Отметка и самооценка

Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого.

Здесь тоже возможны варианты, в общем смысле подобные отмеченным ранее.

I. Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: «ребенок».

Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческой личности.

После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими.

Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева (1997, с. 90), заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них.

Отвергая эту позицию, можно вспомнить детские стихи:

— У королевы, у английской.

— Что ты видала при дворе?

— Видала мышку на ковре.

Восприятие некоторых людей так устроено, что даже на приеме у королевы они могут заметить «мышку на ковре», т. е. несущественные детали, — главное в королевской жизни пройдет мимо них. Подобным образом они могут воспринимать любой творческий результат. Поэтому оценки со стороны окружающих важнь! не всегда.

II. Протест против значения оценок окружающих звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Поэту».

Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты парь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуй плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай точпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

III. Слова А. С. Пушкина: «Ты сам свой высший суд . » -отражают обиду на оценку, обращение к самооценке (слово «суд» от слова судить, рассуждать), но по каким критериям судить о себе, себя оценивать?

Вряд ли человек может быть удовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих.

В прямую зависимость от отзыва самооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: кто сказал, что сказал и почему — все равно будешь зависеть от отзыва.

В то же время самооценка включена в структуру воли <Щербаков Е. П.,1990, с. 76).

Рис. 22. Варианты отношений к оценке со стороны окружающих и к самооценке

Р. М. Грановская (1997, с. 466) отмечает: «По мере формирования и укрепления самооценки возрастают способности к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции».

Как же объединить независимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно ли это?

Один из вариантов — оценивать свой труд по достижениям специалистов в твоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения по достижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится с учетом внешней реальности.

Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.

magicspeedreading.com

Оценивание. Оценка и отметка. Виды. Самооценка.

Педаг. измерения и диагностика

Измерение – проведение объективного количественного сопоставления оцениваемого св-ва ученика с неким эталоном. Св-во – зун, эталон – треб. учеб. Программы.

Измерительный инструмент : контрольно-измерительные материалы и шкала для фиксации рез-ов.

Процесс пед. Измерения сост. из предмета измерения (умение делать что-то), выбора хар-к, измерительных процедур, конструирование и использование измерит. Инструментов, выбор шкалы, сбор данных , группировка…….нанесение рез-ов на шкалу, статист. Анализ, интерпретация рез-ов.

Диагностика рез-ов обуч. Р.яз. – аналитико-оценочная д-ть учителя, связ. С процедурой выявления достижений и недостатков состояния учеб.процесса на основе рез-ов обуч., установление причин дефектов и определение путей решения проблемы.

Цель – определять пробелы, подтверждать успешные рез-ты обуч., планировать последующие этапы, регулировать сложность шагов.

Ф-ии – информационная, прогностическая, оценочная, аналитическая, коррекционная.

Виды – от количества проверяемых видов д-ти – конкретная и комплексная, от объекта диагностики – тематическая, текущая, итоговая.

3 этапа: предварительный диагноз (наблюдение и анализ продуктов д-ти: диктантов, соч-ий, излож.), уточнящий (беседа, опрос, анкетирование, изучение документации), окончательный (обобщение данных с помощью метода экспертных оценок)

Контроль- выявление, измерение и оценивание ЗУ. Выявл. и измер.- проверка, цель – обратная связь, получение учителем инфы. Проверки м.б. конкурсными и учебными.

Ф-ии контроля – обучающая, развивающая (память, мышление и проч.), воспитательная (моральное воздействие оценки), управляющая, контрольно-оценочная, организующая (выработка режима)

Критерии контроля – действенность (узнавание, воспроизв., применение), понимание (репродукт. и продукт.), прочность (t от формирования до проверки) и полнота владения учеб. материалом (отсутствие пробелов, овладение).

Виды: от сроков проведения – стартовый, текущий, итоговый, по масштабу целей обучения – стратегический, тактический, оперативный, по хар-ру ЗУ – ретроспективный, предупредительный, опережающий, по частоте контроля – разовый, периодический, систематический, по ширине контролируемой области – локальный, выборочный, сплошной, по организационным формам обуч – индивид., групповой, фронтальный, по формам соц. Опосредованности – социальный, взаимо, само, по способам – письменный, устный, стандартизировнный, машинный.

Треб. к контролю – индивид.хар-р, систематичность, регулярность,разнообразие форм, всесторонность,объективность, дифференц. подход, единые требования.

Принципы – нормативность, полнота, доступность, открытость,научность, системность, систематичность, объективность, уважение учителем личного достоинства ученика, перспективность в обучении и оценке.

Средства (способы, с пом.кот. определяется рез-ть ) – тесты, устные опросы, кр.р, собеседование, диктант

Оценивание. Оценка и отметка. Виды. Самооценка.

Оценки: квалитативные (оцен.суждения), квантитативные (цифры, буквы); парциальные (предшествуют отметке, во время опроса) и оценки успешности

Ф-ии оценивания – информационная(инфа о качестве усвоения, о способностях), стимулирующая, характерообразующая

оценивание – это сравнение с 1) группой 2) нормами 3) спотенциальными возможностями 4) с затраченными усилиями.

Критерии м.б. объективными и субъективными (качество словарного запаса).

Для оценки можно использовать я-сообщение, ты-сообщение и «естественные последствия» (не сделали дз => не можем идти дальше, обсуждение сложностей, дз в 2 раза больше), нужно показывать перспективу (я верю в тебя), не трогать личность (не лентяй, а поленился), извлекать стимулы из ошибок (крутая ошибка! Есть над чем подумать), разные приёмы (властитель дум, его пример – другим наука)

Самооценка м.б. адекватной, заниженной, завышенной, отсутствовать

Самооценка м.б. сформирована учителем разными способами: обоснование оценки, ознакомление с эталонами оценивания и просьба оценить самого себя, задания разной сложности с маркировкой по уровням, побуждение учеников найти ошибки, использ-ие психологич.методик

lektsii.org

58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов как самого процесса обучения, так и оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. По А.В. Хуторскому контроль и оценка являются особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, осуществляется выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учащихся. Результаты контроля являются основой для оценивания процесса усвоения содержания учебного материала и его коррекции. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования. По Н.Ф. Талызиной оценка – это вид учебных действий и одно из общеучебных умений; выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса, что повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев.

По Е.С. Рапацевичу оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимся знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. При этом Е.С. Рапацевич выделяет в качестве самостоятельного понятие «содержательная оценка» и определяет его как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества продвижения ученика в учении, а также для определения и принятия задач его дальнейшего продвижения. В данном случае оценка становится стимулом для школьника, так как усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности. Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другие ученики, и внутренней, когда ее дает сам себе ученик.

Под оценкой знаний, умений и навыков понимают процедуру установления степени соответствия знаний и умений учащихся программным требованиям и ознакомление учащихся с полученным результатом посредством соответствующей оценочной информации, выраженной через отметку.

В соответствии с М.В. Богуславским «… главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся; установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад».

Если В.П. Беспалько трактует оценку исключительно как процесс, деятельность, а отметку как результат данного процесса, то В.Д. Скаковский в определении понятия «оценка» указывает на его двойственную сущность – процессуальную и результирующую. «Под оценкой в образовании надо понимать установление (процесс) и выражение (результат) отношения к учебной деятельности, ее продукту и субъекту, к их значимости и соответственно определенным требованиям». Вместо понятия «оценка результатов учебной деятельности» данный автор предлагает для понятийной конкретизации использовать более точный на его взгляд термин «оценка учебных достижений» (в ходе деятельности учеников и по ее окончании). При этом, под оценкой в обучении В.Д. Скаковский подразумевает составную часть контрольно-оценочной образовательной деятельности, а понятия «оценка» и «оценочная деятельность» (процесс и результат) предлагает использовать как равнозначные. Автор справедливо отмечает, что «… для того, чтобы реформировать что-либо, нужно прежде всего иметь полное представление о сущности этого явления, его структуре и функционировании, видеть его в общей системе». Благодаря такому подходу к контрольно-оценочной деятельности учителей и учащихся становится возможным рассмотреть весь комплекс, связанных с ней проблем.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

они должны быть «валидными» (четко соответствовать программам преподавания);

жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);

«доступными» (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

Цель измерения в педагогике – это получение численных эквивалентов уровней знаний.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Численный эквивалент педагогического измерения – это отметка. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.

Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» ошибочно отождествляются. Разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь, оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально–логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием.

На наш взгляд, диагностика результатов обучения не может быть сводима исключительно к традиционному пониманию проверки знаний, умений и навыков обучаемых. Под педагогической диагностикой следует понимать «… системный способ получения данных о результатах воздействия образовательного процесса на личность ученика, ориентированный на выявление проблем и трудностей в обучении, имеющий целью коррекцию и дальнейшее совершенствование деятельности учителя и учащихся». Если проверка знаний и умений процедурно предполагает выявление и измерение уровня и качества обученности уче­ника, то диагностика выявляет результаты обучения в теснейшей взаимосвязи с путями, способами их достижения, определяет тенденции и динамику формирования учебных достижений.

studfiles.net

Влияние отметки и оценки на развитие личности школьника

Банщикова Елена Владимировна, МКОУ «СОШ №1» п. Куйтун, психолог, Иркутская область, Куйтунский район, посёлок Куйтун

В статье раскрыты сущность и содержание понятий «отметка» и «оценка». Также говорится о влиянии оценки на личность для каждой возрастной группы учащихся, о тесной связи между успехами, достиг-нутыми в овладении учебной деятельностью и развитием личности, о развитии реалистичной оценки у школьников.

Одной из основных задач школьного обучения, как известно, яв-ляется формирование у ученика познавательной мотивации. В школе обычно в качестве основной побудительной силы выступают оценка и отметка. Актуальность проблемы оценки деятельности учащихся на уроке не снижается и по-прежнему этот вопрос остаётся сложнейшей педагогической проблемой.

Прежде всего, необходимо уточнить понятия: "оценка" и "отметка". Слова «оценка» и «отметка» не являются тождественными. Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Оценка — развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творче-ства учащегося. Отметка выводится из оценки и потому оценка должна предшествовать отметке, а не наоборот.

Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овла-дении учебной деятельностью и развитием личности. Но для каждой возрастной группы влияние оценки будет разным. Например, самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. От отношения родителей и учителей к ребенку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие личности.

Подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает им возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, зна-чимость оценки падает.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессио-нальных намерений. Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и учебному предме-ту и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.

Кроме того, в любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности.

Главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, — это их возможное травмирующее влияние на личность ребенка. Остановимся на этом подробнее. Отметка и оценка тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональной комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем), психологический климат в классе, творчество.

Мнение педагога о ребенке часто влияет на его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от результатов своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой, никчемный. И, наоборот, при достаточно высоких отметках ребенок ощущает себя способным, — тем самым формируется позитивное само-восприятие.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. В ситуации постоянно отрица-тельного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением.

Школьная тревожность также напрямую связана с оценками и отметками. У школьников часто присутствует страх не соответство-вать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед учителем. Как показывают исследования, самый большой страх в школе — это страх ситуации проверки знаний. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, то переживания неудачи провоцируют появление неуверенности в себе, вследствие чего снижается уровень притязаний, что препятствует формированию положительного отношения к учебной деятельности, угасает мотивация.

Значительное влияние оказывает оценка и отметка на взаимоот-ношения детей с окружающими. Отметки могут быть причиной высо-ого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта в школе и семье, а также могут послужить причиной суицида. Если неуспех стойкий и ребенок постоянно испытывает упреки, наказания, он ищет способ сохранить сложившиеся отношения и предотвратить конфликты. Такими способами могут быть прогулы, обман, списывание.

Существует также мнение, что оценки своего рода помогают проводить социальную селекцию: «удачники социализации» — отличники – поступают в университеты, получают доступ к престижным профессиям и должностям, высокой зарплате, «неудачники» скатываются на дно общества (преступники, нищие, безработные, бомжи). И часто всё начинается со школьных оценок. Вполне возможно, что неуспешный в учёбе может со временем стать и неуспешным по жизни.

Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны. Следует помнить что, отрицательная оценка – это не карательная мера, а средство, чтобы направлять и корректиро-вать учебные действия ученика. Оценка должна быть объективной, понятной ученику, понятной родителям, прозрачной, критериальной.

Психологи выделяют факторы, которые могут повлиять на объек-тивность оценивания: негативная установка, "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного. К типичным ошибкам, допускаемым при оценивании можно также отнести:

— ошибка великодушия: оценивающий склонен давать несколько завышенную оценку знакомым лицам, и предпочитает больше гово-рить о положительных свойствах и меньше о недостатках;

— ошибка контраста состоит в тенденции давать оценку людям на основании сопоставления и сравнения с другими людьми.

И всё-таки существуют ситуации, когда отрицательные отметки ставить вообще не рекомендуется: нельзя наказывать отметкой; если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуа-ция, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или стресс; если отметка спорная, то ставить нужно в пользу ребенка.

В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя рассуждение ребёнка, учитель тем самым помогает ему формировать свою оценочную деятельность, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя.

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе са-моценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этой случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок — либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает; оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учите-лем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. М.А. Чошанов ст. "Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы" М.: "Педагогика", ж. №10, 2000г.,

2. Г. Ксендзова ст. "Школьная отметка: стимулятор умения или "дамоклов меч"?" "Директор школы", ж. №5, 2000г.

3. Г.А. Цукерман ст. "Что оценивает объективная оценка?" "Пси-хологическая наука и образование" ж. №4, 1997г.

4. Г. Ксендзова ст. "Механизмы самоопределения школьника" "Директор школы", ж. №6, 2000г.

5. Оценочная деятельность учителя в современной шко-ле/Copyright © 2012 — All Rights Reserved — www.studyexperts.ru

6. Федоренко Л.Г.Аттестация в школе: после и до. СПб.: КАРО, 2003.

lomonpansion.com

Промени в квадратчета за отметка

След като вмъкнете квадратче за отметка в документ, можете да промените символа на квадратчето за отметка от X на отметка или друг символ, както и да правите други промени, като цвета или размера на квадратчето.

Промяна на символа на квадратчето за отметка

Когато изберете квадратче за отметка, в него се появява знакът X.

Когато смените X на друг символ и изберете квадратчето, ще виждате символа, но квадратчето изчезва. Ако щракнете върху символа, той изчезва, а квадратчето се появява отново.

Ако разделът Разработчик не е вече на лентата, щракнете върху Файл > Опции > Персонализиране на лентата.

В документа си щракнете в контролата на съдържание, която е около квадратчето.

В раздела Разработчик щраквате върху Свойства.

Под Свойства на квадратче за отметка (близо до долната част на диалоговия прозорец Свойства на контрола на съдържание) щракнете върху Промяна до Символ за отметнато.

В полето Символ потърсете символа в списъка Последно използвани знаци. Ако не виждате желания символ, изберете различен шрифт в списъка Шрифт, като например шрифта Wingdings, особено ако търсите отметка. Щракнете върху желания символ и след това щракнете върху OK.

Повторете същите стъпки за всяко квадратче.

Други промени, които можете да правите в квадратчета за отметка

Искате да промените цвета на границата на квадратчето, или пък текста, който се показва над него, когато застанете с мишката над него? Можете да правите тези и други промени.

Под Персонализиране на лентата отдясно поставете отметка в квадратчето Разработчик и щракнете върху OK.

В документа си изберете квадратчето, което е в контрола на съдържание.

Направете едно от следните неща в диалоговия прозорец Свойства на контрола на съдържание:

За да покажете текста с обяснение над квадратчето, когато застанете с мишката над него, въведете текста в полето Заглавие.

Щракнете върху Цвят, ако искате контролата на съдържание да има цвят, когато мишката застане над нея.

Ако не искате квадратчето на контролата за съдържание да се показва, изберете Няма в полето Покажи като. Ако изберете тази опция, текстът, въведен в полето Заглавие, няма да се показва.

За да промените размера, цвета или стила на границата на квадратчето за отметка, отметнете квадратчето Използване на стил за форматиране на текст, въведен в празната контрола, след което щракнете върху Нов стил.

Под Форматиране изберете размер на шрифта, за да направите квадратчето за отметка по-голямо или по-малко.

В списъка Цвят изберете цвят.

За да изберете различна граница, в долната част на полето Създаване на нов стил от форматиране щракнете върху Форматиране > Граница.

Щракнете неколкократно върху OK, докато затворите отворените прозорци.

support.office.com

Конспект и презентация для родительского собрания: Итоги 2 четверти, первая отметка и домашнее задание. 2 класс

Выбранный для просмотра документ 2 класс Итоговое 2 четверть.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Родительское собрание Итоги II четверти. Первые отметки. Домашнее задание 2 класс Классный руководитель: Саликаева Т.А. ProPowerPoint.Ru

ИНФОРМАЦИЯ Во 2 классе на конец четверти обучается 11 учащихся Из них: Успешно окончили четверть – 5 учащихся Удовлетворительно – 2 учащихся Неудовлетворительно (по одному и более предметам) – 4 учащихся

Успеваемость учащихся 2 класса по итогам II четверти

Протокол сдачи норм ГТО – школьный этап I ступень (6-8 лет) 2016 год З – золото С – серебро Б – бронза Х – норматив сдан ниже результата на бронзовый знак

Оценка – это процесс оценивания; Отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол- отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» В. А. Сухомлинский

Торжествующая «пятёрка», Обнадёживающая «четвёрка», Равнодушная «тройка», Угнетающая «двойка», Уничтожающая «единица» Ш.А. Амонашвили

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потреб-ность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется мно-жеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.

Первые отметки. Нормативы

РУССКИЙ ЯЗЫК Диктант «5» — нет ошибок; «4» — не более 2-х ошибок; «3» — не более 4-х ошибок; «2» — 5 и более ошибок. Орфографическое задание «5» — задание выполнено без ошибок; «4» — задание выполнено полностью, 1 ошибка или 1-2 исправления; «3» — не полостью выполнено задание или полностью выполнено, но 2 ошибки; «2» — более 3-х ошибок, невыполненное задание.

Списывание текста (без задания) «5» — безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений; «4» — 1-2 исправления или 1 ошибка; «3» — 2-3 ошибки; «2» — 4 ошибки и более. РУССКИЙ ЯЗЫК Словарный диктант «5» — работа без ошибок; «4» — 1 ошибка; 1 исправление. «3» — 2 ошибки;1 исправление «2» — 3-5 ошибок. Контрольная работа «5» — безошибочно выполнены все задания; «4» — выполнено правильно не менее 3/4 всех заданий; «3» — выполнено не менее ? заданий; «2» — ученик не справился с большинством заданий.

Письменная работа, содержащая только примеры «5» — вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» — допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» — допущены 3-4 вычислительные ошибки; «2» — допущены 5 и более вычислительных ошибок. МАТЕМАТИКА Математический диктант «5» — вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» — не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа; 2 ош. «3» — не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа; 3 ош. «2» — не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа; 6 ош.

Комбинированная контрольная работа (1 задача, примеры и задание другого вида) «5» — вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» — допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» — допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки; «2» — допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задач и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. МАТЕМАТИКА

Как относиться к отметкам ребёнка

Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. РЕКОМЕНДАЦИИ

Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух. Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью

Демонстрируйте положительные резуль-таты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

«Садимся за уроки» Садись за уроки всегда в одно и то же время. Проветри комнату до начала занятий. Выключи радио, телевизор Сотри со стола пыль Свет с левой стороны Уточни расписание уроков на завтра Приготовь письменные принадлежности для занятий Убери со стола все лишнее Сядь на стуле удобно и открой учебник. Начав сопоставление своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигает того, что все эти действия станут для него привычными.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: до 1 часа – в первом классе; до 1,5 часов – во втором; до 2 часов – в третьем и четвертом классе. Именно такие нормативы устанавли-ваются Министерством образования.

Помните об этом. Научить рёбёнка самостоятельно учиться, научить добывать знания – Ваша родительская обязанность. Статья 52 «Закон об образовании»

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Почему у наших детей снижается интерес к учению? Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключение хочется надеяться, что ребята не будут терять времени даром и будут стараться изо всех сил хорошо учиться. Тогда наши с вами старания увенчаются успехом в учёбе, что принесёт, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение.

Спасибо за сотрудничество! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом!

Выбранный для просмотра документ Родительское собрание 2 кл итоги 2 четверти.docx

Конспект: Родительское собрание во 2 классе по теме:

«Итоги 2 четверти. Первые отметки. Домашнее задание»

Автор: Саликаева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

Форма проведения : лекция с элементами тренинга.

Цель : Повысить уровень компетентности родителей в роли отметки в жизни ребёнка

Проанализировать результаты обучения за II четверть;

Информировать родителей о значении школьной отметки в жизни ребенка;

Формировать адекватное восприятие родителями учебных умений ребёнка;

Рекомендовать родителям формы оказания помощи детям в выполнении домашних заданий.

Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы подведём итоги успеваемости детей за вторую четверть и поговорим с вами о том, что такое оценка и отметка, так как с 3 четверти учащиеся уже начнут получать отметки. Так же мы с вами должны сегодня выработать правила по выполнению домашних заданий и познакомиться с рекомендациями: как реагировать на отметки.

Наши дети – второклассники, и их главный труд в школе – это учёба. В детстве большинству кажется, что учёба требует немало сил. Одни ученики схватывают всё на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учёбе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам.

Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребёнку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей (а проблемы эти есть) и отработать практические приёмы оказания помощи в этой деятельности.

Давайте сначала подведём итоги за 2 четверть. Результаты обучения (в безотметочной форме) вы можете увидеть в таблице на слайдах.

(слайды успеваемость и результаты сдачи норм ГТО).

Как видите не у всех ребят результаты положительные как в учёбе, так и в физическом развитии. Об этом с каждым из вас индивидуально я поговорю по завершении собрания.

2. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.

Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда ещё ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослый сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку .

Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол- отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю».

Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятёрка», обнадёживающая «четвёрка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка , сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.

3. Педагогический тренинг.

— А что для вас значит школьная отметка вашего ребёнка?

Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?». Классный руководитель записывает на доске мнения родителей, которые наиболее часто повторяются; затем эти мнения обсуждаются совместно.

— Кто из вас помнит свою первую школьную отметку?

Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

4. Родительский лекторий

Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?

Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учатся они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”, то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.

А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но ещё не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам?

Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают. Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.

Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребёнка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребёнок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма.

Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устаёт рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу (например, заполняют дневник).

Помните, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые отметки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не отметки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребёнка к отметкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об отметках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребёнка отметка станет основной частью школьной жизни. Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего отметки.

Зато вопросы «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребёнку понять, что главное в школе – учение и общение. Это вам на будущее.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нём и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребёнок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Иногда нужно сказать ребёнку, что оценивается не он сам, а результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?». Если ребёнок болезненно переживает из-за отметок, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: «Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры».

Как помочь ребенку?

а). Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.

б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности- например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в) Помнить о том, что отличная оценка- не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё

3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

5. Педагогический тренинг.

Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье:

• ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы; (уже надо приучать к самостоятельности, пусть пробует сначала сделать сам, а вы потом проверьте)

• ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой; (поработать над ошибками, разобраться, что сделано не так)

• во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца; (может устал, дать отдохнуть, двигательную паузу, или переключиться на выполнение домашнего задания по предмету, который ему больше нравится)

• ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет; (прогнозировать заранее, перед работой надо ставить цель – напиши аккуратно)

• ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой; (сигнал родителям, что есть проблема, не ждать пока учитель сам позвонит, а прийти, позвонить, поговорить с учителем, как поработать над проблемой)

• ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил отличную отметку. Это повторяется достаточно часто; (проверьте дневник)

• ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний. (узнать нормы оценок у учителя)

— И в конце нашего разговора я хочу предложить вам памятки «Как относиться к отметкам ребёнка?» Познакомьтесь с ними дома. Надеюсь они вам помогут

«Как относится к отметкам ребенка.»

• Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

• Сочувствуете своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

• Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

• Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки

• Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

• Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

• Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

• Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

• Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

• Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Давайте с вами ещё уделим немного времени домашним заданиям.

Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой» « Домашка» — это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.

Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и, не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчёт ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твёрдым и уверенным голосом, не повышая тона.

Ситуация знакомая многим:

«Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса» Но ведь во 2 классе на домашние уроки надо тратить 1,5 часа. Давайте понаблюдаем, как Петя делает уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут….

Но всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…. На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2 класса.

Такая картина, как вы видите, является типичной. Чуть ли не половина школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Во-первых , игры. Тихие настольные игры и подвижные сюжетно-ролевые игры.

Во-вторых . Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми, делать его быстро, весело, без раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, помыл руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе — то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий , без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Чтобы он там мог держать книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий

Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, но и постоянное?

Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определённое место работы . Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.

Полезно вместе с ребёнком составить памятку

Садись за уроки всегда в одно и то же время.

infourok.ru