Самооценка ребенка, подростка, школьника, взрослого

Самооценка – это уровень уважения самого себя. Как вы относитесь к себе, принимаете ли Вы себя таким, как есть, считаете ли себя личностью, достойной уважения, несмотря на отдельные недостатки, или не считаете себя таковым. В зависимости от этого различают адекватную, завышенную и заниженную самооценку. Как завышенная, так и заниженная самооценка для развития личности одинаково непродуктивна. При завышенной самооценке развиваться некуда, т.к. человек уже «само совершенство, идеал». Однако это признается, мягко говоря, не всеми, поэтому многочисленные конфликты с окружающими, в которых виноватыми являются обязательно другие.

Низкая самооценка личности

Заниженная самооценка приводит к тому, что человек считает себя хуже других, менее достойным, умным, красивым и т д.

Влияние самооценки на личность человека очень велико. Чем мешает человеку низкая самооценка? При низкой самооценке человек не верит в себя, свои возможности, не нравится себе. Недовольство собой испытывают постоянно или очень часто. Человек работает, достигает целей, ставит новые цели, а отрицательное отношение к самому себе остается. Кроме того, низкая самооценка обязательно отражается на внешности человека (это могут быть поза, жесты, мимика, поведение). Поскольку 70 % информации о человеке дают эти показатели, то понятно, что круг недовольства собой постоянно подпитывается и замыкается: «Я хуже, чем он» — говорите Вы на подсознательном уровне через позу, жесты. «Да, он хуже, и сам дает мне это знать о себе», — считывают вашу подсознательную информацию другой.

Диагностика уровня самооценки

Если вы хотите узнать вашу самооценку личности, ответьте на вопросы теста, поставив у каждого числа одну из четырех цифр, наиболее соответствующую Вашей оценке: нет, не так – 0; частично так – 1; в основном так – 2; да, все именно так и есть – 3.

  1. Я обычно сравниваю себя с другими людьми.
  2. Я часто чувствую себя усталым.
  3. У меня сильная потребность в одобрении.
  4. У меня часто возникает ощущение, что я должен защитить себя.
  5. Я предпочитаю ничего не делать из-за боязни провала.
  6. Я хочу всегда все сделать на 101%.
  7. Я часто считаю, что другие люди несут ответственность за мои проблемы.
  8. Я боюсь показать свое настоящее Я.
  9. Я всегда пытаюсь сделать что-то хорошее для других.
  10. Я очень зависим от мнения других людей.
  11. Мне трудно в чем-то отказать людям.
  12. Я часто завидую другим в том, что у них есть.
  13. Если я сделаю ошибку, то считаю себя менее достойным, чем другие.
  14. Я очень тревожусь о том, что окружающие думают обо мне.
  15. Меня всегда тянет подвергнуть сомнению свои способности.
  16. Я осуждаю себя за ошибки, которые совершаю.
  17. Часто чувствую себя не готовым к новой ситуации.
  18. Чаще всего я считаю себя менее достойным человеком, чем другие.
  19. Мне трудно принимать комплименты от других людей.
  20. Я часто испытываю чувство вины.

Если Вы хотите оценить результаты теста диагностики уровня самооценки, то просто сложите цифры, которые поставили с каждым предложением.

0-10 баллов — У Вас есть некоторые проблемы, связанные с недостатком самоуважения.

11-20 баллов — Вы чувствуете себя неуютно в жизни из-за недостаточного уважения к себе и поэтому часто неудовлетворенны и несчастны.

21-40 баллов — Вы могли бы подарить себе заслуженную порцию самоуважения, Вы сами затрудняете себе жизнь.

41-60 баллов — Вы почти отказываете себе в уважении и страдаете из-за этого. Вам надо серьезно поработать над собой.

Способы повышения, коррекции и улучшения самооценки

Улучшение самооценки с помощью упражнения «Самовосприятие»

Остановитесь на минуту и подумайте о том, что Вы должны нравиться и самому себе. Произнесите вслух или подумайте про себя: «Я забочусь о себе, мое благополучие очень важно для меня. Я хочу поддержать себя и сделать все хорошо. Я хочу по-настоящему хорошей жизни. Я всегда на своей стороне». Чувство собственной поддержки усилится, если Вы обнимите себя или просто сожмете руки, как бы подкрепляя этим ободряющие слова».

Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваши ценные качества»

Составьте список Ваших ценных качеств. Можно внести в него какие-нибудь из нижеперечисленных пунктов:

  • Я забочусь о своей семье.
  • Я люблю животных.
  • Я – хороший друг.
  • Я помогаю людям.
  • Я признаю свои ошибки.
  • Я довольно привлекателен.
  • Я талантлив.
  • Я умею хорошо делать (перечислите).
  • Я стал лучше понимать себя
  • Носите написанный на листе бумаги список с собой. Когда негативные мысли начинают одолевать Вас – достаньте его, прочитайте.

    Представьте себе то, что у Вас получается особенно хорошо, мысленно похвалите себя за наличие этого позитивного качества. Думайте о себе только хорошее. Распространите на себя собственную любовь просто потому, что она очень полезна для Вас.

    Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваша осанка»

    У человека, недовольного собой, опускаются плечи, становится сутулой спина, опускается подбородок. И, наоборот, когда он доволен собой, то плечи распрямляются, голова и подбородок поднимаются. Поэтому, при коррекции, тренируя мыщцы-разгибатели спины, Вы избавляетесь не только от сутулости, но и поднимаете ваше настроение и самооценку. Хорошую нагрузку эти мыщцы-разгибатели получают во время плавания. выпрямляя спину, улучшая свою осанку, вы перестаете подпитывать собственный круг недовольства собой.

    Помощь психолога в коррекции самооценки

    Психология может предложить вам множество способов коррекции завышенной или заниженной самооценки. Но изучить их самостоятельно и правильно использовать удается далеко не каждому. Часто для их подбора, адаптации под вас и эффективного использования требуется помощь психолога.

    Наши психологи в Туле обязательно помогут вам в диагностике уровня самооценки, улучшат самооценку дошкольников, школьников, подростков и взрослых, скорректируют заниженную или завышенную самооценку личности. Приходите к нам!

    www.psiola-center.ru

    Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона[45]

    Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона[45]

    1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

    2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

    3. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

    4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

    5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?

    6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

    7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

    8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

    9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

    10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

    Интерпретация результатов теста – средние данные по возрастным группам (цит. по Я. Воробейчик, 2004).

    Похожие главы из других книг

    Причуды самооценки Еще в начале прошлого века выдающийся американский психолог Уильям Джемс высказал суждение, что близкий круг общения в немалой мере формирует личность человека. Недавние психологические эксперименты подтвердили наблюдение Джемса и даже позволили

    Обновление самооценки

    Обновление самооценки Быть самим собой иногда нелегко. Многие достигают зре­лости с сомнениями в собственной адекватности. Даже если мы миновали подростковый возраст, не получив серьезных травм и ушибов, став молодыми взрослыми мы сталкива­емся с сильным давлением,

    Уровень самооценки Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционального стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в большей

    Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)

    Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

    Тест № 36 ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ

    Тест № 36 ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям:»очень часто» – 4 балла;»часто» – 3 балла;»иногда» – 2 балла;»редко» – 1 балл;»никогда» – 0 баллов.Сумма от 0 до 25 баллов говорит о

    Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление)

    Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление) И. ИразекКакое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.Утром мы завтракаем, а в полдень. Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные

    9. Формирование самооценки

    Понятие самооценки Иметь здоровую самооценку – то есть принимать самого себя – значит понимать свои чувства и реакции и действовать исходя из этого понимания (в своих интересах или в интересах других). Это относится ко всем сторонам жизни, а не только к ситуациям, когда

    Структура самооценки

    Структура самооценки Самооценка имеет сложную структуру. Здоровая самооценка не означает, что надо все время быть сильным и чего-то добиваться. Она вмещает широкий эмоциональный спектр, самые разные реакции. Поэтому правильнее характеризовать самооценку через систему

    Навыки стрессоустойчивости

    Навыки стрессоустойчивости Управление собственными состояниями. Самовнушение. Медитация. Саморегуляция. Как использовать процедуры активизации терпимости к любым типам оппонентов с целью повышения внутренней уверенности и хладнокровия, – техники усмирения гордыни

    Тест № 1 Уровень вашей самооценки

    Тест № 1 Уровень вашей самооценки КлючI. У вас высокая самооценка. Вы явно не отягощены комплексом неполноценности, спокойно реагируете на критические замечания в свой адрес и редко сомневаетесь в своих действиях. Но не чрезмерно ли вы порой довольны собой? Быть

    Тест №1. Уровень вашей самооценки

    Тест №1. Уровень вашей самооценки

    Система самооценки Работа над характером напрямую связана с самооценкой. Вот мой способ. Я пишу шутку и тестирую ее со сцены на публике. Если публика громко смеется, я ставлю шутке оценку «1», смеется не очень сильно – ставлю «2», редко смеется – оценка «3».Когда я начал

    Повышение самооценки

    Повышение самооценки Прямо с настоящего момента начните хвалить себя за каждую мелочь и делайте это по возможности каждое утро.? Вовремя проснулись? Скажите себе, что вы молодец.? Приготовили завтрак? Похвалите себя за это, скажите, что вы все сделали великолепно.? Что-то

    Теория привязанности: межличностные факторы стрессоустойчивости и защитные процессы

    Теория привязанности: межличностные факторы стрессоустойчивости и защитные процессы Джон Боулби, английский психиатр и психоаналитик, сформулировал свою теорию привязанности в 1960-е годы (Bowlby, 1969, 1973) В отличие от традиционного психоаналитическго подхода,

    psy.wikireading.ru

    2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

    СЕДОВА Л. Н., ТОЛСТОЛУЦКИХ Н. П.

    ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

    Методы контроля и самоконтроля направлены на оценку эффективности воспитательного процесса, т.е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля).

    К основным методам контроля относятся:

    а) педагогическое наблюдение за учениками;

    б) беседы, направленные на выявление воспитанности;

    в) опросы (анкетные, устные и т. п.);

    г) анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления;

    д) создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников.

    Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и закрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и др.

    Для эффективности использования данного метода необходимо, чтобы наблюдение:

    а) носило систематический характер;

    б) велось с конкретной целью;

    в) опиралось на программу изучения личности, критерии оценки ее воспитанности;

    г) имело продуманную систему фиксации наблюдаемых фактов.

    Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.

    Психологические опросники выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или негативные отношения к тем или иным его членам. Опросники позволяют своевременно обнаружить возникающие противоречия и принять меры по их разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например, не ставить вопросы в прямолинейной форме, следить за тем, чтобы содержание ответов включало взаимопроверяемые сведения и т. п.

    Методы самоконтроля, направленные на самоорганизацию чувств, разума, воли и поведения личности, обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования воспитанника и способствуют переводу процесса воспитания в самовоспитание. Среди этих методов можно выделить самоанализ и самопознание.

    Сущность метода самоанализа заключается в том, что ребенок (чаще всего подросток) проявляет интерес к самому себе как к личности и все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру и собственным поступкам, дает нравственную оценку своему положению в социуме, своим желаниям и потребностям.

    Методическая инструментовка процесса самоанализа предполагает учет следующих требований:

    во-первых, важно своевременно внушить школьникам мысль о том, что стремление человека к самоанализу закономерно, поскольку помогает ему правильно сориентироваться в окружающем мире и утвердиться в нем;

    во-вторых, необходимо научить школьников способам самоанализа (оценке своего конкретного поступка; формированию собственного мнения о своем поведении, положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями и учителями).

    Самопознание способствует превращению ребенка в субъект воспитания на основе восприятия себя как самостоятельной, неповторимой, уникальной личности (создание «Я-концепции»). Самопознание связано с открытием ребенком своего внутреннего мира, что предполагает, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я?», «Какой я?», «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»).

    Управление процессом самопознания основывается на учете следующих факторов:

    1) педагог должен следить за тем, чтобы процесс самопознания не вызвал у ребенка душевного кризиса, основанного на осознании несоответствия своего внутреннего мира идеалам и ценностным ориентациям;

    2) нельзя допустить, чтобы в процессе самопознания ребенок «ушел в себя», создав тем самым опасность возникновения устойчивого эгоцентризма или комплекса неполноценности, выражающихся в неадекватной самооценке и плохих межличностных контактах 43 .

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

    Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.

    Следует отметить, что проблема диагностики воспитанности в настоящее время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще находится на стадии теоретической разработки. Вследствие этого в педагогической литературе она еще не нашла достаточно полного отражения, что затрудняет ее научно обоснованную реализацию в воспитательных технологиях. В то же время в повседневной жизни, как родители, так и учителя и другие категории педагогов всегда стремятся решить эту задачу, зачастую внося в ее результаты достаточно много субъективности. Вследствие этого воспитанность одного и того же человека разными людьми оценивается по-разному. Устранение этого недостатка невозможно без опоры на разработанные к настоящему времени научно-теоретические позиции.

    Прежде всего, необходимо уяснить сущность понятия «воспитанность». К сожалению, оно не рассматривается в прямой постановке ни в одном отечественном словаре. В то же время в ряде педагогических работ в него включены те личностные характеристики, которые проявляются во взаимоотношениях человека с окружающими его людьми. Обобщение научных позиций авторов без их детализации позволяет под воспитанностью понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

    Инструментальная часть процесса определения уровня воспитанности представлена системой специальных методов, разрабатываемых в психологии и педагогике, а также в других науках. Ряд авторов объединяют их в три группы:

    специальных (частных) методов диагностики.

    В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектики – перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Главной их особенностью является то, что они применяются для анализа явлений объективной реальности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную информацию об изучаемом объекте, требующую последующего уточнения.

    Реализация общих (традиционных) методов диагностики воспитанности позволяет получить более точные результаты. Они уже достаточно разработаны и применяются различными категориями педагогов. Наиболее доступным из них является метод наблюдения. Под ним понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющее сделать выводы об уровне его воспитанности.

    Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности, является индивидуальная диагностическая беседа. С точки зрения педагогической диагностики она представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности. В ее ходе педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

    Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа качества выполняемой им учебной, общественной и другой деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.

    Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и другие. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:

    метод анализа документов – содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);

    метод эксперимента – проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;

    метод анкетирования (интервью) – содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;

    метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека;

    биографический метод – социально-психологических условий предшествующего периода развития человека.

    Следует учитывать, что применение рассмотренных общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного применения.

    Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы – специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии – психологической диагностики (психодиагностики). С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике. Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Могут использоваться они и для самодиагностики. Это стало возможным в результате того, что ЭВМ самостоятельно обрабатывает ответы опрашиваемых и интерпретирует (оценивает уровень воспитанности человека) результаты.

    Таким образом, рассмотренные теоретические положения технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества 44 .

    studfiles.net

    Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников

    Аннотация. В статье раскрыты теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников; проведен анализ самооценки младших школьников; предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников.

    Ключевые слова: самооценка младших школьников, коррекция, модель, диагностика, тестирование.

    Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности.

    Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.

    Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.

    Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст — начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Завышенная самооценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученных, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Ведь завышенная самооценка кроме своего положительного влияния, которое проявляется в уверенности субъекта, оказывает и отрицательное воздействие, при котором наблюдается повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценка собственных сил [1].

    Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева [2], выделившего в структуре самооценки индивидные, личностные и субъект-деятельностные характеристики. Р. Бернс [3], А.В. Захарова [4], А.И. Липкина [5] рассматривали особенности соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности. В исследованиях И.С. Кон [6], Ч. Кули [7], Э. Эриксона [8] раскрываются проблемы изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей ее формирования. Центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция». Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [9, 10].

    Проблема самооценки – одно из важнейших личностных образований, в настоящее время становится одной из самой популярной в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению самооценки в младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период идет ее формирование.

    Личностью человек не рождается, а становится, поэтому именно важно в этот период сформировать адекватную самооценку.

    Изучая научную литературу видно, что самооценка является неотъемлемой частью Я-концепции. Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является Я-концепция. Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

    Коррекция самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, необходимо разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции для завышенной самооценки младших школьников.

    Представляем далее модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников с завышенной самооценкой построенную на основании соответствующего «Дерева целей». Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в который выделены: генеральная цель, подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [11]. Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

    Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [12].

    Коррекционная работа должна строиться с учетом специфики неадекватной самооценки: коррекция завышенной самооценки предполагает одни методы, коррекция заниженной другие. Я предлагаю модель психолого-педагогической коррекции завышенной самооценки младших школьников.

    Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников опирается на методологическую основу, которую составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения и специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.

    К общим относятся:

    1. Рекомендательный (не обязательный для исполнения) характер советов сопровождающего.

    Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их замещающими.

    2. Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого.

    Специалист системы сопровождения должен решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

    3. Непрерывный характер сопровождения.

    Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

    4. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

    Необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

    К специфическим относятся принципы:

    1. Создание ситуации неуспеха.

    Ситуация неуспеха обычно создается для снижения негативного влияния отрицательного лидера в классе, осознание ребенком своих слабых сторон и стремлению к совершенствованию.

    2. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка.

    Принцип определяется той ролью, который играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

    3. Ориентация на ведущий вид деятельности.

    При разработке и реализации коррекционной программы необходимо учитывать ведущий вид деятельности ребенка.

    В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников ее содержательный компонент должен включать три блока:

    — диагностический блок представляет собой программу изучения уровня самооценки и степени ее реалистичности;

    — развивающий блок включает такие направления работы, которые обеспечивают реалистичность самооценки;

    — психокоррекционный блок направлен на психолого-педагогическую коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.

    В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:

    — расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у младших школьников;

    — обучение приемам, способствующим развитию самооценки и степени ее реалистичности;

    — обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;

    — вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.

    Технологический компонент модели психолого-педагогического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня самооценки и степени ее реалистичности у младших школьников.

    В процессе реализации технологического компонента модели должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня самооценки и степени ее реалистичности; во-вторых, различные развивающие методы (игровые, проективные т.д.).

    В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.

    В-третьих, в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.

    В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:

    — выражение субъектом своих чувств;

    — стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире;

    — удовлетворение потребности в общении;

    — познание окружающего мира.

    Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:

    — переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;

    — создание с помощью искусства эстетической реакции.

    В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.

    В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо использовать специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.

    Должны быть использованы директивные и недирективный метод сказкотерапии.

    При использовании директивной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.

    Недирективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.

    В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:

    — дидактические, имеющие поучительный смысл;

    — психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий;

    — психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.

    Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

    Рисунок 2 — Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников

    Таким образом, в ходе теоретического анализа была разработана модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. При построении модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников необходимо учитывать общие и специфические принципы для формирования адекватной самооценки.

    В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников, ее содержательный компонент должен включать три блока: диагностический, развивающий и психокоррекционный. Результатом этой модели должна стать наметившаяся тенденция к адекватности оценивания себя.

    В исследовании коррекции самооценки младших школьников были использованы следующие методы и методики:

    Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

    Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки данных (Т – критерий Вилкоксона), тестирование по методикам: В.Г. Щур «Лесенка», Р.С. Немова «Какой я?» и А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

    Экспериментальное исследование по изучению коррекции самооценки младших школьников проводилось на базе школы №137 г. Челябинска. Общий объем выборки составил 27 учащихся 1г класса: 17 мальчиков, 10 девочек.

    Полученные общие результаты представим наглядно в диаграмме (Рис. 3).

    Рисунок 3 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников

    Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что общий уровень самооценки у 10 учащихся (37%) — адекватный, что свидетельствует о способности детей критически оценивать себя, а у 17 (63%) — высокий, что свидетельствует о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

    В итоге была определена группа детей с высоким уровнем самооценки, которая требует психолого-педагогической коррекции.

    Цель программы психолого-педагогической коррекции: психолого-педагогическая коррекция самооценки участников, за счёт изменения поведения с помощью анализа и рефлексии.

    1. Формировать осознанное восприятие своего «я», своих недостатков и достоинств.

    2. Формировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.

    3. Развивать произвольную регуляцию поведения.

    4. Снимать тревожность и мнительность.

    5. Повышать групповую сплоченность.

    6. Развивать способность позитивного отношения к людям.

    7. Обучать детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов.

    Занятие 1. Какой я?

    Цель: Знакомство с группой, расширение представлений участников о самих себе.

    Цель: знакомство ведущего с участниками, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

    Игра «Кто в теремочке живет?».

    Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

    Принятие правил группы

    Цель: фиксация правил группы как основы работы на коррекционных занятиях.

    Цель: анализ самооценки.

    Цель: определение своих лучших качеств.

    Цель: развитие самоуважения.

    Занятие 2. Я и другие

    Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

    Цель: мотивация на работу в группе.

    II. Основная часть

    Упражнение «Как расселить людей в доме».

    Цель: обучение детей видеть хорошее в себе и в окружающих.

    Цель: развитие взаимопонимания между детьми.

    Упражнение «Ладонь полная солнца».

    Цель: формирование у детей умения любить окружающих.

    Занятие 3. Чем я отличаюсь от других

    Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

    Цель: мотивация на работу.

    Цель: помочь детям осмыслить ценность каждого из членов коллектива.

    Цель: Научить правильному оцениванию своего партнера, выделению в нем главных индивидуальных качеств, высказыванию своего мнения о партнере, а также правильному оцениванию мнения о себе.

    Игра «Похожие и разные»

    Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

    Игра «Мы с тобой сегодня похожи и не похожи…».

    Цель: осознание участниками своей уникальности.

    Упражнение «Сказочные дома»

    Занятие 4. Мешок хороших качеств

    Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки.

    Игра «Лучи хороших качеств».

    Цель: помочь детям выявить хорошие качества человека.

    Этюды на отображение положительных качеств человека

    Игра «Мешок хороших качеств»

    Цель: повышение самооценки и самоуважения.

    Цель: рефлексия занятия.

    Занятие 5. Темные и светлые качества

    Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков.

    Упражнение «Темные и светлые качества».

    Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных качествах.

    Упражнение «Мои плюсы и минусы»

    Цель: развитие рефлексии и самоанализа, воспитание умения более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

    Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека

    Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.

    Цель: закрепление знаний о достоинствах и недостатках человека.

    Занятие 6. Гармонизация притязаний на признание

    Цель: формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании.

    Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

    Чтение сказки «Гадкий утенок»

    Упражнение «Гадкий утенок»

    Цель: формирование моральных представлений, коррекция самооценки.

    Цель: расширение представлений о себе, укрепление уверенности в своих возможностях, осознавание и выражение своих мыслей и желаний.

    Цель: акцентирование внимания на положительных сторонах «Я» участника.

    Занятие 7. Выработка уверенности в своих силах

    Цель: развитие у детей уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

    I. Вводная часть

    Разминка «Смена ритмов»

    Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

    Чтение сказки «Маленькая рыбка»

    Цель: развитие уверенности в себе.

    Упражнение «Назови свои сильные стороны»

    Цель: развитие способностей думать о себе позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей.

    Цель: выработка уверенности в своих силах.

    Упражнение «Я такой, какой я есть!»

    Цель: выработка у участников более объективной самооценки.

    Занятие 8. Могу и хочу

    Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки.

    Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

    Цель: определение направленности потребностей, устремление детей по их заветным желаниям.

    Цель: анализ участниками собственных желаний.

    Цель: повышение уверенности в себе и в своих силах.

    Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

    Цель: формирование адекватной самооценки.

    Занятие 9. Как добиться удачи

    Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка.

    Чтение сказки «Случай в лесу»

    Цель: развитие уверенности в своих силах.

    Цель: развитие умения преодолевать трудности.

    Упражнение «Как мы боремся с трудностями»

    Цель: проработка личностных трудностей, визуализация, совместная творческая работа.

    Занятие 10. Сказочное превращение

    Цель: подведение итогов проделанной работы.

    Чтение сказки о воробье с завышенной самооценкой

    Цель: коррекция завышенной самооценки.

    Цель: подведение итогов, получение позитивных эмоций.

    Упражнение «Чемодан в дорогу»

    Цель: создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

    Таким образом, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции для экспериментальной группы, направленная на психолого-педагогическую коррекцию самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю. Были использованы следующие методы: сказкотерапия, игротерапия, проективные методы и психотерапевтические. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты, формирование адекватной самооценки, развитие позитивной Я-концепции.

    Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников осуществлялась в процессе реализации модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Для формирующего эксперимента была набрана группа из 12 детей 1г класса с завышенной самооценкой.

    После реализации программы была вновь проведена диагностика самооценки младших школьников у экспериментальной группы по методике В.Г. Щур «Лесенка», методике Р.С. Немова «Какой я» и методике А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

    Результаты распределения общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы показаны наглядно на диаграмме (Рис. 4).

    Рисунок 4 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы

    Анализируя полученные результаты, можно отметить, что общий уровень самооценки у 7 учащихся (58%) — высокий, а у 5 (42%) — адекватный. Эти данные говорят о том, что наметились тенденции в изменении самооценки в сторону адекватной, ведь до реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у 12 человек (100%) была высокая самооценка.

    Как видим, в результате экспериментального воздействия произошли количественные изменения самооценки младших школьников.

    Статистическая обработка результатов экспериментального исследования по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона [13].

    Н0 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения не превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения.

    Н1 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения превосходит интенсивность сдвигов в сторону увеличения.

    Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике «Лесенка» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=4, 4< 9) (Рис. 4).

    Критические значения T при n=12 ,Ткр.=

    Рисунок 4 – Ось значимости

    Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике Р.С. Немова «Какой я?» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=1, 1< 9) (Рис. 5).

    Таким образом, главной особенностью самооценки младших школьников является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 мин. Занятия проводились 2 раза в неделю. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты в сторону формирования адекватной самооценки, развития позитивной Я-концепции.

  • Божович Л.С. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2010. –352 с.
  • Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2. – М.: МПСИ, 2009. – 134 с.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М.: Прогресс, 2009. – 167 с.
  • Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. – М.: Дрофа, 2009. – 74 с.
  • Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Инфра-М, 2009. — 167 с.
  • Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 383 с.
  • Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с анг. под ред. А.Б. Толстова. — М.: Идея-Пресс, 2009. — 320 с.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с анг. – М.: Прогресс, 2006. – 342 с.
  • Роджерс К. О становлении личности. — М.: Прогресс, 2010. — 314 с.
  • Долгова В.И. Гуманистическая психология о личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее // Материалы Всероссийской конференции. Челябинский государственный педагогический университет. 1999. – С. 249-252.
  • Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 — November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 — November 12, 2012). Chief editor — Pavlov V. V.. London, 2013. С. 41-45.
  • Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  • Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  • e-koncept.ru