Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка

Отношение к здоровью обусловлено объективными обсто­ятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диа­метрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требова­ниям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суж­дений оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку чело­веком своего физического и психического состояния, которая являет­ся своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реально­го показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70—80% случаев) ее соответствия объективной характерис­тике здоровья.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации бо­лезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не го­воря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказа­лось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% — с удовлетворитель­ной и 58,8% — с плохой. Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» — 24,4%, вто­рое — «осознание необходимости этого» — 17,4%, а затем следуют дру­гие факторы.

В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется прежде всего с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее бес­печны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здо­ровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств — 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже — в 13,7% случаев.

Чем объяснить более низкую потребность обращения к врачу в слу­чае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего неорганизованностью их жизнедеятельности. Косвенно это под­тверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания.

Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни респондентов. Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику — 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его — 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооцен­кой — 5,5%. Соответственно в этих группах соотношение занимаю­щихся спортом: 15,8, 8,9, 3,5%.

Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей от­ветственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состо­яние здоровья человека прежде всего зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой — соответственно в 35,5 и 37,3%.

В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Вто­рой — преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и спо­собностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с пло­хой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, припи­сывающие ответственность за результаты своей деятельности внеш­ним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы чело­века о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следу­ет, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за те­лом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивиду­альные различия людей не позволяют рекомендовать один вари­ант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов дея­тельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну — основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истоще­ние нервной системы, ослабление защитных сил организма, сни­жение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2005.

Дата добавления: 2015-12-08 ; просмотров: 200 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su

Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка;

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суждений оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психологического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70 — 80% случаев) ее соответствия объективной характеристике здоровья.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто, безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказалось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% — с удовлетворительной и 58,8% — с плохой. Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» — 24,4%, второе – «осознание необходимости этого» — 17,4%, а затем следуют другие факторы.

В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется, прежде всего, с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее беспечны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здоровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств – 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже – в 13,7% случаев.

Чем объяснить более низкую потребность обращения к врачу в случае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего, неорганизованностью их жизнедеятельности. Косвенно это подтверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания. Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни респондентов. Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику – 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его – 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой – 5,5%. Соответственно в этих группах соотношение занимающихся спортом: 15,8; 8,9; 3,5%.

Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состояние здоровья человека, прежде всего, зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой – соответственно в 35,5 и 37,3%.

В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентаций (отношений) к здоровью. Первый – в охране здоровья ориентирован, прежде всего, на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй – преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

studopedia.su

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суждений оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70—80% случаев) ее соответствия объективной характеристике здоровья.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказалось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% — с удовлетворительной и 58,8% — с плохой. Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» — 24,4%, второе — «осознание необходимости этого» — 17,4%, а затем следуют другие факторы.

В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется прежде всего с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее беспечны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здоровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств — 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже — в 13,7% случаев.

Чем объяснить более низкую потребность обращения к врачу в случае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего неорганизованностью их жизнедеятельности. Косвенно это подтверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания.

Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни респондентов. Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику — 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его — 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой — 5,5%. Соответственно в этих группах соотношение занимающихся спортом: 15,8, 8,9, 3,5%.

Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состояние здоровья человека прежде всего зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой — соответственно в 35,5 и 37,3%.

В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй — преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно материалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

studopedia.ru

Часть I. Физическое, психическое и социальное здоровье

Занятие 1. Определение аэробной работоспособности (прямое определение максимального потребления кислорода)

(Д. Н. Давиденко) • 12

Контрольные вопросы 14

Занятие 2. Оценка анаэробной производительности (определение максимального кислородного долга)

(Д. Н. Давиденко) 15

Контрольные вопросы 16

Занятие 3. Оценка физического состояния (Д. Н. Давиденко) . 17

Контрольные вопросы 18

Занятие 4. Оценка физической работоспособности с помощью

Гарвардского степ-теста (Д. Н. Давиденко) 19

Контрольный вопрос 21

Занятие 5. Оценка физической работоспособности по данным теста

PWC и непрямого определения МПК (Д. Н. Давиденко). 22

Контрольные вопросы 24

Занятие 6. Оценка физической работоспособности с помощью

б-моментной функциональной пробы (Д. Н. Давиденко) . 25

Контрольный вопрос 26

Задание 7. Определение адаптационного потенциала

(Д. Н. Давиденко) 27

Контрольный вопрос 28

Занятие 8. Интегральная оценка уровня физического здоровья.

(Д. Н. Давиденко) . . ‘ 29

Контрольный вопрос 31

Занятие 9. Самооценка состояния здоровья (Д. Н. Давиденко). . . 32

Контрольный вопрос .33

Рекомендуемая литература 34

Занятие 10. Самооценка физического, психического

и социального здоровья (Г. С. Никифоров, Л. И. Августова) . . 35

Задание 1. Самооценка физического здоровья 36

Контрольные вопросы 141

Приложение 20.1. Опросник Кейрси 141

Приложение 20.2. Образец регистрационного листа

к опроснику Кейрси 144

Рекомендуемая литература 146

Часть IV. Образ жизни

Занятие 21. Оценка уровня удовлетворенности качеством

жизни (Н. Б. Водопьянова) 148

Контрольные вопросы 150

Приложение 21.1. Шкала оценки качества жизни 151

Рекомендуемая литература 155

Занятие 22. Оценка качества жизни (3. Ф. Дудченко) 156

Контрольные вопросы 159

Приложение 22.1. Опросник оценки качества жизни . ,. . . 159

Приложение 22.2. Оценки параметров качества жизни . 162

Приложение 22.3. Заключение по оценке качества жизни . . 162

Рекомендуемая литература 163

Занятие 23. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового

образа жизни школьников (А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк) . 164

Контрольные вопросы 166

Приложение 23.1. Опросник «Образ жизни школьников» . . 166 Приложение 23.2. Экспертное оценивание результатов

тестирования по методике «Образ жизни школьников» . . . 178

Рекомендуемая литература 192

Занятие 24. Информированность о путях передачи

ВИЧ-инфекции (О. П. Исакова) 193

Контрольные вопросы 194

Приложение 24.1. Вопросы для оценки практических знаний

о поведении, создающем риск заражения ВИЧ 194

Рекомендуемая литература 200

Занятие 25. Предрасположенность к наркотизации.

Контрольные вопросы 202

Приложение 25.1. Методика Цукермана.

Склонность к поиску ощущений 203,

Приложение 25.2. Вопросы ‘. 203

Приложение 25.3. Ключи к шкалам опросника SSS 205

Рекомендуемая литература 206

Занятие 26. Ранняя профилактика приобщения к наркотикам

Контрольные вопросы . . 208

Приложение 26.1. Хомякова Елена. Тайна цветка

Рекомендуемая литература 212

Занятие 27. Оценка аддиктивных установок лиц, страдающих

наркоманией и алкоголизмом (О. П. Исакова) 213

Контрольные вопросы 214

Приложение 27.1. Тест аддиктивных установок

studfiles.net

Психология — Никифоров Г.С. — Психология здоровья [2002, DjVu, PDF, DOC, RUS]

Психология — Никифоров Г.С. — Психология здоровья [2002, DjVu, PDF, DOC, RUS]

Автор : Никифоров Г.С.

Жанр : Психология здоровья

Формат : DjVu, PDF, DOC

Качество : Распознанный текст без ошибок (OCR), Сканированные страницы

Количество страниц : 256

Описание : Данное учебное пособие включает в себя подробный анализ современного состояния психологии здоровья. В пособии приводятся критерии здоровья и описание здоровой личности, даются советы и рекомендации по ведению здорового образа жизни. Завершает теоретический обзор комплекс психодиагностических методик для самооценки здоровья.

Пособие предназначено для психологов, педагогов, врачей и всех, кто интересуется вопросами своего здоровья.

1.3. Санология 12

1.4. Валеология 13

Глава II. Психология здоровья 19

2.1. История становления и современное состояние 19

2.2. Определение и задачи исследования 24

2.3. Взаимосвязь с другими науками 28

Глава III. Здоровье как системное понятие 35

3.1. Значение здоровья и подходы к его определению 35

3.2. Идея системности в толковании понятия здоровья 40

3.3. Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни 48

Глава IV. Критерии здоровья 59

4.1. Критерии психического и социального здоровья 59

4.2. Исследование представлений о критериях здоровья 65

4.3. Оценка и самооценка здоровья 71

Глава V. Образ жизни 79

5.1. Основные понятия 79

5.2. Отношение к здоровью 81

5.3. Здоровый образ жизни 85

5.4. Психическая саморегуляция 94

Глава VI. Здоровая личность 107

6.1. В. М. Бехтерев о здоровье личности 107

6.2. Представления о здоровой личности в зарубежной психологии 112

6.3. Психическое самоуправление и здоровье личности 124

Глава VII. Психология профессионального здоровья

7.1. Проблема профессионального здоровья: исторический аспект 145

7.2. Психологическое обеспечение профессионального здоровья 151

7.3. Надежность профессиональной деятельности

7.4. Стресс в профессиональной деятельности 163

7.5. Безопасность труда 174

7.6. Профессиональная деятельность и отношение к здоровью 178

7.7. Выход на пенсию 182

Глава VIII. Психология долголетия 195

8.1. Психическое старение 195

8.2. Профилактика старения 212

8.3. Психологический портрет долгожителя 225

Глава IX. Самооценка здоровья (тесты) 233

9.1. Биологический уровень 233

9.1.1. Физическое здоровье (экспресс-анализ)

smart-torrent.org

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

– медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);

– заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);

– показатели физического развития;

– показатели психического здоровья.

Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (в течение года и т. д.). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих и др. Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.

При комплексной оценке состояния взрослых распределение на группы здоровья производится следующим образом: 1-я группа — здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности); 2-я группа — практически здоровые лица, с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний); 3-я группа – больные с частыми острыми заболеваниями (более четырех случаев и 40 дней нетрудоспособности в году); 4-я группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние); 5-я группа – больные с частыми обострениями длительно текущих хронических заболеваний. Однако, разделение, как взрослых, так и детей, на группы здоровья весьма условно.

В современной клинической и гигиенической деятельности часто используется понятие «качество жизни». По определению ВОЗ, качество жизниоптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

В нашей стране под качеством жизни,связанного со здоровьем, чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Понятие качество жизни родилось как попытка числового выражения качественных особенностей социально-экономической среды жизни людей. Качество жизни – широкое многогранное многоаспектное понятие, объединяющее многие социально-экономические категории: уровень жизни, образ жизни, здоровье, образование, состояние окружающей среды, трудовую деятельность, социальное и материальное положение, взаимоотношения и другие. Поэтому к изучению качества жизни проявляют свой интерес специалисты самых различных областей, проводя конкретные исследования, связанные с проблемами демографии, образования, здоровья, экологии и общественного производства. Поэтому «качество жизни, связанное со здоровьем», следует рассматривать как «обобщенную субъективную оценку условий жизнедеятельности (образа жизни) и здоровья, позволяющую оценить в динамике показатели физического, психологического и социально-экономического благополучия, уровень гигиенической и эпидемиологической безопасности, удовлетворенность доступностью, качеством и эффективностью проводимых медико-организационных, клинико-диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий».

Болезнь оказывает серьезное влияние не только на физическое, психологическое и эмоциональное, но и на социальное состояние человека, на его место в обществе. Поэтому крайне важен поиск общих тенденций, закономерностей в изменении субъективного восприятия человеком своей болезни, выраженных точным, простым, числовым способом. Точное знание типа и степени субъективных изменений, связанных с болезнью, важны для планирования и проведения адекватного лечения и для оценки динамики процесса и эффективности лечения. Индивидуальный мониторинг, который проводится до начала лечения, в процессе лечения и на этапах реабилитации, позволяет врачу осуществлять постоянный контроль за течением болезни и при необходимости проводить коррекцию методов лечения.

Разработана модель шкал и суммарных измерений таких структурных характеристик качества жизни как: социально-гигиеническое функционирование (медико-социальная и гигиеническая оценка условий и видов жизнедеятельности и уровня медико-социальной активности); уровень социально-психологического состояния(негативные переживания, психо-эмоциональные состояния, самооценка, выраженность положительных и отрицательных эмоций); уровень социально-средовой адаптации в процессе трудовой, хозяйственно-бытовой и семейной деятельности); социально-экономическое благополучие (возможности использования финансовых средств на поддержание основных жизненных потребностей и здоровья); физическое функционирование (выраженность и динамика функциональных ограничений при основных видах жизнедеятельности, на работе, в семье, по уходу за собой); медико-социальная и профилактическая активность(выраженность потребности и возможности реализации мероприятий для поддержания здоровья, получения лечебно-диагностических услуг, отказ от вредных привычек, установки на здоровый образ жизни); симптомы и донозологические состояния (частота, длительность); восприимчивость боли при наличии заболеваний (частота, длительность, возможность осуществлять виды жизнедеятельности); показатели общего здоровья индивидуума (частота острых и наличие хронических форм заболеваний, степень утраты трудоспособности); уровень жизнеспособности и удовлетворенность жизнью (восприятие своего состояния при наличии болезни, уровень оптимизма и перспектив на улучшение); обобщенные показатели качества жизни (динамика и выраженность субъективных оценок социальных и медицинских характеристик в процессе проводимых лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий с оценкой их эффективности) и др. Эти основные характеристики с оценочными критериями должны оцениваться по балльной шкале, что позволяет представить количественную оценку качественных признаков.

Последующий анализ отдельных частей опросника по специальным шкалам либо по обобщающему индексу позволяет оценить восприятие больным своего здоровья, его точку зрения на свои функциональные возможности, мнение его о степени своего общего благополучия. Возможным и перспективным является применение метода оценки качества жизни при решении таких важных задач профилактической медицины как: проведение медико-социальных исследований условно здорового населения с целью выделения и мониторинга групп риска; разработка и всестороннее обоснование новых профилактических программ; проведение оценки эффективности профилактических мероприятий; поиск новых источников повышения эффективности профилактических мероприятий как на популяционном уровне, так и на уровне семьи и конкретного индивидуума.

Выявление, классификация и определение степени значимости различных составляющих качества жизни для возникновения нарушений адаптационных возможностей организма крайне важно. Мониторинг качества жизни может стать наиболее простым, дешевым и массовым методом донозологической диагностики и основой разработки качественно новых подходов к профилактике различных заболеваний, особенно в условиях интенсивного реформирования здравоохранения и реализации национальных программ «Здоровье населения».

studopedia.org

Урок-практикум: "Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"

— воспитание ответственности за своё здоровье;

— освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего здоровья;

— формирование приверженности здоровому образу жизни.

— ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;

— обучение способам оценки своего физического здоровья.

1.Оценка и самооценка здоровья.

2.Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.

Образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развития познавательных интересов, коллективного обучения.

Методы: индивидуальной работы, объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный, практических действий.

Деятельность преподавателя: устное изложение, демонстрация видеоматериала. Комментирование, организация исследований и экспериментов, подведение итогов, проведение рефлексии.

Деятельность учащихся: восприятие аудиовизуальной информации, ответы на вопросы, участие в исследованиях и экспериментах, самостоятельная работа по проведению расчётов, функциональных проб и антропометрических показателей, сравнение результатов с критериями, выполнение упражнений физкультминуток.

Материально-техническое обеспечение: оборудование для демонстрации мультимедийных материалов, сфигмоманометр, портативный спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы напольные, хронометр.

Ожидаемые результаты: овладение экспресс-диагностическими методами оценки здоровья; определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весо-ростовых и росто-весовых показателей, индекса массы тела, показателей гармоничности и пропорциональности тела.

Всемирно известный в ХХ веке хирург Николай Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье” утверждал, что “Здоровье – это резервные мощности клеток, органов, целого организма”. Я думаю трудно с ним не согласиться. Он ввёл такое понятие как “количество здоровья”, которое можно определить как сумму “резервных мощностей” основных функциональных систем.

Возьмём к примеру сердце (при PS в 75 уд. в мин. производит 100 000 сокращений в сутки и перекачивает до 175 млн. литров крови в течении жизни). Это мышечный орган, выполняющий механическую работу, и его мощность можно подсчитать в м\сек, ваттах, л.с., в любых единицах, приведённых в учебнике физики. Мы поступим проще. Возьмём такую характеристику сердца как МОК – минутный обьём крови. Это обьём крови, которое сердце перекачивает за одну минуту. Предположим, что в состоянии покоя оно перекачивает 4 литра крови в минуту. При энергичной физической работе – до 20 литров. Значит “коэффициент резерва” равен 20 : 4 = 5. Сердце даёт 4 литра в минуту и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм в покое, т.е. создать нормальное насыщение кислородом крови. Но более того: оно может дать 20 литров в минуту и способно обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжёлую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом.

“Суммарные резервные мощности” являются не только важнейшей характеристикой состояния здоровья как такового, они не менее важны для определения отношения организма к болезни. Представим себе первого человека с МОК в 20 литров максимальной мощности сердца. Случилось так, что человек заболел простудным заболеванием. Температура тела – 39 – 40 градусов. В такой ситуации потребление кислорода тканями возрастает вдвое. Но организму это нипочём, сердце может выдержать и трёхкратную нагрузку. А что будет с детренированным сердцем у которого МОК при мах работе 6 литров? Его ткани начнут задыхаться: сердце не в состоянии доставить удвоенный обьём крови. Что произойдёт? Болезнь будет протекать гораздо тяжелее, появятся осложнения со стороны других органов и т.д. Или пример со старостью. С возрастом все функции слабеют. Резервные мощности уменьшаются. Хорошо, когда эти резервы есть, а если их нет?

Молодое поколение считает, что им ещё рано морочить голову мыслями о будущих болезнях. Но … время к сожалению быстротечно. Здоровье приятно, но если оно постоянно, то действует закон адаптации – его перестают замечать.

II. Оценка и самооценка здоровья

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:

-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;

-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;

-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;

-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.

В современных системах воспитания и обучения к сожалению не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Говоря современным языком, мы пока ещё очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья. Мы же сегодня на уроке в какой-то степени постараемся восполнить этот пробел.

III. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья

Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и дыхательная. Попробуем с помощью практических методов научиться оценивать их состояние и резервные возможности. Сначала рассмотрим функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Экспресс-метод определения ЧСС:

Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.

Критерии ЧСС в состоянии покоя:

-Для мужчин:

  • Реже 55 – отлично;
  • Реже 65 – хорошо;
  • 65 – 75 – посредственно;
  • Выше 75 – плохо.

-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.

Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.

Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст.

Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.

Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.

-учащение пульса на 50-70%;

-увеличение систолического АД на 15-20%;

-снижение диастолического АД на 20-30%.

У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.

Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.

Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;

Отличный показатель – 1 минута и более.

Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):

Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;

-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.

Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.

Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.

Формулы оценки веса.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):

Является наиболее простым методом определения веса.

-при росте 155-165 см минус 100;

-при росте 165-175 см минус 105;

-при росте свыше 175 см минус 110.

Индекс массы тела (показатель Кетле):

Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

Рост (м) х Рост (м)

25-30 – ожирение 1 степени;

30-40 – ожирение 2 степени;

Более 40 – ожирение 3 степени.

Идеальный показатель – 22.

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

1. Показатели осанки:

Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

-Норма – 1 и более;

— 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

— 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:

Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

Рассчитывается следующим образом:

К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.

Оценка индекса К:

— 35 — 24 – истощение;

— менее 37 – достаточная упитанность;

— более 40 – повышенная упитанность;

— 45 – 54 – ожирение.

Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

Рассчитывается по следующей формуле:

К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.

Критерии индекса К:

— 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

— менее 50 – узкогрудость (астеническая);

— более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

— 10 и менее – крепкое телосложение;

35 и более – очень слабое.

Измерение окружности плеча:

Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

Формула для определения степени развития мускулатуры:

(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.

— 12 и более – атлетическая мускулатура.

Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем

организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

Изученные сегодня методы самооценки физического здоровья позволят вам в дальнейшем выявлять меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия, а это как известно является залогом счастливой и продолжительной жизни.

Демонстрация видеофильма “Бизнес и здоровье”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai