Формирование имиджа и влияние массовой коммуникации на сознание

Роль «Я-концепции» в формировании имиджа. Формула самооценки Джеймса. Четыре мини-технологии самопрезентации. Приёмы создания внешнего облика телеведущего. Социально-психологические механизмы влияния массовой коммуникации на групповое и массовое сознание.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.

Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Средства массовой коммуникации как фактор социализации и результат воздействия на сознание аудитории. Результаты воздействия массовых коммуникаций. Средства массовой информации и информационные потребности. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.

Понятие и сущность массовой коммуникации, ее основные виды и функции. Роль средств массовой коммуникации в формировании личности. Особенности влияния негативной информации на психическое здоровье детей. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.

Внешние и внутренние факторы формирования имиджа. Формирование внешнего облика студента. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. Психологические особенности имидж-профиля студентов вуза. Принципы и технологии формирования имиджа.

Понятие и сущность массовых коммуникаций. Основные психологические характеристики массовой коммуникации. Распространение информации с целью воздействия на мнение и поведение людей. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология.

Структура больших социальных групп, их виды и социально-психологические механизмы: групповое сознание, обычаи, традиции, заражение, внушение. Публика и масса как субъекты внегруппового поведения. Основные социально-психологические механизмы общения.

Имидж — вид психического образа, фактор продуктивной политической коммуникации. История формирования имиджа политического лидера, современные исследования. Составляющие аспекты политического имиджа: концептуальный, интерактивный, лидерский, атрибутивный.

Способность организовывать общественное мнение как одна из основных функций массовой коммуникации. Влияние материалов сексуального характера в средствах массовой коммуникации (СМК). Эмоциональные и другие последствия сообщений СМК с элементами агрессии.

Сознание человека: понятие, история, сущность. Массовое сознание: понятие, способы формирования. Современные средства массовой информации: понятие, история развития, основные виды и функции. Главные проблемы манипулирования массовым сознанием.

Специфика и тенденции массовой культуры, анализ ее основных аспектов. Понятие массовой культуры и ее структура, проблемные аспекты влияния средств массовых коммуникаций на сознание подрастающего поколения. Опасность информационных средств для школьников.

Феномен массового сознания и его специфические черты. Психологическое воздействие на сознание аудитории через формирование общественного мнения. Методы и механизмы пропагандистского поведения, использование подражания. Сущность общественного мнения.

knowledge.allbest.ru

Теория личности Уильяма Джеймса

Уильям Джеймс (William James) — американский психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

По мнению американского психолога Уильяма Джеймса, человек обладает непрерывным мышлением и селективным сознанием. Под селективностью он понимал то, что наше сознание всегда интересуется одной частью предмета больше, нежели другой. Именно такой психологический механизм лежит в основе нашего внимания и формирования привычек.

Прежде чем опыт будет пережит, ему нужно уделить внимание. Мой опыт — это то, на что я согласился обратить свое внимание. Мое мышление и ум формирует то, что я заметил.

Привычка это автоматический ответ на усвоенный опыт. Привычка отличается от инстинкта тем, что может сознательно изменяться.

У. Джеймс постулирует, что вся наша жизнь — это сумма привычек: практических, интеллектуальных, ментальных. Привычек, организованных в систему и, на определенном уровне, формирующих нашу судьбу.

Прежде чем человек примет какой-либо опыт или идею, необходимо выполнение двух критериев, двух видов потребностей:

  • Во-первых, теория должна быть интеллектуально воспринимаемой, то есть логически гладкой.
  • Во-вторых, опыт должен быть эмоционально приемлемым, побуждать нас думать и действовать удовлетворительным и допустимым для нас способом.
  • Чувство рационального — это эмоциональная нагрузка, сопровождаемая оцениваемую идею прежде, чем мы принимаем или не принимаем ее.

    О чем бы не думал человек, в то же время он всегда, в той или иной степени, будет осознавать самого себя, свое личное существование. Это осознание участвует в принятии жизненно важных решений в каждую минуту времени. Осознаваемая информация является частью нашей личности и не может рассматриваться отдельно от опыта человека.

    Составные элементы личности

    • Физическая личность — это наши части тела, одежда, семья (отец, мать, жена, дети), дом, произведения кровного труда.
    • Социальная личность — все люди имеют прирожденную склонность производить впечатление и обращать на себя внимание других. Человек поддерживает и воспринимает столько социальных личностей, сколько признают в нем окружающие его люди. Мы совершенно разные перед родителями дома и сверстниками на дискотеке.
    • Духовная личность — это объединение отдельных состояний сознания, некоторых духовных свойств и способностей.
    • Формула личности по У. Джеймсу

      Сознание есть познание, а это и отношение, и поведение.

      psy-diagnoz.com

      84. Непроизвольное перемещение с основной деятельности на незначимые объекты называется .

      85. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей — это .

      86. Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется .

      87. Отражение в сознании изменений положения, которое объекты занимают в пространстве, есть .

      88. Отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым, называется

      89. Ощущение возникает на . стадии развития психики.

      90. Ощущением называется психический процесс, состоящий в .

      — обобщенном отражении предметов и явлений материального мира

      — целостном отражении объектов окружающего мира

      — опосредованном отражении отдельных свойств физического мира

      отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира

      91. Перечислены признаки: 1) признак сходства 2) признак контраста 3) признак пространственно-временных отношений 4) признак причинно-следственных отношений. Ассоциация — это связь между психическими явлениями по признакам

      92. По характеру решаемых задач выделяется . мышление.

      — дискурсивное и интуитивное

      — предметно-действенное и наглядно-образное

      — творческое и воспроизводящее

      теоретическое и практическое

      93. Понятия представляют собой .

      — форму мышления, в которой через слово отражается смысл рассматриваемого явления

      — выделенное из одного или нескольких суждений новое понятие

      — основную форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности

      отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления

      94. Свойство внимания, проявляющееся в скорости перевода его с одного объекта на другой — это .

      95. Свойство восприятия, проявляющееся в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими — это .

      96. Свойство речи, характеризующееся объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего — это .

      97. Сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется . порогом.

      98. Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его .

      99. Следующее определение внимания: «Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других» принадлежит .

      100. Соединение несоединимых в реальности качеств, свойств и частей предметов называется .

      101. Создаваемые в воображении образы желаемого, которые не противоречат реальной действительности и могут быть осуществлены — это .

      102. Создаваемые в воображении образы и мысли, несбыточные, противоречащие действительности — это .

      102. Сознательно воспринять предмет — это значит .

      — воспринять предмет или явление, находясь в сознании. т.е осознавая факт своего восприятия этого предмета

      — просчитать возможные последствия взаимодействия с этим предметом

      — воспринять предмет под углом зрения потребностей

      отнести воспринятый предмет к определенной группе классу предметов, обобщить его в слове

      103. Сосредоточенность и направленность сознания на реальном или идеальном объекте при одновременном отвлечении от всего остального называется .

      104. Суждения могут быть .

      — индуктивными и дедуктивными — конкретными и абстрактными

      — прямыми и косвенными — истинными и ложными, общими.

      частными и единичными

      105. Такие психические явления как память, мышление и речь относятся к .

      106. Творчество — это особый психический процесс, результатом которого являются .

      — высокий уровень умственной активности

      — нахождение искомого результата

      новые материальные и духовные ценности

      107. Типизация как механизм воображения — это .

      — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение его отдельных частей

      выделение существенного, повторяющегося в однородных образах

      — «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств

      — отдельные сливающиеся представления, при которых различия сглаживаются, a черты сходства выступают четко

      108. У людей наблюдаются нарушения восприятия цвета, формы, размера, пространства и времени вследствие .

      109. Условие, обеспечивающее эффективность произвольного запоминания и проявляющееся в чёткой постановке задачи запомнить материал точно, полно и последовательно — это .

      — значимость материала для личности

      — активная мыслительная деятельность

      110. Человек овладевает словесно-логическим, понятийным мышлением в . возрасте.

      111. Эффект Зейгарника — явление, характеризующее влияние на процессы памяти .

      — объема сохраняемой информации — эмоций

      — перерывов в деятельности — незавершенности деятельности

      1. Автор закона развития, эпигенетического принципа, согласно которому на каждом новом этапе развития человека, возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях развития .

      2. В отечественной психологии личность — это .

      — человек как единичное природное существо- представитель вида

      — субъект деятельности, активный преобразователь окружающего мира

      — человек, характеризующийся своими отличиями от других людей

      человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений

      3. В центре … проблема становления личности, необходимость творческой самореализации.

      4. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам .

      5. Динамику психической жизни определяет .

      — направленность личности — эмоциональность

      6. Из перечисленных определений соответствует понятию воля следующее .

      — умение тормозить чувства, действия, мысли, мешающие осуществлению принятию решения

      — умение мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей

      — способность контролировать эмоциональную сферу

      сознательное регулирование человеком психики и поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

      7. Индивидуальность личности — это .

      — психическое свойство человека, определяющее его личный неповторимый тип поведения

      — яркая неповторимая личность, наделенная высокой самооценкой

      — свойство личности, не укладывающееся в ту или иную объяснительную схему

      своеобразие психологических свойств человека

      8. Крайние варианты нормы характера называются .

      9. Личностные свойства, обусловленные социально — это .

      studfiles.net

      В поисках формулы любви

      С любовью к себе человек не рождается. Между тем психологии известно: чувство это очень важное и во многом определяет наше поведение и отношение к другим людям. Так что же это такое?

    • Любовь к себе дает возможность принимать свои слабости и достоинства, не оценивая их, осознавать свою уникальность, понимая при этом, что ты несовершенен.
    • Уверенность в себе помогает преодолевать жизненные трудности. Она напрямую связана с нашей способностью действовать, принимать решения и быть ответственными за них.
    • Самооценка дает представление о наших возможностях, качествах и месте среди других людей.
    • Точного определения этого чувства нет ни в одном учебнике. Возможно, потому, что долгие годы психология изучала, а психотерапия лечила неудачников, невротиков, людей, неуверенных в себе. А позитивные чувства внимания не привлекали. В результате такие приятные и полезные вещи, как любовь к себе, самоуважение, хорошая самооценка и уверенность в себе, оставались в тени.

      Формулу любви впервые пытался вывести в конце XIX века американский философ и психолог Уильям Джеймс (William James). В работе «Принципы психологии» он описал «формулу любви к себе», или «формулу самооценки», – для него эти понятия были синонимами. Формула – это дробь, в числителе которой наши достижения, а в знаменателе – притязания, то есть цели, которые мы ставим перед собой. Когда дробь меньше единицы, мы чувствуем себя неудачниками, когда больше или равна ей – удовлетворены собой, любим себя. По Джеймсу, любовь к себе – это чувство, которое возникает при небольшой разнице между нашими притязаниями и реальными достижениями. Его формула и сегодня остается единственной удачной попыткой определить это чувство. Попробуем рассмотреть и описать его немного подробнее.

      Оценка со знаком «плюс»

      ЛУЧШЕ СМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СКВОЗЬ РОЗОВЫЕ ОЧКИ: ТОТ, КТО ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ СЛИШКОМ РЕАЛЬНО, ВСЕГДА ПРЕБЫВАЕТ В СОСТОЯНИИ ЛЕГКОЙ ДЕПРЕССИИ

      Интересно, что те из нас, кто слишком реально оценивает себя, всегда пребывают в состоянии легкой депрессии, а вот уверенно и спокойно ощущает себя тот, кто умеет поддерживать позитивные иллюзии, считает себя, например, более умным или сведущим, чем на самом деле. Американские психиатры Роберт Орнстейн и Дэвид Собель (Robert Ornstein, David Sobel) выяснили: когда о таком человеке говорят, к примеру, что он «скупой», «обаятельный», «властный», «остроумный» или «немного агрессивный», он скорее запомнит слова «со знаком плюс»: «обаятельный», «остроумный» и, возможно, «агрессивный». «Лучше несколько переоценивать себя и немедленно забывать вызывающие беспокойство характеристики, – утверждают исследователи. – Ведь наше представление о себе – всего лишь конструкция разума, и в наших же интересах, чтобы она доставляла нам как можно больше положительных эмоций».

      Понять, что такое любовь к себе, можно и от обратного. Что происходит с человеком, когда он себя не любит? Как складывается его жизнь, что он чувствует? «Как правило, такие люди небрежны в отношении своей внешности, склонны к самобичеванию: когда их обижают или обманывают, они думают, что заслужили это, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Они не занимаются своим здоровьем, не берут больничный, потому что уверены: заботиться о себе бессмысленно для такого человека, как я. Они без интереса относятся к работе, думая, что другого им просто не остается: ведь в жизни ничего приятного и интересного для них не происходит. Они уверены, что у них нет права на счастье, и потому живут, просто обеспечивая себе сносное существование, не приносящее особого удовлетворения». По мнению психотерапевта Татьяны Бедник, есть несколько явных признаков нелюбви к себе.

      Какими мы нравимся себе больше?

      Такими, как сегодня, или какими были в прошлом? Психологи канадского университета Ватерлоо Майкл Росс и Энн Уилсон (Michael Ross, Anne Wilson) провели исследование, в котором нашли ответ на этот вопрос. Оказалось, что себя нынешних мы считаем более умными, терпимыми, великодушными. Эти позитивные иллюзии помогают жить, любить себя и тех, кто нам дорог. Благодаря этому психологическому механизму, считают исследователи, мы спокойны и уверены, что стареем не напрасно и что каждый прожитый год – это шаг на пути нашего совершенствования.

      Критическое отношение. У Александра репутация отчаянного критика: во всех он находит и обличает недостатки. В действительности эти обвинения не любящего себя человека – лишь самообвинения. Ненавидеть себя слишком болезненно, он проецирует свои претензии на других и как бы «проветривает» свое раздражение.

      Сверхисполнительность. Переводчица Анна редко встает из-за компьютера раньше полуночи: она бесконечно правит уже готовые страницы, стараясь довести их до совершенства. Впрочем, такова она во всем: Анна старается любую работу выполнить идеально – ей это кажется совершенно необходимым для того, чтобы другие ее любили.

      Абсолютное соглашательство. Один из самых печальных способов устроиться в жизни – принять на себя роль всегда и для всех приятного человека. Такие люди никогда не бывают удовлетворены собой по-настоящему. Компромиссы – их постоянный удел. И все же они предпочитают такое состояние, поскольку альтернатива ему – полное одиночество.

      Преувеличение (хвастовство). 30-летнего Игоря многие считают излишне самоуверенным и самодовольным типом: не только знакомым, но и малознакомым людям он любит обстоятельно и со вкусом рассказывать о своих профессиональных и мужских успехах, завидных бизнес-знакомствах. Он может бесконечно перечислять свои достоинства – настоящие и мнимые. Он старается убедить в них других так навязчиво, что, похоже, убеждает и самого себя. Он думает, что любовь всегда чем-то обусловлена и, демонстрируя себя, словно покупает признание.

      Самоуничижение. Обратная ситуация: человек поддерживает уничижительный образ самого себя. Он надеется, что другие, «пожалев» его, не станут ждать от него слишком многого, удержатся от критики, а возможно, и проникнутся к нему симпатией. Это один из путей приспособиться к внутреннему чувству пустоты.

      Гнев. О 40-летней Зое справедливо говорят, что она способна устроить скандал где и с кем угодно. Но настоящая ее проблема в том, что она недовольна – ни собой, ни своей жизнью. Ощущение собственной неполноценности рождает чувство гнева. Когда гнев направлен на себя, мы чувствуем раздражение и подавленность. Гораздо безболезненнее изливать его на других.

      Цинизм и подозрительность. Марина не верит никому: она скрупулезно проверяет и магазинные чеки, и карманы своего 14-летнего сына. Ее проблема в том, что она проецирует на людей недоверие к самой себе. Нужно ли говорить, что чаще всего она ошибается в своих подозрениях!

      www.psychologies.ru

      / gosyyy / общая / 19 Психологическая хар-ка воли

      Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса.

      Психологическая характеристика воли.

      Характеристика волевого акта.

      Произвольная и волевая регуляция.

      Критерии и функции воли.

      Строение волевого процесса.

      Воля и принятие решений.

      Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с пре­одолением внутренних и внешних препятствий. Воля способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.

      По Вундту волевой процесс связан с аффективным процессом, однако стоит на одну ступень выше. Область управления аффективным процессом связана с волевым процессом. В основе волевых процессов лежат волевые мотивы, которые складывают из представлений — которые являются основанием – и элемента чувства – побудительная причина воли. ( охота волка – вид добычи – основание, голод — чувство).

      По Джеймсу понятие воли явлется основным понятием. Волевая активность есть условие личного выбора, сущность духовного я. Полноценное развитие личности есть воспитание воли. Джеймс определяет волевую регуляцию связывая её с вниманием, определяя её как сочетание внимания – фокусировки сознания, и усилия – преодоления отвлекающих факторов.

      Основные признаки волевого акта:

      а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

      б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

      в) усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, по­лучаемого в процессе и в результате его исполне­ния;

      г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на пре­одоление самого себя.

      Волю определяют по трем основным критериям :

      — феноменологическому критерию. Сам человек переживает волевой процесс. Для человека состояние волевого процесса переживается как целенаправленные действия. Как события собственного выбора.

      — Продуктивные критерии воли ( исполнительный)

      Оценить присутствие воли можно по результатм действия

      — Внешний критерий воли ( поведенческие критерии воли, мышечные усилия, концентрация зрения)

      Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению;

      Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

      Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

      Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

      Произвольная и волевая регуляция.

      Характерные черты произвольных процессов: 1. Произвольная реакция имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл); 2. Произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой (произвольно, когда представлено: расширение сосудов и звук, движения детей и сигнал об окончании; 3. Произвольная реакция формируется и проявляется только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой она является; 4. Произвольная реакция или не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору субъекта на другую с таким же жизненным значением, или (у человека), даже будучи вынужденной, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления. Произвольный процесс – ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата: процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею.

      Волевая регуляция поведения состоит в опти­мальной мобилизованности личности, концентрации активности в необходимом направлении. Возможность произвольно регулировать действие и психические процессы, подчиняя их своим созидательным решениям, также объясняется наличием воли.

      Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под действием контроля за его поведением со стороны общества, а затем – самоконтроля личности.

      Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности и в регуляции используется личностные средства.

      По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция — последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия. Иначе говоря, волевая регуляция — одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной мотивации, которой является самодетерминация.

      Волевым оно становится тогда, когда при недостатке побуждения (или его избытке) оно получает дополнительное побуждение (или торможение) от произвольно построенного процесса мотивации. Т.е. действие переосмысливается: теряя свой изначально утилитарный мотив, оно приобретает новый (дополнительный смысл). Мы поднимаемся на личностный уровень. Мотивы для создания дополнительного побуждения: мотивы компетентности, самоуважения, самооценки, этические, эстетические, идеологические. Необходимость произвольного изменения побудительности к одному из действий задается обществом. Эта общественная необходимость отражается только на уровне личности, т.к. только личность осуществляет себя через социальные отношения.

      Три ступени развития волевой регуляции: 1. Произвольные процессы. Складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных); 2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека; 3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

      В основных теориях воля понимается не как изначально данная человеку способность, а как способность развивающаяся, то возникает вопрос о критериях выявления воли или степени ее развития и об условиях, требующих проявления воли. Четыре типа критерия проявления воли: 1. В волевых действиях; 2. В выборе мотивов и целей; 3. В регуляции внутренних состояний человека, его действии и различных психических процессов; 4. В волевых качествах личности.

      · Выбор мотивов и целей;

      · Регуляция побуждений к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

      · Организация психических процессов в адекватную, выполняемой человеком деятельности систему;

      · Мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

      Главную психологическую функцию воли состав­ляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. дейст­вий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

      Волевые процессы бывают:

      · простыми — не связанными с борьбой мотивов, колебаниями при выбо­ре цели, способов ее реализации;

      · сложными — если человек достаточно долго не может определиться в целях, способах, результатах и

      состо­ит из двух этапов:

      · подготовительного — намерение, осознание цели, принятие решения, выбор средств и методов;

      · исполнительного — реализация поставленной цели.

      Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия (трудовая деятельность: многие действия не имеют прямого отношения к мотиву деятельности, но на основе смысла, как отношении цели действия к мотиву деятельности они получают жизнь в проявлениях человека). Изменение смысла: 1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности; 2. Через изменение роли, позиции человека; 3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие для человека имеет определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда: 1. Принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2. Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему; 3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

      Типы решимости по Джеймсу.

      Рас­сматривая процесс принятия решения, У. Джемс выделял несколько типов реши­тельности.

      Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие моти­вы начинают понемногу угасать.

      Если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого.

      Желая избежать неприятного ощу­щения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматиче­ски, то, что будет потом, в данный мо­мент его не заботит.

      Случаи нравственного пере­рождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внут­реннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей.

      Человек, не имея ни каких оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. Он усиливает мотив с помощью воли. Функции разума здесь выполняет воля.

      studfiles.net

      Формула любви к себе

      Формулу любви впервые пытался вывести в конце XIX века американский философ и психолог Уильям Джеймс (William James). В работе «Принципы психологии» он описал «формулу любви к себе», или «формулу самооценки», – для него эти понятия были синонимами. Формула – это дробь, в числителе которой наши достижения, а в знаменателе – притязания, то есть цели, которые мы ставим перед собой. Когда дробь меньше единицы, мы чувствуем себя неудачниками, когда больше или равна ей – удовлетворены собой, любим себя. По Джеймсу, любовь к себе – это чувство, которое возникает при небольшой разнице между нашими притязаниями и реальными достижениями. Его формула и сегодня остается единственной удачной попыткой определить это чувство. Попробуем рассмотреть и описать его немного подробнее.

      — Любовь к себе дает возможность принимать свои слабости и достоинства, не оценивая их, осознавать свою уникальность, понимая при этом, что ты несовершенен.

      — Уверенность в себе помогает преодолевать жизненные трудности. Она напрямую связана с нашей способностью действовать, принимать решения и быть ответственными за них.

      — Самооценка дает представление о наших возможностях, качествах и месте среди других людей.

      Вообще любовь к себе – это источник чувства самоуважения, основа нашей самооценки. Когда она чрезмерно низка, возникают самообвинения, неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Когда самооценка слишком завышена, а расхождение между притязаниями и реальными возможностями огромно, наше поведение становится неадекватным, нас преследуют эмоциональные срывы, чувство беспокойства.

      Интересно, что те из нас, кто слишком реально оценивает себя, всегда пребывают в состоянии легкой депрессии, а вот уверенно и спокойно ощущает себя тот, кто умеет поддерживать позитивные иллюзии, считает себя, например, более умным или сведущим, чем на самом деле.

      Понять, что такое любовь к себе, можно и от обратного. Что происходит с человеком, когда он себя не любит? Как складывается его жизнь, что он чувствует? «Как правило, такие люди небрежны в отношении своей внешности, склонны к самобичеванию: когда их обижают или обманывают, они думают, что заслужили это, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Они не занимаются своим здоровьем, не берут больничный, потому что уверены: заботиться о себе бессмысленно для такого человека, как я. Они без интереса относятся к работе, думая, что другого им просто не остается: ведь в жизни ничего приятного и интересного для них не происходит. Они уверены, что у них нет права на счастье, и потому живут, просто обеспечивая себе сносное существование, не приносящее особого удовлетворения». По мнению психотерапевта Татьяны Бедник, есть несколько явных признаков нелюбви к себе.

      Какими мы нравимся себе больше?

      Находясь в состоянии внутреннего конфликта с собой, мы бессознательно ищем механизмы психологической защиты, пытаемся противостоять враждебному миру или защититься от него. Но такая стратегия жизни лишь усугубляет проблему. У человека, который любит себя, доверяет себе, нет необходимости нападать или прятаться: спокойная уверенность дает возможность жить в мире с собой и другими.

      ivona.bigmir.net

      Презентация к уроку обществознания 10 класс по теме: Самооценка

      Презентация к уроку обществознания в профильном 10 классе к разделу Самопознание

      Просмотр содержимого документа

      «Презентация к уроку обществознания 10 класс по теме: Самооценка»

      Презентация по теме самооценка

      Что такое самооценка?

      Самооценка это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям , личностным качествам, а также к внешности .

      На что влияет самооценка :

    • на отношение человека к жизни
    • на его сферу интересов и будущие перспективы
    • на отношение окружающих
    • У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

    • самодовольство, которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
    • недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.
    • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
    • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
    • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
    • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
    • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
    • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

    обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.

    обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости

    стимулирует личность к развитию и совершенствованию

    отражающая (или сигнальная)

    отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий

    позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками

    помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру

    ВИДЫ И УРОВНИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.
  • Самооценка ребенка формируется под воздействием факторов:

    • влияние родителей, их оценка и личный пример;
    • средства массовой информации, информационные технологии;
    • социальное окружение;
    • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
    • воспитание;
    • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
    • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.
    • multiurok.ru