Как провести диагностику самооценки младших школьников с помощью методики «Лесенка»

Младший школьный возраст — это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников. Постоянно находясь в школьном коллективе, важно, чтобы ребёнку было комфортно в нём, а значит, задача учителя — приложить все усилия для создания благоприятных условий. Однако педагогу очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определённый отрезок времени. В этом поможет методика диагностики младших школьников «Лесенка».

Суть диагностики младших школьников по Дембо-Рубинштейн

«Лесенка» позволяет выявить уровень сформированности самооценки младших школьников

Методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя и окружающих. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. Первоначально техника была направлена на выяснение отношения людей к понятию «счастье». Но в 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками. «Лесенка» представляет собой набор для оценки особенностей своей личности, состоящий из 9 карточек с 9 ступеньками на каждой, которые обозначают выраженность важнейших составных качеств личности:

Например, блок счастья представляется следующим образом:

  1. Самый счастливый.
  2. Очень счастливый.
  3. Счастливый.
  4. Счастливый более или менее.
  5. Средне счастливый.
  6. Более или менее несчастный.
  7. Несчастный.
  8. Очень несчастливый.
  9. Самый несчастный.

Задача малыша — выбрать ту ступеньку, а соответственно, и качество, которое, как кажется самому испытуемому, обозначает степень проявления этой черты. «Лесенка» помогает:

  • выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде;
  • вовремя принять меры по социальной адаптации ребёнка в случае необходимости;
  • научиться работать не только индивидуально, но и в группах;
  • развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.
  • В чём вклад в методику «Лесенка» психолога Щур

    Психолог В. Г. Щур несколько упростила методику проведения теста, адаптировав его под дошколят и первоклассников. В результате стало меньше блоков (5–6, касающихся здоровья, умственного развития, доброты, черт характера, принятия в классе) и меньше вопросов (около 3 на каждой карточке). Например, карточка о чертах характера:

  • Я очень трудолюбивый.
  • Я трудолюбивый.
  • Я ни трудолюбивый, ни ленивый.
  • Я ленивый.
  • Я очень ленивый.
  • Как правильно провести

    Ребёнок должен условно поставить себя на ступень, соответствующую уровню проявления у него определённого качества

    От правильности проведения «Лесенки» зависит, насколько правдивыми будут результаты.

  • Ребёнку даётся набор карточек с изображением деток (животных, героев мультфильмов).
  • Учитель объясняет задание: нужно представить себе, что поднимаешься по лестнице. Наверху — самый здоровый (как карточке «Здоровье»), самый добрый (на карточке «Доброта»), а внизу — самый больной, скорее больной, а не здоровый, больной, тяжело больной.
  • Малышу предлагается карандашом отметить своё место на этой шкале.
  • Затем ребёнок делает пометки на других шкалах, отвечая на вопросы: «Каким ты хочешь стать?», «На какую ступеньку поставила бы тебя мама (папа, бабушка)?», «Как бы оценила тебя твоя учительница?»
  • В процессе составления такого рейтинга малыша нужно спрашивать: «Ты на самом деле такой или хочешь таким казаться?», чтобы избавить ребёнка от долгих раздумий и колебаний.

    Групповая диагностика важна для определения уровня сформированности личностных качеств каждого члена классного коллектива

    Тест «Лесенка» может проводиться в двух видах.

  • Дети в классе получают бланки для ответов и карандаши.
  • Учитель на доске рисует ступеньки лестницы.
  • Педагог объясняет, например, что на верхней ступеньке стоят самые добрые ребята (при этом взрослый указывает на 1 ступеньку). Затем — добрые (показывает на 2, 3 ступеньки). Далее — ни добрые, ни злые (4 ступенька). Потом злые (5, 6 ступеньки). На 7 ступени — самые злые.
  • Каждый из испытуемых должен представить себя на этой шкале и обозначить своё место на лесенке кружочком.
    • Индивидуально. Процедура проведения такая же, только каждый выбор ребёнка следует попросить прокомментировать.
    • Обработка и интерпретация результатов теста

      Некоторые ответы ребёнка, связанные с проявлением особенностей характера, могут зависеть от настроения в момент проведения теста

      Анализ готовой «Лесенки» довольно прост. Необходимо подсчитать, какое количество ответов ребёнок расположил на той или иной ступени. Результат будет зависеть от того, каких позиций оказалось больше.

      • 1-я ступенька. У малыша явно завышенная самооценка. Но для учащихся 1-х классов она является нормой. Сами дети объясняют свой выбор так: «Мама говорит, что я самый лучший», «Я себя очень люблю» и т. д. Однако чаще всего испытуемые никак не объясняют свой выбор, так как в этом возрасте у них ещё слабая способность к рефлексии и анализу своей личности. Кстати, именно поэтому первоклассникам нельзя ставить баллы за учебную работу, так как малыш оценивает себя через призму полученного поощрения: «Я хороший, потому что у меня 3 «солнышка», «звёздочки». Или «Я плохой, потому что у меня сегодня «тучка» по чтению».
      • 2-я, 3-я ступени. Адекватное оценивание себя. Малыш обладает уже сформированным позитивным отношением к собственной личности. Он умеет объяснить оценку: «Я хорошая, потому что помогаю родителям в работе по дому». Такое развитие самооценки является нормальным вариантом.
      • 4-я ступенька. Самооценка занижена. Такая позиция связана с тем, что у ребёнка нарушены эмоциональные связи со взрослыми, имеющими для него ключевое значение — мамой, учительницей. «Я ни хороший, ни плохой, плохой, потому что у меня не получается красиво писать буквы, а мама ругает за плохие оценки. Но я быстро читаю, поэтому по чтению у меня уже 2 «солнышка» за неделю».
      • 5-я, 6-я ступеньки. У ребёнка явно занижена самооценка, но это явление ситуативное: «Я плохая, потому что на перемене забрала у Тани куклу, и она от обиды расплакалась». Обычно через 1–2 дня на этот же вопрос у малыша уже будет совершенно другой ответ, с адекватной самооценкой. Правда, если таких ответов у малыша большинство, то есть смысл задуматься, ведь подобная картина может означать, что у ребёнка нарушена мотивация. И опасность такой ситуации в том, что негативное оценивание собственной личности может сохраниться на всю жизнь.
      • Французский писатель В. Гюго говорил: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

        В этой ситуации важно узнать причину ответа. Это могут быть ссоры с родителями («Я нарисую свой кружок на нижней ступеньке, потому что папа говорит, что я очень невнимательный, некрасиво и с ошибками пишу в тетрадях»). В любом случае необходимо разговаривать с родителями, объясняя им, что у каждого малыша свой темп и особенности процесса обучения.

      • 7-я ступень. Критически заниженная самооценка. Такие результаты показывают те дети, которые находятся в эмоциональном неблагополучии. То есть в школьном коллективе и среди родных они получают стабильно отрицательную оценку. В этом случае необходимо проводить беседы с родными малыша на предмет создания для него ситуаций успеха, а также создавать благоприятные условия для общения с одноклассниками (привлекать к общественно полезному коллективному труду, задействовать во внеклассной и внешкольной работе).
      • Тестирование младших школьников с помощью методики «Лесенка» позволяет вовремя распознать проблемы, связанные с самооценкой малышей. Таким образом, у педагога есть возможность повлиять на формирование и коррекцию основополагающих для личностного роста качеств. И всё это возможно при оптимистическом, одобряющем и положительном отношении к детям, постоянном контакте с той средой, в которой воспитывается каждый конкретный ребёнок в классе.

        shkolabuduschego.ru

        Как повысить самооценку — 14 проверенных способов

        Как повысить самооценку?

        Как часто с Вами случалось так, что когда Вы чего-то не добивались, а именно того, чего Вы очень сильно хотели, Вы обнаруживали, что Вам просто не хватило чуточку уверенности, Вы растерялись, Вы просто не вовремя оцепенели от страха. Всё это является синдромом Вашей пониженной самооценки. Это комплекс «маленького человечка», который живет в Вас в виде голоса и вечно шепчет Вам всякую ерунду. Думаю, каждый из нас говорил самому себе или хотя бы просто думал примерно следующее: «Я просто обычный человек, от меня мало что зависит». Думая об этом и, соответственно, действуя с таким настроем, человек просто становится марионеткой внешних обстоятельств и тогда от него уже точно ничего не зависит.

        Отсюда и возникает вопрос: Как повысить самооценку?

        А ведь уровень самооценки значительно влияет на все действия и поступки человека. Например, неуверенный в себе мужчина с заниженной самооценкой боится пригласить девушку, которая ему нравиться на свидание (хотя здесь еще играет роль страха перед отказом). На самом деле, заниженная самооценка довольно таки распространенная болезнь в наше время. И многие люди даже не подозревают, что их реальные возможности гораздо выше, чем они себе это представляют. Так что если у Вас занижена самооценка — Вы не одиноки. Зачастую это связано с тем, что изначальное формирование самооценки происходит еще в раннем возрасте, в тот момент, когда способности человека еще слабо развиты. Кроме того, как Вам уже известно, серьезное влияние на самооценку человека оказывает негативное токсичное окружение. Конечно, бывают случаи, когда человек имеет завышенную самооценку, но, по моему мнению, такое явление характерно только для очень молодых людей (возможно, Вы и сами вспомните, когда в молодости Вы думали, что Вам море по колено). А вот для взрослых людей как раз все наоборот, им принадлежит обратная сторона медали.

        Теперь вернемся к вопросу: Как повысить самооценку? Повысить самооценку действительно реально, хотя это довольно таки медленный процесс. Тем не менее сознательное стремление сформировать свою самооценку на желаемый уровень может быть полезно практически каждому.

        Как повысить самооценку? Здесь предложено 14 советов, которые Вам точно в этом помогут:

        1. Перестаньте себя сравнивать с другими людьми. Всегда найдутся такие люди, которые имеют чего-то больше, чем Вы, и есть те люди, которые имеют этого меньше, чем Вы. Если Вы будете постоянно заниматься сравнениями себя с другими, то перед Вами всегда будет слишком много соперников, которых превзойти при всех стараниях у Вас не получается.

        2. Перестаньте демонстрировать свою значимость. Если Вы не соответствуете тому образу, который Вы пытаетесь демонстрировать другим людям, Вы будете выглядеть просто карикатурно, а люди на подсознательном уровне будут разными способами стараться поставить Вас на место.

        3. Перестаньте себя ругать, критиковать, обвинять. Вам не удастся развить желаемый уровень самооценки, если Вы будете постоянно повторять негативные высказывания по поводу себя и своих способностей. И неважно говорите ли Вы о своей внешности, карьере, личных отношениях, финансовом состоянии или любых других областях Вашей жизни, избегайте саморазрушительных комментариев. Коррекция самооценки напрямую связана с Вашими высказываниями о самом себе.

        4. Поверьте в себя. Постарайтесь поверить в себя безо всяких условий. Просто поверьте, что Вы способны сделать абсолютно всё. Ведь каждую трудную проблему можно разбить на маленькие части несложных последовательных действий и просто выполнить их. Таким образом, любая проблема решится, а Ваша самооценка поднимется. Главное – хорошо знать, куда идти, и начать это движение, несмотря ни на что!

        5. Принимайте все поздравления и комплименты ответным словом «спасибо». Когда Вашим ответом на комплимент звучит типа: «да так, ничего особенного», в этот момент Вы как бы отклоняете этот комплимент в сторону и вместе с этим отправляете себе сообщение, содержанием которого является о том, что Вы не достойны похвал и комплиментов, и тем самым сами себе формируете заниженную самооценку. Поэтому принимайте комплименты и похвалы, не занижая свои достоинства.

        6. Проговаривайте аффирмации (утверждения). Это поможет Вам повысить самооценку. Прикрепите к какому-нибудь часто используемому предмету, например, это может быть пластиковая карточка или кошелек следующее утверждение: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина (привлекательный парень) и заслуживаю в жизни все самое лучшее». Пускай это утверждение всегда будет вместе с Вами. Повторяйте аффирмацию несколько раз в течение дня. Особенно это нужно делать перед сном и после того, как Вы проснулись. Каждый раз, когда Вы скандируете утверждение, почувствуйте прилив положительных эмоций в отношении утверждения. Таким образом, эффективность воздействия на подсознания будет в значительной мере усилен.

        7. Посещайте семинары, читайте книги, слушайте аудио, смотрите видеозаписи, посвященные повышению уровня самооценки. Любая информация, которая проходит через Ваше сознание, распускает в нем свои корни и влияет на Ваше дальнейшее поведение. Преобладающая информация оказывает существенное влияние на все Ваши поступки преобладающим образом. Если Вы смотрите новости, негативные передачи или читаете в газетах криминальную хронику, тогда велика вероятность, что Ваш настрой будет склоняться в пессимистическую и циничную сторону. Все то же самое происходит и с хорошей информацией. Если Вы начнете читать книги или прослушивать программы, которые содержат позитив, то они вполне способны повысить Вашу самооценку прямо вверх до самого потолка, так как Вы будете приобретать самые лучшие качества от них.

        8. Окружите себя позитивными и уверенными в себе людьми, которые готовы Вас поддержать в любую минуту. Когда Вы общаетесь с негативными людьми, которые только и дело, что и Вас подавляют и Ваши идеи, Ваша самооценка резко падает вниз. С противоположной стороны, когда Вас принимают таким, каков Вы есть и за это поощряют, Вы чувствуете себя великолепно, и Ваша самооценка растет с бешеной скоростью.

        9. Составьте список Ваших успехов. Список не обязательно должно состоять из супер достижений. В списке могут включаться маленькие победы, например: научились плавать или кататься на коньках, сдали экзамен на водительские права, начали регулярно заниматься спортом и так далее. Каждый день просматривайте этот список. Читая о своих достижениях, закройте глаза и постарайтесь снова почувствовать удовлетворение и ту радость, которую Вы тогда испытали.

        10. Составьте список Ваших положительных качеств. Вы щедры, честны, бескорыстны? Вы полезны для окружающих людей? Креативны? Относитесь к себе с благосклонностью и запишите минимум 25 своих положительных качеств (Вот Вам статья в помощь — Определяем сильные и слабые стороны). С этим списком, как и с предыдущим, тоже важно просматривать его как можно чаще. Большинство людей сосредотачивают свое внимание на своих недостатках, слабых сторон, подкрепляя тем самым и без того заниженную самооценку, и потом удивляются и спрашивают себя, почему в их жизни все не так, как хотелось бы. Начните фокусироваться на своих сильных сторонах, на своих достоинствах, и у Вас появится намного больше шансов для достижения желаемых результатов.

        11. Начните больше отдавать другим. Я не имею в виду деньги. Здесь имеется в виду отдача самого себя в виде конкретных действий, поступков, которые могут помочь другим людям или позитивное высказывание о других людях, поощрения их. Когда Вы начинаете что-то делать для других, Вы начинаете чувствовать свою значимость, ощущать себя более ценной личностью, а Ваша самооценка вместе с настроением повышается.

        12. Найдите себе дело, которым Вам нравиться заниматься. Тяжело испытывать относительно себя позитивные эмоции, если Вы днями прозябаете на ненавистной Вам работе. Самооценка повышается, когда Вы посвящаете себя той деятельностью, которая доставляет Вам несравнимое удовольствие и дает Вам возможность почувствовать себя наиболее ценными. Даже если сейчас Ваша работа Вас устраивает, Вы можете посвятить все свое свободное время своим увлечениям, которые радуют Вас.

        13. Будьте себе верны. Живите только своей жизнью. У Вас никогда не получиться заставить себя уважать, если Вы не будете жить так, как Вам того хочется. Если Вы принимаете решения на основе одобрений Ваших родственников и друзей, значит Вы не верны самому себе и у Вас всегда будет низкая самооценка.

        14. Действуйте! Вы никогда не разовьете в себе высокий уровень самооценки, если будете лежать на диване и не принимать вызовы, которые перед Вами возникают. Когда Вы активно действуете, Ваше чувство самоуважения растет вне зависимости от полученного результата. Когда Вы действуете, Вы испытываете более приятные чувства по отношению к самому себе. Когда же Вы тормозите с действиями из-за неуверенности, сомнений, страха или какого-то другого беспокойства, Вы будете испытывать лишь расстройство, разочарование и другие плохие чувства, что, обязательно, приведет к снижению личной самооценки.

        Вы уникальный человек, с невероятно огромными возможностями и потенциалом. По мере роста Вашей самооценки, Ваши истинные уникальные способности начнут раскрываться. Вы станете принимать на себя большие риски и при этом не бояться отказа; Вы перестанете ориентироваться на одобрение окружающих людей; Ваши взаимоотношения улучшаться и будут гораздо полезней и для Вас, и для других; Вы будете заниматься тем, что доставляет Вам радость и удовлетворение. Самое важно в том, что высокая самооценка принесет Вам душевную гармонию, спокойствие, и тогда Вы действительно по-настоящему адекватно оцените самого себя.

        Думаю, в этой статье я ответил на вопрос: как повысить самооценку. Если Вам есть что добавить или Вы хотите поделиться своими наблюдениями, то снизу есть формочка для комментариев. Пишите не стесняйтесь, ведь это тоже может повысить Вашу самооценку.

        www.worldmagik.ru

        Как провести самооценку учащихся

        Думаю, я не открою Америку, если скажу, что каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы проводить уроки максимально интересно. От этого зависит эффективность урока, внимание учеников и ваша моральная удовлетворенность от своей профессии 🙂 Уровнем вашего проведения урока, его содержательной и методической частями, интересным содержанием и атмосферой сосредоточенности на текущей теме, определяется качество подготовки учащихся по вашей дисциплине. Для того чтобы эти уровень и качество были на достаточно высоком уровне, необходимо, чтобы вы в процессе подготовки урока постарались сделать его своего рода произведением, со свойственными каждому произведению идеей, завязкой, кульминацией и развязкой.

        Как же сделать, чтобы урок не только преподнес учащимся определенные знания и умения, но и вызывал у учащихся подлинный интерес, искреннюю вовлеченность в учебный процесс, сформировал творческое начало? Советы и рекомендации, изложенные ниже, помогут вам в подготовке такого урока.

        Готовясь к уроку (при написании плана урока), нужно четко определить и сформулировать тему урока. Потом нужно определиться с ведущими тематиками, на которые будет опираться данный урок, и обозначить ту часть учебного материала, которая может быть использована в дальнейших уроках — определить перспективность развития данной темы. Обязательное определение и четкая формулировка для учителя и отдельно для учащихся целевую постановку данного урока — нужен ли он? Также необходимо прописать обучающие, развивающие и воспитательные функции данного урока.

        Планировка учебного материала

        Находим литературу по теме, если материал новый для учащихся необходимо найти полную информацию — вузовский учебник, первоисточник (монография), научно-популярное издание, энциклопедическое издание. Из доступного материала отбираем только тот, который наиболее просто и доходчиво объясняет тематику урока.

        Лучше всего делать подборку учебных заданий по следующим критериям:

      • обучение новому материалу
      • воспроизведение
      • применение полученных знаний в новой ситуации
      • применение полученных знаний в незнакомой ситуации
      • творческий подход

      Учебные задания необходимо упорядочить, лучше всего для учащихся будет подборка — «от простого к сложному».

      Составление трех наборов заданий:

    • задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;
    • задания, помогающие осмыслить материал учащимися;
    • задания помогающие закрепить материал.
    • Хороший урок должен содержать задания и материал, которые могут вызвать изумление, восторг, удивление учеников. Это может быть интересный факт, удивительное открытие, познавательный опыт, нестандартный подход к уже существующим и кажущимся обычными ситуациям. Посёрфите Интернет, поспрашивайте своих коллег на форумах и тематических сайтах. Наверняка найдете что-то интересное.

      После того как нужный и интересный материал найден, нужно его правильно сгруппировать, продумать последовательность работы с ним, подготовить к уроку. Необходимо найти именно такую форму преподнесения материала, которая вызовет активную работу на уроке, исключит пассивное восприятие нового.

      Планировка контроля деятельности и занятости учеников на уроке

      При подготовке урока вам нужно решить для себя: что контролировать; как контролировать и как использовать результаты контроля. Не забывайте, что чем чаще контролируется работа учащихся, тем легче увидеть ошибки и затруднения, и показать, что вы, как учитель, всерьез заинтересованы их работой.

      Перед началом урока нужно подготовить все необходимые для урока наглядные пособия, приборы, дополнительную литературу и т.д. Материал можно записать заранее (скажем, на перемене или если есть «окно» перед уроком) на классную доску в виде схем, таблиц или структурированного конспекта, с выделением особо сложных или значимых пунктов.

      Подготовка домашнего задания

      Не забудьте заранее продумать домашнее задание. Старайтесь соригинальничать, придумайте эмпирические задания, для выполнения которых ребятам нужно будет использовать не только учебники, а, к примеру, опросить домашних или экспериментировать с домашними вещами. Подготовьте рекомендации для выполнения домашнего задания и дополнительный материал для домашнего изучения.

      Ну и конечно же, не мне вам говорить, что для правильно спланированного, хорошего урока нужно составить конспект урока. Не расстраивайтесь, если вы не уложитесь в намеченный план. Просто проанализируйте урок после его проведения и решите, на что лучше делать акцент, а что — не так уж и важно.

      sites.google.com

      Как привлечь волонтеров? Как набирают волонтеров?

      В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное — ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело. Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении.

      Обычно привлечение волонтеров происходит через:

      lОбъявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки).

      lНаборы из групп клиентов или участников тренингов.

      lНаборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.

      lПроведение всевозможных акций.

      lПриглашения через друзей и близких.

      Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть несколько «вкусных наживок» для молодежи:

      2.Общение и времяпрепровождение.

      3.Карьерный рост и улучшение своего социального положения (ты будешь круче других).

      4.Слава и известность.

      6.Дух свободы: приходи, не понравится — уйдешь!

      7.Опыт предыдущих: показать, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще круче.

      8.Внедренная мысль о том, что если ты не волонтер — с тобой что-то не так.

      Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть позже, когда люди уже включаются в деятельность.

      Как удержать волонтеров?

      nДоверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.

      nКарьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.

      nПонимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.

      nНовая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.

      nПерспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.

      nПоощрения (см. ниже).

      Какие существуют способы поощрения волонтеров?

      lПохвала. Но помните, что главное в похвале — своевременность и объективность, иначе она становится лестью.

      lДоска почета на видном месте.

      lБлагодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.

      lЛичная благодарность от известного человека (представителя администрации города или звезды).

      lПрисвоение очередного звания, должности.

      lЗнак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.

      lПредставительство на конференции, выставке.

      lМатериальное вознаграждение (денежная премия или подарок, например, плеер, с дарственной надписью).

      lНаем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.

      lДопуск до ресурсов (компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, видеокамера).

      lПоручение ответственных работ.

      lПубличное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или вручение чего-либо при большом стечении народа.

      studfiles.net

      Профориентационная работа в школе (методические рекомендации)

      Цели и задачи профориентационной работы.

      Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

      В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

      Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

      Цели

      • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
      • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
      • Задачи:

        • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
        • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
        • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
        • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
        • Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

          Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

          Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

          Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

          Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

          Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

          С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

          1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

          5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

          8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

          10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

          Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

          Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

          С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

          Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

          Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

          Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

          заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

          • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
          • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
          • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
          • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-
          • тирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
          • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
          • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
          • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
          • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
          • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
          • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
          • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).
          • Выполняющие рекомендации координатора:

            Классный руководитель:опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

            • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
            • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
            • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
            • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
            • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
            • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
            • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родите
            • лей по проблеме самоопределения;
            • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профиль
            • ному и профессиональному самоопределению;
            • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профес
            • сиональных учебных заведений.
            • Учителя-предметники:

              • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
              • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще
              • трудовые, профессионально важные навыки;
              • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
              • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
              • Библиотекарь:

                • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
                • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
                • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
                • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
                • Социальный педагог:

                  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
                  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
                  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
                  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
                  • Школьный психолог:

                    • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
                    • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
                    • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
                    • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
                    • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
                    • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
                    • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
                    • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
                    • создает базу данных по профдиагностике.
                    • Медицинский работник:

                      • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
                      • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
                      • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
                      • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
                      • Направления и формы работы.

                        Организационно-методическая деятельность

                        • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
                        • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
                        • Работа с учащимися

                          • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
                          • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
                          • Анкетирование
                          • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
                          • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
                          • Работа с родителями

                            • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
                            • лектории для родителей.
                            • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
                            • анкетирование родителей учащихся;
                            • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
                            • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
                            • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
                            • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
                            • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
                            • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
                            • Как оценивать эффективность профориентации школьников

                              К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

                              • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
                              • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
                              • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
                              • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
                              • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
                              • Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

                                В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

                                • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
                                • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
                                • Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

                                  xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                                  Как провести празднование 8 марта в старших классах?

                                  В 2018 году к Международному женскому дню во многих школах проходят праздничные вечера. Предлагаем один из вариантов проведения такого праздника в честь Международного женского дня для учащихся старших классов школы.

                                  Сценарий 8 марта 2018 года для старшеклассников

                                  Праздник начнется с выступления ведущего. Он поздравит с праздником учителей и школьниц.

                                  – Милые девочки, добрые, верные!

                                  С новой весною вас, с каплями первыми!

                                  Мирного неба вам, солнца лучистого,

                                  Счастья заветного, самого чистого!

                                  Много в вас ласки, тепла, доброты, –

                                  Пусть исполняются ваши мечты!

                                  Затем по сценарию празднования 8 марта для старшеклассников будет разыграна сценка. На сцену выйдут три молодых человека.

                                  – Ребята, а кто из вас сегодня сделал что-нибудь хорошее в честь женского праздника? – спрашивает один.

                                  – Я надел новый костюм, галстук и… вымыл руки!

                                  – Я решил задачу по физике сам, а не списал у соседки по парте!

                                  – А я сегодня на перемене не толкнул ни одной девчонки!

                                  – Действительно, на какие только подвиги и жертвы не идем мы ради прекрасного пола!

                                  – Мы все готовы славить вас

                                  Сегодня, в праздничный сей час!

                                  Готовы мы колена преклонить

                                  Пред вами, девушки,

                                  И дружно в классе жить.

                                  – Коль будете в учебе помогать:

                                  Подсказывать, ну и давать списать!

                                  Сценка на этом заканчивается, парни, раскланявшись, уходят, а ведущий продолжает:

                                  – Сегодня нам предстоит раскрыть таланты наших девочек, оценить их привлекательность и очарование, юмор и находчивость.

                                  Начнется конкурс, участницам которого нужно будет спеть песню, исполнить танец, в течение 3 минут без перерыва говорить по телефону, пригласить кавалера на свидание без слов – с помощью только пантомимы, определить на ощупь, с закрытыми глазами виды круп (гречку, перловку, манную крупу и др.).

                                  Можно провести викторину, участницам которой нужно ответить на вопросы: «Сколько стоит литр молока, килограмм докторской колбасы, булка хлеба, пачка стирального порошка, детские колготки? и т. п.».

                                  Можно также провести конкурсы: «Угадай фильм», «Угадай песню», «Угадай артиста» и т. д.

                                  Сценарий праздника на 8 марта для старшеклассников также может включать конкурс будущих мам: девочкам нужно будет запеленать куклу, разложить коляску-трансформер, покормить «малыша» и спеть ему колыбельную.

                                  Все выступления оцениваются по десятибалльной системе, лучшим участницам жюри присуждает первое, второе и третье места. После подведения итогов пройдет награждение победительниц, вручение приза зрительских симпатий и памятных подарков всем участницам.

                                  Затем на сцену снова выходят мальчики.

                                  – Сколько у нас талантливых девушек, сколько звезд! Они не только среди победительниц.

                                  vstretim-prazdnik.com

                                  Пособие для учащихся «Как провести опрос потребителей для проекта»

                                  Описание презентации по отдельным слайдам:

                                  Как провести опрос потребителей Автор: Пародина Ольга Александровна, учитель технологии МБОУ Школа № 42 г.о. Самара Полезные советы для учащихся

                                  Опрос Для проекта В некоторых проектах, для выяснения целей проектирования, необходимо проводить опрос потенциальных потребителей. Процедура эта не сложная, но трудоемкая. План работы прост: составить вопросы для анкеты; провести опрос; обработать результаты опроса; сформулировать выводы.

                                  Опрос Для проекта План простой, а беготни много. Для полноценного опроса потребителей необходимо опросить хотя бы 100 человек. Для учебного проекта учителя разрешают опросить минимум 30 человек. Возникает вопрос: Как это реально сделать?

                                  Как это реально сделать? Первый способ: Раздать бумажные анкеты людям, пусть заполняют. Потом собрать все анкеты. Недостатки этого способа: Слишком большие затраты на бумагу и краску для принтера. Где найти столько народу и времени, чтобы оббежать каждого? Плюсы: возможность личного общения.

                                  Как устранить недостатки? Для этого существует второй способ: Составить анкету в Google формах. Опубликовать ее в Интернете. Предложить друзьям ответить на вопросы анкеты. Плюсы этого метода: На заполнение такой анкеты уйдет не более 2 минут, поэтому найдется много желающих помочь вам в этом вопросе. Программа сама составит вам отчет по данному опросу и выведет диаграммы по каждому вопросу.

                                  С чего начать? Если у вас уже есть свой аккаунт на Google, то просто зайдите в приложения Google и выберите Формы. Если же Вы не зарегистрированы на Google, то следующие слайды для Вас.

                                  Шаг 1 Войдите в Интернет, наберите в поисковой строке: https://accounts.google.com Зайдите по ссылке. В открывшемся окне заполните поля регистрации. После того, как вы получите подтверждение регистрации аккаунта можете пользоваться приложениями Google.

                                  Шаг 2 В приложениях Google надо открыть «Другие сервисы Google» В разделе «Для дома и офиса» выберите «Формы»

                                  Шаг 3 Заполните шаблон формы: Напишите название анкеты Впишите вопрос Установите варианты ответов, впишите варианты ответов Нажмите кнопку «Готово» Для добавления следующего вопроса нажмите «Добавить элемент»

                                  Шаг 4 После того, как все вопросы и варианты ответов внесены в форму, можно заняться дизайном. В строке Меню выбрать «Сменить тему». В открывающемся окне подобрать подходящее оформление.

                                  Шаг 5 После того, как анкета полностью готова, щелкаем на кнопку «Отправить» В открывшемся окне ставим галочку – Короткий URL Этой ссылкой можно поделиться в Интернете

                                  Получение результатов По мере того, как на вопросы вашей анкеты будут отвечать респонденты, у вас будет автоматически формироваться отчет о полученных ответах (Меню/просмотреть ответы) Можно увидеть диаграммы на каждый вопрос (Меню/ответы/сводка ответов)

                                  Подведение итогов Теперь, получив столь ценный материал без особых хлопот, можно делать выводы и составлять техническое задание на проектирование. Желаю удачи в работе над проектом!

                                  Как провести опрос потребителей Полезные советы для учащихся Автор: Пародина Ольга Александровна, учитель технологии МБОУ Школа № 42 г.о. Самара САМАРА, 2016

                                  Номер материала: ДБ-138844

                                  Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

                                  Не нашли то что искали?

                                  Вам будут интересны эти курсы:

                                  Вы первый можете оставить свой комментарий

                                  Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

                                  Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

                                  Сертификат о создании сайта

                                  Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

                                  Грамота за использование ИКТ в работе педагога

                                  Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                                  Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

                                  Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

                                  Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

                                  Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                                  Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

                                  Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                                  Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

                                  Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

                                  Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                                  Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                                  214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

                                  infourok.ru