« Развитие действий самоконтроля и самооценки как средство повышения эффективности обучения» — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемportfolio.uga.akipkro.ru

Презентация на тему: » « Развитие действий самоконтроля и самооценки как средство повышения эффективности обучения»» — Транскрипт:

1 « Развитие действий самоконтроля и самооценки как средство повышения эффективности обучения»

2 Актуальность темы Состоит в том, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения.

3 Целью –является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе. Целью –является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе.

4 Сегодня, чтобы быть успешным, ребенок, кроме определенной суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Сегодня, чтобы быть успешным, ребенок, кроме определенной суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и ее ход, эффективность. Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и ее ход, эффективность.

5 Проблемы успешности обучения и проблемы самооценки Как преподаватель учит Как школьник учиться

6 Самооценка младшего школьника Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

7 Самооценка — эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Самооценка — эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

8 Гипотезы 1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. 1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. 2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер. 2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

9 Критерии самооценки неоднозначны 1.) Путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности 2.) Путем сравнения себя с другими людьми

10 Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других.

12 Основные функции самооценки Констатирующая Мобилизационно- побудительная проектировочная

13 Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умением решать задачи. Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умением решать задачи.

14 Процедура самооценки 1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; 2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; 3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты ; 4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

15 Спасибо за внимание. Спасибо за внимание.

www.myshared.ru

Критерии воспитанности младших школьников

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияет не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. Получить точный, конкретный результат процесса воспитания невозможно. Возникает вопрос, есть ли смысл изучать эффективность воспитательного процесса. Несомненно, ибо тогда теряется целенаправленность и целесообразность процесса воспитания. Он приобретает некую хаотичность и стихийность.

Для оценки эффективности воспитательного процесса необходимо определить соответствуют критерии и показатели. В справочной литературе «критерий» определяется как мерило оценки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса является изучение воспитанности школьников, диагностика коллектива и отношений в нем.

Как же определять воспитанность школьников? В педагогике эту проблему нельзя считать решенной. В педагогической науке нет надежных «измерителей» воспитанности, об уровнях воспитанности мы можем составить лишь весьма приблизительные представления, используя достаточно сложно и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

Что же считать критериями воспитанности? В дореформенный советский период были рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение школьников к обществу, труду, людям (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Засимовский). Е. В. Бондаревская отстаивает критериально-уровневый подход, т. е. изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развития нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения. Реальные проявления этих компонентов рассматриваются ею как критерии нравственной воспитанности.

Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями является ведущие мотивы поведения и деятельности детей, нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.). По мнению этих ученых, воспитанность — это не конгломерат частных свойств личности, а согласованность между знанием, убеждением и поведением.

Воспитание — это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие:

показателем воспитанности является направленность (первый подход — это направленность «на объект», «на других людей», «на себя»; второй — выделение положительной — на добро, созидание — и отрицательной — на зло, разрушение — направленности);

показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. «критериум», что значит «сравнение»).

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов — достигнутого уровня воспитанности личности — и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

С помощью некоторых практических методов диагностики изучаются представления воспитанников о нормах и правилах поведения, мнения, суждения, оценки по всем другим интересующим воспитателя вопросам. Чаще всего в практике используются прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т. п.

Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п. Они могут быть открытыми, требующими свободного аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов.

Для диагностики оценочных суждений широко применяются и сочинения на заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие — как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции учеников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако за последнее время усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением, меньше стало откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического средства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в своих устных высказываниях — открыто выражает свои взгляды и убеждения.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения — метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация — это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают, очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а, следовательно, правильно построить воспитательный процесс.

Следовательно, встает очень значимый для педагогической теории и практики вопрос: что считать критериями и показателями эффективности воспитательного процесса. Существуют разные взгляды на то, должны ли быть едиными для всех критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В связи с тем, что многие школы работают в рамках собственных инновационных проектов, критерии и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны самими участниками педагогического процесса с учетом целей и задач воспитательного процесса, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Вывод о результативности воспитательного процесса делается на основе сопоставления всех полученных данных с учетом динамики показателей.

Современные условия воспитательной работы требуют, чтобы учитель ясно представлял цель своей работы, мог оценить промежуточные и конечные результаты развития личности каждого своего ученика. Показатели эффективности воспитания следует искать как в свойствах воспитательной системы, так и в ее результатах — в развитии ребенка, его воспитанности.

Характеризуя воспитанность школьников, учитель исходит, прежде всего, из целей обучения и воспитания. Критерии же оценки избираются разные. Одни считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников.

Без изучения уровней воспитанности школьников невозможно конкретизировать цели воспитания, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, преодолеть формализм в воспитательной работе.

infourok.ru

Курсовая работа: Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки:

Федеральное агентство по образованию

Мурманский государственный педагогический университет

Факультет педагогики и психологии

На тему:Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки.

кафедры социальной педагогики

и социальной работы, 210 группы

кандидат педагогических наук,

доцент Сергеева Анна Александровна

Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы

1.1 Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

1.2 Общее понятие самооценки

1.3 Характеристика младшего школьного возраста и самооценки, свойственной для этого периода

1.4 Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности

1.5 Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе

Глава 2. Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте

2.1 Диагностика инструментария исследования

2.2 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента

2.3 Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно здесь.

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки. Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе [8, с. 64-65].

Самооценка — важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому необходимо начинать формирование действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят действия контроля и оценки, будет зависеть их дальнейшее обучение.

И так как успешное личностное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте способствует у него развитию уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях. И каждый ответственный руководитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным, зная цену этому качеству личности. Вот почему выбранную тему можно считатьактуальнойи достойной внимания родителей, учителей и педагогов.

В современных психологических исследованиях не существует единого взгляда на проблему развития самооценки, многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги уделяют этой проблеме особое внимание. Это такие выдающиеся люди, как Л.И. Божович, Р. Берне, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Г.И. Катрич, А.И.Липкина, И.А. Слободнюк, А.В.Захарова, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Цукерман и др.

Цель исследования: изучить самооценку младших школьников и выявить особенности её развития в начальной школе.

Объект исследования:самооценка учащихся начальной школы.

Предмет исследования:сравнение оценки и самооценки младших школьников.

Гипотеза исследования:самооценка учащихся начальной школы неадекватна.

Базой исследования:явилась средняя общеобразовательная школа № 50 г. Мурманска.

Испытуемымиявлялись ученики 2-4 классов, возрастом от 8 до 10 лет, с разной успеваемость. Их количество составляло 18 человек, из них 11 мальчиков и 7 девочек.

В исследовании были поставлены следующиезадачи:

1. Дать общую характеристику младшего школьного возраста;

2. Охарактеризовать понятие самооценки;

3. Изучить формирование самооценки в младшем школьном возрасте методом оценки и самооценки;

4. Определить роль учителя и семьи в формировании самооценки у школьников;

5. Охарактеризовать понятие самооценки.

1. Теоретический метод (методы анализа педагогической и психологической литературы);

2. Метод сравнения оценки и самооценки;

3. Метод количественной обработки полученных экспериментальных данных.

Методологическая база исследования:подход к изучению самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, Л.В. Бороздина.

Написание курсовой работы проходило в несколькоэтапов:

1. Поисковый этап. Подбор научной психолого-педагогической и другой специальной литературы; составление библиографии (октябрь 2006 – декабрь 2006)

2. Экспериментальный этап. Написание теоретической части курсовой работы. Подготовка и проведение эксперимента (декабрь 2006 – февраль 2007)

3. Заключительный этап. Обработка результатов экспериментальной работы и её анализ. Подведение общих итогов (март 2007 – апрель 2007)

Практическая значимость:результатами исследования смогут воспользоваться учителя начальных классов, для воспитания детей с адекватной и устойчивой самооценкой.

Работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, а также приложений, которые включали в себя бланки с ответами учащихся.

Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы

1.1Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа.Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание — это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически самосознание — более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания — это как бы общение человека с самим собой, для которого необходимо развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого (И.И. Чеснокова).

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение «Я» как субъекта («действующее Я») и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное Я»). В психологической науке это основополагающее для всех теорий «Я» различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания). Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) материальное «Я» — тело, одежда, собственность; б) социальное «Я» — то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; в) духовное «Я» — совокупность психических особенностей, склонностей и способностей. Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной.

Оценить значение внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются (И.С. Кон).

Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чеснокова). Самосознание предстает как особо сложный процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Берне). Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения.

Самосознание — сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считал В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание «Я» проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Другое представление о структуре самосознания принадлежит В.С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосознания.

Первое звено — имя собственное,вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как обособленного от других уникального индивида.

Второе звено — притязание на признание.С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.

Третье звено — половая идентификация.Она включает психологическое признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Четвертое звено — психологическое время личности.Оно связано с построением субъективной картины жизненного пути, со стремлением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

Пятое звено — социальное пространство личности.Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Когнитивная подструктура — некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает как самопознание — процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.

В содержании Я — образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, — дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Представления о себе многоплановы. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»), либо по какому-либо иному признаку.

Представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить знания от оценки, отношения к ним крайне трудно, поскольку они тесно взаимосвязаны. В большинстве исследований эмоциональный и оценочный компонент Я — концепции не разделяют, в таком случае говорят об эмоционально-ценностном самоотношении. Однако ряд экспиреметов убедительно доказывает, что самоотношение и самооценка не тождественны.

Оценочная подструктура — наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, оценка представлений о себе с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает (Л.В. Бороздина). Самооценивание — осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение — отношения к себе).

Результатом процесса самооценивания является самооценка — суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооценки — оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка,которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка личности — это не автономная, одномерная переменная и не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам. Таким образом, за единой, интегральной самооценкой (самоуважением) всегда стоит система смысловых образований.

Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности. Младшему школьнику необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять контроль над собой только под руководством взрослого и с участием сверстников.

В целом развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника [20, с. 87-91].

1.2 Общее понятие самооценки

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности [18, с. 67].

Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий.

Люди свысокой самооценкойдостаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; вызывают эмпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми.

Люди снизкой самооценкойобладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям. Для них большую роль играет престиж (к ним применимы слова: «Если бы я занимал более высокое положение в обществе, то имел бы и лучшее мнение о себе»). У них более выражена потребность в одобрении. Они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах, в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения. Свое профессиональное будущее находят угрожающим и мрачным, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также неудовлетворенность всеми аспектами своей жизни. Необходимо отметить, что в некоторых случаях низкий уровень самоуважения предпочтительнее, чем высокий. Например, при определенных обстоятельствах люди с низкой самооценкой стремятся собрать больше информации о предстоящей задаче, поэтому их последующие действия оказываются успешнее.

В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходимсредний уровень самооценки,который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.

Помимо уровня (высоты) самооценки выделяют и другие ее параметры:устойчивость(стабильность во времени),адекватность(правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки:устойчиваяинеустойчивая;адекватнаяинеадекватная; неадекватная оценка может бытьзавышеннойизаниженной (рис. 1)[20, с. 93-94].

domashke.net

Развитие навыков самооценки учащихся при формативном оценивании

— создать условия для формирования адекватной самооценки.

— продемонстрировать способы самооценки и взаимооценки;

— создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

— организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

А) краткая характеристика работы по оцениванию.

2. Выполнение заданий в группах.

3. Презентации работ.

4. Оценивание работ экспертной группой и членами групп(составление критерий оценивания)

Самооценка — важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Содержимое разработки

Учитель русского языка и литературы Булатова Инара Какановна Новоишимская СШ № 2,

Развитие навыков самооценки учащихся при формативном оценивании.

В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников. Майкл Барбер

  • создать условия для формирования адекватной самооценки.
  • Продемонстрировать способы самооценки и взаимооценки
  • создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой
  • организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности
  • А) краткая характеристика работы по оцениванию.

    2. Выполнение заданий в группах

    3. Презентации работ

    4. Оценивание работ экспертной группой и членами групп(составление критерий оценивания)

    Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы

    Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности

    Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика

    Отслеживание эффективности учебной программы

    Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями

    Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса

    Самооценка — важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

    Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?

    Учащийся должен: — иметь четкое представление о цели учебной деятельности; — иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности; — четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе; — понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

    Критерии оценивания устных ответов:

    — умение четко и логично излагать материал, — глубина содержания выступления, — манера изложения, — умение отвечать на вопросы.

    Активность на уроке

    Работа в группе

    Составление рассказа и рисунка

    Умею подсчитывать количество звуков в слове

    Умею находить в словах гласные, твердые и мягкие согласные

    Умею делить слова на слоги

    Умею обозначать ударение в словах

    Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным.

    Из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» — 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается.

    Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).

    Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов).

    Такую форму оценивания можно использовать и

    при проведении групповой работы на уроках русского языка, чтения.

    В этом случае по окончании работы учитель

    просит сильного ученика (капитана команды) или, наоборот,

    слабого ученика построить группу в соответствии

    с активностью каждого при обсуждении проблемы в группе:

    сначала самый активный ученик, затем менее активный .

    Внимание! Тему не усвоил, не знаю!

    Тему понял, но не всё понятно.

    Тему знаю, усвоил хорошо.

    Листы обратной связи

    Формирование самооценки ученика

    Памятка для учащихся «Рефлексия урока» Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать. -Мне больше всего удалось . -За что я могу себя похвалить? -за что я могу похвалить одноклассников? -Что приобрёл? -Что меня удивило? — Для меня было открытием то, что . — Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

    • Что нужно было сделать в этой задаче? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
    • Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
    • Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
    • Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью( кто помогал, в чем)?
    • Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
    • Каков был уровень задачи- задания?
    • Определи свой уровень успешности.
    • Поставь себе отметку по уровню успешности.
    • — сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;

      — устойчивый учебно-познавательный интерес;

      — сформированность умения учить себя самостоятельно;

      — способность к рефлексии;

      — самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

      — способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи

      «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит».

      videouroki.net

      6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе

      В педагогической литературе широко используются такие понятия (термины), как педагогическая диагностика, контроль педагогического процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Педагогическое диагностированиеимеет целью своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебно-воспитательного процесса и его продуктивности. Педагогическое диагностирование включаетконтроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития.

      Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что методы контроля, самоконтроля и самооценки являются также методами педагогической диагностики. Рассмотрим контроль в процессе обучения и воспитания.

      Контроль— неотъемлемый элемент традиционного учебно-воспитательного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании, что позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании. Это процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, её результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств.

      Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате накапливается первичная информация, которая учитывается, а затем подвергается анализу, синтезу, сравнению. При этом проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценивания словесно комментируются, а также могут быть выражены в баллах (отметках).

      Педагогический контроль предполагает внешнюю обратную связь (обеспечивается педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль, самооценка учащихся).

      Реализуя свои функции (диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую), педагогический контроль позволяет привести в систему учебный материал, усвоенный школьниками за определенный период; позволяет выявить успехи и недостатки в учении, определить качество усвоенного материала, его объем и степень понимания учащимися; способствует изучению педагогом учащихся; способствует расширению, углублению и закреплению знаний, умений и навыков; способствует развитию познавательных интересов; повышает ответственность учащихся и учителя за выполненную работу; приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебного задания; формирует определенные нравственные и личностные качества учащихся, взаимоотношения между ними.

      Установлены следующие общие требования к педагогическому контролю:

      — индивидуальный характер контроля, не допускающий подмены результатов учения отдельного ученика итогами работы учебной группы, и наоборот;

      — систематичность, регулярность контроля на всех этапах учебной деятельности.

      — разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающее выполнение всех его функций;

      — всесторонность контроля. Он должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, а также практических умений и навыков;

      — дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные особенности учащихся;

      — единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

      Контроль бывает разных видов и форм. Традиционны следующие виды контроля.

      Предварительный контрольобычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Назначение (функция) такого контроля состоит в изучении уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель конструирует изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания.

      Текущий контроль. Основное его назначение для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса, а для ученика – внешний стимул, побуждающий к систематическим занятиям. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, правильно ли они усвоили изучаемый материал, в чем проявляются неточности и пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебный процесс.

      Тематический контрольпроводится по завершении изучения большой темы. Его назначение: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем проверки знаний закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. В порядке тематического контроля в старших классах перед практическими занятиями (по физике, химии и т.д.) может проводитьсяколлоквиум. Учащимся заранее объявляется тема и вопросы, указывается литература.

      Итоговый контрользавершает значительный отрезок учебного времени (четверть, полугодие, учебный год). При этом учитываются результаты текущего контроля и по ряду предметов проводятся контрольные работы, охватывающие основной учебный материал. В старших классах итоговый контроль может проводиться в формезачета. Учащимся сообщают разделы учебного предмета, программные требования по предмету (объем знаний, умений и навыков). Затем в процессе собеседования, выполнения практических заданий учитель фиксирует, что учебный материал зачтен или не зачтен ученику как усвоенный.

      Заключительный контрольимеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Это выпускные и квалификационные экзамены, которые принимает экзаменационная комиссия. По результатам экзамена ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом) или о присвоении квалификации (разряда, категории). Кроме выпускных в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены и переводные экзамены, которые охватывают материал учебного года.

      К организационным (общим) формам контроляотносятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль.Конкретными (по внешнему выражению) формами контроляявляются: контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.

      Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов. Методы контроля педагогического процесса– это способы, с помощью которых определяются результаты учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся, а также педагогической деятельности учителя. Наиболее распространены в педагогической практике такие методы контроля:

      методы наблюдения. Они позволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действительности, к самому себе и другим людям, в том числе его отношение к своим учебным обязанностям, учебному труду, его интересы, способности и т.п.

      методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение, индивидуальный или фронтальный опрос и пр.

      методы письменного контроля: диктанты, изложения, классные и домашние сочинения, рефераты, доклады и пр.

      методы графического контроля: выполнение таблиц, графиков, схем, заданий в контурных картах и пр.

      методы практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка практических умений и навыков и пр.

      методы программированного контроля– безмашинный и машинный.

      метод тестового контроля.

      методы диагностики воспитанности учащихся.Используются для изучения уровня воспитанности учащихся и уровня воспитательной работы учителя и школы в целом.

      Важная составная часть педагогического контроля процесс оценивания деятельности учащихся и педагогов. Подпроцессом оцениванияпонимается взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная или/и количественная оценка. По уровню обобщенности оценка делится напарциальную, выраженную в словесной форме, ификсированную,количественную(в баллах) отметку, иинтегрированную, объединяющую первую и вторую оценки.Парциальная оценкавыражается в вербальных или невербальных реакциях учителя, отражающих эмоциональное отношение учителя к работе ученика. Таковыми могут быть: согласие, одобрение, ободрение, замечание, порицание, отрицание, упрек, угроза, нотация и др.Отметка– это результат процесса оценивания, количественный показатель оценки результатов учебной деятельности учащихся. Количественная оценка (отметка) фиксируется в документах.

      Основные требования к оцениваниюзнаний, умений и навыков учащихся: всесторонность оценки успеваемости, ее значимость и дифференцированный характер; гласность и обоснованность, ясность критериев оценки знаний; сочетание оценки учителя с самооценкой и взаимооценкой. Оценка включает в себя следующие показатели работы ученика: фактическое состояние знаний; правильность, полнота, точность знаний; знание литературы; самостоятельность; инициативность и творческий подход.

      Выделяют следующие функции процесса оценивания:

      диагностическая:измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания;

      обучающая: определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков;

      развивающая: определяется тем, насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах;

      воспитывающая:определяется тем, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция», сотрудничество, ответственность и другие личностные качества;

      стимулирующая: определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом;

      корректирующая:исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.

      Для того чтобы во всех методах контроля были реализованы вышеуказанные функции процесса оценивания, необходимо, как показывает практика, решить проблему обратной связи, то есть показать ребенку, что сделано правильно, а где есть неточности и пробелы. Задачу быстрой обратной связи можно решить с помощью таких методов, как взаимоконтроль, взаимопроверка, разбор хорошо выполненных работ в парах или малых группах и др. Если же обратная связь отсроченная, то педагог, возвращая работы с отметками, должен разъяснить, каковы правильные ответы на все вопросы.

      Важнейшей задачей контроля является предоставление возможности всем учащимся на каждом уроке сообщать о своем успехе, то есть на каждом уроке каждый ученик должен быть проверен по узловым вопросам учебного материала. Принцип стопроцентной обратной связистимулирует ученика готовиться к каждому уроку (при выборочном контроле это чаще всего не происходит). Вместе с тем, для реализации этого принципа необходимо создать условия: оптимальный объем домашних заданий, использование опорных сигналов, схем, конспектов и др. Недопустимо использовать обратную связь как “кнут”.

      Организуя контроль, учитель должен перейти от выискивания ошибок к нахождению успеха, положительных моментов в деятельности учащихся. Невсегда целесообразно сообщать индивидуальные отметки учащихся перед всем классом, можно сообщить им пути совершенствования.

      Процесс оценивания в целом должен создавать условия для коррекции педагогом своей деятельности. Если ученики работают в меру своих сил и получают хорошие отметки – значит подход правильный. В случае, если ученики работают «спустя рукава» и получают хорошие отметки, необходимо усилить требовательность. Если же ученики работают с полной отдачей и не могут получить отличные отметки, необходимо снизить требовательность.

      Деятельность по оценке результатов учебной деятельности школьников является одним из самых сложных видов педагогической деятельности. Выделим объективные и субъективные недостатки процесса оценивания в школе. (В большей степени они были свойственны пятибалльной системе оценки, некоторые из них остаются и при новой, десятибалльной системе.)

      Во-первых, оценивая ученика, учитель нередко исходит из своих собственных интуитивных представлений, действует в соответствии со своей логикой, не всегда руководствуясь критериями и показателями оценки. Во-вторых, оценка зависит от отношения учителя к ученику. Известно, например, что учителя авторитарного типа склонны занижать отметки. В-третьих, отметка зависит от умения ученика владеть собой в ситуации опроса, которая нарушает «психическое равновесие» ученика, возбуждая или угнетая его. Как недостатки процесса оценивания можно рассматривать: отсроченность отметки; одинаковый «счетоводческий подход» (сколько ошибок допустил, сколько примеров решил и т.п.) ко всем учащимся, игнорирующий их продвижение относительно прежнего уровня обученности; среднеарифметический подход к выставлению итоговых отметок; объявление отрицательных отметок перед всем классом и т.п. Отметки так или иначе влияют на взаимоотношения детей и родителей, родителей и педагогов.

      В 2002/2003 учебном году в общеобразовательных учреждениях Беларуси была введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными

      целями её введения были:

      1) повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся, ее результатов;

      2) обеспечение социальной защищенности личности учащихся;

      3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств и качеств личности;

      4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной школы, применимой к разноуровневому обучению;

      5) обеспечение условий для адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся.

      Как показывает практика применения 10-балльной системы, она решает проблему дифференцированного подхода к оценке учебной деятельности школьников и ее результатов, повышает заинтересованность учащихся в достижении более высоких показателей. Вместе с тем, существуют определенные расхождения в критериях и показателях оценки по учебным предметам, сами критерии и показатели, по нашему мнению, достаточно сложны для быстрого восприятия и освоения учителем. Например, по русскому языку учителю следует научиться применять отдельно критерии и показатели устного ответа; практических заданий (упражнений по закреплению грамматического материала); оценки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся (показатели оценки контрольного словарного диктанта и контрольного текстового диктанта); оценки коммуникативной грамотности учащихся (показатели оценки творческих работ), оценки тестовых заданий. Все это говорит о том, что овладение методами контроля, десятибалльной системой оценки требует от будущего учителя целенаправленной, длительной работы.

      Не менее важными в рассматриваемой группе являются методы самоконтроля, самооценки, которые являются одновременно и составной частью методов рефлексии. Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического взаимодействия состояния своего развития, саморазвития и определения причин этого (С.С. Кашлев). Самооценка– оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Для ученика самооценка выполняет ряд функций: констатирующую («что из изученного учебного материала я знаю хорошо»); мобилизационно-побудительную («многое удается, но в каком-то вопросе разобрался не до конца»); проектировочную (что должно стать содержанием программы дальнейшей деятельности).

      Самооценке необходимо систематически учить. Для этого необходимо разработать четкие критерии самооценки и способствовать их усвоению учащимися; определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися или только учителем; познакомить с ними учащихся. Базовым умением в оценочной деятельности ученика должна быть его готовность к самооценке полученного результата. Для этого на начальном уровне формирования умения объективно оценивать результат можно использовать прием согласования отметки, выставленной учителем, с мнением ученика. Важными методами самоконтроля выступают также умения контролировать степень усвоения материала, находить ошибки, неточности, намечать способы устранения ошибок и т.п.

      Методы самоконтроля, самооценки в педагогическом процессе делают этот процесс личностно-значимым для самого ученика, а, следовательно, могут рассматриваться также как методы мотивации и стимулирования деятельности и поведения учащихся.

      studfiles.net