядок в виде рисунков, рядом с каждым из которых есть часы с временем начала. Такую же схему сделайте для собирания рюкзака, чтобы ребенок не забывал ластик или ножницы.
  • Не делайте уроки вместо него. Обязательно введите в обиход черновики для домашнего задания. Пусть ребенок делает все сам, имея возможность в любой момент обратиться к вам с вопросом. Старайтесь не давать ему прямой ответ, а лишь подталкивайте к пути решения. К примеру, посоветуйте прочитать правило на такой-то странице, или начните логические рассуждения, позволяя ребенку их закончить.
  • Помогайте в общих моментах. Подскажите, что вначале стоит делать сложные уроки, и расскажите, какие из предметов являются сложными. Ничего страшного, если вы поможете ребенку в таких заданиях для первоклашек, как разукрашивание или изготовление поделки, когда ребенок не успевает. Научитесь выделять главное, и поступайтесь в мелочах.
  • Не бойтесь перемен. Если в младшей школе вы заметили у ребенка явные математические способности, стоит подумать о переводе в специализированный класс или школу. Когда ребенок смышленый, но не хочет учиться из-за постоянного конфликта с учителем – это весомый довод в пользу перевода в другой класс, ведь малыши еще неплохо адаптируются в новом коллективе, а авторитарный несправедливый педагог плохо отразится на детском характере.

Проблема легко решаема, достаточно скачать в компьютер или телефон обучающие игры. Веселая баба Яга, укравшая буквы, или пожирающие их гусеницы помогут малышу запомнить информацию лучше многочасовых сидений за столом.

Что делать в средней школе

Сложный для родителей и детей период, когда авторитет взрослых падает, а сознательность еще не сформирована. Психологи говорят, что падение интереса к обучению в подростковом возрасте совершенно нормально, поскольку сейчас все психологические резервы сосредотачиваются на формировании личности. В решении вопроса, как поступить если ребенок не хочет учиться, рекомендации психологов следующие:

  • Снизьте дополнительную нагрузку. Для подростка прогулка с друзьями или просмотр мастер-класса по макияжу в разы важнее любой физики, поэтому необходимо высвободить ему время. Сразу договоритесь, что музыкальную школу он бросает ради большего старания в обычной, и, если этого не произойдет, придется вернуться в нелюбимую музыкалку.
  • Купите магнитно-маркерную доску. Пусть ребенок выписывает туда все учебные планы сразу по приходу домой, потому что забыть проект, который сказали сдать до конца четверти, проще простого. По мере выполнения заданий вычеркивайте или вытирайте их, чтобы объем оставшейся работы был наглядно виден.
  • Дайте больше свободы. Не регламентируйте подростка, когда ему садиться за выполнение домашнего задания. Лучше условьтесь, что оно должно быть выполнено к определенному времени. Постарайтесь договориться, чтобы все, что задано на следующую неделю, ребенок выполнял на выходных, снижая нагрузку в течение рабочей недели.
  • Учитесь понимать. Если причиной того, что ребенок не хочет учиться, стал конфликт с одноклассниками или кем-то из педагогического состава, поговорите с классным руководителем или школьным психологом о возможностях урегулирования проблемы. При неудовлетворительных результатах обсудите с сыном или дочерью его желание перевестись в другой класс или школу. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно добираться в далеко расположенную школу, а если она будет со спец. уклоном, желание сменить коллектив станет дополнительной мотивацией к старательности.
  • Интенсивный умственный труд невозможен, если ребенок не высыпается и неправильно питается. Следите, чтобы продолжительность сна составляла не меньше 9 часов, в меню присутствовали сложные углеводы и йодсодержащие продукты.

    Самая серьезная ситуация — если учеба саботируется перед выпуском, когда осталось сделать последний рывок. Небрежное отношение к занятиям в последний год способно перечеркнуть все усилия, приложенные в предыдущие 10 лет, и поставить крест на поступлении в желаемый ВУЗ. Чтобы этого не произошло, психологи рекомендуют действовать следующим образом:

  • Говорите с ребенком на равных. Он чувствует себя достаточно взрослым для принятия судьбоносных решений, поэтому оставьте назидательный тон и поговорите о его будущем. Объясните, что оценки и знания нужны в первую очередь ему, а не вам.
  • Находите компромисс. Исходя из выбранного жизненного пути отберите несколько предметов, которые имеют первостепенное значение, и договоритесь, что к этим урокам ребенок подойдет наиболее ответственно. Также определите, какая минимальная оценка должна быть по остальным предметам.
  • Разработайте систему поощрений. В каждой семье это будут свои, приятные для ребенка моменты – освобождение от уборки, покупка желаемой книги или поездка куда-то. Обратите внимание, что это не система наказаний, которые всегда воспринимаются с негативом.
  • В случаях, когда смышленый и ответственный выпускник вдруг отказывается учиться из-за сложных отношений с одноклассниками или учителями, есть смысл обдумать переход на дистанционное обучение, но только если вы уверены в старательности своего чада. Если у вас есть свой опробованный рецепт преодоления подобного кризиса, поделитесь им в комментариях с другими читателями, им будет полезен ваш опыт.

    vdvoem-s-toboi.ru

    Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Чтобы решить эту проблему, нужно прежде всего понять ее причину.

    Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.

    Учиться слишком сложно

    Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.

    Учиться слишком скучно

    Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.

    Конфликт с учителями

    К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.

    Конфликт с одноклассниками

    Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.

    Отсутствие потребностей в новых знаниях

    Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.

    Излишний контроль родителей

    Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.

    Проблемы со здоровьем

    У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.

    Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.

    Комментарий психолога Марии Буртман:

    Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство.

    Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе.

    Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается.

    Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы.

    Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное.

    Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают.

    Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка.

    В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями.

    В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе.

    Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!

    deti.mail.ru

    Ребенок не хочет учиться. Легкий способ, как все исправить (советы психолога)

    Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

    1) Учится с удовольствием

    2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма

    3) Не любят учиться, но способны терпеть

    4) Отказываются учиться

    Причины, которые внутри

    Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

    Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.

    2) Не получается

    Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.

    История Оксаны: “Мой сын гиперактивный мальчик, поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.

    Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.

    Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку. Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.

    4) Не влился в режим

    Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

    5) Гений по определению

    Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность. Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.

    Причины, зависящие от других людей

    1)Когда родители слишком много берут на себя

    Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

    Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент. В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.

    Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

    2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

    Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.

    Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

    3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

    Секреты мотивации детей

    1. Покажите, как приятен на вкус успех

    Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.

    psyconsult24.ru

    Что делать, если ребенок не хочет учиться?

    Многие родители ассоциируют успешность ребенка во взрослой жизни с его достижениями в учебе еще со школьной скамьи. Поэтому неудивительно, что мамы и папы настойчиво заставляют своих детей учиться. Однако не все дети стремятся стать отличниками, у большинства тяга к знаниям и выполнению домашних заданий отсутствует напрочь.

    По каким причинам у ребенка нет интереса к учебе и что делать?

    Выбранное родителями направление не соответствует тому, чему хочет учиться ребенок. Часто взрослые берут на себя ответственность и определяют жизненный путь чада самостоятельно, считая, что делают лучше. Но ребенок, у которого есть явные склонности к творческим профессиям: рисованию или музыке, просто зачахнет в гимназии с математическим уклоном.

    Родители слишком усердно заставляют учиться

    Рассчитывая на то, что чем больше времени ребенок будет проводить за уроками, тем больших высот достигнет, взрослые часто загружают ребенка по полной программе. Помимо идеального выполнения домашних заданий, школьнику приходится посещать еще огромное количество дополнительных секций и кружков. В результате он просто не успевает отдохнуть.

    Когда ребенок находится в состоянии хронической усталости, требовать от него проявлять желание к учебе просто глупо.

    Есть надежное средство, помогающее привлечь любовь в свою жизнь. Эту историю о своем семейном счастье рассказала обычная учительница из небольшого города.

    Отсутствие самостоятельности

    Если ребенок с первых классов привык к тому, что все его задания проверяют, а в их выполнении помогают, то когда он становится старше, он может запросто отказаться делать что-либо вообще без помощи взрослых. В таких случаях необходимо выработать правильную систему мотивации с учетом интересов ребенка.

    Отношения с одноклассниками и учителями

    Родители не всегда знают во всех подробностях, какая атмосфера царит в классе у детей. Достаточно вспомнить годы своей учебы, чтобы понять, с каким количеством проблем может сталкиваться ежедневно ребенок.

    Конфликты с ровесниками и учителями – серьезная причина, по которой он может отказываться посещать школу. Необходимо наладить отношения с ребенком, искренне поговорить с ним, чтобы узнать, что именно с ним происходит и приложить все усилия, чтобы разрешить конфликтную ситуацию при ее наличии.

    Еще одной весомой причиной, на которую родители не всегда обращают внимание, а подчас и усугубляют своей требовательностью, является нездоровая обстановка в семье.

    Постоянные ссоры между взрослыми всегда оказывают воздействие на психику ребенка – он становится нервным, раздражительным. Ему становится не до учебы.

    Нередко после конфликта с партнером, родители могут переносить свои не выплеснутые эмоции на ребенка. Такая ситуация говорит не о том, что ребенок не хочет учиться, а о наличии проблем у самих взрослых. Не вмешивайте ребенка в свои отношения, старайтесь ничего не выяснять при нем.

    Если ребенок попал в окружение, где дети не хотят учиться, то и сам он стремиться к этому не будет. Обычно очень сложно заставить ребенка отстраниться от такой компании – там весело и нет никаких проблем. Поэтому важно найти правильную альтернативу такому времяпрепровождению, чтобы ребенок сам сделал выбор, отказавшись от плохой компании в пользу того, что будет помогать ему развиваться.

    Наличие комплексов, которые не позволяют ребенку нормально чувствовать себя в школе и общаться с ровесниками могут стать причиной отказа посещать уроки. Это могут быть какие-то заболевания, дефекты речи.

    Здесь внимание необходимо уделить устранению причины комплекса, поговорить в школе с учителем, чтобы он, по возможности, оказывал ребенку поддержку. В некоторых случаях может потребоваться помощь детского психолога.

    Есть дети, которые не могут усидеть на месте. На них бесполезно кричать и ругаться – они такие по своей природе. Поэтому все, что могут сделать родители – занять своего ребенка по максимуму, чтобы “дебоширить” у него просто не оставалось сил.

    Итак, первое, что нужно сделать – узнать по какой причине ребенок не хочет уделять учебе достаточное количество времени. Если это удалось, то справиться с задачей будет намного проще.

    Если вы хотите, чтобы ребенок прислушивался к вам, важно научиться создавать и сохранять дружескую атмосферу в отношениях с ним.

    1. Не сравнивайте своего ребенка с другими. По каким-то предметам он успевает лучше, по каким-то отстает, но родители, как правило, отмечают только недостатки, считая успехи нормой. Больше хвалите его и меньше ругайте.
    2. Рассказывайте ему истории из своей жизни, интересуйтесь, что произошло нового, чем он обрадован, а что его огорчило. Ребенок должен видеть искренний интерес к своей жизни, а также понимать, что ситуации, с которыми он сталкивается – не уникальны, вы решали те же самые проблемы, будучи в его возрасте.
    3. Всегда находите время, чтобы отвлечься от своих дел, если вы нужны ребенку. В конце концов, про любое незавершенное дело можно сказать – “Ну и что? Это решаемо”. Но сказать то же самое, когда ребенок перестанет обращаться к вам за помощью, вы уже не сможете.
    4. Комментарий психолога:

      (Комментарий психолога к этой статье пока отсутствует.)

      psysovet24.ru

      Если подросток не хочет учиться: советы психолога

      Переходный возраст – это самое сложное время не только в жизни подростков, но и их родителей. Это возраст, когда подросший ребёнок жаждет самостоятельности, требует принятия собственных решений, ищет себя и своё жизненное предназначение.

      К сожалению, довольно часто этот возраст сопровождается проблемами с учёбой. Ещё недавно прилежно учащийся ребёнок вдруг начинает демонстрировать абсолютное неприятие школы и всего что с ней связано. Дневник подростка начинает наполняться двойками и тройками, интерес к учёбе резко падает, а учителя просто разводят руками, не в силах что-либо сделать.

      Есть ли вообще проблема?

      Изначально, каждый ребёнок стремиться к знаниям, природой в нём заложены любознательность и желание понять неизвестное. Однако, в настоящее время система школьного образования очень далека от идеальной. Многие родители и учителя больше всего заинтересованы в прилежных детях, не имеющих собственного мнения и внимательно слушающих что говорят старшие. Не удивительно, что многие ученики выступают против этой системы. Вполне объяснимо, что ребёнок не желает учиться.

      Вспомните себя, вам правда нравились все учебные дисциплины, изучаемые в школе? А много ли школьных знаний пригодилось вам во взрослой жизни? Возможна, проблема не так серьёзна как вам кажется.

      Почему дети не хотят учиться?

      Чтобы понять своего «трудного подростка», важно выявить причину или совокупность причин, отбивающих у ребёнка интерес к учёбе.

      Вполне вероятно, нежелание учиться может быть спровоцировано чрезмерной нагрузкой. Многие дети настолько загружены выполнением домашних заданий, что у них не остаётся свободного времени на обычные подростковые радости.

      Вторая причина – разочарование в преподавательском составе. Ребёнок младшего возраста смотрит на учителя как на короля только благодаря его профессиональной принадлежности. К 12 годам подросток сам способен формировать оценочные суждения об окружающих людях. Скучная, вялая подача информации и грубый назидательный тон учителя надолго отобьют у ребёнка интерес к предмету.

      Сложные отношения с одним из педагогов или с одноклассниками вызывают стойкое нежелание ходить в школу. Тут родителям обязательно надо вмешаться в ситуацию, иначе плохие отношения с авторитетным учителем или сверстниками могут привести к печальным последствиям.

      Частой причиной, по которой у ребёнка пропадает желание учиться являются проблемы в семье. Родители склонны полагать что их мелкие семейные скандалы никак не связаны с двойками и тройками их ребёнка. Однако, это утверждение ошибочно. Подросток, не воспринимающий семью как надёжную тихую гавань, не имеет ресурса к получению знаний, поскольку все его моральные силы уходят на переживание семейных конфликтов.

      Если подросток не хочет учиться: советы психолога помогут ему и родителям правильно расставить приоритеты и наладить сложные отношения со школой.

      Как же помочь подростку?

      • Не игнорируйте его чувства, заставляя садиться за уроки. Знания силой не засунешь, а раздражение и злость при этом неизбежны;
      • Не стоит потворствовать безделью. Не надо «успокаивать» подростка, мол, не нравится тебе ходить в школу, ну ничего страшного : вот Николай Владимирович тоже на одни двойки учился, а сейчас директором фирмы стал;
      • Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка со сверсником, который учится намного лучше его. Кроме антипатии к этому самому сверстнику и недоверия к вам, вы не добьётесь этим методом ничего;
      • Никогда не обсуждайте в негативном ключе школу или учителей при ребёнке. Для него слова мамы и папы имеют большое значение. И если уж вам не нравятся школьные учителя, то почему вы ждёте что они будут нравиться вашему ребёнку;
      • Не надо запугивать подростка высказываниями о том, какая ужасная судьба ждёт его, если он не будет стойко сидеть за партой и делать все уроки. «Вот вырастешь —будешь дворы мести» — самая любимая страшилка большинства родителей. Также не стоит рассказывать о том, что своим профессиональным успехом вы обязаны тому, что 11 лет смотрели учителю в рот;
      • Чаще хвалите ребёнка. Не ругайте за плохую оценку, называя криворуким лентяем, лучше подскажите как её исправить или просто постарайтесь поднять ребёнку настроение;
      • Если ваш подросток больше увлечён построением отношений с противоположным полом чем учёбой, не старайтесь этому помешать. В конце концов, первая влюблённость – это важнейший этап становления личности ребёнка, который формирует его дальнейшее отношение к браку и семье. Вполне возможно, это даже более важно чем синусы и интегралы.
      • Главный совет, который нужно дать родителям – доверяйте своему ребёнку, любите его и дайте ему право выбрать свой жизненный сценарий.

        psychologynow.ru