План-конспект урока по обществознанию «Самооценка подростка»

роль правильной самооценки в процессе становления личности.

1) Учить взаимодействию, взаимопониманию, умению критически мыслить, участвовать в обсуждении;

2) Развивать навыки общения, познания самого себя;

3) Воспитывать уважение к себе и к окружающим.

1) Понятие и виды самооценки.

2) Как формируется самооценка?

3) Можно ли изменить самооценку?

Роль учителя заключается:

— в создании комфортных условий, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным процесс обучения;

— направляет диалог, поддерживает желание высказывать свое мнение, формирует взаимопонимание, взаимодействие.

С целью развития исследовательских умений учащихся проводится анализ анкеты «Мои интересы» (исследование самого себя).

Дается определение — что такое самооценка? Какой она бывает? Как формируется? Вводится понятие — самоуважение. Предлагается работа — недописанный тезис: «Если я себя уважаю, то. », «Если я обижу слабого, то. »

Тренинг «Общительный ли я» (работа в парах). Подведение итогов данной работы, выступления учащихся. Обобщение учителя: всегда ли самооценка совпадает с оценкой окружающих?

«Назовите 5 черт характера, которые наиболее точно вас характеризуют» (задание на самоанализ, используется метод ранжирования). Вводится понятие — заниженная и завышенная самооценка.

Вопрос к классу: как можно повысить самооценку? (метод мозгового штурма), дети предлагают свои варианты:

— найти в себе то хорошее, что есть, показать это хорошее окружающим людям;

— уметь рассказывать о себе;

— прислушиваться к советам;

— реагировать на замечания;

Тест «Мое положение в классе» (индивидуальная работа, погружение в себя, самоанализ).

III. Заключительный этап урока.

Учитель обращает внимание на эпиграф, подводит итоги.

1) Задание №8 стр.11 рабочая тетрадь.

— Основные черты характера.

— Мне нравится в людях.

Выберите ответы, соответствующие Вашему поведению и суммируйте баллы:

Зачем вы ходите в школу?

а) заставляют родители – 1;

б) все ходят и я хожу – 3;

в) люблю учиться – 5;

г) готовлюсь к жизни — 5;

д) хочу быть первым во всем – 7.

2. Если бы кто-нибудь из отличников получил «двойку», то я:

а) открыто выразил бы свое удовольствие – 1;

б) тихо радовался – 3;

в) остался бы равнодушным – 3;

д) громко успокаивал «пострадавшего» — 7.

Содержимое разработки

План — конспект урока обществознание в 6 классе

Тема урока «Самооценка подростка»

взаимосвязь человека и общества;

1)Учить взаимодействию, взаимопониманию, умению критически мыслить, участвовать в обсуждении;

2) Развивать навыки общения, познания самого себя;

3) Воспитывать уважение к себе и к окружающим.

Эпиграф: «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой»

Тип урока: урок-рассуждение.

Вступительное слово учителя.

Вопросы для обсуждения:

Понятие и виды самооценки.

Как формируется самооценка?

Можно ли изменить самооценку?

Роль учителя заключается:

в создании комфортных условий, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным процесс обучения;

направляет диалог, поддерживает желание высказывать свое мнение, формирует взаимопонимание, взаимодействие.

С целью развития исследовательских умений учащихся проводится анализ анкеты «Мои интересы» (исследование самого себя).

Дается определение — что такое самооценка? Какой она бывает? Как формируется? Вводится понятие — самоуважение. Предлагается работа — недописанный тезис: «Если я себя уважаю, то. », «Если я обижу слабого, то. »

Тренинг «Общительный ли я» (работа в парах). Подведение итогов данной работы, выступления учащихся. Обобщение учителя: всегда ли самооценка совпадает с оценкой окружающих?

«Назовите 5 черт характера, которые наиболее точно вас характеризуют» (задание на самоанализ, используется метод ранжирования). Вводится понятие — заниженная и завышенная самооценка.

Вопрос к классу: как можно повысить самооценку? (метод мозгового штурма), дети предлагают свои варианты:

найти в себе то хорошее, что есть, показать это хорошее окружающим людям;

уметь рассказывать о себе;

прислушиваться к советам;

реагировать на замечания;

Тест «Мое положение в классе» (индивидуальная работа, погружение в себя, самоанализ).

III. Заключительный этап урока

1)Задание №8 стр.11 рабочая тетрадь.

Основные черты характера.

Мне нравится в людях.

Тест «Мое положение в классе»

Зачем вы ходите в школу?

а) заставляют родители – 1;

б) все ходят и я хожу – 3;

в) люблю учиться – 5;

д) хочу быть первым во всем – 7.

2. Если бы кто-нибудь из отличников получил «двойку», то я:

а)открыто выразил бы свое удовольствие – 1;

б) тихо радовался – 3;

в) остался бы равнодушным – 3;

д) громко успокаивал «пострадавшего» — 7.

3. Если бы кто-либо из неприятных мне учеников класса испачкал стену школы, а затем началось «следствие» и подозрение пало на меня, то я:

а) открыто заявил бы о виновнике – 1;

б) постарался бы открыть истину тихо -1;

в) посоветовал бы провинившемуся сознаться – 3;

г) спокойно воспринял бы любой «приговор» — 5;

д) гордо исполнил бы роль мученика – 7.

4. Когда ко мне обращаются с просьбой (дать списать, одолжить деньги, поделиться чем-либо, помочь в уборке класса и т.д.), то я:

а) категорически отказываю (или ко мне никогда не обращаются) -1;

б) стараюсь отказать под благовидным предлогом – 1;

в) выполняю, выдвигая встречную просьбу – 3;

г) как правило, делаю, что просят – 5;

д) делаю, подчеркивая, что взамен ничего не прошу – 7.

5. Когда нужно выступить за класс (в спортивных соревнованиях, самодеятельности, конкурсе, благотворительной акции т.д.), то я:

а) остаюсь неприглашенным – 1;

б) жду, когда попросят и делаю – 3;

в) участвую, выдвигая условия или напоминания, что «я и так всюду…» — 3;

г) выступаю там, где могу быть полезен – 5;

д) участвую во всем, борясь за честь класса и подавая пример другим- 7.

6. Когда речь заходит обо мне и я слышу критику в свой адрес, то я:

а) запоминаю и стараюсь в будущем ответить тем же – 1;

б) остаюсь равнодушным и не реагирую – 3;

г) реагирую, посмеиваясь над самим собой – 5;

д) с благодарностью принимаю критику и старательно работаю над устранением недостатков – 7.

7. Когда я в группе совершаю проступок (сорвали урок, разбили что-либо, подрались и т.д.), то я:

а) стараюсь свалить вину на других – 1;

б) стараюсь выкрутиться в одиночку и избежать наказания – 3;

в) объясняю причины и, если виноват, признаю вину – 5;

г) беру всю вину на себя, выгораживая других – 7.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ от 7 до 19 баллов, то в классе вы «держитесь» либо 1) на силе и страхе окружающих, либо 2) Вы, наоборот, слабы и беззащитны из-за особенностей Вашего характера.

Если первое, то Вы должны знать, что большинство учеников, скорее всего, Вас абсолютно не уважает, но боится. Все с облегчением вздыхают, когда Вас нет рядом. Вы в классе тоже мучаетесь, делая вид, что Вам на все наплевать. Но Вы понимаете, что многие человеческие радости проходят мимо. Скорее всего, Ваша «настоящая» жизнь – вне школы. Ваше положение опасно – Вы не получаете того, что необходимо каждому человеку в Вашем возрасте, — нормального человеческого общения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ. Постарайтесь быстрее изменить жизнь!

Если второе, то Вы должны знать, что отсутствие своего «Я», полное подчинение другим – это, как правило, следствие лени, отсутствия воли, наплевательского отношения к себе.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Прежде всего, нужно преодолеть психологию раба. Во-вторых, взяться за учебу. В-третьих, не подражать другим, а показывать все лучшее, что в Вас есть, не ожидая восторгов от окружающих. Признание само придет.

ЕСЛИ ВАШ РЕЗУЛЬТАТ в пределах от 20 до 37 баллов, то Ваше положение в классе нормальное. С Вами можно иметь дело и, общаясь, многому научиться. Ваши школьные товарищи чувствуют в Вас достаточно надежного человека, который им интересен и имеет собственный взгляд на жизнь. А это и есть то, что чаще всего и порождает нормальные человеческие взаимоотношения. Скорее всего, Вашими друзьями являются одноклассники.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Продолжайте быть умным и сдержанным, но не стремитесь демонстрировать эти старания

ЕСЛИ ВАШ РЕЗУЛЬТАТ превышает 38 баллов, то Вы очень непростой для общения человек. В отношениях с другими людьми Вы стараетесь «прыгать выше собственной головы», доминировать в классе и казаться лучше всех. Как правило, люди этого не любят. На некоторые Ваши достоинства они взирают с уважением, но раскрывать Вам свои дружеские объятия не собираются.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Вам необходимо «быть», а не «казаться». Поменьше шума вокруг собственной персоны и трескучих фраз при ответах на уроках. Побольше глубины в учебе и искренности в отношениях.

videouroki.net

14.5. Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка собственного урока. Анализ своей работы м- один из самых мероприятий повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов и, прежде всего, от привычки учителя к вдумчивому анализу своих действий и полученных последствий и результатов. Анализ урока следует проводить сразу после его окончания, в начале следующего. Самооценка основывается на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз-анализирует определенный план, выясняет, что ему удалось, а что нет, пытается найти причины неудачи и закрепить то, что удалось успешно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (Зотов Б.Ю., Махмутов М.И.). Т.А.Ильина выделила десять параметров, по которым учитель может осуществить самоанализ и самооценку урока. Предлагаем эту схему с незначительными ее сокращениями и модификациями.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко выделены элементы урока данного типа и правильно определены дозировки времени на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Или все требования программы по данной теме (вопросы) получили отражение в уроке? Насколько активными были ученики при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, возбуждение познавательного интереса)? Верно составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно продуманная методика решения отдельных «блоков» нового материала? Имел учитель достаточные знания? Как и что нужно изменить в изучении нового материала и почему? Имела место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка знаний, умений и навыков учащихся? Имел место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место привлечение учащихся к основным мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было организовано преодоления посильных трудностей? Появились мотивы интеллектуального возбуждения? Как и чем был обеспечен развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись межпредметные и предметные связи? Были использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности), задача поискового характера? Или сообщалась на уроке информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имел место эстетическое развитие учащихся? Средства были для этого использованы?

4. Воспитание в процессе урока.

Или вполне были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Как формировалось мировоззрение: имело ли место разъяснения мировоззренческих идей, формирования отношений, оценочных суждений, или обнаружил урок влияние на выработку взглядов и убеждений учеников? Как обеспечен на уроке связь обучения с жизнью? Что способствовало воспитанию гуманного отношения к людям, ответственного отношения к работе и ее результаты? Были использованы воспитательные возможности оценки знаний? Какое воспитательное влияние личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и учеников с позиции реализации принципов обучения? Как была организована самостоятельная работа учащихся? Какой ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализированная? Какова ее эффективность?

Правильно выбранный метод (методы) ознакомление с новым материалом? Полностью были использованы возможности привлечения учащихся к самостоятельной работе? Использовались технические средства обучения, их эффективность? Достаточно разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Рационально были выбраны методы проверки и контроля знаний? Правильно организовано индивидуальное, фронтальное и комбинированное опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она место вообще? Соблюдались общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста, индивидуальных особенностей учащихся и т.д.)?

Или все необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организационной деятельности и познавательной деятельности учащихся? Виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушания, записи помощь ученикам в их самостоятельной работе). Приемы организации учащихся на работу были использованы? Имел место контакт с классом? С отдельными учениками? Каким был внешний вид учителя?

8. Работа учащихся на уроке.

Была проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на различных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Или обращалось внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформления, бережное отношение к учебникам)? Которая была дисциплина на уроке, почему? Правильными были приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Или достигали они цели? Если нет, то почему? Какое отношение учащихся к предмету, к учителю?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточно освещена классная комната? Как влияет на занятия покраска стен, панелей, парт? Соответствуют ли мебель возраста учеников? Удачно составленное расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перерыв, предшествовавшей данном урока? Не были ли задержаны ученики на данном уроке после звонка?

10. Некоторые специальные задачи.

К числу таких специальных задач относятся те, которые касаются исследования школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока является неисчерпаемым. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по 2 — 3 из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя в данный момент его работы. Самоанализ уже является началом подготовки учителя к новому уроку.

Вопросы и задания

1. Дайте определение урока. Какими условиями и факторами определяется выбор цели урока?

2. Чем объясняется целесообразность использования урока как основной формы организации обучения в современной школе? Сформулируйте основные требования к нему.

3. Что служит основой типологии современных уроков? Какими могут быть типы и виды уроков, если классифицировать их по основной дидактической целью. Охарактеризуйте каждый из таких типов и видов уроков, а также определите преимущества и недостатки каждого из них.

4. В чем сущность фронтальной, индивидуальной и групповой формы организации учебной деятельности учащихся на уроке? Охарактеризуйте преимущества и недостатки каждой из них.

5. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

6. На что необходимо обратить внимание учителю в процессе анализа и самоанализа урока?

1. Ващенко Г. Общие методы обучения. Учебник для педагогов. — М., 1997. — 415 с.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /

Под ред. М.Н. Скаткина. — Второй изд. перераб. и доп. — М .: Просвещение, 1982.- С.

3. Зотов С. Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984

4. Кириллова Г.И. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М, 1980.

5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. А.В. Долженко. — М .: Высш. шк., 1986. — С. 260-265.

6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М: Просвещение, 1977. — 240 с.

7. Махмутов М.И. Современный урок. — Второй изд. — М., 1985. — 191 с.

8. Онишук В.А. Урок в современной школе. — М., 1985.

9. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. — М .: Сов. шк.,

тысячу девятьсот семьдесят три. — 159 с.

10. Формы обучения в школе: Книга для учителя / Под ред. ЮЛ. Рисованного. — М .: Просвещение, 1992.- 160 с.

11. Яковлев Н.Н., Сохора AM Методика и техника урока в школе. — М.,

studbooks.net

Портал «Изба-Читальня» — Ваш успех в учебе и работе!

предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно. (См.Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984. С. 364).

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока.(см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

Общая структура урока: К какому типу урока может быть отне сен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли опре делена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

Реализация основной дидактической цели урока.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные опе рации (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществля лись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использо ваны средства развития творческого мышления (элементы проблем- ности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учени ками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело

ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

Воспитание в процессе урока. Были ли полностью исполь зованы воспитательные возможности содержания учебного мате риала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирова ние отношения, оценочного суждения, оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обаспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало вос питанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважи тельного отношения к труду и его результатами к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность уча щихся с позиции реализации принципов обучения? Как использова лась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и ДР-

Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Пол ностью ли были использованы возможности включения само стоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации це-

. лей? Все ли возможное взято учителем иэ демонстраций? До-Т* статочно ли разнообразными были методы и приемы примене-к’ ния знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место на-jj растание степени самостоятельности в системе заданий-задач т — (от заданий на аоспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были аыбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообща место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовал ся конспектом на уроке? Каково было соотношание его органи зующей деятельности и познавательной деятельности уча щихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, запи сывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были ис пользованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельны ми учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)

Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готов ность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими

были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?

9. Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещен ность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, пане лей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена пере мена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. А. В. Сухом-линский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя» (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 164), раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите, чем объясняется целесообразность примене- 1ия урока как основной формы организации обучения в совре менной школе? Сформулируйте основные требования к нему.

Определите, что лежит в основании типологии современ ных уроков? Какими могут быть типы и виды уроков, если под разделить их по основной дидактической цели?

Опишите основные типы уроков, другие формы обучения л их структуру?

Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру /рока и покажите ее связь с переменной методической подструк турой.

Посетите в школе 2-3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.

Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?

Назовите основные факторы, определяющие эмоцио нальную атмосферу урока.

Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и их разновидности в системе уроков по теме?

10. Дайте характеристику системы уроков по теме и опреде лите ее функции в активизации учения школьников.

П. Составьте план проведения экскурсии и определите, каким дидактическим требованиям должно удовлетворяться ее проведение.

Литература для самостоятельной работы

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока/Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.

Кириллова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.

Коллективная учебно-воспитательная деятельность школьников/Под ред. И.Б. Первина. М., 1985.

Коротяев Б.И. Обучение — процесс творческий: из опыта работы. М, 1980.

Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982.

Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М, 1975.

Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.

Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1985.

Педагогический поиск. М., 1987.

Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. М., 1988.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.

Чередов ИМ. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988.

Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М., 1987.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.

knigi.link

Подготовка учащихся к учебной деятельности на английском языке.

— I`d like to know how are you today?

— Today we are going to have an unusual lesson. We have guests today and I suppose that you will be very active so our lesson will be interesting and useful.

— I`m OK. (bad, good, so-so)

2. Объявление темы урока

-What kind of dolls are they?

— What can we see there?

— So the topic of our lesson is “Puppet Show”. Open your copy-books and write down the date and the topic of our lesson. Today we are going to speak about kinds of puppets, read the text, make presentations of our puppets, invitations for the puppet show and play as the real puppeteers. Let’s sing a song “Puppet Theatre”.

— They are puppets.

— At the puppet theatre.

( дети поют песенку)

3. Основная часть урока.

— Did you like going to the puppet theatre?

— Is there a puppet theatre in our city?

— What do you think about puppets of our theatre?

Now ,we are going to read the text about these wonderful toys. Open your books, p.63.

— What is the title of the text?

— Its in the city center, Not far from the medical University

— They are interesting, (exciting, funny…)

Repeat after me.

(Отработка слов в различных упр-х: нахождение транскрипций, синонимов, составление словосочетаний)см.приложение. Let’s write down these words into your dictionaries.

So, we are ready to read. ( чтение и перевод текста учебника, стр.63)

Answer my ?-s, please:

-What is this text about?

— What types of puppets do you know now?

And now I want you to make mind – map in your copy – books.

— Why do we need them? Why do children like puppets very much?

— Where can we see them?

Yes, you are right. There are some TV programs for kids which are very interesting and puppets teach us very important things.

A glove puppet — перчаточная кукла;

A marionette – кукла – марионетка;

A finger puppet – пальчиковая кукла.

Glove, finger, marionette

Письменно в тетрадях составляют опорную схему (виды кукол).

We have fun, they make us laugh, they educate us.

In the theatre, on TV.

— It is a glove puppet. It is made of cloth, but it has a rubber head. We can put it over our hand and use our fingers to move the puppet`s head and arms.

— It is a marionette. It has whole body and legs. It can move in many ways with the help of strings. It seems to us that marionette is more fun to play than the glove puppet.

— It is a finger puppet. They normally have no moving parts, and consists primary of a hollow cylinder shape to cover the finger. It is used mainly in pre-schools or kindergartens for storytelling with young children.

4. Заключителный этап урока.

Учащиеся приглашают всех присутствующих на уроке на кукольное шоу, вручают изготовленные приглашения.

school9korolev.moy.su

Самооценка (конспект урока)

способствовать осознанию и осмыслению собственного "Я", развитие рефлексивности и навыков самоанализа.

— сформировать понятие о самооценке и ее видах;

— показать влияние самооценки на процесс общения;

— определить самооценку учащихся;

— способствовать формированию адекватной самооценки;

снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Просмотр выпуска Ералаша "Необыкновенный концерт" (обсуждение)

— Как вы думаете, почему мальчик боится выйти на сцену?

— Каких черт характера ему не хватает?

2. Проведение тестирования "Изучение общей самооценки" (опросник Казанцевой Г. Н). Приложение 1

3. Обсуждение с ребятами, что значит завышенный, заниженный, адекватный уровень самооценки?

Работа в группах (составление таблицы)

4. Работа в группах

1. Разбившись на группы, подумайте, какие факторы влияют на формирование самооценки человека?

— успеваемость, успехи в учебе;

2. Каждая группа получает карточку с заданием:

Ваш друг считает себя неудачником и никчемным человеком. Как можно помочь повысить его самооценку?

Согласны ли вы с высказыванием "Как человек относится к себе, так к нему относятся окружающие"

5. Практические упражнения.

Упражнение "Мои сильные стороны"

В течение 5 минут составьте список всех своих хороших качеств, всех своих достоинств. Напишите все то, чем гордитесь!

Обсуждение: Трудно ли вам было составит список? Какие чувства вы испытывали, когда делились с ребятами своими записями? Что нового вы узнали о себе?

На листе бумаги напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.

Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.

Весь материал — в документе.

Конспект урока по психологии для старшеклассников

Цель урока: способствовать осознанию и осмыслению собственного "Я", развитие рефлексивности и навыков самоанализа.

— сформировать понятие о самооценке и ее видах;

— показать влияние самооценки на процесс общения;

— определить самооценку учащихся;

— способствовать формированию адекватной самооценки;

— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Сегодня мы поговорим о отношении человека к самому себе.

1. Как нужно относиться к себе? Как вы понимаете, что такое самооценка?

Просмотр выпуска Ералаша "Необыкновенный концерт" (обсуждение)

— Как мальчик оценивает себя как личность?

2. Проведение тестирования "Изучение общей самооценки" (опросник Казанцевой Г.Н). Приложение 1

Работа в группах (составление таблицы)

Уверенность в себе;

Возможность добиться успехов в карьере

Эгоистичность, проблемы в общении, обидчивость и тд

Человек ведет себя скромно, не "выскочка"

Человек положительно относится к себе, знает свои сильные и слабые стороны

Ребята делятся на три группы и обсуждают плюсы и минусы каждого уровня самооценки, затем совместное обсуждение в классе и заполнение таблицы.

4. Работа в группах

1. Разбившись на группы, подумайте, какие факторы влияют на формирование самооценки человека?

— родительская самооценка достоинств ребенка;

— количественный состав детей в семье;

2. Каждая группа получает карточку с заданием:

Ваш друг считает себя неудачником и никчемным человеком. Как можно помочь повысить его самооценку?

Согласны ли вы с высказыванием: "Чрезмерная уверенность в себе становится причиной больших бед"

5. Практические упражнения.

Упражнение "Мои сильные стороны"

А теперь объединитесь в группы по 3 — 4 человека и обсудите свои записи. Участники группы могут дополнять список, задавать уточняющие вопросы. НО нельзя критиковать!

Обсуждение: Трудно ли вам было составит список? Какие чувства вы испытывали, когда делились с ребятами своими записями? Что нового вы узнали о себе?

Мы будем отгадывать человека по описанию его личностных черт.

На листе бумаги напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.

6. Домашнее задание.

Письмо себе любимому. Нужно написать письмо самому близкому вам человеку. Самому себе. Напишите все то, что вы в себе любите, чем гордитесь, чем вы отличаетесь от других.

videouroki.net

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме: самопознание

Тема урока: Самопознание подростка

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: творческая лаборатория.

Цель урока: раскрыть особенности подросткового возраста.

Задачи урока: — раскрыть связь физических и психологических изменений в организме подростка;

-остановиться на проблемах подросткового возраста и поискать пути решения проблем;

— раскрыть понятия «самосознание», «самооценка».

Оборудование урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска; набор понятий по исследуемой проблеме для работы на доске.

Психологическое сопровождение урока:

1.Диагностика учащихся: определение ведущей модальности.

2.Размещение в группах по результатам диагностики.

3.Выбор видов практической деятельности учащимися.

4.Использование субъективного опыта учеников:

— выявление опыта путем постановки вопросов;

— организация обмена содержанием субъективного опыта между учениками;

— поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме;

— обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.

5.Характер педагогического общения на уроке:

— уважительное и внимательное выслушивание ответов, независимо от уровня успеваемости;

— обращение к ученикам по имени;

— беседа с детьми «глаза в глаза»;

— невербальная поддержка учеников;

— поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе.

6.Проявление гибкости учителя в работе на уроке:

— организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса;

— создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным;

— проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика.

В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11(12) до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся 5-8 классов. Этот период называют переходным от детства к взрослой жизни (юности).

Итак, вы – подростки. Назовите особенности подросткового возраста (называют физиологические и психологические изменения).

« Подростковый период – испытание, данное каждому человеку». Как вы понимаете смысл этого высказывания?

А какими вы себя видите? (сильными, крепкими, высокими, худыми…)

У подростков в возрасте от 11 до 15 лет в период важных физиологических и психологических изменений формируется новое восприятие окружающего мира. Наступает время приобретения собственного жизненного опыта.

Государство, Общество, Семья, Коллектив, Я

На какое место вы поставите слово «Я»?

Варианты: 1.Семья — я – коллектив – общество – государство;

2.Я – семья – коллектив – общество — государство.

А как видят психологи подростка? Организация работы с опорами в группах. Обсуждение результатов. Моделирование опоры на доске.

Изменения: 1.Физиологические — обмен веществ.

2. Физические: рост, вес, появление вторичных половых признаков.

3.Психологические — развитие больших полушарий,

возбуждение преобладает над торможением.

Я УЖЕ НЕ РЕБЕНОК!

Задача. Катя, ученица 7 класса, пригласила на день рождения всех ребят, кроме Толи. Когда он попытался выяснить причину этого, то ему ответили: «Ты еще маленький». Как могло повлиять на Толю услышанное им?

Задача. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?

Ситуация. Девочка всегда стеснялась некрасивой девичьей фамилии, даже замуж вышла, чтобы ее поменять. И до сих пор ей неприятно встречаться с бывшими одноклассниками, которые продолжают называть ее по старой фамилии.

Как к этому относиться?

Ответ можно найти в стихотворении:

Каких фамилий только нет:

Кобылкин, Тряпкин, Дармоед,

Дураков, Пуговкин, Пупков.

А Пушкин, Глинка, Пирогов

И вывод, стало быть, таков –

Все дело в человеке.

Детское одиночество. Как оно страшно!

«Я в жизни одинока, — пишет девочка Надя(12 лет). Со мной никто не дружит, почти никто не разговаривает. Меня все бьют, особенно мальчики, все просто надо мной издеваются».

— Что может случиться с этой девочкой? (замкнется, суицид).

— Что бы вы ответили этой девочке?

Как жить с тоской и болью?

Чем жизнь свою заполнить?

Но если жизнь без солнца?

А силы где на это?

Каждый подросток испытывает влияние: с одной стороны, родителей, с другой – группы сверстников.

Мама сказала: «Гулять не пойдешь: уроки не сделаны».

А за окном весна, солнце, птички поют. Сверстники гуляют.

— Чье мнение вы цените выше и почему? (Конечно, сверстников, они мне ближе.)

Итак, из вышесказанного вырисовывается портрет подростка.

Подбираем понятия на интерактивной доске:

-изменение ритма сна

-вспыльчив (до грубости)

-резкие перепады настроения

-появление вредных привычек (курение, алкоголь).

И еще одна сторона отношений у подростка – это к самому себе, своему образу «Я», т.е. формирование самосознания личности.

Самосознание включает в себя:

Как помочь подростку пережить «трудное» время взросления и сформироваться как личности?

— режим труда и отдыха

— использование в общении принципа доверия, компромисса, сопереживания, сотрудничества.

Подросток – какой он?

Защита автопортрета учащимися. (Презентация, рисунок, устный портрет)

Рефлексия: появились ли вопросы, над которыми раньше вы не задумывались? Ответили мы на вопросы, которые вас волнуют?

Удачи вам в дальнейшем самопознании!

Домашнее задание: составить программу саморазвития.

astersoft.net

Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества являются анализ и самооценка своего урока. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести. Анализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начата следующего, т.е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

  1. Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
  2. Реализация основной дидактической цели урока.Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?
  3. Осуществление развития учащихсяв процессе обучения.Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?
  4. Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, сказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
  5. Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и др.
  6. Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
  7. Работа учителя на уроке.Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельными учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)
  8. Работа учащихся на уроке.Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?
  9. Гигиенические условия урока.Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?
  10. Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. В.А. Сухомлинский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя» (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 164), раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе. Сформулируйте основные требования к нему.
  • Определите, что лежит в основании типологии современных уроков. Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели?
  • Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру.
  • Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.
  • Посетите в школе 2—3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.
  • Определите сущность самостоятельной работы как педагогической категории и охарактеризуйте ее основные признаки.
  • Проанализируйте типы и виды самостоятельных работ, найдите основания их классификации.
  • Дайте характеристику самостоятельной деятельности учащихся в процессе выполнения ими различных видов самостоятельных работ.
  • Разработайте по предмету вашей специальности систему заданий по теме для самостоятельной работы учащихся на уроке.
  • Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.
  • На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?
  • Назовите основные факторы, определяющие эмоциональную атмосферу урока.
  • Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и их разновидности в системе уроков по теме?
  • Дайте характеристику системы уроков по теме и определите ее функции в активизации учения школьников.
  • Составьте план проведения экскурсии и определите, каким дидактическим требованиям должно соответствовать ее проведение.
  • 1 Более подробно о самостоятельной работе см.: Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961; Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972; Он же. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.

    studopedia.org