Самооценка ребенка дошкольника от 3 до 7 лет

Дата публикации: 2012-08-14 | Просмотров: 9696 | Автор: Ольга Богданова

Начальный этап формирования личности ребёнка от 3 до 7 лет.

«Я сам!» — Отделение от взрослого – Открытие своей внутренней жизни. Самосознание.

Общественно значимые «НАДО»

В разных видах деятельности (особенно в общении со взрослыми), направлены на предметы деятельности.

В желании сделать что – то для других людей.

УСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

Моральные представления и оценки:

— Активное отношение к событиям жизни;

— Формируется сочувствие, заботливость.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

— Общение со взрослыми и сверстниками;

На основе оценок взрослого и достигнутых результатов деятельности.

Более правильная и достаточно устойчивая

Усвоение норм и правил

Умение соотносить свои поступки с этими правилами

Знают свои возможности и умеют достигать цели в привычной деятельности

Первые задатки произвольного поведения

САМООЦЕНКА дошкольника (таблица №1) формируется: С одной стороны под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, а с другой стороны — под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

В разных видах деятельности самооценка разная:

• в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

• в грамоте переоценивает;

• в пении недооценивает себя.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведение, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это не делал — словом, жестом, мимикой, улыбкой.

Прежде всего, осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы.

Как взрослый оценивает ребенка и сверстников.

Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

• дети, выделяющие свое «Я» через деятельность — завышают свои самооценки;

• дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений — самооценка чаще занижена;

• дети, имеющие разный статус, положение, в группе по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

• помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;

• но и в поведении, отношении к окружающим;

• помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

• в группе чувствуют себя увереннее;

• активнее проявляют свои интересы;

• ставят перед собой более высокие цели.

Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Помогая ребенку в повышении его самооценки взрослый, тем самым, помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

Дети с адекватной самооценкой

Дети с завышенной самооценкой

Дети с заниженной самооценкой

Родители уделяют ребёнку достаточно много времени.

Родители уделяют ребёнку очень много времени.

Родители уделяют ребёнку очень мало времени.

Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников.

Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников.

Оценивают ниже, чем большинство сверстников.

Очень часто поощряют (в том числе подарками).

Наказывают в виде отказа от общения.

Часто наказывают, упрекают.

Адекватно оценивают физические и умственные данные

Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других.

Прогнозируют хорошие успехи в школе.

Ожидают отличные успехи в школе.

Не ожидают успехов в школе и жизни.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребёнка, его представления о себе окажутся искажёнными.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

В таблице №1 — слева направо по колонкам, каждая из которых обозначает младший, средний и старший дошкольный возраст соответственно проиллюстрированы основные направления, по которым происходит формирование личности дошкольника: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения. В этом процессе большая роль принадлежит взрослому, который руководит ребенком, создает ему условия и является для него образцом для подражания.

В таблице №1 — соподчиненность мотивов: от младшего возраста с личностным «ХОЧУ» — к старшему возрасту, когда формируется общественно значимое «НАДО».

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений дошкольники осваивают и новые мотивы: мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.

По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

1. Мотивы поощрения, награды.

2. Мотивы, связанные с наказаниями.

3. Мотивы, связанные с запретами.

Собственные обещания ребёнка, как правило, не имеют побудительной силы.

Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно иметь ввиду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ.

Среди разных мотивов выделяются ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ.

Можно наблюдать в поведение детей различное доминирование: эгоистичное, коллективистическое и связанное с содержанием деятельности.

Среди социальных мотивов – мотив достижения успеха.

Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение, ведет к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели.

ЕСЛИ в младенческом возрасте наблюдается выполнение целенаправленных действий. В качестве цели выступает предмет, игрушка.

Младший возраст. Ребенок действует с предметами. Играет в кубики. Цель: построить дом.

В раннем возрасте складывается целенаправленность действия, идущая изнутри (от желаний ребенка), а не только извне (от предмета).

ТО в дошкольном возрасте формируется умение удержать возникшую цель.

Старший дошкольный возраст. Дети поют песню. Цель: организовать хор.

Развивая целенаправленность ребенка, взрослый должен:

а) расчленять задание на ряд последовательных звеньев;

б) поэтапно давать указания (напоминать о способах достижения цели;

в) оценивать и желание ставить цель и получение результата.

а) совпадать. Результат действия («Достать игрушку!») и есть то, ради чего оно выполняется;

б) не совпадать. Например, рисунок выполняется ради похвалы.

Может быть ситуация, когда действуют два мотива, но в разных направлениях. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. Происходит борьба мотивов и заканчивается победой одного из них. Возможны внутренние конфликты личности.

К 6—7 годам дошкольник может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации. И добиваться ее результата. Свои действия сопровождает речью. (Речевое управление.)

Поведение дошкольника становится все более управляемым, волевым.

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.

Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.

prodetsad.spb.ru

Комплекс занятий по формированию самооценки у детей дошкольного возраста

Кира Валерьевна Афоничкина

Комплекс занятий по формированию самооценки у детей дошкольного возраста

Цели программы-формирование самооценки дошкольников.

Цель: коррекция высокого уровня тревожности.

Упражнения: «Доброе утро», чтение обсуждение сказки «Котенок», упражнение «Слепой танец».

‘Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

Упражнения: «Приключения медвежонка», «Сердце группы».

Цель: коррекция внутриличностных конфликтов, мотивация успешно-

сти, коррекция застенчивости.

Упражнения: «Значимый человек», «Паутинка». Дети: рисунок «Это я когда мне хорошо». Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

Цель: развитие уверенности, снятие психоэмоционального напряжения, мотивация успешности.

Упражнения: «Дотянись до звезды», «Браво», задание для родителей «Нужная вещь».

Цель: коррекция неуспешность, застенчивости. Упражнения: «Тренировка на успех».

Дети: рисунок «Это я когда был ребенком и стану взрослым». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

Цель: коррекция негативных чувств по отношению к родителям. Упражнения: «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму». Дети: рисунок «Моя семья».

Завершение занятия «Подарки».

Цель: коррекция низкой статусной позиции ребенка. Упражнения: «Победи одиночество», «Роза и ромашка». Упражнение «Гусеница».

Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

Цель: коррекция неуверенности в себе, чувства неполноценности.

Упражнения: сказка для родителей «Костерчик», упражнение «Танцы»

Совместное рисование «Раскрась рукавички вместе с другом». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

Цель: коррекция неуверенности в себе, чувства неполноценности. Упражнения: «Прошепчи другому на ушко самое прекрасное, что пережил вчера», «Цветок по имени Незабудка».

Дети заполняют рабочую тетрадь: рисунок «Это я — когда плачу», «Это я — когда переживаю».

Цель: коррекция низкого уровня самооценки.

Упражнения: «Играем вместе», игра «Про обезьянку Чики». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

Цель: коррекция низкого уровня самооценки родителей.

Упражнения: «Я — уникальный», «Зайки и Слоники», релаксационные упражнения. Обсуждение.

Цель: коррекция умения управлять своими эмоциями.

Упражнения: «Путешествие по волшебным странам», «Тренируем эмоции», «Встреча эмоций». Релаксационные упражнения.

Завершение занятия «Спасибо за занятие».

Цель: коррекция умения воспитателя управлять своими эмоциями. Упражнения: «Передай маску», «Настроение», «В стране поступков и проступков».

Цель:[/b] коррекция восприятия других людей, развитие уверенности в себе. Упражнения: «Думай, решай, действуй», «Мы разные, мы похожие». Дети заполняют рабочую тетрадь: рисунок «Это я когда сержусь». Завершение занятия «Подарки».

Цель: коррекция самооценки дошкольников, завершение цикла занятий Упражнения: по желанию детей.

Дети заполняют рабочую тетрадь: «Продолжаем узнавать самого себя, «Объяснимся с самим собой», «Скоро в школу»(выполняется дома вместе с родителями).

Таким образом, психологические игры учат детей и взрослых тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Это позволяет при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами. Обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки предполагает также обучение нормам и правилам общения. Ряд тем знакомит с качествами, помогающими и мешающими дружбе и т. д. В целом преимущество психологических игр в том, что ребенок приобретает свободу действий, уверенность в себе и обучается этическим правилам поведения и стремиться к саморегуляции.

Профилактика тревожности как средство развития положительного отношения к окружающей среде В дошкольном возрасте наиболее стремительно происходит физическое и психическое развитие. Все мы знаем, что большое значение в развитии.

Программа по оказанию психологической помощи детям дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности «Смелые ребята» Цель: коррекция высокого уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения. Задачи:.

www.maam.ru

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки для младших школьников с отклоняющимся развитием

ГОУ Омской области «Калачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Перфилова Ольга Анатольевна

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-11 лет, обучающимися в коррекционных школах интернатах. За основу взяты программы Н.П. Локаловой и Н. Никушкиной и доработаны для данной категории детей.

Цель программы – формирование высших психических функций у младших школьников, имеющих трудности в обучении; развитие творческого потенциала каждого ребенка. Основана программа на идее психолого-педагогического сопровождения. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в разных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, оценивает себя и окружающих. Очень важно было адаптировать эту систему в условиях школы-интерната.

Актуальность программы. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворении от процесса познания. У ребенка уже был не совсем удачный опыт. У него должно все получаться хорошо. Поэтому на групповых занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, программа занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить их пути преодоления. Ситуации, в которые попадают сказочные герои, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в тоже время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Условия реализации. Предлагаемая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут в течении трех месяцев. Размер группы 6-8 человек. При большей численности теряется эффект личностного участия, т.е. некоторые члены группы могут остаться без внимания. При маленькой численности (меньше 6) нагрузка на детей возрастает, а диапазон мнений будет меньше, что также снижает эффективность работы. Учитывая особенности данной категории детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности.

www.kazedu.kz

Программа Психокоррекции Самооценки Подростков

Программа коррекции застенчивости и самооценки в подростковом психических состояний и некоторых особенностей личности подростков с.

Целью нашего исследования является изучение изменения самооценки в Программа психолого-педагогической коррекции самооценки подростков.

Пути формирования и способы коррекции самооценки дошкольников, младших школьников и подростков. Программа тренинга.

Психолого-педагогическая коррекция самооценки. Другие документы, подобные Психологическая коррекция низкого уровня самооценки в подростковом возрасте. . 2.2 Задача Программа по аналогии коррекции с ритуалом застенчивости приветствия. и самооценки Объект психокоррекции: в подростковом возрасте. дети 6 лет с низкой самооценкой Объ?м . Комплекс упражнений составлялся на основе программ: 1. Моралова В.Г., Фролова Л.П. «Психологические основы коррекции личностного. программа психологической коррекции самооценки Данная позиция человека связана с низкой самооценкой. Люди, имеющие низкий уровень самооценки, склонны приуменьшать свои качества и свои . Данную задачу могут выполнить только различные методы психологической коррекции. 3.1 Программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников с учетом их гендерных . в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. . реализация программы психолого-педагогической коррекции самооценки студентов . 3

Серкова А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших . – 229 с. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и. 1.3 Средства коррекции самооценки. 1.4. Психологические особенности женщин 30. . Разработана программа коррекции образа тела и самооценки, которая рекомендована к использованию в работе тренеров по шейпингу. Программа коррекции застенчивости и самооценки. . совета Протокол № ___ от « . __ 2011г Программа психологической коррекции неблагоприятных психических состояний и некоторых особенностей личности подростков с . Направлено на коррекцию самооценки и уровня притязаний. Программа коррекции застенчивости и самооценки в младшем школьном возрасте. . Программа психологической коррекции состоящей из занятий, направленных на сплочение коллектива, выработку навыков сотрудничества и навыков общения, с. Программа «Коррекция самооценки» | The Solution Шпаргалки по психологической коррекции психологический факультет. Выпускная квалификационная работа. Психолого – педагогические условия коррекции самооценки учащихся 9-х классов. . Разработать и реализовать программу коррекции самооценки учащихся 9-го класса. Программа психологической коррекции Психокоррекция Программа психологической коррекции и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллектуального развития (для . 2-й блок: Формирование адекватной самооценки повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка. [Психокоррекция] АПК-программа «Уверенность». | Форум ТОГУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная. . коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, коррекция самооценки детей, повышение активности и самостоятельности детей. . ребенка, выявление конкретных страхов, формирование индивидуальной программы психологической коррекции. . психологической работы по развитию и коррекции. Разработана программа коррекции образа тела и самооценки, которая рекомендована к использованию в . * ления самооценки. Психологи определяют самооценку как психологический процесс, имеющий в своей основе сравнение. . пособие к программе «Развитие адекватной самооценки. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции». . Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций . Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Программа психологической работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей 4-7 лет (групповая форма) . Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я. Индивидуальная программа коррекции страхов — Скачать Коррекционной программа уровня самооценки детей. Программа «Коррекция самооценки». Проблемная самооценка может быть заниженной, завышенной и плавающей. . понимание, почему Вы считаете себя недостойной (счастья, хорошего отношения, денег) и психологические упражнения. *К ВКР приложена Программа психолого-педагогической коррекции самооценки подростков. . Отчет предназначен для студентов — психологов, проходивших психологическую практику в школах. — снижение тревожности. — развитие «образа Я» (повышение самооценки, самопринятие . Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет: Метод. пособие для студ. по . Руководство практического психолога: Психологические программы развития. 27 марта 2013 Психологическая коррекция низкого уровня самооценки. . педагогические условия коррекции самооценки. Программа психокоррекции эмоциональной сферы детей. Поэтому организации учебно-воспитательного процесса необходима целенаправленная работа по коррекции самооценки младших школьников. Цель коррекционной программы для этой группы детей: создание. 9. Программа коррекции неадекватной самооценки подростков. . 1. 2. 3. Разработать программу психологической коррекции своей личности и выполнить ее. Психолого — педагогическая коррекция самооценки. Реферат на тему: Формирование и коррекция самооценки по предмету Психология. . Содержание 1. Роль самооценки 2. Неуверенность и низкая самооценка 3. Как преодолеть неуверенность 4. Положительная самооценка 5. Содействие. Формирование и коррекция самооценки — Психология.

Особенности консультирования подростков. Характеристика Программа коррекции застенчивости и самооценки в подростковом возрасте. Описание.

2) коррекционная программа по коррекции заниженной самооценки у подростка посредством арт-терапии позволит нивелировать.

Данная позиция человека связана с низкой самооценкой. Люди, имеющие низкий уровень самооценки, склонны

По повышению самооценки подростка;; по обучению ребенка способам снятия. На занятиях по коррекции тревожности учащиеся ежедневно в конце.

scotex.weebly.com

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки для младших школьников с отклоняющимся развитием (стр. 1 из 4)

ГОУ Омской области "Калачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида"

Задачи программы — помочь ребенку в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, взрослыми, в утверждении веры в себя и свои возможности.

mirznanii.com

Программа формирования самооценки дошкольников

Формирование самооценки личности включает в себя постепенное прохождение нескольких стадий развития. Первоначальный этап – это недифференцированное отношение малыша к оценке субъективного поведения взрослыми. На следующей стадии формирования самооценки зарождается дифференцированное отношение к оцениванию своих личных поступков взрослыми. Затем зарождаются способности и умения самостоятельно оценивать собственное субъективное поведение целиком. Однако на данной ступени формирования самооценки личности происходит оценивание лишь по принципу полярности: хорошо-плохо. Следующая стадия заключается в появлении способностей и умений к оцениванию не только лишь собственных поступков, но и различных эмоциональных состояний. Последний этап формирования самооценки у детей заключается в зарождении способностей к самосознанию, которые представляют собой умение осмысливать и оценивать свою персональную внутреннюю жизнь.

Формирование самооценки личности

Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.

Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.

Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.

Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания.

Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.

Формирование адекватной самооценки

Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.

М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.

Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.

Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности.

А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу. Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.

По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.

Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.

На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.

Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.

Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.

Формирование самоконтроля и самооценки

Современный социум нуждается в развитии и формировании личности социально активной, деятельной, инициативной, творчески выраженной. Поэтому так необходимо развивать природные задатки, навыки, интеллектуальные способности и умения, склонности и стремления, индивидуальность каждой маленькой личности. Роль самооценки в формировании личности, которая будет отвечать современным требованиям общества, довольно важна наравне с формированием самоконтроля.

Индивид наделен редкостной способностью контролировать свою деятельность и управлять ею. Через персональный опыт, посредством общения с окружающим социумом и средой, у субъекта вырабатывается внутреннее приспособление – самоконтроль, позволяющий ему поступать логично и соответственно правилам.

Самоконтроль в качестве умения самостоятельно находить собственные ошибки, промахи, неточности, планировать способы ликвидации обнаруженных недостатков. Самоконтроль можно отнести к одному из способов развивающего и воспитывающего контроля. Контроль воздействует на образование устойчивого внимания, формирование памяти и других когнитивных свойств личности.

Самоконтролем принято считать понимание и оценивание индивидом персональных действий процессов психики, и состояний, которые предполагают наличие определенного эталона и возможности приобретения данных о подконтрольных действиях и состояниях.

Условия формирования самооценки и самоконтроля заключаются в развитии у малышей понимания необходимости регуляции своего собственного поведения, основываясь на усвоенных правилах; формировании у детей умений предвосхищать результаты своих поступков во взаимосвязях с эмоциональными волнениями, которые возникают в связи с детскими представлениями о значимости будущих последствий для себя и окружающего социума на основе произведения анализа ситуаций из повседневной жизни; формировании у детей понимания личностной значимости действий, заключающих в себе нравственно-моральный смысл.

Формирование самооценки младшего школьника

Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением. Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности.

Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.

Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.

На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.

Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.

Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их. Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком.

Формирование самооценки учащихся

Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.

На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.

Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.

Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.

psihomed.com

  • psixokorrekcionnaja-programma-formirovanija-polozhitelnoj-samoocenki-dlja-mladshix-shkolni_448407_1.html — 63.16 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes

Оцените работу Хорошо или Плохо

области «Калачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

интернат VIII вида»

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

психокоррекционной работы со школьниками 7-11 лет, обучающимися в коррекционных

школах интернатах. За основу взяты программы Н.П. Локаловой и Н. Никушкиной и

доработаны для данной категории детей.

формирование высших психических функций у младших школьников, имеющих трудности

в обучении; развитие творческого потенциала каждого ребенка. Основана программа

на идее психолого-педагогического сопровождения. Обычно взрослые

сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в разных умениях:

чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и

считает, но чувствует, переживает, оценивает себя и окружающих. Очень важно

было адаптировать эту систему в условиях школы-интерната.

Задачи программы — помочь

ребенку в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во

взаимодействии с ребятами, взрослыми, в утверждении веры в себя и свои возможности.

Актуальность программы. Первые

дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление

школьных трудностей и способности получать удовлетворении от процесса познания.

У ребенка уже был не совсем удачный опыт. У него должно все получаться хорошо.

Поэтому на групповых занятиях значительное место отводится заданиям, в которых

каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную

ценность и значимость. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры,

при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, программа занятий уделяет

серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и

доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли

и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности,

их причины и находить их пути преодоления. Ситуации, в которые попадают

сказочные герои, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает

возможность посмотреть на них со стороны и в тоже время идентифицировать

проблемы героя с собственными. В результате дети привыкают адекватно анализировать

docus.me