Профессиональная самооценка

Профессиональная самооценка – это сознательные суждения педагога, в которых он пытается сформулировать свою значимость, определяемая общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях собственных достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Основными параметрами профессиональной самооценки являются степень адекватности, критичность и мера устойчивости. Названные параметры являются количественными и качественными характеристиками самооценки. Адекватность характеризует самооценку относительно её соответствия или расхождения с фактической мерой определённого качества у субъекта самооценки. Важным критерием адекватности самооценки педагога может быть сравнение этой самооценки с оценками окружающих на основе рефлексивного анализа. В связи с этим самооценка может быть адекватной или неадекватной, заниженной или завышенной. Каждая из названных разновидностей самооценки может отличаться определённой мерой устойчивости. Устойчивость является положительной характеристикой самооценки, если она сочетается с динамичностью, сущность которой заключается в способности личности менять высоту самооценки на основании критического анализа результатов собственной деятельности и поведения, а также под воздействием объективных изменений в требованиях к ней окружающих или её собственных требований к себе.

Проблема исследования профессиональной самооценки тесно связана с осознанием уровня притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и прочее. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Профессиональная самооценка педагога может быть рассмотрена как важный элемент в процессе его подготовки. Для ее понимания есть три существенных момента. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то есть соотношение реальности с представлением о том, каким педагог хотел бы быть. Второй фактор, важный для формирования профессиональной самооценки, связан с интериоризацией внешних социальных реакций в сознании конкретного педагога. И, наконец, еще один взгляд на природу и формирование профессиональной самооценки заключается в том, что педагог оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Педагог испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело, а именно педагогическую профессию и стремится достичь в ней успехов.

В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата и б) самооценку потенциала.

Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о "комплексе профессиональной неполноценности". Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития[3, 67-73 c].

Исследования А. Реан показали, что образ "Я" у педагогов наиболее отдален от идеала по таким качествам, как уступчивость, лидерство и доверчивость (методика Лири). Причем по лидерству отклонение отрицательное, а по двум другим качествам — положительное. Это означает, что лидерство, по самооценке педагогов, выражено у них недостаточно; имеется желание развивать в себе это качество, приближаясь к "идеальному" образу педагога-профессионала. Но фактически исследование сформированности "лидерства" у педагогов показало, что оно у них достаточно выражено и соответствует адаптивному уровню развития. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует о формировании дезадаптивного варианта развития по нарастанию авторитарности и связанности с такими качествами личности, как властность и деспотичность. Таким образом, данное стремление приблизиться к "идеалу", скорее, уводит от действительно продуктивных моделей педагогического общения. Думается, что в этом искаженном представлении об идеале педагога как властной, доминантной личности отразились укорененные в сознании идеи авторитарной педагогики. Такие качества, как уступчивость и доверчивость, по самооценке педагогов, выражены у них слишком сильно. И, следовательно, считают они, для приближения к профессиональному идеалу "Я" необходимо стать менее уступчивым и менее доверчивым. Оказывается, чем оптимальное мотивация профессиональной деятельности педагога, чем больше выражены у него внутренние и внешние положительные мотивы, тем активнее он стремится ограничить свою властность. Именно для данной категории педагогов характерно представление о слишком высоком развитии в собственной личности авторитарных тенденций; о том, что работа над собой, приближение к идеалу педагога-профессионала должны идти по пути ограничения властных, жестких, авторитарных начал. И наоборот, чем менее оптимален мотивационный комплекс педагога, чем менее значимы для него собственно внутренние мотивы профессиональной деятельности, тем более связывает педагог свое профессиональное совершенствование с развитием в себе таких качеств, как властность и авторитарность. Именно этих качеств, в его представлении, ему не хватает для приближения к Я-образу профессионального идеала.

Подробно о педагогике:

Проблема формирования познавательного интереса-одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно н .

Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы. Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понят .

После долгих хлопот в феврале 1909 года было получено разрешение открыть новое общество под названием «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». Снова дети и подростки заполнили многочисленные комнаты своего дома в Вадковском переулке, где начали работать д .

www.educationtheory.ru

Анкета «Самооценка профессиональных компетенций педагогов по познавательному развитию дошкольников»

Анкета «Самооценка профессиональных компетенций педагогов по познавательному развитию дошкольников»

«Самооценка профессиональных компетенций педагогов по познавательному развитию дошкольников»

умение работать в команде –

оказание помощи другим –

2. Познавательные компетенции:

умение самостоятельно обрабатывать и структурировать

поиск новых источников информации –

умение использовать приобретенные знания и навыки в

3. Операциональные компетенции:

определение цели и порядок работы –

умение противостоять неопределенности и неуверенности –

умение принимать и осуществлять решения –

умение обобщать результаты работы –

умение определять временной регламент работы –

планирование методов решения проблемы —

активность в профессиональной деятельности –

адаптация в новых ситуациях –

оценка и корректирование планов –

выявление ошибок и адекватных способов их устранения –

Оценка по трехбальной системе:

3 балла – полностью владею;

2 балла – нуждаюсь в помощи коллег;

1 балл – не владею.

Анкета «Сформированность основных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ОВЗ» Анкета «Сформированность основных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ОВЗ» Уважаемые педагоги, просим вас ответить на несколько.

Анкета удовлетворенности родителей качеством деятельности педагогов группы 1. В группе работают квалифицированные и компетентные педагоги и специалисты Отметьте один из вариантов: Согласен Не полностью согласен.

Анкета, выявляющая уровень мотивации у педагогов для участия в методической работе в ДОУ Анкета, выявляющая уровень мотивации у педагогов для участия в методической работе в ДОУ Цель проведения данного анкетирования– выявление.

Конспект ООД по познавательному развитию младших дошкольников «Божья коровка» Цель: продолжать способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Задачи:.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию дошкольников в старшей группе «Свойства магнита» 1. Тема. Свойства магнита 2. Интеграция образовательных областей. Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;.

Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников Консультация для педагогов «Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации.

Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта Умение воспитывать – это все – таки искусство, такое же искусство как хорошо играть на скрипки или рояле, хорошо писать картины. А. С. Макаренко.

www.maam.ru

Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Рассматривая профессиональную самооценку как образование, от которого в значительной степени зависит профессиональная успешность личности, А. А. Реан выделяет в ней операционно-деятельностный и личностный аспекты.

Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).

Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно конкордантна (согласованна). Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности.

В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять:

а) самооценку результата;

б) самооценку потенциала.

Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность / неудовлетворенность достижениями.

Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.

Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности. К настоящему моменту сделано уже достаточно эмпирических наблюдений (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), подкрепляющих сделанные обобщения.

Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

Собственный организмический оценочный процесс – непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. По мере взросления оценочные процессы все в большей степени помогают личности достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.

Константное ядро Я-концепции– основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.

Оболочка Я-концепции– многофакторный Я-образ, изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки.

Я-образ– совокупность образов (чувственных – ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Конгруэнтность Я-концепции– соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепции.

Возрастно-психологический контекст– возрастная специфичность потребностей и ценностей.

Механизм «самореализующегося пророчества»– основа отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением. Ожидания личности во многом определяют и характер ее действий и ее интерпретации реакций окружающих.

Самоопределение– форма самоотношения.

Интериоризация– перенос чьих-то представлений в свое сознание.

Защитно-психологический механизм– механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом.

Отрицание– игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом.

Рационализация– осознание информации, приемлемой для личности, в связи с ее стремлением «контролировать» свое поведение и ситуацию.

Мезоморфное (атлетическое) телосложение– стройный, сильный, мускулистый индивид, ассоциируется с соматотоническим типом личности, для которого характерны высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску.

Эктоморфное (астеническое) телосложение– высокий, худой, хрупкий индивид, ассоциируется с церебротоническим типом личности, характерными чертами которого является замкнутость, сдержанность, бережливость, умеренность, пассивность.

Образ тела– представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения.

Близость(в понимании Э. Эриксона) – способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

Идентификация– отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.

Одиночество– состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Пигмалионизм– ожидание, что в личностных качествах партнера окажется то, что наиболее высоко оценивается субъектом у себя.

Ригидные Я-образы– нарушение способности воспринимать преобразование образа при его реальном изменении.

Семейный цикл– последовательность предсказуемых событий или периодов, начинающихся с ухода из родительской семьи и включающих в себя такие характерные события, как образование пары, вступление в брак, рождение первого ребенка и т. д.

По Адлеру, смысл жизни человека связан с решением трех фундаментальных жизненных проблем, которые вытекают из трех наиболее общих объективных составляющих человеческого бытия. «Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака» (Адлер А., цит. по: Д. А. Леонтьев, 1999, с. 32). Адекватное решение человеком этих трех проблем помогает ему найти смысл собственного существования.

lektsii.org

Профессиональная самооценка и жизненные пути

В рамках XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол «Женщины в STEM: роль женщин в технологическом будущем». Его участницы обсудили актуальные проблемы в данной области и предложили пути их решения. Результаты исследования, связанного с ролью женщин в STEM, их профессиональной самооценкой и выбором жизненного пути, презентовала Ольга Борисовна Савинская, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ.

В России тема женщин в STEM стремительно развивается. Сама аббревиатура расшифровывается как наука (science), технология (technology), инжиниринг (engineering), математика (mathematics). На платформе Евразийского женского форума был создан «Комитет STEM» – общественная рабочая группа, призванная способствовать развитию действенного механизма мотивации талантливых женщин и продвижения их на лидерские позиции в высокотехнологичных отраслях.

Ольга Борисовна в исследовании уделила внимание подрастающему поколению. Она изучила самооценку школьников, связанную с их успехами в STEM-дисциплинах, и отметила, что этот фактор оказывает значительное влияние на их выбор профессии в будущем.

Вместе со своей молодой коллегой Тамарой Мхитарян Ольга Борисовна провела онлайн-опрос, участие в котором приняли 700 мальчиков и девочек, учащихся 5-х, 8-х и 11-х классов Москвы и небольшого, но экономически устойчивого города Губкина.

Опрос показал, что большинство школьниц планируют в будущем получать высшее образование в гуманитарных, творческих и естественно-научных областях. И лишь малая часть учениц хотят связать свою профессиональную деятельность с технологиями. Ольга Борисовна и ее коллега решили разобраться, почему так происходит.

Интересно, что большинство девочек во всех классах знают математику на «отлично» или «хорошо». В процентном соотношении успеваемость школьниц выше, чем у их одноклассников-мальчиков. Однако опрос продемонстрировал, что мальчики более уверены в своих достижениях и лучше оценивают свои знания в данной области, поэтому они чаще выбирают профессии, связанные с точными науками.

Ольга Савинская сделала вывод, что у девочек есть потенциал и интерес к изучению STEM-дисциплин, но существующие в обществе гендерные стереотипы трансформируют их субъективную оценку собственных возможностей и влияют на выбор профессионального пути. Анализируя «скрытый учебный план» в школе, воспроизводящий подобные стереотипы в обществе, авторы исследования обратили внимание на то, что во время уроков по технологии девочки и мальчики занимаются отдельно, выполняя разные задания. Уже в юном возрасте у учащихся возникает понимание того, что существуют «мужские» и «женские» сферы деятельности. Именно учительское сообщество и то, каким образом формируются образовательные программы, оказались наиболее значимыми факторами при выборе профессии. В меньшей степени на этот процесс оказывают влияние взаимоотношения, которые возникают между мальчиками и девочками. Порой школьники ограничивают свои действия из-за боязни вызвать смех у одноклассников или друзей. Например, девочки стесняются ходить на секцию по футболу, потому что это «мужской» вид спорта.

«Презентуя результаты нашего исследования, я хотела показать, что выбор карьерного пути начинается у человека еще в детстве. Поэтому, чтобы привлечь девушек в высокотехнологичную сферу деятельности, важно поддерживать их интерес к точным наукам с детского сада и продолжать мотивировать их на протяжении всего времени их взросления», – считает Ольга Борисовна. Сегодня многие ведущие вузы разных стран реализуют программы, направленные на поддержку девушек, которые хотят развиваться в технических областях. По мнению Ольги Савинской, важно создать подобные механизмы на всех уровнях взросления девочек.

Журналистам информационного агентства Евразийского женского сообщества социолог рассказала, что в сферу ее профессиональных интересов входит не только тема реализации потенциала женщин в высокотехнологичных областях, но и в целом роль прекрасного пола в современном мире. Особое внимание в своих исследованиях ученый уделяет вопросам, связанным с балансом между семьей и работой. Ольга Борисовна отмечает, что сегодня все еще недостаточно различных возможностей и механизмов, позволяющих женщинам совмещать домашние дела и профессиональные обязанности, однако благодаря информационным технологиям их спектр расширяется. Представительницам прекрасного пола просто необходимо научиться их использовать и сопротивляться гендерным стереотипам, которые могут препятствовать их реализации в интересных для них сферах деятельности.

Кроме того, Ольга Савинская считает, что женщинам важно обмениваться друг с другом советами, делиться опытом. Представительницы прекрасного пола очень изобретательны и мудры, они способны находить выход из любых ситуаций. Именно поэтому, обращаясь к читательницам нашего портала, Ольга Борисовна посоветовала чаще путешествовать по миру и изучать жизнь женщин в разных странах. Ведь друг у друга они могут научиться многому.

Виктория Ежова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»

eawfpress.ru

Анкета «Самооценка уровня профессиональной компетентности педагога на основе требований профстандарта»

«Самооценка уровня профессиональной компетентности педагога

на основе требований профстандарта»

0 баллов – низкий уровень владения компетенцией: выполнение деятельности под руководством наставника при ограниченной личной ответственности за совершенствование трудовой и учебной деятельности; применение профессиональных компетенций только при решении стандартных (типовых) задач;

1 балл – средний уровень владения компетенцией: частичная самостоятельность при управлении трудовой или учебной деятельностью в стандартных ситуациях; владеет технологиями проектирования и организации различных видов деятельности воспитанников, выстраивает взаимодействие со специалистами, способен разрабатывать методические материалы по реализации ФГОС;

2 балла – высокий уровень владения компетенцией: полная самостоятельность выполнения профессиональной деятельности; выбор альтернативных методов при решении (реализации) поставленных задач; осуществление мониторинга деятельности, рефлексии и коррекции поставленных целей в соответствии с изменениями условий.

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

infourok.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА — раздел Психология, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Super (1963) Утверждал, Что Люди Стремятся Выбрать Профессию, Которая Отвечае.

Super (1963) утверждал, что люди стремятся выбрать профессию, которая отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Если выбранная профессия соответствует их Я-концепции, то они добиваются самоактуализации.

Профессиональная Я-концепция— представление личности о себе как о профессионале.

В современной психологии рассматривают различные частные формы Я-концепции. А. А. Реан (1999) вводит понятие профессиональной Я-концепции личности и выделяет в нем реальную и идеальную составляющие.

Реальная профессиональная концепция себя— это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепциясоответствует профессиональным желаниям и надеждам.

Реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности и ее стремления к развитию.

Операционально-деятельностный аспект самооценкисвязан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).

Личностный аспект профессиональной самооценкивыражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессиональ-ного». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно конкордантна (согласованна). Дискордантность (рассогласование) самооценки по операци-

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 455

онально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности.

Самооценка результатасвязана с оценкой достигнутого (в общем ипарциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями.

Самооценка потенциаласвязана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.

Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности.

В теоретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифференцированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Именно с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности.

allrefs.net

Профессиональная ориентация. Самооценка человека.

Данная разработка урока по теме" Самооцека человека "включает в себя теоретический материал и анкетирование. Подходит как для преподавания блока по профессиональной ориентации, так и для внеклассной работы.

Просмотр содержимого документа

«Профессиональная ориентация. Самооценка человека.»

Тема урока: Самооценка человека

— познакомить учеников с понятием «самооценка»;

— с помощью теста определить уровень своей самооценки;

— формировать потребность в изучении различных видов профессий и

— воспитывать уважение к людям различных профессий, работающим

в различных сферах деятельности.

МТО урока: конспект, плакаты, интернет ресурсы

Создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

1. Приветствие учащихся.

2. Отметка присутствующих.

3. Знакомство с учащимися.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Повторение пройденного материала

— Дать определение «интересы человека»

— Дать определение «склонности человека»

— Дать определение «способности человека»

4. Изучение нового материала

Самосознание не дается человеку от рождения, а формиру­ется в развитии. По мере того как человек приобретает жизнен­ный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе.

Самосознание теснейшим образом связано с самооценкой. Самооценка — это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании само­познания.

Оценка человеком самого себя бывает, как правило, двух видов: позитивная и негативная. Для позитивной самооценки характерно положительное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Негативная самооценка свя­зана с уничижительным отношением к себе. Иногда это предпо­лагает чрезмерную критичность и ведет к заниженной само­оценке, но часто такая самооценка действительно бывает вызвана определенными личностными недостатками. В этом случае человек сталкивается с серьезными затруднениями в общении и деятельности.

Когда речь идет о заниженной самооценке, то под этим под­разумевается недооценивание своих возможностей. В этом слу­чае человек не уверен в себе, испытывает чувство тревоги и ро­бости, акцентирует внимание на неудачах.

Завышенная самооценка предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и других качеств Адекватная (нормальная) самооценка — это объективный анализ своих личностных качеств, способностей, поведения, внешнего об­лика.

Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека. Следовательно, важно воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться ви­деть свои достоинства и недостатки.

Определите уровень своей самооценки. На листе бумаги выпишите в два столбика определения черт характера, которые предложены вам ниже, распределив их под рубриками: "Мой идеал" и "Мой антиидеал".

multiurok.ru