Виды любви в психологии

20 век – период различных открытий в разных областях науки. Психология не является исключением. Ученые исследовали эмоциональную сферу человека, а именно чувства. В результате этих соисканий были выделены некоторые особенности. В перечне оказались виды любви, определенные философами Древней Греции. Представленная статья сделает краткий обзор на эту тему.

Первый вид – любовь-сторге

Под этим видом подразумевают чувство понимания и дружбы с партнером. Люди, испытывающие такую любовь, прислушиваются к потребностям друг друга, умеют договариваться и идут на компромиссы. Подобные отношения наполнены тесным общением и глубокой душевной близостью. Разлука таким парам нестрашна, ведь верность партнера для них абсолютна и непоколебима, а чувства обладают стойкостью и никогда не угаснут.

Сторге на языке древности предусматривает доверие. Человек, чувствующий такую любовь, умеет прощать и ждать. В отношениях, возникших в результате сторге, отсутствует эгоизм. Бывает, что пути людей могут разойтись, и они расстаются, но все равно остается дружба, и в случае сложной ситуации они помогают друг другу.

Второй вид – любовь-агапе

Этот вид излучает альтруизм и указывает на обожание своего партнера. Жертвенная любовь, в которой человек может прощать своему любимому многое, отказываться от себя, своих желаний и потребностей. Часто первое чувство в жизни обладает чертами агапе, ведь оно тяжелое и трагичное.

Тот, кто любит, отдает все, а сам не получает абсолютно ничего, кроме страданий. В принципе, любовь к родине можно сравнить с агапе, когда человек согласен умереть за свою землю, не прося ничего взамен. Высшим проявлением такой любви является принесение в жертву себя и своих интересов на благо партнера.

Третий вид – любовь-эрос

Что значит платоническая любовь по сравнению со страстным чувством? Эрос способен поддерживать любовное пламя длительное время. Интенсивность эмоций, которые переживает человек, просто зашкаливает, и вряд ли что-нибудь сравнится с этими ощущениями. Часто бывает так, что страсть захватывает личность полностью, как говорится, в омут с головой, и ей сложно воспринимать реальность.

В этой ситуации проявляется психологическая зависимость от любимого партнера, и соответственно, человек может сделать многое, часто незаконное или не очень хорошее с моральной точки зрения (обман, убийство, кражу), чтобы любимый или любимая осталась с ним.

Разлука представляется просто невозможной, так как для поддержания эроса нужен постоянный контакт. В случае разрыва отношений на человека обрушиваются нестерпимые болевые ощущения. События воспринимаются как трагические, и даже любовь к матери может не остановить суицид.

Четвертый вид – любовь-мания

Представленный вид еще называют любовью-одержимостью. Мания несет в себе чрезвычайную опасность, ведь человек, помимо любви, постоянно ощущает ревность, неуверен в своем партнере и не доверяет ему. В плену этого чувства личность может пребывать длительное время.

Партнер, которого любят, должен обладать огромным терпением и умением прощать. Часто такое чувство проявляется у холериков, с их импульсивностью и интенсивностью переживаний. Индивид, переживающий любовь-манию, характеризуется пониженной самооценкой, излишней ранимостью, тревожностью и неуверенностью в себе, что делает манию опасной.

Пятый вид – любовь-прагма

Вот уже описано 4 вида любви, приступим к следующему. Спокойствие и благоразумие – характеристики этого типа. Хотя мы говорим о чувствах, прагма отличается рациональностью и разумом. Она может подавить все остальные эмоции. Сознание всегда сопровождает такого человека, и он не теряет головы от страсти.

Эмоциональные краски достаточно тусклые в переживаниях прагмы, но довольно-таки надежные и добрые. Виды любви непросто описывать, но об этой можно сказать, что с годами она только крепнет и разгорается ярким, спокойным пламенем. Разумный расчет, прагматичный брак – здесь культивируется любовь-прагма.

Шестой вид – любовь-игра

Сложно назвать подобную любовь истинной и настоящей, ведь человек играет в нее. Он не отличается ни верностью, ни преданностью. Такому индивиду безразличны чувства другого человека, а его собственные не характеризуются глубиной. Принцип «количество, а не качество» приводит к большому числу краткосрочных отношений и отсутствию планов на ближайшее будущее.

Легкие и беззаботные отношения – вот их желание, а серьезная привязанность страшит и пугает таких людей. Можно ли назвать любовь-игру настоящим чувством? Вряд ли, ведь другие виды любви предусматривают не только свое наслаждение.

Естественно, эмоциональная сфера личности имеет свойство изменяться со временем. Она углубляется или становится более поверхностной. Представленные виды любви могут даже переходить друг в друга, например, из эроса в дружественную сторге.

Культурные отличия в психологии любви

Ничего удивительного нет в том, что разные культуры и общества по-разному смотрят на любовь и ее особенности. Ученые-психологи во главе с Робертом Левайном провели исследование на тему «Виды любви в психологии: культурные отличия». Респондентам был задан вопрос о том, женятся/выйдут ли они замуж за идеального человека, учитывая все качества, но без любви. Представители западного мира и стран, где культивируются западные ценности (Англия, Бразилия, Австралия, США), дали отрицательный ответ, а вот испытуемые из развивающихся восточных стран (Таиланд, Индия, Пакистан) приемлют брак без любви.

Также было произведено исследование установок на романтическую любовь у молодых людей из США, Японии и Германии. Ученые определили, что самыми романтичными оказались германские студенты, а вот японские в меньшей степени обладают этим качеством. Респонденты из США разместились посредине.

В западном обществе индивидуалистов пылкая любовь становится бурным переживанием личности. На время человек становится поглощенным этим чувством и не замечает, что творится вокруг, забывая о семье и друзьях. С кем заводить отношения, на ком жениться или за кого выходить замуж – индивид западной культуры в большинстве случаев решает сам. Того же, конечно, не скажешь о восточных странах, пропитанных коллективизмом. Там молодые люди должны учитывать мнение семьи или целой общины. Хороший брак – это просчитанный брак. Семьи часто договариваются о свадьбе, когда дети только рождаются.

Влюбленный представитель Европы будет думать о своих чувствах, а китаец – о том, что будут говорить люди. Молодые азиаты в своем большинстве переживают любовь-сторге или любовь-агапе, а вот их европейские братья более подвержены романтической любви или любви-эросу.

Китайцы обозначают близкие и значимые отношения словом «ган куинг» и высшим любовным поступком может быть помощь в ремонте водопроводного крана. Европейцы в романтической любви видят и сексуальную составляющую с различными интенсивными переживаниями.

Для корейцев очень важно чувство под названием «джунг», ведь оно отличается большей прочностью, чем просто страсть. Для того чтобы «джунг» возникла между партнерами, нужно время и многочисленные взаимные усилия. Со временем такая любовь только усиливается и расцветает.

Как видите, любовь зависит не только от своих внутренних характеристик, но и от культурных особенностей.

Она многогранная, страстная, спокойная и трагическая. Любовь к родине, к партнеру, к детям, к родителям. Это чувство повсюду и сопровождает нашу жизнь всегда.

www.syl.ru

Чаще всего, когда говорится о любви, имеют в виду любовь между мужчиной и женщиной. При этом не менее важны и другие ситуации любви: любовь к детям или родителям, любовь к делу или своей стране. Но ведь и любовь между мужчиной и женщиной бывает очень разная: влюбленность и зрелая любовь, любовь-страсть и любовь-привычка, любовь потребительская и любовь дающая.

Что определяет эти, такие разные, виды любви? От чего зависит, как мы любим? Какая любовь — это во многом зависит от того, что лежит в ее основе: физиология или социальные стереотипы, чувства или разум, душа здоровая и богатая — или одинокая и приболевшая. Любовь каждого из нас — отражение нашей личности, и наше общее к людям и жизни, развитость наших позиций восприятия во многом определяет вид и характер нашей любви.

Правильная и кривая любовь

Любовь бывает правильной и кривой. В правильной любви человек заботится о том, кого любит, в кривой — заботится в первую очередь о себе, потребляя любимого (любимую). Смотри Кривая и правильная любовь

В любви есть две стороны: желание, влечение и дающее, бескорыстное отношение. Смотри Любовь-Хочу и Любовь-Дарю.

Любовь бывает и дарением, и сделкой (договором мены). Более распространены сделки, но внешне они обычно представляются как безвозмездное дарение. Это заблуждение или обман. Смотри Любовь — сделка

Здоровая и больная любовь

В душевно здоровой любви любящий человек в позитиве и радости, в больной — в неврозе. Смотри Больная и здоровая любовь.

Любовь как реактивное отношение и как выбор

Как реактивное отношение, любовь есть непроизвольный поведенческий и эмоциональный ответ человека на то, что на него в этом направлении воздействовало. Смотри Любовь как реактивное отношение

Для более развитых людей возможна любовь как выбор. Причины выбора могут быть различными, в том числе и эмоциональная увлеченность, но если человек сделал выбор и взял обязательство любить, это уже его ответственность. Смотри Любовь как выбор

Виды любви в греческой философии

В греческой философии различали следующие основные виды любви: эрос, людус, мания, сторге, прагма, агапе. Смотри Виды любви в греческой философии

Виды любви (влюбленности) по Стендалю

Стендаль писал, что есть четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь, любовь-тщеславие. Видимо, точнее говорить, что Стендаль писал не о видах любви, а о видах влюбленности. См.>

www.psychologos.ru

Но нельзя забывать, что в жизни всё гораздо сложнее, чем в схематической классификации. Так же, как не бывает одинаковых личностей, не бывает и одинаковой любви у разных личностей.

Главным оказалось то, что 6 типов любви — это достаточно разные чувства, похожие лишь внешне, по развитию сюжета и персонам.

Если агапэ, сторгэ и прагма — это любовь по всем признакам, то остальные типы: мания, людус и эрос — это любви подобные чувства; недоброкачественные влюбленности, в наиболее обостренных формах — психические болезни, от которых можно избавиться только с помощью специалистов.

Любовь — агапэ. Она сосредоточена на «ты», полна альтруизма и обожания, она терпелива и полна негаснущей привязанности. Любящий такой любовью готов простить все.

Агапэ — основана на традиционном христианском взгляде, согласно которому любовь ничего не требует взамен, она добра, терпелива и постоянна. Для влюбленных не существует быта, им нравится обычный ход домашних дел, привычка не гасит их чувства. Они испытывают удовольствие, зная близкого, предвидя, как он отзовется на их поступки. Они глубоко доверяют друг другу, они не боятся неверности.

Любовь — сторгэ — это любовь, похожая на родительскую нежность, понимание, любовь-опека, покровительство, обожание «без лихорадки, без смятения и безрассудства, мирная и чарующая привязанность» (Прудон). Она развивается постепенно — не как «удар стрелы», а как медленное расцветание бутона, прорастание корней и уход их в глубину.

Сторгэ — прочный и устойчивый тип любви, который выдерживает любые испытания. Такая любовь может перенести даже долгую разлуку, как перенесла знаменитая любовь Пенелопы к Одиссею, древний прообраз сторгэ.

Любовь — прагма — уравновешенная и в определенном смысле «практическая» любовь. Прагма – это не только тип любви, а и способ ее обретения, любящий подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему. Когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимания, прагмическая любовь развивается в более сильное и глубокое чувство. Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или неценность человека.

Любовь для него — столько же дело головы, сколько сердца, и он сознательно руководит своим чувством. Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь, остается преданным ему в испытаниях.

У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она имеет особенность делаться теплее, душевнее, желаннее. Прагма — совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, дающее положительные эмоции, здоровое, полноценное потомство.

Мания — бурное и всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением «требовать знаков любви и внимания со стороны любимого».

В этом состоянии экстатические всплески перемежаются погружениями в отчаяние. Такое чувство подобно «американским горкам»: крутые головокружительные подъемы и спуски ведут к внезапному и стремительному окончанию.

Людус разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга каких бы то ни было серьезных обязательств.

У людянина могут быть несколько партнеров, что дает возможность выбирать, и позволяет избежать зависимости от кого-то одного. Людяне сексу отводят скорее роль занятной игры, хобби, нежели глубокого интимного чувства.

Эрос подразумевает чувство, основанное на физическом влечении и соответственно проявляющееся в сильном чувственном, сексуальном притяжении. Ли считает, что «эротическая любовь» подобна искре: легко вспыхивает и тут же гаснет. Она редко приводит к глубоким и прочным отношениям.

ivona.bigmir.net

5 видов любви. Классификация психологов

1. Любовь как болезнь

Американский психолог Дороти Теннов в своей книге «Любовь и влюбленность» описала страстную романтическую любовь как слепой биологический механизм, обеспечивший наших предков способностью не только размножаться, но и какое-то время воспитывать общих детей.

Теннов не считает влюбленность настоящей любовью, а описывает ее скорее как болезненное состояние, имеющее следующие симптомы.

  • Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности.
  • Острая, болезненная потребность в ответных чувствах объекта.
  • Ощущение эйфории в случае взаимности.
  • Сосредоточенность на объекте влюбленности до такой степени, что человек может игнорировать важные обязанности и не решать насущные проблемы.
  • Искаженное восприятие объекта любви, часто граничащее с бредом. При этом положительные качества объекта преувеличиваются, а негативные или игнорируются, или считаются притягательными.
  • Сильное сексуальное влечение к объекту влюбленности.
  • Теннов подчеркивала, что хотя влюбленность и простое желание заняться сексом — не одно и то же, влюбленности без сексуального влечения не существует, так как оно лежит в ее основе. По ее мнению, исцелиться от «болезни любви» практически невозможно. Есть только два возможных лекарства от влюбленности. Первое — прекратить любые контакты с объектом. Данный способ является очень болезненным и почти неизбежно приведет к депрессии, однако у нормального человека влюбленность при этом угаснет.

    Другой способ — начать отношения. Особенность «болезненной» влюбленности в том, что она исчезает, обычно через 1–4 года. Не случайно говорят, что через четыре года люди чаще всего разводятся.

    Однако Теннов не считает прогнозы для пар обязательно пессимистичными. Помимо влюбленности она также выделяла верную любовь, которая свойственна редким примерам счастливых моногамных пар, которые долго остаются вместе. Такая любовь гораздо «спокойнее»: ей не свойственна одержимость другим человеком, и она не похожа на помешательство.

    Большое количество научных работ посягали на романтическую любовь с тривиальной физиологической точки зрения — ученых интересовало, какие биохимические процессы способствуют романтическим чувствам. Например, в одном эксперименте девушка-интервьюер подходила к молодым людям и оставляла им свой телефон после интервью. Оказалось, что мужчины чаще перезванивали ей, если до этого перешли через горную реку — возбуждение от физической нагрузки способствовало романтическому интересу. Некоторые гормоны и другие вещества связывают именно с любовью, в частности следующие.

  • Фенилэтиламин — вещество, которое в небольших количествах (очень мало!) вырабатывается в мозге. Именно оно во многом ответственно за «безумную» любовь. По действию очень похоже на кокаин или на другой наркотик из класса стимуляторов, поэтому заставляет чувствовать возбуждение, эйфорию и сексуальное желание во время влюбленности. К сожалению, действие фенилэтиламина временное, человек привыкает к нему и возлюбленный уже не вызывает той же «химической реакции».
  • Окситоцин. По счастью, только на эйфорию фенилэтиламина полагаться не приходиться: есть еще окситоцин — гормон, который вырабатывается в мозге и действует на половые органы (и мужчин, и женщин), а также способствует выделению молока у кормящих матерей. Кроме вышеописанного, окситоцин отвечает за чувствительность к прикосновениям. Именно он вызывает у нас желание «пообниматься», а также помогает противостоять стрессам. Его уровень в крови повышается при общении с близкими людьми, особенно если при этом есть тактильный контакт. Окситоцин способен привязать нас к человеку и сохранить отношения, когда фенилэтиламин перестал действовать.
  • Что интересно: чем лучше человек относится к самому себе, тем лучше у него баланс этих двух веществ, тем удачнее его выбор партнера.

    3. Любовь как треугольник

    Психолог Зик Рубин предложил рассматривать романтическую любовь как набор трех элементов — привязанности, заботы и интимности:

  • Привязанность — потребность в заботе, одобрении и физическом контакте с другим человеком. Например, на привязанность указывает желание срочно пожаловаться любимому человеку, если вам плохо или одиноко.
  • Забота — обеспокоенность чужими потребностями и счастьем больше, чем своими собственными. Чувство заботы заставляет нас ставить на первое место интересы другого человека, переживать за него, стремиться помочь и утешить.
  • Интимность означает общие мысли, желания и чувства, которые объединяют двух людей. Чем больше интимность, тем больше доверие между людьми, тем больше желание делиться идеями и эмоциями.
  • На основе этих трех составляющих Рубин даже разработал шкалы, по которым в буквальном смысле можно оценить «силу любви».

    4. Любовь как палитра

    В своей книге «Цвета любви» психолог Джон Алан Ли рассматривал не сущность романтической любви, а ее разновидности. Он сравнивает любовь с цветовым кругом. На нем есть три основных цвета, и Ли считал, что есть три основных стиля любви. Назвал он их красиво и по-гречески — Эрос, Лудос и Сторге:

  • Эрос — любовь к идеальному человеку.
  • Лудос — любовь как игра.
  • Сторге — любовь как дружба.
  • Продолжая аналогию с палитрой, Ли предложил, что три основных цвета можно комбинировать и создать дополнительные цвета. В результате получится девять разновидностей любви. Например, если на палитре любви смешать Эрос и Лудос, то получится Мания — навязчивая любовь. Точно также, если смешать Лудос и Сторге, то получится Прагма — реалистичная и практичная любовь. Если же смешать Эрос и Сторге, то получится Агапе — сострадательная и бескорыстная любовь.

    Один из классиков «психологии любви» Элейн Хатфильд с коллегами выделила два типа любви: сострадательную и страстную.

  • Страстная любовь связана с сильными и неуправляемыми эмоциями. Согласно Хатфильд, она зависит от нашего воспитания и случайных обстоятельств — обстановка или какие-то личностные характеристики человека сигнализируют нам, что это «романтично» — и мозг получает сигнал влюбиться.
  • Сострадательная любовь качественно иная, в идеале страстная любовь должна переходить в сострадательную. Такая любовь основана на общих ценностях, и ее можно назвать любовью-дружбой, когда людям нравится просто общаться, проводить вместе время.
  • Идеальная любовь, возможно, могла бы объединить страстную любовь и стабильную любовь-дружбу, но, по словам Хатфильд, это огромная редкость. Именно поэтому угасание страсти лучше всего переживают те пары, у которых общие культурно-нравственные ценности и общий взгляд на мир.

    www.factroom.ru

    2.2. Платоническая любовь и ее виды

    2.2. Платоническая любовь и ее виды

    Это чувство носит имя древнегреческого философа Платона (427–348 до н. э.). В сочинении «Пир» он вложил в уста своего героя Павсания рассуждения о высоких отношениях. Изначально отношения подобного рода допускались между мудрецом и его учеником. Платон подразумевал любовь к своим ученикам, ищущим мудрости у учителя. Любовь между учеником и учителем философ называет духовной.

    Тема идеальной, духовной любви, когда людям не нужен сексуальный контакт, была впервые поднята Платоном в известном диалоге на ужине у Агафона. Платон в этом диалоге раскрывает свою мысль о поиске способа выражения любви человеческой. Платон говорил, что любовь скрывается за масками земного, низшего, Эрота и Эрота небесного, духовного. Земной ищет удовольствия в сексе, он основан на животных инстинктах, тогда как духовный ищет любимую душу, которая когда-то составляла с ним единое целое.

    Платон признавал два рода любви — любовь небесную и любовь плотскую. Венера-Урания относится к душе, а не к телу, она ищет не личного наслаждения, но счастья любимого человека. Ее задача совершенствовать его в знании и добродетели. Вместо плотского, мимолетного соединения любовь небесная создает гармонию душ. Любовь плотская, наоборот, чувственна и возбуждает только низменные действия, она исходит из тела, а не из души и владычествует над грубыми людьми, рабами материи. В «Пире» Платона пышные восхваления любви со стороны Федра и Агатона Сократ охлаждает трезвым исследованием этого явления. Мудрец находит, что любовь нельзя назвать божеством (вопреки ходячим понятиям того времени), так как она не обладает ни красотою, ни благом (иначе она к ним не стремилась бы). Не обладая же этими свойствами, она не может быть блаженной, т. е. не имеет основного свойства божественности.

    Меньшиков М. О. 1994

    Со временем платонической любовью стали именовать любые духовные отношения между людьми без чувственного и сексуального контакта. Главное отличие любви платонической состоит в отношении к понятию «близость». Словосочетание «интимная близость», обычно описывающее сексуальные отношения, здесь приобретает совершенно иной смысл. Интимный — значит глубоко личный. Отношения платонической любви также подразумевают глубоко личный контакт, однако если в обычном понимании в проявлениях любви есть как духовные, так и телесные стороны, то в платонической существует исключительно духовная, эмоциональная сторона.

    Надо сказать, что одни люди считают, что истинной любовью может называться лишь платоническая, потому что в ее основе лежат духовная близость и интеллект, а не гормоны и инстинкты. Другие полагают, что любовь двух душ, без телесного влечения, — сказка времен рыцарей и прекрасных дам. Например, известный русский философ Вл. Соловьев писал: «Любовь (платоническую) нельзя признать “истинной”, так как она не допускает противоположения духа телу: человек в целостности, духовно — телесен. Любовь духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения».

    Другую позицию высказывал философ П. Сорокин, приводя в пример идеальной (платонической) любви поэзию Блока — поэзию «вечной женственности», «прекрасной и незнакомой Дамы».

    Нельзя не отметить идеализацию П. Сорокиным платонической любви и ее противопоставление любви эротической. Так, он писал: «Вполне очевидное положение, что эстетическое чувство развивается лишь с ростом культуры, что поэтому и в любви, чем ближе к первобытности — тем больше физиологических переживаний и чем выше культура — тем больше “психических элементов”. А раз это так, то, значит, в наше время их должно быть всего больше; иными словами, потребность любви-обожания, потребность Беатриче — должна быть теперь более сильной, чем когда бы то ни было. Из сказанного видно, что она теперь настолько сильна, что уже вполне отделилась от физиологической любви и даже стала враждебна ей <…>

    Я отлично понимаю, что высказываю этим положение, которое многие сочтут парадоксом. В самом деле, разве не в наше именно время кричат всюду о “монизме” в любви, по которому союз душ должен влечь и союз телес; разве не теперь бросают громы и молнии “односторонней” любви, чисто ли духовной или плотской. Разве не называют их ненормальными? И однако этот “монизм” не существует или, вернее, существует теперь менее, чем когда бы то ни было. Как это ни странно, но именно в наше время соединимость в одно целое физиологической и эстетической любви почти невозможна.

    В самом деле, если в прошлом эстетика с физиологией уживались, то теперь нельзя в одно и то же время созерцать Венеру и обнимать ее или целовать по-земному. Венера, которую можно целовать и любить физиологически, перестает, по крайней мере в эти моменты, быть Венерой живой, чистой красотой или кантовским “незаинтересованным удовольствием”.

    Еще Толстой в “Крейцеровой сонате” указал на эту несовместимость Беатриче и жены, любви физиологической и эстетической <…>

    Эстетическое чувство, любовь-обожание — чувство весьма хрупкое, и привилось оно человеку гораздо позже, чем половой инстинкт. Поэтому, как только наступает последний — первый исчезает. Эта любовь не может соединяться и существовать со спазмами сладострастия <…>

    Как только страсть удовлетворена — любимый на время становится чужим, ненужным, даже противным. Но мало того, что в половом акте нет эстетических эмоций, само “обладание другим существом” непроизвольно снимает с него вуаль чистоты и очарования, делает его как бы пустым выпитым сосудом <…> На месте Беатриче оказывается простая женщина, “пол”, “физиология”. А потому — нетленная, полутаинственная женская красота при половой близости превращается в “жену” <…>

    И как роза с опавшими листьями, она уже не в состоянии восстановить эту старую декорацию. Переход из Венеры в жену прост и легок, но обратный труден и почти невозможен <…>

    Итак, говоря коротко, любовь-биология и любовь-красота — несоединимы теперь и враждебны друг другу. Беатриче нельзя целовать, она должна быть неприкосновенной. Только при этом условии она и может быть Беатриче. И обратно, “жена”, т. е. женщина, которую любят физиологически, не есть Беатриче и не может ею быть. “Жена есть жена” и “муж есть муж”. Между ними возможно что угодно, но не эстетическая любовь» (с. 261–262).

    А отсюда: «Раз человеку нужна теперь не только “жена” и друг, но и Мадонна, а “жена” в силу того, что она “жена”, Мадонной быть не может, — то человек принужден искать Мадонну в других женщинах, а не в жене» (с. 264), т. е. изменять ей.

    Платоническая любовь полезна, ее можно считать нормой для детей и подростков. Мы наблюдали ее у учеников младших и средних классов. У них она может продолжаться достаточно долго — до 12–14 лет. Объектами такой любви становятся опытные учителя, тренеры, наставники. Ее проявление в таких случаях весьма полезно, и желательно, чтобы это чувство продолжалось достаточно долго, ибо оно способствует личностному росту ребенка, который старается соответствовать объекту платонической любви и, следовательно, хорошо учится <…>

    Я бы даже сказал, что квалификацию педагога можно определять его способностью вызвать у учеников такую платоническую любовь к себе. К сожалению, вызывают ее только педагоги, тренеры, воспитатели и все остальные наставники, работающие с детьми и подростками, которые имеют большой опыт и очень высокую профессиональную квалификацию. Кроме того, у них должны быть решены собственные сексуальные проблемы. Тогда горящий взгляд подопечного, если наставник вдруг заметит его, не вызовет у него вожделения, и через короткое время возникшее вдруг сексуальное содержание исчезнет как следствие спокойной реакции сексуально удовлетворенного человека, с интересом занимающегося своим делом. Практически в 100 % случаев развитие такой влюбленности значительно повышает успеваемость учащихся.

    Литвак М. Е. 2008

    Однако время внесло коррективы в понимание платонической любви. В ней теперь не отрицается и наличие сексуального желания, которое при этом виде любви сублимировано или подавлено. Об этом писал еще М. О. Меньщиков (1899): «Не называйте святой любовью так называемую платоническую любовь, вроде той, которою пылал рыцарь Тогенбург. Ведь такая “идеальная” любовь есть все же половая страсть, только неудовлетворенная». Это несколько размывает понятие «платоническая любовь», и хотя многие ее отрицают, говоря, что это просто дружба между мужчиной и женщиной, но все-таки она возможна. Друзьями могут быть коллеги по работе или люди, связанные общими интересами, однокурсники и т. п. Однако дружба — это еще не платоническая любовь, потому что любовь — это не просто общность интересов и схожесть взглядов, это обожание другого, это духовная близость, когда, даже живя своей жизнью, люди тесно связаны друг с другом эмоционально (о дифференциации любви и дружбы см. далее).

    Исторические легенды платонической любви

    О великой любви Франческо Петрарки, великого поэта Средневековья, и Лауры де Новее сложены легенды. Франческо было двадцать три года в 1327 г., когда он впервые увидел возлюбленную всей своей жизни, замужнюю двадцатишестилетнюю Лауру в небольшой церквушке Св. Клары в предместьях Авиньона. У его музы к тому времени было уже несколько детей, но для романтичного поэта она была настоящим ангелом, воплощением душевной чистоты и неземной красоты.

    Шли годы, Лаура от частых родов (всего у нее было одиннадцать детей) быстро старела и теряла стройность, однако для Петрарки это было не важно — он любил ее всей душой. Поэт наделял ее высокой нравственностью и чистотой помыслов, эта платоническая любовь вдохновляла великого классика на творчество. За все долгие годы своей любви он ни разу с ней не заговорил, но всякий раз, заметив нежный взгляд Лауры, Петрарка, вдохновленный и окрыленный, писал новые шедевры всю ночь.

    Его муза скончалась в возрасте сорока семи лет во время эпидемии чумы. Поэт долго и мучительно страдал, воспевая свою возлюбленную в великолепных сонетах[8].

    Другая история великой любви также осталась в веках — любовь русского писателя Ивана Тургенева и французской певицы Полины Виардо. Тургенев, зная, что его возлюбленная замужем, добровольно согласился на роль преданного обожателя.

    По легенде, эта любовь была платонической, однако сегодня историки, изучая переписку влюбленных, сходятся во мнении, что отношения были не только духовными. Они никогда не были вместе, и Тургенев так и не женился. Его внебрачную дочь от крепостной крестьянки воспитывала Полина Виардо, Тургенев даже переименовал девочку из Пелагеи в Полинет в честь своей любимой женщины.

    Умирал писатель на руках своей возлюбленной в Париже, диктуя ей последние рассказы и письма. Уходя из жизни, он был счастлив — любимая была рядом, сорок лет обожания смогла прервать только смерть.

    Пятерикова Ж. Платоническая любовь // По материалам Интернета

    М. Е. Литвак тоже приводит пример «большой, настоящей» романтической любви.

    Александр Блок, когда шел свататься к Любе Менделеевой, нес в кармане пистолет, а дома на столе он оставил предсмертную записку, так как планировал застрелиться в случае отказа. Его предложение было принято, так что стреляться не пришлось.

    В первую брачную ночь он страстно объясняет Любе: «Я хочу не объятий: потому что объятия — вонючее чудище. Я хочу сверх слов и сверх объятий». Он мечтал о неземной любви, а ей нужны были вовсе не стихи, а жизнь, какой обычно ожидает девушка: общие заботы, дети, тихие вечера и разговоры о том, о сем.

    «…Я стремилась устроить свою жизнь, как нужно, как удобней… Я думала только о том, как бы избавиться от этой уже не нужной мне любви», — писала в воспоминаниях о том времени уже состарившаяся Любовь Дмитриевна. Хорошо быть возлюбленной поэта, но быть его женой!

    Она хотела иметь детей, но это не входило в планы А. Блока, и она была вынуждена завести любовника, забеременела от него. Родившийся ребенок прожил совсем недолго.

    А Блок скоро разочаровался в жене, и началась большая череда любовниц, но своего идеала Прекрасной Дамы он так и не нашел.

    При других вариантах платоническая любовь — это безответная любовь, любовь на расстоянии, любовь, когда один из партнеров или оба несвободны и не хотят изменять, когда сексуальные отношения невозможны по состоянию здоровья, по причине возрастной разницы или при отсутствии потребности. Это и отношения между молодыми людьми до брака при соблюдении культурных и религиозных традиций. Платоническую любовь можно испытывать к актеру кино, певцу, любой знаменитой личности.

    Платоническую любовь иногда обвиняют в абстрактности, называя ее любовью-фантазией. Возможно, в какой-то степени это и так. Именно такую любовь часто испытывают подростки, наделяя объект самыми прекрасными качествами, воплощая в нем мечту о прекрасном. Но именно у них платоническая любовь способствует формированию бесценного опыта и часто становится переходным этапом в отношениях, при которых возникает и физическая близость.

    Карл Вайнхольд в своем основополагающем произведении о жизни женщин в Средние века «Die deutschen Frauen in dem Mittelalter» («Германские женщины в Средние века», Вена, 1882) пишет следующее:

    «Эпоха рыцарства создала институт службы женщине (Frauendienst). Жизнь рыцарского ордена регулировали особые правила, отличные от правил гражданской жизни. Существовало специальное понятие “честь ордена” и существовали его специальные традиции. Цель жизни для рыцаря заключалась в том, чтобы дерзкими подвигами доказать свое мужество и отвагу. Эта цель порождала и жажду приключений, а один из главнейших законов в поиске приключений — защищать слабых, особенно женщин. Стремление защищать слабых, служить женщинам позже привело к тому, что рыцарь посвящал свое служение одной-единственной женщине <…> Эта рыцарская служба превращалась в конвенциональную привычку, очень часто обходилась без действительных страстей и проявлялась как чисто внешняя, хотя и накладывающая отпечаток на всю жизнь привычка <…> Рыцари посвящали свою службу замужним женщинам, ибо те фигурировали в первых рядах благородного общества. Целью была всего лишь игра ума и любовных чувств. Рыцарь выбирал одну даму (frouwe) и предлагал ей свою верную службу. Для него жизненной необходимостью было найти даму, рыцарем (frouwenritter) которой он себя объявит. Если дама принимала его предложение, рыцарь в дальнейшем все свои поступки совершал от ее имени. По неписаным правилам дама после этого не имела права принимать услуги другого рыцаря и в знак состоявшейся договоренности одаривала своего рыцаря лентой, косынкой или венком, которые тот носил на своем шлеме или на наконечнике копья, чтобы во время свершения рыцарских подвигов память о даме постоянно сопутствовала ему, стимулируя на героические деяния» <…>

    «Все, что ни делал рыцарь, будь то просто рыцарский турнир или же участие в крестовом походе, он делал это с именем своей дамы или по ее приказу. Когда Хартманн фон Ауэ шел в поход на сарацинов, он пел: “Пусть никто не спрашивает у меня, зачем я иду на войну. Я скажу сам, что делаю это по приказу любви. И изменить тут ничего нельзя, нельзя нарушать клятву или слово. Многие хвалятся, что ради любви они сделают то-то и то-то, но это лишь слова. А где дела? Ради настоящей любви мужчина способен оставить свой дом и отправиться в чужие края. Видите, как изгнала меня из собственного дома любовь, хотя даже полчища султана Саладина не смогли бы выманить меня из Франконии”».

    Все свои поступки рыцарь совершал в надежде на награду. Наградой считали уже то, что посредством службы женщине рыцарь поднимался над буднями и достигал определенного возвышенного духовного состояния.

    Бывали случаи, когда госпожа с поистине садистской жестокостью сама определяла тяжелейшие условия, а мечтательный фанатик без возражений принимал их. Здесь уже флирт охлаждался до уровня самого бессердечного кокетства. «Брантом приводит один случай из собственной практики, когда дама потребовала от рыцаря, чтобы тот в доказательство своей любви пронзил кинжалом собственную руку. Кавалер готов был пойти на это, и Брантому пришлось применить силу, чтобы помешать безумному поступку. Вспоминает он и случай с кавалером Жэнле, который безмятежно прогуливался с дамой; они были как раз на мосту через Сену, когда в даму вселился дьявол садистского флирта, она бросила в реку свой дорогой кружевной платочек и попросила рыцаря прыгнуть за ним и достать его из воды. Напрасно кавалер объяснял, что он не умеет плавать, дама обозвала его трусом, после чего тот в отчаянии бросился в воду. К счастью, поблизости была лодка и влюбленного безумца успели своевременно вытащить на берег».

    Козлов Н. И. // По материалам Интернета

    Любовь родителей к детям. Э. Фромм (1986) указывает на различия материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая — ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

    При этом Э. Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе — матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей.

    Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

    Э. Фромм (1990) пишет, что «материнская любовь имеет два аспекта: один — это идеализация, знание и уважение, абсолютно необходимые для сохранения здоровья ребенка и его биологического роста; другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни, это установка, внушающая ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле <…> Но ребенок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно, оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым человеческим существом. Сама суть материнской любви — забота о росте ребенка — предполагает желание, чтобы ребенок отделился от матери. В этом основное ее отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были обособлены, становятся едины. В материнской же любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто смириться, а именно хотеть и поощрять отделение ребенка. Именно на этой стадии материнская любовь возлагает на себя столь трудную миссию, требующую бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен ничего, кроме счастья любимого человека» (с. 34).

    Тезис, надо сказать, весьма спорный. Может быть, не мать является инициатором отделения ребенка, а ребенок, взрослея и приобретая самостоятельность, стремится отделиться от матери? Может быть, поэтому многие матери оказываются не способными к «настоящей любви» и не переходят на вторую стадию, на что сетует сам Э. Фромм? Иначе не было бы такого эмоционального явления, как «опустевшее гнездо», после того как дети покидают родительский дом.

    Любовь детей к матери. По поводу того, за что ребенок любит свою мать, высказываются различные мнения. А. Фрейд (Freud, 1946) связывает сыновнюю и дочернюю любовь с тем, что мать, кормя и пеленая малышей, удовлетворяет их примитивную — «оральную» или «анальную» сексуальность. Д. Амброс (Ambrose, 1961) полагает, что поскольку мать чаще бывает возле ребенка, тот просто «запечатлевает» ее образ. Другие авторы (Condon, Sandler, 1974) ссылаются на эмоциональную общность матери и ребенка, происходящую из их биологической общности в период внутриутробного развития. Более правильной представляется позиция М. И. Лисиной (1986), считающей, что в основе избирательных привязанностей лежит сложный комплекс разнообразных причин.

    Любовь к Богу. Как пишет Э. Фромм (1990), религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Основу религиозной формы любви, любви к Богу, составляют переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством объединения.

    Вера в Бога для большинства людей — это вера в помогающего отца. Однако истинно религиозный человек, если он следует сущности монотеистической идеи, не молится ради чего-то, не требует чего-либо от Бога; он любит Бога не так, как ребенок любит своего отца или свою мать; он достигает смирения, чувствует свою ограниченность, зная, что он ничего не знает о Боге. Бог становится для него символом, в котором человек на ранней стадии своей эволюции выразил полноту всего того, к чему стремится сам, реальность духовного мира, любви, истины и справедливости. Он верит в принципы, которые представляет Бог, он думает истинно, живет в любви и справедливости, считает свою жизнь ценной только в той мере, в какой она дает ему возможность более полного раскрытия его человеческих сил, как единственной реальности, которую он принимает в расчет. Любить Бога означает стремление. Несмотря на то что это понимание религии было преодолено некоторыми великими учителями рода человеческого и меньшинством людей, оно все еще остается преобладающей формой религии.

    В преобладающей на Западе религиозной системе любовь к Богу это в сущности то же, что и вера в Бога, в божественное существование, божественную справедливость, божественную любовь. В восточных религиях и в мистицизме любовь к Богу — это напряженное чувственное переживание единства, нераздельно соединенное с выражением этой любви в каждом жизненном действии.

    psy.wikireading.ru

    Виды любви в философии и психологии

    В любовь, как и в Бога, одни самозабвенно верят, другие – также самозабвенно отрицают ее существование. Заставить эти два враждующих лагеря прийти к общей точке зрения невозможно, впрочем, как и примирить религиозных фанатиков с заядлыми атеистами. Они находятся на разных полюсах, смотрят в разные стороны, а потому и видят абсолютно разные вещи. Много лет философы и психологи, вопреки здравому смыслу, пытаются найти точки соприкосновения двух параллельных линий, объясняя чувственное с точки зрения разума и выделяя различные виды любви.

    Любовь – это безусловное принятие другого таким, каков он есть, со всеми странностями, недостатками, проблемами и страхами. Источник: Flickr (jessicanicole7)

    А в твоем сердце живет любовь?

    Так уж случилось, что в слово «любовь» каждый вкладывает свой смысл. Мальчишка, который дергает соседку по парте за косички, юнец, который срывает с городской клумбы последние розы, мужчина, который каждый день возвращается домой к 6, и отец, который ведет под венец дочь – каждый из них любит, но каждый по-своему. Так или иначе, любовь – это основной мотив всех человеческих поступков, сознательный или бессознательный, скрытый или явный. И, в конечном счете, именно любовь, а не материальный статус или семейное положение, определяет качество вашей жизни.

    Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, психологи советуют начинать с себя. Отбросьте на мгновение мысли о родителях, детях, супругах, любовниках и дорогой собачке. Любовь – это то, что идет изнутри и нужно понять, живет ли она в вашем сердце. Не по отношению к кому-то или к чему-то, а, в первую очередь, по отношению к самому себе.

    Это интересно! Признанный гений XX века Эрих Фромм (немецкий философ, социолог, психолог и психоаналитик) в ходе своих многочисленных наблюдений и умозаключений пришел к следующему итогу: на искреннюю любовь по отношению к другому способен лишь тот, кто полюбил себя.

    С мнением человека, жившего в прошлом столетии, можно соглашаться или нет, но задуматься стоит. С этой точки зрения, любовь – это безусловное принятие другого таким, каков он есть, со всеми странностями, недостатками, проблемами и страхами. Так возможно ли принять другого и простить ему его несовершенство, не приняв себя? Другими словами, можно ли искренне простить другому его недостатки, продолжая выискивать изъяны в самом себе? Ваш ответ, наверняка, будет зависеть от того, какие виды любви вам доводилось испытывать.

    Мудрость из глубины тысячелетий: виды любви в греческой философии

    Дословного перевода этого греческого слова на русский язык не существует. Имеется ввиду любовь в классическом понимании — та, которая развита усилием воли человека и по ясным для него причинам. Это тот случай, когда разум и сердце едины. Такая любовь не слепа и трезво оценивает достоинства и слабые стороны своего объекта, но эмоциональная сторона здесь также присутствует. Этому виду любви характерны следующие проявления:

    • самопожертвование – когда ради другого готов на все;
    • самоотдача – делать что-то, не ожидая ничего взамен;
    • верность – приняв единожды решение любить, человек твердо стоит на своем, несмотря на обстоятельства.

    Проявлять агапе непросто, порой этому приходится учиться всю жизнь. Такая любовь возможна лишь тогда, когда речь идет о сильных зрелых личностях, обладающих достаточным терпением.

    Это интересно! Аристотель считал агапе истинной любовью, основой для других ее форм и проявлений. Все остальные виды любви – лишь отблески агапе.

    Это любовь, основанная на дружбе. Филия контролируется разумом и является осознанным выбором. Она не вспыхивает, а возникает постепенно, с течением времени. Внешнее для нее не имеет значения. Главное – личностные качества человека, его характер и поведение. Если это изменится, чувства исчезнут.

    С этим видом любви хорошо знаком тот, кому посчастливилось родиться и вырасти в счастливой крепкой семье. Это узы, которые связывают близких родственников. Со временем она входит в привычку и становится неотъемлемой частью жизнью всех членов семьи. Истинная родственная любовь проявляется в нежности, опеке и заботе друг о друге. Это тесный круг, где каждый может быть самим собой. Он будет принят таким, какой есть, и любим безусловно.

    Чувства, которые мать испытывает по отношению к своему ребенку, являются проявлением именно этого вида любви. Казалось бы, сторге – это та любовь, которая должна быть основой, надежным фундаментом нашей жизни. Но, увы, в чистом виде это чувство встречается все реже. Аборты, приюты, дома престарелых – все эти уже обыденные вещи для современного общества свидетельствуют о недостатке сторге в сердцах людей.

    Обратите внимание! Психологи считают, что чувства отца к своему ребенку имеют другую природу, нежели безусловная любовь матери. Материнская любовь заложена природой, а отцовская зависит от внешних обстоятельств.

    Эта любовь – яркая вспышка, всепоглощающая и бесконтрольная. Разум не властен над этими чувствами. Понять, что вы во власти эроса можно по следующим признакам:

  • Ваше чувство возникло внезапно, как гром среди ясного неба.
  • Вы не замечаете недостатков объекта своей любви.
  • Вас преследует бесконечная череда эмоциональных взлетов и падений – эрос непостоянен, он то затихает, то вспыхивает с новой силой.
  • Этот вид любви может окунуть мужчину и женщину в море счастья или же, наоборот, заставить одного из них страдать от безответного чувства. Как бы там ни было, ни радость, ни печаль эроса не будет продолжаться вечно – жизнь такой любви коротка. Если чувство взаимно, оно может перерасти в любовь-дружбу, если нет – исчезнуть бесследно и так же внезапно, как появилось.

    Эти 4 вида любви считались основными в греческой философии. Но некоторые мыслители, например, Аристотель, выделяли еще 3 дополнительных разновидности этого чувства.

    Создайте собственную классификацию и определите, какие виды любви вам уже знакомы, а какие вам бы еще хотелось почувствовать. Источник: Flickr (Cristian_Bucur)

    В данном случае название говорит само за себя — эта любовь прагматична и расчетлива. Дело не всегда только в материальной стороне вопроса, хоть это и один из самых распространенных примеров. Прагма возникает между мужчиной и женщиной, которые живут вместе из-за взаимного комфорта и удобства. Ты – мне, я – тебе – принцип, на котором основываются модные сегодня партнерские браки.

    Говорить, что такие люди не испытывают любви по отношению к своему партнеру – несправедливо. Но их любовь – это одно лишь усилие разума. Как ни странно, такой союз может быть весьма крепким и долговечным, но лишь до тех пор, пока все выполняют свои обязательства. Как только один почувствует, что отдает больше, чем получает взамен, пара расстанется.

    Одержимость, основанная на ревности. Под властью мании, человек искренне уверен, что лишь он имеет право обладать своим объектом любви. Агрессия – одна из форм проявления чувств.

    Половое влечение в чистом виде. Личностные качества человека не имеют в таких отношениях ни малейшего значения. Разум и чувства не принимают участия в рождении людуса. Это страсть, основанная лишь на физических инстинктах.

    Виды любви в психологии

    Американский психолог и признанный эксперт в сфере межличностных взаимоотношений Роберт Стернберг предлагает свою классификацию любви, основанную на трех определяющих понятиях – эмоциональной близости, страсти и обязательствах. В зависимости от того, как эти чувства переплетаются между собой, он выделяет следующие виды любви.

    1. Приязнь. Это то, что можно испытывать по отношению к другу. Страсти и обязательств тут нет, лишь душевная близость.
    2. Страстная любовь. В ее основе – психофизиологическое возбуждение. Оно возникает внезапно и требует лишь одного – овладеть объектом любви. Разговоры по душам и взаимные обязательства между такими партнерами – редкость.
    3. Формальная любовь – чувство долга в чистом виде.
    4. Романтическая любовь – основана на эмоциональной близости и физическом притяжении.
    5. Дружеская любовь. Отличается от приязни наличием некоторых обязательств.
    6. Совершенная любовь – квинтэссенция всех трех составляющих.
    7. Русский религиозный мыслитель В. С. Соловьев рассматривал любовь с несколько иной позиции и предложил более обобщенную классификацию ее видов:

    8. Нисходящая любовь. Та, которая дает. Яркий пример – родительские чувства. В основе всего – жалость и бескорыстие.
    9. Восходящая любовь. Та, которая получает. Такие эмоции испытывают дети по отношению к родителям. Она основана на благодарности и уважении.
    10. Любовь, которая одновременно и дает, и получает. Это уже об отношениях супругов между собой.

    Любовь – многогранное чувство и каждый испытывает его по-своему. Попробуйте вспомнить собственные романтические эпизоды, минуты, когда вас переполняла страсть, нежность или благодарность. Создайте собственную классификацию и определите, какие виды любви вам уже знакомы, а какие вам бы еще хотелось почувствовать.

    anutkina.info