Проекционные методики

  • «Времена года» . Методика позволяет диагностировать уровень развития образно-логического мышления. Предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет.

  • «Дом — Дерево — Человек» Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

  • «Кактус» . Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

  • Кинетический рисунок семьи (КРС) . Цель — выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

  • Методика Дембо — Рубинштейн . Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого.

  • Методика Мира-и-Лопеца . Методика миокинетической психодиагностики предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве для изучения характеристик личности.

  • Методика Рене Жиля . Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

  • «Мои праздники» . Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.

  • «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви) . Включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

  • «Несуществующее животное» . Проективный метод исследования личности. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

  • Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой) . Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

  • «Рисунки животных» . С помощью теста анализируются культурный и интеллектуальный уровень испытуемого, оригинальность/стандартность мышления, потребности, мотивы, установки и отношения, наличие и характер внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмы психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».

  • «Рисунок человека» . Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

  • «Рисунок школы» . Проективная методика, предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

  • «Руки» (Hand test) . Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

  • Сказки Дюсса (Десперт) . Для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Данная методика помогает установить наличие/отсутствие соперничества между братьями и сестрами. Методика не может использоваться для утверждения окончательного диагноза, она должна составлять часть «диагностической батареи».

  • Социометрическая проба «День рождения» (методика Панфиловой М.А.) . Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.

  • Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) . Цель методики — Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

  • «Три дерева» (Э. Клессманн) . Данный проективный тест позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание.

  • Физиономический тест Кунина . Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.

  • «Цветовой тест отношений» (ЦТО) . Методика представляет детский вариант и предназначена для диагностики отношения ребенка к нравственным нормам.

  • «Человек, который срывает яблоко» . C помощью методики можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений.

  • «Человек под дождем» . Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

  • «Школа зверей» . Методика позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

    testoteka.narod.ru

    Диагностика нравственной самооценки

    Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны — оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны — оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны — оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

    Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

    Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

    Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

    Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

    Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

    Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

    Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

    Мне приятно делать людям радость

    Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

    Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

    Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

    Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

    в 3 балла — 2 единицы,

    в 2 балла — 3 единицы,

    в 1 балл — 4 единицы.

    В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла — это 4 единицы, 3 балла — 3 единицы и т.д.

    От 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки.

    От 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки.

    От 16 до 23 единиц — нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

    От 10 до 15 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.

    12.Способности, интересы

    Тест «Определение творческих способностей» (Х.Зиверт)

    Находчивость (шкала Н) Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить, может ли Вас «осенить». Если Вы намерены выполнить некоторые задания коллективно, то Вам необходимо назначить «секретаря». Другие члены группы будут выступать лишь в роли «поставщиков идей». Вы можете также работать самостоятельно. Допустима и приемлема любая идея. Старайтесь выполнять задания как можно быстрей. Для контроля используйте секундомер. Задание. В левой колонке таблицы (на следующей странице) множество линеек (пустых строк). В каждую из этих строчек Вы должны записать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с «c»: свежий, свободный, святой, свинина и т.д. Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно только писать разборчиво. Теперь засеките время. В вашем распоряжении одна минута для заполнения каждой колонки. Оценка шкалы Н (находчивость) Посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий. Разделите результат на 1,5. Максимально Вы можете получить 60 баллов. 0-20 баллов. Это задание далось Вам с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего Вашу пригодность к работе, Вас отнесли бы к категории очень слабых. Вам необходимо регулярно упражняться с другими начальными буквами. 21-40 баллов. У Вас средние результаты. Оценка результатов «настоящего» тестирования будет средней. Чем больше Вы получили баллов, тем лучше Ваш результат. Поупражнявшись, Вы, несомненно, без усилий добьетесь лучших результатов. Вам следует потренироваться с этим тестом, используя другие начальные буквы. 41-60 баллов. Несомненно, Вы поняли, что при решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, Вы должны думать о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно (а не последовательно, как это бывает обычно).

    Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО. У Вас одна минута. «НОТАРИУС»

    Проделайте то же самое с сочетанием «БО..» У Вас одна минута. «БОКАЛ»

    studfiles.net

    Диагностика самооценки у дошкольников методики

    Диагностика периферических нарушений речи у детей Дислалия. Дизартрия. Методика «Времена года» Эта методика предназначена для детей в.

    Набор программ и методик психодиагностики дошкольников и школьников с учетом возрастных особенностей, диагностические средства необходимые для изучения: психологических особенностей личности, содержания и уровня сформированности учебных умений и навыков, индивидуальных особенностей познавательной сферы личности, эмоций, общения и межличностного отношения

    Комплекс методик для отслеживания некоторых аспектов нравственного Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при.

    Тесты и методики исследования детей и подростков позволяют Диагностика уровня школьной тревожности для младших и средних школьников.

    Картотека методик диагностики младших школьников

    Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том.

    Младшие школьники. Методики диагностики младших школьников Методика диагностики внимания «Запомни и расставь точки». Опубликовано.

    МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ: -Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). -Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет. -Методика Н.И. Гуткиной «Домик» предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. -Методики А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. -Методика «Езда по дорожке» предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. -Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. -Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. -Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. -Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). -Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики мышления. -Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления. -Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В. Зейгарник предназначена для диагностики мышления. -Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ: -Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия. -Методика определения кратковременной памяти. -Методика «Оперативная память». -Методика «Образная память». -Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости. -Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов. -Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления. -Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. -Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания. -Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. -Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания. -Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. -Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания. -Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления. -Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет. -Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления. -Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте. -Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: -Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене. -Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. -Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992). -Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. -Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды. -Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы. -Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного. -Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала. -АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ: -Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). -Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. -Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. -Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. -Методика измерения уровня тревожности Тейлора. -Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников. -Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого. -Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени невротического расстройства личности и его вида. -Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения. -Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности. -Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания. -САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения. -Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. -Методика «Кактус» М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: -Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений. -Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников. -Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». -Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений. -Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы. -Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе. -Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по Ханину-Стамбулову). -Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления -Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований -Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.

    Картотека методик диагностики младших школьников -Тест Керна- Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению.

    Тесты для младшего школьного возраста

    Коррекционные методики Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет) развитие внимания у детей.

    Диагностика темперамента младших школьников. Методика «Радости и огорчения» ( методика незаконченных предложений).

    Эффективная диагностика внимания младших школьников. Как можно диагностировать возможности внимания у дошкольников и младшей школьной.

    dandax63.weebly.com

    Условия развития самооценки детей старшего дошкольного возраста

    По мнению А.Г. Асмолова, к моменту поступления в школу ребенок должен овладеть элементарными универсальными учебными действиями, что создает основу для успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

    Одним из составляющих элементарных учебных действий является овладение дошкольниками умением оценивать свою собственную деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    Многие ведущие психологи, в том числе Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина и др., полагают, что период дошкольного детства особенно сензитивен для развития позитивного и реалистичного образа Я человека, активности, уверенности в себе. Это начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.

    Именно в это время важно сформировать общую положительную, адекватную самооценку дошкольника, обеспечив условия для нормального развития и принятия себя.

    Закономерности и особенности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Б.Г. Ананьевым, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, Е.Н. Корнеевой, Н.В. Клюевой, И.С. Коном, М.И. Лисиной, В.В. Чесноковой и другими. Самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (И.Г.Димитров, А.И.Силвестру, Е.О.Смирнова, Л.П.Почеревина, С.Г.Якобсон). Появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работах Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Была также установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя (Е.А.Архипова).

    Изучение данного вопроса на практике показало, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание, воспитатели и родители не всегда знают особенности самооценки детей дошкольного возраста, что может в конечном итоге отразиться на развитии ребёнка.

    В связи с этим мы определили цель своего исследования: определить и апробировать условия, направленные на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: условия развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста это сложное динамическое образование и носит завышенный характер, развить адекватную самооценку возможно при соблюдении следующих условий:

  • оптимизация оценочных отношений детей в деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания
  • включение рефлексивно – оценочных отношений детей собственной деятельности в условиях соотношения ее с педагогической оценкой в этом виде деятельности;
  • создание обстановки психологического комфорта и ситуации успеха.
  • 1. Определить и изучить теоретические подходы к проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии;

    2. Подобрать и апробировать методики, направленные на изучение самооценки детей старшего дошкольного возраста;

    3. Выявить критерии и уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста;

    4.Осуществить количественно – качественный анализ полученных результатов исследования.

    В своей работе под самооценкой мы понимаем личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности; автономную динамическую характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и взрослого и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

    Анализ исследований Л. И. Божович, Я.Л. Коломинского, Г.Г. Кравцова, М.И. Лисиной и др. показал, что самооценка старшего дошкольника — явление неустойчивое, ситуативное. Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается через конкретные виды оценок к обобщенным; через оценки значимых взрослых (родителей, педагогов). Наиболее адекватной самооценкой в дошкольном возрасте признается, как правило, завышенная; самооценка дошкольника характеризуется: целостностью (ребенок не различает себя как субъект деятельности и себя как личность); недостаточной объективностью и обоснованностью;

    В процессе специально организованного обучения можно изменить самооценку ребенка и научить оценивать свою деятельность и других.

    В основе обучению самооценивания дошкольников лежит формирование умение у дошкольников создавать оценочное высказывание.

    Несмотря на то, что дети не владеют умением создавать оценочное высказывание, от них это умение востребуется уже в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют программы ДОУ, где в качестве частных умений, которыми необходимо овладеть ребенку, называются следующие:

  • оценивать свои поступки и поступки других детей;
  • правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей;
  • правильно понимать слова, выражающие моральную оценку, передавать свое отношение к поступкам героев художественных произведений.
  • Для развития положительной самооценки у детей исследователи предлагают создать разнообразные условия, такие как: оптимизация оценочных отношений детей в деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содер¬жания; включение рефлексивно – оценочных отношений детей собственной деятельности в условиях соотношения ее с педагогической оценкой в этом виде деятельности; создание обстановки психологического комфорта и ситуации успеха.

    На основе теоретического исследования нами было проведено исследование развития самооценки детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам (всего в исследовании участвовало 40 детей: 20 детей экспериментальной и 20 детей контрольной группы):

    Цель констатирующего этапа: выявить особенности и уровень развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методики:

    1. Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми

    Цель: планирование педагогами работы по развитию самооценки у детей дошкольного возраста.

    2. Тест «Лесенка» (автор В.Г. Щур)

    Цель: Изучение адекватности и реалистичности самооценки и соотношения реального и идеального

    3.Беседа с детьми об оценке и самооценке.

    Цель: осознание сущности самооценки, умение отбирать критерии и оценивать на их основе себя и своих товарищей.

    4. Изучение проявления способности к самооцениванию детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности» (автор Г. А. Урунтаева)

    Цель: определить уровень развития способности к самооцениваю на основе визуального наблюдения в разных видах деятельности.

    Результаты анализа календарных планов воспитателей контрольной и экспериментальной групп показывают, что системная работа в данном направлении не ведется.

    В целом результаты диагностики говорят о том, что у детей наблюдается завышенная и адекватная и реалистичная самооценка. Под самооценкой дети понимают правильность поведения; соотносят оценку с отметкой, при этом выделяют критерии оценки: плохой/хороший, правильно/неправильно. В большей степени опираются при своей оценке на оценку педагога. Могут адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей при помощи взрослых или по заданному алгоритму.

    На основе выделенных нами критериев самооценки таких, как: общая способность к самооцениванию, реалистичность самооценки (завышенная, заниженная, нормальная), обоснованность самооценки определили уровни её развития у детей старшего дошкольного возраста.

    Высокий уровень самооценки характеризуется тем, у детей сформирована адекватная реалистичная самооценка, умеют адекватно оценивать свои поступки и поступки других детей; адекватно оценивают результаты своей деятельности и деятельности товарищей; выделяют некоторые критерии для оценивания себя и своей деятельности, дают характеристику выделенному критерию, выражают ее в развернутой речевой форме, мотивируют ее.

    Средний уровень характеризуется тем, что у детей сформирована один из видов самооценки (реалистичная, завышенная, заниженная), при этом не всегда дети адекватно оценивают свои поступки и поступки других детей; могут адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей при помощи взрослых; выделяют некоторые критерии для оценивания себя и своей деятельности, мотивируют свою оценку, но не дает характеристику выделенному критерию, не выражает ее в развернутой речевой форме.

    Низкий уровень характеризуется тем, что у детей сформирована заниженная или завышенная самооценка, при этом дети не адекватно оценивают свои поступки и поступки других детей; результаты своей деятельности и деятельности товарищей; не использует речевые формы, выражающие оценку, не выделяет некоторые критерии для оценивания себя и своей деятельности, не дает характеристику выделенному критерию, не выражает ее в развернутой речевой форме, не мотивирует свою оценку.

    В результате анализа всех методик, дети в контрольной и экспериментальной группе условно были распределены по уровням самооценки. Экспериментальная группа: высокий уровень – 15% детей, средний уровень – 65% детей, низкий – 20% детей. Контрольная группа: высокий уровень – 10% детей, средний уровень – 70% детей, низкий – 20% детей.

    Повышение уровня развития самооценки может быть обеспечено путем разработки и апробации новых условий в процессе непосредственной образовательной деятельности. Выводы по данной главе стали основанием для формирующего эксперимента.

    Целью формирующего этапа являлось создание и апробирование педагогических условий развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    Для повышения уровня самооценки у старших дошкольников нами был разработан перспективный план, который включал: этапы работы по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста; задачи развития самооценки; методы и приемы, используемые педагогом для достижения поставленных задач.

    Реализация поставленных задач осуществлялась через ряд, условно выделенных нами этапов.

  • создания у детей интереса к проблеме развития самооценки и оценки
  • опираясь на ранее полученные знания, формировать понимание значимости умения оценивать себя и других;
  • обогащать словарь детей оценочными суждениями;
  • обогащать знания детей об оценочных отношениях детей в деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки;
  • транслировать способы оценки и самооценки на основе заданного алгоритма;
  • создавать ситуации успеха для каждого ребенка.
    • формировать умениепереносить усвоенные знания и правила оценивания в разные виды деятельности;
    • закреплять навыки оценки и самооценки в разных ситуациях.
    • Для того чтобы выявить эффективность проделанной работы провели контрольный эксперимент по методикам констатирующего этапа исследования.

      Итоговые результаты по контрольному эксперименту:экспериментальная группа: высокий уровень – 45% детей, средний уровень – 50% детей, низкий – 15% детей. Контрольная группа: высокий уровень – 10% детей, средний уровень – 75% детей, низкий – 15% детей.

      Анализ полученных данных показывает увеличение числа детей с высоким уровнем развития самооценки.

      Результаты диагностики контрольной группы отличаются от результатов экспериментальной группы незначительно. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что имеется положительная динамика в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

      Качественные изменения проявились в том, что у детей расширились и стали более четкими представления о том, что такое самооценка, как можно оценить свою деятельность и деятельность своих товарищей, в деятельности дети стали оперировать более широким оценочным словарным запасом.

      Таким образом, выявленные и созданные нами условия позволили достигнуть цель исследования и подтвердить гипотезу.

      Проведённая нами работа не претендует на окончательное решение проблемы, возможно, её дальнейшее исследование с детьми более раннего возраста.

      Лешун Наталья Николаевна,

      МБДОУ № 63 комбинированного вида,

      г. Ангарск, Иркутская обл., Россия

      Статья размещена в авторской редакции

      planetadetstva.net

      Диагностика самооценки дошкольников.

      Методика «Какой ты?»

      Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка.

      Организация: Ребенку (в индивидуальном порядке) предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все дети; плохой; хуже всех; когда как — иногда бываю хорошим, иногда — плохим; не знаю.

      Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характеристики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и; с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит.

      Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе».

      Обработка и интерпретация результатов. Ответы ребенка соотносят с одним из показателей эмоциональной окрашенности общей самооценки:

      Самый лучший. Хороший. Очень хороший

      Такой же, как все (дети)

      Когда как: иногда хороший, иногда плохой

      Не знаю. Никакой

      Хуже всех. Плохой. Самый плохой

      Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указывающей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и социальной самоценности, а индифферентный — указывает на его информированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель говорит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивости в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозможности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания).

      Методика «Особенности развития частной самооценки ребенка»

      Цель. Выявить уровень самооценки и характер ее дифференциации.

      Данная методика строится на основе метода семантического дифференциала, модифицированного и адаптированного нами применительно к детскому (начиная со старшего дошкольного) возрасту.

      Организация. Ребенку предъявляется шкала Т. В. Дембо— С. Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и конце каждой из них, по которой он будет оценивать себя (укажет свое место на конкретной линии).

      Представленные шкалы условно отражают 12 наиболее важных черт — характеристик различных аспектов «Я» личности. Каждое качество личности, предлагаемое ребенку в качестве опоры для самооценивания, предусматривает наличие инверсионной дефиниции. Причем группы линий на опросном листе соответственно отражают качества, относящиеся к физическому «Я» (первые три линии), социальному «Я» (вторая тройка слов), умственному «Я» (третья тройка), эмоциональному «Я» (четвертая тройка). Индексы слева на каждой линии обозначают самые низкие оценки конкретного качества (свойства, характеристики) личности, индексы справа — самые высокие.

      Инструкция. «Представь, что на каждой из этих полос расположены все люди, живущие сейчас на земле. Люди, конечно, бывают разные. Среди них есть и добрые, и злые, и красивые, и безобразные — словом, обладающие множеством разных особенностей. Например, на первой полоске расположены люди от самых больных до самых здоровых. Слева (рукой указывают направление возвышения качества) находятся самые больные люди, справа — самые здоровые, посередине — и не больные, и не здоровые — средние. Где ты среди всех этих людей? Пометь крестиком или точкой свое место». И так по каждому из качеств.

      Обработка результатов самооценочного профиля ребенка осуществляется в двух направлениях:

      Для выявления профиля самооценки отмеченные ребенком точки на полосках соединяют между собой прямыми линиями (рис. 5). Полученный график свидетельствует о степени дифференциации самооценки как по каждому из оцениваемых качеств отдельно, так и по группе качеств, относящихся к различным аспектам образа «Я».

      Вторым этапом обработки результатов теста является оценка профиля в баллах. Для этого на опросном листе от каждого из шести крестиков, расположенных сверху над полосками, проводят вниз вертикальную линию. Полученным отрезкам присваивают баллы от 1 до 6. Каждую отметку на каждой полоске оценивают в зависимости от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. В заключение подсчитывают общую сумму баллов.

      Полученная сумма баллов соотносится с возрастными показателями (таблица 3).

      Интерпретация полученных результатов. Оптимальной для детей 6—7 лет признается профильная кривая, расположенная несколько правее середины и соответствующая высокому уровню самооценки. Для детей 5—6 лет кривая в норме должна быть расположена между пятым и шестым крестиками. Явно завышенная (линия проходит по краю справа) или заниженная (крайняя левая линия на рис. 5) самооценка могут быть следствием разных причин. На основе завышенной самооценки у индивида возникает идеализированное представление о своей личности, о своих возможностях. Такой ребенок нередко идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех ему кажется следствием неблагоприятного отношения к нему. O н не желает признавать собственных ошибок. Явно заниженная самооценка указывает на неуверенность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.

      Характер графика отражает степень дифференциации самооценки как в целом, так и относительно различных аспектов образа «Я» ребенка. Так, на инфантилизм в развитии частной самооценки указывает график в виде прямой линии (на рис. 5 он помечен буквой «В»). О становлении частной самооценки (начатки дифференциации как нормативные показатели для детей 5-лет- I него возраста) свидетельствует наличие редких изломов в профиль- J ной кривой (график «Б»). Ломаная кривая (норма для 6-7-летних детей) отражает достаточную степень дифференциации самооценки (график «А»).

      К 5 годам у ребенка в основном должно быть сформировано позитивное ощущение собственного тела. К 6 годам — происходит интеллектуализация эмоций (Я — это тот, кто чувствует, испытывает эмоции и знает, что именно они выражают конкретные переживания), становление социального и интеллектуального образа «Я» (Я — это тот, кто действует, играет, думает и т. п.). Следовательно, к концу дошкольного детства высокие показатели должны быть выражены в графике по всем составляющим образ «Я» ребенка.

      В младшем школьном возрасте профильная кривая в норме располагается в диапазоне высокого уровня и соответствует графику «А», в котором достаточно высокую позицию должны занимать характеристики интеллектуального и социального образа «Я».

      Методика «Игра в мяч»

      Цель. Выявить уровень притязаний ребенка.

      Организация. Детям в индивидуальном порядке предлагают поиграть с мячом — его бросают на пол и каждый раз, когда он отскакивает от пола, по нему ударяют ладонью; или бросают мяч вверх и ловят его двумя руками. Ребенок ударяет по мячу до тех пор, пока он не упадет. Ребенок проделывает 8 попыток. Перед каждой попыткой ребенка спрашивают: «Сколько раз ты сейчас сможешь ударить по мячу, если постараешься?» Ответы ребенка в большинстве случаев находятся в зависимости оттого, сколько раз ему удалось ударить по мячу в предыдущей попытке, — эти показатели заносят во второй ряд (ПК— предполагаемое количество ударов) таблицы фиксации результатов. Количество реально отбитых ударов фиксируют в третьем ряду (РК — реальное количество отбиваний) таблицы.

      refpin.ru

      Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

      Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

      3. Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

      Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

      2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

      3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

      4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?» При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

      Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

      Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

      Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

      Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. «Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) . рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

      Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

      7. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

      Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

      Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

      Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

      8. Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

      Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

      Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

      1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто.

      2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто.

      3. Больше всего я люблю, когда учитель.

      4. Больше всего я не люблю, когда учитель.

      5. Больше всего мне школа нравится за то, что.

      6. Я не люблю школу за то, что.

      7. Мне радостно, когда в школе.

      8. Я боюсь, когда в школе.

      9. Я хотел бы, чтобы в школе.

      10. Я не хотел бы, чтобы в школе.

      11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе.

      12. Если я невнимателен на уроке, я.

      13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я.

      14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я.

      15. Я всегда могу проверить, правильно ли я.

      16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я.

      17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я.

      18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я.

      19. Мне всегда интересно, когда на уроках.

      20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках.

      21. Если нам не задают домашнего задания, я.

      22. Если я не знаю, как решить задачу, я.

      23. Если я не знаю, как написать слово, я.

      24. Я лучше понимаю, когда на уроке.

      25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.

      Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

      Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

      sites.google.com