/ Ответ на экз, 1ый семестр (Ермолович ДВ) / 49. Самосознание личности и его основные компоненты

49. Самосознание личности и его основные компоненты

Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения.

По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.

В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.

На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я». В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.

На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.

Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

studfiles.net

Вопрос 32. Образ «Я» и самооценка личности как основные компоненты самосознания.

С одной стороны, Я — это, как уже говорилось, результатвыделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физическиеи психические состояния, осознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное Я человека является для негои объектом самопознания.

Другим детерминантом уровня самооценки, по-видимому, может быть, как отмечает Франзой, способ, посредством которого индивид "организует" позитивную и негативную информацию о себе в памяти. Речь идет не толькоо том, что все количество позитивной информации сравниваетсяс количеством негативной информации, что в целом определяетуровень самооценки. Главное здесь — как это знание о себе "организовано". Некоторые индивиды проявляют тенденцию подразделять информацию о себе на отдельные позитивные и негативные категории ("Я хороший" и, наоборот, "Я нехороший").

Другие же имеют обыкновение формировать ментальные категории, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной информации о себе. Исследования показывают, что если людипроявляют тенденцию подразделять в пределах своей Я-концепции информацию о себе на позитивную и негативную и перваячаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для которых позитивные аспекты Я являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную можетбыть частью процесса, способствующего исключению в концеконцов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь,удаляет такую информацию из Я-концепции. С другой стороны,людям, которым негативные аспекты Я кажутся более важными,психологически более приемлемо смешивать в своем сознаниивместе позитивные и негативные аспекты Я.

helpiks.org

Тревога и страх — основные компоненты ряда психических заболеваний. Тревожные состояния при различных заболеваниях не поддаются лечению одними и теми же препаратами. Например, анксиолитики бензодиазепинового ряда, применяемые для лечения генерализованной тревоги, малоэффективны при панических состояниях и фобиях.

Анксиолитики бензодиазепинового ряда — большая группа препаратов, широко применяемых в медицинской практике. Рецепторы, с которыми взаимодействуют эти соединения, оказались широко распространены в различных структурах мозга. Поскольку не были известны внутренние лиганды этих рецепторов, их обозначили как рецепторы диазепама (одного из распространенных представителей этой группы), или бензодиазепиновые рецепторы.

Участок связывания бензодиазепинового рецептора — компонент ГАМКД-рецептора, причем сама ГАМК «не конфликтует» с бензо-

через соответствующий канал при активации ГАМКА-рецептора в результате увеличения вероятности (и как следствие частота) открывания С1 -каналов.

Выделено несколько эндогенных лигандов бензодиазепиновых рецепторов: во-первых, большой пептид, эндозепин, и его фрагменты, содержащие 18 и 6 аминокислотных остатков. Взаимодействуя с бензо- диазепиновыми рецепторами, они тормозят открытие С1

-канала. Во- вторых, непептидные соединения, производные (3-карболинов, которые оказывают влияние на поведение животных, обратное действию ГАМК и ее аналогов. Они вызывают беспокойство, проявления страха, снижают судорожный порог, а в экспериментах на грызунах регистрируется проконфликтное поведение. Бензодиазепины и p-карболины — агонисты бензодиазепиных рецепторов, но поскольку р-карболины вызывают эффект, противоположный действию бензодиазепинов, их называют «обратными» агонистами. Активность как агонистов, так и «обратных» агонистов бензодиазепиновых рецепторов зависит в основном от состава субъединиц ГАМКА-рецепторного комплекса (см. п. 8.2).

Антагонист бензодиазепиновых рецепторов, флумазенил (ими- дазобензодиазепин), блокирует действие как агонистов, так и «обратных» агонистов этих рецепторов. Он уменьшает тревогу, вызванную предварительным введением животным «обратных» агонистов. При внутривенном введении он снижает и седативный эффект бензодиазепинов, поэтому может быть перспективным для клинического использования.

Полагают, что в тех случаях, когда бензодиазепины эффективны при лечении тревожных состояний, причиной тревоги может быть либо пониженная активность эндогенных лигандов агонистов бензодиазепиновых рецепторов, подавляющих тревогу, либо повышенная активность эндогенных лигандов «обратных» агонистов, вызывающих тревогу.

Определенную роль в возникновении тревожных состояний играют моноамины норадреналин и серотонин. Однако поведенческие проявления усиления и снижения как норадренергической, так и се- ротонинергической медиации весьма противоречивы. Так, стимуляция голубого пятна у приматов приводит к изменениям поведения, характерным для угрожающих ситуаций. Иохибин, увеличивающий, как полагают, высвобождение норадреналина из пресинаптической терминали, вызывает у человека анксиогенный эффект. Имеются данные о том, что бензодиазепины уменьшают содержание продуктов обмена норадреналина, а также фазические разряды норадренер- гических нейронов голубого пятна на фоне действия стрессорных стимулов.

Противоречивы сведения и о том, что усиление или дефицит се- ротонинергической передачи способствует развитию тревожного состояния. С одной стороны, введение 5-гидрокситриптофана, предшественника серотонина, вызывает тревогу у человека. С другой — избирательные ингибиторы нейронального захвата серотонина, которые увеличивают серотонинергическую передачу при хроническом введении, используются при лечении тревожных состояний. Истощение депо серотонина с помощью р-хлороамфетамина (рСРА) или повреждение 5,7-дигидрокситриптамином дорсальных ядер шва в экспериментах вызывало у грызунов состояние, подобное тревоге. Агонист 5НТ1Д-рецепторов буспирон снимал анксиогенный эффект 5-гидрокситриптофана у крыс, а активация постсинаптических 5НТ2- и 5НТ3-рецепторов приводила к анксиогенным эффектам.

В целом противоречивость данных о роли серотонина в проявлениях тревоги можно объяснить большим количеством подтипов серотониновых рецепторов. Разные компоненты серотонинергичес- кой системы мозга играют различную роль в поведении.

Несмотря на противоречивость все эти данные свидетельствуют об определенном вкладе норадренергической и серотонинергической систем в регуляцию тревожных состояний. Обе моноаминергические системы могут дополнять друг друга. Активация 5НТ2- и, возможно, 5НТ3-рецепторов в терминальных полях увеличивает высвобождение норадреналина, соответственно блокада пресинаптических 5НТ|Д-ре- цепторов и возбуждение 5НТ2-рецепторов увеличивают активность норадренергических нейронов голубого пятна. Гиперактивность пресинаптических а2-адренорецепторов и гипоактивность а,-адренорецепторов снижают высвобождение серотонина из пресинаптической терминали. В соответствии с гипотезой Дж. Грея (J. Gray), восходящие норадренергические и серотонинергические входы в септогиппокампальную область активируют «поведенческую тормозную систему», которая подавляет начатые действия и увеличивает «бдительность» (тревожность), что показано в многочисленных моделях тревоги на животных. Более того, бензодиазепиновые транквилизаторы предотвращают активацию «поведенческой тормозной системы», подавляя моноаминергическую передачу в гиппокампе.

В последние годы накоплено немало данных о модулирующем влиянии некоторых нейростероидов и нейропептидов на различные состояния тревоги. Так, стероид прегнанолон усиливает действие

ГАМК, опосредованное ГАМКл-рецепторами. Он обладает анксиолитическим и снотворным эффектами. Хорошо известна роль кор- тикотропин-рилизинг фактора (КРФ) в стрессовой реакции. Этот гормон взаимодействует также с моноаминергическими системами мозга. В доклинических исследованиях у него была выявлена анк- сиогенная активность. Нейропептид холецистокинин-4 (ХЦК-4), взаимодействуя со специальными ХЦКВ-рецепторами, вызывает беспокойство, страх, провоцирует паническое поведение у людей и животных, антагонисты этих рецепторов проявляют анксиолитическое действие в некоторых состояниях, включая тревогу при алкогольной абстиненции. Нейропептид Y проявляет анксиолитический или анксиогенный эффект в зависимости от дозы.

Таким образом, в развитии симптомов тревоги, страха, беспокойства существенную роль играют дисфункции в бензодиазепин/ГАМК- рецепторном взаимодействии, дополнительный вклад в патологическое состояние вносят нарушения функций медиаторных систем норадреналина и серотонина, а также ряд нейропептидов и нейростероидов.

medic.news

Основные компоненты языка UML

Язык UML представляет собой общецелевой язык визуального моделирования, который разработан для спецификации, визуализации, проектирования и документирования компонентов программного обеспечения, бизнес-процессов и других систем.

Язык UML основан на некотором числе базовых понятий, которые могут быть изучены и применены большинством программистов и разработчиков, знакомых с методами объектно-ориентированного анализа и проектирования. При этом базовые понятия могут комбинироваться и расширяться таким образом, что специалисты объектного моделирования получают возможность самостоятельно разрабатывать модели больших и сложных систем в самых различных областях приложений.

Конструктивное использование языка UML основывается на понимании общих принципов моделирования сложных систем и особенностей процесса объектно-ориентированного анализа и проектирования в частности. Выбор выразительных средств для построения моделей сложных систем предопределяет те задачи, которые могут быть решены с использованием данных моделей. При этом одним из основных принципов построения моделей сложных систем является принцип абстрагирования, который предписывает включать в модель только те аспекты проектируемой системы, которые имеют непосредственное отношение к выполнению системой своих функций или своего целевого предназначения. При этом все второстепенные детали опускаются, чтобы чрезмерно не усложнять процесс анализа и исследования полученной модели.

Другим принципом построения моделей сложных систем является принцип многомодельности. Этот принцип представляет собой утверждение о том, что никакая единственная модель не может с достаточной степенью адекватности описывать различные аспекты сложной системы.

Еще одним принципом прикладного системного анализа является принцип иерархического построения моделей сложных систем. Этот принцип предписывает рассматривать процесс построения модели на разных уровнях абстрагирования или детализации в рамках фиксированных представлений. При этом исходная или первоначальная модель сложной системы имеет наиболее общее представление (метапредставление). Такая модель строится на начальном этапе проектирования и может не содержать многих деталей и аспектов моделируемой системы.

Рис. 3.1.Общая схема взаимосвязей моделей и представлений сложной системы в процессе объектно-ориентированного анализа и проектирования

Таким образом, процесс ООАП можно представить как поуровневый спуск от наиболее общих моделей и представлений концептуального уровня к более частным и детальным представлениям логического и физического уровня. При этом на каждом из этапов ООАП данные модели последовательно дополняются все большим количеством деталей, что позволяет им более адекватно отражать различные аспекты конкретной реализации сложной системы. Общая схема взаимосвязей моделей ООАП представлена на рис. 3.1.

lib.ink

Вопрос 32. Образ «Я» и самооценка личности как основные компоненты самосознания

Психологический термин Я в русском языке неоднозначен.

В этом случае в состав Я человека входит его самовосприятиеи самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности. Это своеобразная психология и философия собственного Я. В соответствии со своей Я-концепцией человек и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение человека является всегда логичным, с его точки зрения, хотя оно может не казаться логичным на взгляд других людей.Каждый из нас не только видит себя определенным образом,но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект Я называется самооценкой.

Использование этих положений позволяет выявить общую оценку, которую индивид дает себе. По данным исследований, люди с высокойсамооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, принимают во внимание мнения других людейдля увеличения своих успехов, хорошо справляются с труднымиситуациями. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, неочень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистическиецели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимизмом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику илидругие виды негативной обратной связи.

Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфические, парциальные, оценки своих способностей в отдельныхсферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален.Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, нознать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.Исследования показывают, что уровень самооценки личностисвязан с когнитивными аспектами Я-концепции.Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определеннуюи устойчивую Я-концепцию, чем люди с высокой самооценкой.Я-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, является менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие отом, что именно уверенность в себе является причиной высокойсамооценки, а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает более высокий уровень уверенностив себе).

Итак, можно предположить, что первым компонентом высокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере,размышление о знании себя.

lektsii.org

Особенности личностных качеств умственно отсталых детей

Описание принципов развития личности. Самооценка и уровень притязаний как основные компоненты личности. Характеристика эмоциональной, волевой и личностной сферы умственно отсталого ребенка, особенности формирования у него произвольной регуляции поведения.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.

Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие «умственно отсталый ребенок» в отечественной и в зарубежной дефектологии. Органическое поражение мозга. Психология умственно отсталого ребенка. Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы, формирования самооценки и уровня притязаний.

Роль эмоциональной сферы в развитии личности ребенка. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Организация и методики проведения обследования особенностей эмоциональной сферы и специфики общения умственно отсталых младших школьников.

Самооценка: определение, основные подходы, составляющие. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Результаты исследования особенностей самооценки умственно отсталых детей.

Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Развитие психики умственно отсталого ребёнка.

Олигофрения, ее признаки, этиология и распространенность. Основные степени умственной отсталости. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей. Особенности психического и моторного развития умственно отсталого ребенка в младенчестве.

Сущность различных сторон психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей разных клинических групп, роль степени недоразвития речи, причины возникновения фенилнилкетонурии.

Воля как свободный выбор, произвольная мотивация, форма психической регуляции. Этапы изучения воли. Классификация волевых качеств личности. Нарушения произвольного управления психическими процессами и развития волевой сферы у умственно отсталых детей.

Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. Особенности зрительного и слухового восприятия. Способность восприятия пространства и времени. Основные средства коррекции недостатков восприятия умственно отсталых детей.

Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот с нарушением интеллекта. Исследование уровня тревожности. Механизм формирования агрессивного поведения умственно отсталых детей. Специфика развития самооценки, ее влияние на успехи в обучении и общении.

Изучение возрастных особенностей самооценки у умственно отсталых школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Факторы формирования самооценки в детском возрасте.

knowledge.allbest.ru

Вопрос 1 Понятие, структура, основные компоненты Я-концепции

Тема 2.1. Я-концепция и социальные роли личности

Цель – рассмотреть основные компоненты и проявления Я-концепции, социально-психологические закономерности формирования и функционирования Я-концепции.

— сформировать понятие об Я-концепции и ее проявлении;

— ознакомиться с социально-психологическими закономерностями формирования и функционирования Я-концепции, нарушениями самосознания.

1. Понятие, структура, основные компоненты Я-концепции.

2. Социально-психологические закономерности формирования и функционирования Я-концепции.

3. Нарушения самосознания: признаки, способы реагирования на данные нарушения.

Вопрос 1 Понятие, структура, основные компоненты Я-концепции.

Социальное мышление — один из основополагающих факторов, составляющих ядро социальной психологии. Оно представляет собой совокупность индивидуального представления человека о самом себе, о своем месте в мире социума, а также социальные установки, убеждения и суждения. Их анализ дает возможность изучить психологические закономерности взаимодействия и общения индивидов между собой, с группой и между группами в рамках той или иной общности.

Я‑КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ(англ. self-concept) развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии,представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс),в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом,выделяют в ней 3 структурных компонента:

1) когнитивный компонент — «образ Я» (англ. self-image), ккоторому относится содержание представлений о себе;

2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);

3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

4) оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Есть разные подходы к пониманию структуры Я-концепции. Например, У. Джемс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки имеют, как правило, разные модальности. Существуют по крайней мере три основных модальности самоустановки:

реальное Я: установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. связанные с его представлениями о том, каков он на самом деле;

зеркальное (социальное) Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

идеальное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать. Д. Майерс добавляет еще одну модальность:

возможное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем.

Я‑концепция — предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я — схема собственного тела;

2) реальное Я — представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я — то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я — соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я – как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я‑то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль:

— способствует достижению внутренней согласованности личности;

— определяет интерпретацию опыта;

— является источником ожиданий личности.

Представление Я-концепции ее как совокупности или структуры установок индивида к самому себе (Р. Берне). Эта структура может быть представлена в виде схе­мы (см. Рис. I).

Эти установки группируются в три категории: ре­альное Я (каким индивид представляет себя на данный момент); социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).

Понимание Я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Образ Я (структура представле­нии о себе самом) складывается из когнитивных составляющих уста­новок (ролевые, стагусные, имущественные, ценностные и др. харак­теристики человека). Все они входят в образ Я с разными весами, т е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

1)социокультурные стандарты и нормы соци­ального окружения,

2)социальные реакции других людей к индиви­ду (их субъективная интерпретация);

3)индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически индивид ре­ализует два процесса самооценки:

а) сравнение «реального Я» с «иде­альным Я»,

б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».

В целом, мотивационная функция Я-концепции, регулирую­щая поведение человека, состоит в следующем:

1) Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуали­зируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять ин­дивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т. д.).

2) На основе базовой потребности в самоактуализации, поддер­жании и защите своего Я, потребности в положительной само­оценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъек­тивной значимости для индивида тех параметров Я-концеп-ции, которые активизированы ситуацией, формируется и вы­бирается конкретная форма поведения в данной ситуации.

Вопрос 3 Социально-психологические закономерности формирования и функционирования Я-концепции.

Важнейшей функциейЯ-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения.

Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Из многочисленных источников формирования Я-концепции че­ловека, наиболее жизненно важными являются следующие:

1) Представление о своем теле (телесное Я).

2) Язык — как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.

3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе.

4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвое­ние связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).

5) Практика воспитания детей в семье.

Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, про­порции тела тесно связаны с установками индивида к себе, само­чувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам Я-концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внеш­него обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Задайте себе несколько вопросов — как вы реагируете на невысо­кого полного человека? На стройного, атлетически сло­женного? Какие ассоциации у вас возникают, лаже если вы незнако­мы с этими людьми? Уверенно можно ответить — эти два типа чело­века будут вызывать у вас совершенно разные чувства, установки и ожидания по отношению к этим лицам.

Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. Высокая самооценка личности сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом.

Другими словами, Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепшш в целом. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприя­тия внешности и эффекта получения неодобряемых Я-образов тела.

Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции. Другими словами, Я-концепция осознается чело­веком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посред­ством языковых средств.

Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы пере­живать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими.

Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавлива­емые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей соци­альной средой) жизненно важны для развития у подростка Я-концеп­ции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

Существует много исследований. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением (т. е. получает больше положительные под­крепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается по­ложительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учителя — отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, боль­ше критикуют (т. е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-концепшия.

Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к муж­скому или женскому полу является одним из краеугольных осно­ваний Я-концепции человека, все другие функции и характерис­тики покоятся именно на этих представлениях — Я существо муж­ского или женского пола.

Различают два процесса формирования половой принадлежно­сти индивида — половая идентификация и половая типизация.

Идентификация — это более ранний процесс (в основном бессозна­тельный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типи­зация — более осознанный про­цесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, ти­пичными для роли женщины или мужчины в данной культуре.

Для описания процесса половой типиза­ции введено понятие «стандарта половой роли» (или полоролевого стандарта) как приобретенных в процессе соци­ального научения форм поведения и личностных характеристик, типичных для данного пола в данной конкретной культуре и в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, стандарты, формы поведения и психологические характе­ристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.

Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности припи­сывается мужской роли.

Воспитание детей в семье. Практи­ка воспитания детеи в семье оказывает огромное и во многих се­мьях преобладающее влияние на развитие Я-концепции личности.

Пер­вые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми

Воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас мо­жет убедиться на собственном опыте.

Исследования показали взаимосвязи и тенденции в форми­ровании типов личности в отношении таких ус­тановок воспитания как:

а) авторитарность, безразличие, отвер­жение, вседозволенность

б) теплота, забота, уважение детей, ра­зумный контроль, проявляемые родителями в воспитании детей.

Поло­жительная самооценка с большей вероятностью возникает тогда, ког­да к детям относятся с уважением, одобрением, определяют им четко определенные стандарты и границы поведения, а также разумные притязания и ожидание успеха вместе с постоянным и согласованным подкреплением со стороны родителей выбранной линии поведения.

Следующие условия воспитания в семье способствуют разви­тию здоровой высокой самооценки личности:

— положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей,

— четкое установление социальных норм границ и правил поведения детей, целенаправленное и согласованное под­держание этих норм родителями,

— уважение со стороны родителей индивидуальной инициа­тивы ребенка в этих установленных пределах,

— минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми

studopedia.ru