Повышение самооценки

Самооценка человека – это его отношение к собственной личности, которое формируется посредством оценки своих плохих и хороших качеств. Однако такое мнение складывается не только из субъективного взгляда индивида на себя, но и из ряда факторов, которые по-разному влияют на развитие и утверждение самооценки. Заниженные представления человека о собственной персоне чреваты довольно серьезными проблемами, как в его повседневной жизни, так и в психологическом плане. Именно поэтому повышение самооценки в психологии считается очень важным фактором достижения гармонии с собой и счастливого существования человека в целом.

Что мешает повышению самооценки

Прежде чем рассматривать самые эффективные способы повышения самооценки личности, необходимо разобраться, какие основные причины мешают человеку чувствовать уверенность в себе.

Следует отметить, что иногда истоки неоправданно заниженной самооценки лежат в детском возрасте человека, что обусловлено, как правило, отношением родителей к ребенку и методами воспитания. Но бывает и так, что подобный комплекс развивается с годами, то есть его провоцируют различные жизненные обстоятельства. И если человек не находит в себе силы бороться с проблемой, со временем она только усугубляется, активно способствуя и развитию комплекса неполноценности.

Рассмотрим самые распространенные причины, мешающие повышению самооценки личности:

  • Негативный настрой окружающих;
  • Критика окружающих людей;
  • Зацикленность на собственных неудачах;
  • Постоянное сравнение себя с другими;
  • Слишком высокие приоритеты.
  • На самом деле негативно настроенных людей в обществе гораздо больше, чем тех, кто старается всячески подбадривать и вселять уверенность в ближнего. Поэтому повышение самооценки в психологии зачастую связывается с окружением человека. Если его постоянно убеждают, что он все делает плохо или неправильно, постепенно он начинает в это верить.

    То же касается и критики. Неважно как, качественно или нет, выполнена работа: всегда найдутся те, кто будет ее критиковать. Здесь уже вопрос в собственных комплексах критикующих: таким образом они как бы самоутверждаются, однако делают это за счет других. Следует избегать общения с такими людьми либо не придавать значения необоснованным замечаниям.

    Повышению самооценки также мешает зацикленность на прошлых неудачах и ошибках, что приводит к ненужному обобщению: человек начинает думать, что если у него что-то не получилось, то в следующий раз будет так же. Это грозит тем, что он вообще перестанет пробовать свои силы в чем-то и предпочтет ни за что не браться.

    Сравнение себя с другими людьми также служит одной из главных причин заниженной самооценки. Нередко на этом фоне в человеке пробуждается такое вредное качество, как зависть. Он постоянно думает, что если бы у него были такие же способности, как у другого, он бы достиг лучших результатов. На самом деле следует опираться на собственные возможности и ставить цели, исходя из них.

    Повышение самооценки в психологии нередко связывают с умением соответствовать своим приоритетам. Когда же цели и замыслы слишком трудные и для их осуществления требуется немало времени, человек решает, что они ему не под силу и начинает винить себя. Такой опыт приводит к тому, что он вскоре отказывается от планирования собственной жизни, опираясь на мнение, что у него все равно ничего не получается.

    Методы повышения самооценки

    Для того чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе и в собственных силах, психологи используют различные методы повышения самооценки. К тому же, если человек способен осознать свою проблему, он может применять их самостоятельно без помощи специалистов.

    Рассмотрим самые эффективные способы:

    • Откажитесь от постоянной самокритики;
    • Простите себя за прошлые ошибки и откажитесь от комплекса вины;
    • Постарайтесь извлечь ошибки из прошлых неудач и рассматривать их как нужный опыт;
    • Откажитесь от разрушительных стереотипов и привычных негативных мыслей;
    • Занимайтесь любимым делом и не отступайте от своих принципов;
    • Прекратите жалеть себя и оправдываться;
    • Планируйте собственную жизнь;
    • Доводите начатые дела до конца;
    • Обращайте больше внимания на свой внешний вид;
    • Попрощайтесь со всеми страхами;
    • Научитесь любить себя таким, какой вы есть.

    Методы повышения самооценки на этом не исчерпываются, но если следовать хотя бы половине данных пунктов, можно добиться желаемого результата совсем скоро.

    Техники повышения самооценки

    На сегодняшний день существует большое количество специальных техник повышения самооценки. Многие из них не требуют никаких особых усилий, и человек может проводить их самостоятельно. Приведем самые распространенные варианты:

    Для осуществления техники повышения самооценки с помощью саморекламы необходимо на листке бумаги написать короткий текст о себе самом. Ключевым моментом здесь является акцент на своих лучших качествах и достижениях. Нужно представить, что это характеристика собственной персоны, которая требует преподнести себя с лучшей стороны. Данный текст необходимо перечитывать ежедневно.

    Зеркало – это дополнение к описанной выше технике повышения самооценки саморекламой. Для выполнения этого метода следует каждый день перед зеркалом перечислять свои хорошие качества и говорить себе приятные вещи. Нужно разговаривать с собой как с близким человеком, которого вы очень любите и хотите, чтобы он узнал, за что. Кстати, такой способ является очень эффективным и приводит к положительным результатам очень быстро.

    Повышению самооценки очень способствует ведение так называемого дневника побед. В отдельную тетрадь необходимо ежедневно записывать все успехи и достижения, которых вы добились за день. Это могут быть даже самые маленькие радости и незначительные удачи. Важно, чтобы каждый раз вечером вы смогли записать в дневник хотя бы 4-5 пунктов. Впоследствии прочитывание такой тетради будет оказывать положительное влияние на самооценку и придавать уверенности в своих силах.

    Последняя техника требует хорошей концентрации, поэтому она немного сложная, но вместе с тем и очень эффективная. В данном случае для повышения самооценки следует мысленно создать себе новый образ. То есть четко представить, каким вы себя хотите видеть. Чем детальнее вы будете представлять этот образ, тем легче будет его реализовать.

    www.neboleem.net

    Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать

    Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

    К одному из видов не адекватной самооценки относят — завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

    К другому виду не адекватной самооценки относят — заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

    Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

    Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

    В воспитании детей родителями и педагогами еще один очень важный момент — необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

    Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

    Как повысить самооценку ребенку

    Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

    Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

    Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  • Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  • Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  • Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  • Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  • В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  • При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!
  • Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

    www.zabolel.info

    Игры для повышения самооценки у детей

    Игры для повышения самооценки у детей

    Игровые упражнения повышающие самооценку детей

    старший дошкольный возраст

    Данная статья предназначена для родителей и воспитателей, которые воспитывают детей застенчивых, нерешительных, осторожных, трудно адаптирующихся в коллективе в силу своей робости.

    Таким детям можно помочь обрести уверенность в собственных силах, сформировать навыки общения, научить постоять за себя.

    Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит » Я смелый». Упражнение дети делают по очереди.

    Ребенок обегает кегли, пролезает под стулом, берет в руки надувной мяч, подбрасывает вверх и говорит: » Я ловкий».

    Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе, левой гладит себя по затылку, повторяет » Я-умный». Упражнение повторить 3 раза.

    Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет три раза » Я -сильный», по сигналу «Брось!» — бросает мячи.

    Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят : » Я — добрый» Упражнение продолжается 3 минуты.

    Повторяем стихотворение

    педагог читает стихотворение. дети слушают и повторяют хлопая в ладоши после каждой строчки. начала стихотворение прочитать целиком потом по строчке.

    Я — веселый, сильный,смелый,

    Я все время занят делом,

    Я не хнычу, не боюсь,

    Я с друзьями не дерусь.

    Я могу играть, скакать,

    На луну могу слетать,

    Я не плакса, я храбрец,

    И вообще я молодец!

    От куска пластелина отрежьте небольшие кусочки, покажите детям, как пользховаться ножем для пластелина. Каждый ребенок катает шарик. Первые несколько шариков отдают одному ребенку, следующие другому (по количеству детей). Из общих шариков каждый ребенок катает один шар, повторяя: » Шар волшебный я леплю, очень я себя люблю». Покажите детям, как украсить шар бусинами, бисером, фольгой.

    Педагог читает стихотворение, а дети после каждой строчки произносят: » Вот так храбрец!»

    Наш Ваня храбрый очень (вот так храбрец)

    Боится днем и ночью (вот так храбрец)

    Боится мышку, кошку (вот так храбрец)

    Боится хлеба крошку (вот так храбрец)

    Боится есть, боится спать (вот так храбрец)

    Боится во дворе гулять (вот так храбрец)

    Боится, что обидят дети (вот так храбрец)

    Боится он всего на свете (вот так храбрец)

    Спросите детей: » Почему Ваня всего боится?» Выслушайте ответы. Если в группе занимающихся детей есть Ваня, имя изменить.

    Ребенок сидит на двух трех подушках, остальные дети подходят к нему, дают маленький мячик и говорят: » Ты-хороший. Ты — сильный. Ты-добрый» и т. д. Когда мячики падают, место занимает другой ребенок. Упражнение делают все дети по очереди.

    Показываем стихотворение.

    Педагог читает стихотворение, а дети показывают, стоя на отгороженном месте (на сцене)

    Я на сцене выступаю,

    Зрителей я восхищаю,

    Никогда не устаю.

    Я присяду, покружусь,

    Всем знакомым улыбнусь.

    Слышу в зале топот, свист,

    Настоящий я артист!

    Формирование навыков общения

    Возьмите меня в игру.

    Дети перебрасываются мячом, сидя на подушках. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко просит: » Пожалуйста, примите меня в игру». Дети подвигаются, уступая место, ребенок садится. Упражнения делают все дети по очереди.

    Один ребенок лежи на подушках и делает вид что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети по очереди, педагог помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

    Дети стоят по кругу. По сигналу педагога один ребенок протягивает руку другому,тот третьему и т. д. Когда все дети взялись за руки, сказать хором «Давай дружить».

    Упражнения, развивающие координацию движения.

    Как научить ребенка постоять за себя? Отстоять свои права, защитить себя могут дети уверенные в себе, подвижные, с хорошей координацией движений.

    Цель упражнения — научить детей падать. По сигналу педагога » Бах!» дети падают на маты или подушки. Педагог должен показать как падать на бок. НА КОЛЕНКИ, выставлять перед собой руки.

    Дети стоят по кругу, один ребенок в середине. Расстояние между детьми 2,5 м. Дети по очереди кидают надувной мяч в ребенка, стоящего по середине, он должен увернуться, приседая или нагибаясь.

    У одного ребенка в руках шляпа, другие держат в руках орехи или небольшие шарики. По сигналу педагога дети по очереди начинают кидать в шляпу орехи, ребенок шляпой старается их поймать. Ловят по очереди.

    Дети встают в круг. По сигналу педагога» Прыг!» прыгают влево, по сигналу » Скок!» прыгают -вправо. Упражнение повторить три раза.

    Рисуем левой рукой правой ногой.

    На пол постелите несколько листов ватмана (для каждого ребенка половина листа) в пластиковые тарелки налить пальчиковые краски. Указательным пальцем левой руки нарисовать круг, пальцами правой ноги нарисовать в кругу треугольник.

    Источник: Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ — М. : ТЦ Сфера, 2007г

    Осенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка «Осенняя фантазия». В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

    www.maam.ru

    Как повысить самооценку у ребенка

    Уже в дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка у ребенка, которая зависит детского окружения и влияния родителей. Формирование позитивной и адекватной самооценки зависит от того, какая атмосфера в семье, могут ли родители понять и поддержать ребенка в трудной ситуации, сопереживают ли они. Если на все можно ответить положительно, значит у ребенка здоровая самооценка. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя в защищенности. Он может принимать решения, просить о помощи, и признавать свои допущенные ошибки. Ребенок с адекватной самооценкой знает себе цену, поэтому и стремится ценить окружающих.

    Завышенная самооценка наблюдается тогда, когда ребенок считает себя правым во всем. При этом он не видит своих слабостей, относится к своим одноклассникам пренебрежительно, свысока, пытается управлять детским коллективом и считает себя лидером. Такие дети считают себя самыми лучшими и опускают, насмехаются над достижениями других детей.

    Причины заниженной самооценки у детей

    Ребенок с заниженной самооценкой испытывает тревогу, чувствует неуверенность в собственных силах. Как правило, такие дети не могут найти защиты среди своих сверстников, поэтому выстраивают около себя оборонительную стену. Ребенок думает, что его обманут, обидят, недооценят или будут оскорблять и насмехаться. Они всегда настроены на неудачу. Таким детям очень трудно влиться в детский коллектив, поэтому они нигде ни в каких видах деятельности не участвуют. У ребенка может сформироваться установка, о том, что он плохой, ничего не может или ничего у него не получится.

    Низкая самооценка может развиваться у ребенка из-за частого употребления родителями фраз «ты не справишься», «ты не сможешь» и др. Это может привести к очень неблагоприятным последствиям. Ребенок начнет чувствовать себя ущербным, ни к чему не способным. Такие фразы также могут развить комплекс неполноценности. При воспитании детей, родители и воспитатели не замечают, как допускают грубую ошибку: оценивают не поступок, который совершил ребенок, а саму личность.

    Нередко родители в пример своему ребенку ставят послушного ребенка соседки с третьего этажа. Таким образом, родители считают, что ребенок начнет себя вести хорошо, будет прилежным и старательным учеником. А это в корне неверно. У ребенка возникает чувство зависти и ненависти к этому «эталону» послушания. Сравнивать ребенка можно только с самим собой.

    Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка?

    Существуют некоторые приемы для повышения самооценки у детей 6-8 лет.

    1. Стремление ребенка к какой-либо деятельности необходимо поощрять. Нельзя говорить, что малыш не станет художником, танцором, певцом. Этими фразами можно отбить ребенка все желание к достижению поставленной цели.
    2. Необходимо поощрять и хвалить ребенка за отметки, сделанную поделку, красивый рисунок и т. д.
    3. По чаще говорите слова: «Ты сможешь!», «У тебя получится!», «Я верю в тебя!». Только не перехвалите ребенка.
    4. Существуют как поощрения, так и наказания. Оно должно быть ни физическим, ни психологическим. Важно, чтобы наказание было одно за все провинности.
    5. Нельзя отнимать у ребенка подаренные вещи. Никогда!
    6. Проанализируйте с малышом его неудачи, от чего они зависят и т.д. Ребенок должен чувствовать, что между вами доверительные и близкие отношения.
    7. В какой-нибудь ситуации попросите у ребенка совета или помощи. Пусть даже совет будет не самым лучшим, но все равно поблагодарите ребенка. Он будет знать, что учитывают и его мнение тоже. Малыш будет чувствовать себя наравне с родителями.
    8. Взрослые должны помнить, что, прежде всего, от их положительного примера зависит, какая у ребенка будет самооценка. Правильное разъяснение поступков, как можно делать, а как нельзя, позволят ребенку обрести уверенность в себе и в своих собственных силах.

      razvitiedetei.info

      Самооценка подростка-школьника и как её поднять

      Самооценка – это очень важная внутренняя характеристика человека, которая позволяет достичь поставленных целей и стать успешным. Реальная оценка собственных возможностей позволяет быстро ориентироваться в жизненной ситуации и принимать правильные решения. Формироваться она начинает уже в детском возрасте. Очень большое значение имеет правильное развитие самооценки в дошкольном возрасте. Но особенную роль для развития личности имеет начальный школьный период, который связан со становлением чувства собственного достоинства. Насколько правильно будет развита самооценка младшего школьника, зависит успешность человека во взрослой жизни. И, безусловно, школа и родители должны наблюдать за самооценкой в подростковом возрасте, так как в этот период могут возникать различные колебания в восприятии себя самим ребенком.

      Начальный этап становления самооценки

      Самооценка младших школьников строится на основе того, что они учатся понимать свои природные способности и качества характера, которые отличают его от других детей. От адекватности восприятия самого себя зависят во многом будущие его достижения.

      Становление самооценки младшего школьника зависит от многих факторов. На формирование данного внутреннего качества влияет следующее:

    9. Семейные отношения, в частности играет роль полноценность семьи, а также те культурные ценности и в целом мировоззрение, которые культивируются между домочадцами.
    10. Внешнее окружение, в котором ребенок находится, то есть очень важно, с кем и как он общается.
    11. Природные и приобретенные способности.
    12. Самооценка ребенка в младшем школьном возрасте – это очень хрупкое внутреннее качество. На самооценку детей влияют очень многие внешние факторы, поэтому она может меняться буквально в течение нескольких дней. Именно поэтому развитие самооценки в младшем школьном возрасте требует адекватного влияния родителей, которые должны отслеживать общение школьника с другими людьми из окружающего мира. Но с другой стороны, в связи с тем, что самооценка школьника отличается гибкостью, то на нее можно своевременно и правильно влиять.

      Чтобы поддерживать самооценку на постоянном уровне, необходимо знать определенные особенности данного внутреннего качества. Диагностические методики позволяют распознать различные степени отклонений при формировании самооценки у детей:

    13. Когда самооценка у ребенка занижена, то это проявляется в его стремлении к частому уединению. Школьник не общается со сверстниками, он замкнут и не имеет особенных успехов в учебе и спорте. Очень часто заниженная самооценка у ребенка младшего школьного возраста проявляется тем, что он расхваливает одноклассников и стремиться подражать кому-нибудь из них. Когда занижена самооценка у девочки, то она часто считает себя не красивой. Проявляться низкая самооценка у детей младшего школьного возраста и у дошкольников может сутулостью. Таким способом ребенок стремиться стать менее заметным.
    14. Нормальная самооценка школьника проявляется разумным, адекватным поведением. Для большинства детей характерным является широкий круг интересов, соответствующих возрасту. Как правило, школьник хорошо учится, обладает чувством юмора, он воспитанный, эрудированный и с ним легко разговаривать на любые темы.
    15. Завышенная самооценка у ребенка выражается в повышенной требовательности. Дети при таком отклонении очень часто громко заявляют о собственных желаниях, не считаясь с возможностями и мнениями близких людей. Когда у ребенка завышенная самооценка, то он стремится к лидерству и считает все свои поступки гениальными, не подлежащими критике.
    16. Диагностика самооценки младших школьников и подростков позволяет своевременно заметить отклонения в формировании внутренних качеств и провести необходимую корректировку.

      Очень часто встречаются вопросы, связанные с тем, что делать, когда возникают проблемы, связанные с формированием мнения о себе у младших школьников и подростков. Чтобы помочь развить адекватную самооценку, психология дает следующие рекомендации:

    17. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в плане успеваемости. Это приведет к тому, что самооценка школьников младшего возраста и дошкольников будет значительно занижена искусственным путем.
    18. Не переоценивайте ребенка. Все требования должны выставляться в соответствии с возрастом школьника и его способностями. Если нарушать это правило, то у ребенка дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте будет происходить снижение самооценки. Это будет связано с тем, что он начнет заниматься самобичеванием, вследствие того, что не может справиться с поставленной задачей.
    19. В случае если ребенок справился с поставленными задачами, его нужно обязательно похвалить. Но сделать это нужно в нейтральной форме, к примеру: «Молодец! У тебя все получилось очень хорошо!» Грамотная похвала исключит риски завышения мнения о себе и будет способствовать тому, что самооценка у дошкольников и школьников младшего возраста, будет зафиксирована в конкретный момент времени на нужном уровне. Это значит, малыш продолжит развиваться в правильном направлении.
    20. Когда у ребенка, что-то не получается, то нужно объяснить как делается конкретная работа и с чем связаны его неудачи. Осознав, какая ошибка была допущена, малыш не станет расстраиваться, и не изменит отношения к себе.
    21. Если малыш поступает неправильно, то обязательно следует привести примеры из жизни, связанные с тем, к чему могут привести неправильные поступки.
    22. Нужно стремиться, как можно больше общаться, чтобы развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте и школьном возрасте у ребенка происходило гармонично. Из общения с близкими людьми дети очень быстро делают нужные для себя выводы, на основании которых формируется правильная оценка себя.

      Причины и опасность пониженной самооценки

      Если вы поняли, что у вашего ребенка в младшем школьном возрасте пониженная самооценка, то нужно срочно принимать меры. Это связано с тем, что дети, неуверенные в себе, всегда становятся объектами насмешек и издевательств у сверстников.

      Если не предпринимать никаких действий, то в будущем взрослому человеку будет грозить одиночество. Он не сможет принимать ответственных решений, и всегда, и во всем будет сомневаться, что будет отталкивать от него людей. Но самое печальное, что на фоне недооценки себя, своими корнями уходящей в детские годы, могут развиться пагубные пристрастия, которые способны полностью разрушить жизнь.

      Наиболее распространенные причины формирования пониженной самооценки у ребенка связаны со следующим:

    23. С небрежным воспитанием, когда ребенку уделяется мало внимания, и он не чувствует искренней любви родителей. Это приводит к тому, что малыш замыкается в своем мире, поэтому личностное восприятие себя в дальнейшем сложно поддается корректировке.
    24. С чрезмерной критикой в адрес ребенка. В целях добиться нужных результатов родители часто оказывают излишнее эмоциональное давление на свое чадо. Порой они требуют невозможного, чем комплексуют малыша и непроизвольно занижают его оценку себя в детском возрасте. Это развивает неуверенность и лишает возможности человека во взрослой жизни самостоятельно принимать ответственные решения.
    25. Очень часто самооценка подростка или младшего школьника понижается в силу различных внешних условий. Поэтому вопрос о том, как поднять самооценку ребенку, очень актуальный для многих родителей. Следует помнить, что самооценка подростка и ребенка другого возрастного периода во многом зависит от отношения к нему самых близких людей, то есть, родителей. Неважно сколько детям лет, формируются они на примере поведения людей из близкого окружения. И если не удастся сформировать правильную самооценку у ребенка в детские годы, то в будущем могут возникнуть большие проблемы.

      Существуют основные психологические правила для родителей, которые позволяют повысить самооценку ребенка:

    26. Необходимо, чтобы малыш чувствовал, что вы гордитесь им и любое его достижение доставляет вам удовольствие. Такой подход обеспечит, что самооценка подростка в будущем будет более устойчивой, так как он будет уверен в поддержке родителей в любой жизненной ситуации.
    27. Нужно найти занятие для школьника, в котором он сможет проявлять себя в полной мере. Если подросток выразил желание заниматься чем-либо, то его нужно обязательно поддержать в его начинаниях.
    28. Для повышения самооценки школьника станьте ему настоящей опорой, самооценка подростка будет оставаться стабильной, если он буде чувствовать вашу защиту.
    29. Научите ребенка отстаивать собственное мнение и говорить «нет» взрослым людям, если он может это серьезно аргументировать.
    30. Особенности мнения о себе подростков

      Даже если в дошкольном и младшем школьном возрасте мнение ребенка о себе удавалось фиксировать нармальном уровне, то у подростков могут происходить колебания в силу повышенного влияния внешних факторов. Особенности самооценки в юношеском возрасте и в подростковом периоде заключаются в том, что ребенку приходится самоутверждаться во взрослой жизни. Вследствие этого, любые неудачи могут обернуться неверием в себя.

      С другой стороны для любого подростка характерна переоценка собственных возможностей в случае успеха, особенно если его удалось достичь легко. Важно донести ребенку, что в деятельности какого-либо направления важен разумный взвешенный подход. Любые работы должны выполняться качественно, только в этом случае можно развить уверенность в себе.

      Очень важно в подростковом возрасте развивать ответственность. Это позволит стабилизировать чувство собственного достоинства у ребенка. Подросток должен научиться четко понимать, что нет необходимости нравиться всем. Таким способом можно постепенно выработать привычку чувствовать людей, а, значит, разбираться в них.

      Поддержания ребенка в любой самой сложной жизненной ситуации позволит избежать стрессов. И это очень важно, так как детская психика очень неустойчива. Любые всплески могут привести к возникновению непредсказуемых реакций. Для любого развивающегося юного индивидуума свойственна природная неуверенность, и об этом нужно обязательно помнить.

      apatii.net

      Арт-терапия для детей: упражнение для повышения самооценки

      Арт-терапия способствует формированию у детей положительной самооценки, и если вы ищете способы, как повысить самооценку ребенку, попробуйте выполнить с ним упражнение «Солнышко».

      Если вы не знаете, как определить, что у вашего ребенка низкая самооценка, вам поможет наша статья 5 признаков того, что у вашего ребенка низкая самооценка.

      Упражнение можно считать и диагностическим, и коррекционным: оно работает на повышение самооценки ребенка. Самооценка ребенка складывается, в том числе и из тех оценочных суждений, которые малыш слышит от взрослых.

      Эти суждения могут быть как позитивные: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативные: "Неряха", «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рева…»

      Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребенка закрепились те или иные представления о себе.

      Итак, перейдем к сути упражнения для повышения самооценки.

      Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

      Попросите ребенка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребенок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

      Арт-терапия для детей: упражнение "Солнышко" для повышения самооценки

      Пусть ребенок немного расскажет о солнышке.

      — Солнышко, — какое оно?

      — Яркое, желтое, красное, доброе, теплое, радостное…

      — А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твое имя.

      Пусть ребенок подпишет, если умеет, свое имя на солнышке. Если писать он еще не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

      — Ты перечислил, какое солнышко замечательное: теплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твое замечательное качество. Какой ты?

      Ребенок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А еще какой?»

      Каждое названное вами или ребенком качество подписывается вдоль лучика.

      Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребенку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

      Так вы сможете услышать, что ребенок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…» Запишите все, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом.

      Не нужно реплик : «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п. В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

      Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребенка (и это подтверждает компьютерная диагностика) , меняясь от мрачно-черного до солнечно-желтого. На одном из последних занятий мама 5-летнего Андрюши спросила, можно ли дома нарисовать это солнышко на большом листе и прикрепить на стену.

      Можно, конечно, можно!

      А еще можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребенка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребенке что — то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребенок.

      Одно очень важное условие: Как бы вы не сердились на сына или дочку, в чем бы они ни провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.

      Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечеркивания того, что ваш ребенок — ваше солнышко.

      И еще один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребенка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или воспитательницы в детском саду. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

      Мы все хотим слышать добрые слова, но этому нужно учить. Пусть это несложно упражнения "Солнышко" поможет вам в создании теплой и душевной атмосферы.

      www.uaua.info

      Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

      Что выбрать — поощрение или наказание? Правила для родителей, тест и игры для детей 3-7 лет.

      На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

      Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

      Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

      Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

      Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

      При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

      Если хвалить, то правильно

      Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

      Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

    31. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
    32. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
    33. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
    34. Нельзя хвалить из жалости.
    35. Из желания понравиться.
    36. Похвала и поощрение: за что?

    37. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
    38. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
    39. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

    Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

    Наказания: правила для родителей

    Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  • За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  • Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  • Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  • Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  • Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  • Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
    1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
    2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
    3. Сразу после душевной или физической травмы.
    4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
    5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
    6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
    7. Для развития адекватной самооценки у ребенка

      • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
      • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
      • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
      • Поощряйте в ребенке инициативу.
      • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
      • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
      • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
      • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
      • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
      • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
      • Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

        Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

        Этот тест используют с 3 лет.

        Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

        А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

        Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

        Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

        А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

        Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

        «Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

        Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

        Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

        «Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

        Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

      • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
      • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
      • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
      • Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

        Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе

        www.7ya.ru