2.2 Определение особенностей тревожности и самооценки в группе испытуемых

Особенности тревожности определялись согласно шкал тревожности Прихожана. Методика включает ситуации трех типов:

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

Ситуации, актуализирующие представление о себе;

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены; школьная, самооценочная, межличностная. Результаты диагностики уровня тревожности представлены в таблице 2.1.

Результаты диагностики уровня тревожности по методике Прихожана

умеренный от (хср — ? ) и до (хср + ?)

Из таблицы мы видим, что большинство детей имеют умеренный уровень тревожности по каждому виду – от 61% до 74%, с высоким уровнем наибольшее количество испытуемых по школьной и самооценочной тревожности – по 13%, по межличностной тревожности 11% — низкий уровень наибольшее количество испытуемых по самооценочной тревожности — 26% (см. Приложение № 1)

Таким образом, по результатам исследования уровня выраженности трех типов тревожности у младших школьников, наблюдается преобладание нормального уровня по данным всех исследуемых типов. Это свидетельствует о том, что младшие школьники беспокоятся умеренно по поводу учебных ситуаций, это беспокойство проявляется в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Младшие школьники с «повышенными», «высокими» и «очень высокими» значения тревожности указывают на эмоциональное неблагополучие в контексте тех или иных школьных, межличностных и самооценочных ситуаций. Самооценочная тревожность связана с оценкой себя с другими. Самооценочной тревожностью испытывают неуверенность в себе, чувство неполноценности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.

Таким образом, в школьной, самооценочной, межличностной тревожности преобладает нормальный уровень.

Особенности самооценки мы определяли по методике предложенную Г.Н. Казанцевой, результаты представлены в таблице 2.2.

Результаты диагностики уровня самооценки методом Казанцевой

studfiles.net

Анализ результатов уровня самооценки обучающихся 8б класса

Изучение общей самооценки обучающихся проводилось при помощи теста «Отношение к себе».

Для высокой самооценки характерно наличие уверенности в себе, расчета на успех в своих делах, обладания авторитетом среди окружающих, отсутствия обеспокоенности возможными неудачами.

Для низкого уровня характерно наличие следующих характеристик: подавленное настроение, отсутствие уверенности в себе и веры в свои силы, ощущение собственной беспомощности и ненужности, наличие различных страхов.

Для среднего уровня характерно выборочное сочетание некоторых характеристик высокого и среднего уровня. Средний уровень самооценки наиболее характерен для обучающихся подросткового образа, т.к. на данном возрастном этапе происходит формирование «Я» — концепции.

В ходе диагностики были получены следующие результаты:

95% обучающихся обладают средним уровнем самооценки, 5% — высоким, обучающихся с низким уровнем самооценки не выявлено (см. Диаграмма «Самооценка»).

Анализ результатов диагностики характерологических особенностей обучающихся

Для выявления характерологических особенностей использовался модифицированный опросник Айзенка, позволяющий выявить индивидуальные особенности поведенческих проявлений. Полученные результаты занесены в сводную таблицу:

Описание типов характера:

Характерологические проявления: радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).

Пути коррекции: Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности. Рекомендуется помочь организовать время.

Характерологические проявления: активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Пути коррекции: основная тактика – подчёркнутое уважение. Взаимоотношение следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить её без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала.

Характерологические проявления: человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив, предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоём. Взаимоотношениям придаёт большое значение. Иногда скучновато-морализующий.

Пути коррекции: в деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке. Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.

Характерологические особенности: активный, жизнерадостный, общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твёрдых принципиальных установок. Энергичен, доверчив.

Пути коррекции: режим желателен более жёсткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремится направлять энергию на полезное дело. Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объёмы и жёстко контролировать выполнение. Подростка данного типа желательно ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.

Характерологические проявления: активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

Пути коррекции: поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.

Характерологические проявления: легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями.

Пути коррекции: лидер по натуре как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

Характерологические проявления: сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Общительный, демонстративный. Жёстко выдвигает свои требования.

Пути коррекции: цель старшего – держать подростка «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойной и твёрдо. Выделять других, подчёркивая положительные личностные качества. Желательно эстетическое воспитание.

Характерологические проявления: властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен.

Пути коррекции: нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно – с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.

Характерологические проявления: очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Практичен.

Пути коррекции: режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание.

Характерологические проявления: очень энергичен, жизнерадостен. Считается, что подростки такого типа счастливцы. Легко всё бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Пути коррекции: требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности. Строго требовать выполнения поручения.

Характерологические проявления: общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер лёгкий, эстетичен.

Пути коррекции: создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка была в разумных пределах.

Характерологические проявления: меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьёзный. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Пути коррекции: рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

Характерологические особенности: жёстко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

Пути коррекции: взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.

Характерологические особенности: гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всём. Энергичен, упорен. Спокойный, расчётливый. Любит риск, непреклонный в достижениях.

Пути коррекции: не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность.

Анализ результатов диагностики позволил составить следующую характеристику класса:

классный коллектив обладает благоприятным внутригрупповым климатом. У обучающихся 8Б класса преобладает высокий уровень враждебности и средний уровень агрессивности, нормальный уровень тревожности, средний уровень самооценки, что свидетельствует об отсутствии астенических тенденций.

Классному руководителю и учителям необходимо учитывать характерологические особенности всех обучающихся и ориентироваться на дифференцированный подход к обучению.

studfiles.net

Любому человеку в любом возрасте очень важно чувствовать себя уверенно. Уверенный человек знает себе цену, однако и не перегибает палку. Начнем с того, что самооценка личности – это умение человека держаться в обществе и жить в согласии с собой и окружающим миром. Ежедневно человек оценивает сам себя, осознает свои успехи и промахи, благоприятные и конфликтные ситуации.

При обсуждении данного вопроса можно выделить три основных уровня самооценки: заниженный, нормальный и завышенный, которые определяются развитием личности человека.

Заниженная самооценка

Другими словами, человек обладает низким уровнем самооценки. Такое состояние будет не самым лучшим образом влиять на психологию человека и всю его деятельность, оно будет провоцировать плохое настроение и другие негативные эмоции. Вообще закономерно возникает вопрос: «Почему у меня заниженная самооценка?» Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что все стереотипы и личностные характеристики человека складываются в детстве. И здесь можно выделить несколько наиболее частых причин формирования низкого мнения о себе. Во-первых, будучи ребенком, мы воспринимаем всю информацию от родителей напрямую, никак не анализируя её. В итоге получается, что у ребенка складывается определенный багаж убеждений, основанный не на опыте, а на мнении родителей, который потом сопровождает его всю оставшуюся жизнь. Во-вторых, любой ребенок учится в школе и, конечно, иногда ошибается. Хорошо, если результаты ошибок никак не отразятся на внутреннем состоянии ребенка. Однако, так происходит не всегда. Чаще всего, если что-то случилось, то ребенок воспринимает это как проблему, которая потом может нарастать и со временем превратиться в комплекс. В-третьих, это, собственно, само воспитание. В основном на заниженное самоощущение личности могут влиять религиозные убеждения, накладываемые ограничения, постоянное чувство страха или вины и т.п. В результате, жизнь с низкой самооценкой не покажется сладкой никому, у человека с таким неадыкватным мнением о себе будут происходить бесконечные депрессии, конфликты с обществом и с самим собой. Состояние стресса будет постоянно сопровождать тех, у кого низкая самооценка.

Нормальный уровень самооценки

Человек с нормальной самооценкой уверен в себе. Если вы достигли этого состояния, то вы – счастливчик. Вы можете отбросить половину жизненных трудностей и забыть о них. Вы преодолели главную проблему: застенчивость, стеснительность, страх перед обществом. Это состояние – нечто среднее, золотая середина, между низкой и завышенной самооценкой личности, выйти на которую удаётся далеко не всем. Очень важно в этом случае не перегнуть палку и не попасть в ранг заносчивых особей, оставаясь при этом яркой личностью. Человек в этом случае знает себе цену в определенной ситуации, он знает, какие у него положительные и отрицательные стороны, чем ему можно гордиться, а над чем ещё предстоит поработать. В.Сатир, один из американских исследователей, говорил о том, что нормальная самостоятельная оценка личности — это залог психологического благополучия. Кроме того, Сатир отмечает, что личность с высокой самооценкой умеет сдерживать свои эмоции, не избегает жизненных неприятностей. Для такого человека неприятности – это лишь ступень к достижению других целей, лишь повод, для того, чтобы двигаться дальше в новым вершинам.

Завышенная самооценка

Это тот случай, когда человек обладает завышенным уровнем самооценки. По- другому такое состояние можно охарактеризовать как «мания величия», а также то, что называется «перегнул палку». Человек с завышенной самооценкой не видит себя со стороны , он считает, что всегда прав. Переубедить в чём-либо его невозможно, однако, это не признак большого ума. Кроме того, индивид, который слишком много думает о себе, ставит перед собой такие же недостижимые цели, и здесь неизбежно возникает конфликт с жизнью, который может привести к пагубным последствиям. Вообще причин для такого отношения к себе существует великое множество. К примеру, звездная болезнь, постоянный жизненный успех, который может «вскружить голову» и т.д. Примеров тому существует множество. Некоторые люди, родившиеся в 70-80-ые годы прошлого столетия, в-общем-то весьма неординарные, которых называли дети индиго, также имели весьма завышенную самооценку.

Как поднять самооценку

Идеальной же, с точки зрения психологии, пожалуй, является высокая самооценка, основанная на реальном самосознании личности. А для того, чтобы поднять самооценку, нужно постараться взглянуть на жизнь другими глазами, научиться все жизненные ситуации воспринимать как опыт. Конечно, стоит отметить, что очень важно для поднятия настроения и себя в своих собственных глазах развиваться, читать, познавать мир, работать над своим духовным и физическим совершенствованием. Никогда не следует сравнивать себя с другими индивидами – это большая ошибка. Всю люди уникальны, и вы не сможете стать такими, как они. У всех людей есть сильные и слабые стороны, у каждого — свой тип темперамента. Развивайте в себе именно те качества, которые окажутся вашими преимуществами. Никогда не считайте себя выше или ниже других людей. Вы – отдельная личность с сильным характером, со своими преимуществами и индивидуальными сторонами, которые и должны формировать Ваш собственный уровень самооценки.

www.psyhoscop.ru

Самооценка в жизни человека несомненно играет не последнюю роль. Люди с завышеной самооценкой, выглядят выскочками и раздражают, чаще вызывая саркатическую улыбку. А люди заниженой самоценкой, не уверены в себе, скованы и зажаты. Везде должна быть золотая середина.

Иногда полезно проходить подобные тесты. Тогда ты поневоле узнаешь о себе больше, чем себе представляешь. Самооценка важна для любого человека, будь то крупный бизнесмен или обычный рядовой служащий. Но нельзя думать о себе хуже, чем ты есть на самом деле.

Некоторые люди низко себя оценивают, из-за этого они упускают свою удачу, свой счастливый билет. Следует помнить, что такого второго человека не существует. Это значит, что вы лучший.

Низкая самооценка — это конечно не очень хорошо, прежде всего для самого себя, но когда человек слишком переоценивает свои способности и собственную значимость — тоже приятного мало. Особенно это заметно в профессиональной деятельности, когда ничего из себя не представляющий сотрудник всё время пытается устроиться за счёт других, но при этом умело себя расхваливает и «пиарит».

Надо сказать, что страдают люди не только с заниженной, но и с завышенной, особенно, когда за амбициями и себялюбием нет никаких реальных достоинств или навыков. Уверенные в своей уникальности, они могут получить большие разочарования при отказах в чем-либо.

Да, очень хорошо когда у людей хорошая самооценка, очень часто это помогает и в профессиональной деятельности и в личной жизни,и очень хорошо когда это не только пустые слова, но у некоторых эта самооценка бывает так зашкаливает, я просто диву даюсь.

Лично я раньше сильно страдал от заниженной самооценки, иногда это даже приводило к депрессиям. Несколько лет назад я начал заниматься фитнесом и обнаружил, что старые комплексы начали исчезать. Вот он — выход! Занимайтесь спортом, и сильное, тренированное тело значительно прибавит вам уверенности в себе.

Если человек слишком самоуверен, это так же негативно отражается, как и низкая самооценка. Нужно оценивать себя адекватно.

Если человек слишком самоуверен, это так же негативно отражается, как и низкая самооценка. Нужно уметь оценивать себя адекватно, знать свои достоинства и недостатки.

а мне вот, что выдало:

низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться — с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности»

и что же теперь делать?

Самооценка — одно из важнейших личностных качеств человека, без её надлежащего уровня устроится на действительно достойную и высокооплачиваемую работу будет очень сложно.

Я бы даже сказала, что практически невозможно.

Наша самооценка — это, прежде всего, наше осознание самих себя, своего места в жизни.

Если мы не будем считать себя действительно достойными жить обеспеченно и заниматься при этом интересным, приятным нам делом- то мы этого и не получим.

Многие в комментариях к этому тесту писали что, мол, высокая самооценка- это так же плохо как и низкая, «пиарить» и во всеуслышание рассказывать о том какой ты отличный и незаменимый работник, при этом не представляя из себя ничего стоящего- это фу, нельзя так.

Не хочу никого обидеть, чужое мнение я всегда уважаю, но ребят, вот честно, неужели вы думаете, что вашу достойную работу заметят без изрядной доли «пиара»?

Да высокая самооценка- это просто спасение в наше нелегкое время! Люди ведутся на внешние эффекты, «шоу» сейчас ценится превыше всего. И самому лучшему и работящему из нас не мешает поучиться у этих выскочек.

Быть скромным, работать честно- это удовлетворит ваши моральные принципы, но когда дело касается работы (а конкретно- вашего заработка) — моралистики здесь мало.

Я не поощряю полностью аморального поведения, подставляния «подножек» своим коллегам- «грязные» методы не для меня.

Но преподносить себя и свою работу так, будто она сделана на высшем уровне (даже если я знаю, что в чем- то можно было бы и лучше) — это одно из основных правил. Заработай себе репутацию — и репутация начнет работать на тебя.

И да, еще одно. Касательно «нелюбви» к людям с высокой самооценкой. Обычно те, кого раздражает такое поведение, реагируют так именно потому, что на фоне такого человека чувствуют себя хуже. Не дотянули чутка.

А если бы сотрудник действительно «пиарился» безосновательно- его бы на работе не держали, значит есть за что. Значит человек нужен.Так что желаю. всем повыше себя оценивать и не размениваться на такие мелочи, как мнение окружающих.

Профессиональных вам успехов!

Тест очень интересный, но без лишних вопросов я могу сказать, что моя самооценкам на том уровне, когда я уверенна в себе, когда уверенна в своей правоте.

Уровень самооценки — это очень важно. От этого зависит весь образ жизни человека. То, где и как он работает, общение с друзьями, и вообще — оценивать себя нужно правильно, по силам, не завышать и не понижать свои способности.

www.proprof.ru

Самооценка подростка

Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно. А в подростковом возрасте ее значение переоценить невозможно! В случае если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Что означает «адекватная»? Когда ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом. Неудивительно, что для родителей уровень самооценки личности их ребенка-подростка играет важную роль, ведь забота о его будущем – это главная задача. Однако не все осознают и понимают, как воспитывать сына или дочь так, чтобы самооценка была адекватной.

Отметим сразу, что с первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь малыш сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят. Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других – понижается.

В раннем детстве на формирование у ребенка самооценки влияли преимущественно родители, воспитатели в детском саду, учителя. В среднем школьном возрасте на первый план выходят сверстники. Здесь уже хорошие отметки роли не играют – для одноклассников и друзей важнее личные качества (умение общаться, отстаивать свою позицию, дружить и тд.).

В этот период взрослые должны помогать подростку трактовать его желания, ощущения, эмоции, подчеркивать положительные черты характера и избавляться от негативных. Делать акцент исключительно на успеваемости – не вариант. В среднем школьном возрасте самооценка подростка может быть полярной, и ее особенность состоит в том, что существует риск крайностей. Речь идет о слишком завышенной самооценке у подростка-лидера и крайне низкой у подростка-изгоя. И первый, и второй вариант – это сигнал, что необходимо срочно предпринимать меры. От родителей требуется:

  • помощь и поддержка;
  • доверие;
  • справедливость;
  • уважение;
  • отсутствие тотального контроля;
  • интерес к увлечениям подростка.

Старшая школа

Не секрет, что уровень притязаний и самооценка подростка-старшеклассника – это результат отношений со сверстниками. Если ребенок – лидер по натуре или изгой, то ожидать у подростка формирования адекватной самооценки не приходится. Любимчики класса умеют превращать свои недостатки и промахи в достоинства, подавая пример остальным. Это поднимает их на большую высоту, а ведь падения рано или поздно не избежать! До подростка следует донести, что немного самокритики ему не повредит. Родители должны понимать, что незаслуженная похвала – прямой путь к нарциссизму.

В случае с заниженной самооценкой, которая формируется у подростка под влиянием семьи, одноклассников, неразделенной любви, излишней самокритичности, недовольства собой, дела обстоят сложнее. К сожалению, именно такие дети чаще задумываются об уходе из дома и даже суициде. Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы подросток понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.

Воспитать человека, уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все!

womanadvice.ru

Влияние самооценки на процесс принятия решения в контексте дефицита времени

?Проблемы практической психологии

Влияние самооценки на процесс принятия решения в контексте дефицита времени

Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей, человеко-машинными системами. На этот процесс влияет множество факторов, включая цели деятельности, характеристики складывающейся ситуации, психологические особенности личности, социальные условия, в которых она находится или находилась. Другими словами, процесс принятия решения во многом определяется внутренними и внешними контекстами поведения и деятельности человека.

Ключевые слова: контекст, дефицит времени, принятие решения.

По определению А.А. Вербицкого, контекст — это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Соответственно, внутренним контекстом являются индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешним — предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в соответствии с которой он действует.

Огромное значение имеет такая составляющая внешнего контекста, как временной фактор. При этом нужно понимать, что время — это специфический вид ресурса. Его можно только расходовать и, в отличие от других ресурсов, нельзя собирать и накапливать впрок. В условиях дефицита времени человек склонен использовать упрощенные стратегии, уделять внимание небольшому количеству факторов. Такой дефицит часто является причиной принятия неверных и неэффективных решений. Поэтому способность принимать решения в ограниченное время является важной компетенцией любого специалиста, одним из основных условий успешности его деятельности.

Время определяется как объективный феномен — природный или социальный — и как субъективный фактор, то, что определяет целостность самосознания и существования человека в мире. В структуре времени взаимодействуют время общества, время природы и время человека. Вся

человеческая деятельность протекает во времени, но и само время выступает критерием этой деятельности.

Важнейшую группу среди личностных факторов, влияющих на процесс принятия решений, составляют индивидуальные свойства личности. Наиболее часто они оказывают воздействие не на качество решений, а на то, каким способом они принимаются. Здесь мы можем говорить о внутреннем контексте принятия решений.

Во многих исследованиях рассматривалось влияние самооценки на успешность деятельности в целом. Так, у С. А. Матошука, исследовавшего особенности самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в спорте, показано, что успешные предприниматели характеризуются, в сравнении с неуспешными, высоким индексом оценочной биполяризации, эгоцентрическим типом самооценки и высокой независимостью от мнения окружающих. Можно предположить, что эффективность принятия решения определяется уровнем самооценки.

Л.В. Бороздина приводит данные о том, что лица с низкой самооценкой, решая задачи, остаются малопродуктивными, поскольку выполнение задач занимает у них значительное время и сопровождается большим числом ошибок. Описывая результаты испытуемых с высокой самооценкой, исследовательница отмечает «высокую продуктивность» по таким показателям эффективного решения, как высокая скорость решения и незначительное количество ошибок.

Описанные исследования ставят проблему влияния самооценки на деятельность в целом и частично рассматривают влияние самооценки на процесс принятия решений. Однако таких исследований очень мало и, как уже отмечалось, большинство из них направлены на изучение влияния самооценки на успешность, продуктивность деятельности. Процесс принятия решений рассматривается лишь как один из аспектов деятельности, а не как отдельная проблема.

В связи с этим нами было предпринято экспериментальное исследование, в котором мы исходили из того, что если уровень самооценки определяет то, как человек оценивает себя, свои поступки, способности, то, насколько он успешен в профессиональной деятельности и т.д., возможно и влияние самооценки на эффективность и время принимаемых человеком решений.

В качестве экспериментального материала мы взяли игру в шахматы. Шахматная партия представляет собой ряд последовательных ходов двух игроков, с помощью которых достигается конечный результат. Каждый шахматный ход — это результат процесса принятия решения, заключающегося в выборе из ряда альтернатив той, которая в наибольшей степени

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

способствует достижению выигрыша. Нашим испытуемым, студентам вуза, предлагалось сыграть партию в шахматы. Эффективность и время принятия решения фиксировались как результат игры: эффективные решения — выигрыш, неэффективные — проигрыш. Нами фиксировалось время, затрачиваемое испытуемым на каждый шахматный ход, — время принятия решения.

На начальном этапе эксперимента проводилось анкетирование студентов на предмет знания правил шахматной игры при отсутствии навыка самой игры. После обработки анкеты проводилось индивидуальное собеседование с целью уточнения представленной информации. В результате были отобраны испытуемые, обладающие знанием правил игры в шахматы, но не имеющие навыка. Тем самым мы преследовали цель разделить два феномена: собственно принятие решения индивидом и навык игры в шахматы.

Общее число испытуемых — студентов факультета психологии МГГУ им. М. А. Шолохова — составило 386 человек. По результатам предварительного этапа было отобрано 58 человек в возрасте от 20 до 48 лет, из них 11 мужчин и 47 женщин.

Основной эксперимент проходил в две серии. В первой испытуемые играли в шахматы без ограничения по времени. Перед началом экспериментатор напоминал правила и просил приступить к игре. Задача экспериментатора — фиксировать конечный результат и время, которое тратит каждый из игроков на каждый свой ход. Все данные фиксировались в специальном бланке. Для дополнительной мотивации испытуемым сообщалось, что выигравший получит приз.

Вторая серия эксперимента проводилась в тех же условиях, с теми же парами игроков, изменялся только один параметр: испытуемые были ограничены во времени. Время, которое им предоставлялось на один ход, было рассчитано исходя из полученных данных в первой серии эксперимента. Сначала мы вычислили среднее время принятия решения у каждого испытуемого, затем было вычислено среднее время принятия решений по всей выборке испытуемых. Оно составило 22,9 секунды. Далее мы взяли минимальное время принятия решений из всей выборки испытуемых, оно составило 4,2 секунды, затем нашли среднее значение между минимальным (4,2) и средним (22,9), составившее 13,5 секунды. Это время и выступило в следующей серии эксперимента ограничивающим фактором. Экспериментатор говорил испытуемым, что если они не сделают ход за это время, то они пропускают свой ход, соответственно, вероятность выигрыша резко снижается. Все данные фиксировались нами в специальном бланке.

Следующий этап исследования состоял в том, что всем испытуемым предоставлялся комплект методик, среди которых были две, направленные на выявление уровня самооценки. Последняя исследовалась с помощью модифицированного варианта методики Дембо-Рубинштейн в модификация А.М. Прихожан и методики С. А. Будасси.

Обработка и анализ полученных результатов позволили выделить из общего числа испытуемых 4 группы на основании их способности принимать решения в условиях дефицита времени.

В первую группу вошли 13 человек — 8 женщин и 5 мужчин. Среднее время принятия решения в первой серии эксперимента составило 37 секунд, а во второй — 5,5 секунд. Это индивиды, которые улучшили свой результат при ограничении их во времени.

Во вторую группу вошли также 13 человек, из них 10 женщин и 3 мужчины. Среднее время принятия решения в первой серии эксперимента составило 37,5 секунд, а во второй — 5,8 секунд. Это испытуемые, которые ухудшили свой результат при ограничении во времени.

Третью группу составили 11 человек, из них 10 женщин и 1 мужчина. Среднее время принятия решения в первой серии эксперимента составило 14,4 секунды, а во второй — 4,6 секунд. Это индивиды, которые оказались эффективными в принятии решений как при ограничении во времени, так и без него.

В четвертую группу вошли 21 человек, из них 19 женщин и 2 мужчин. Среднее время принятия решения по этой группе в первой серии эксперимента составило 28,6 секунд, а во второй — 5,1 секунды. Это индивиды, которые оказались неэффективными в принятии решений как при ограничении во времени, так и без него.

Статистическая обработка полученных результатов показала следующее. Больше всего времени на принятие решения затратила группа испытуемых, которые ухудшили свой результат при ограничении во времени, причем больше всего времени они затратили как в первой, так и во второй сериях эксперимента. А меньше всего времени затратили те, кто показал отличный результат как в первой, так и во второй серии эксперимента. Таким образом, мы можем утверждать, что чем больше индивид затрачивает времени на принятие решения, тем менее эффективно он действует при принятии решения в условиях дефицита времени.

Что касается самооценки, то самый высокий ее уровень отличает испытуемых, которые имели отличный результат и в первой, и во второй сериях эксперимента, то есть как при ограничении во времени, так и без него показывали высокую эффективность. Для них характерна завышенная

самооценка. В первой группе испытуемых оказался нормальный уровень самооценки, но выше, чем во второй и в четвертой. Это позволяет нам сделать вывод о взаимосвязи эффективного принятия решения и высокого уровня самооценки без ограничений во времени принятия решения, но и при ограничении в том числе.

Статистический анализ посредством 1-критерия Стьюдента обнаружил значимую разницу уровня самооценки в разных группах.

Первая группа имеет статистически значимую разницу со второй группой по уровню самооценки уверенности в себе, с третьей группой — по уровню самооценки воли, с четвертой — по уровню притязаний авторитета у сверстников и уровню притязаний воли.

Вторая группа имеет статистически значимую разницу с первой по уровню самооценки уверенности в себе, с третьей по уровню самооценки уверенности в себе и не имеет статистически значимых различий с четвертой группой.

Третья группа имеет статистически значимую разницу с первой по уровню самооценки воли, со второй по уровню самооценки уверенности в себе, с четвертой по уровню притязаний по шкале «Ум, способности».

Четвертая группа имеет статистически значимую разницу с первой по уровню притязаний «Авторитет у сверстников» и «Воля», со второй не имеет статистически значимых различий, с третьей — по уровню притязаний «Ум, способности».

Полученные в эксперименте результаты позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Чем выше уровень самооценки индивида, вплоть до неадекватно высокой, тем выше его способность принимать эффективные решения, как при неограниченном времени, так и в условиях дефицита времени.

2. Имеются индивиды, способные показывать стабильную эффективность принятия решений, как в условиях ограниченного времени, так и без ограничений в нем. Они в меньшей степени зависят от внешнего контекста и принимают решение быстрее, чем остальные, вне зависимости от наличия или отсутствия ограничений во времени. Их меньшинство. Для них характерен максимально высокий уровень самооценки.

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

2. Вербицкий А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования. Сборник статей. Вып. 2. М., 1994. С. 12-26.

psibook.com

Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

– с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;

% учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.

% учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

4 – очень часто; 3 – часто; 2 – иногда; 1 – редко; 0 – никогда.»

– с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

infourok.ru