9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому

Часто можно услышать от родителей, что дети не помогают им по дому. Игрушки, раскиданные по всей комнате, горы немытой посуды и, как результат, ежедневные скандалы, наказания и слезы. Как добиться того, чтобы малыш самостоятельно, без понуканий помогал по дому? Когда нужно приучать детей к труду? В нашей статье вы найдете девять простых, но эффективных советов, как вырастить маленького помощника.

Начинаем с раннего детства

Лучше всего начинать приучение детей к домашним хлопотам с раннего детства. Обычно маленького ребенка даже заставлять не надо – он и сам стремится помочь маме помыть посуду, а папе – открутить болтик или забить гвоздь. К сожалению, родители начинают отмахиваться от ретивого помощника, мол, сами справимся. Стоит ли удивляться, если подросший ребенок на просьбу помочь будет отвечать отказом? Он ведь привык, что все по дому делается без его участия.

Уже в двухлетнем возрасте малыш может помогать маме, выполняя мелкие поручения. Какие же дела можно доверять детям в разном возрасте?

Двухлетний малыш способен выполнить любую простую задачу: принести маме книгу, перчатки или кошелек. В этом возрасте ему уже можно позволить самостоятельно надевать и снимать кофту и штанишки. Родителям следует объяснить ребенку, на каких полках лежат его вещи, чтобы он убирал их на свое место.

Ребенок уже может совершать и более сложную работу: разложить игрушки по своим местам, рассортировать носки по цвету, сложить грязную одежду в корзину. Также он поможет родителям вытереть пыль, накрыть на стол и разложить покупки. Самое главное – покажите малышу, что цените его помощь.

Теперь можно приучать ребенка регулярно наводить порядок в собственной комнате. Возложите на него следующие обязанности: уход за цветами в детской, ежедневная уборка кровати, сбор рюкзачка в детский сад. С семи лет разрешите ему выгуливать собаку на улице (если она не крупной породы) и приготовить обед, пусть даже это будут обычные бутерброды.

Если вам не удалось привить любовь к труду двухлетнему малышу, попробуйте приучить к чистоте младшего школьника. Не бойтесь опоздать. Читаем также: Почему ребенок должен помогать по дому?

Советы по воспитанию помощников

Наши рекомендации помогут взрослым правильно вести себя в процессе приучения ребенка к домашним хлопотам.

  • Делайте вместе. Пожалуй, самая распространенная фраза занятой мамы обычно звучит примерно так: «Иди поиграй, пожалуйста, я сейчас очень занята». Это является серьезнейшей ошибкой в важном процессе воспитания настоящих помощников. Не отмахивайтесь от малыша, занимайтесь домашней работой вместе. Пусть он останется с вами не кухне, дайте ему поучаствовать в замешивании теста, приготовлении салата или сервировке стола. Или положите игрушечную гладильную доску рядом с настоящей и «гладьте» вместе. Не разделяйте ваши домашние обязанности и общение с детьми. Например, убираясь вместе в детской комнате, расскажите небольшую сказку об игрушках, которые безуспешно искали свою любимую коробку, а нашли ее благодаря маленькому помощнику.
  • Хвалите малыша за помощь. Поощряйте волшебными словами, которые одинаково хорошо воспринимаю и дети, и взрослые: «Только ты сможешь выполнить эту работу по-настоящему хорошо!» Ребенок, понимая собственную уникальность и важность в процессе собирания фантиков или уборки пыли на полках, будет счастлив оказать вам помощь в том, что он, как известно, делает лучше всех. (Читаем также: Как правильно поощрять ребенка?)
  • Учитывайте желания ребенка. Замечайте склонности детей к какой-то конкретной деятельности. Некоторым нравится генеральная уборка по дому, другие же предпочитают убирать игрушки или переставлять книги, что требует сосредоточенности и скрупулезности. Пусть каждый малыш делает то, что он больше всего любит. Для достижения наилучших результатов сделайте список домашних заданий, соответствующих возрасту ребенка и его способностям, и позвольте ему выбрать, какие из них он бы хотел выполнить. Вы можете быть удивлены его выбором!
  • Убирайте весело. Даже скучную повседневную работу можно легко превратить в веселое занятие. «Укрощение» пылесоса в детской комнате, мытье посуды «волшебными пузырями» и поиски «сокровищ» в пакетах с продуктами, которые мама принесла из магазина. Даже простая домашняя работа может стать интересным приключением в жизни маленького ребенка.
  • Не ждите высокой производительности труда. Не ждите, что маленький ребенок сможет сразу выполнять домашнюю работу на «отлично». Поэтому не ругайтесь, если он разбил тарелку во время мытья, положил вилку в отдел для ложек или превратил ваш пол в корабельную палубу. Подготовьтесь к тому, что вам будет нужно многое переделывать после первых попыток маленького помощника. Если же у него что-то не получилось сразу, тактично объясните, как можно исправить ошибку. (Читаем также: Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?)
  • Будьте терпеливы. Если ребенку требуется много времени, чтобы выполнить поручение, не подгоняйте, не мешайте и тем более не ругайте за медлительность, иначе он может испугаться и откажется помогать в следующий раз. А если мама всегда будет заканчивать работу за детей, то они не поймут, как важно доводить начатое дело до конца.
  • Не наказывайте работой. Вы совершите большую ошибку, если будете рассматривать домашнюю работу в качестве наказания за проступок. Ребенок не должен считать, что убирает игрушки или моет посуду из-за того, что совершил сегодня что-то неправильное. Застилать кровать, мыть за собой посуду, раскладывать игрушки по местам нужно всегда, вне зависимости от его поведения.
  • Не платите за домашнюю работу. Никогда не награждайте детей деньгами за помощь по дому. Если вы хотите поощрить ребенка за отлично выполненную работу, сходите всей семьей в выходные в зоопарк, на каток или в цирк. Помните, что домашние обязанности не следует воспринимать как предмет торга. Они являются такой же естественной частью детской жизни, как игра, общение с приятелями и учеба. (Читаем также: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам)
  • Не делите работу на девчачью и мальчишескую. Часто происходит так, что девочки любят играть с техникой, а мальчишки предпочитают возиться на кухне. Поэтому не нужно делить домашние обязанности на две большие группы: для девочек и для мальчиков. И дочка, и сын должны убираться в комнатах, мыть посуду, пришивать пуговицы, ухаживать за растениями и даже уметь забивать гвозди.
  • Если вы разбрасываете свою одежду по квартире, не убираете посуду после обеда, не застилаете кровать по утрам, не надейтесь, что ваш ребенок вырастет трудолюбивым и аккуратным. Требуете, чтобы дети убирали за собой? Покажите им положительный пример!

    razvitie-krohi.ru

    Осознанное воспитание

    09 марта 2014 . Раздел Подросток

    Очень часто родители жалуются на нежелание своих детей помогать в домашних делах. Это печально. Конечно, даже в подростковом возрасте можно заставить своего ребёнка что-то делать по дому, но, к сожалению, именно заставить, используя определённые ограничения, запреты или обещая награду. Но выполнять работу он будет очень неохотно, возможно, даже не очень качественно, воспринимая её как наказание. Но почему такое происходит?

    Виноват только ребенок, его природная лень, или что-то было упущено самими родителями? Если упущено, то когда, почему?

    Характер ребенка формируется в раннем возрасте. Тогда же формируется и его отношение к труду. Ему хочется во всём принимать участие, помогать, делать что-то полезное вместе с родителями. Конечно же, получается у малыша всё не так хорошо, как у взрослых. Он путается под ногами, что-то проливает, роняет, достаёт различными вопросами. Это отвлекает, тормозит процесс и даже иногда раздражает. Но именно в этот период нужно проявить максимум выдержки, не запретить, не отказаться от помощи, не отправить ребёнка играть, а терпеливо объяснять и прививать навыки.

    Позволить выполнить порученное ему дело и обязательно похвалить. Малыш должен получить удовольствие от работы, понять, что его труд необходим, полезен и оценен. Ребёнка, не приученного помогать по дому, будет очень сложно перевоспитать в дальнейшем. Разбрасывать игрушки, а потом и вещи станет для него привычным делом, а вот привычка убирать за собой и помогать родителям так и не сформируется.

    Если привычка помогать не сформирована с детства, тогда подростка нужно мотивировать. Например, ваш ребенок просит купить ему новую вещь, которую он выбрал на сайте http://ves4i.com.ua/. Попробуйте договориться с подростком, что купите ему эту вещь, если он до конца месяца будет поддреживать порядок в комнате, мыть полы во всей квартире или посуду (или же ваш вариант). Вещь, заработанная честным трудом, ценится подростком гораздо выше.

    Давить на подростка, а тем более корить его (читать нотации) нельзя, можно только договариваться. Учитесь считаться с ним, с его желаниями и потребностями. Время для нравоучений уже упущено. Сейчас время выстраивать партнерские доверительные отношения.

    www.kraskizhizni.com

    Ребенок не хочет помогать

    Одна знаменитая поговорка гласит: «До четырех лет ребенка воспитывают, а после – перевоспитывают». Многие навыки, которые нам хочется видеть у своих детей, нужно прививать еще в раннем детстве. За повседневными заботами мы не замечаем, как вчерашний новорожденный становится большим. У него есть характер, требования, притязания и желания.

    Слишком часто сын или дочь отказываются выполнять просьбы родителей, объясняя это всевозможными отговорками. Не хочу, не буду, не интересно, лень – вот неполный список причин отказа. А заодно и почва для очередной ссоры. Что делать, если ребенок не хочет помогать?

    Почему это происходит?

    • Как ни странно, но первая причина – недостаток внимания. Ребенок всеми доступными средствами старается обратить взоры взрослых на себя. А способы, вызывающие раздражение, самые действенные. Много ли родители занимаются своим чадом? Погруженные в работу или быт, они отталкивают ребенка.
    • Когда взрослые члены семьи заняты делами, что чаще всего слышат дети? «Уйди, не мешай, не крутись под ногами». Ребенок ощущает свою неприкаянность, ненужность. И чем чаще он слышит такие слова, тем сильнее убеждается в своей бесполезности, никчемности.
    • Нередко взрослые ставят под сомнение свои же слова. Это касается обещаний или посулов. Яркий пример, который автор видел собственными глазами: в магазине четырехлетний мальчик просит маму купить шоколад. Мама разрешает взять его с витрины. Семья доходит до кассы, где мама забирает шоколад и говорит, что покупать его не будет. Это как понимать? А если такие вещи происходят постоянно? Взрослых раздражает, когда у кого-то мнение меняется по десять раз в час. Что уж говорить о детях? У них возникает чувство неуверенности, недоверия.
    • Сколько раз в день ребенка хвалят? А упрекают? Чаша весов чаще склоняется в сторону упреков. Всегда проще увидеть плохое, чем хорошее. Обращая внимание на недоделки и недочеты, родители готовы ругать несколько раз в день. А вот похвалить забывают. Ребенок перестает верить в себя, считает, что он ничего не умеет и ни на что не годится.
    • Иногда родители требуют слишком многого. Некоторые просьбы детям не под силу выполнить просто потому, что у них не хватает навыка или знаний. Родителям сначала нужно убедиться, что задача ясна и нет никаких препятствий для ее выполнения.
    • Пример из жизни. По улице идет мальчик приблизительно четырнадцати лет от роду, рядом мама. У нее в руках тяжелый пакет из «Магнита». У сына – мороженое. Идут до машины, которая припаркована где-то далеко от входа в магазин. Мама семенит за сыном, сутулясь под тяжестью продуктов и постоянно приговаривая: «Надень кепку, голову напечет». Парень вроде здоровый, руки-ноги на месте. Почему не предлагает помощь? Видимо, потому, что мама переживает, что сыночек перетрудится, если поможет дотащить пакет. Излишняя опека рождает в детях уверенность, что без их помощи прекрасно обойдутся.
    • Как семья проводит свободное время? Просмотр телевизора и игра в компьютер или совместные поездки на природу и поход в театр? Пример родителей для ребенка очень показателен. Если отец «живет в планшете», а мать смотрит сериалы по телевизору, нет ничего удивительного в поведении ребенка. Он вечно будет сидеть за компьютером, отвечая отказом на все просьбы. Чтобы ребенок хотел помочь, он должен интересоваться чем-то кроме смартфона и планшета. «Помоги мне по хозяйству, пожалуйста, а вечером предлагаю вместе сходить в 3D-кинотеатр».
    • Теперь суммируем впечатления ребенка: недоверие к близким, унижение, низкая самооценка, ощущение собственной ненужности. Захочется ли помогать тем, кто вызывает такие эмоции?

      Теперь о рассуждениях взрослых. Многие родители расстраиваются, злятся на ребенка и на себя, если поведение чада не соответствует их ожиданиям. Почему на себя? Потому что считают, что они – горе-родители, которые совершенно не умеют воспитывать.

      Идеальных родителей, так же как и детей, не бывает. Достаточно всего лишь уважать друг друга и признавать в подрастающем поколении индивидуальность. Ругань не поможет. Действовать нужно всем дружно.

      Руководство к действиям

      В любом случае сначала нужно изменить собственное поведение.

    • Выделить для общения с ребенком больше времени. Отказаться от привычного просмотра телевизора в пользу прогулки или похода в цирк.
    • Перестать ругать сына или дочь по поводу и без. Познакомиться с их пристрастиями . Если их нет, помочь найти. Расширить кругозор подростка, показать возможности, отвлечь его от глупой и бесполезной траты времени.
    • Давая обещание или надежду, не забирать слов назад. Действия должны соответствовать словам. В противном случае доверия между родителем и ребенком никогда не будет.
    • Не скупиться на похвалу. Добрые слова, сказанные вовремя, обладают животворящей силой.
    • Детей младшего возраста проще всего вовлечь в игру. Поэтому работа по дому должна стать чем-то большим, чем просто обязанность. Можно устроить соревнование на скорость собирания игрушек в корзину. Засечь время и определить, кто быстрее чистит картошку – дочка или мама?

      Большой популярностью пользуется таблица дел. Лист бумаги разбивается на колонки по дням недели. Строчки – это дела, которые ребенок в силах выполнить. Вымыть посуду за собой, стереть пыль с полок, убрать игрушки, вынести мусор и забросить вещи в стирку вполне под силу пятилетнему ребенку. Если в семье несколько детей, будет гораздо проще устроить состязания. Когда маленький помощник справится с задачей, на таблице дел обязательно должен появиться значок, что дело выполнено. Его можно вырезать из самоклеящейся бумаги или купить в магазине наклейки с любимыми персонажами. Пусть ребенок сам выбирает понравившиеся изображения, клеит их на бумагу. Соревнования с поощрением будут веселее.

      Подростков такой игрой уже не соблазнишь, поэтому здесь нужно подойти к делу серьезнее. Обсудите с подростком его планы, интересы, пожелания. Уважайте интересы ребенка. Дождитесь момента, когда он захочет что-нибудь получить, попросить. После этого ненавязчиво намекните: «Я хотел бы помочь тебе, но пока, к сожалению, я не вижу с твоей стороны такого же желания». Подросток должен задуматься, понять, что взаимоуважение и взаимопомощь – укрепления, которые строят на обоих фронтах.

      Стоит сразу оговориться: нежелательно выращивать отношения на финансовой почве. Оплачивая помощь по дому, родители воспитывают маленького вымогателя. Есть дети, которые спокойно относятся к заработанному состоянию и не делают из домашнего труда карьеру. Но другие очень быстро выдвигают обратные условия: сначала деньги, потом помощь. Нет денег – нет помощи. Поэтому финансирование надо использовать с осторожностью.

      Со взрослыми детьми можно и нужно искать компромиссы. Сядьте за стол переговоров, обсудите взаимное недовольство, договоритесь вести себя по определенным правилам. Причем эти правила обсуждаются обоюдно для взрослых и детей. Определите срок, в течение которого жизнь пойдет по нововведенным законам. Когда это время пройдет, снова садитесь за переговоры. Все ли получилось, все ли довольны или есть претензии? Изменяйте условия, дополняйте договор новыми правилами.

      Ребенок должен активно обсуждать происходящее, понимать, что его мнение что-то значит. Пусть предлагает свои варианты. На каких условиях он согласен выполнять домашние дела, что хочет взамен. Пусть сам озвучит честное наказание за невыполнение договора. Родители тоже должны нести заранее оговоренную ответственность за свои слова. Ребенок должен научиться выдвигать предложения, соразмерные со здравым смыслом.

      Совместное обсуждение будет полезным для обеих сторон:

      • взрослый и ребенок научатся ладить, договариваться;
      • ребенок будет знать, что его мнение важно, что с ним считаются. Это поднимет его самооценку, поможет найти общий язык со взрослыми;
      • успешно решая одну проблему за другой, взрослый поймет, что он может быть прекрасным родителем, у которого с ребенком хорошие отношения.
      • Дети часто отказываются помогать родителям. Причины отказа кроются не в детской лени, а во внутрисемейных отношениях. Внимание взрослого, его сочувствие, понимание и доверие – это то, в чем нуждается каждый ребенок независимо от возраста. Когда родители будут участвовать в жизни ребенка, учитывать его потребности, тогда и ребенок станет помогать.

        onwomen.ru

        Почему дети подростки не помогают родителям?

        Ваш ребенок физически стал крепким и самостоятельным. Естественно, видя это вы ожидаете, что часть заботы о вашем общем жилом пространстве он возьмет на себя, однако ваши ожидания не находят реального воплощения. В чем же причины того, что ребенок не хочет помогать по дому? Попробуем разобраться.

        Дети не помогают неорганизованным родителям

      • Нельзя требовать от ребенка того, к чему он не приучен. Если вы никогда не приучали ребенка следить за собой, за своими вещами, не поддерживали детского рвения помогать маме, лишний раз оберегали детскую беззаботность – пожинайте плоды.
      • Если в вашей семье аккуратность не в чести. Если домашние вещи неопрятные и рваные, постель часто остается незастеленной целый день, а квартира нуждается в ремонте, тогда желание наводить порядок само собой пропадает.
      • Если вы не культивируете дома совместный труд, поддержку друг друга, то ребенок не будет видеть необходимости помогать родителям.
      • Дети не помогают непоследовательным родителям

        Если в семейном укладе нет логики и последовательности, то ребенок не сможет сделать вывод о необходимости помогать вам. Если приняты роли: мама-домохозяйка, папа-добытчик ребенок, не видя помощи по дому от отца, может предпочесть для себя его роль.

        Некоторые родители, не имея возможности обеспечить ребенку какие-то материальные блага, стараются компенсировать это, не загружая его своими просьбами.

        Похвала – главный мотив деятельности ребенка. Он не будет ничего делать, если его труд будет принят как должное и его действия не получат оценки. Непостоянные требования также не дают ребенку почувствовать необходимость в работе по дому. Если вчера нужно было застилать постель, а сегодня нет, вчера посуда осталась немытой на ночь, а сегодня ее нужно обязательно вымыть. При этом от ребенка требуют бросить все свои дела и сделать это немедленно. Если сама просьба о помощи выполняется в неприятной для ребенка форме, она вызывает у него протест.

        Дети не помогают мягким родителям

        Многие родители с самого детства отбивают у ребенка желание к деятельности. Начинается это еще тогда, когда ребенка не допускают до манипуляций с предметами, ограничивают его свободу, боясь, что он поранится, упадет, ударится. Позже, желая угодить ребенку, ему создают тепличные условия. Таким образом, в детях не развивают важнейшее жизненное качество, умение преодолевать собственную лень.

        www.happy-giraffe.ru

        Что делать, если ребёнок не хочет трудиться и учиться

        Успешно учиться, добиваться результатов в спорте и просто помогать родителям в домашних делах способен только трудолюбивый ребёнок. Человек, с детства привыкший трудиться, став взрослым, добивается того, чего хочет – высокого уровня жизни, уважения окружающих. Немаловажную роль играют здесь и способности, задатки ребёнка, но это ещё не всё, что нужно для успеха.

        «Без труда талант – это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся» — Роже Мартен дю Гар.

        К труду ребёнок приучается на примере родителей. Вы можете тратить много сил на то, чтобы объяснить ребёнку, почему нужно трудиться, заставлять его это делать, но если вы сами не отличаетесь трудолюбием, ребёнок так же не станет проявлять инициативу в деятельности.

        Активные, трудолюбивые, неунывающие родители подадут хороший пример ребёнку. Родители, которые постоянно жалуются на усталость и демонстрируют лень, воспитают в ребёнке те же качества.

        Что бы приучить наводить порядок, нужно показать, что это такое – порядок. Если с самого рождения ребёнок видит вокруг чистоту, видит, что для каждой вещи в доме есть своё место, для него это станет нормой жизни. Что видит человек с раннего детства, к тому и привыкает, а к чему привык, к тому и стремится.

        В два года ребёнка легко приучить к труду своим примером. Ребёнок копирует действия взрослого, подражает ему. В этом возрасте ему ещё неважно кому подражать – маме или папе. Сын или дочь потребует такую же как у мамы тряпку (когда она моет пол или вытирает мебель от пыли) и будет повторять действия мамы. Обязательно позвольте это малышу. Это очень важно для воспитания трудолюбия и для воспитания вообще.

        Ни в коем случае не поучайте и не делайте замечаний ребёнку, похвалите и поддержите его стремление трудиться. Пока для ребёнка это лишь игра, но она имеет большое значение для его развития. Вы вполне можете доверить двухлетнему ребёнку мытьё посуды, развешивание постиранного белья, перемешивание теста и т.д. Конечно, скорее всего, вам придётся переделывать всё после ребёнка или вытирать воду и грязь, которая останется после такой «уборки». Но исправлять работу ребёнка нужно обязательно тогда, когда он этого не видит, чтобы не обидеть его, не обесценить его труд. На это у вас уйдёт много сил и времени. Кажется, что лучше уж обойтись без такой «помощи» и сделать всё самой, но на самом деле эти затраты окупятся в будущем, когда вам не придётся тратить много энергии и сил на исправление характера ребёнка. Переучивать, перевоспитывать ребёнка намного труднее, чем приучить его к порядку с детства.

        Можно начинать прививать ребёнку навыки самообслуживания с того момента, когда он пытается делать это сам (примерно с одного года – двух лет): учить его самому умываться, надевать некоторые предметы одежды (штанишки, носочки например), убирать за собой игрушки. Не торопите ребёнка, пусть он делает всё в своём, комфортном для себя темпе. Что бы ребёнку проще было с этими задачами справиться, необходимо создать для него комфортные условия: детское полотенце повесить на уровне его роста, одежду положить тоже в пределах доступности, для хранения игрушек должны быть предусмотрены ящики, полочки, шкафчики. (Полочки или этажерки предпочтительнее, чем ящики, т.к. ребёнок видит сразу все игрушки и ему не приходится доставать их все, что бы найти нужную.) В этом случае у ребёнка не возникнет проблем с наведением порядка. Если вы покупаете ребёнку много игрушек, то разложить их по местам ему будет непросто. Лучше убрать часть игрушек в недоступное для ребёнка место (спрятать), оставив несколько штук. Тогда и с выбором и с уборкой игрушек проблем не будет. (Через некоторое время можно заменить несколько игрушек другими, ребёнок воспримет их как новые, ему будет интересно с ними играть.)

        Если ребёнок отказывается, не хочет убирать игрушки, не стоит наказывать его, угрожать, что вы их выкинете, так вы только отобьёте у ребёнка всё желание трудиться. В этом возрасте нужно превращать всё в игру. «Кубики хотят спать, давай уложим их в кроватку- коробочку», «Машинки поехали в гараж, мягкие игрушки запрыгнули на полочку и будут наблюдать за нами оттуда». Обязательно помогайте ребёнку в этой непростой работе. Для него это действительно не просто, ведь он не может пока долго удерживать внимание на одном деле, у него недостаточно для этого развита воля.

        От природы дети очень любознательны, они с рождения стремятся исследовать мир, им нравятся манипуляции с предметами. Поэтому, можно сказать, что желание трудиться в них заложено природой. Задача взрослых – не спугнуть это желание, не подавить инициативу ребёнка своими критическими замечаниями, слишком строгими требованиями. Для этого взрослому необходимо понимать, что ребёнок может сделать, какими возможностями он обладает в своём возрасте.

        С двух до пяти лет ребёнок может только играть, не способен трудиться по-настоящему, не понимает слово труд, для него это такая игра. Нет смысла объяснять ему, что каждый человек должен трудиться, внушать, что это вообще является необходимостью. Какие бы необходимые дела вы не поручали ребёнку, превращайте всё в игру.

        С пяти лет ребёнок способен понять слово «надо», но не стоит им злоупотреблять. Объяснения необходимости каких-то занятий годятся только для повседневных дел. Впрочем, если ребёнок приучен к режиму – обязательно каждый день чистит зубы в одно и то же время, сам одевается, сам складывает свою одежду и т.д., то вам не придётся напоминать что делать это Надо, ребёнок будет делать это «на автомате». Иначе дела обстоят с заданиями, которые ребёнок делать не привык, делает не каждый день. Если вы пытаетесь привлечь ребёнка к уборке квартиры, а он желания такого не изъявляет, лучше всего превратить это в игру, отметить привлекательные для ребёнка стороны дела. Например, щётка может ездить по ковру как уборочная машина, фрикадельки из фарша можно лепить как колобков из русской народной сказки и т.д. В этом возрасте у детей хорошо развито воображение, поэтому они и сами могут придумать интересный сюжет для скучной деятельности. Они могут становиться рыцарями, которые спасают квартиру от микробов, принцессами, которые учат слуг наводить порядок, феями, волшебниками, великанами, которым всё по плечу. Не обязательно подключать фантазию каждый раз, часто дети рады заняться домашними делами ради самой деятельности. Они наблюдают такие удивительные для них явления, делают свои маленькие открытия, исследуют окружающий мир. Им интересно как вода с моющим средством смывает грязь, как образуется пена, как меняется вид и консистенция продуктов, когда их смешивают. Если вы не делаете ребёнку замечаний по мелочам, терпеливо относитесь к несовершенству выполненного задания, подбадриваете ребёнка, восхищаетесь его работой, то у ребёнка всегда будет желание помогать вам в домашних делах.

        Дошкольники проявляют удивительную настойчивость и требуют для себя работы, хотят помогать родителям, делать то же самое, что родители, даже если взрослыми эта инициатива не поддерживается, а подавляется.

        Младшие школьники, неприученные к труду, чаще проявляют лень и упрямство и уже не изъявляют желания трудиться. У школьников появляется необходимость трудиться не только физически, но и умственно. Дети не хотят выполнять домашнее задание, а родители твердят, что делать это Надо. Из страха перед учителем, плохими оценками, осуждением сверстников, ребёнок «через не хочу» учит, решает, читает.

        Как же убедить ребёнка, что учёба очень важна для его будущего? У многих родителей сама собой напрашивается фраза «Не будешь учить, получишь двойку, станешь двоечником, ребята будут смеяться, пойдёшь работать дворником и т.д.» Но это тот же самый путь – путь страха. Есть другой путь – стремления к успеху. Родителям кажется, что они предостерегают ребёнка от неудач и направляют его к успеху, когда рисуют перспективы, ожидающие его, если он будет плохо учиться. На самом деле, запугивание неудачами малоэффективно, гораздо полезнее и приятнее показать ребёнку положительные результаты его стараний. «Выучишь стихотворение, получишь пятёрку, вот радости то у нас будет!», «Решишь сложный пример, представляю, как учитель удивится!», «Как приятно и спокойно идти в школу, когда знаешь, что все уроки сделаны» и т.д.

        Настраивайте ребёнка на позитив, подсказывайте, что хорошего произойдёт, если он будет трудиться, вместо того, чтобы предсказывать плохое, если он будет лениться. Можно обрисовать и далёкие перспективы: будут уважать одноклассники, поступишь в университет, найдёшь хорошую работу (это больше касается старшеклассников).

        Трудности у детей возникают с теми предметами, которые ребёнок плохо знает, плохо понимает. Поэтому, отношение к самому ненавистному школьному предмету у ребёнка может измениться, когда он разберётся в нём, поймёт его. Для этого конечно потребуется много сил и терпения от родителей и ребёнка, но это того стоит. Найдите хоть что-то привлекательное для ребёнка в его нелюбимом предмете. Например, если ему не нравится литература – читайте ему вслух самые увлекательные приключенческие романы, не нравится физика или химия – ставьте дома опыты (как это делать, легко можно найти в интернете), не нравится иностранный язык – переводите вместе тексты популярных песен. Проявите фантазию и найдите способ заинтересовать ребёнка. Помогите ребёнку разобраться с непонятным материалом, ему будет больше нравиться предмет, который он понимает, и бороться с ленью ребёнка вам не придётся.

        Что делать, если с раннего детства вы не приучили ребёнка трудиться и теперь приходится перевоспитывать его? Чем младше ребёнок, тем проще это сделать. Но и для подростка ещё не всё потеряно.

        Как приучить ребёнка к труду?

        1. Создайте тёплую атмосферу дома, доброжелательные взаимоотношения с ребёнком. Научить чему-либо, приучить, воспитать какие-то качества легче на основе добра, взаимопонимания. Вспомните свои реакции на просьбы людей, когда они звучат по-доброму и когда в приказном тоне. Какие из них больше хочется выполнить и в каком случае дела лучше получаются? Будьте вежливыми со своими детьми. Не забывайте благодарить за выполненную работу, не воспринимайте её как само собой разумеющееся. Хвалите за старания и за то, что хорошо получается. Как именно это делать читайте в статье «Как правильно хвалить ребёнка».

        2. Не поучайте и не критикуйте ребёнка по мелочам. Вспомните, как ваш ребёнок учился ходить, как неуклюже у него это получалось, как часто он падал. Вспомните, как вы радовались за него и подбадривали. Вряд ли вам тогда могло прийти в голову поучать его или критиковать. Если вашему ребёнку уже 15, и он учится чему-то новому, например, чистить картошку, то он нуждается в том же самом – в поддержке. Пусть он делает это по-своему. Может быть, вам кажется, что это неправильно, так неудобно, но у ребёнка может быть другое мнение на этот счёт. Можно осторожно посоветовать что-то ребёнку, но не навязывать своих способов.

        3. Создайте условия для выполнения работы. Например, если вы просите ребёнка помыть пол, он должен знать, где взять тряпку и ведро, это всё должно быть чистым. Если по полу разбросаны игрушки, то сначала лучше дать задание собрать их, а потом помыть пол.

        4. Задание должно быть выполнимым. По сложности, по объёму работ, по времени выполнения – соответствовать возрасту ребёнка. Например, ребёнок младше 4 лет может трудиться без перерыва не больше 15 минут, в 6 -7 лет до 30 минут. Чем старше ребёнок, тем дольше он может заниматься какой-то работой. У школьников увеличивается умственная нагрузка и на физический труд остаётся не так много времени. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребёнок чередовал умственный и физический труд.

        5. Поощряйте ребёнка к рассуждениям о пользе, которую он может принести своими делами. Осознавая значимость, важность своей деятельности, ребёнок больше стремится к труду, изъявляет больше желания помогать родителям. Например, вы готовите вместе ужин, чтобы накормить папу, наводите чистоту, что бы дышать свежим (без пыли) воздухом и т.д.

        6. Не злоупотребляйте материальным поощрением за труд. Ребёнок привыкнет, что родители «платят» ему за помощь и не согласится делать что-то «бесплатно». Вряд ли в этом случае вы сможете воспитать в нём отзывчивость. За особенные старания можно поощрить ребёнка сладостями или игрушкой. Но сделать это лучше, когда ребёнок уже совершил доброе дело, а не обещать вознаграждение заранее.

        7. Не внушайте ребёнку негативные установки. Не говорите ему, что он не умеет трудиться, что он ленивый и т.д. Ребёнок поверит в это и будет считать, что изменить ничего нельзя, нет смысла стараться. Верьте в позитивную природу ребёнка сами и внушайте это ему. Даже если он совсем ничего делать не хочет, говорите ему: «Я знаю, что ты можешь сделать даже что-то трудное, если очень захочешь и постараешься».

        Часто дети, отказываясь трудиться выражают таким образом протест против слова «надо». Одним только требованием выполнения какой-либо работы вряд ли можно добиться положительных результатов, а вот ненависти к этой деятельности — запросто добиться можно. Конечно, нужно быть настойчивыми и требовательными, но в разумных пределах. Например, вам нужна помощь в уборке. Вежливо попросите об этом ребёнка. «Ваня, мне нужна твоя помощь. Пропылесось, пожалуйста, в комнате». Ваня имеет право сделать это тогда, когда ему будет удобно, когда закончит свои личные дела. Сразу договоритесь с ребёнком о сроках выполнения работы (именно договоритесь, а не установите свои сроки) и следите, чтобы она была сделана вовремя. Если дело откладывается на часы, или ребёнок прямо говорит, что не хочет ничего делать, ребёнка нужно замотивировать.

        Эффективным приёмом является предоставление «выбора без выбора», когда вы предлагаете ребёнку два дела, из которых он может выбирать. «Что ты будешь делать: мыть посуду или пылесосить?» Даже если ребёнок не хочет делать ни того и ни другого, он выберет более привлекательную для него деятельность. Расскажите обо всех своих планах. «Я собираюсь навести порядок: помыть пол, пропылесосить, а потом испеку пирог. Когда все дела будут сделаны, мы можем сходить на каток/ поиграть в настольную игру и т.д.» Ребёнок в этом случае может сам выбрать, чем именно помочь вам, а так же он будет замотивирован на быстрое выполнение дел, т.к. после этого его ждёт развлечение.

        Часто ребёнку трудно сделать что-либо одному, ему требуется поддержка, помощь взрослого. Иногда это просто подбадривающие слова, иногда помощь в организации, иногда вам нужно объединить ваши усилия и сделать всё вместе. Это зависит от возраста ребёнка и конкретной ситуации.

        Приучая ребёнка к труду, вы воспитаете в нём ответственность, подготовите его к взрослой жизни, в которой он сможет справиться с любыми трудностями.

        Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».

        rid-omsk.irooo.ru

        Как приучить ребенка помогать по дому?

        Игрушки, разбросанные по всему дому, гора немытой посуды на столе, детская одежда, которая вываливается из шкафа, – постоянно убирать за ребенком иногда не хватает ни времени, ни желания. Что делать? Как приучить его помогать по дому и с чего начать? Настройтесь на положительный результат и не ждите быстрой отдачи – вот первое, что нужно запомнить.

        Когда у ребенка режутся зубы какие симптомы?

        Ребенок часто болеет? все о повышении иммунитета тут.

        Начинаем приучать ребенка к домашним делам

        Уже в 2 года малыш в состоянии помогать маме по дому. Конечно же, это нельзя назвать серьезной помощью, но мелкие поручения ему выполнить вполне под силу. Именно в этом возрасте маленький человек начинает проявлять желание быть самостоятельным и осознает себя. Итак, какие дела можно доверить ребенку?

        В возрасте 2-4 лет малыш может выполнять любые элементарные задачи: принести маме ложку, книгу, кошелек и пр. Предметы обязательно должны быть чистыми и легкими. То, что имеет большой вес, можно принести вдвоем.

        В этом возрасте ребенку нужно позволять самостоятельно снимать и надевать какие-либо вещи (то, что проще, — штанишки, трусики, кофточку). Мама должна показать малышу, где лежит его одежда, чтобы он убирал ее на место.

        В этом возрасте восприятие ребенка активно совершенствуется: он уже может выполнять и более сложные просьбы (сложить вещи в корзину, разложить игрушки по местам и т.д.). Теперь можно приучать малыша помогать родителям во время уборки. Он может вытирать пыль в легкодоступных местах, накрывать на стол, раскладывать вещи.

        Это отличный возраст, чтобы приучить свое чадо теперь уже регулярно наводить порядок, а не только помогать родителям раз в неделю проводить уборку в доме.

        На ребенка можно возложить такие обязанности:

      • ежедневная уборка кровати;
      • раскладывание игрушек по местам;
      • развешивание одежды на стульчике или в шкафу;
      • уход за растениями в своей комнате;
      • сбор вещей в детский сад или школу.

      Если ребенку 4, 5 или даже 8 лет, но он еще ни разу не помогал наводить порядок в доме, можно начать сейчас! В жизни это ему точно пригодится. Помните, лучше все-таки поздно, чем никогда.

      Учим ребенка помогать по дому с помощью игр

      Легче всего приучить детей убираться в комнате в форме веселой игры. Так они лучше воспринимают сложную информацию и учатся чему-то новому. Пока мама готовит кушать, дочка может приготовить еду для кукол на своей игрушечной кухне или «пропылесосить» комнату детским пылесосом. Пока папа занимается устранением поломки, сын может «помогать» ему с детским набором инструментов.

      К работе по дому тоже можно относиться, как к игре. Устройте соревнования: кто быстрее уберет всю одежду в шкаф, кто больше игрушек сложит в корзину или больше посуды вымоет за неделю? Победа в таком конкурсе станет прекрасным стимулом для ребенка. Некоторых детей также впечатляют истории о том, что их любимый мишка или кукла могут обидеться, если их бросить на полу и не убрать в корзину. А они ведь могут уйти, подговорив и другие игрушки!

      Приучаем постепенно и не наказываем трудом!

      К делам по дому лучше всего приучать постепенно, причем ругать, если что-то не получилось, нельзя! Иначе потом договориться с чадом, чтобы он сделал что-то из домашней работы, будет весьма сложно. После серьезной критики и из-за боязни допустить новые ошибки дети могут даже замкнуться в себе.

      Зону ответственности тоже желательно формировать постепенно. Например, вы доверили ребенку вымыть холодильник снаружи. Скажите ему, что он справился с этим просто отлично, поблагодарите за труд и спросите, не хочет ли он вымыть его теперь и внутри?

      Со временем можно закрепить за ребенком сразу несколько дел, которые будет выполнять только он. Это может быть полив растений, вытирание пыли из книжных полок в гостиной и т.п. Этот момент очень важный! Ребенок чувствует себя взрослым (ему доверили серьезную работу!) и начинает привыкать к тому, что есть дела, которые постоянно требуют его участия и выполнения.

      Домашняя работа не может быть наказанием! Убирать кровать, раскладывать игрушки по местам, мыть посуду нужно всегда, независимо от того, плохо или хорошо вел себя ребенок сегодня. Система наказаний и поощрений быстро вырабатывает у большинства детей определенные привычки – избавиться от них порой очень сложно.

      Если вы видите, что момент настал, – ребенок проявляет инициативу, горит желанием помогать маме – важно не упустить его. Даже в год малыш может возить тряпкой по полу и это доставит ему массу удовольствия. Двухлетний кроха с удовольствием вытрет пыль («как мама!»), а трехлетний – польет цветы.

      Пока ребенок сам хочет участвовать в процессе, нужно поощрять это! Постоянно отказывая и запрещая, можно отбить у малыша любое желание помогать. Он решит, что уборка является привилегией взрослых, с которой детям справиться не под силу. В данном случае поддерживать – основная задача родителей.

      Показываем на собственном примере

      Если вы не убираете посуду со стола после ужина, разбрасываете собственную одежду по комнате, не застилаете по утрам постель, не ждите, что ребенок будет аккуратным и трудолюбивым. Дети подражают своим родителям, поэтому, приучая их к порядку, нужно не забывать о двойных стандартах и не позволять им проявляться в вашей семье. Просите малыша убрать за собой? Тогда покажите ему положительный пример!

      Чаще всего дети не воспринимают серьезные беседы на тему «ты должен» и «так надо». Воспитание ребенка нужно строить на личном примере и многократном повторении одних и тех же действий: вместе с ним раскладывать игрушки и вещи, мыть посуду, убираться в доме и обязательно хвалить за его достижения. Так как малыш еще неуверенно чувствует себя в этом мире, он остро нуждается в одобрении родных людей.

      Не заставляем и не доделываем работу за ребенка

      Если малыш по какой-либо причине не хочет выполнять работу по дому, не стоит его заставлять. Однако необходимо донести до ребенка доступным языком, что вы действительно цените его помощь. Если он все-таки выполнил важные задачи, обязательно нужно похвалить его. Это очень важно. Позиция в виде «само собой разумеется» может отнять у малыша желание помогать взрослым.

      Он должен лично довести дело до конца, иначе малыш с детства будет знать, что можно начать выполнять любую задачу и бросить ее, не закончив.

      Практические советы по воспитанию маленьких помощников

      Эти дополнительные рекомендации помогут родителям правильно себя вести с ребенком в процессе его приучения к домашним делам:

      1. Хвалите и еще раз хвалите. Похвала должна быть содержательной и конкретной, причем нужно всегда находить нужные слова, так как просто «молодец!» сказать недостаточно. Помните, что во всем нужно знать меру. Незаслуженная или частая похвала может привести к повышенной потребности ребенка в одобрении, признании и восхищении.
      2. Не критикуйте. Малыш плохо выполнил свою работу? Не стоит набрасываться на него с критикой, причем даже в шутку делать это нежелательно. Лучше всего спокойным тоном объясните, что он сделал не так, и расскажите, как это можно исправить. В противном случае убьете искреннее желание вам помогать. Наберитесь терпения, даже у взрослых не все сразу получается.
      3. Не перегружайте ребенка. Впадая в крайности, вы либо совсем не приучите ребенка к помощи по дому, ограничив его от всех дел, либо лишите его детства, серьезно нагрузив работой. Не лишайте малыша возможности заниматься его любимыми делами.
      4. Не назначайте денежных вознаграждений за помощь по дому. Домашние обязанности не являются предметом торга, это такая же часть жизни ребенка, как игры, учеба, общение с друзьями и т.д.
      5. Не требуйте и не приказывайте. Фразы по типу «я хочу, чтобы это было сделано сейчас же!» лучше заменить короткими и нейтральными предложениями, к примеру, «нужно убрать в комнате», «помой посуду, пожалуйста». И не забывайте благодарить.
      6. «Не хочу и не буду!» Что делать?

        У каждого ребенка свой характер: одних и приучать к работе по дому не нужно, они все делают без напоминаний, с другими приходится трудиться долго и нудно, чтобы добиться хоть каких-то результатов. Что делать, если ребенок – «нехочуха»?

        Не паникуйте – это первое. Не ищите проблем там, где их точно нет, — это второе. А третье — никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Если добиться положительных результатов, даже используя все выше написанные советы, не удалось, лучше всего посетить детского психолога. Он поможет найти правильное решение конкретно взятой проблемы.

        Приучить ребенка помогать по дому зачастую непросто. Однако вместо того, чтобы постоянно делать все самостоятельно («ведь так быстрее и проще!»), стоит запастись терпением и выполнять все домашние дела вместе с малышом. Вскоре ему можно будет доверить и более серьезные дела.

        Итак, что нужно запомнить:

      7. поощрять инициативу ребенка;
      8. помогать малышу выполнять сложные действия, учить, как правильно, но не доделывать за него его работу;
      9. не платить за труд;
      10. обязательно благодарить за выполненную работу;
      11. не приказывать, а просить выполнить определенные задачи;
      12. адекватно оценивать возможности ребенка;
      13. не критиковать, не ругать и не наказывать домашней работой за проделки;
      14. показывать положительный пример.
      15. И не откладывайте все это на будущее, думая, что ваш малыш еще слишком мал. Начинайте прямо сегодня – дети зачастую более способные, чем мы думаем. Вскоре ваш ребенок станет для вас настоящим помощником по дому!

        woomy.ru

        Что предпринять родителям, если в 8 месяцев ребенок не ползает

        Психическое, интеллектуальное развитие детей идет одновременно с освоением двигательных навыков. Ползание — один из важнейших этапов развития, когда укрепляется взаимосвязь между двумя полушариями головного мозга, что, в свою очередь, необходимо для развития интеллекта и речи. Во время ползания детки тренируют свои собственные мышцы, а также познают окружающий мир, учатся ориентироваться в пространстве. И если ребенок в 8 месяцев еще не ползает, родители начинают бить тревогу.

        Стоит ли волноваться, если ребенок не ползает

        В восемь месяцев практически все детки могут сидеть без посторонней помощи. И если малыш все еще не ползает, возможно нет никаких причин для беспокойства. У каждого ребенка свой индивидуальный график развития. Может быть, просто не пришло время.

        Ползающий 8-месячный ребенок доставляет родителям много радости. Если этот двигательный навык он еще не освоил, то можно обратиться за консультацией к педиатру, ортопеду или неврологу. Если специалисты не обнаружат отклонений в развитии ребенка, скорее всего он сразу будет осваивать навык ходьбы. Возможно, пропущенный этап ползания он будет постигать вместе с первыми шагами.

        Считается нормой, если малютка, родившийся недоношенным, начинает ползать только к 10 — 11 месяцам.

        Не следует заставлять кроху сразу же учиться ползать, если он уже научился самостоятельно садиться. А вот помочь ребенку и создать благоприятные условия для освоения нового навыка необходимо.

        Как начать подготовку ребенка к ползанию

        Желание двигаться у каждого малыша появляется чуть ли не с первых дней жизни. Связано это со стремлением активно познавать окружающий мир. Родители должны этому всячески потакать. Специальные знания и какие-то особенные усилия для этого не нужны. Стимулировать двигательную активность помогут следующие советы:

      16. К трем месяцам малыш должен научиться держать головку. Если ему этот навык дается с трудом, ребенку нужно помочь, почаще выкладывая его на животик. Разложенные вокруг игрушки будут способствовать тому, что кроха будет вертеть головкой, чтобы лучше рассмотреть их. Укреплению мышц способствует и оздоровительный массаж.
      17. В четыре месяца малыша можно учить захватывать ручками разные предметы и свои собственные ножки. Если он будет тянуть их в рот, мышцы ножек будут растягиваться. В этом возрасте он еще не сидит. Но подобные игры будут способствовать развитию этого навыка.
      18. К полугоду ребенка нужно подталкивать к тому, чтобы он учился поворачиваться на бочок. Когда малыш лежит на спине, нужно одну его ножку согнуть в коленке и завести ее немного в бок. Малыш сам завершит это движение.
      19. Если в полгода малыш еще не сидит, нужно стараться закрепить навык поворотов в разные стороны, чтобы укрепить мышечную систему. Заставив неокрепшего малыша садиться, можно навредить его здоровью. Не стоит подтягивать ребенка за ручки, чтобы он сел. Лучше подтолкнуть его к этому, передвигая своими руками по спинке малыша.
      20. Не упустить момент первых попыток ползания

        Если в 8 месяцев ребенок еще даже не сидит, это повод обратиться за консультацией к специалисту. А вот если он уже освоил этот навык и стремится дальше развивать свою двигательную активность, можно продолжать ему помогать и учить ребенка ползать:

      21. Игрушки следует раскладывать на некотором расстоянии от малыша, чтобы он тянулся к ним. Удачные попытки необходимо закреплять и класть яркие предметы еще дальше. Стимулировать новые движения можно с помощью игры в «ладушки» или «топотушки».
      22. Если ребенок уже не сидит на месте, а старается встать на «четвереньки» и достать нужный предмет, торопить его не нужно. Лучше дать время для закрепления этой позы. После нескольких недель малыш сможет спокойно в этом положении перемещаться. А стимулировать его можно ритмичной музыкой или забавными стихотворениями.
      23. Малыши с удовольствием ползают от мамы к папе и обратно, если этот процесс превратить в увлекательную игру.
      24. Не стоит заставлять ползать малыша согласно своим представлениям. Он может это делать как угодно: на четвереньках, по-пластунски, на попе. Если ему так удобно, значит нужно это принять за аксиому.
      25. Восьмой месяц жизни малыша — это период, когда он с удовольствием общается с другими детками. Если ваш ребенок никак не хочет ползать, можно пригласить в гости семью с уже ползающим малышом. Веселые ползания взрослых и детей будут хорошим толчком для обучения вашего крохи.
      26. Чтобы процесс обучения был увлекательным и эффективным, можно изготовить небольшую горку, с которой малышу легче сползать. На расстоянии от нее можно разложить любимые игрушки, которые будут притягивать кроху.
      27. Вызвать настороженность должен полный отказ малыша от двигательной активности или плач и крики боли во время сидения и ползания. В этом случае необходимо пройти обследование у специалистов.

        Если ребенок пропустил навык ползания

        Случается, что малыш пропустил этап ползания и сразу начал учиться ходить. У родителей в этом случае нет особого повода для радости, ведь подобная ситуация не лучшим образом может отразиться на здоровье ребенка. В будущем скорее всего у него будет нарушена осанка, будут возникать боли в спине, есть риск искривления позвоночника. Эти проблемы чаще всего носят наследственный характер.

        Врачи-остеопаты рекомендуют таких детей ограждать от повышенных физических нагрузок. Это значит, что им противопоказаны интенсивные занятия спортом (особенно профессиональным), катания на скейтбордах и роликах, участия в соревнованиях. А вот чем обязательно нужно заниматься, так это лечебной физкультурой и плаванием. Также регулярно нужно обследоваться у специалистов, чтобы не допустить развитие заболеваний позвоночника.

        Чтобы избежать всех этих проблем, нужно внимательно следить за тем, как ребенок начинает ползать, не торопится ли он делать первые шаги. Все усилия, направленные на гармоничное развитие малыша, помогут научиться ему правильно ходить и сохранить позвоночник здоровым.

        amalutki.ru