РАБОТА В КЛУБАХ МИРА

Информационно-консультационное и методическое сопровождение шоу-артистов, танцовщиц, моделей, акробатов, гимнастов, хостес, патти-герл на контрактах в клубах различных стран: в Грузии, Армении, Тайланде, Сингапуре, Турции, Ливане, Греции, Литве, Арабских Эмиратах, Мальте, Италии, Швейцарии, США, Карибских островах, Египте, Корее, Франции, Бали, Макао, Словении, Гонконге, Мексике, Вест-Индии, Малайзии, Испании, и ряде других стран.

Самооценка, коррекция заниженной самооценки

Что такое самооценка?

Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение-самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения.

Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по-разному.

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так?

Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки.

Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.

Исследование самооценки

В каждом конкретном случае, прежде чем приступить к работе по запросу, с помощью специальных методик проводится всестороннее исследование самооценки клиента, анализируется его семейная ситуация, система ценностей, сложившихся в его/ ее семье и социальной группе. Исследование глубинных слоев самосознания позволяет выявить истинные причины проблемы, что дает возможность провести эффективную коррекцию заниженной самооценки

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни – внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие.

Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму».

В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко.

В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм – стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях – нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

Уровень притязаний при самооценке

Важным моментом при исследовании самооценки, с моей точки зрения, служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни.

В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней. Внешние оценки при этом отличает ригидность, они трудно поддаются изменениям, если только человек не научится себя оценивать более адекватно.

Известная формула классика У. Джемса: Cамооценка = Успех / Уровень притязания,

Это значит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.

Как повысить самооценку

Существует немало способов поднять самооценку. На практических консультациях мы с Вами найдем такие методы, которые наилучшим образом соответствуют именно Вашей личности. Также вы можете уже сейчас попробовать изменить свою самооценку и стать более успешным, более уверенным в себе человеком.

Советы по коррекции заниженной самооценки

Найдите свои положительные качества. Возьмите бумагу и ручку и запишите 5?10 качеств, за которые вас ценят и любят близкие люди. В моменты, когда вам кажется, что вы не справитесь, берите этот листок и перечитывайте.

Перестаньте себя жалеть. Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны – берите ответственность на себя.

Заведите журнал успеха. Каждое свое достижение (в любой области, будь то работа, хобби или отношения с женщиной/мужчиной) записывайте. Периодически перечитывайте свои записи.

Планируйте свои дела. Это поможет избежать «безвыходных» ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.

Стимулируйте себя. Придумайте себе вознаграждение за действия или работу, которых вы избегаете по причине неуверенности в себе (выступить на публике, пойти в тренажерный зал и т.д.). Сделайте себе подарок: купите желаемую вещь, съездите на отдых.

Ищите плюсы. В случае неудачи, осознайте сложившуюся ситуацию и найдите положительные моменты. Вы потеряли работу – зато у вас появится время усовершенствовать свои знания или сменить профессию. Найденные плюсы избавят вас от депрессии и помогут вынести пользу из сложившейся ситуации.

foxjob.top

Формирование и коррекция самооценки (стр. 1 из 3)

2. Неуверенность и низкая самооценка

3. Как преодолеть неуверенность

4. Положительная самооценка

5. Содействие эмоциональному благополучию

6. Помощь в осознании эмоций

7. Помощь в контроле над эмоциями

8. Как помочь ребенку выражать свои эмоции

9. Содействие здоровому поведению

10. Объяснение норм поведения

11. Контроль за привычками

12. Помощь в установлении нормальных взаимоотношений с людьми

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» – учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Простым, но весьма эффективным способом стимуляции деятельности личности является метод положительного подкрепления. Этот метод неосознанно применяется в повседневной жизни постоянно: мать поощряет хороший поступок ребенка; начальник, желая отметить достижение сотрудника, благодарит его.

Однако далеко не всегда положительное подкрепление должно быть регулярным, эпизодическое (вариабельное) более эффективно (кстати, именно на вариабельном подкреплении основаны счастливые любовные отношения).

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения.Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).

Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными, помыкать слабым и зависимым.

Неуверенность и низкая самооценка

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй. умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. Он вспоминает, как десять лет назад ему нахамили в троллейбусе, как в прошлом году ходил к начальнику просить отпуск и. лишился прибавки к зарплате, как двадцать лет назад на уроке физики пытался пересказать параграф по термодинамике и как весь класс смеялся, слушая реплики физички по поводу его умственных способностей. И, конечно же, вечную присказку тещи: "Ну, все не как у людей".

Каждый человек в какой-то момент ощущает неуверенность в собственных силах. В основе неуверенности лежит сомнение. Но разве можно представить себе творческого, созидающего человека напрочь лишенным сомнений? Конечно, нет. Неуверенность в себе имеет и положительную сторону — она заставляет людей постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Одним словом — развиваться. Проблемы начинаются, когда сомнения разрастаются до гигантских размеров, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разорвать порочный круг.

Как в человеке поселяется "вирус" неуверенности? Тут нельзя недооценивать влияние наследственности. Как правило, дети и родители имеют одинаковый тип нервно-психического реагирования. Так, если один из родителей — неуверенный в себе человек, то ребенок может иметь некоторую предрасположенность к неуверенности. Очень важна психологическая атмосфера, в которой растет ребенок. Психика ребенка — своего рода лист бумаги. И если качество этой "бумаги" определяется наследственностью, то текст, который на ней будет написан, целиком зависит от окружения ребенка. Свои "автографы" на его психике оставляют родители, родственники, друзья и знакомые, воспитатели и учителя. Пройдет немало лет, прежде чем ребенок научится различать, какие внешние влияния нужно воспринимать, а каким необходимо сопротивляться. Но к тому времени "лист бумаги" уже испещрен разного рода пометками и чувство вины за то, что ты не так хорош, как Вася и Петя, прочно засело в подсознании. Результат — заниженная самооценка, ощущение враждебности внешнего мира и окружающих людей, чувство одиночества.

Неуверенность в себе может проявляться по-разному: одни стараются быть незаметными, сутулятся, избегают яркой одежды (им кажется, что это не для них). Очень переживают, как отнесутся к их словам и действиям окружающие, правильно ли поймут коллеги и знакомые. Настоящей трагедией становится для несчастных необходимость публичного выступления. Неважно, доклад ли это на сорок минут или несколько фраз на общем собрании. Оказаться в центре внимания для такого человека — настоящая пытка. Ведь с детства он привык отождествлять внимание окружающих с упреком, порицанием или насмешкой. Поэтому неуверенный в себе человек бессознательно сопротивляется успеху. Ведь успех — это внимание, а внимание причиняет боль.

Но есть и другое проявление неуверенности. Такие люди не сутулятся. Наоборот, с осанкой у них все в порядке. Высокомерный взгляд и презрительная усмешка (или вовсе непроницаемое лицо) дополняют их внешний облик. Они сумели приспособиться к этому миру, так и не решив своих внутренних проблем, а просто уверовав в формулу: чтобы тебя любили, нужно быть лучшим или, по крайней мере, казаться таковым. Жизнь "приспособившихся" — вечная погоня за самым лучшим, модным, престижным и дорогим: от одежды до должности, от автомобиля до спутника жизни. Воистину для них нет ничего невозможного. Кроме, пожалуй, одного. Счастье им неведомо, психологический комфорт недостижим. Их существование отравляет детский страх, что "обман" раскроется и все увидят, что они вовсе не самые лучшие. Поэтому такие люди окружают себя своего рода "стеной", тщательно следя, чтобы ни одна живая душа не проникла в их внутренний мир.

Как преодолеть неуверенность

Для начала будьте с собой откровенны. Любите ли вы себя? Едва ли. Ведь неуверенность — яркое тому доказательство. Подумайте, почему так случилось. Может быть, вы предъявляете к себе слишком высокие требования? Или до сих пор не нашли своего призвания? Или слишком болезненно реагируете на случайные замечания окружающих? Попробуйте начать борьбу с конкретными проблемами, а не копить раздражение на себя и других

Оглядитесь вокруг. Что объединяет уверенных в себе людей? Прежде всего то, что они черпают энергию внутри себя, они ее излучают. И именно этот внутренний свет привлекает к ним других. Люди тянутся к внутренне сильным, самодостаточным личностям. Парадокс, но любовь и уважение часто получает совсем не тот, кто старается заполучить их любой ценой. Первая задача неуверенного в себе человека — найти свой собственный источник энергии. Это может быть все что угодно: от веры в Бога до любви к бабочкам. Но каждый должен найти его самостоятельно, иначе источник не заработает.

Если в детстве вам не хватало внимания и любви и вы до сих пор перебираете старые обиды, возьмите листок бумаги (или, если обид очень много, толстую тетрадь!), разделите его на три колонки. В первую запишите все те истории, которые не дают вам спокойно жить, во второй — подробно опишите свои эмоции, связанные с этими историями. Чтобы заполнить третью колонку, вероятно потребуется некоторое время. В ней вам нужно будет указать хоть какой-то положительный результат своих мучений (например, что нового вы узнали о жизни, о людях, чему научились и т.д.). Перечитайте еще раз написанное, а потом спрячьте этот листок в какое-нибудь укромное местечко. Скажите себе, что отныне у ваших воспоминаний свое место. И если вдруг вам очень захочется, вы всегда сможете ими "полюбоваться". Дело в том, что мы, как это ни парадоксально, любим свои обиды и страдания, холим и лелеем их, боясь лишиться. Нам кажется, что наши обиды — это часть нашего "Я" и, утратив их, мы потеряем себя, изменимся. А человек подсознательно опасается всяческих перемен.

Дайте себе слово, что больше не будете "коллекционировать" обиды. Привыкайте решать проблемы по мере их поступления. Если на вас обрушил свой гнев начальник, не воспринимайте это как личное оскорбление. Подумайте о том, что у него тоже могут быть проблемы. Если от его крика у вас мурашки по коже, сделайте глубокий вдох и скажите спокойно, что плохо переносите, когда на вас кричат. Очень может быть, что начальник вообще онемеет от удивления.

Если вам нахамили в транспорте или на улице, не стоит думать, что нужно как-то ответить, а то пострадает ваше достоинство. Не напрягайтесь. Оставьте хамство — хамам. Старайтесь также избегать жалующихся, вечно всем недовольных людей. Выбирайте друзей внимательнее. Лучшая опора для человека, который стремится стать уверенным, это любящие люди. Если они у вас есть, то все у вас получится. Если нет, придется хорошенько поискать.

mirznanii.com

Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи; представлена методика и проведена диагностика; показаны программа психолого-педагогической коррекции и результаты опытно-экспериментального исследования.

Ключевые слова: самооценка, коррекция самооценки, диагностика самооценки, программа коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Самооценка является одной из характеристик психики, которая в значительной мере определяет успешность деятельности человека, в том числе и коммуникативной.

В старшем дошкольном возрасте самооценка у детей становится не общей, а дифференцированной. Дети реально оценивают свои невозможности и недостатки. Так же достижения своих сверстников. У детей с общим недоразвитием речи искаженная самооценка. Создалась необходимость изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Рассмотрение самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является актуальной проблемой, так как у них искажённая самооценка. Недостатки в развитии речи влияют на социализацию ребенка. Проблемой нарушения речи занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения. В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях.

С целью проверки данного утверждения были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи.

Развитие самооценки — одно из центральных звеньев становления личности. Проблему развития самооценки освещали в своих трудах ученые: Т.В.Андрущенко, А.К.Болотова, А.В.Захарова, А.И.Липкина, Н.К.Радина, Л.А.Рыбак, И.И. Чеснокова. Ряд отечественных психологов (А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, В.М. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столина) рассматривают самооценку в виде осознания индивидом моральных качеств личности.

С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается автором в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [1, с.90].

Похожее определение самооценки мы встречаем у А.В. Захаровой, которая считает, что самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [2, с. 97]. Самооценка рассматривается данным автором как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания.

По мнению В.В. Столина, самооценка — это единица индивидуального уровня самосознания. Автор выделяет три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного — воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного- конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств [3, с.78].

Отличное от этих авторов мнение к рассмотрению понятия самооценки в связи с самосознанием мы находим у А.К.Болотовой. которая под самооценкой понимает наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка, самооценка является самостоятельным элементом структуры самосознания [4, с.55].

На наш взгляд, подход к пониманию самооценки как продукта отражения субъектом информации о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознанного и неосознанного, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов является наиболее полным и глубоким. Одним из исследователей, придерживающихся данного подхода является И.И. Чеснокова. И.И. Чеснокова отмечает, что самооценка — особое образование в структуре сознания себя, выполняющее функцию оценки возможностей индивида и сопоставления их с требованиями ситуации поведения, на основе чего производится его регуляция; подчеркивается эмоциональный аспект, а также социальность происхождения самооценки. Под самооценкой она понимает взаимодействие двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания. С помощью самооценки отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, что является, по мнению И.И.Чесноковой, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности [5, с.18].

Хотя среди исследователей нет единого подхода к проблеме определения самооценки, они выражают согласие в том, что самооценка является стержневым образованием личности, оказывающим воздействие на весь ход жизнедеятельности субъекта и отражающим качественное своеобразие его внутреннего мира.

В связи с актуальностью проблемы психолого-педагогической коррекции детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и вариантами её решения целью работы по данному направлению стала разработка плана-программы психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи.

Организация психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи начинается с построения дерева цели предстоящей деятельности. Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [6, с. 98].

На основе дерева целей мы составили модель психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Модель – это, как правило, искусственно созданный объект в виде схемы, математических формул, физической конструкции, наборов данных и алгоритмов их обработки и т.п. [7, с.45]. Под «моделью» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

В.И. Долгова предлагает в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости исходить из свойств системности исследуемого явления [8, с. 69]. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы.

Целенаправленное воздействие психокоррекции осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из методов и приёмов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

4. Прогностический [9, с.34].

На основании вышеперечисленного составим нашу теоретическую модель психолого-педагогическую коррекцию самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (рисунок 1).

Для того, чтобы реализовать цель, поставленную нами по повышению самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи необходимо провести следующие мероприятия:

I. Диагностический блок – выявить, на каком уровне находится самооценка старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

II. Коррекционный блок – проведение коррекционной работы. Специфика работы педагога-психолога заключается в содействии всестороннему развитию личности дошкольника, через создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в детском саду, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и возможностям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.

III. Аналитический блок – для оценки эффективности проведённой коррекционной работы мы провели повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, а так же применяем математическую обработку данных для подтверждения наших результатов.

IV. Прогностический блок – разработка рекомендаций воспитателям, родителям и дошкольникам по повышению уровня самооценки.

В итоге по проведённым мероприятиям мы проследили реализацию цели по повышению самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Таким образом, для организации проведения психолого-педагогической коррекционной программы необходимо построение дерева целей и моделирование предстоящей работы. Так же следует проводить психолого-педагогическую коррекцию по трем направлениям – это работа с детьми, родителями и педагогами.

Рисунок 1 — Модель психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Наша модель охватывает все формы работы педагога-психолога для получения полной картины по вышеназванной проблеме как до проведения психолого-педагогической коррекции, так и после.

Исследование проводилось в старшей группе детей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка — детский сад № 308 г. Челябинска (МБДОУ ЦРР ДС № 308 г. Челябинска).

Психолого-педагогическое исследование проходило в три этапа:

1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, проведения психолого-педагогической программы и формирующий эксперимент, обработка результатов.

3. Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.

В исследовании психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи были использованы следующие методы и методики: методика «Лесенка» (автор Т.Д. Марцинковская), которая позволяет определить уровень самооценки старших дошкольников; цветовой тест Люшера; методика самооценки Дембо-Рубинштейн, которая основана на непосредственном оценивании дошкольниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе.

Рисунок 2 – Сводные данные по результатам тестирования по методикам

На основании констатирующего эксперимента, на группы детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, четко просматривается, что у подавляющего большинства уровень самооценки находится на среднем и низком уровне, и только у одной трети из опрошенных детей имеют высокие баллы по тестированию самооценки.

Следовательно, необходима разработка и реализация программы по психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В ходе исследования была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, поверить в собственные силы.

Задачи: формировать социальное доверие; развить адекватную самооценку; обучить умению самостоятельно решать проблемы; снять состояние эмоционального дискомфорта.

Структура занятий с детьми.

  • Ритуал приветствия. Задача: сплотить группу детей; создать атмосферу группового доверия и принятия.
  • Разминка. Задача: настроить на продуктивную групповую деятельность; активизировать деятельность детей, поднять их настроение.
  • Основное содержание занятия. Задача: развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков.
  • Рефлексия занятия. Задача: стимулировать детей в умении выражать свое эмоциональное отношение к проведенному времени на занятии.
  • Ритуал прощания. Задача по аналогии с ритуалом приветствия.
  • Объект психокоррекции: дети 6 лет с тяжёлыми нарушениями речи с низкой самооценкой

    Объём программы: 10 занятий.

    После формирующего эксперимента психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи была проведена контрольная диагностика.

    Контрольная диагностика показала, изменение в поведение испытуемых и их результаты по диагностикам показали, что самооценка ребят стала выше уровнем, чем до формирующего эксперимента.

    Психолого-педагогическая коррекция с испытуемыми с низким и средним уровнем самооценки привела к весьма успешным сдвигам в поведении детей, к повышению самооценки ребят. Дети научились справляться с переживаниями, верить в собственные силы; формировать социальное доверие; развить адекватную самооценку; обучить умению самостоятельно решать проблемы; снять состояние эмоционального дискомфорта.

    Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты. Представим сводные данные в виде диаграммы (рис.3).

    Рисунок 3 – Сводные данные по результатам тестирования по методикам до и после формирующего эксперимента

    По всем трем методикам было выявлено, что после психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи ярко выраженное повышение самооценки детей до оптимального уровня.

    По результатам констатирующего и формирующего экспериментов была проведена математическая обработка результатов по критерию Т. Вилкоксона для определения оценки различия между двумя выборками — это результаты констатирующего и формирующего экспериментов. Гипотеза подтвердилась: Сдвиг в сторону увеличения балла самооценки не превышает интенсивность сдвигов в строну ее уменьшения. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.

    Наша гипотеза подтвердилась, уровень самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи изменился, в сторону его увеличения, при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

    Также были разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию положительной самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи к детскому образовательному учреждению.

    Рекомендации для родителей.

    В старшем дошкольном возрасте очень значимо формирование адекватной самооценки. Адекватная самооценка играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду Для формирования у дошкольника положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо обеспечить такого малыша теплым отношением взрослых. Ему нужно знать, что его любят именно таким, какой он есть.

    Рекомендации для воспитателей.

    Дошкольники с заниженным уровнем самооценки нуждаются в ее коррекции. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто они замкнуты, у них низкий социометрический статус. Они нерешительны и несамостоятельны. Для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем самооценки необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, давать ему поручения (как правило, такие дети очень исполнительны), постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.

    Выводы: у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным. Недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сёстры сводили эти усилия к нулю. Поэтому необходимо проводить обучающие семинары, с целью ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

    На основании проведенного исследования составлена технологическая карта внедрения результатов исследования в практику. Таким образом, необходимо организовать систему развернутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии внедрения результатов исследования в практику мы достигли цели и задач исследования и экспериментально проверили гипотезу исследования: психолого-педагогическая коррекция самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи возможна посредством реализации программы.

    1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Профессия, 2009. — 494 с.
    2. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В.Захарова. — Минск, 2013. — 375 с.
    3. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — М.: 2009. — 344 с.
    4. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: Временной аспект /А.К. Болотова. — М.: Сфера, 2012. — С. 116.
    5. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии /И.И. Чеснокова. — М., 2011. — 144 с.
    6. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
    7. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
    8. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
    9. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor — Pavlov V. V.. London, 2013. С. 33-34.

    e-koncept.ru

    Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

    Частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими — коррекция самооценки.

    Самооценка бывает завышенная и заниженная, а также адекватная, но первые две — это все две стороны одной медали.

    Человек с явно заниженной самооценкой часто проваливается в жертву (бедная я несчастная и все у меня не то и не так. и все меня обижают и мир несправедлив)

    Завышенная самооценка демонстрируется резко и гневно, она из него может вылезти в роли Агрессора (я вам всю себя отдала, а вы . ) или Спасателя(я лучше знаю, как вам помочь).

    Женщина, находящаяся в любовной зависимости, как и в любой другой зависимости, постоянно мечется между этими полюсами, испытывая боль и негативные чувства внутри. Глубже осознать эти метания и их повторяемость можно изучив «треугольник карпмана» как внутри себя, так и в отношениях с окружающими.

    Путешествуя по траектории: страх-вина- злость-вина- чувство никчемности- чувство величия — вы движетесь на качелях заниженной/завышенной самооценки постоянно.

    Предлагаю вам упражнение по работе с бессознательным, с помощью которого можно корректировать заниженную самооценку в часы или минуты провала в вину и никчемность на уровне подсознания.

    Упражнение на воображение, работу с образами:

    1. Необходимо найти место и время для расслабления и самопогружения. От 15 минут до часа, в зависимости от возможности и умения погружаться в образы.

    2. Представьте себя в пустой комнате, где с двух сторон стоит два больших зеркала во весь рост. Эти зеркала волшебные. Одно левое зеркало отражает все вашу негативную, неприятную, не такую как хочется натуру и внешне и внутренне. Все, что вы про себя думаете, когда ваша самооценка занижена.

    Вы можете ступить прямо в это зеркало. Какое оно? Какого цвета, формы, как оно засасывает вас вовнутрь себя и вы глубоко погружаетесь в болото низкой самооценки. Внутри зеркала вы к каком то зазеркальном мире, вас окружает все самое неприятное. С каждым вдохом и выдохом вы погружаетесь все глубже в болото никчемности, страха, неуверенности. вы можете идти все глубже и глубже в это зеркало и видеть картинки событий из прошлого. Нравиться туда идти? Ощутите, чего вы на самом деле хотите.

    Если нравится — продолжайте погружаться и усиливать свою никчёмность.

    Если стало неприятно, вы можете медленно пойти назад и выйти из зеркала в комнату обратно.

    Вы смотрите на это левое зеркало со стороны и можете выбирать подходить ли к нему.

    И зачем? Оно тускнеет и становится как-будто далеким далеким.

    3. Поверните голову вправо, там второе яркое, гармоничное, светлое зеркало. Оно вас манит и там, вы точно знаете есть спокойствие, гармония и уверенность в себе и своих силах.

    Посмотрите и опишите какое оно? Какого цвета, размера. Вы можете шагнуть внутрь этого зеркала, как в волшебную яркую счастливую сказку и увидеть какие ощущения вы там испытаете, какие картинки событий всплывут, когда вы уверены и спокойны. Какие звуки вокруг и запахи, а может быть и люди окружают вас. Почувствуйте себя очень хорошо внутри этого зеркала и, если хотите, можете вернуться в комнату выбора.

    4. Вернувшись в комнату выбора вы можете поворачивать голову к одному и другому зеркалу, и повернувшись к зеркалу слева вы можете видеть, как ваше отражение становится совсем тусклым и исчезаем. Зеркало потухло и не тянет назад.

    Посмотрите в зеркало направо: там ваш образ уверенного, спокойного, успешного человека становится все ярче и красочнее. Улыбнитесь себе уверенной улыбкой, скажите себе как вы хороши и это отражение вообще Ваше настоящее и будущее. Вспомните несколько ярких событий из жизни, когда вы были такой и просмотрите их в этом зеркале.

    Вглядитесь, там долгая дорога, наполненная светом уверенности, звуками гармонии и красоты.

    5. Прочувствовав подъем сил и внутреннее спокойствие, можете постепенно возвращаться в здесь и сейчас, открывать глаза и приниматься за свои жизненные задачи с другим настроем.

    econet.ru

    Коррекция самооценки детей с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста»

    Ю.А.Соколова, Е- mail : ylia1783 @mail.ru

    КГБС(к) ОУ СКОШИ №1 VIII вида

    Коррекция самооценки детей с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста

    На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Выбор дела, его результативность, состояние здоровья зависят от точности самооценки.

    Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.

    Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. [1,с.32] Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ограниченными возможностями здоровья сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.

    Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка[3, с.112] Также большую психологическую травму учащийся может получить и в результате нахождения определенного количества времени в обычной школе. Несоответствие требований таких школ и возможностей учащего с ограниченными возможностями здоровья может усугубить и так неустойчивую психику ребенка, вызвать неуверенность в себе, что непременно скажется на самооценке. Специальные (коррекционные) школы способны помочь ребёнку адаптироваться в изменяющемся мире, научить оценивать себя, свои познавательные действия в различных ситуациях.

    А.Д. Виноградова, изучая самооценку таких школьников, отмечала, что «в младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки» [1, с.24] Автор объясняет неадекватную самооценку в младшем школьном возрасте «незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.»

    У детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста , отношение к себе некритичное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний.

    В своей педагогической работе, для коррекции самооценки у детей с особыми образовательными потребностями в основных сферах человеческой деятельности использую и воспитывающую, и развивающую.

    Воспитывающая направленность обучения в школе XVIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании воспитательных занятиях и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение детей с особыми образовательными потребностями должно носить коррекционно-развивающий характер.

    Планируя занятия, большое значение в формировании самооценки школьников с ограниченными возможностями здоровья отвожу игровым приемам.

    Игровую оболочку можно придать не только на занятиях, но и к трудовой, и художественной деятельности. Большой воспитательный потенциал имеют такие игровые ситуации, в которых ученику отводится роль воспитателя. С позиции руководителя ребенок может поделиться своими знаниями, проконтролировать других, исправить их ошибки. Игровой характер заданий, подразумевающий элементы состязательности, соревнования, активизации внимания, стимулирует речевую, умственную, творческую деятельность и оказывает эффективное влияние на развитие адекватной самооценки.

    Игра «За что меня любит мама»

    Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию[4, с.36]

    Усадите всех детей в круг. В центре поставьте одного ребенка. Каждому раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца, его можно подарить ребенку с добрыми словами, сказав о том, что нравится в ребенке, за что того можно уважать. Сказав одно предложение-комплимент и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать «спасибо», можно добавить «очень приятно», если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все дети по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого он поворачивается лицом к говорящему [4,с.37]

    Сам школьник, постоянно находясь в оси координат взаимооценок его и его сверстников, обсуждения способов решения задач и их оценивания, применения разных критериев, постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.

    Таким образом, развитие и коррекция самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными среди которых являются уровень общего развития учащегося и восприятие его окружающими. Поэтому для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил и норм.

    Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. [Текст] -М. 1985

    Выготский, Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка. Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5. [ Текст ] — М.: Просвещение, 1983.

    Смирнова, А.Н . Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы [Текст] — М.: Просвещение, 1982.

    Катаева, А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] — М., 1993.

    infourok.ru