Реферат по психологии Тема «Эмоции»

ученика 11 класс Б

средней школы №159

2001 Год Определение эмоций и чувств.

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции. Они — одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Эмоции и чувства обозначают различные психические явления, которые тесно связаны друг с другом. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря Эмоции – это отражение в форме пространственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. Велико значение эмоций и для регуляции поведения в тех случаях, когда требуется мгновенная мобилизация всех сил и возможностей организма.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

studfiles.net

Любовь тема по психологии

2. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.

3. История становления психологической науки.

4. Структура современной психологии.

5. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.

6. Сознание и речь.

7. Понятие и виды бессознательного. Соотношение между сознанием и бессознательным.

8. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

9. Виды и развитие человеческой деятельности.

10. Связь восприятия с движениями.

11. Восприятие и научение.

12. Восприятие и умозаключение (мышление).

13. Психологические теории внимания.

14. Ассоциативная теория памяти.

15. Психоаналитическая теория памяти.

16. Факторы, влияющие на развитие памяти.

17. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

18. Теории памяти в психологии.

19. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.

20. Воображение и творчество.

21. Сновидения, галлюцинации и грезы.

22. Развитие воображения.

23. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.

24. Концепция развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.

25. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

26. Классификация и содержание новейших теорий личности.

27. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

28. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия этих явлений.

29. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

30. Исследование типов темпераментов и их психологическая характеристика.

31. Характер и темперамент.

32. Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.

33. Типология социальных характеров по Э. Фромму.

34. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

35. Основные направления развития воли.

36. Становление волевых качеств личности.

37. Психологические теории эмоций. Сравнительный анализ их.

38. Проявление эмоций в творчестве.

39. Любовь как нравственное чувство.

40. Функции и виды эмоций у человека.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

2. Влияние мышления на восприятие.

3. Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.

4. Низшие и высшие формы внимания и их развитие у детей.

5. Связь памяти с личностью человека.

6. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

7. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

8. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

9. Типология характеров и их экспериментальное исследование.

10. Игры детей и их значение в развитии воли.

11. Эмоции и человеческие взаимоотношения.

12. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

13. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.

14. Экспериментальное исследование видов внимания школьников (дошкольников).

15. Экспериментальное исследование типов памяти школьников (дошкольников).

16. Экспериментальное исследование типов мышления школьников (дошкольников).

17. Исследование мотивации достижения успехов.

18. Эмоции и личность.

19. Внимание и установка.

20. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

КОММЕНТАРИИ ПО НАПИСАНИЮ РАБОТ

&nbsp&nbsp&nbsp Контрольная работа по психологии — один из видов межсессионных заданий. Она выполняется студентами-заочниками после прослушивания лекций и окончания всех других аудиторных учебных занятий по курсу. написание контрольной работы — важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психологических проблем.

&nbsp&nbsp&nbsp 1. Она может быть в виде реферата (но не конспекта!). Реферируются сразу несколько научных трудов (монографий, статей, но не учебников) различных авторов по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Поэтому надо стремиться не только усвоить основное содержание, но и способ доказательства, раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.)

&nbsp&nbsp&nbsp 2. Контрольная работа может быть исследовательского характера, которая требует краткого теоретического вступления (уяснение того, что нам не ясно и что нас интересует, постановки цели), описания использо-ванной методики, изложения и анализа фактического материала, их коли-чественной и качественной интерпретации, формулировки выводов теоре-тического и практического характера, предложения практических реко-мендаций. К такой работе обязательно прилагаются протоколы, анкеты, записи и прочие исходные материалы. Всякая контрольная работа обязательно должна иметь план изложения, выводы и список использованной литературы. Она пишется от руки или печатается. Образец титульного листа приводится ниже.

студента . курса (фамилия, имя, отчество) факультета, группы

laiko.narod.ru

Презентации по психологии

В данном разделе нашего сайта Вы можете бесплатно скачать презентацию на тему: любовь, психология, иллюзии, счастье, самопознание и т.д. Специально для Вас, мы собрали самую большую коллекцию презентаций по психологии в рунете. Скачать презентацию можно абсолютно бесплатно и без регистрации. В разделе представлены презентации по социальной психологии, психологии общения и возрастной психологии, а также презентации на тему разнообразных психологических явлений.

Скачать презентацию на популярную тему:

Скачать презентацию по психологии:

Коррекция школьных страхов — презентация

Название: «Коррекция школьных страхов» — презентация.

Автор: Берёза Александра Викторовна

Кол-во слайдов: 20

Формат: презентация в формате ppt., статьи в формате docx (rar архив).

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх имеет защитный характер.

По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и не один раз в жизни. Несмотря на очевидность и доступность этого явления, в психологической литературе нет четкого определения понятия «страх».

Воображение — презентация

Название: Воображение — подборка презентаций

Кол-во слайдов: более 40

Формат: презентация в формате pptx. (zip. архив).

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основании ранее воспринятых реальных объектов и явлений. Процесс воображения свойственен только человеку. Для работы воображения нужен чувственный опыт, воображение всегда имеет связь с реальностью.

В подборку включено три презентации на тему «Воображение» .

Презентация на тему "Здоровый образ жизни"

Название: Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — подборка 11 лучших презентаций.

Формат: презентация в формате ppt и pptx. (rar архив).

Как никогда остро перед педагогами, родителями и широкой общественностью стоит задача воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к здоровью.

В данную подборку мы постарались включить лучшие презентации о здоровом образе жизни. Разработки могут быть использованы в рамках классных часов, уроков ОБЖ, методических объединений и родительских собраний.

Всего в подборку включено более десяти презентаций на тему ЗОЖ .

Здоровье — важнейшая составляющая успешности человека во всех сферах его жизнедеятельности, залог его успешной самореализации.

Презентация «Здоровый образ жизни» расскажет о том, что же такое здоровье и почему о нем так важно заботиться с самого раннего детства.

В числе основных задач презентации – мотивировать учащихся избегать вредных привычек, повысить интерес к занятиям спортом и посещению спортивных секций, подчеркнуть важность соблюдения режима дня и правильного питания.

Жестокое обращение с детьми

Название: Жестокое обращение с детьми — подборка презентаций

Кол-во слайдов: более 100

Формат: презентация в формате ppt. (rar архив).

Подборка презентаций на тему жестокого обращения с детьми в семье. Презентации могут быть использованы в рамках родительских собраний, педагогических советов, и методических объединений социальных педагогов, психологов и классных руководителей.

Практически на всем протяжении истории человечества телесное наказание считалась необходимым, а то и единственным эффективным средством воспитания. Не многим лучше обстоит дело и в современном мире. По данным многочисленных массовых опросов, 90% американских родителей «верят» в необходимость физического наказания детей; даже среди семей среднего класса, которые значительно либеральнее рабочих и фермерских семей, «не верят» в необходимость телесного наказания лишь 17%.

5psy.ru

Психология политического лидерства Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мошкина Любовь Дмитриевна

Рассматриваются различные подходы к феномену лидерства. Характерологический подход выделяет личные качества лидера , Поведенческий подход изучает действия лидера и связь этих действий с эффективностью лидерства. Власть и влияние лидера подход в исследовании лидерства, изучающий виды власти, связь лидерской власти с успешностью лидерства. Ситуационный подход, подчеркивающий важность таких факторов, как авторитет и свобода действий лидера , а также характер внешней среды. Теория харизматического лидерства основное внимание уделяется качествам лидера и теория имплицитного лидерства, где лидерство как субъективно воспринимаемый, а не объективный конструкт.

PSYCHOLOGY OF POLITICAL LEADERSHIP

The article considers different approaches to the phenomenon of leadership. A characterlogical approach highlights leader’s personal qualities; behavioral approach studies leader’s actions and their connection with leadership effectiveness. Leader’s power and influence is an approach in the leadership research which studies types of power, connection of leadership power and success. A situational approach underlines importance of such factors as authority and freedom of leader’s actions as well as character of external environment. Theory of charismatic leadership pays main attention to leader’s qualities and theory of implicit leadership where leadership is perceived as subjective but not objective construct.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мошкина Любовь Дмитриевна,

Текст научной работы на тему «Психология политического лидерства»

?УДК 159.9:321 ББК Ю95:Ф01 + Ф01

психология политического лидерства

psychology of political leadership

Рассматриваются различные подходы к феномену лидерства. Характерологический подход выделяет личные качества лидера, Поведенческий подход изучает действия лидера и связь этих действий с эффективностью лидерства. Власть и влияние лидера — подход в исследовании лидерства, изучающий виды власти, связь лидерской власти с успешностью лидерства. Ситуационный подход, подчеркивающий важность таких факторов, как авторитет и свобода действий лидера, а также характер внешней среды. Теория харизматического лидерства — основное внимание уделяется качествам лидера и теория имплицитного лидерства, где лидерство как субъективно воспринимаемый, а не объективный конструкт.

Ключевые слова: лидер, политический лидер, основные психологические качества политического лидера, мотивация политического лидера, власть и влияние лидера.

Keywords: leader, political leader, principal psychological qualities of a political leader, political leader’s motivation, leader’s power and influence.

В политической психологии понятие лидерства — наиболее активно изучаемая тема. Здесь накоплен достаточный объем исследований, концепций и попыток теоретического обобщения. тем не менее, в изучении феномена лидерства, в отличие от ряда других разделов политической психологии, пока еще нет окончательного вывода, который позволил бы кратко суммировать и обобщить имеющиеся достижения, отбросив заведомо неверные концепции1.

В различных исследованиях лидерство характеризуется с разных точек зрения. Одни авторы анализируют индивидуальные особенности лидеров2. Другие изучают отношения между лидером и его последователями3. некоторые исследования посвящены ситуации, в которой осуществляется лидерство. то есть лидерство имеет много аспектов.

Один из наиболее изученных аспектов лидерства — характеристики лидеров, различия в личностных особенностях и поведении лидеров. В данных исследованиях лидерства рассматриваются демографические и личностные характеристики. Этот подход противоположен взгляду, выделяющему должностную власть, когда индивидуальные различия не имеют большого значения. В ряде других работ основное внимание уделяется характеристикам тех, кто следует за лидером. С разными людьми успешность лидера неодинакова. такие характеристики, как

интеллект, мотивация, число в группе, гармоничность межличностных отношений, рассматриваются как факторы, влияющие на поведение лидера4.

В некоторых работах изучаются не лидер и группа, а отношения между ними, то есть взаимное влияние. чтобы лучше понять феномен лидерства, необходимо определить его сходство и различие с такими близкими понятиями, как «власть» и «личное влияние». Описаны основные типы личного влияния, которые определяются ведущими свойствами коммуникативно-личностно-мотивационной структуры индивида, а также удовлетворяемыми индивидом потребностями5.

некоторых исследователей интересуют факторы ситуации, в которых происходит взаимодействие лидера и членов группы. Различные ситуации требуют разных стилей поведения лидера. В благоприятной ситуации лидеры акцентируют внимание на межличностных отношениях и более благожелательны к членам группы. но в неблагоприятной ситуации лидеры больше ориентируются на задачу и достижение цели6.

кроме этого, часть работ посвященных лидерству, изучает факторы, обусловливающие появление лидера в группе7. Этот процесс может быть формальным, когда человека назначают лидером, или неформальным когда человек проявляет себя как лидер группы, не будучи формально назначен-

ным. В данных работах анализируются возраст, пол лидера, вербальное и невербальное поведение, а также характеристики группы, из которой выделяется лидер.

Существуют исследования, посвященные эффективности лидера, успешности выполнения лидером своих функций. Здесь внимание акцентируется на характеристиках лидера и критериях выявления эффективных лидеров.

При изучении характеристик лидера выявляют определенные качества личности лидера8. В качестве критериев эффективного лидерства рассматривают успешное выполнение задач и поддержка со стороны группы.

Разные авторы попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на появление этого феномена. В целом, выделяют несколько теоретических подходов к объяснению феномена лидерства.

классическим считается характерологический подход, подчеркивающий личные свойства лидера. Основные качества, необходимые лидеру в рамках этого подхода: упорство в достижении цели, сильное стремление к ответственности и завершению дела, рискованность и оригинальность в решении проблем, инициативность, уверенность, способность влиять на поведение окружающих, способность противостоять распаду группы. С успешным лидерством связана и мотивация. В исследовании Мак-клелланда было выделено три лидерских мотива: потребность во власти, потребности в достижении и потребности в аффилиации. некоторые психологи называют среди движущих сил лидерства компенсаторные мотивы — неуверенность в себе и тревожность. компенсаторным может быть и мотив власти, чтобы компенсировать внутреннюю неуверенность в себе.

таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что лидерство требует наличия не столько какой-то определенной черты, сколько группы черт, куда входят уверенность, дружественность, сознательность, социальная восприимчивость и поведенческая гибкость. Большое значение имеет также сочетание свойств. является уже доказанным фактом, что с лидерством связаны такие характеристики, как интеллект и настойчивость. Однако умеренно высокий интеллект в сочетании с очень высокой настойчивостью достигнет лучших результатов, чем очень высокий интеллект с меньшей настойчивостью. В целом, врожденное лидерство предполагает наличие следующего комплекса черт: уверенность в себе, напористость, доминантность и аттракция9.

Однако в исследованиях отношений между качествами лидера и его эффективностью не было выявлено универсального набора черт, необходимых для успеха.

таким образом, на начальном этапе исследования лидерства доминировал характерологический подход, затем на какое-то время утратил свои позиции, но вскоре вернул доверие благодаря последним достижениям в области оценки личности. Стало ясно, что некоторые личностные качества повы-

шают вероятность лидерского успеха, хотя и не гарантируют его10.

При поведенческом подходе основное внимание уделяется непосредственно действиям лидера, а также связи этих действий с эффективностью лидерства. Выделены два основных направления поведенческих исследований: классификация стилей лидерского поведения и идентификация действий, связанных с критериями лидерской эффективности.

В большинстве исследований лидерской эффективности основное внимание уделяется отдельным действиям, а не тому, насколько эффективно лидеры используют различные паттерны специфических действий. Вполне вероятно, что между специфическими действиями существует сложное взаимодействие и что, не изучив это взаимодействие, невозможно понять сущность эффективности лидерства.

В целом, главная тема в поведенческих исследованиях касается классификации стилей лидерского поведения, что позволит разработать теории лидерской эффективности.

Следующим направлением в исследовании лидерства стало изучение власти и влияния лидера11. Основные темы, возникающие при изучении власти: идентификация различных видов власти, связь лидерской власти с эффективностью лидерства. Эффективные лидеры используют комбинации различных видов власти, так что это минимизирует статусные различия и не наносит ущерба самооценке подчиненных. И напротив, лидеры, реализующие власть бесцеремонно и манипулятивно, обычно провоцируют сопротивление. Авторитарные лидеры прибегают главным образом к власти вознаграждения и принуждения. Демократичные — используют главным образом власть эксперта и референтную власть12.

Анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод о существовании комплекса универсальных коммуникативно-личностных свойств, необходимых человеку для того, чтобы успешно влиять на других людей в межличностном взаимодействии. Социально-психологический потенциал личного влияния состоит из следующих свойств: легкость и навыки общения, адаптивность, уверенность, активная позиция во взаимодействии, мотив достижения, аффилиация, понимание собеседника и социальный интеллект13.

Сильная мотивация власти, особенно, когда стремление к власти заметно превышает аффилиа-тивную потребность, должна сочетаться с достаточным самоконтролем, чтобы перенаправить властные потребности в социально конструктивное русло.

Природа личного влияния неоднозначна и проявляется в зависимости от темперамента и типа личности. Существуют основные и компенсаторные типы личного влияния. Наиболее творческими и развивающими типами влияния являются социальный интеллект и личный магнетизм, поскольку дают максимальную удовлетворенность общением как человеку, оказывающему влияние, так и тому, на кого оказывается влияние14.

Следующим направлением в исследовании лидерства стал ситуационный подход, подчеркивающий важность таких факторов, как авторитет

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки»

Психология политического лидерства

и свобода действий лидера, характер работы, установки группы, а также характер внешней среды. В данных исследованиях выделяются два основных направления. В первом направлении поведение лидера рассматривается как зависимая переменная; здесь пытаются выяснить, как ситуация влияет на поведение лидера. Во втором направлении выявляют опосредующую роль ситуационных факторов между установками лидера, чертами личности, поведением и показателями его эффективности15.

К исследованиям, прослеживающим связь между личностными качествами лидера и производительностью труда группы, относится следующее направление, рассматривающее харизматическое лидерство. Харизматический лидер — это обаятельный человек, способный внушать благоговение, его точку зрения другие находят неоспоримой. Признаками харизматического лидерства может служить вера последователей в правильность убеждений лидера, безусловное принятие лидера, любовь к нему и готовность подчиняться.

В теории харизматического лидерства основное внимание уделяется качествам лидера и подчеркивается важность огромного влияния лидеров на своих последователей. Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические, их отличает большая потребность во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, им присущи некоторые атрибуты фемининности и заботливость, а также потребность в переменах16.

Еще одна группа исследований определяет лидерство как субъективно воспринимаемый, а не объективный конструкт. Это теория имплицитного лидерства, которую также называют атрибутивной теорией лидерства.

У каждого человека есть представления о том, каким должен быть лидер, и в соответствии с этими представлениями он оценивает реальных лидеров. Действия и поведение людей, которых считают «хорошими» лидерами, обычно согласуется с личной концепцией. Таким образом, «эффективность» лидерства определяется не объективно, а через оправдание ожиданий17.

теория имплицитного лидерства затрудняет оценку лидерства с помощью тестов, опросников. В данном случае трудно понять, измеряет ли опросник реальное поведение лидера или когнитивные установки оценивающих. Хотя исследователи предлагают стратегии, помогающие оценить лидеров, проблемы,

поднятые теорией имплицитного лидерства, ставят под сомнение сами принципы, на которых базируются представления людей о лидерстве.

несмотря на обилие теорий лидерства, проведенный анализ позволяет сделать некоторые общие выводы.

Хотя для понимания лидерства используются разные подходы, все они приводят к общему выводу: лидерство является сложнейшим многомерным образованием и состоит из различных взаимосвязанных структурных элементов. Однако до конца XIX — начала XX веков основные подходы к проблеме лидерства носили сугубо описательный характер. Анализ стал достоянием XX века.

Современные подходы к проблеме лидерства отличаются интегративностью, стремлением к обобщениям и учету всего множества компонентов лидерства, включая особенности лидера, характеристики группы, стили и условия их взаимодействия.

Все подходы в осмыслении лидерства имеют право на существование, но их недостаток — в односторонности и стремлении преувеличить роль какого-то компонента за счет недооценки других слагаемых.

1. Мучински П. Психология, профессия, карьера. — 7-е изд. — СПб. : Питер, 2004. — 539 с.

2. Бендас Т. В. Психология лидерства. — СПб. : Питер, 2009. — 448 с.

3. Психология лидерства : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 2004. — 368 с.

4. Ольшанский Д. В. Политическая психология. — СПб. : Питер, 2002. — 576 с.

5. Политическое консультирование. — М : Центр Полит. консультирования «Никколо М», 1999. — 471 с.

6. Мучински П. Указ. соч.

7. Ольшанский, Д. В. Указ. соч.

8. Бендас Т. В. Указ. соч.

9. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение : учебник для вузов. — СПб. : Питер, 2001. — 544 с.

10. Бендас Т. В. Указ. соч.

11. Мучински П. Указ. соч.

12. Психология лидерства : хрестоматия.

13. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Указ. соч.

15. Политическое консультирование.

16. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Указ. соч.

17. Мучински П. Указ. соч.

Поступила в редакцию 10 января 2013 г.

МОШКИНА Любовь Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра «Маркетинг и менеджмент», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). Область научных интересов: политическая психология, социальная психология, психология коммуникаций, психология ндивидуальных различий, гендерная психология. E-таЛ: 17-61@таП.т

cyberleninka.ru

/ второй семестр, сооружение / ПСИХЛОГИЯ (только учеб.пособ) / Темы рефератов по Психологии и Педагогике

ПАМЯТКА СТУДЕНТАМ, ИЗУЧАЮЩИМ ДИСЦИПЛИНЫ

на кафедре социологии, психологии и права ТПУ

Учебные пособия можно взять на абонемент или конспектировать в читальном зале библиотеки университета, в библиотеке института дистанционного образования. В крайнем случае, их можно взять под залог на кафедре.

Учебные пособия и рабочие тетради можно скачать и распечатать для самостоятельной работы с сайта кафедры в портале ТПУ (http://tpu.ru — портал ТПУ – персональные сайты – Камышев Эдуард Николаевич или другой преподаватель, ведущий занятия, – учебно-методическая работа — учебные пособия или рабочие тетради).

Учебные пособия и рабочие тетради можно приобрести уже распечатанными или распечатать в коммерческой фирме (161 ауд. 19 корпуса ТПУ) или на частном сайте помощи студентам младших курсов ТПУ – http://ekstern.narod.ru.

К услугам студентов – бесплатные консультации преподавателей (в часы учебных занятий) и платные консультации уже освоивших вышеуказанные дисциплины студентов (на сайте помощи).

Две последние цифры номера зачетной книжки студента есть номер его контрольной работы. Если этот номер больше, то последовательно вычитая 29 по правоведению, 25 по социологии и 50 по психологии и педагогике, Вы получаете свой номер темы.

ТЕМЫ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ), ВЫДАВАЕМЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

СТУДЕНТАМ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

по курсам социологии, правоведения, психологии и педагогики

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Социологический проект О. Конта.

Классические социологические теории.

Современные социологические теории.

.Русская социологическая мысль.

Социальные группы и общности.

Виды общностей. Общность и личность.

Малые группы и коллективы.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.

Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения.

Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений.

Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип.

Социальный контроль и девиация.

Личность как деятельный субъект.

Социальные революции и реформы.

Концепция социального прогресса.

Формирование мировой системы.

Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности.

Международное право как особая система права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе.

Конституция Российской Федерации — основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России.

Система органов государственной власти в российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения.

Физические и юридические лица.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение.

Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.

Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт).

Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны.

Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Психология: предмет, объект и методы психологии.

Место психологии в системе наук.

История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм.

Психика, поведение и деятельность.

Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

studfiles.net

Тест по общей психологии на тему: Темперамент и характер

1 К каким теориям темперамента относиться теория У.Шелдона

2 Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым

снижение способности к социальной адаптации

+повышение способности к социальной адаптации

нарушение мотивационной сферы с доминированием амбивалентных состояний

3.Не высокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна:

4. Черты личности: скромность ,самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности:

к общественной и личной ответственности

5. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для:

6. Впервые психологическое описание «портретов» различных темпераментов дал:

7. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для:

8. Умение ставить цели,действовать по собственной инициативе и находить пути их решения, характеризует человека как:

9. Крэчмер говорил,что замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость свойственна для:

10. Понятие об экстраверсии и интроверсии было разработано:

11. Тип темперамента, что характеризуеться легкой ранимостью , склонностью к глубоким переживаниям,характерен для :

12. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

отношение личности к вещам

+систему отношений человека к самому себе

особенности протекания деятельности

13. Тип темперамента, что отличился подвижностью, общительностюи отзывчивостью, характерен для:

14. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют;

15. Аккуратность, бережливость и щедрость — это:

черты, что проявляються по отношению к другим

+ черты, характеризующие отношение личности к вещам

система отношений человека к самому себе

черты, проявляющие отношение к деятельности

16. Формально-динамическую сторону поведения характеризует(ют):

17Возможно ли изменить тип темперамента

Нужно приложить много усилий

В раннем возрасте

18. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из черт характера потребует от него наименьших усилий:

19. Устойчивые индивидуальные особенности личности, что складываються и проявляються в деятельности и общении —это:

20. Один из авторов конституциональной теории темперамента:

21. А. – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?

22. Чуствительная реакцияв ответ на силу внешнего воздействия является показателем:

пластичности и ригидности

23 Природная основа темперамента:

+тип нервной системы

24 Тип темперамента, что характеризуеться повышенной впечатлительностью и обидчивостью:

25 Тип темперамента, что характеризуеться вспыльчивостью и поспешностью в действиях:

26 Что характеризует темперамент:

+быстрое включение в работу

27 Какой признак характер для меланхолического темперамента:

реактивность и активность

пластичность и ригидность

сензитивность и чувствительность

28 Учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента принадлежит:

29 Процесс, противоположный возбуждению, что ведет к замедлению или задержке проведения импульсов в нервных центрах:

30 Характер – это

+Устойчивые черты личности,что определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе

Совокупность свойств,что характеризуют динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение

testdoc.ru

Урок психологии на тему «Любовь»

МБОУ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Рыбась Елена Викторовна

Тема : «Любовь. Эмоции и чувства людей»

Цель: Показать учащимся уникальность переживания чувства любви каждым человеком.

Познакомить с высказываниями о любви выдающихся людей; предоставить

возможность юношам и девушкам выразить свое отношение к любви. Дать

представление о различных видах любви.

I. Объявление темы и цели урока.

— Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об одном из человеческих чувств. Все, что происходит в нашей жизни так или иначе зависит от того, присутствует это чувство или нет, оно волнует каждого человека. Думаю, вы догадались о каком из чувств идет речь. Да, это любовь.

II. Изучение нового материала.

1. Изложение материала.

— Теме любви посвящено очень много шедевров мировой литературы, но мне бы хотелось начать наш урок не творениями гениального Пушкина или Шекспира, а стихотворением нашего современника Б.Заходера, которое, как мне кажется, очень метко выражает, насколько важна в жизни человека любовь.

Не бывает любви несчастной.

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной.

Может быть смертельно опасной,

Но несчастной любовь не бывает.

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

И счастливой любви не стоит.

В греческом языке существует 6 глаголов для выражения разных сторон чувства любви. Современная классификация, опирающаяся на эмпирические данные, различают шесть стилей, или «цветов» любви:

1) эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2) людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3) сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма — рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

5) мания — иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6) агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Любовные переживания молодых мужчин содержат больше «эротических», и особенно «людических» компонентов, тогда как у женщин ярче выражены «прагматические», «сторгические» и «маниакальные» черты. «Маниакальные» увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых.

Но является ли «цвет» любви устойчивой чертой личности или же это связано с конкретным эмоциональным состоянием? Как сочетаются разные стили любви у одного и того же человека в зависимости от характера партнера, разных стадиях любовных взаимоотношений (влюбленность и супружеская любовь). Существуют однолюбы, чувства и привязанности которых практически не меняются. И есть люди

переменчивые, которые легко влюбляются и столь же быстро остывают.

Разница между «любовью» и «увлечением» — до некоторой степени вопрос установки «этикетки». Говоря себе «это любовь», индивид тем самым формирует установку на серьезное, длительное чувство. Напротив, слова: «это просто увлечение» — установка на нечто временное, краткосрочное. «Обозначение для себя» природы чувства — не просто констатация факта, а своего рода самореализующий прогноз.

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.

Согласно первой гипотезе , идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта. Мы склонны искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Большинство людей действительно имеют какой-то воображенный, идеальный образ любимого, с которым они сравнивают своих избранников.

Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопытных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда же некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. (Так, например, многим юношам хочется, чтобы избранница была непременно красивой, тогда как верность, преданность, трудолюбие — это качества, которые только позднее осознаются как наиболее важные).

Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон — это образец постоянства, нечто неизменяемое и консервативное. Идеал же — живой, развивающийся образец. Люди жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что они слепы к реальным качествам своих избранников.

Вторая гипотеза предполагает, что при «романтической любви» происходит бессознательн6ая идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. По мнению З. Фрейда, напряженность любовных переживаний объясняется, главным образом, переоценкой объекта влечения, обусловленной его недоступностью. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объективному видению. Недаром любовь издревле называли «слепой». Психологические исследования подтверждают, что влюбленные часто идеализирует друг друга, особенно в начале романа, причем женщины склонны к этому больше, чем мужчины.

Но приписывание любимому мужчине достоинств, которых у него не находят окружающие, не всегда ошибочно. Многие философы и поэты, говоря о «любовном ослеплении», в то же время считали любовь величайшим средством познания.подобно тому, какфизическая слепота, лишая человека зрительного восприятия, обостряет другие органы чувств, любовь, притупляя рассудок, иногда наделяет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые, потенциальные качества любимого. Любовь сама обладает большой преобразующей силой. Девушка, которая знает, что она любима, в самом деле расцветает, становится красивее не тольков глазах любящего, но и в глазах окружающих. То же — с нравственными качествами. Как писал М.Пришвин, «тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. «.

Третья гипотеза , в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а, наоборот,свойства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержание идеала, по пословице: «Та и красавица, которую сердце полюбит».Видимо, и здесь есть доля истины.

По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой определенные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается всоответствии с ранее сложившимся образом, в других — имеет место идеализация, в третьих — идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разныхобстоятельствах — наука сказать не может.

Как мудро заметил Пришвин, «любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из насна своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем».

— Сейчас я раздам вам карточки с высказываниями о любви выдающихся людей. Вы прочитаете содержание карточки и выразитесвое отношение к прочитанному. Хотелось бы услышать, согласны ли вы с автором, или, как вам кажется, сейчас все обстоит несколькоиначе; как вы понимаете то или иное высказывание. А мы, выслушав ваше мнение, выразим свое согласие или несогласие уже с вашимипредставлениями. Так у нас завяжется беседа.

Учащимся раздаются карточки следующего содержания:

«Любовь одна, но подделок под нее тысячи». Ф.Ларошфуко

«Не любит тот, кто про любовь всем трубит». В.Шекспир

«Бывает, что любовь пройдет сама,

Ни сердце не затронув, ни ума.

То не любовь, а юности забава» Низами

«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты

люби, и я постараюсь быть лучше себя». М.Пришвин

«Бала без радостей любовь,

Разлука будет без печали». М.Лермонтов

«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». Ф.М.Достоевский

«Все приходит вовремя к тем, кто умеет ждать». Л.Н.Толстой

«Всякое препятствие любви только усиливает ее». В.Шекспир

«В присутствии предмета любви немеют самые смелые уста, и остается

невысказанным именно то, что так хотелось бы сказать». М.Сервантес

«Когда мужчина неуважительно относится к женщине, это почти всегда

показывает, что она первая забылась в своем обращении с ним». Д.Дидро

«Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает». А.Ахматова

«Если вы верите тому, что женщина влюбляется легче, чем мужчины, вы ошибаетесь». Д.Ж.Виткин

«Счастье душа познает лишь любя». Гете

«Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает». Р. де Бюсси

«Любовь — это соревнование мужчины и женщины за то, чтобы доставить друг другу как можно больше счастья». Стендаль

«Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом». Вольтер

«Зарыться в снег пылающим лицом —

Такой любовью я хочу любить». ИсикаваТакубока

«Любви утехи длятся миг единый,

«Любви страданья длятся долгий век». М.Кузмин

«Любовь без страсти —

Страсть без любви —

Почти вражда». Л.Татьяничева

«Любить — это значит смотреть вместе в одном направлении».

«Влюбленный человек подобен воробью, попавшему в клей; чем больше он старается освободиться, тем сильнее вязнет».

«В начале любви в ней все таинственно, все непонятно — и прежде всего душа

«Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем». Петрарка

«Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь». С.Есенин

«Любовь — это игра, и проигрывает в ней тот, кто сильнее любит»

«Любить — значит бороться и побеждать»

«Любовь дается человеку как данное, как факт жизни, как сам мир»

«В любви самое прекрасное — предчувствие любви»

«Женщину надо любить так, чтобы ей в голову никогда не пришло, что кто-то другой может любить ее сильнее»

«Каков человек, такова у него и любовь»

III. Закрепление пройденного материала.

Вопросы к учащимся:

— Меняется ли отношение к любви с течением эпох?

— Чье высказывание было вам наиболее близким?

infourok.ru