Разное отношение к женщинам, вернувшимся вместе с детьми на Северный Кавказ с территорий, контролировавшихся «Исламским государством», приводит к напряженности между Дагестаном и Чечней. Об этом говорится в репортаже «Дождя».

«В Грозном считают, что совершают благое дело, а в Махачкале отвечают, что те даже не советовались с властями Дагестана, стоит ли возвращать их граждан домой и что с ними надо делать», — отмечает телеканал.

Возвращение россиянок на родину организовал глава Чечни Рамзан Кадыров. С осени прошлого года в Грозный под его личные гарантии прибыло несколько самолетов с женщинами и детьми, находившимися в Сирии и Ираке. По прилете все россиянки подписали явки с повинной по статье 208 УК (участие в незаконном вооруженном формировании). Согласно примечанию к этой статье такой шаг избавляет от уголовной ответственности по ней.

О преследованиях жительниц Чечни до сих пор не сообщалось. Между тем все жительницы Дагестана по возвращении в свой регион были задержаны. Известно, что крайней мере некоторым вменили именно статью 208 УК — в нарушение как гарантий Кадырова, так и нормы, устанавливаемой примечанием к этой статье.

Две дагестанки — Наида Шайх-Ахмедова из Хасавюрта и Загидат Абакарова из Махачкалы — уже осуждены к заключению в колонию с отсрочками исполнения приговоров до достижения их младшими детьми 14-летия. До приговора обе содержались в СИЗО. Суд над махачкалинкой Муслимат Курбановой продолжается. Она также находится в следственном изоляторе.

В репортаже «Дождя» рассказывается о судьбе трех вернувшихся с Ближнего Востока. Это чеченка Хава Бетермурзаева и дагестанки Виктория Будайханова и Залина Габибулаева.

Бетермурзаева, говорится в сюжете «Дождя», действительно не сталкивается с преследованиями. В то же время источники, близкие к чеченским властям, сообщили телеканалу, что, если ранее ФСБ спокойно наблюдала за возвращением женщин с Ближнего Востока, то теперь этот процесс внезапно решено приостановить.

Между тем Будайханова и Габибулаева стали фигурантками уголовных дел. Будайханова прибыла в Грозный 13 ноября 2017 года в составе второй очереди россиянок. Вместе с нею прилетели еще две дагестанки. Все трое сразу по возвращении были задержаны. При этом Будайханову сначала доставили в Махачкалу, а 8 декабря перевезли в Москву, поскольку именно там она в 2016-м была объявлена в розыск.

Мать заключенной рассказала, что получила от дочери всего одно письмо, в котором та сообщила, что сожалеет о своем возвращении в Россию. В свою очередь, отец арестованной заметил: «Среди тех доводов, что приводит следствие, — что занималась готовкой и стиркой — я не вижу пособничества терроризму».

Защищает Будайханову известный дагестанский адвокат Сапият Магомедова.

Габибулаева, в отличие от других женщин, ставших по возвращении в Дагестан фигурантками уголовных дел, в СИЗО отправлена не была. Адвокат обвиняемой Аида Касимова настаивает на невиновности своей клиентки. «Она воспитывала своих детей, родила там пятого ребенка, — рассказала юрист. — Она не воевала, оружие в руках не держала». Как один из аргументов в пользу Габибулаевой адвокат упомянула и то, что обвиняемая «помощь раненым не оказывала».

В Ингушетию, также говорится в сюжете «Дождя», женщины с Ближнего Востока еще не возвращались. Между тем глава региона Юнус-Бек Евкуров в комментарии телеканалу выразил сомнения в том, стоит ли помогать вернувшимся. «Только из-за того, что эти женщины не убедили своих мужей не ехать куда-то воевать, не убивать чужих мужчин, чужих детей, у которых есть тоже матери, — и с этой точки зрения я не считал бы, что их возвращение вообще нам нужно, — заявил Евкуров «Дождю». — Тем более — они плюнули на эту страну, на эту республику, на этот народ, на своих родных и близких и уехали от нас».

По информации Хеды Саратовой, члена Совета по правам человека при Кадырове, всего на родину из Ирака и Сирии вернулись уже больше 100 женщин и детей. Это как россияне, так и граждане стран СНГ.

Между тем большое число россиянок с детьми остается в плену на Ближнем Востоке. Так, в конце февраля стало известно, что иракские силовики освободили 25 россиянок с малолетними детьми, удерживавшихся в Мосуле союзной властям страны преимущественно шиитской коалицией «Хашд аш-шааби» («Силы народного ополчения»), и поместили их в женскую тюрьму в Багдаде. Всего же, по сведениям члена Совфеда от парламента Чечни Зияда Сабсаби, в этой тюрьме находятся свыше 100 россиянок и их детей. В ближайшее время, утверждал сенатор, должны начаться процессы по делам 36 гражданок России. Сообщалось, что всем женщинам от 14 лет предъявляют обвинения по двум статьи УК Ирака — о терроризме и о незаконном пересечении границы.

31 января появилась информация правозащитников, согласно которой в Ираке в плену обнаружены 18 россиянок, в том числе из Чечни, Ингушетии и Дагестана, и около 30 их детей. Их удерживают Пешмерга (армия Иракского Курдистана) и отряды шиитского ополчения в Багдаде. В письме на родину одна из пленных сообщала, что уже пять месяцев вместе со своими детьми и рядом других женщин находится фактически в рабстве.

graniru.org

Гендерная политика в Казахстане связана, прежде всего, с отношением к женщинам, к их роли в обществе нашего Президента — профессор Г.Мухамадиева

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Вместе с весной приходит большой праздник -Международный женский день 8 марта.В беседе с корреспондентом «Казинформа» делится своими чувствами и мыслями по этому поводу профессор медицины, заведующая отделением отоларингологии 1-й городской больницы Астаны Гульмира Мухамадиева.

— Гульмира Амантаевна, сегодня 8 марта, какой это для Вас праздник?

— Празднование 8 марта стало для нас традиционным еще в советское время. Мы заранее радуемся, когда приближается этот праздник. Потому что в этот день мы чувствуем особое внимание со стороны мужчин: это поздравления, подарки, особая атмосфера, так что мы ощущаем себя по-настоящему женщинами. В этот день я всегда подвожу некоторые итоги в своей работе и в жизни, и вижу, что очень многие женщины играют активную роль в развитии нашего общества. И не только как хранительницы семейного очага, воспитательницы подрастающего поколения.

Если говорить о медицине, то у нас большая часть управленческого, административного персонала — женщины. Они обеспечивают порядок в работе медицинских учреждений. А среднее звено — медсестры, санитарки — практически все женщины. И это они, в силу своих природных материнских качеств, создают атмосферу заботы и милосердия, в которых нуждаются больные. Может быть, среди женщин мало выдающихся хирургов или других специалистов, но в клиниках примерно половина врачей — женщины, и они справляются со своей работой не хуже мужчин.

— Иногда мы слышим критику, например, со стороны ОБСЕ, что у нас недостаточно представлены женщины в управлении государством, бизнесом. Как Вы к этому относитесь?

— Думаю, надо учитывать, что каждая женщина, прежде всего, хочет создать семью, растить детей. Многие наши женщины по этой причине отодвигают на второй план политику, общественную работу, стараются посвятить себя семье. Они могут заниматься общественной деятельностью, но такой, чтобы оставалось больше времени на семью. Конечно, быть руководителем — это очень большая ответственность, такая работа требует приложения всех сил и много времени. Не каждая женщина на это согласится.

С другой стороны, есть и такие женщины, которые стремятся к ответственной работе, хотят сделать карьеру. Таких женщин, конечно, надо продвигать. Известно, что женщины, в силу своих природных особенностей, во многих сферах деятельности работают более основательно и более последовательны в своих действиях, более ответственны. Они могут во многих сферах принести большую пользу обществу.

Вообще, для женщин в Казахстане есть широкий выбор профессий, есть доступ к образованию, в том числе зарубежному — например, по президентской программе «Болашак».

Да, мы больше ориентируемся на Европу, чем на Восток. В какой-то степени это оправданно, но не хотелось бы, чтобы мы перенимали от Европы все подряд. Все же, у нас есть свои корни. Я не сторонница безграничной эмансипации, женщина должна оставаться женщиной — быть хранительницей очага и, по мере возможностей, способствовать развитию общества. В Европе мы видим, что там, действительно, полное равенство между женщинами и мужчинами, но такое равенство не всем нашим женщинам нравится. Мы должны двигаться своим путем.

Думаю, наши мужчины, по сравнению с мужчинами других государств, более лояльные и терпимые, они уважают женщин и помогают им в продвижении по карьерной лестнице. Нужно выработать свой путь развития, с учетом всех наших условий и исторических предпосылок. А в целом, гендерная политика в нашей стране связана, прежде всего, с отношением к женщинам самого Президента.

— Что бы Вы пожелали казахстанским женщинам 8 марта?

— В этот светлый и праздничный день хочу пожелать казахстанским женщинам набраться побольше терпения, доброты и нежности. Ведь Глава государства предупреждает нас о том, что Казахстану предстоит пережить большие трудности. Жизнь, она ведь трудна для всех — и для наших детей, и для наших мужчин. Они должны чувствовать нашу заботу.

Хочу особо подчеркнуть — в нашем обществе всегда активно обсуждаются Послания Главы государства, все его начинания находят полную поддержку. Сегодня у нас реализуется множество государственных и отраслевых программ, программа «Нурлы жол», а в долгосрочном плане — Стратегия «Казахстан-2050». Но нам нельзя забывать, что семья — это основа государства. Поэтому, если в каждой казахстанской семье будет здоровая атмосфера, будут правильно определены приоритеты, то и государство наше будет развиваться успешно.

— Спасибо за беседу. С праздником!

www.inform.kz

Казахстан отношение к женщинам

Люди Запада часто неверно истолковывают отношение к женщинам в арабском мире, полагая, что женщины здесь расцениваются как граждане второго сорта с минимумом прав и привилегий. Известны случаи, когда данное представление оправдывало себя, но это совершенно точно не является нормой. Важно понимать, что отношение к женщинам может отличаться в разных местностях, а потому в данном вопросе полезно будет рассмотреть отдельно Саудовскую Аравию и остальные арабские страны Залива.

Саудовская Аравия, как уже было сказано, – страна двух священных городов мусульман, Мекки и Медины, и главная опора религиозных, семейных и моральных ценностей (по мнению самих ее жителей). В стране главенствует закон Шариата, который налагает различные ограничения на женщин; многие люди на Западе находят подобные ограничения сложными для понимания или даже оскорбительными. Например, саудовские женщины в публичных местах должны одеваться так, чтобы тело и лицо были скрыты полностью, и лишены права водить машину. Несаудитки одеваются таким же образом, но им позволено по желанию оставлять открытым лицо.

Повсеместно женщинам строго запрещено участвовать в мужских собраниях. В некоторых областях женщину в общественном месте должны сопровождать член семьи или подруга, хотя в последние годы в восточных и западных провинциях Аравии это правило смягчено.

В ресторанах существует разделение на одиночные и семейные зоны. Если женщина желает пообедать, ей необходимо пройти в семейную зону ресторана. Там она сможет снять покрывало с лица и отдохнуть в своем обычном одеянии.

Женщинам не позволяется путешествовать в одиночку за пределы королевства без предварительного разрешения родителей или мужа. Обычно в таких путешествиях женщине сопутствует близкий родственник мужского пола. Между тем примечательно, что при всех сложностях раздельного обучения, в Саудовской Аравии появилась небольшая, но растущая группа женщин, получивших профессию. Женский труд приветствуется в таких сферах, как банковское дело, преподавание в школах и колледжах для девочек, радиовещание, парикмахерское дело и косметические услуги, а также медицинские профессии. Женщин поощряют к обучению в высшей школе, и обеспеченные семьи часто отправляют дочерей получать высшее образование за границу.

Нужно отметить, что и для мужчин существуют правила поведения: о том, как совершать прогулки, разговаривать и одеваться. Саудовская Аравия не оставляет места для эксцентрики.

СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

В противоположность Саудовской Аравии страны Залива отличаются более либеральным отношением. Женщины вольны работать рядом с мужчинами и занимать большинство должностей, дресс-код здесь также более свободный. Женщинам дозволяется в одиночку совершать покупки, водить машину и бывать в обществе без всяких ограничений. В странах Залива не кажется необычной ситуация, когда женщина ведет машину, одновременно разговаривая по мобильному телефону. Кроме того, здесь меньше ограничений на путешествия женщин за границу, особенно для получения высшего образования.

Арабский мир, стоящий на узах родства и специфической системе ценностей, может никогда не достигнуть либеральности Европы или Америки, но он делает гигантские шаги, собственно говоря, в поощрении свободы женщин. Традиционно же женщина считается хозяйкой дома, а мужчина – кормильцем.

www.e-reading.by

Как живется русским в Казахстане

Как казаки с батырами степь делят

Казахстан считается одной из наиболее благополучных стран бывшего СССР, входит в число ближайших союзников России. Однако долгие годы именно в этом государстве русская культура и язык планомерно и настойчиво вытеснялись из обихода. Как сейчас живется русским в Казахстане, выяснял корреспондент «Культуры».

На севере и востоке Казахстана русские составляют большинство населения. Например, в Усть-Каменогорске из 325 000 жителей 58 процентов — наши соотечественники, казахов — 38 процентов. Город знаменит тяжелой промышленностью: титано-магниевым комбинатом, цинковым предприятием «Казцинк», атомной компанией «Казатомпром». Но не поэтому он в последнее время стал чаще упоминаться в сводках новостей. Именно здесь вырос Герой России военный летчик Олег Пешков, в конце ноября сбитый турецким истребителем в небе над Сирией.

Школа № 29, которую окончил погибший офицер, расположена в центре города, на улице с замечательным названием — Образцовая. Иду мимо стареньких двухэтажек. Вывески магазинов, объявления в поликлинике, куда специально забежал посмотреть, — на двух языках. Все говорят по-русски, даже казахи. В школе тоже царит русская речь, хотя треть учащихся — представители титульной нации.

— Олег Пешков? Конечно, знаю, — отозвался на мой вопрос восьмиклассник Сергей. —Это герой, он учился в нашей школе. Погиб не только за Россию, но и за Казахстан, потому что игиловские боевики угрожают Казахстану еще больше, чем России.

Парень гордится тем, что бегает по тем же коридорам, по которым носился в свое время и геройский летчик. Жаль только, говорит, что на второй день его фото сняли со стены и убрали цветы.

Да, история с увековечением памяти Олега Пешкова вышла вроде как с осадочком. Поначалу замдиректора Елена Лукина заявила местным СМИ, что в учебном заведении пройдет траурный митинг. Митинг действительно состоялся, но, по мнению многих, уж слишком скоротечный. Официальное объяснение администрации — прозвенел звонок, и учащимся нужно было расходиться по классам. Однако истинная причина, скорее, в том, что власти республики не хотят раздувать эту историю, пытаясь балансировать между Россией и Турцией. Политика — дело тонкое, особенно на Востоке. Вот городской отдел образования Усть-Каменогорска и порекомендовал школьной администрации: мол, не очень-то.

В итоге митинг продолжился у памятника воинам-интернационалистам. А руководство школы стало мишенью для критики.

— Никаких интервью! — отрезала Елена Лукина, не глядя на мое удостоверение. — Я уже вот наговорилась с журналистами. Теперь все только через акимат.

Так здесь называют местные власти. Звоню.

— Вы знаете, школа — это учебное учреждение, а не место для политики, — терпеливо объяснил мне чиновник, ведающий образованием. — Уже столько небылиц насочиняли! Мероприятие же было проведено — сначала в школе, а затем у памятника воинам-интернационалистам. А что касается памятной доски, которую якобы мы запретили, то все не так: заявки на ее открытие в школе к нам еще не поступало, сейчас идет сбор подписей.

Сейчас никто из русских, с кем я встречался в городе, уже не считает, что им мешают чтить память пилота.

— На сорок дней гибели Олега Пешкова мои земляки целый день несли к генконсульству цветы, — рассказывает атаман Верх-Иртышской русской казачьей общины Шаронов. — Половина из них — казахи.

Вообще, по его словам, тема давления на русских уже не актуальна. Несколько лет назад — да, было дело.

— Но казахстанская власть всегда внимательно реагирует на протестные настроения, — говорит Шаронов. — До 1996 года русское население здесь воспринималось как пятая колонна. После того как наши представители приняли участие в заседании ОБСЕ по вопросам нацменьшинств, отношение к нам поменялось.

Теперь, по словам атамана, никакого деления на своих и чужих не наблюдается.

— В 1994 году появились первые казахские националисты, — вспоминает Шаронов, — доходило до драк. Они требовали, чтобы мы убирались в Россию. Но — начали разговаривать. И оказалось, у одного из них прадед тоже был казаком, другой вдруг осознал, что дед его воевал на фронте плечом к плечу с русскими. И противостояние как-то само собой улетучилось.

На бытовом уровне русские с казахами дружны. Я не раз видел в усть-каменогорских кафе смешанные теплые компании, словно во времена Советского Союза.

— Когда Крым вернулся в состав России, весь город с горящими глазами поздравлял друг друга — русские, казахи, — рассказывает Шаронов.

Здесь, по его словам, никогда не говорят, что русские, к примеру, выиграли в каком-нибудь чемпионате — только: «наши выиграли». Или: «наши дают жару ИГИЛ».

— В Казахстане пристально следят за мировыми событиями, — говорит атаман. — Все смотрят новости, потом бурно их обсуждают. Гордимся военными успехами в Сирии.

Сегодня, по словам Шаронова, никаких серьезных проблем, которые, как известно, подстегивают межнациональные разногласия, в Казахстане нет. Никто не жалуется на безработицу. Более того, рук не хватает, и приходится прибегать к услугам гастарбайтеров из Узбекистана.

То, что все трения остались в прошлом, подтверждает и начальник штаба Казачьего землячества имени Ермака Тимофеевича Виктор Скрипниченко.

— Никаких причин для эмиграции из Казахстана у русских нет, — уверяет он. — Здесь есть работа, хорошая зарплата, перспективы. Моя мама проработала на металлургическом предприятии 36 лет и сейчас получает вполне приемлемую пенсию. Конечно, на Мальдивы или в Европу не слетаешь, но на Иссык-Куль вполне хватит.

Националистов в стране немного, да и правоохранители на корню пресекают радикальные проявления. Любые.

— В Зыряновском районе недавно осудили женщину, которая открыто призывала присягнуть ИГИЛ, — говорит Скрипниченко. — Намеревалась своего младшего брата отправить в Сирию смертником. Этими идеями она — русская, кстати, прониклась после того, как вышла замуж за исламиста. Познакомилась с ним через интернет, когда тот сидел в колонии. Еще осудили другую русскую женщину, она призывала присоединить Северный Казахстан к России. Но больше всего за экстремизм сажают казахов с юга страны, которые выступают за передачу территорий Казахстана под контроль «Исламского государства».

В тот же день я побывал в местном центре общественного согласия, именуемом «Домом дружбы народов». Во всех комнатах двухэтажного краснокирпичного особняка кипела жизнь. Рисовали дети, заседали казаки, а женщины пели под баян народные украинские песни, и аккомпанировал им казах. Директор центра Эльдар Толеубеков, любезно пригласивший меня в свой кабинет, не без гордости заверил: русские в Казахстане лучше знают Россию и ее историю, чем сами россияне.

Астана поражает широкими проспектами, сверкающими небоскребами, спортивными комплексами в виде летающих тарелок. Здесь, как и в Усть-Каменогорске, все свободно изъясняются на русском, и названия улиц выполнены на двух языках. А вывески магазинов — даже на трех. К казахскому и русскому добавляется английский. Президент страны Нурсултан Назарбаев призвал своих сограждан изучать все три.

Мой визит в Астану совпал со съездом руководителей организаций российских соотечественников. Среди гостей с «русской» стороны было и немало этнических казахов. Разговорился с методистом по русскому языку Адилей Куандыковой.

— Казахского я практически не знаю, — призналась она. — Для меня родной язык — русский. На нем я не только разговариваю, но и думаю. Ходила в советский садик, в советскую школу, где полюбила русскую литературу. Этим был предрешен и выбор профессии.

Семья Адили попыталась компенсировать «перекос»: младшего сына отдали в казахскую школу, затем в казахский вуз. Но благодаря сестре он прекрасно знает и язык Пушкина. По словам моей собеседницы, казахи очень охотно изучают русский. Все, кто серьезно нацелен на карьеру, собираются получать образование в России.

В Астане из 81 школы казахских только 28. Остальные — русские или смешанные. В последних после четвертого класса происходит перетекание из казахских классов в русские. Например, Вячеслав Зайцев, солист казачьего ансамбля. Родители отдали его в казахскую школу в надежде, что он будет потом работать в госструктуре Казахстана. Но, отучившись четыре года, мальчик настоял, чтобы его перевели в русское учебное заведение.

— Там ребята более развитые, — объяснил мне Слава. — И преподавание более широкое. А в казахской школе мне только и рассказывали о батырах да о том, как территорию Казахстана завоевывал Чингисхан.

Если в Усть-Каменогорске основная часть русского населения — потомки казаков, то в Астане — дети целинников.

— Мои родители приехали сюда с Полтавщины поднимать целину, — рассказала мне уроженка Астаны ресторатор Татьяна Иванова. — Тогда этот городок назывался Целиноградом. Сейчас родители, опасаясь, что их права будут ужимать, уехали в Россию. А я категорически отказалась. Решила, что лучше выучу казахский, чем покину родину. Но не пришлось переучиваться. В Астане как говорили на русском, так и говорят по сей день. Одно время, правда, в судах и госучреждениях нужно было заполнять документы на казахском. И в поликлиниках врачи вдруг заговорили на нем. А никто его и не знает толком. Но сейчас все это отменилось. Назарбаев заявил, что никого не хочет ущемлять в национальных правах. Видимо, сделал вывод после событий на Украине. Ну а родители живут в Белгороде, и довольны, что воссоединились с многочисленной родней.

По словам Ивановой, националистических проявлений в Астане она никогда не видела. Разве что скажет кто-то сгоряча, мол, понаехали тут. Однако таких сами казахи и осаживают.

Заговорили о политике. Собеседнице действия России кажутся слишком резкими — как на Украине, так и в Сирии. Но, отметила она, большинство русских в Казахстане Путина поддерживают.

— Россия все делает правильно! — вмешалась в разговор старейшая работница посольства РФ Зинаида Кузнецова.

Ее родители — коренные москвичи. Работали на швейной фабрике, которая сейчас называется «Большевичка». В 1940 году отца по оговору сослали в Казахстан. Затем к нему приехала жена с шестью детьми.

— Трое моих братьев уже умерли, — вспоминает Зинаида Антоновна. — А сестры живы. Одна в Германии, другая в Казахстане.

Кузнецова тоже не замечает ущемления своих прав как русского человека. А вот один из старейших в республике журналистов Моисей Гольдберг, с которым я разговорился через минуту, считает, что наступление на русскую культуру в Казахстане все-таки идет, хотя и не такое агрессивное, как на Украине. Например, русскоязычные издания попадают на немалые штрафы, если напишут не «Алматы», а, как следует из правил русской грамматики, «Алма-Ата».

— А еще, — сокрушается он, — из театров понемногу исчезает русский репертуар. Чем будут восполнять? На одних пьесах про батыров культурный уровень не поднимешь. Нужно ставить Чехова, Островского. Кстати, я полностью поддерживаю то, что делает сейчас Путин. Только слепой может не видеть, что мировую историю сейчас творит Россия.

Бывшая столица Алма-Ата, хоть и утратила свой статус, но по-прежнему считается главным городом страны. Они с Астаной — как Нью-Йорк с Вашингтоном (только без Обамы).

Алма-Ата вписывается в расхожий штамп «город контрастов». Центр с современными высотками и депрессивные окраины с частными домами и еще дохрущевскими обшарпанными двухэтажками. Из более чем полутора миллионов населения русских — меньше трети. Казахская речь слышна чаще, чем на севере и востоке.

Четыре года назад здесь открылось метро. Спустившись, разговорился с местной жительницей. Зинаида Матвеева — бывший архитектор, ныне пенсионерка. Дочь ссыльных, репрессированных в 1938 году.

— Я несколько лет с ужасом ждала полного перехода на казахский язык, были такие опасения, — рассказывает женщина. — Но власти нас успокоили. Видимо, наверху поняли, что на русском языке, на котором говорит 90 процентов населения, удобнее общаться.

Однако есть в стране и другие русские. Например, председатель Координационного совета организаций российских соотечественников Всеволод Лукашев, член Ассамблеи народа Казахстана. Мой вопрос о жизни русской диаспоры вывел его из себя — чуть кофе не пролил (мы встречались в кафе).

— В Казахстане не было и нет русской диаспоры, — заявил он. — Мы с казахами единый народ. Я здесь — седьмое поколение. По линии бабушки — потомок городового из города Верный (так до 1921 года называлась Алма-Ата. — «Культура»). Когда меня спрашивают, что я считаю своей родиной, удивляюсь: почему нужно выбирать? Это как между матерью и отцом. И Казахстан, и Россия моя родина в равной степени.

Русские из Казахстана не бегут, убежден он: показатель 18 000 мигрантов в год вполне укладывается в естественные рамки. Ведь уезжают не только в Россию, но и в Европу, в Канаду, в Америку.

— Как показала практика, 10–15 процентов возвращаются. Некоторые уезжают, чтобы наладить бизнес в России, а затем вернуться в качестве инвестора. Сегодняшняя эмиграция из Казахстана не та, что была в девяностых.

Если где и происходит вымывание русского населения, говорит Лукашев, так это в Южно-Казахстанской области, центром которой является Чимкент, второй в стране город по населению и первый по площади. Но оттуда русские уезжают не из-за выпадов местного населения, а из-за безработицы. И еще — там мало русских школ.

Одного жителя Чимкента я нашел на городском рынке Алма-Аты, неподалеку от местного Арбата. Он торговал прессованной кониной.

— Русских в Шымкенте (так звучит название города по-казахски) немного, — говорит Айтуган. — Но они все на хороших местах. Получают по тысяче долларов и больше. А нам вот приходится ездить за 700 километров, чтобы продать мясо.

Он обиженно шмыгнул носом, после чего объяснил, что хорошие места — сварщик, токарь, штукатур. Казахов на эти специальности в Чимкенте не берут.

— Это результат русификации, когда нас, казахов, считали людьми второго сорта, — обиженно говорит Айтуган. — Мне жалко казахских детей, которые обучаются в русских школах. Как они будут жить, когда вырастут? У них же нет запасного аэродрома, как у русских.

Кстати, про запасной аэродром — о нем думают далеко не все. Тот же Лукашев считает себя русским, симпатизирует России, но свое будущее связывает исключительно с Казахстаном.

— Я отдал свою дочь в школу с углубленным изучением казахского языка, — говорит он. — В результате она сегодня знает пять языков: кроме русского с казахским, еще английский, итальянский и французский.

Правда, дочка, отучившись, для проживания выбрала все же Россию.

В Казахстане непросто найти русскоязычного человека, который знал бы казахский. Мне удалось. В Алма-Ате познакомился с 75-летним осетином Казбеком Мамсуровым, он заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана города Алма-Аты, полковник в отставке.

— Казахский язык мне необходим, как воздух! — заверил меня Мамсуров. — Нужно досконально понимать других членов ассамблеи, самому выступать.

В Казахстан он приехал после окончания военного училища в Новочеркасске. Молодому офицеру очень понравилось, что здесь много народностей, и все они живут одной семьей. Так и остался.

— Но я люблю и Россию, очень уважаю Путина, который принимает такие серьезные мировые решения, — заверил меня ветеран.

В отличие от других стран СНГ в Казахстане никогда не было серьезных этнических конфликтов. Во многом благодаря президенту Нурсултану Назарбаеву, который двадцать лет назад создал Ассамблею народа Казахстана. Раз в год представители всех народов страны собираются и рассказывают президенту о своих проблемах. При акиматах создана система мониторинга недовольства. Любые попытки посеять вражду между этносами пресекаются довольно жестко.

Но русские в Казахстане называют и другую причину спокойствия в стране. На казахской земле выжить не просто. Зона рискованного земледелия, здесь всегда не хватало воды. Поэтому казахи привыкли делиться друг с другом. Эту же черту переняли и живущие здесь русские. Ну а как враждовать с тем, кто готов отдать последнее? Так и соседствуют наследники Ермака с потомками Чингисхана.

В конституции Казахстана от 1995 года русскому языку придан статус официально употребляемого в государственных организациях и органах местного самоуправления. В 1997-м статус подтвердил закон «О языках в Республике Казахстан». Однако в законе есть туманная формулировка: «Языком работы и делопроизводства государственных органов, организаций и органов местного самоуправления Республики Казахстан является государственный язык, наравне с казахским официально употребляется русский язык». Началось изгнание с государственных должностей тех, кто не владел казахским.

Последовавшее затем постановление Конституционного совета пригасило страсти: «Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств». Однако, несмотря на разъяснение, русские стали массово покидать Казахстан — это стало второй волной эмиграции. Первая случилась в 90-е, после развала СССР.

В 1989 году русских в Казахстане проживало 6 млн, а казахов — 6,5 млн. Третьими по численности были немцы. Всего же население Казахстана составляло 16 млн человек. Сегодня в Казахстане проживает 17 млн человек. Среди них русских — около 4 млн.

iamruss.ru

Элис Мэтью: Отношение Иисуса к женщинам

Бог вошел в человеческий род как человек, чтобы начать великие перемены. Он умер, чтобы заплатить за наши грехи, но Он также жил и ходил по дорожкам Галилеи и Иудеи, чтобы разрушить иерархию, которая разрушала жизни и препятствовала Божьим целям. Ему было ясно, что «многие, кто первый, будут последними, а многие из последних будут первыми» (см. от Матфея 19:30).

Среди иерархий, которые Иисус перевернул, была ориентированная на женщин иерархия, доминирующая в жизни Израиля. Он показал Своим последователям радикально иной способ общения с женщинами.

Посмотрите на Иисуса, например, в Иоанна 4, когда он преднамеренно спланировал Свое путешествие, чтобы встретить презираемую женщину в Самарии. Он очень удивил женщину, поговорив с ней, а затем выпил воды из ее чашки. Когда Его ученики вернулись из города с едой, они были удивлены, что Он говорит с таким человеком (стих 27). Но даже несмотря на то, что женщина была изгоем в своем городе, ее свидетельство, рассказанное властям, было настолько могущественным, что они также решили встретиться с Иисусом. В конце концов, по их приглашению, Иисус остался в городе еще на два дня, чтобы учить людей, многие из которых стали Его учениками.

Или подумайте о том, как удивились Его ученики, когда Иисус не только позволил Марии из Вифании сесть у Его ног и учиться (в позе типичной для раввинов), но даже побудил ее сделать это (Луки 10:38-42). Йоханан из Иерусалима учил: «Тот, кто много говорит с женщинами, призывает зло на себя и пренебрегает изучением Закона и, в конце концов, наследует Геенну». В глазах многих евреев теология женщине не нужна, и это было неправильным.

В новозаветном иудаизме, практикуемом учителями закона и фарисеями, женщины были ответственны за зло в мире. По этой причине они были строго отделены от социальной и религиозной жизни своих общин. Религиозные люди считали их низшими и непостижимыми. Но Иисус перевернул эту ложную иерархию.

Иисус пришел, чтобы исполнить закон, а не отменять его. Во Второзаконии 31:12 закон гласит: «Соберите людей, мужчин, женщин и детей, а также иностранцев, проживающих в ваших городах, чтобы они могли слушать и учиться бояться Господа, вашего Бога». Любая иерархия, препятствующая этому праву, была против Божьих целей.

В Иоанна 11 мы встречаем Иисуса, разговаривающим с Марфой, когда ее брат умер. Мы наблюдаем, как Марфа поднялась до наивысшего уровня веры во всем Евангелие от Иоанна, когда сказала: «Я верю, что ты — Мессия, Сын Божий, который должен прийти в мир» (ст. 27). В этом одном утверждении ясно, что она понимала три фундаментальных вещи об Иисусе: (1) Он — Господь; (2) Он — Христос (Мессия); и (3) у Него Божественная природа (Он — Сын Божий).

Еще более шокирующим в Его дни была готовность Иисуса приносить спасение проституткам. Лука рассказывает об ужине, который проводил Симон Фарисей. Пока они были за столом, в дом Симона вошла проститутка, увидела Иисуса за обеденным столом, подошла сзади и начала наливать благовония и масла Ему на ноги (Луки. 7:36-50). Конечно, Симон был шокирован тем, что Иисус допустил такое неприличное поведение! В последующем разговоре Иисус рассказал о двух должниках и их отношении к ростовщику, когда были прощены им их долги. Из этой истории Иисус провел параллель между отношением женщины и Симона к Нему, как гостю в его доме. Затем, обратившись к женщине, Он сказал: «Твои грехи прощены. Твоя вера спасла тебя; иди с миром» (ст. 48, 50). Фарисеи, наблюдая, как проститутка помазывает Иисуса, увидели только падшую, не подлежащую прощению женщину; Иисус видел только раскаявшегося грешника, чьи грехи Он простил.

Среди всех женщин, упомянутых в Евангелиях, чаще всего упоминается Мария Магдалина (14 раз). Из Евангелия от Луки 8:1-3 мы узнаем, что Иисус избавил ее от власти семи демонов, и что она была частью группы женщин, которые путешествовали вместе с Иисусом и учениками, странствующими по всей Галилее и Иерусалиму. Мы также знаем, что она была возле креста во время казни Иисуса; Она присутствовала, когда Иосиф Аримафейский и Никодим поспешно положили тело Иисуса в гробницу; И она была одной из первых в гробнице, помазавшей тело Иисуса. Мы также знаем, что она была первым человеком, которому Иисус поручил сообщить Его ученикам о Его воскресении: «Иди к Моим братьям и скажи им . » (Иоанна 20:17). Эта функция «свидетельства воскресения» позже стала излюбленным способом назначать апостолов (Деяния 1:22, 2:32). Еврейский раввинский закон утверждал, что показания 100 женщин не равны показаниям одного мужчины. Тем не менее, женщины были теми, кто неизменно оставался со Христом в Его агонии и смерти на кресте, а затем были первыми в пустой гробнице. Если бы показания женщины были неверными, почему Иисус решил сначала предстать перед женщиной после Своего воскресения и послать ее к Своим ученикам с этим свидетельством?

cnl.news

Катрин Денев защищает «право» мужчин приставать к женщинам

Французская актриса Катрин Денев и еще около 100 известных француженок осудили кампанию против сексуальных домогательств, заявив, что мужчины имеют право "приставать к женщинам". Денев и еще около ста известных женщин Франции опубликовали открытое письмо, в котором назвали кампанию против сексуальных домогательств, развернувшуюся после ряда громких сексуальных скандалов, новым пуританством.

Фото: Getty Images

Открытое письмо было опубликовано во вторник в газете Le Monde. В числе женщин, поставивших свои подписи под письмом, писатели, актрисы и ученые.

Кампания против домогательств развернулась в социальных сетях после того, как несколько десятков актрис выступили с публичными заявлениями о сексуальных домогательствах со стороны известного голливудского продюсера Харви Вайнштейна. В числе тех, кто обвинил Вайнштейна в домогательствах — актриса Сальма Хайек, Роуз Макгоуэн, Азия Ардженто, Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу.

Сам продюсер категорически отрицает, что занимался сексом с женщинами без их согласия, однако он признал, что его поведение принесло "много боли".

Француженки, поставившие свои подписи под открытым письмом, выражают сожаление по поводу того, что скандал с Вайнштейном вызвал волну обвинений в адрес других мужчин. По их мнению, "суд общественности" над теми, в чей адрес были высказаны подобные обвинения, происходит без должного рассуждения и выяснения обстоятельств.

"Мужчины были вынуждены отказаться от своей работы только из-за того, что дотронулись до чьей-то коленки или попытались кого-то поцеловать", — говорится в открытом письме известных француженок.

"Насилие — это преступление, но попытка соблазнения, даже настойчивая и грубая — не преступление", — считают авторы письма.

Женщины, подписавшие письмо, утверждают, что мир захлестнула новая волна "пуританства".

В числе тех, кто обвинил Харви Вайнштейна в домогательствах — актрисы Сальма Хайек, Роуз Макгоуэн, Азия Ардженто, Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу. Фото: Getty Images

Авторы письма утверждают, что вместо того, чтобы набрасываться на кого-либо с обвинениями, надо обсуждать проблему злоупотребления властью некоторыми мужчинами. В письме говорится, что поток обвинений, обрушившийся на мужчин, вышел из под контроля.

Авторы письма говорят, что такой подход к проблеме предполагает отношение к женщине как к слабому существу, извечной жертве.

"Как женщины, мы не хотим быть частью такого феминизма, который вместо того, чтобы осуждать злоупотребление властью, взращивает вражду по отношению к мужчинам и сексуальности", — говорится в письме известных француженок.

Катрин Денев недавно выступала против кампании #MeToo в социальных сетях. По ее мнению, участники этой кампании просто пытаются устыдить мужчин, обвиненных в домогательствах.

Флешмоб #MeToo (#ЯТоже) начала в своем "Твиттере" актриса Алисса Милано, призвав женщин открыто рассказать о пережитых домогательствах. К началу января более 1,7 млн пользователей "Твиттера" использовали хэштег #MeToo, чтобы выразить свое возмущение по поводу случаев сексуального насилия и домогательств.

В середине декабря работницы театральной сферы, киноиндустрии и телевидения в США основали движение по защите женщин от сексуальных домогательств и дискриминации. Инициативу под названием Time's Up ("Время вышло") поддержало более 300 человек, в том числе актрисы Натали Портман, Стоун, Риз Уизерспун, Эшли Джадд, Ева Лонгория, Керри Вашингтон и другие.

Менее чем за две недели существования проекта его создателям удалось собрать 13 млн долларов из запланированных 15.

www.nur.kz

«Неженский день». Куда девается уважение к женщине после 8 Марта? Мнение

Ну вот и прошел Международный женский день. Никто сегодня уже и не помнит, что на самом деле означает этот праздник и что он символизирует. Мы не будем сейчас снова говорить «за феминизм», достаточно затронуть тему элементарного уважения. Она актуальна и 9-го марта.

Многочисленные флешмобы, начало которым положил #Янебоюсьсказать, история Харви Вайнштейна и последовавшая за ней череда громких разоблачений и прочие кейсы в очередной раз наглядно продемонстрировали реальное отношение к женщинам в обществе.

Такого количества грязи и нелепых обвинений просторы интернета не видели, наверное, никогда. Нет смысла дублировать скриншоты этих комментариев, наелись ими все.

Можно было бы сказать, что выборка сомнительна, но нет. Речь идет не о фейковых аккаунтах и анонимных пользователях на форумах. Это были мнения и комментарии реальных людей, в том числе популярных блогеров, публичных персон и, как это принято сейчас называть, лидеров мнений.

Отсутствие эмпатии, обвинение жертвы, беспричинная злоба. Стала жертвой домашнего насилия? Не надо было пилить мужа, стерва. Обвинила в изнасиловании? Дрянь, испортила парню жизнь. Студентка, жестоко убитая бывшим бойфрендом. Легкомысленные фото, розовые волосы, динамила влюбленного мальчика — сама напросилась. Женщина, муж которой отрубил ей кисти рук. Нет дыма без огня.

Да не нам судить. Но где эмпатия, где сострадание, где понимание того, что женщина всегда слабее?

Что там еще? Министр здравоохранения Чувашии заявляет, что если у женщины было семь половых партнеров, то это гарантированное бесплодие. Одной фразой бросает в лицо миллионам женщин обвинение: не можешь родить — сама виновата, проститутка.

Журналистки обвинили депутата в домогательствах. Публично, на открытой странице в социальной сети вместе с коллегами он весело и задорно обсуждает ситуацию:

Есть в этом хотя бы доля уважения к женщинам?

На предложение внести в закон соответствующие поправки о домогательствах глава Думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей говорит о том, что если женщина сама не захочет, то никто ее домогаться не будет.

Как мы воспитываем своих детей, если в двадцать первом веке женщина все еще остается человеком второго сорта?

Бабские разговоры, женская логика, бабский треп, что ты, как баба, что ты, как девчонка, как бабки на лавочке, женщина за рулем — обезьяна с гранатой, овца, коза, курица.

Обратите внимание, у нас же даже нет нормального обращения к женщинам: баба, тетка, девочка, мамаша, бабка. Мамаша, выходишь? Бабуся, убери свою тележку. Девочка, чего тебе.

Репродуктивное насилие. Начиная ну пусть не с детства, но как минимум с первого визита к гинекологу. Залазь на кресло. Чего морщишься, с мужиком не морщилась. Та же куча унижений в родах. Все эти обязательные посещения гинеколога (и обязательно в районной поликлинике), все эти попытки вмешательства в репродуктивный процесс — когда рожать думаете, зачем рожать думаете, зачем вам прерывать беременность — все это часть того же неуважения. Нарушение личных границ.

Как женщина может заслужить уважение, если дорогой автомобиль, то — сами знаете, если успешный бизнес, то платит за все папа или хахаль. Не в лицо, так за спиной. Если ты Ангела Меркель, значит, будем говорить о том, какая она страшная, и да, у нее же полностью отсутствует маникюр! Вы ее руки видели? Фу.

Как женщина может заслужить уважение, если уважения априори нет нигде. Ни для кого. Чайлдфри — недоженщины, потому что не хотят рожать. Мать-одиночка? Головой думать надо было, прежде чем ложиться в постель с первым встречным. Разведенка? Не смогла сохранить семью. Разведенка с прицепом? Наживается на алиментах. Многодетные? Куда рожают столько, им бы только квартиру и льготы, плодят нищету. Один ребенок? Растите эгоиста.

Женщина виновница всех бед на свете. Такой вот вечный неженский день.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

lady.tut.by