Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста

Комплекс занятий по формированию самооценки у детей дошкольного возраста

Кира Валерьевна Афоничкина

Комплекс занятий по формированию самооценки у детей дошкольного возраста

Цели программы -формирование самооценки дошкольников.

Упражнения: «Доброе утро», чтение обсуждение сказки «Котенок», упражнение «Слепой танец».

‘Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

Цель: коррекция высокого уровня тревожности.

Упражнения: «Приключения медвежонка», «Сердце группы».

Цель: коррекция внутриличностных конфликтов, мотивация успешно-

сти, коррекция застенчивости.

Упражнения: «Значимый человек», «Паутинка». Дети: рисунок «Это я когда мне хорошо». Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

Цель: развитие уверенности, снятие психоэмоционального напряжения, мотивация успешности.

Упражнения: «Дотянись до звезды», «Браво», задание для родителей «Нужная вещь».

Завершение занятия «Подарки».

Цель: коррекция неуспешность, застенчивости. Упражнения: «Тренировка на успех».

Дети: рисунок «Это я когда был ребенком и стану взрослым». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

Цель: коррекция негативных чувств по отношению к родителям. Упражнения: «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму». Дети: рисунок «Моя семья».

Цель: коррекция низкой статусной позиции ребенка. Упражнения: «Победи одиночество», «Роза и ромашка». Упражнение «Гусеница».

Цель: коррекция неуверенности в себе, чувства неполноценности.

Упражнения: сказка для родителей «Костерчик», упражнение Танцы

Совместное рисование «Раскрась рукавички вместе с другом». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

Цель: коррекция неуверенности в себе, чувства неполноценности. Упражнения: «Прошепчи другому на ушко самое прекрасное, что пережил вчера», «Цветок по имени Незабудка».

Дети заполняют рабочую тетрадь: рисунок «Это я — когда плачу», «Это я — когда переживаю».

Цель: коррекция низкого уровня самооценки.

Упражнения: «Играем вместе», игра «Про обезьянку Чики». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

Цель: коррекция низкого уровня самооценки родителей.

Упражнения: «Я — уникальный», «Зайки и Слоники», релаксационные упражнения. Обсуждение.

Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

Цель: коррекция умения управлять своими эмоциями.

Упражнения: «Путешествие по волшебным странам», «Тренируем эмоции», «Встреча эмоций». Релаксационные упражнения.

Завершение занятия «Спасибо за занятие».

Цель: коррекция умения воспитателя управлять своими эмоциями. Упражнения: «Передай маску», «Настроение», «В стране поступков и проступков».

Цель:[/b] коррекция восприятия других людей, развитие уверенности в себе. Упражнения: «Думай, решай, действуй», «Мы разные, мы похожие». Дети заполняют рабочую тетрадь: рисунок «Это я когда сержусь». Завершение занятия «Подарки».

Цель: коррекция самооценки дошкольников, завершение цикла занятий Упражнения: по желанию детей.

Дети заполняют рабочую тетрадь: «Продолжаем узнавать самого себя, «Объяснимся с самим собой», «Скоро в школу»(выполняется дома вместе с родителями).

Таким образом, психологические игры учат детей и взрослых тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Это позволяет при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами. Обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки предполагает также обучение нормам и правилам общения. Ряд тем знакомит с качествами, помогающими и мешающими дружбе и т. д. В целом преимущество психологических игр в том, что ребенок приобретает свободу действий, уверенность в себе и обучается этическим правилам поведения и стремиться к саморегуляции.

Публикации по теме:

Программа по оказанию психологической помощи детям дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности «Смелые ребята» Цель: коррекция высокого уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения. Задачи.

Главная Библиотека Ваш малыш Психология Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста

Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста

Тема самооценки из области психологии является одной из самых актуальных. В процессе становления личности самооценка имеет очень важную роль, ведь именно она указывает на индивидуальный уровень развития человека. Именно самооценка регулирует поведение человека и его поступки, отражает внутренний мир индивидуальности.

Самооценка ребенка в дошкольном возрасте

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать себя и окружающих, особенности человеческих отношений. В этом возрасте очень важно заложить основы правильной самооценки, умение адекватно рассматривать собственные силы и возможности. Только тот ребенок, который обладает нормальной самооценкой, сможет наладить контакт со сверстниками, ставить перед собою разумные цели и достигать их. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться личностные качества человека, ребенок начинает усваивать всеобщие человеческие нормы и правила.

Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте

Психологи утверждают, что очень важную роль имеет старший дошкольный возраст (дети, возраст которых от 5,5 до 7 лет). Именно в этот период у малышей формируются основные поведенческие механизмы, закладывается основа будущего индивидуума. Ребенок начинает понимать мотивы своих действий, у него зарождается ряд новых социальных потребностей:

  • уважение и признание со стороны взрослых;
  • признание одногодок;
  • коллективные занятия;
  • принятие другими личного мнения.
  • Ребенок старшего дошкольного возраста начинает формировать личную систему ценностей, всеобщих норм и правил.

    В этом возрасте малыш формирует свой личный образ. В его основу входит индивидуальный опыт ребенка и информация, которую он получает от окружающих. Дошкольники учатся налаживать контакт с другими детьми, сравнивают себя с ними, сравнивают личный результат деятельности с результатами окружающих. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста познает, в первую очередь, самого себя, а уже потом – окружающих.

    Именно в этот период развития у малышей появляется самосознание. Задание взрослых – правильно организовать деятельность своего ребенка. Это поможет ему правильно оценить себя и свои возможности. Именно то, чем ребенок занимается чаще всего, является источником развития его самосознания.

    Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что основной фактор, который существенно влияет на формирование индивидуальности ребенка в период старшего дошкольного возраста является именно игровая деятельность. Именно этим занятием ребенок увлечен больше всего. Игра являет собою особую форму деятельности, которая направлена на воссоздание и дальнейшее усвоение общественного поведения.

    В этом возрасте малыш четко понимает мотив своих действий и результат, который может за ними следовать. Это связано с развитием самосознания. Он начинает понимать и анализировать собственное поведение, ребенок хорошо замечает отношение к себе окружающих, его причину. Более всего самосознание проявляется с помощью самооценки.

    К окончанию старшего дошкольного возраста малыш в полной степени осознает собственную индивидуальность, у него формируется личное самосознание, он может реально себя оценивать и анализировать собственные действия, поступки и переживания.

    Каждые родители должны помнить, что самооценка их ребенка зависит во многом именно от их оценки. Если вы постоянно унижаете малыша оскорбительными фразами, то не ждите, что с возрастом он сможет реально себя оценивать. Плохие высказывания со стороны родителей хуже всего влияют на малыша. При этом ни в коем случаи нельзя и перехваливать свое чадо. Это может привести к самовлюбленности. Родители должны создавать оптимальные условия для деятельности малыша, при необходимости нужно его хвалить, а при нехороших поступках можно и поругать. Помните, все должно быть в меру.

    Если у ребенка сформируется правильная самооценка, в будущем он запросто сможет критически относиться к высказываниям окружающих. Он будет различать, где правда, где лесть, а где элементарное зазнайство.

    Важную роль при формировании самооценки и ее формировании имеет общение с детьми такого же возраста. Так ребенок учится анализировать поведение других. Это помогает ему видеть реальный результат собственной деятельности. Другими словами, общение со сверстниками помогает формировать умение анализировать других, что в дальнейшем стимулирует развитие адекватной самооценки.

    Очень часто встречаются дети старшего дошкольного возраста, самооценка которых завышена. Чаще всего, это связано с тем, что ребенку сложно выделить реальный результат собственной деятельности. Малышам нереально сложно признаться, что он сделал что-то хуже других.

    Постепенно самооценка приближается к реальности. Ее формированию способствуют игры, у которых есть ряд правил, нарушение которых может стать причиной наказания. В таких условиях ребенку проще сравнить себя с другими малышами.

    Основа адекватной самооценки – умение замечать собственные ошибки, исправлять их и контролировать свое поведение. Это имеет очень важную роль для дальнейшего развития индивидуальности.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Психологичский анализ самооценки личности в спортивной деятельности: особенности, взаимосвязь и роль самооценки. Программа исследования самооценки спортсменов: цели, задачи и методики. Результаты экспериментального изучения самооценки спортсменов.

    автореферат [198.7 K], добавлена 07.11

    Формирование личности подростка в семье. Особенности семейных отношений, необходимых для нормального развития ребенка. Анализ влияния семейного неблагополучия на формирование самооценки подростков. Методы и методики исследования самооценки школьников.

    курсовая работа [304.5 K], добавлена 28.07

    Проблема самооценивания в подростковом возрасте и способы коррекции низкой самооценки. Содержание и основные виды коррекционной работы. Принципы психолого-педагогической коррекции. Опытно-экспериментальная работа по повышению самооценки подростков.

    дипломная работа [120.5 K], добавлена 10.08

    Анализ подходов к структуре, функции и динамике самооценки. Цели и методы фототерапии как средства для коррекции самосознания. Установление связи между повышением уровня самооценки и самопринятием своего телесного Я-образа посредством фототерапии.

    дипломная работа [162.6 K], добавлена 15.01

    Понятие и виды самооценки, этапы ее развития. Психологическая характеристика подросткового возраста. Общая характеристика методик изучения адекватной самооценки личности и рекомендации для педагогов. Влияние самооценки на формирование личности подростка.

    курсовая работа [41.8 K], добавлена 14.01

    Чувство взрослости подростков, их целостные ориентации. Формирование самооценки личности в пубертатный период, влияние родителей. Результаты методики определения самооценки у мальчиков и девочек по Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейну, ее адекватность.

    контрольная работа [150.6 K], добавлена 13.04

    Формирование самооценки младших школьников посредством учебной деятельности. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. Методики исследования самооценки у младших школьников. Анализ результатов наблюдения за детьми в процессе задания.

    курсовая работа [34.9 K], добавлена 13.01

    Сущность, содержание понятия и особенности самооценки детей в дошкольном возрасте. Методы изучения самооценки и анализ результатов исследования. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

    дипломная работа [161.1 K], добавлена 15.09

    Функции, виды самооценки. Эрик Эриксон и восемь стадий развития человеческой жизни. Основные этапы формирования самооценки в онтогенезе индивида. Формирования самооценки у детей школьного возраста. Социостатусные характеристики и особенности стиля жизни.

    курсовая работа [38.8 K], добавлена 18.09

    Психологические особенности развития личности. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование. Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте. Основные психологические новообразования переходного периода.

    дипломная работа [159.8 K], добавлена 07.08

    Характеристика возрастного периода. Исследование взаимозависимости неадекватной самооценки и застенчивости у детей подросткового возраста. Реализация психокоррекционной программы, направленной на сплочение коллектива и выработку навыков сотрудничества.

    курсовая работа [168.9 K], добавлена 30.01

    Психолого-педагогический подход к сущности самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование адекватной самооценки дошкольников в процессе игры. Оценка эффективности ее развития на основе проведения сравнительного анализа.

    курсовая работа [10.0 M], добавлена 02.03

    Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Характеристика методик определения самооценки личности. Тест Нахождение количественного выражения уровня самооценки по Будасси.

    курсовая работа [239.1 K], добавлена 21.01.2004

    Раскрытие понятия самооценка и ее влияния на социализацию личности ребенка. Научные подходы к формированию самооценки у младших школьников. Работа по диагностике самооценки и социализации младших школьников, методы коррекции уровня самооценки.

    курсовая работа [79.2 K], добавлена 20.06

    Понятие, функции и параметры самооценки. Характеристика возрастных особенностей детского и подросткового периода. Пути формирования и способы коррекции самооценки дошкольников, младших школьников и подростков. Программа тренинга личностного роста.

    курсовая работа [134.9 K], добавлена 21.03

    Теоретический анализ самооценки дошкольника как предмета самосознания в психологии. Исследование и определение уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста. Содержание психологической методики по выявлению особенностей самооценки дошкольников.

    курсовая работа [63.8 K], добавлена 18.03

    Функции самооценки личности, ее виды и уровни. Диагностика и коррекция самооценки личности, проблема ее адекватности, формирования и развития. Становление регулятивных функций, помогающих индивиду выступать субъектом личностного поведения и деятельности.

    курсовая работа [165.2 K], добавлена 04.03

    Сущностные характеристики успешности обучения младших школьников. Факторы формирования их адекватной самооценки. Экспериментальная работа по реализации условий успешности обучения детей в младшем школьном возрасте через формирование адекватной самооценки.

    дипломная работа [1.0 M], добавлена 16.03

    Формирование в психологии понятия самооценки человека: общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Источники и значение самооценки в развитии личности, ее влияние на особенности поведения школьника в различных ситуациях.

    курсовая работа [156.4 K], добавлена 06.12

    Самооценка человека и его потребность в самоутверждении, в стремлении найти свое место в жизни. Виды самооценки и характеристика уровня притязаний. Самооценка младших школьников как структурный компонент самосознания. Формирование адекватной самооценки.

    vospityvaem-detej.ru

    Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

    Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок . Но разве не всё равно , какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы , если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно- нравственного кризиса. Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

    Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого . Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

    • наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
    • владение рефлексией , как средством познания себя;
    • наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

    Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения , направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

    Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

    По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует , что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего , установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.

    Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии .

    Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений в центр педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

    Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним правильно относиться ,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время , то это служит признаком неблагополучия , говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка , наличии у них самих страхов , конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений , вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот , чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения , в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога — создание благоприятного психологического климата в группе , формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки . По данным психологического исследования , почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья .Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.

    Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи . В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы , которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей , где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия .Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами , возникающими у детей дошкольного и школьного возраста.

    Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

    Задачи программы:

  • Снизить тревожность.
  • Усилить “ Я” ребёнка.
  • Актуализировать чувство страха.
  • Повысить психический тонус ребёнка.
  • Осуществить контроль над объектом страха.
  • Повысить уверенность в себе.
  • Критерии эффективности программы:

      повышение уверенности в себе;
    • снижение тревожности;
    • снижение количества страхов;
    • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
    • 1 этап – диагностический.

      Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

      Диагностика:

      1. Тест “Страхи в домиках”
      2. Тест “ Кактус”
      3. Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.
      4. Филипс- тест для младших школьников.
      5. Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

        Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

        Цель: определение эффективности коррекционной работы.

        Методы и техники , используемые в программе:

          Релаксация.

        Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

      6. Концентрация.

        Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

      7. Функциональная музыка.

        Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

      8. Игротерапия.

        Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

      9. Телесная терапия.

        Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

      10. Арт-терапия.

        Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

      11. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т .е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

        Условия проведения занятий :

        1) принятие ребёнка таким какой он есть;

        2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

        3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

        4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

        5) игра не комментируется взрослым;

        6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

        Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .

        В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

        1 блок – развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей , задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

        2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение.

        3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

        Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

        Структура игрового занятия.

        Ритуал приветствия – 2 минуты.

        Разминка — 10 минут.

        Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

        Подведение итогов- 6 минут.

        Ритуал прощания – 2 минуты.

        Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Коррекция самооценки у дошкольников

        Многие психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии «застенчивость». Их ответы на вопрос, чем бывает вызвана застенчивость, различны:

        Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как например, уровень интеллекта или рост.

        Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определенными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения. Психоаналитики утверждают, что застенчивость – это симптом. Внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта.

        Социологи и некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в терминах социального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми.

        Социальные психологи предполагают, что застенчивость начинается не с чего иного, как с навешивания ярлыка. «Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому что другие меня таким считают».Конечно, эти подходы не исчерпывают всего многообразия возможных объяснений. Например, у одного писателя есть своеобразная теория, что люди застенчивы в силу безграничного стремления к успеху. Но каждое из приведенных объяснений может способствовать нашему пониманию застенчивости. Говоря о коррекции застенчивости, нельзя не обратиться к работе Зимбардо Ф. «Застенчивость». Вот что говорит об этой проблеме автор в первой части своей книги «Что такое застенчивость»:

        Нельзя не согласиться с автором в том, что задача — победить застенчивость, — достаточно сложна, «но подобно строительству египетских пирамид, она решается шаг за шагом, кирпич к кирпичу. Чудотворных магических заклинаний не существует, и ошибается тот, кто рассчитывает на немедленный успех целительного снадобья доктора Зимбаро. Основной ингредиент нашего лекарства – это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь, — сила вашего собственного разума».

        1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.
        2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, так, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.
        3. Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, забудьте о них и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.
        4. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.
        5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.
        6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность – это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи своими именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
        7. Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты — «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».
        8. Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике – воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.
        9. Помните, что иное поражение – это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможный последующих более крупных неприятностей удалось избежать.
        10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
        11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.
        12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди – они такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте им понять, что вы открыты для такого обмена.
        13. Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» — оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.
        14. Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит.
        15. Вы – не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы – вершина эволюционной пирамиды, вы – воплощение надежд ваших родителей. Вы – неповторимая личность, активный творец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться, как вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни».
        16. Помощь ребенку в преодолении застенчивости — задача для школьного психолога не из легких, но она решаема. Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей — групповые формы работы, целью которых является:

          • формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром;
          • тренировка взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
          • На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.

            Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы дизайн кабинета, в котором проводятся занятия, способствовал социальным контактам детей.

            В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность – мощный фактор развития личности (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль – наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.

            Зачастую застенчивость часто сопровождают такие негативные чувства, как тревожность, беспокойство, одиночество. Застенчивости сопутствует чувство неполноценности. Застенчивых людей могут мучить необъяснимые страхи и сомнения.

            Рассмотрим школьную тревожность

            Школьная тревожность – проблема в наше время достаточно распространенная. Возникновению ее способствует в немалой степени и стрессогенная, нестабильная, тревожная обстановка в мире, доступная информация об этих опасностях.

            В психологии под тревожностью понимается устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

            Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

            Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

            1) Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

            2) Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

            3) Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

            Приемы коррекционной работы с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием:

          • «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».
          • «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» — с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
          • «Приятное воспоминание». Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
          • Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.
          • Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняеться как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовки уроков.
          • «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
          • «Дыхание». Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выход вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
          • «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
          • «Репетиция». Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается и то, что психолог, не предупреждая школьника об этом заранее, меняет тон разговора с ним. Он становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
          • «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
          • «Переформулировка задачи». Известно, что одним из моментов, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о законе всемирного тяготения» вместо «Я должен ответить во что бы то ни стало» или «Я должен получить 5». Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

        Эти и другие прием являются достаточно эффективными, прежде всего, для учащихся, испытывающих так называемую «открытую тревогу». В работе со школьниками, тревожность которых проявляется как бы в скрытой форме (часто такие учащиеся говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей), необходимо обратить внимание на развитие у школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). Для этого можно предложить им сначала обсудить переживания или поступки сверстников по схеме: что произошло? Что переживает и думает герой? Какова причина? Успешно или не успешно он действовал в этой ситуации? Что он должен делать? Затем школьнику можно предложить применить эту схему по отношению к себе, ведя разграфленный соответствующим образом дневник или записывая ответы на вопросы на магнитофон. Часть этих записей в последующем можно обсудить совместно с психологом.

        Важным этапом в работе со «скрытыми» учащимися является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. Продуктивным в таких случаях оказывается обсуждение вместе со школьником объективных показателей успеха в той или иной ситуации, как бы «договориться» с ним, какой результат считать успешным, и затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, после чего постоянно в беседах обращаться к этим критериям, побуждая учащегося оценивать свои результаты.

        Проблема застенчивости и тревожности – очень важна, заслуживающая вашего пристального внимания! Чем раньше Вы займетесь их преодолением, тем проще ребенку будет в дальнейшем справляться с возникающими трудностями и тем более радужные воспоминания останутся у него о чудесных школьных годах!

      12. Гаврилова Т.П. У истоков творческой личности. Витебск, 1996.
      13. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
      14. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. В кн.: Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.
      15. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми” Лютова Е.К., Монина Г.Б. — М.: Генезис, 2000
      16. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 1990.
      17. Назарова Юлия Васильевна, педагог-психолог высшей кв. категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения, для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска (МБОУ ЦПМСС)

        psy.su

        Все работы :: Психология :: Коррекция самооценки у дошкольников с повышенной тревожностью (Диплом)

        Есть речь для защиты.

        Диплом Коррекция самооценки у дошкольников с повышенной тревожностью

        Глава I. Теоретические основы проблемы формирования самооценки у старших дошкольников с повышенной тревожностью 6

        1.1. Условия и закономерности формирования самооценки в дошкольном возрасте 6

        1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 21

        1.3. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка и его статусное положение в коллективе 25

        Глава II. Эмпирическое исследование особенностей формирования самооценки у детей с повышенной тревожностью 32

        2.1. Программа, цель организации исследования 32

        2.2. Методы исследования 32

        2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 40

        2.4. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по вопросам снижения тревожности и условиям развития самооценки дошкольников 52

        Список использованной литературы 62

        Итак, цель работы: исследовать взаимосвязь высокой тревожности, самооценки и низкого статусного положения дошкольников в коллективе (группе).

        Исходя из цели работы, перед нами были поставлены следующие задачи:

        1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по проблеме развития самооценки у дошкольников с повышенной тревожностью.

        2. Определить методы диагностики самооценки, тревожности и социального статуса ребенка в коллективе (группе)

        3. Провести экспериментальное исследование взаимосвязи (условий) становления самооценки у детей с повышенной тревожностью.

        4. Выявить взаимосвязь между условиями формирования самооценки, эмоциональным благополучием ребенка и его социальным статусом в группе.

        5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на создание условий, способствующих созданию оптимальных условий для формирования самооценки и профилактику детской тревожности.

        Объект исследования: особенности самооценки у старших дошкольников с повышенной тревожностью.

        Предмет исследования: психологические условия (механизмы) нарушения самооценки, межличностных отношений, связанных с повышенной тревожностью.

        Гипотеза исследования: Мы полагаем, что существует взаимосвязь между развитием самооценки, эмоциональным благополучием дошкольника и его социальным статусом в коллективе.

        Методологической основой исследования являются теоретические положения зарубежной и отечественной психологии, представленные в работах А.М. Прихожан, Захаров А.И., Коломинский Я.Л., Выгодский Л.С., Николаева Е.И. и т.д.

        Методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдение, опытно-экспериментальная работа с использованием психологических тестов.

        Для реализации проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

        1. Тест тревожности (Тэмпл Р., Дорки М., Амен В.).

        2. Методика определение самооценки дошкольника «Лесенка» (Щур В.Г.).

        3. Социометрическая методика «Два домика».

        4. Социометрическая методика «Выбор в действии».

        1. Теоретический анализ литературы по проблеме формирования самооценки в дошкольном возрасте, исследованию уровня тревожности, а также статусного положения личности в детском коллективе.

        2. Проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей самооценки у детей с повышенной тревожностью

        3. Анализ и интерпретация полученных результатов, осмысление и обобщение эмпирического материала, создание и апробация методических рекомендаций для педагогов и родителей по данной проблеме.

        Практическое значение: результаты исследования позволяют проводить психологическое консультирование педагогов и родителей, осуществлять коррекцию детской самооценки. Психолого-педагогические рекомендации могут быть использованы в практике воспитательной работы.

        Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух основных глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

        2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

        3. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.– СПб.: 2004.

        4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал Т.13. – 1992. – № 4. – С. 99 – 100.

        5. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.

        6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.

        7. Да Круш Сампайо Антеро. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: Дис…канд.психолог. наук. – СПб.: 1995.

        8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. — 237с.

        9. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.

        10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 320с.

        11. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: СОЮЗ , 2000. — 224 с.

        12. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. — СПб.: КАРО, 2006. — 672 с.

        13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. — 116с.

        14. Иванова Т.Л. Стиль общения педагога и его взаимосвязь с самооценками учащихся (на примере младших школьников): Дис…канд.психолог. наук. – Казань: 2003.

        15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: НПЦ, 1996. – 40 с.

        16. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Владос, 1988. – 240 с.

        17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.

        18. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск: Вышейша школа, 1984. – 280 с.

        19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. — 190 с.

        20. Кон И.С. Открытие «Я». — М.: 1978.

        21. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34.

        22. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. – Киев: Высшая школа, 1977. – 120 с.

        23. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: НПЦ, 1997. – 110 с.

        24. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.- 272с.

        25. Леви В.Л. Приручение страха. — М.: Метафора, 2006.- 192с.

        26. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: 1976.

        27. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анцыферовой. — М.: Педагогика, 1978. – 168 с.

        28. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1980. – 190 с.

        29. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. – 340 с.

        30. Лозовая Г.В. Методологические проблемы изучения самооценки личности //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: 2003. – Т. 5. – С. 172 – 176.

        31. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб: Речь, 2002. – 190 с.

        32. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Посо¬бие по практической психологии. — М.: Академия, 1997. – 90 с.

        33. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. — М.-Воронеж: МОДЭК, 2001. – 320 с.

        34. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1995. – 400 с.

        35. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 570 с.

        36. Николаева Е. И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. № 2.

        37. Николаева Е. И., Иванова М. И. Особенности эмоциональных реакций в ситуациях поощрения и наказания у детей разного возраста и их родителей. // www.spbpo@psy.pu.ru

        38. Нравственное воспитание детей на занятиях в детском саду. — М.: Педагогика,1982. – 220 с.

        39. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Изд. 2-е; — Спб.: ПИТЕР, 2007.

        40. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. — М.: Просвещение, 1977. – 180 с.

        41. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. — М., 2001.

        42. Психология формирования и развития личности. — М.: Педагогика, 1981. – 120 с.

        43. Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. — М.: 1990.

        44. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1989. – 240 с.

        45. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

        46. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 148 с.

        47. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.

        48. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. — М.: Сфера, 2001. – 190 с.

        49. Рояк А.А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Новая школа, 1988. – 140 с.

        50. Смирнова Е. О, Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. – 1996. — № 3.

        51. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. – 160 с.

        52. Смирнова Е.О, Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. – 2002. — № 1.

        53. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. — М.:Академия, 2000. – 400 с.

        54. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.: Владос, 1997. – 290 с.

        55. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе//Вопросы психологии. — 1994. — № 6.

        56. Снегирева Л.A. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. – Минск: Вышейша школа, 1995. – 140 с.

        57. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога — родителям. — М., 1995. — 168 с.

        58. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Памятник исторической мысли, 1995.

        59. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. – Кишинев: Штиинца, 1989.- 190 с.

        60. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

        61. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000. — 288с.

        62. Формирование нравственных взаимоотношений старших дошкольников в игре. – Киев: Вища школа, 1989. – 190 с.

        63. Фромм Э. Искусство любви. – Минск: 1991.

        www.referater.ru