Работа с детьми с отклоняющимся поведением

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ — С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Из­вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор­мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу­ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по­ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта­ции (психической, социально-психологической, средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше­ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по­рядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан­ные со стремлением получить материальную, денежную, иму­щественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

агрессивной ориентации: действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, неже­лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может прояв­ляться в различных социальных отклонениях: от наруше­ний норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внеш­ней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориента­ции и представлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребен­ка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целе­направленное влияние на развитие этих процессов или ме­ханизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, за­держиваем развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка (Невский И.А., 1993).

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и под­ростков, с одной стороны, может рассматриваться как сим­птом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой сторо­ны, выступать в качестве проводника воспитательного вли­яния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные осо­бенности поведения могут свидетельствовать о разных процес­сах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность пове­дения ученика как отклонение, мы должны учитывать ус­ловия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного суждения о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно, навешивается со­ответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются сис­тема оценочных суждений о нем, характер его взаимоотно­шений с окружающими. Совершается грубейшая педагоги­ческая ошибка, чреватая неприятными последствиями.

Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо при­чинам особенности поведения ученика (услужливость, не­критичность, внимательность к учителю, готовность посту­пить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподно­сится классу в качестве социального образца для подража­ния. При этом учитель не только не видит, а буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодли­вость, конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следу­ющие группы: ситуативные, временные проявления или реак­ции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоя­тельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные не­благоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими од­нократно или систематически. В последнем случае измене­ния в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранени­ем исчезают.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологи­ческие образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособителыюе или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка дея­тельности группы и своего поведения сопровождается и зак­репляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, ни­котином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекар­ственными веществами.

По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма.

Можно выделить различные виды девиантного поведе­ния, формой проявления которых являются различные ва­рианты социальной дезадаптации:

studfiles.net

22. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением

В подростковом возрасте дети, как правило, пред­ставляют собой уже сформировавшуюся личность, об­ладающую определенным набором как положительных, так и отрицательных качеств на фоне сложившегося темпера­мента. По типу темперамента люди делятся на четыре груп­пы: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. В подростковом возрасте признаки темперамента оказыва­ются максимально выраженными, поскольку характер уже сложился, а контроль над его внешними проявлениями еще не обретен. Темпераментом называют врожденный тип нервной системы, а характером — индивидуальное соче­тание психических особенностей человека, обусловливаю­щее приемлемое поведение в той или иной ситуации.

Очень часто развитие и прогресс негативных и от­клоняющихся черт характера происходит с акцентуацией темперамента. По степени отклонений дети делятся на две группы: дети с незначительными отклонениями в поведе­нии и дети с выраженной акцентуацией темперамента и

характера. Существует детальная классификация наруше- ний и подробная характеристика учащихся. К первой группе относятся ленивые дети, учащиеся с пассивным поведени- ем, неорганизованные, ненастойчивые и эгоистические школьники. Ленивые дети часто учатся по настроению, не-систематически, хотя встречаются случаи полного отрица- ния учебного процесса. Часто за лень принимают отстава-ние в учебе как результат длительной болезни и неспособ­ность организма к быстрой реабилитации. Огромная ошибка и в принятии потребности в общении и свежем воздухе за лень. Обычно лень порождается болезненным отношением (гиперопекой) родителей или других ближайших родствен-ников к ребенку. Пассивное поведение школьников харак­теризуется практически полной индифферентностью к по­знавательному процессу, социализации. Такие дети облада-ют пассивным темпераментом — флегматичным (лентяи) или меланхоличным (пассивные).

Неорганизованные делятся на четыре вида: дезор­ганизаторов, малоорганизованных, частично органи-зованных и заорганизованных. Дезорганизаторы вольно или невольно срывают занятия. Ироничным ли замечанием, более глубокими познаниями в предмете они заставля­ют учителя чувствовать себя некомфортно в течение урока. Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Чаще всего такие дети импульсивны и свободолюбивы, не желают ограничивать себя во времени и возможностях. Это подкрепляется отсутствием знаний об организаторской работе и неуверенностью в своих силах. Частично организованные дети не умеют планировать время и успевают по небольшому количеству предметов. Заорганизованные дети либо слепо подчиняются установлен­ному порядку, ждут указаний, совершенно не проявляя инициативы (внешняя заорганизованность), либо в ожидании похвалы они учатся на износ, не обращая внимания на состояние своего здоровья (внутренняя заорганизованность). Ненастойчивые дети отличаются немотивированностью, легким переключением с одного вида деятель-

ности на другой (сангвиники). Им скучно на уроках. Эго­истические учащиеся интересуются только своими пробле­мами, озабочены только собственными удобствами, не об­ращают внимания на других людей.

studfiles.net

Особенности самооценки детей с девиантным поведением

1. Самооценка человека. Сущность, структура, история изучения 6

1.1. Многообразие взглядов на самооценку 6

1.2. Сущность понятия «самооценка» 12

1.3. Структура понятия «самооценка» 13

1.4. Самооценка и уровень притязаний 17

1.5. Факторы становления самооценки ребенка 18

2. Девиантное поведение 25

2.1. Определение девиантного поведения 25

2.2. Причины девиантного поведения 26

3. Особенности самооценки детей и подростков с девиантным поведением 33

Список использованной литературы 43

Приложение №1 Исследование «Выявление особенностей самооценки у подростков с девиантным поведением» 44

Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Мысли человека в значительной степени определяют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим.

Помимо этого, многие психологи единодушны в том, что это важное звено в структуре личности человека является здоровым далеко не всегда. В частности, тот же Карл Роджерс пришел к выводу, что «большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить» . Джон Пауэлл в своих рассуждениях пошел еще дальше: «У всех нас есть комплексы неполноценности, – писал он, – те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются» .

Если заниженная самооценка свойственна столь многим людям, то возникает вопрос: что современная психология может сегодня предложить людям, страдающим этой эмоциональной проблемой? Нужно отметить, что путь поиска ответа на этот вопрос имеет длинную историю.

Первым, кто ввел понятия «самооценка», «образ самого себя» в структуру личности, был Уильям Джеймс. В одной из глав своего известного труда «Психология» он предложил свою теорию личности, которая оказала огромное влияние на формирование персонологии. Его идеи были подхвачены и развиты целой плеядой последующих психологов, таких, как А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др. Среди отечественных психологов можно перечислить имена таких ученых, как И. С. Кон, В. С. Магун, А. И. Липкина и др.

Внимание психологов привлекла не только проблема самооценки как таковой, но и причины, которые влияют на ее формирование (К. Хорни, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Адлер, И. С. Кон, Е. А. Архипова, Т. Ю. Андрущенко и др.). Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Благодаря этим исследованиям причины формирования заниженной самооценки широко изучены, что помогает более эффективно искать способы ее преодоления.

Особый интерес представляют работы, в которых предлагаются различные подходы и терапевтические методики для преодоления заниженной самооценки (Б. Ф. Скиннер, Д. Келли, А. Адлер, К. Роджерс, З. Фрейд, А.Фрейд). Среди отечественных психологов можно назвать работы Т. С. Токарской, Т. Э. Мисюриной, Т. Л. Мироновой, В. А. Алексеева и Н. Н. Авдеевой.

Однако для большинства существующих подходов характерна одинаковая методологическая направленность, выражающаяся в том, что почти все они касаются внешнего поведения и почти не затрагивают другие аспекты личности человека. Ввиду того, что самооценка значительно зависит от социальной среды, эти методики, в подавляющем большинстве, направлены на поднятие социального статуса человека в обществе. Такая односторонняя направленность сводит терапию заниженной самооценки к простой коррекции внешнего поведения, что не может не влиять на их эффективность.

Данная работа посвящена рассмотрению такой темы как «Особенности самооценки детей с девиантным поведением». Первая глава работы рассматривает такие вопросы как структура, сущность самооценки, а так же будут рассмотрены факторы, влияющие на формирование самооценки ребенка.

Во второй главе работы будут рассмотрены такие вопросы как причины девиантного поведения и определение понятия девиантного поведения.

Третья часть работы посвящена рассмотрению особенностей самооценки детей и подростков с девиантным поведением.

Данную тему я считаю очень актуальной потому что, в настоящее время очень важно проследить влияние уровня самооценки ребенка на его поведение, какая самооценка у детей с отклоняющимся поведением. Существует много работ, тестов, исследований посвященных изучению самооценки. И если родители, воспитатели, педагоги будут делать все, чтобы развивать у детей нормальный уровень самооценки, то детей, а впоследствии подростков и взрослых членов общества с отклоняющимся поведением станет намного меньше.

demo.rosdiplom.ru

Особенности самооценки подростков с отклоняющимся поведением

Алтайская академия экономики и права

аспирант кафедры социогуманитарных наук

В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения подростков с отклоняющимся поведением. В основу исследования положена гипотеза о том, что у подростков с отклоняющимся поведением в отличие от подростков без нарушений поведения, самоотношение характеризуется меньшим количеством положительных самооценок. Исследование проводилось на выборке подростков в возрасте 14-15 лет, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

Altai Academy of Economics and Law

Graduate student of social sciences and humanities department

The article presents the results of the self-relation peculiarities study of the adolescents with deviant behavior. At the heart of this research work there have been laid a hypothesis that the self-relation of the adolescents with deviant behavior in contrast to the adolescents without deviant behavior is characterized by the lower number of positive self-assessments. The study has been carried out on the sampling of adolescents at the age of 14-15 who are on record in the juvenile cases institutions.

Библиографическая ссылка на статью:

Гаджиева К.А. Самоотношение подростков с отклоняющимся поведением // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4228 (дата обращения: 11.01.2018).

Отклоняющееся поведение подростков превратилось в последние годы в проблему национального масштаба [1, 2]. Причиной тому послужила напряженная и неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в последнее время в нашем обществе. Социально-экономические изменения привели к тому, что семья, как важный социальный институт, не в состоянии реализовать в должной мере свои возможности жизнеобеспечения и воспитания детей, их оздоровления и лечения, получение образования и специальности, духовного и культурного развития. Размытость моральных норм, ослабление социальной регуляции поведения искажает культурные и духовные устои, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону противоправной и асоциальной деятельности [3]. Однако, кроме «внешних», социальных факторов, в генезисе девиантного поведения могут быть выделены также и внутренние, личностные факторы, связанные, в частности, с особенностями онтогенетического развития субъекта. Так, проблема девиаций в поведении становится особенно актуальной в периоды кризисов в развитии личности. Особенно чувствительными в этом отношении являются подростки. Подростковый и юношеский возраст характеризуется наиболее активным формированием системы ценностей и мировоззрения, а также является периодом наиболее выраженных проявлений различных форм отклоняющегося поведения [4, 5].

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального существа сопровождается включением в данный процесс его самоотношения. Самоотношение – термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Самоотношение может включать в себя: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, интерес к себе, самообвинение, недовольство собой, в эмоциональном самоотношении – симпатия, уважение, близость (Т.В. Архиереева, Р.С. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, А.У. Хараш и др.).

Самоотношение [6] и девиантное поведение [7, 8] являются для психологии традиционными объектами изучения. Однако, влияние самоотношения на проявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте изучено не в полной мере.

Цель исследования – выявление особенностей самоотношения у подростков с девиантным поведением. В основу исследования положена гипотеза о том, что у подростков с девиантным поведением в отличие от подростков без нарушений поведения, самоотношение характеризуется меньшим количеством положительных самооценок.

Выборка и организация исследования. Исследование подростков с девиантным поведением проводилось на базе Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) Центрального района Барнаула. Выборку составили 150 человек в возрасте 14-15 лет. Работа с подростками проводилась как индивидуально, так и в малых группах по 3 или 4 человека. На первых встречах было сложно установить контакт с испытуемыми, в их поведении прослеживалось недоверие, негативное отношение к исследованию, некоторые подростки отказывались заполнять опросники. Поэтому в ходе вводных занятий и индивидуальных бесед ставилась задача установить положительный эмоциональный контакт с испытуемыми, чтобы в ходе основной части исследования подростки чувствовали себя вполне комфортно. В результате данная задача была выполнена – респонденты стали чувствовать себя более уверенно, активно вступали в контакт с психологом, проявив искренний интерес к исследованию, а в дальнейшем и к полученным результатам.

С целью выявления психологических особенностей самоотношения подростков, стоящих на учете в ПДН, для проведения необходимых сопоставлений, была использована вторая (нормативная) группа юношей и девушек того же возраста, численного состава (140 чел.) – учащихся обычной массовой школы без выраженных проявлений девиантного поведения.

Методы исследования. Исходя из множества компонентов, входящих в состав самоотношения, для определения его особенностей у подростков, использовались следующие методики: «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева), «Самооценка личности» и тест-опросник «Самоотношение» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). На третьем этапе – аналитическом, был проведен анализ и обработка полученных данных.

В ходе исследования самоотношения подростков с девиантным поведением была проведена методика «Личностный дифференциал», результаты которой представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Результаты исследования самоотношения подростков с девиантным и нормативным поведением, %

psychology.snauka.ru

Особенности личности у подростков с девиантным поведением

Сущность девиантного поведения и актуальность данной проблемы в современном обществе, предпосылки его распространения. Причины и проявление девиантного поведения подростков. Личностные особенности подростков как основа профилактики данного поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Рост подростковой преступности, бродяжничества алкоголизма, наркомании, суицида, и т.д. сегодня становится серьезной государственной проблемой. К решению этого вопроса обращаются на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Девиантное поведение детей и подростков является также и актуальной педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, соответственно, нравственную чистоту и стабильность общества.

Проблема девиантного поведения изучалась в различных аспектах как зарубежными, так и отечественными исследователями. Так, в отечественных теориях методологические основы изучения девиантного поведения представлены в: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.

Многоплановое педагогическое изучение и понимание проблемы девиантного поведения и идеи социальной обусловленности воспитания и развития детей и подростков нашли отражение в трудах А. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Б.Н. Алмазова, Б.П. Битинаса, И.С. Кона, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика и др.

В настоящее время многие отечественные ученые обращаются к проблеме профилактики девиантного поведения: формируется специальная система первичной, превентивной профилактики с ее содержанием, формами и методами (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Голивкина и др.); научно обосновывается система коррекционно-развивающей работы в студенческой среде (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Т.В. Волкова, Т.С. Бунина, И.Б. Орешникова и др.). Апробируется система диагностического изучения подростков, склонных к употреблению наркотиков и оказание им психологической помощи (В.Р. Арагонов, В.В. Куликов, О.И. Роик, Ф.Б. Березин, М.П. Мирошникова, Е.Д. Соколова и др.). Особое внимание уделяется вопросам, связанным с процессами самореализации личности в социуме (Б.Е. Спрангер, Ю.И. Филимоненко, А. Удалова).

Идеи создания и внедрения комплексных систем реабилитации подростков, детей и молодежи с проявлениями девиантного поведения отражаются в трудах К. Бегалиева, М.М. Ведищевой, Б.А. Алмазова, Н.И. Забродина, Г.А. Карповой и др.

Актуальность проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков, имеющих отклонения в поведении.

Анализ девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств. Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении.

Объект исследования: особенности личности подростков с девиантным поведением.

Предмет исследования: подростки с девиантным поведением.

Гипотеза состоит в том, что подростки, склонные к девиантному поведению, имеют ярко выраженные характерные личностные особенности.

Цель курсовой работы: исследовать особенности личности у подростков с девиантным поведением.

— проанализировать состояние проблемы девиантного поведения подростка в научно-психологической литературе;

— рассмотреть личностные особенности подростка с девиантным поведением;

— выделить проблемы, ведущие к девиантному поведению;

— провести констатирующий эксперимент на выявление личностных особенностей у подростков;

— дать рекомендации по коррекции девиантного поведения.

Методологической основой и теоретической базой исследования послужили труды современных зарубежных и отечественных психологов.

— теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

— эмпирические методы: тестирование, эксперимент;

— методы презентации данных: таблицы, диаграммы.

База эксперимента: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №174» г. Зеленогорска Красноярского края.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 14-15 лет в количестве 20 человек (10 человек в экспериментальной и 10 в контрольной группах).

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1 Проблема девиантного поведения

Создание действующих и эффективных инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков требует подробного рассмотрения неоднозначных теоретических аспектов проблемы, одним из которых является сущностная характеристика понятия «подростки девиантного поведения». Эта проблема рассматривается различными направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «делинквентность», «асоциальное поведение», «агрессивное поведение», «деструктивное поведение», «трудновоспитуемость», «дезадаптив-ность», «педагогическая запущенность», «нравственная запущенность» и т.д.

Поиски причин, определяющих отклонение в поведении каждого конкретного подростка, возможно организовать для каждого педагога в том случае, если он будет достаточно хорошо знать всю историю решения этой проблемы. Рассмотрение каждого случая будет эффективным, когда будут проанализированы сочетания всех педагогических воздействий с определен-ными условиями и с учетом педагогических ситуаций. В 1920-30х годах интерес к проблеме трудных детей проявил ряд ученых П.Г Вельский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Грабаров, В.П. Кащенко, В.И. Куфаев, А.Ф. Лазурский, П.И. Люблинский, В.Н. Мясищев, Г.А. Фортунатов, П.О. Эфруси. Эти исследователи подчеркивали различные стороны проблемы трудновоспитуемых детей, и давали различные определения этого понятия.

Термин «отклоняющееся поведение» приводится в работах многих педагогов и психологов. Так, Я.И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)». М.И. Рожков рассматривает отклоняющееся поведение как «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит». В.В. Ковалёв определяет девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» и выделяет несколько основных его вариантов: уклонение от учебной и трудовой деятельности; антиобщественные действия насильственного, корыстного и сексуального характера; злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсических веществ; бродяжничество и азартные игры.

Ряд авторов в своих классификациях разделяют девиантное (отклоняющееся) и делинквентное (преступное) поведение. Так, Е.В. Змановская определяет делинквентное поведение как «действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей и уголовно наказуемые в своих крайних проявлениях». Н.Н. Савина выделяет следующие факторы возникновения делинквентного поведения: академическая неуспе-ваемость, эмоциональная незрелость, гиперактивность, нарушения комму-никации, одиночество, вредные привычки, социальная некомпетентность.

Таким образом, несмотря на различия в трактовках, практически все авторы главным критерием девиантного (отклоняющегося) поведения считают нарушение социальных норм, принятых в данном обществе. Отличительными особенностями социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей и обладают такими свойствами, как относительность и историческая изменчивость. В современных условиях, когда разрушены одни нормы и еще не сформировались другие, толкование и применение норм значительно усложняется.

Определение понятия «отклоняющееся поведение» предполагает также выделение существенных признаков явления, помогающих отличить его от других феноменов и констатировать наличие и динамику у конкретного человека. В.М. Димов видит границу, отделяющую норму от девианта, в разрушающем воздействии отрицательных явлений, которое являет собой реальную угрозу социальному выживанию человека.

Е.В. Змановская выделяет такие специфические особенности отклоняющегося поведения, как: нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества и в данное время норм; негативная оценка со стороны других людей, нанесение реального ущерба личности или окружающим людям; многократная или длительная повторяемость, отсутствие связи с нестандартными, кризисными ситуациями и психической патологией; выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Как правило, в отечественной педагогической литературе девиантное поведение рассматривается на примере подростков, представляющих группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу, — «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «дезадаптивные» и т.д. Поведение таких подростков отличается рядом особенностей: искаженное отношение к окружающей действительности, недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики, импульсивность, возбудимость, отрицательная внушаемость, стремление к престижу в неформальной группе, негативизм и т.д. С.А. Беличева к детям и подросткам группы социального риска относит детей с различными формами дезадаптации, выражающейся в затруднении усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы).

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и социально-негативных влияний. В силу этих обстоятельств ряд авторов (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг и др.) предлагает различать «первичную» и «вторичную» девиации. Первичная девиация — собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины; вторичная — подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы подростковой дезадаптации часто воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость. Она предполагает сопротивление подростка педагогическому воздействию, вызванное различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера и темперамента и другие личностные характеристики, затрудняющие социальную и учебную адаптацию. Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к девиантному поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. П.П. Блонский считал, что «трудный ученик — это такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной… и с которым учителю трудно, тягостно заниматься». А.С. Белкин понимает трудновоспитуемость как результат педагогических упущений, за счет которых возникает неблагополучие нравственного развития, но еще в такой его стадии, которая не требует перестройки стереотипа поведения, т.е. перевоспитания личности. По мнению В.Н. Мясищева, трудновоспитуемость выражается в неправильном отношении ребенка к общеобразовательной школе, учителям, стремлении к неорганизованному досугу, ярким впечатлениям улицы, неподчинении школьному режиму и общим правилам, в склонности дезорганизовывать работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки. Исследователи Г.П. Медведев, И.А. Невский, В.Г. Степанов рассматривают трудновоспитуемость следствием педагогической запущенности и приходят к выводу, что «трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых когда-то кем-то был допущен просчет, педагогическая ошибка». М.А. Алемаскин называл трудновоспитуемость первой ступенью девиантного поведения.

В целом же в современной педагогической литературе авторы указывают на разность понятий «трудновоспитуемость» и «педагогическая запущенность», характеризуя педагогическую запущенность как деформацию развития и социализации личности, а трудновоспитуемость как специфическое отношение личности к воспитанию и перевоспитанию. Среди педагогических терминов специалистами часто используется понятие «школьная дезадаптация». Встречаются такие описания проявлений школьной дезадаптации, как слабое овладение новой общественной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушение общения со сверстниками, эмоциональное отвержение и негативное психологическое состояние и т.д. С.А. Беличева характеризует школьную дезадаптацию как хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротив-ление педагогическому воздействию, негативное отношение к учебе и школе в целом (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные отношения с учителями и одноклассниками).

В зарубежной психолого-педагогической литературе при характеристике подростков с девиантным поведением используется термин «дети с проблемами», являющийся наиболее гуманным, деликатным по отношению к таким детям и их родителям.

Учеными установлено, что в девиантном поведении могут выявляться отклонения корыстной (связанной со стремлением получить материальную выгоду — кражи, мошенничества и т.д.) направленности, агрессивной ориентации (проявляющиеся в действиях, направленных против личности) и отклонения социально-пассивного типа (выражаются в стремлении ухода от общественной жизни — уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, крайняя форма — самоубийство). Отклоняющееся поведение агрессивной ориентации обнаруживается в действиях, направленных против личности (оскорбления, унижения, хулиганство, побои, а также тяжкие преступления: грабежи, изнасилования и убийства). Исследователи выделяют также речевые проявления агрессии (сквернословие, хамство и т.д.).

Таким образом, девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных право-нарушений и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции поведения.

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы установили, что подростки девиантного поведения в целом имеют ряд типичных особенностей:

— трудности в обучении, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, учителями, одноклассниками, неорганизованность, зависимость от других;

— нарушения самоотношения и самопонимания, формирования жизненных ценностей, ориентиров, идеалов;

— поиск свободы через бегство от правил и норм, испытание себя и других, поиск и расширение границ возможного;

— отсутствие позитивных интересов и целей;

— обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

— переживание неудачности, проблемности, отсутствие волевого самоконтроля;

— наличие акцентуированных черт характера, неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях, отсутствие благополучной семьи и уважения к родителям.

Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Подростковый возраст — период перестройки всего организма. В этот период происходят принципиальные изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому. Данный переходный процесс охватывает абсолютно все уровни биологической организации подростка — от изменения строения скелета, системы дыхания, кровообращения, секреции желез, корково-подкорковых отношений до развития новой репродуктивной системы, ее функционального и структурного обеспечения. Подобная тотальная перестройка, особенно остро происходящая на первых стадиях отроческого периода, ослабляет старые сложившиеся устойчивые системы, что обусловливает регрессивные характеристики функционирования подросткового организма. Эта перестройка повышает восприимчивость организма к действию разнообразных факторов среды и снижает его сопротивляемость. Отсюда представления об особой «хрупкости» подростка.

Подростковый период как временный регресс развития определяет и многие психологические особенности подросткового поведения: эмоциональ-ную неустойчивость, раздражительность, утомляемость, ослабление внимания, восприятия, обработки информации, повышенную агрессивность, противоречивость потребностей и желаний. С другой стороны, социальные и культурные особенности могут либо смягчить трудности этого периода, либо, напротив, заострить их.

Известно, что всякое отклонение в поведении учащихся, возможно, проанализировать только по отношению к норме. Для того чтобы выделить те или иные признаки отклонения от нормы, необходимо знать и учитывать признаки, показатели нормального, типичного для большинства подростков, соответствующие возрасту, развитию и поведению. Исследованиями современных педагогов и психологов установлено, что движущими силами развития личности подростка является преодоление диалектических противоречий. К наиболее важным противоречиям исследуемого периода развития подростка ученые относят:

— противоречия между порождаемыми новой деятельностью, новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;

— между уровнем актуального развития возможностей личности (в зоне ближайшего развития) и повышенными требованиями к ней;

— противоречия между мотивами и возможностями подростка (может, но не хочет, т.к. нет желания и интересов за счет их деформации);

— между возможностями подростка и изменением его интересов в сторону их повышения (положительная направленность есть, но нет еще пока достаточного уровня возможностей, в этом случае подросток сам предъявляет к себе повышенные требования и добивается результатов, это и является источником его саморазвития, самовоспитания и нравственного роста);

— между желаниями (мотивационная сторона деятельности) и навыками исполнения деятельности;

— противоречия в самой структуре направленности (хочется, но страшно, трудно и т.д.) личности;

— противоречия в развитии эмоциональной и волевой жизни;

— противоречия между избыточностью интеллектуальной и недостаточностью эмоциональной деятельности (бегут за впечатлениями — напряжение интеллектуальное и бедность чувств);

— противоречия между объективными и субъективными аспектами формирования потребностей;

— между возрастающими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися раньше формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности;

— между растущими требованиями к подростку со стороны общества и наличными формами поведения.

В результате разрешения этих противоречий формируется более высокий уровень развития личности подростка, более сложные формы и виды деятельности и ответственности за выполнение значимых ролей в коллективе.

Центральным образованием чувств подростка становится «чувство взрослости». Он хочет быть полноправным членом коллектива взрослых, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. Самый легкий и опасный путь достижения взрослости заключается в подражании внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление спиртных напитков, особый лексикон и т.д. Для подростка характерен «аффект неадекватности», проявляющийся в неадекватных эмоциональных реакциях, переживаниях мнимой несправедливости и неадекватной обиды в ситуации неуспеха, обвинении в неудачах других людей либо обстоятельств. Реакция ребенка зачастую не соответствует по выраженности вызвавшему ее поводу. В основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний.

Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. В одних обстоятельствах он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение, но при других обстоятельствах он может проявить большую импульсивность в поведении (конфликт с родителями, учителями, товарищами). В результате роста самосознания дети придирчиво оценивают свою внешность и душевные свойства, поэтому то невинные замечания могут вызвать у подростка аффективную вспышку. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспи-тательного процесса в школе и т.д.) в этом возрасте может наблюдаться рост социальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности, которые могут выразиться в агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых к подростку, к его запросам, устремлениям, ко всей личности. Так если ребенок себя переоценивает, то оценка взрослых, даже правильная и объективная, не принимается им, считается несправедливой. Это вызывает неприятное эмоциональное состояние, отрицательное отношение к взрослому, ведет к конфликтам, непослушанию, нежеланию учиться. Такое эмоциональное состояние называется аффектом неадекватности.

Подростки стремятся обрести относительную независимость от опеки и контроля родителей, учителей и других взрослых. Именно это встречает наибольшее сопротивление со стороны последних. И в своем стремлении подростки часто нарушают пределы разумности. Во многом это результат неправильного подхода в воспитании самих родителей. Как правило, авторитарный и либеральный методы воспитания могут привести к тому, что у детей не формируется должным образом способность к самоконтролю и саморегуляции. Демократический же стиль воспитания позволяет научиться ребенку постепенно пользоваться свободой, и, как правило, тогда не возникает серьезных конфликтов.

Стремление к взрослости, становление личной идентичности (эмоцио-нально-когнитивного единства представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений) приводят к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво проявляться потребность в признании и уважении его как личности. Неудовлетворенная же потребность вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования показали, что низкий уровень самоуважения способствует возникновению агрессивного поведения: потребность защитить свое Я может стать доминирующей над другими мотивами и поведение других людей будет считаться человеком как угрожающее, что толкает его, в конце концов, на превентивные действия.

Важным мотивационным образованием, влияющим на все стороны жизнедеятельности подростка, являются его интересы и увлечения. Среди них телевизор занимает одно из лидирующих мест. Собственные переживания, ощущение неуверенности и пустоты уходят на второй план, т.к. в пору взросления телевидение становится для многих ребят идеальным средством отвлечения от своих проблем, как школьных, так и внутрисемейных, внутриличностных. Именно поэтому подростки смотрят все без разбору — телевизор выступает для них средством бегства от реальности, что часто вызывает дополнительные конфликты между ними и родителями. Это также касается компьютера и Интернета. Компьютеры предлагают все увеличи-вающееся количество самых разнообразных игр, и это приводит к тому, что для отдельных подростков эти увлечения уже приобретают аддиктивный характер.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания. Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных, качеств и поступков. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Дети с адекватным уровнем самооценки уверенны в себе, самокритичны, настойчивы. Подростки, имеющие крайнюю самооценку, (либо максимально положительную, либо максимально отрицательную) агрессивны, характеризуются повышенной тревожностью, страхами перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций. Обычно они подвержены депрессивным тенденциям. Немаловажная роль в формировании Я-концепции (развивающейся системы представлений человека о самом себе, включающей осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных свойств и субъективного восприятия влияющих на собственную личность внешних факторов) принадлежит родителям. Контроль и поддержка со стороны родителей положительно влияют на самооценку. Жестокое же, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, и высокий уровень тревожности.

Осознание личностной ценности у подростков определяется, прежде всего, теми ценностями, которые демонстрируют родители в отношениях со своими детьми. Когда родителям удается найти наиболее гармоничный характер отношений в пространстве между гиперопекой и гипоопекой и они правильно оценивают себя, свои возможности, то у подростков создается наиболее позитивная ситуация для развития самосознания и постижения истинных ценностей. Если гармония не достигается, то усиливаются защитные реакции и некоторые из них вскоре становятся спонтанным способом реагирования на реальность. Защитно-психологический механизм проявляется в сведении к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или несоответствия между Я-концепцией и актуальным опытом.

Подросткам свойственно использование различных психологических защит. Это проекция, отрицание, рационализм, сублимация. Чаще других дети используют проекцию, психологический смысл которой сводится к ослаблению интенсивности отрицательных эмоций, возникающих во взаимоотношении с окоряющими. Это довольно сложный механизм, включающий два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных процесса эмоционально-когнитивной оценки какой-либо конкретной ситуации или определенного события. Один из них — разделение общей оценки на два компонента, положительный и отрицательный. Этот этап переходит в следующий, заключительный: личность приписывает себе положительные характеристики, а отрицательные переносит на персону, с которой имело место взаимодействие в оцениваемой ситуации. Проекция способствует сохранению константности позитивной Я-концепции, но усиливает или формирует негативные чувства к кому-либо из окружающих, тем самым, усиливая конфликтность межличностных отношений. Проекция — одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как активное и стабильное ее использование приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждебность. Такая личность склонна к оборонительному поведению и деструктивному (неплодотворному, разрушительному) самоутвержданию в силу неадекватной самооценки.

Противопоставить проекции можно сублимацию, когда происходит замещение инстиктивной потребности в соответствии с высшими социальными ценностями или удовлетворение ее в рамках социальных и личностных правил. Такой механизм защиты свойственен наиболее ответственным и позитивно принимающим ограничения. Так способом сублимации может быть творчество.

Например, в рисунках подростков и предпочитаемой ими музыке зачастую проявляются агрессивные тенденции. Это выражается в стиле их графики: интенсивный нажим в изображениях, специфическая штриховка, много заостренных линий, а также рисование монстров, воинов, оружий. Музыка, которой отдают предпочтение подростки, отличается тяжелым ритмом и упрощенной мелодической конструкцией. Таким образом, творчество подростков представляет собой своеобразный катарсис. С точки зрения специалистов, сублимация является наиболее адаптированной формой защиты, так как снижает уровень негативной фиксации, чувство тревоги.

Важно, чтобы подросток адекватно осознавал свое положение в коллективе. Переоценка и недооценка может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, что может вызывать агрессию, если же недооценивает, то у него возникает неуверенность и отчужденность.

В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой пограничной личности, определяющей как структуру, является комплекс переживаний, связанный с чувством неполноценности и потери Я. Такая особая структура самосознания называется «расколотой». Расколотое самосознание состоит из двух Я: внешнего — защитно-идеализированного и глубинного — неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам, главную роль среди которых выполняет механизм разъединения внешнего Я и Я реального. При этом внешнее Я доминирует, а реальное Я представляет собой угнетенную структуру, не сформированную из-за значительной фрустрации в раннем детстве.

Противоречивая двойственность Я проявляется во всех формах психического становления проблемного подростка, начиная с этапа среднего детства. Мотивация успеха или достижения подростка не связана с деятельностью, а чаще ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе и связанных с признанием его значительности. Из-за слабости реального Я, инфантильности в самопроявлениях и потребностях у таких личностей возникает стремление «опереться на чью-либо силу и значительность. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание партнера (чьи возможности достоинства эксплуати-руются) принять как должное претензии, воспринимается инфантильным Я в качестве ущемления его законных прав.

При фрустрации таких потребностей стереотипно возникают ярость и ненависть. В том, что касается отрицательного влияния фактора нарушенных внутрисемейных отношений на психическое и нравственное развитие детей, психологи разных направлений едины: проблемы в семье сводят к невозмож-ности формирования и развития у ребенка позитивного самоотношения.

Принимая во внимание глубину личностных деформаций или специфику личностного развития трудного подростка, можно предположить, что даже решение внешних, организационно-поведенческих сложностей в судьбах таких детей не будет достаточной для их социальной и личностной реабилитации. Эти подростки нуждаются в комплексной психологической помощи, в том числе в глубинной психотерапии их личностной структуры.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанным является представление о связи самооценки с делинквентным (преступным, правонарушительным) и криминальным поведением подростка.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно отсутствует реализация одной из фундаментальных потребностей человека — потребности в уважении, у подростка развивается ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, и подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве.

Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности адекватна самооценке или превосходит ее. Самооценка, таким образом, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Однако этот путь снятия противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Концепция пускового механизма делинквенции позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу, такие попытки обречены на неудачу, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлимую и отторгаемую им группу.

Следовательно, необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить ему вместо этой асоциальной группы другую — просоциальной ориентации, в которой подросток найдет опору в виде социальной оценки его личности. Такой подход объясняет и те факты, когда подросток держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях переход личности в данную группу не помогает ребенку повысить свою самооценку, но это позволяет удовлетворить его потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу, т.е. внутри группы — «шестерка», но для посторонних — авторитет. В крайних вариантах такое удовлетворение достигается путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.

Девиантным является поведение, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе моральным и правовым нормам и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, сексуальные девиации.

Одним из видов девиантного поведения подростков является агрессивное поведение. Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными отношениями в семье «родители — ребенок», эмоциональной депривацией в семье и агрессией. Так, например, если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если подросток не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного, противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются взаимо-отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.

Определенная зависимость существует и между строгостью наказания и уровнем агрессивности. Она распространяется и на случаи, когда наказание является реакция родителей на агрессивное поведение ребенка. Те дети, которые подвергались со стороны родителей более строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и характеризовались одноклас-сниками, как агрессивными.

Важнейшим условием для предупреждения агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у подростка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих. В качестве вторичного подкрепления привязанность может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. Важным условием развития агрессии является фрустрация (психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели), возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны родителей.

По поводу искоренения агрессии существует мнение: полное игнориро-вание, активное наказание, не снисходительное, но и не слишком суровое наказание. Полное игнорирование оказывается несостоятельным, т.к. подросток, в отличии от маленького ребенка найдет подкрепление агрессив-ности со стороны сверстников. При активном наказании агрессия может переместиться на другого человека, атаковать которого менее опасно, даже если он не является источником возникновения агрессии. Таким образом, когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрес-сивности детей, то они становятся более склонными к проявлению агрессии.

Также одним из типов девиантного поведения является аддиктивное поведение. Аддиктивное поведение — злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного сознания. Оно формирует стремление уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Отмечается, что несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Приобщение подростка к одному из видов девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. Элементы аддиктивности свойственны любому человеку, но проблема начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.

Как уже говорилось раньше, противоречия между постоянно растущими потребностями и неравными возможностями в их удовлетворении, между самооценкой и оценкой личности, а также явления эмансипации, группирования, характерные для подросткового возраста, способствуют вовлечению молодых людей в группы, где практикуется употребление алкоголя, табака, наркотиков. Это происходит тогда, когда эти группы позволяют удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не может удовлетворить в других группах.

Одной из форм аддиктивного поведения является табакокурение. Желание стать взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании заставляют подростка выносить неприятные ощущения при первой пробе табачного дыма. Этому же способствуют такие психологические факторы, как любопытство, потребность в экспериментировании, потребность казаться сильным, взрослым. Приобщению к табакокурению способствуют и окружение, пример родителей, давление старших, пример значимых лиц (преподавателей, актеров…).

Наиболее существенную роль в инициации употребления алкоголя подростками играет уровень образования, отношение к алкоголю в данном обществе: в семье и ближайшем окружении. Доступность является одним из факторов приобщения подростка к алкоголю. Выявлена и генетическая предрасположенность. В развитии алкогольного аддиктивного поведения важную роль играет мотивация:

— стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения;

— нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что выражает тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих;

— алкоголь как средство для возбуждения, повышение тонуса, сочетающегося с повышением самооценки, а также придается большое значение атрибутивным свойствам алкоголя.

Токсикомания — злоупотребление психоактивными веществами, не отнесенными в данный момент к наркотическим, при регулярном употреблении, сформированном патологическом влечении, в некоторых случаях при наличии патологической зависимости. Подростки используют ингалянты для преднамеренного вдыхания с целью получения состояния эйфории. Этому также способствует низкая стоимость и беспроблемность покупки ингалянтов. Обычно, в дальнейшем такие люди становятся наркоманами, переходя на злоупотребление наркотическими препаратами.

Кроме общих факторов аддиктивного поведения в токсикомании подросткового возраста существенную роль играет слабость «Я», характерная для подростков группы риска. У них наблюдается замедление, сужение, расщепление и изменение потока психической активности. Оно выражается в адинамии уровня притязаний, ригидности и снижении темпа достижения целей, дефиците восприятия эмоций.

Изменение направления потока психической активности проявляется в большей направленности на цели, связанные с приобретением и потреблением психоактивных веществ, а не на социально значимые цели в учебе, работе, при этом поток психической энергии направляется не на других людей, а на себя.

У подростков-токсикоманов отмечается нарцисстическое положительное отношение к себе и недостаток позитивных чувств к другим людям, прежде всего к родителям. Опасная игра с ингалянтами — способ удовлетворения самых разнообразных и невероятных фантазий подростков, за которым стоит неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни.

В медицинской практике называется ряд причин, способствующих началу употребления наркотиков. В психологических исследованиях акцентируются личностные факторы. Это отсутствие социальных интересов, устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности; обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта.

Также выделяется психический инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособности противостоять влиянию извне, пониженной критичности к себе, обидчивости, ранимости. Для подростков, употребляющих наркотики характерно повышенное отклонение в поведении, критицизм по отношению к социальным институтам общества, отчужденность от них, в то же время для них характерны пониженность ожидания академических успехов, ценность достижений, уважение к общепринятым нормам поведения, чувство психологического благополучия.

С точки зрения некоторых ученых, молодые люди, не знающие, что они собой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего Я. Они предполагают, что, изменяя свое состояние, сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире.

Сам факт употребления психоактивных веществ подростками свидетельствует о наличии у них убеждения в возможности нарушать нормы и правила общества, закон. Это убеждение не могло быть сформировано только в подростковом возрасте. Его источники лежат в опыте ребенка, его оценке и определении своего отношения к выполнению норм и правил, а в дальнейшем и законов. Девиантная социализация является основным механизмом вхождения школьников в наркотизированное пространство и наркотизм. Поэтому любое асоциальное поведение ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может рассматриваться как предупреждение развития девиантного, зависимого от психоактивных веществ поведения.

Девиантное поведение — это поведение человека, отклоняющееся от социальной нормы.

Девиантное поведение тесно связано с психологическими особенностями личности, с ее внутренними конфликтами и переживаниями. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации. В процессе социализации у человека должно происходить осознание своей ответственности за преодоление социальных и моральных норм.

При нарушенном процессе социализации нормы, правила и предписания воспринимаются неверно или неточно и, следовательно, не выполняются.

При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее с развитием его потребностно-мотивационной сферы. Девиантное поведение в каждом возрасте возникает в силу блокировки (фрустрации) недостаточной мотивации к ведущей деятельности, недоразвитости ведущего психического процесса, и самое важное — влияния взрослого окружения (родителей и учителей) на детей.

Главной причиной отклоняющегося поведения подростков является социальная и физическая незрелость. К основным причинам проявления девиаций в подростковом возрасте также можно отнести: конфликты во внутрисемейных отношениях и других социальных контактах, неуверенность подростка в себе, заниженная самооценка, стремление к независимости и возрастные особенности (кризис подросткового возраста и т.д.).

2. Констатирующий эксперимент и его анализ

2.1 Организация и методики исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №174» г. Зеленогорска Красноярского края.

Цель исследования — изучение наиболее характерных особенностей подростков — девиантов и сравнения с результатами диагностики детей, не входящих в группу девиантов.

В исследовании приняли участие — 20 детей в возрасте 14-15 лет, в т.ч.:

— экспериментальную группу составили 10 человек, из них 6 мальчиков и 4 девочки, имеющих склонность к девиантному поведению;

— контрольную группу составили 10 человек, также 6 мальчиков и 4 девочки, не имеющих склонности к девиантному поведению.

Группы подобраны на основе анкетирования и бесед с учителями.

Анкетирование, которое проводилось среди подростков с девиантным поведением, целью выявления морально-нравственных установок подростка показало следующее (табл. 1):

— отношение подростков к употреблению спиртных напитков: 27,7% опрошенных отмечают, что они не пробовали спиртные напитки; 46,8% употребляют пиво; 10,2% пробовали водку, а 6,5% — спирт. Таким образом, 72,3% — это подростки, употребляющие спиртные напитки. Начинают пробовать приблизительно с 10 лет. Пробовали хотя бы раз в жизни наркотические или токсические вещества — 14,9%. Таким образом, фактически, каждый десятый подросток рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.

— среди причин употребления человеком вредных веществ, были получены следующие данные: 35,5% ответили — любопытство, 25% — из желания почувствовать себя взрослым, 17,4% подростков и 4,8% старшеклассников — не захотят отстать от друга, 12,9% — попробуют «просто так», 7% ответили, что их заставили, 0,5% — научили взрослые. Это говорит о том, что у детей не сформирована система жизненных ценностей.

knowledge.allbest.ru