Бизнес, продажи, успех, развитие и жизнь

Хочу выложить технику по улучшению и повышению своей самооценке.

Как повысить самооценку?

В прикладной психологии под самооценкой понимается отношение к концепции собственного Я или Я — образу. Именно в связи с этим в данной области часто наблюдаются своеобразные парадоксы: когда человек, реально претендующий на объективное социальное признание, оценивает себя неоправданно низко, а малоценный в социально-психологическом плане субъект, наоборот обладает неоправданно высокой самооценкой. Повысить самооценку у мужчины, женщины и /или ребёнка можно с помощью разработанной в Институте инновационных психотехнологий следующей методики (см. С.В. Ковалев «НЛП человеческого совершенства».

Что такое самооценка и уверенность в себе?

Ну вот, теперь-то, после того как вы/мы разобрались с поведением и состоянием, можно уже приступать и к святая святых: вашей собственной, неповторимо уникальной, но, увы, скорее всего, весьма далёкой от совершенства личности. В разрезе ее качеств и способностей, что в сути своей есть одно и то же, ибо уверенность в себе как качество личности вполне может рассматриваться, как способность быть уверенным.

Сразу же оговоримся, что приводимое ниже не является единственным способом развить уверенность в себе, но гарантированно рабочим и действенным тренингом уверенности в себе однозначно выступает.

Самооценка есть своеобразный костяк, «скелет» вашей личности , на котором и гнездятся «мышцы» ваших способностей и личностных качеств. И вы можете быть сколь угодно совершенным, но если при этом низко оцениваете себя, все это ваше совершенство окажется просто нереализованным — точнее, не реализуемым и не используемым. Ибо, как очень точно заметил М. Холл, человек не будет гением, пока не поверит, что в нем есть сила и гениальность.

Итак, самооценка. Образно ее можно сравнить с кристаллом с множеством граней, где сам по себе кристалл (или его качество) представляет собой общую самооценку (то есть себя, любимого или не очень, но как бы в целом), а грани соответствуют частным самооценкам (себя в различных ипостасях). Общая самооценка существенно влияет на уровень частных самооценок (хотя они и обладают относительной независимостью), поэтому с неё-то мы и начнём и раскроем секреты уверенности в себе.

Скажите, если мы воспользуемся уже привычной вам десятибалльной шкалой, насколько высоко вы оценили бы себя по ней в целом? В данном случае десять баллов соответствуют максимально высокой самооценке — полному и безоговорочному принятию себя как не просто уникальной, но ещё и безоговорочно достойной личности, а один балл представляет минимальную уверенность в себе — восприятие себя как полного ничтожества. Сколько там у вас получилось? Пять-шесть баллов? Все правильно — как и у большинства.

Вот только нечего здесь гордиться принадлежностью к этакому среднему — по самооценке — классу, ибо эти самые пять-шесть баллов на самом деле свидетельствуют о том, что на пятьдесят-шестьдесят процентов вы себя любите, а на сорок-пятьдесят — ненавидите. И это просто грустно, поскольку ненависть к себе всегда была плохим подспорьем в личностном росте и самосовершенствовании, ибо мы редко совершенствуем то, что ненавидим, а, наоборот, предпочитаем ненавидимое разрушать и уничтожать (так не в низкой ли самооценке кроятся корни саморазрушительных действий против себя — ведь тогда получается, что тот же алкоголизм и наркомания есть не только добровольное безумие, но еще и добровольное самоубийство?). Так что давайте поднимем вашу общую уверенность в себе до должного уровня, а именно до десяти баллов.

Да, именно так — до десяти из десяти возможных и никак не меньше. Потому как нечего вам стесняться столь высокой самооценки, ибо она будет основываться не на привычных стандартах сравнения («у меня «мерсюк», а у тебя «жигуль» — значит, я круче тебя»), а на полном и безоговорочном принятии себя как единственного и неповторимого. Если хотите — подлинной реализации принципа «Азм есмь», что в более современной транскрипции значит «я есть я и это здорово!». Ну что ж, пришла, наконец, пора обрести эту самую пресловутую уверенность в себе и повысить самооценку.

Описание повышения уверенности в себе.

Разработанная Ковалевым С.В. на основании работ М. Холла психотехнология создания высокой самооценки проста, но своеобразна, отчего я позволим себе ее пространно прокомментировать.

Итак, первое, что вам необходимо сделать, так это где-то прямо перед собой, в пространстве, представить собственный образ — себя как человека, оцениваемого вами же на пять-шесть баллов из десяти возможных. Никаких особых требований к содержанию данного образа не предъявляется за исключением уже упомянутого: это вы, но тот, которого оцениваете на пять-шесть баллов. Одеты вы можете быть во что угодно, хотя далее, когда мы будем работать над частными вашими самооценками, одежда эта должна соответствовать той области, с которой вы работаете (так, если вы повышаете оценку себя как начальника, вряд ли уместным будет работать с вашим нетленным ликом, облаченным в сомнительной свежести домашние штаны и застиранную майку).

Теперь, после того как образ сформировался (именно так — лучше не представляйте его, а дайте этому образу возникнуть как бы самостоятельно), отодвиньте его в сторонку, после чего приступайте к работе с тремя состояниями, последовательное введение которых в этот самый образ и сформирует вашу высокую уверенность в себе. Первое из этих состояний именуется весьма своеобразно: «принимаю, хотя и неприятно». Вспомните-ка любую ситуацию из вашей жизни, когда вы что-то принимали, хотя это и было неприятно. Дождь, который помешал вашей прогулке или «пикнику на обочине». Автомобильную пробку, которая не позволила вам без помех добраться до дома. Или нашу Думу, которую все принимают, хотя и неприятно. Учтите: вашему бессознательному абсолютно наплевать на то, откуда, то есть из какой области вы извлечете это самое состояние. Главное здесь только то, чтобы данное ваше принятие неприятного было не истеричным («жена стерва, но ведь живу с ней, а значит, принимаю!»), но, так сказать, философским («пошел дождь, а это значит, что от прогулки придется отказаться; жаль, конечно, немного неприятно, но я это принимаю»).

После того, когда вы вспомнили ситуацию «принимаю, хотя неприятно», вам надлежит мысленно войти в себя в этой ситуации и ощутить это самое состояние, причем весьма конкретно, сиречь определить, где (в голове, в руках, в шее или в груди и т. д.) и как (как плотное или разреженное, круглое или квадратное — и т. п.) оно ощущается. Теперь — ощущая данное состояние, так сказать, в натуре и конкретно — оцените, пожалуйста, его интенсивность по уже известной вам десятибалльной шкале. Сколько там у вас «набежало»? Только четыре? Не огорчайтесь — сие нормально, ибо вы вспоминаете ощущение, а не переживаете его воочию.

Однако четыре балла интенсивности ощущения — это явно недостаточно для постановки самооценки. Поэтому представьте, что где-то вне или внутри вас находится этакий регулятор интенсивности состояния (поворотный или ползунковый — это уж вам самому выбирать), а над ним — шкала этой самой интенсивности со стрелкой, которая сейчас замерла на отметке четыре из десяти возможных. И начните плавно поворачивать или двигать этот регулятор, одновременно с интересом наблюдая за движением стрелки. Задача ваша проста: довести ее до отметки десять, а если при этом у вас еще и уплотнится или расширится состояние «принимаю, хотя неприятно», то это уж, так сказать, как бог велел. «Десятка» достигнута? Прекрасно! Тогда верните образ самого себя (опять поставьте его перед собой) и любым образом как бы спроецируйте на него состояние «принимаю, хотя неприятно». Годится любая метафора передачи: в виде луча света и энергии или даже потока жидкости, которую, как губка, впитывает ваш образ себя (во время Мастер-класса «Построение человеческого совершенства» один из участников спросил: «А можно я наберу это состояние в водяной пистолет и спрысну из него свой образ?», на что Ковалев ответил: «Ну конечно же можно!») Закончили? Отлично!

Теперь по такой же схеме поработайте (последовательно) с еще двумя состояниями: благодарности и признательности, а также почитания и благоговения. Первое из них вспомнить достаточно легко, ибо с трудом верится, что вы никогда и ни к кому не испытывали эти самые признательность и благодарность. Сложнее со вторым, ибо подлинное почитание и благоговение вообще-то свойственно только глубоко религиозным людям. А несмотря на то, что нынче модно верить в бога, в таком вот эмоционально-духовном плане наше общение с Высшими Силами представляется весьма убогим (не случайно же народ метко окрестил членов правительства и прочих власть имущих, в обязательном порядке присутствующих в церкви на торжественных молебнах и богослужениях, «подсвечниками»). Что ж, может быть, подобное состояние у вас было, например, во время потрясающе красивого заката где-то над морем или в горах, когда вас буквально захватило благоговение перед красотой и гармонией мира. Используйте все, что подойдет. В любом случае и для благодарности-признательности, и для почитания-благоговения, вам надлежит действовать по вышеописанному алгоритму. А именно вспомнить ситуацию, когда вы испытывали нечто подобное, мысленно войти в нее (точнее — в себя в ней), «опредметить» искомое состояние в теле, оценить его интенсивность, довести эту интенсивность до максимума, после чего спроецировать данное состояние на собственный образ.

Сделали? Тогда посмотрите еще раз на «картинку» самого себя и скажите: это образ человека, который оценивает себя на сколько баллов? Что, на все десять? Так именно этого мы и добивались — за счет того, что вы сначала приняли себя, ну а потом испытали к себе же благодарность и признательность, а также почитание и благоговение. Теперь осталось последнее в данной психотехнологии — ввести этот новый образ в себя. Мысленно возьмите собственный портрет руками и как бы втяните его в свое тело, дав ему заполнить всего вас — до кончиков пальцев рук и ног. А теперь снова определите собственную самооценку. Что, девять с половиной? Жаль, что не десять, но это часто бывает — некоторая потеря при переходе нового образа себя из диссоциированного в ассоциированное состояние. И уж во всяком случае девять с половиной (не недель, а баллов) это куда как лучше, нежели ваши прежние пять-шесть. Считайте, что вы прошли полноценный тренинг уверенности в себе с большим количеством упражнений. Ниже приведем инструкцию развития уверенности в себе и способ повышения самооценки.

Алгоритм создания самооценки.

Приведём полный алгоритм данной процедуры — техники создания высокой самооценки.

  1. Оцените по 10-балльной шкале свое собственное общее отношение к себе — самоуважение и самооценку (можно как в целом, так и по отдельности, если между ними существует заметная разница). Если полученные (опять-таки общие) оценки достаточно высоки, определите специфический контекст или ситуацию, которая является для вас проблемной (например, вы можете терять самоуважение при разговоре с авторитетным начальником), и работайте именно с этим аспектом самоотношения. Если же оценки невысоки, работайте «в общем». То есть задайтесь вопросом, не ощущаете ли вы явственную склонность к самоосуждению, сомнениям в себе или не принятию себя — в целом или в каких-то контекстах и ситуациях. И оцените для выявленного уровень самоуважения и уверенности в себе по рекомендованной 10-балльной шкале.
  2. Проанализируйте обнаружившиеся провалы (естественно, по одному). Сами для себе ответьте на вопрос, ведет ли подобное самоосуждение, сомнение в себе или не принятие себя к тому, чтобы сделать вашу жизнь экологичной, эффективной и счастливой? Придаёт ли оно вам силы в личностном плане? Является ли тем способом жизнедеятельности, который вам подходит? Может быть вам «этого» уже «довольно»? Тогда готовы ли вы дать себе шанс увеличить ваше самоуважение и уверенность в себе? Если нет, удовлетворите все возражения противящихся этому частей (см. С.В. Ковалев «Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания») либо просто попросите их не мешать эксперименту. Если да, сразу переходите к следующему шагу.
  3. Локализируйте и опредметьте ваши самоуважение и самооценку и (или) представьте образ себя — такого, который их имеет в недостаточной степени.
  4. Получите доступ к состоянию принятия, вспомнив или вообразив все что угодно (человека, ситуацию, природное явление и т. п.), что вам не очень нравится, но вы это принимаете (например, вам может не нравится снег, но вы его принимаете). Локализируйте, опредметьте, оцените и (при необходимости) усильте это состояние принятия.
  5. Войдите в состояние принятия настолько полно и совершенно, насколько это для вас возможно, и привнесите его в свои самоуважение и самооценку, одновременно как бы спроецировав это состояние на образ самого себя.
  6. Получите доступ к состоянию признательности (благодарности), вспомнив или вообразив то, что безоговорочно вызывает у вас это (эти) чувства. Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте данное состояние.
  7. Войдите в состояние признательности (благодарности) полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав принятие на образ самого себя.
  8. Получите доступ к состоянию почитания (благоговения или глубокого уважения), вспомнив или вообразив нечто, безусловно вызывающее у вас данные состояния (если не найдёте ничего в физическом мире, используйте феномены мира высшего — Природа, Бог, Космический Разум или Абсолют). Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте эти состояния.
  9. Войдите в состояние почитания полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав данное почитание на образ самого себя.
  10. Оцените по 10-балльной шкале получившийся в результате процедуры уровень самоуважения и самооценки и в случае, если он вас устроит, введите в свое тело трансформировавшийся в результате образ самого себя, как бы втянув его внутрь и расширив там до своих телесных объемов.
  11. Повторите шаги 1–10 для всех остальных контекстов и ситуаций, где вы чувствуете недостаток самоуважения и самооценки.
  12. Осуществите подстройку к будущему, представив, как легко и элегантно вы будете теперь двигаться по жизни.
  13. Самооценка с точки зрения ролей.

    Теперь вспомним, что самооценка бывает не только общая (в общем), но еще и частная. И займемся анализом вашей личности. Здесь — в плане анализа — я рекомендую вам воспользоваться данными широко известного в психологической науке теста «20 вопросов» или, иначе, «Кто я?» Делается он так. Представьте, что к вам — например, на улице или в другом месте — подошел незнакомый человек и, в упор глядя на вас, спросил: «Кто вы?»

    Разумеется, его интересуют не ваши анкетные данные, а, так сказать, суть. И потому отвечаете вы первыми пришедшими на ум определениями себя, например, мужчина, студент, муж . Попробуйте дать двадцать таких определений — разумеется, не повторяющихся — каковые вкупе представят весь (или почти весь) ваш ролевой набор, то есть совокупность ролей, каковые вы исполняете, так сказать, по жизни.

    А теперь, получив этот список, начните последовательно определять свою самооценку для каждой из этих ролей, используя все ту же десятибалльную шкалу. Насколько вы, например, оцениваете себя как мужчину? Что, только на четыре балла? Ну так не удивляйтесь своим сексуальным проблемам, которые, буде их даже пока нет, скоро появятся. Лучше доведите свою «мужчинную» самооценку до десяти баллов и приятно удивите бог весть откуда взявшейся потенцией любимую женщину (или любимых женщин). Разумеется, подобную процедуру поднятия самооценки нужно осуществить для всех своих ролей — по алгоритму, который описан выше. Повысьте самооценку и уверенность в себе девушке (юноше), повысьте самооценку женщине (мужчине), повысьте самооценку профессоналу и тд. и т.п.! А если не получается самостоятельно смело и уверено в себе обращайтесь к специалистам нашего Центра чтобы выработать уверенность в себе и повысить собственную самооценку.

    bigspawn.livejournal.com

    Методики по самооценке ковалев

    Психодиагностическая шкала к тесту 8.3

    Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше — нереалистично высо­кий;

    УП = 3 -/- 4,99 — высокий; УП = 1 -/- 2,99 — умеренный; УП = -1,49 -/- 0,99 — низкий, УП = -1,50 и ниже — нереалистично низкий.

    Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказы­вает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни при­тязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может дос­тичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

    Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоце­нивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистич­ным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач сред­ней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способно­сти и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереали­стично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «со­циальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и само­уважением, человек избегает социальной активности и трудных, от­ветственных дел и целей.

    Примечание для экспериментатора: 1) размеры таблиц 10х3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1х1 см; 2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте — 8 секунд для искусст­венного создания ситуации неудачи.

    conflictologiy.narod.ru

    Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности. Методика диагностики самооценки.

    Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей. Как ни парадоксально, но человек такой, каким он сам себя представляет, ощущает и создаёт (см. рис. №1). На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.

    Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

    Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности (Методика диагностики самооценки):

    Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

    Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

    1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    2. Я чувствую свою ответственность по работе.

    3. Я беспокоюсь о своем будущем.

    4. Многие меня ненавидят.

    5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

    6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    7. Я боюсь выглядеть глупцом.

    8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

    11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

    12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

    13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

    14. Я слишком скромен.

    15. Моя жизнь бесполезна.

    16. Многие неправильного мнения обо мне.

    17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

    18. Люди ждут от меня очень многого.

    19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

    20. Я часто смущаюсь.

    21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

    24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

    25. Я чувствую себя скованным.

    26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

    28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    30. Как жаль, что я не так общителен.

    31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

    32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

    Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.

    Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:

    Очень часто — 4 балла

    Иногда — 2 балла

    Никогда — 0 баллов

    А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

    Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

    Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

    Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

    Рисунок №1. Причины заниженной (низкой) самооценки.

    Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности. Методика диагностики самооценки.

    psycabi.net

    Признаки нестабильной самооценки.

    Нестабильная самооценка. Что это? Причины и истоки её формирования.

    Типы нестабильной самооценки

    Три основных типа нестабильной самооценки и их особенности.

    Самооценка и жизненный путь

    Влияние нестабильной самооценки на все сферы жизни, черты характера, эмоции и чувства.

    Диагностика и коррекция самооценки

    Уникальные методики клуба КРОСС для определения типа самооценки и коррекции.

    ? Осознанный контроль над своей жизнью.

    ? Избавление от страха неудач.

    ? Обретение веры в себя и в свои силы.

    ? Способность лучше понимать других людей и причины их поступков.

    ? Умение спокойно отстаивать свои границы и свою позицию.

    ? Обретение истинных целей в жизни.

    ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

    ТЕОРИЯ ПО САМООЦЕНКЕ

    Что будет на коучинге?

    Уникальная теория клуба КРОСС по теме самооценки

    Самооценка влияет на все сферы нашей жизни. Полная информация о данной проблеме позволит Вам по-новому взглянуть на свою жизнь.

    Детальная диагностика. Выявление ведущего типа самооценки

    Благодаря нашим методикам и технологиям работы, Вы сможете определить свой тип самооценки, что поможет наметить подробный план дальнейшей коррекции.

    Подробный разбор инструментов и методик по работе с самооценкой

    Мы поэтапно разберем все инструменты необходимые для коррекции самооценки.

    Работа над коррекцией самооценки под руководством тренера

    После того, как Вы получите всю необходимую информацию и проведете диагностику, мы приступим к этапу коррекции.

    Разбор основных трудностей и ошибок при работе с самооценкой

    На этапе коррекции Вас будет сопровождать тренер нашего клуба, что поможет Вам повысить эффективность своей работы.

    Индивидуальный план для коррекции

    Благодаря четко выстроенной структуре коучинга и индивидуальному подходу, Вы сможете составить свой собственный план работы с учетом Ваших индивидуальных особенностей.

    НАЧНИТЕ МЕНЯТЬСЯ СЕЙЧАС!

    За время своего существования клуб КРОСС помог стать счастливее, найти свое предназначение и выйти из сложных жизненных ситуаций более чем 10 000 людям.

    Автор книги «Найди точку опоры. Переверни свой мир».

    Создатель авторских программ:

    “Новый уровень мышления”,

    “Мужчина и женщина”,

    Регулярно проводит тренинги по развитию и бизнес тренинги в России и за рубежом.

    Сертифицированный Российский специалист в Области Развития Эмоционального Интеллекта и Профессиональных Компетенций,

    На коучинге мы пройдем с вами последовательно 7 шагов

    Мы рассмотрим, как формируется нестабильная самооценка, а также в чем и как она проявляется: влияние на мотивацию, эмоции и чувства, цели в жизни, построение отношений с другими людьми.

    Здесь мы разбираем типы самооценки и выполняем задания, результатом которых должно стать определение вашего типа самооценки: какой тип самооценки является основным, а какие дополнительными, проявляющимися в определенных ситуациях.

    В зависимости от того, какой тип самооценки вы у себя обнаружите, вам будут даны рекомендации, на основе которых будет сформирован ваш персональный план работы по стабилизации самооценки.

    Это комплекс упражнений, который позволит вам быстро повысить самооценку. Инструменты, предложенные на данном этапе. Они не могут стабилизировать самооценку, но позволяют быстро вывести ее в плюс.

    Вы получите инструменты, которые позволят получить долгосрочные результаты в работе по стабилизации самооценки.

    На данном этапе вам будут предложены инструменты, с помощью которых вы сможете отслеживать процесс изменений, чтобы он становился для вас более понятным и измеримым.

    Стабильная самооценка даст внутреннее спокойствие, понимание своих интересов и целей. Это хороший фундамент для вашего дальнейшего развития.

    Какие проблемы решит коучинг?

    1. Эмоциональное состояние человека и его реакции на события жизни ?

    ? Как мне перестать реагировать на провокации окружающих (мамы, папы, мужа, жены, начальства и даже попутчиков в городском транспорте и др.)?

    ?Неприятности надолго выбивают меня из колеи. Как мне научиться сохранять спокойствие?

    ? Никак не могу взять себя в руки и начать что-то делать. Как мне изменить это состояние?

    ? Постоянно раздражаюсь и срываю злость на близких. Как этого не делать?

    ? Нет радости в жизни, постоянно подавленное настроение. Мир так жесток, и люди в нем жестокие. Что я могу сделать в этой ситуации?

    ? Я чувствую, что никому не нужен/не нужна. Никто меня не любит. Могу ли я это изменить?

    ? Меня окружают люди обидчивые, с обостренным чувством справедливости, которые постоянно жалуются, что все их обижают и поступают по отношению к ним несправедливо.

    ? Я не чувствую в себе силы что-либо изменить (личную жизнь, карьеру, саму жизнь, в конце концов). Где набраться уверенности?

    cross-club.info

    Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

    Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности

    Назначение теста: Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

    Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них.

    Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».

    1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
    2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
    3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
    4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
    5. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
    6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
    7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
    8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
    9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
    10. При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
    11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
    12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
    13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
    14. Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
    15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
    16. В детстве мне нравилось драться.
    17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
    18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
    19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
    20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
    21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
    22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
    23. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
    24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
    25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
    26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
    27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
    28. Я не способен ударить человека.
    29. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
    30. Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
    31. Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
    32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
    33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
    34. После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
    35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
    36. Я никогда не любил драться.
    37. Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
    38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
    39. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
    40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Склонность к прямой вербальной агрессии:

  14. Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37.
  15. Ответы «Нет»: 25, 29, 33.
  16. Склонность к косвенной вербальной агрессии:

  17. Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38.
  18. Ответы «Нет»: 22, 26.
  19. Склонность к косвенной физической агрессии:

    • Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35.
    • Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.

    Склонность к прямой физической агрессии:

  20. Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.
  21. Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.
  22. За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

    Уровень несдержанности респондента = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.

    Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.

    Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. С. 614-616.

    psylist.net

    На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

    Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы)

    Шкалы: самооценка (высота, устойчивость, степень реалистичности, степень критичности, степень удовлетворенности собой, уровень оптимизма, интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость / непротиворечивость, зрелость / незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций)

    Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.

    На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.

    • С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм».

    Высота самооценки (фон настроения);

    • чрезмерно высокая (высокий фон настроения) – актуальная самооценка находится в третьем интервале.

    • повышенная (повышенный фон настроения) – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

    • нормальная (ровный фон настроения) – актуальная самооценка находится в первом интервале.

    • пониженная (пониженный фон настроения) – актуальная самооценка находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.

    • выраженно низкая (низкий фон настрония) – актуальная самооценка находится внижнем интервале.

    Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);

    эмоциональная устойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов.

    эмоциональная неустойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой.

    Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении);

    нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала.

    Степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки);

    чрезмерно повышенная требовательность к себе – большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.

    Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам);

    косвенный индикатор – расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой.

    прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой».

    Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);

    косвенный индикатор – соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

    прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».

    Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;

    отсутствие интегрированности – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.

    интегрированность – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам – совпадают.

    Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;

    • испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).

    Зрелость/незрелость отношения к ценностям;

    незрелость – показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях.

    Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;

    парциальная компенсаторная потеря критичности – компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.

    механизм борьбы с депрессией – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.

    вытесняемая неудовлетворенность собой – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка повышена.

    дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки – несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.

    инфляция мечты – смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и объективной оценки своих возможностей совпадают.

    • неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего интервала.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Основные параметры самооценки

    Любая психологическая интерпретация несет на себе оттенок гадательности. Именно по этому бихевиористы вообще отказались высказывать суждения о душе и личности.

    Мы не можем наблюдать самооценку непосредственно, но только косвенно – по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке – это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам.

    Основные параметры самооценки – это высота, устойчивость, реалистичность.

    Иногда термин «реалистичность» заменяют термином «адекватность». «Адекватность» содержит более мощный оценочный компонент. Термин «неадекватность», хотя и может отражать точную характеристику, но иногда нежелателен, так как позволяет трактовку и в смысле психопатологии. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа:

    • оценка своих возможностей;

    Работа с очередной шкалой начинается с отметки актуальной самооценки – это «черточка» (–). Это ответ вашего испытуемого на вопрос: «Как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?» Испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами – это невербальный ответ на ваш вопрос о его самооценке. Когда говорят о высоте самооценки, главным образом имеют в виду высоту актуальной самооценки. Хотя остальные параметры тоже располагаются по вертикали, к ним параметры высоты относятся уже в меньшей степени.

    Высота актуальной самооценки

    Поговорим о высоте, абстрагируясь от других параметров.

    Что мы делаем для того, чтобы определить общую высоту самооценки?

    Высота определяется для всей самооценки «усредненно». Когда говорится обо всей самооценке, предполагается, что это нечто более-менее однородное, хотя есть различия в высоте по разным шкалам (но это уже параметр устойчивости).

    Характеризуя самооценку, мы переводим количественные характеристики в качественные. В клинических методиках, как правило, нет чисто количественных показателей. Здесь любой термин, определяемый через количество, является качественным. Например, «высокая» или «низкая» самооценка, – это не количество самооценки, а ее качество, хотя метафорически ваш испытуемый и вы сами выражаете эту самооценку высотой шкал.

    Другая особенность клинических методик – специфическое понимание «нормы». «Норма» определяется здесь не относительно какого-то внешнего критерия (статистическая или социальная норма), как в психометрических тестах. В клинических методиках исходят из того, что человек, его личность – это некое закономерное и относительно гармоничное целое. В методике Дембо-Рубинштейн норму и отклонения от нее мы будем определять относительно некой эмпирически обоснованной модели (из этой модели исходили такие корифеи отечественной клинической психологии, как С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, М.3.Дукаревич).

    Эта модель определяет, как должны располагаться отметки основных параметров для того, чтобы субъект мог нормально функционировать. Согласно этой модели, нормальная актуальная самооценка должна располагаться чуть выше середины; идеальная (кружок) несколько ниже полюса, а оценка своих возможностей (галочка) – между ними. Их высота определяется приблизительно, сообразуясь с интервалами между ними (см. Рис. №1).

    Первый интервал – нормальная самооценка (обратите внимание на то, что отметка середины шкалы не входит в этот интервал). Выше – повышенная самооценка; третий интервал, включая верхний полюс, – чрезмерно высокая самооценка. Аналогично для нижних интервалов. Можно условно принять, что оценка своих возможностей (галочка) в норме располагается в границах интервала повышенной актуальной самооценки, а идеальная самооценка (кружок) – в границах интервала чрезмерно повышенной актуальной самооценки.

    Как определить высоту самооценки в целом по всем шкалам? Здесь следует учитывать признак устойчивости. Рассмотрим сочетание двух показателей: устойчивости и высоты.

    Устойчиво повышенная самооценка

    Начнем с устойчиво повышенной самооценки. О самооценке можно говорить, что она устойчиво повышена, когда она колеблется в пределах 1-1,5 интервалов (см. Рис. №2) и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

    Чем выше самооценка в целом, тем в большей степени можно предполагать повышение эмоционального фона настроения. Настроение оказывает влияние на все остальное поведение. Оно является неким фоном общего самочувствия, поэтому оно должно отражаться на показателях по всем шкалам.

    Если вся самооценка повышена, мы предполагаем наличие повышенного фона настроения. Однако при наблюдении и беседе может оказаться, что испытуемый вовсе не будет выглядеть таким радостным, хотя самооценка у него и повышена. Это следует принимать в расчет при формулировке окончательных выводов.

    Если устойчивое повышение доходит до уровня верхнего интервала, то, скорее всего, мы можем говорить о нереалистичности самооценки или даже ее неадекватности. Это, как правило, сочетается с понижением критичности. Подобное повышение встречается у больных в гипоманиакальном состоянии (но не только, поскольку для некоторых форм психической патологии снижение критичности является патогномоничным. Например, при незрелости личности у девиантных подростков; на второй-третьей стадии алкоголизма; при последствиях сифилиса; при последствиях черепно-мозговых травм передних областей мозга; при опьянении или наркотической интоксикации. ).

    Дополнительные признаки нереалистичности самооценки

    Чрезмерная высота актуальной самооценки является лишь одним из признаков нереалистичности. Необходимо проверить, насколько вы имеете право говорить об этом (о снижении критики или о неадекватности, может быть о «неадекватном снижении критики», может даже – о «нарушении критичности»; тяжесть симптоматики идет по нарастающей: нереалистичность, выраженная нереалистичность, снижение критичности, выраженное снижение критичности, нарушенная критичность (это уже серьезно и, скорее всего, надолго).

    В случае серьезных отклонений это, скорее всего, должно выйти из субъективной сферы и каким-то образом выразиться в поведении и сказаться на судьбе испытуемого (для подтверждения диагноза следует обратиться к объективному анамнезу).

    Как можно убедиться в наличии нереалистичности?

    Например, видя очень высокую самооценку по какой-либо шкале, можно косвенно подвергнуть ее сомнению в форме уточняющего вопроса. Предположим, что самооценка находится около верхнего полюса шкалы «характер», тогда вы можете задать вопрос: «Правильно ли я понял, что вас можно отнести к 5% людей с самым хорошим характером?» Поставленный таким образом вопрос дает испытуемому шанс еще раз подумать, правильно ли он себя оценил. Если он говорит «Да» и при этом искренне верит в это, скорее всего критичность понижена. Если вы наблюдаете эту реакцию неоднократно, то критичность испытуемого снижена или нарушена. В этом случае нарушение критичности обязательно проявится в нарушении контакта в ходе обследования.

    Равномерное снижение самооценки

    Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки (см. Рис. №3). В этом случае говорят о повышенной либо чрезмерной критичности, или чрезмерном повышении требовательности к себе, а не о нереалистичности или неадекватности.

    Середина (точка середины шкалы) может интерпретироваться двумя способами:

    • середина шкалы отличается еще тем, что это – своеобразный «домик», в который можно спрятаться от вашего назойливого любопытства. То есть, для других (не для себя) мы вполне можем «сказаться» средними. Зачастую испытуемые «ставят» себя в середину, потому что не хотят показать, какие они на самом деле. Нередко – это признак формального отношения к обследованию.

    Несмотря на то, что методика позволяет выявить некоторые психологические компоненты депрессии, вы должны избегать использования психиатрических терминов в психологических заключениях. Психолог не может поставить на основании исследования самооценки диагноз «Депрессия» (потому что в депрессивный синдром входят и цикличные изменения настроения в течение дня, а также запоры).

    Вы можете лишь описать ряд симптомов, например – повышение требовательности к себе, неудовлетворенность собой, ощущение себя несчастным, пониженный оптимизм и снижение настроения.

    Неравномерность самооценки. Неравномерное повышение и снижение самооценки

    Представим себе, что имеется более-менее устойчивая самооценка, на фоне которой заметен «провал», а по какой-либо другой шкале – подъем. «Западение» самооценки – это, как правило, признак проблемы, неблагополучия. Обычно – это то, что вы ищете. Также можно сказать, что «западение» – это признак того, что на фоне более-менее устойчивого настроения наблюдается его понижение в связи с ситуативной актуализацией негативных воспоминаний. Пик по другой шкале в такой ситуации можно рассматривать как признак компенсации (см. Рис. №4). Компенсация – это то, чем человек пытается затушевать, спрятать от самого себя и окружающих отрицательные переживания, которые возникают, когда он не свободен в выборе поведения. (Здесь всегда как бы звучит: «Но вот зато…».) Компенсаторная оценка будет находиться в третьем, самом верхнем интервале, что сигнализирует о парциальной потере критичности в этой сфере.

    Дополнительные признаки компенсаций и проблем

    Если вы продолжите беседу по поводу «западения» самооценки и если оно в самом деле сигнализирует о проблеме, то, вероятно, испытуемый начнет жаловаться на затруднения в данной сфере. Если вы попытаетесь его переубедить, то это не приведет к желаемому результату. Но, по крайней мере, если человек поверит, что психолог искренне пытается ему помочь, ссора маловероятна. Но если вы начнете его разубеждать по поводу пика (компенсации), то рискуете спровоцировать конфликт. Представьте, что психолог говорит: «Да какой же ты счастливый (умный, красивый, добрый и т. п.)? Посмотри, как ты живешь, – разве в этом счастье?» И не только потому, что тема счастья весьма субъективна и значима, а просто в проблемной сфере у человека нет «опоры под ногами», и он пытается себя «подвесить», как на крючке, на непомерно завышенной самооценке по другой шкале, а вы его с этого «крючка» пытаетесь «сбросить». Естественно, что в ответ получите агрессию.

    Если психолог получает в ответ на высказанное сомнение агрессию, то это – действительно сфера компенсации.

    Общая неравномерность самооценки

    При неравномерной самооценке очень сложно однозначно определить ее высоту. Термины «достаточно неравномерна», «относительно неравномерна», «заметно неустойчива», «выраженно неустойчива» – отражают различные нюансы ее неравномерности.

    Выражено неравномерная самооценка

    Если самооценка колеблется в пределах трех интервалов и более того это «выраженно неравномерная самооценка» (см. Рис. №5).

    Неравномерная самооценка свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, но какого рода? Предлагается исходить из следующего допущения. Любая шкала представляет собой некий жизненный контекст. Когда речь заходит о том, насколько мы здоровы, умны и т.п., то мы автоматически «погружаемся» в этот контекст. Переходя из контекста в контекст, мы как бы переходим из ситуации в ситуацию, несколько изменяя состояние сознания. Если самооценка неустойчива, то при этих переходах меняется эмоциональное состояние. Вот в этом смысле нужно понимать эмоциональную неустойчивость, которую выражает самооценка. Подобная неустойчивость самооценки характерна, например, для женщин в состоянии беременности.

    Повышение /понижение самооценки в течение обследования

    Следующий тип неустойчивости проявляется в определенных тенденциях, например, в понижении или повышении самооценки в течение обследования. Если повышенная (пониженная) самооценка к концу обследования нормализуется, на это нужно обращать внимание, потому что это – результат коррекционной работы. Существует понятие «курабельность», определяющее насколько пациент готов к изменениям (или излечим, если речь идет о терапии). То же самое можно сказать и о психологических проблемах. Если какой-то психологический параметр самооценки нормализуется в процессе общения с вами, то это благоприятный признак, можно продолжать работать с испытуемым как с клиентом (Если этого не происходит, то это еще не означает обратного).

    Еще одно правило. Вы тенденциозны, когда работаете с испытуемым. Тенденциозность состоит не столько в нормализации самооценки испытуемого, сколько в ее понижении. Вас должно радовать понижение самооценки (точнее – обнаружение такового понижения в эксперименте). Вы ищете проблему, выискиваете в ответах признак неблагополучия. Индикатор неблагополучия – «западение» самооценки. За эту тему специалист должен «зацепиться» и выяснять с испытуемым, в чем тут дело. После этого, скорее всего, появится еще парочка шкал, которые тоже будут понижены. В результате суммарная самооценка испытуемого будет ниже чем «обычно». Эта тенденция должна быть вами осознана.

    Высота идеальной самооценки

    «Кружок» – это отметка идеальной самооценки. Это – невербальный ответ вашего испытуемого на вопрос: «Где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?» Это отметка мечты. В структуре «Я-образа», «Я-концепции» идеальной самооценке отведена особая роль. Факт заключается в том, что у любого человека есть идеальная самооценка. Для определения общей высоты самооценки высота идеальной самооценки играет меньшую роль, чем высота актуальной самооценки.

    Что нам позволяет выяснить этот показатель?

    Первым делом следует посмотреть, как соотносится высота «кружков» с верхними полюсами шкал. «Кружки» должны стоять несколько ниже полюса. Если «кружок» стоит на полюсе, то можно предполагать незрелое отношение к ценностям как один из признаков незрелости личности. Взрослый человек не мечтает быть «самым-самым».

    1. Испытуемый с незрелым отношением к ценностям еще не понимает, что абсолют недостижим, а способ задания шкал как абсолютных величин – условность.

    2. Взрослея, «социализируясь», мы не придумываем ценности, а берем их в готовом виде из культуры. Но мы вырабатываем свое отношение к ним. Если эти ценности заимствованы, но еще не «переработаны», сознательно не присвоены, то для нас естественно желание быть самыми лучшими во всем. Но когда переработка произошла, человек перестает желать быть «самым-самым» везде, о чем бы он ни подумал. Вы ведь не хотите быть самым красивым и самым сильным, но хотите быть «самими собой». Если бы хотели, то обязаны были бы что-то делать для этого, двигаться в избранном направлении. Это и есть взрослое, зрелое отношение к ценностям. Не только цели, но и ценности накладывают ответственность и ограничения. Если ты не делаешь чего-то, значит, ты этого не хочешь. Незрелое отношение к ценностям – это когда нет четкого осознания своих возможностей и ограничений и субъект не научился сам себя ограничивать в том, что лежит в стороне от его сознательно выбранного пути развития. Последнее и может выражаться в нереалистичной идеальной самооценке.

    Итак, если вы видите более трех кружков на полюсах, то ценности еще заимствованы и не прочувствованны. Но обратное неверно. Почему? Идеальная самооценка может снижаться совсем не потому, что отношение к ценностям зрелое. Здесь важно проанализировать соотношение между «кружком» и «черточкой».

    Соотношение между высотой актуальной и идеальной самооценки

    Рассмотрим это соотношение. Оно дает нам представление об удовлетворенности собой (см. Рис. №6). Чем меньше расстояние между актуальной и идеальной самооценкой, тем больше удовлетворенность собой. Многие специалисты (см.: Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.) даже считают, что именно удовлетворенность собой и есть главное содержание самооценки.

    Повышение удовлетворенности собой достигается либо за счет снижения «уровня мечты», идеальной самооценки (О), либо за счет повышения актуальной самооценки (–). Чрезмерное повышение удовлетворенности собой, скорее всего, компенсирует внутреннюю неудовлетворенность. Эту гипотезу вы должны проверить другим способом.

    Идеальная самооценка может снижаться в силу работы компенсаторного (защитного) механизма, который в некоторых случаях правомерно назвать «механизмом защиты от депрессии». Признак этого механизма – параллельность линий актуальной и идеальной самооценок при некоторой их неустойчивости, что выглядит как «лента» при пониженной актуальной самооценке. В таких случаях правомерна формулировка: «Наблюдается заметное повышение удовлетворенности собой за счет компенсаторного понижения высоты идеальной самооценки». В этом случае снижение идеальной самооценки вовсе не означает, что отношение к ценностям реалистично. Испытуемый просто снижает «уровень мечты», чтобы чувствовать себя удовлетворенным тем, что у него есть. Особенно это справедливо, когда актуальная самооценка понижена (см. Рис. №7).

    Нечто подобное наблюдается и при повышенной самооценке (см. Рис. №8). Почему человек, несмотря на то, что он ставит «черточки» высоко, нуждается еще в дополнительном повышении удовлетворенности собой за счет понижения «кружков»? В этом есть что-то «чересчур»: слишком близко «кружки» от «черточек», несмотря на и без того высокую актуальную самооценку. Скорее всего, это тоже говорит о компенсации. Можно предположить, что в глубине души такой человек недоволен собой. Он может этого и не осознавать. На то и компенсаторный механизм, чтобы для сознания представить вещи искаженно или даже противоположным образом. Следовательно, в случае одновременного повышения актуальной самооценки при параллельном снижении идеальной мы можем говорить об «общем компенсаторном повышении самооценки и уровня удовлетворенности собой» (возможно, исключение составляют случаи эмоциональной или интеллектуальной патологии органического характера).

    Таким образом, параллельность идеальной и актуальной самооценок может наблюдаться как в случае снижения актуальной самооценки, так и при ее повышении. В первом случае мы говорим о механизме борьбы с депрессией (ее символизирует пониженная актуальная самооценка), во втором – об общем компенсаторном повышении самооценки и удовлетворенности собой.

    Уровень объективной оценки своих возможностей

    «Галочка» ( V ) – это отметка оценки своих возможностей. Это невербальный ответ вашего испытуемого на вопрос: «Где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?» Как правило, «галочка» находится между «кружком» и «черточкой». Так это должно быть согласно нашей модели (см. Рис. №6). Модель предполагает, что идеальная самооценка и оценка своих возможностей – это психологически разные реальности. Они не должны совпадать.

    О чем нам говорит оценка возможностей и чем она отличается от идеальной самооценки?

    «Кружок», идеальная самооценка, символизирует «уровень мечты». Примем как аксиому, что у каждого человека должна быть мечта, хотя вы увидите, что у некоторых испытуемых галочки и кружки по большей части совпадают.

    Особый тип соотношений между этими оценками состоит в снижении уровня идеальной самооценки (О) до уровня объективной оценки своих возможностей ( V ) – «инфляция мечты». Внешне это похоже на компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой (см. выше по тексту). Характерное отличие состоит в том, что по большинству шкал «галочки» оказываются внутри «кружков», хотя и находятся в характерном для них диапазоне высоты. Важно выяснить, что это: отказ от мечты или переоценка своих возможностей? В первом случае «галочки» находятся там, где и должны быть согласно модели, а «кружки» снижены (и те, и другие расположены во втором от середины интервале). Если это так, то желательно выяснить, понимает ли испытуемый разницу между идеалом (мечтой) и целью? Если он затрудняется сформулировать разницу или предпочитает «не увлекаться мечтаниями», то следует задуматься о причине такого смешения. При прямом опросе обычно выясняется, что испытуемый намеренно избегает фантазий о своем будущем, как бы отказываясь от мечты. Место мечты занимает «холодный» расчет, рациональное планирование будущего.

    Обычно все мы неосознанно испытываем потребность мечтать. Но некоторых людей жизнь иногда мечтать отучает. Идеальная самооценка обычно обозначает нечто недостижимое. Мечта не сбывается, но иногда исполняется, если для нас ее кто-то исполнит. Самостоятельное воплощение мечты в реальность – это длительный ответственный процесс. Мечта, для того чтобы сбыться, в результате сознательного выбора должна превратиться в цель. Поскольку о целях мы не мечтаем, а стремимся к ним и достигаем их, цель должна «обрасти» средствами для достижения. О средствах мы и спрашиваем испытуемого, предлагая «оценить свои возможности» с помощью галочки. Отсюда следует, что «галочка» – это уровень цели или реальных перспектив (аналог уровня притязаний). Если процесс планирования не искажен, то, по мере осуществления, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «кружок» по-прежнему стоит выше «галочки». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты» (см. Рис. №9).

    Не каждому испытуемому сказанное легко объяснить. Это может быть темой для обсуждения в групповом процессе и в приватной беседе.

    Соотношение между параметрами самооценки

    Теперь посмотрим на соотношение между всеми значками. Как видно из Рис. №6, «галочки» ( V ) должны находиться между «кружком» (О) и «черточкой» (–). Это соотношение имеет собственный психологический смысл. Расстояние между О и V – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Галочка» – это то, что «я смогу», а то, что выше нее, – это «все недоступное». Ниже «галочки» вплоть до актуальной самооценки – то, что «я смогу», это достижимое, «жизненное пространство» (если испытуемый считает, что оно у него есть). Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже галочки) определяет уровень оптимизма испытуемого. Являясь одной из операционализаций этого понятия – в форме графического соотношения интервалов осуществимого и невозможного. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

    Уровень оптимизма (косвенный индикатор)

    Соотношение между интервалом возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервалом невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки). Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма (как считала М. 3. Дукаревич, уровень оптимизма – это очень важная, жизненно важная характеристика. Если вы имеете дело с человеком с суицидальными мыслями (идеями, намерениями), то уровень оптимизма – это могучий антисуицидальный фактор)

    Эти две шкалы даются для проверки, насколько валидна процедура обследования для данного испытуемого. Эти шкалы напрямую отражают то, что косвенно символизируют описанные выше соотношения трех показателей самооценки. Благодаря введению этих шкал, мы имеем прямую оценку испытуемым своей удовлетворенности (оптимизма), которую можете сравнить с косвенными показателями.

    Необходимо сравнить прямые оценки (актуальную самооценку) по этим шкалам с результатом анализа этих характеристик по косвенным признакам. Предполагается, что если все в порядке с самооценкой и испытуемый искренен, эти индикаторы должны совпадать «автоматически». В случае совпадения прямой самооценки с косвенными показателями вы получаете уверенность в искренности испытуемого и интегрированности сознательного и неосознанного уровней его самооценки. Когда же есть признаки активности описанных выше компенсаторных механизмов, вы сами должны решить, несколько этот последний вывод правомерен. В случае несовпадения прямой самооценки с косвенными признаками существует три варианта.

    • Первый – это то, что испытуемый не был искренен с вами.

    • Второй – он недостаточно хорошо понимает себя, недостаточен уровень рефлексии.

    •Третий – мы имеем дело с компенсацией. Компенсация – это когда испытуемый и чувствует, и не чувствует удовлетворенность собой. В глубине души человек не удовлетворен собой, а «на поверхности» демонстрирует нам (и себе самому) состояния удовлетворенности. Аналогично трактуются соотношения для индикаторов оптимизма. Но эти гипотезы нужно проверять дополнительно.

    Степень непротиворечивости может быть разной, но смысл в одном: испытуемый противоречит самому себе, давая себе разные оценки по сходным шкалам. Допустим, шкала «здоровье» распадается на две шкалы: «психическое» и «физическое» здоровье. По общей шкале «здоровье» испытуемый ставит себе высокий уровень здоровья, а по психическому и физическому здоровью – ниже: так, что как ни складывай, а такой же высоты, как на единой шкале, не получится. Другими словами, оценки по близким по смыслу шкалам не совпадают либо противоречат друг другу. Испытуемый, как правило, этого не замечает, даже когда шкалы стоят рядом.

    В дополнение к изложенным выше формальным индикаторам самооценки есть личностные резервы, которые вы, как психолог, можете развивать и использовать. Например, чувство человеческого «Я» или чувство «Я» другого человека. Все диагностические методики – лишь искусственные приемы, которые помогают психологу разобраться в другом человеке. Но самый точный (потенциально) диагностический «аппарат» находится у вас в душе, только он нуждается в «настройке». Ваше собственное восприятие другого человека – часто последний критерий, которым проверяется искренность другого человека или наличие каких-то несоответствий в его самооценке. Секрет состоит в том, что, работая с испытуемым, необходимо наблюдать за самими собой. Не фиксировать внимание на себе, а как бы наблюдать «краешком глаза» за своими эмоциями и действиями. Вы занимаетесь испытуемым (клиентом), а не самим собой, но при этом осознаете себя не меньше, чем его, постоянно рефлексируя свое состояние как тонкий диагностический инструмент.

    Анализ степени искажения самооценки

    Как было сказано, помимо результатов собственно «измерения» самооценки методика Дембо-Рубинштейн позволяет устанавливать степень искажающего влияния защитных механизмов на «Я-концепцию» путем подсчета количества выявленных компенсаторных механизмов. Сейчас сложно определить истинный дезадаптирующий «вес» каждого из них, поэтому каждому присваивается 1 балл.

    www.gurutestov.ru