20. Психолого-педагогическая диагностика самооценки и самосознания ребенка.

«Оцени свои качества» Для проведения методики необходим лист, на котором изображена вертикальная линия, обозначающая шкалу, — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней — отрицательные, а также листок, на котором написаны пары из положительных и отрицательных качеств (см. Приложение 5). В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которого дети выбирают по пять-шесть самых привлекательных и самых непривлекательных: «Посмотри на этот листок. Здесь записаны разные качества людей — как хорошие, так и плохие. Выбери из них те, которые ты считаешь самыми хорошими и самыми плохими». После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), детям предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале. «А теперь попробуй оценить себя, расставив эти качества на шкале. Те черты, которые у тебя хорошо развиты, располагаются в верхней части шкалы, а те, которые плохо развиты или отсутствуют, — в нижней». Во время работы взрослый не вмешивается в процесс оценки, может даже выйти на несколько минут из комнаты или заняться своими делами. После окончания работы ее результаты также не обсуждаются с детьми.

При анализе результатов обращают внимание на расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества — в нижнюю часть или близко к нулю. Если отрицательные качества расставлены близко к нулю, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ и при этом видит свои отрицательные черты.

Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама (воспитательница); твой друг (подруга)?

Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. В случае необходимости следует повторить его.

При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

studfiles.net

Самооценка педагога. Ее влияние на

воспитательно-образовательный процесс» (I кв.)

— увлечь педагога и профессию «воспитатель дошкольного учреждения»;

— создать благоприятные условия для проведения педсовета;

— раскрыть роль воспитателя в системе профессиональной подготовки современного педагога;

— ввести роль воспитателя в систему педагогических знаний, показать его значение в построении воспитательно-образовательного процесса;

— повлиять на профессиональное становление педагога.

Форма проведения:«круглый стол».

1. Опубликование информационного листа о планируемом педсовете.

2. Анкетирование, направленное на анализ самооценки педагога: «Кто я: оптимист или пессимист?»

3. Просмотр творческой группой режимных моментов младших – подготовительных групп с целью воспитательно-образовательного процесса.

4. Домашнее задание: красочно оформить резюме о своей самоценности – всем членам педсовета.

1. Выступление руководителя ДОУ: «Социальная значимость профессии педагога».

2. Вопросы к участникам педсовета:

— На какие профессиональные умения делится деятельность педагога?

— Как бы ты поступил? Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два ребенка. Ваши действия.

3. Выступление первого участника педсовета с докладом «Педагог в современном дошкольном учреждении».

4. Выступление второго участника педсовета с докладом «Личностные качества педагога».

5. Выступление старшего воспитателя (методиста) на тему: «Особенности воспитательного процесса».

6. «Педагогические ситуации» (задание каждой микрогруппе).

7. Анализ творческой группы о просмотре режимных моментов младших – подготовительных групп:

— что оказало положительное (отрицательное) влияние на достижение цели режимных моментов?

8. Обсуждение комиссией результатов анкетирования воспитателей и оформление резюме «Кто я: оптимист или пессимист?»

studopedia.org

Одновременно с опросом учеников или родителей должно быть выяснено мнение о деятельности преподавателя его коллег, работающих с ним в школе. В данном случае предпочтительно использовать анкету, аналогичную той, которую заполняли ученики, чтобы иметь возможность сопоставить полученные результаты. Нецелесообразность использования обычной недифференцированной оценки коллег заключается в том, что когда каждый оценивает каждого, будучи оцениваем сам, то допускает ошибки, которые получили название ошибок великодушия. Кроме того, при оценивании "вообще" большое влияние оказывают скрытый характер некоторых особенностей деятельности педагога и ограниченные возможности наблюдать их в учебном процессе.

Подобный опрос значительно упрощается, если его процедуру сделать обязательной ежегодной традицией. При этом всем преподавателям раздаются анкеты (по числу членов коллектива), которые они заполняют на досуге и к назначенному времени раскладывают по папкам или конвертам соответствующих педагогов. Обработка анкет осуществляется комиссией из трех человек. На обсуждение выносятся средние оценки каждого педагога, а сами анкеты уничтожаются.

Индивидуальная средняя оценка каждого педагогического работника школы является косвенным показателем его авторитета среди коллег и позволяет ранжировать преподавателей не только в соответствии с их былыми заслугами, но и по реальному вкладу в деятельность школы в данное время. Следует отметить, что оценка коллег является, вероятно, наиболее значимой для преподавателя, поскольку выражает отношение профессионалов. В связи с этим от директора школы требуется большой такт, чтобы проведение подобного опроса и обсуждение полученных оценок стало средством дальнейшего укрепления и сплочения, а не раскола педагогического коллектива.

Кроме того, для администрации школы средние оценки несут информацию о социально-психологическом климате, об удовлетворенности сотрудников своим пребыванием в ней и об отношениях между преподавателями.

Оценка педагога администрацией школы и района также играет важную роль

Эта оценка позволяет определить вклад каждого работника в развитие школы в целом. По сути, оценку педагогического работника со стороны администрации можно рассматривать как эквивалент его активности и перспективу его продвижения по служебной лестнице в школе. Процедура оценивания может быть произвольной, но в целом напоминает аттестацию.

Было бы неэтично при подведении итогов не учитывать мнение самого педагога, которое выражается в его самооценке. Сопоставление самооценки со всеми видами субъективных оценок позволяет определить адекватность позиции работника как в учебном процессе, так и в школе вообще. Тогда

Однако для повышения самокритичности собственной оценки педагога целесообразно использовать коэффициент согласия К, который выступает как прогрессор педагогической деятельности:

К < 0,5 означает, что учитель оценивает себя гораздо выше, чем окружающие, и необходимы меры, чтобы привести его притязания в соответствие с требованиями школы.

0,5 < К < 1,5 — самооценка педагога адекватна: его мнение о себе соответствует мнению окружающих.

К > 1,5— учитель имеет заниженную самооценку; окружающие ценят его значительно выше, и он заслуживает поощрения.

Очевидно, что включение К в формулу (1) позволяет автоматически регулировать отмеченные тенденции.

При оценивании педагогического работника, а также для его самопроверки можно использовать специальные методики, направленные на выявление отдельных профессионально важных качеств педагога, такие, например, как тест "Информационная культура учителя".

studme.org

Статья «Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога»

Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»)

Очень важно понимать, насколько педагоги дошкольной образовательной организации соответствуют его требованиям. Данная методика самооценки позволит ответить на этот вопрос и определить направления дальнейшей методической работы в ДОО.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.

Профессиональный стандарт педагога (далее — Профстандарт педагога) — это многофункциональный нормативный документ, который определяет квалификационный уровень педагогического работника, позволяющий ему выполнять профессиональные обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к профессии воспитателя, учителя.

Основной целью профессиональной деятельности является оказание образовательными организациями образовательных услуг по основным общеобразовательным программам.

Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» включает в себя трудовую функцию В/01.5 «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», в содержании которой отражаются необходимые компетенции, которыми должен обладать воспитатель дошкольной образовательной организации.

Так как введение Профстандарта педагога опережает изменения системы профессиональной подготовки воспитателя 1 и процедуры аттестации педагогических кадров, предстоит большая работа по оказанию помощи воспитателям по осмыслению и доведению их квалификации до уровня требований Профстандарта.

В этой связи рассмотрим методику самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога на примере трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Цель самооценки: определить уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям Профстандарта педагога и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.

Количественный анализ уровней квалификации можно представить в виде таблицы. Оценка по выделенным в таблице показателям осуществляется по трехбалльной системе. Уровень владения трудовой функцией рассчитывается по предлагаемой формуле в методике самооценки (приложение 1).

Полученные данные таблицы можно представить в виде графиков, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат — полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы в дошкольной образовательной организации по развитию уровня профессиональной компетентности педагогов.

infourok.ru

Рабочая карта для определения самооценки педагога

Уважаемые коллеги! Постарайтесь посмотреть на себя со стороны и максимально точно оценить себя, ответив на следующие вопросы (поставьте «+» в нужной графе).

1 . Мне легко удается внушить симпатию окружающим

2. Я способен сделать образным предлагаемый материал

3. Когда я читаю книгу или смотрю фильм, могу прослезиться

4. Я не скован в движениях, чувствую телесную свободу

5. «Читать» по лицам других — легко для меня

6. Я могу сделать любой объект увлекательным для себя

7. В неожиданных обстоятельствах я ориентируюсь очень быстро

8. Я без труда нахожу контакт с людьми

9. У меня хорошая дикция, речь живая и разнообразная

10. Я без труда завладеваю вниманием аудитории

11 . Я умею удерживать в поле зрения всю аудиторию

5. «Умеете ли Вы контролировать себя?» (по м. Снайдеру) (Возможны только ответы «да» или «нет»)

Мне кажется трудным подражать другим людям.

Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.

6. Тест «Наблюдательны ли вы?»

Наблюдательный человек по внешним приметам многое может сказать о людях. Помните, как это получалось у знаменитого Шерлока Холмса? Надеемся, что этот тест поможет вам проверить, насколько вы наблюдательны.

Когда вы заходите в какую-то незнакомую организацию, то в первую очередь обращаете вни­мание:

а) на расположение столов и стульев (5 оч­ков);

б) на точное расположение предметов (10 оч­ков);

в) на то, что висит на стенах (3 очка).

Встречаясь с новым для себя человеком, вы:

а) смотрите ему только в лицо (5 очков);

б) незаметно оглядываете его с ног до голо­вы (10 очков);

в) обращаете внимание лишь на отдельные части его лица (3 очка).

Из понравившегося; пейзажа вам в первую очередь вспоминается:

а) цвета (10 очков);

в) чувство, охватившее вас тогда (3 очка).

Просыпаясь утром, вы:

а) сразу же вспоминаете, что вам предстоит делать (10 очков);

б) вспоминаете свой сон (3 очка);

в) анализируете то, что произошло вчера (5 очков).

Когда вы садитесь в общественный транспорт, то:

а) проходите вперед, ни на кого не глядя (3 очка);

б) разглядываете тех, кто стоит рядом (5 оч­ков);

в) обмениваетесь словом-другим с теми, кто к вам ближе всего (10 очков).

Когда вы идете по улице, то обычно:

а) наблюдаете за транспортом (5 очков);

б) смотрите на фасады домов (3 очка);

в) рассматриваете прохожих (10 очков).

Разглядывая витрину в магазине, вы:

а) интересуетесь лишь тем, что вам пригодится (3 очка);

б) смотрите и на то, что вам в данный момент неважно (5 очков);

в) с интересом разглядываете каждый пред­мет (10 очков).

Если у вас дома пропала какая-то вещь, то вы:

а) сосредоточиваетесь на том месте, где, как вы предполагаете, могли ее оставить (3 очка);

б) ищете везде (5 очков);

в) просите домашних помочь вам (10 очков).

Рассматривая старый групповой снимок ва­ших близких, друзей, вы:

а) волнуетесь (5 очков);

б) вам делается весело (3 очка);

в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят (10 оч­ков).

Представьте, что вам предложили сыграть в азартную игру. Вы:

а) пытаетесь по ходу дела научиться в нее играть(10 очков);

б) через какое-то время отказываетесь от этой затеи (5 очков);

в) вообще не играете (3 очка).

Если вы кого-то ждете в парке, то обычно:

а) внимательно наблюдаете за теми, кто рядом с вами (10 очков);

б) читаете газету (5 очков);

в) о чем-то думаете (3 очка).

Если вы гуляете в звездную ночь, то:

а) пытаетесь разглядеть созвездия (10 очков);

б) просто смотрите на небо, любуетесь им (5 очков);

в) вообще не смотрите (3 очка).

При чтении книги вы:

а) помечаете карандашом то место, до ко­торого дошли (10 очков);

б) оставляете закладку (5 очков);

в) доверяете своей памяти (3 очка).

О своих соседях вы помните:

а) их имя и отчество (10 очков);

б) их внешность (3 очка);

в) не помните ни то ни другое (5 очков).

Оказавшись перед сервированным столом:

а) восхищаетесь его изысканностью (3 оч­ка);

б) проверяете, все ли на месте (10 очков);

в) смотрите, все ли стулья стоят так, как нужно (5 очков).

Подсчитайте очки и суммируйте результаты.

studfiles.net

«Опросник самооценки психического «выгорания» педагога» (печатное издание)

Актуальность проекта.

Актуальностью и социальной значимостью темы синдрома психического «выгорания» является сложный характер данного феномена, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Проблема проявления психического «выгорания» и его влияние на профессиональную деятельность представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья специалистов, работающих в сфере «человек — человек». Созданием диагностического инструментария для выявления синдрома занимались ряд отечественных и зарубежных ученых. Так, например H.J. Freudenberger использовал метод систематического наблюдения. D.S. Forney, F. Wallase-Schutzman и Т.Т, Wiggers изучали психическое «выгорание» на основе структурированного интервью. М. Нааск, и J.W. Jones применяли проективное рисование. J.P. Rafferty, J.P. Lemkou и R.R. Purdy дли оценки «выгорания» использовали метод самооценки. Одним из наиболее известных методик диагностики психического «выгорания» является опросник MBI (Maslach Burnout inventory), созданный С. Maslach и S.E. Jackson в 1979 году. Авторы MBI понимают под психическим «выгоранием» синдром, имеющий три основных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Другим известным опросником является опросник ВМ (Burnout Measure), созданный А.М. Pines и Е. Aronson в 1988. Согласно авторам теста, «выгорание» представляет собой состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально нагруженных ситуациях (Pines, Aronson, 1988). M.J. Fimian в 1984 году создал Teacher Stress inventory (Опросник Учительского стресса), который направлен на диагностику личностного и организационного аспекта «выгорания», сконструирован для учителей (Fimian, 1984). Отечественными исследователями также были созданы опросники, позволяющие измерить уровень психического «выгорания». А.А. Рукавишниковым и В.Е. Орлом был создан «Опросник психического «выгорания» для учителей», включающий в себя шкалу психоэмоционального истощения, шкала личностного отдаления и шкала профессиональной мотивации (Рукавишников, Орёл, 2001). При этом следует отметить, что, не смотря на очевидный прогресс в создании диагностического инструментария психического «выгорания», возникает необходимость расширения ассортимента инструментария диагностики психического «выгорания» в отечественной психологической практике.

Научная и практическая значимость.

В процессе разработки новой психодиагностической методики проанализированы различные подходы к определению содержания и структуры синдрома психического «выгорания» (Г.С. Абрамова, М.В. Барабанова, Т.В. Большакова, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Н.В. Козина, Е.И. Лозинская, В.В. Лукьянов, В.И. Курпатов, И.Г. Малкина-Пых, А.К. Маркова, В.Е. Орёл, Т.И. Ронгинская, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Е.С. Старченкова, Д.Г. Трунов, Т.В. Форманюк, N.M. Arthur, M. Burisch, C. Cherniss, G. Corey, H.J. Freundenberger, C. Maslach et.al., S. Naisberg-Fennig, et.al., W.S. Paine, В. Perlman, E. Hartman, A. Pines, W. Schaufeli et.al., N. Schmitz et.al., A. Shirom, A. Storr, P.I. Thornton, G. Van Humbeeck et.al., A. Weber, A. Jaekel-Reinhard).

Психическое «выгорание» педагога рассматривается нами как устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, которое характеризуется негативным отношением специалиста к микросоциальному окружению (реципиенты и коллеги), к макросоциальному окружению, к профессиональной роли и искажением восприятия временной перспективы. При создании данного определения мы опирались на концепцию С. Maslach, которая считала, что синдром «выгорания» является результатом профессиональных проблем и диагностика чувств, тесно привязанных к профессии, отделяет «выгорание» от других более общих состояний, таких как депрессия, которые могут быть обусловлены и непрофессиональной жизнью (Maslach, 1996).

Согласно анализу теоретических представлений, получивших ранее эмпирическое обоснование, измерение синдрома психического «выгорания» должно опираться на ряд основных характеристик (Мерзлякова, 2012):

  1. негативное отношение к микросоциальному окружению (реципиенты и коллеги);
  2. негативное отношение к макросоциальному окружению;
  3. негативное отношение к профессиональной роли;
  4. искажение восприятия временной перспективы.

Разработана психодиагностическая методика самооценки синдрома психического «выгорания» педагога, проанализированы показатели надёжности и валидности опросника.

Результаты психометрической проверки указывают на возможность использования разработанной методики в исследовательских целях.

Основное содержание работы.

В основе анализа понятия синдрома психического «выгорания» лежат разработанные к настоящему времени в отечественной и зарубежной науке подходы к определению содержания и структуры психического «выгорания», согласно которого данный феномен является профессиональным, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего в профессиях социального типа. По итогам теоретического анализа, было сформулировано понятие, синдром психического «выгорания», определена структура данного феномена.

Для изучения синдрома психического «выгорания» педагогов был разработан Опросник самооценки психического «выгорания» педагогов (ОСПВ). В опросник были включены четыре шкалы, названных соответственно Шкалами негативного отношения к микросоциуму, негативного отношения к макросоциуму, негативного отношения к профессиональной роли и искажение восприятия временной перспективы. Кроме того, основываясь на данных и ряда исследова­ний и опираясь на более детальное изучение теоретических подходов мы выдвинули предположение о том, что кроме показателей «выгорания» по отдельным шкалам, необходимо оценивать и показатель общего уровня психического «выгорания». Это позволило бы оценить насколько данный феномен подвергает своему влиянию того или иного профессионала. Кроме того, в данном случае мы могли бы оценить не только степень выраженности данного феномена у конкретного индивида, но и оценить какая составляющая данного феномена выражена наиболее сильно. Исходя из этого, наряду с упомянутыми шкалами, был введен показатель общего уровня психического «выгорания» или Индекс психического «выгорания»).

В соответствие с операциональными определениями к каждому конструкту был составлен текст первичной формы Опросника самооценки психического «выгорания», включающий 38 пунктов. Каждый пункт включал в себя шкалу высказываний от полного отсутствия симптомов психического «выгорания» до крайней выраженности показателей данной шкалы. «Шкала негативного отношения к микросоциуму» состояла из 10 пунктов, «Шкала негативного отношения к макросоциуму» — из 8 пунктов, «Шкала негативного отношения к профессиональной роли» — из 9 пунктов и «Шкала искажение восприятия временной перспективы» — из 11 пунктов.

В процессе исследования были изучены психометрические показатели теста: репрезентативность, общая и ретестовая надежность теста, конструктная, содержательная и критериальная валидность.

Необходимость исследования синдрома психического «выгорания» и создания методики по его измерению обусловливается как теоретическими потребностями психологической науки, так и запросами практики. На основании разработанного нами теоретического конструкта была создана методика. При ее создании мы исходили из необходимости измерения синдрома психического «выгорания» как единого интегрального показателя, а также и его составляющих, описывающих различные характеристики синдрома психического «выгорания». Настоящее исследование по разработке методики измерения уровня психического «выгорания» и его психометрическая проверка показали, что опросник самооценки синдрома психического «выгорания» может использоваться в исследовательских целях в качестве надежной методики его фиксации. Опросник включает интегральную шкалу уровня самооценки психического «выгорания», а также четыре коррелирующих между собой шкал: негативного отношения к микросоциуму; негативного отношения к макросоциуму; негативного отношения к профессиональной роли; искажения восприятия временной перспективы. Мы предполагаем, что использование данной методики в практической деятельности психологов будет эффективным как в профилактике, так в коррекции синдрома психического «выгорания».

psy.su

Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников (констатирующий эксперимент)

2.1 Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников (констатирующий эксперимент)

С целью проверки гипотезы была проведена опытно — экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 классе МОУ СОШ №1 города Богородицка в период с сентября по март. В эксперименте принимало участие 7 школьников.

Основная задача констатирующего этапа заключалась в выявлении уровня сформированности самооценки детей экспериментальной группы. Для решения этой задачи были использованы следующие диагностические методики:

1) модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1);

2) нахождение количественного выражения уровня самооценки (методика №2);

3) модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн (методика №3).

Эти методики доступны для детей младшего школьного возраста и в совокупности позволяют получить точную и объективную информацию о самооценке младших школьников.

Описание методик дано в приложении.

Рассмотрим полученные результаты.

Методика №1 – Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур.

Цель: изучение типа самооценки.

Аня К. поставила себя на 1 ступень. Следовательно, она обладает заниженной самооценкой. Ей свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость.

Вова Д. — 4 ступень. Он обладает адекватной самооценкой. Ему свойственны активность, находчивость, бодрость. У Вовы сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью.

Саша Д. также поставил себя на 4 ступень. Следовательно, он, как и Вова обладает адекватной самооценкой. Саша общительный, легко идет на контакт. У него сформирован высокий уровень школьной мотивации.

Даша М. выбрала 5 ступень. Она имеет завышенную самооценку.

На 5 ступень поставили себя и Олег З, и Вика С. Никита А. – 6 ступень. У этих детей завышенная самооценка. Им свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роли. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка, полученная любым путем. У них проявляется высокий уровень притязаний на признание.

Обработка результатов показала, что дети поставили себя на различные ступени. Обобщенные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты изучения типа самооценки

Итак, заниженной самооценкой обладает 1 ребенок (Аня К.), завышенной 4 испытуемых (Даша М., Никита А., Олег З., Вика С.), адекватную самооценку имеют 2 ученика (Вова Д., Саша Д.). Таким образом, нужно отметить, что необходима работа, направленная на формирование адекватной самооценки у детей с завышенной и заниженной самооценкой.

Цель: нахождение количественного уровня выражения самооценки.

Аня К. из 12 положительных черт, присущих ее субъективному идеалу, отметила, что только одна из них принадлежит ей. Значит, она неадекватно воспринимает свои возможности. А из 14 качеств, которыми человек не должен обладать, Аня отметила 3 таких качества. Она считает себя ленивой, вспыльчивой и трусливой. Это говорит о том, что она не видит всех своих недостатков.

Вова Д. выделил 18 положительных черт, среди которых к себе отнес 6 из них. Множество же отрицательных черт содержит 8 компонентов, среди которых Вова 3 отметил, как черты присущие ему. Он относится к своей личности достаточно критично.

2 положительными качествами из 12, по его мнению, обладает Саша Д.. Это говорит о нормальной самооценке. Саша знает свои сильные стороны. Но не очень критично относится к себе, оценивая свои отрицательные качества.

Даша М. и Никита А. реально оценивают свои положительные качества. Даша из 10 качеств выбрала 4, а Никита из18 – 6. А оценивая отрицательные качества, относятся к себе с недостаточной критичностью, т.к.Даша из 16 выбрала только 3, а Никита из 8 – 1.

Олег З. недооценивает себя. Из 20 положительных черт он отметил только 4 качества присущих ему. Олег недооценивает свои положительные качества. Но, оценивая отрицательные качества, имеет повышенную самооценку, т.к. из 6 не отнес к себе ни одного.

Недооценивает свои положительные качества и Вика С. Она неуверенна в своих способностях, очень критично относится к себе, не верит в свои силы. Вика также не видит своих недостатков, оценивая свои отрицательные качества. Это можно сказать потому, что из15 положительных качеств она выбрала 3, из 11 отрицательных – 3 качества.

Результаты данной методики обобщены и приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Уровни самооценки респондентов

Множество положительных черт

Множество отрицательных черт

Как видно из данной таблицы, почти у всех участников эксперимента была выявлена недостаточная критичность при оценке своих отрицательных качеств, что немного компенсируется нормальной самооценкой при характеристике своих положительных черт у Даши М. и Никиты А. и несколько компенсирует недооценку себя у других участников эксперимента. Таким образом, у Ани К. и Олега З. выявлена заниженная самооценка. У Вовы Д. зафиксирована адекватная самооценка. Завышенной самооценкой обладают Даша М. и Никита А. Эти результаты подтверждают данные, полученные в методике №1. Саше Д. свойственна недооценка себя, что расходится с результатами, полученными в методике №1. Таким образом, у Саши Д. зафиксирована неустойчивая самооценка. Вика С. Обладает заниженной самооценкой, что также имеет расхождение с результатом, полученным в методике №1. Следовательно, Вика также обладает неустойчивой самооценкой.

Методика №3. Модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Н. Рубинштейн.

Цель: определение высоты самооценки.

Анализ рисунков детей показал достаточно разнообразную картину в оценке своих личностных черт. Результаты, полученные по данной методике, приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Определение высоты самооценки

Развитие качеств сейчас

Желаемый уровень развития качеств

Любят ли тебя в классе

Заниженная, адекватная, завышенная

Как видно из таблицы, Олег З. имеет заниженную самооценку по показателям «здоровье» и «любят ли тебя в классе». Адекватную самооценку по показателю «ум», завышенную самооценку по показателям «счастье», «успеваемость», «внешность», «старательность».

Аня К. имеет заниженные самооценки по показателям «здоровье», «любят ли тебя в классе», «внешность». По показателям «ум» и «успеваемость» — адекватную самооценку. По показателям «счастье» и «старательность» завышенную самооценку.

Вика С. по показателю «здоровье» имеет заниженную самооценку, по показателю «ум» и «старательность» — адекватную самооценку и по остальным показателям завышенную самооценку.

Вова Д., Даша М. и Никита А. имеют завышенные самооценки по всем показателям.

Саша Д. имеет заниженные самооценки по показателям «ум» и «старательность». По показателям «здоровье», «любят ли тебя в классе», «внешность» — адекватную самооценку.

Отмечая, как бы вы хотели, чтобы эти качества были развиты, все учащиеся по всем показателям отметили наивысший уровень, кроме Вики С., которая показатель «успеваемость» поставила на средний уровень, и Саши Д., который показатель «внешность» поставил также на средний уровень.

Итак, три ученика обладают завышенной самооценкой по всем показателям. Трое испытуемых (Аня К., Олег З. и Вика С.) имеют заниженные, адекватные и завышенные самооценки по разным показателям. Один ребенок имеет как заниженные, так и адекватные самооценки по показателям.

Обобщив результаты проведения модифицированной методики «Лесенка» В.Г.Шур, нахождения количественного выражения уровня самооценки и модифицированной методики Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейна, мы выявили уровень самооценки учащихся экспериментальной группы. Эти данные отражены в таблице 4. Если отсутствует единая самооценка по результатам всех методик, то уровень самооценки мы определяли по преимущественному показателю. Если по итогам трех методик ребенок показывает различные результаты (завышенная, заниженная, адекватная самооценка), то в этом случае речь идет о неустойчивой самооценке.

Таблица 4 — Уровень самооценки детей экспериментальной группы по результатам психологических методик

Из таблицы видно, что в экспериментальной группе четверо детей имеют завышенную самооценку. Причем 2 учащихся завышенную устойчивую – это Даша М., Никита А.. Этим детям свойственно неадекватное восприятие себя и своих возможностей, способностей. Они не видят своих недостатков, не умеют критично оценивать свою деятельность. Детям свойственна активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других, стараются занять лидирующее положение.

Завышенную неустойчивую самооценку имеют Олег З. и Вика С.. У них наблюдается разброс в определении самооценки (завышенная, заниженная, адекватная). Но они имеют тенденцию к завышению самооценки. Неверно оценивают свои возможности и не видят недостатков.

Одна ученица — Аня К. имеет заниженную самооценку. Она пассивна, мнительна, ранима, обидчива. Девочка робкая, стеснительная, неуверена в себе и своих способностях. Аня К. преувеличивает свои недостатки и недооценивает свои положительные качества.

Вова Д. и Саша Д. имеют адекватную неустойчивую самооценку. Они сомневаются в оценке своих способностей. Под влиянием различных обстоятельств могут проявить себя по-разному. Иногда могут быть подвержены влиянию других детей и поступить не в соответствии с собственными взглядами, а по их научению.

Соотнесение выявленной самооценки детей экспериментальной группы с успеваемостью показало следующее (смотри таблицу 5). Такое соотнесение вызвано необходимостью более точно установить негативные и позитивные проявления самооценки. Для этого избраны преобладающие отметки по изучаемым учебным предметам.

Таблица 5 — Самооценка и оценки детей экспериментальной группы

Мы видим, что Аня К. имея заниженную самооценку, не может достаточным образом проявить себя и в учебе. Вова Д. и Саша Д. имеют 4 , как преобладающую оценку по различным предметам, у них адекватная неустойчивая самооценка, которая может негативным образом сказаться на успеваемости. Дети с завышенной самооценкой имеют положительные оценки, но данных результатов дети добиваются различными способами. Иногда это действительно способности, а иногда просто зубрежка. Итак, сравнивая самооценку детей с их успеваемостью, мы видим, что самооценка оказывает непосредственное влияние на успеваемость ребенка.

В ходе констатирующего этапа эксперимента, а также в процессе обучения этих детей (автор дипломной работы является учителем в данном классе) мы проводили наблюдение за детьми, входящими в экспериментальную группу.

Цель наблюдения: выявить особенности проявления самооценки у детей в их поведении и отношениях, интересы и склонности детей.

1) Отношение детей к товарищам по классу.

2) Особенности поведения детей в различных ситуациях, в том числе конфликтных.

3) Склонности и интересы детей.

Наблюдение проводилось на уроках и во внеурочной деятельности.

На основе результатов наблюдения и данных, полученных после проведения методик, мы составили краткую характеристику каждого из детей, входящих в экспериментальную группу.

Аня К., имея заниженную самооценку, учится ниже своих способностей. Ее робость и нерешительность не позволяют ей полностью раскрыться. Аня очень ранима и обидчива. Пассивно относится ко всем классным делам и мероприятиям. Постоянных друзей в классе не имеет, хотя не конфликтна, и дети к ней относятся хорошо. Аня очень любит животных, относится к ним с большой нежностью.

Даша М. имеет завышенную самооценку. У нее высокие притязания на учебу. Стремится получить высокие оценки любым путем. Очень самоуверенна. Проявляет большую активность и во всем старается занять лидирующие позиции. Но вместе с тем, Даша очень усидчива, много читает. Она имеет незаурядные организаторские способности.

Никита А. также имеет завышенную самооценку. В классе является лидером. В общении с детьми категоричен и не идет на компромисс. Проявляет способности к математике. Увлекается компьютером.

Олег З. – завышенная неустойчивая самооценка. Проявляет агрессивность в общении с детьми, часто конфликты пытается разрешить силой. К учебе относится добросовестно, но не признает неудач. Если получает неудовлетворительные оценки, обижается и замыкается.

Вика С. имеет завышенную неустойчивую самооценку. Главным мотивом ее учебной деятельности является высокая оценка, полученная любым путем. Она стремятся занять лидирующие позиции в классе. Дружит не со всеми детьми в классе. Вокруг себя собирает группу друзей и настраивает их против остальных детей класса. Но вместе с тем девочка любознательная, имеет большой кругозор, много читает, имеет положительные оценки по многим предметам, поэтому пользуется авторитетом у детей.

Вова Д. имеет адекватную неустойчивую самооценку. Мальчик отзывчивый, общительный. С большим желанием идет на контакт. В классе проявляет активность и заинтересованность во всех делах. Все поручения выполняет добросовестно и аккуратно.

Саша Д. имеют адекватную неустойчивую самооценку. У него сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации. В классе пользуется уважением. Увлекается рисованием.

Обобщив данные констатирующего этапа эксперимента, мы составили программу формирования адекватной самооценки у детей экспериментальной группы путем создания воспитывающих ситуаций. Эта программа была реализована в ходе формирующего эксперимента.

2.2 Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки (формирующий эксперимент)

адекватная самооценка школьный воспитывающий

С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза — воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников при следующих педагогических условиях:

4) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;

5) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;

6) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.

Исходя из этого, в ходе формирующего эксперимента предстояло решить ряд частных задач:

1) разработать ситуацию успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, усиление мотива деятельности и персональной исключительности для детей с заниженной самооценкой, недостаточно уверенных в себе и пассивных;

2)разработать ситуации сопереживания, соотнесения для детей с завышенной устойчивой самооценкой;

3) разработать ситуации нравственного выбора с использованием приема «даю шанс» и авансирования доверием для детей с завышенной неустойчивой самооценкой;

4) разработать ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой;

5) разработать алгоритм включения воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательный процесс.

Нами разработана индивидуализированная программа формирования адекватной самооценки младших школьников (таблица 6). В этой программе представлены разновидности воспитывающих ситуаций, которые были использованы для учащихся экспериментальной группы в связи с выявленными проявлениями самооценки и позитивными особенностями каждого ребенка, дано обоснование необходимости использования этих ситуаций для формирования адекватной самооценки.

Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, мы придерживались следующего алгоритма:

1. Цель создания ситуации.

2. Индивидуальные проявления, связанные с особенностями самооценки, требующие создания воспитывающих ситуаций.

3. Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.

4. Описание ситуации.

Воспитывающие ситуации использовались нами на различных уроках. Для этого специально выбирался наиболее удобный момент на уроке, продумывались различные возможные варианты их включения в урок, а в ряде случаев были использованы реально возникшие условия (Олег). Рассмотрим создаваемые нами воспитывающие ситуации.

Воспитывающие ситуации для Ани К. – ситуация успеха. Цель данной ситуации – освободить ее от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Самооценка заниженная, неустойчивая.

Девочка очень обидчива, пассивна, мнительна, ранима. Аня неуверенно чувствует себя при ответах у доски и выступлениях перед аудиторией, так как считает, что у нее ничего не получится. Особенно трудно ей даются гуманитарные предметы, где нужно много говорить, выражать свое мнение, принимать участие в обсуждении той или иной проблемы. Уроки ознакомления с окружающим миром были для Ани настоящим испытанием. Она добросовестно читала текст дома, а, выходя к доске, не могла его пересказать. Поэтому, стоило лишь назвать учителю Анину фамилию, тут же слышалось в ответ: «Я не знаю…», «У меня не получится».

Аня очень любит животных. У нее дома живут несколько собак. Она с увлечением рассказывает о них на перемене. Аня не может равнодушно пройти мимо бродячей собаки или брошенного котенка.

На уроке ознакомления с окружающим миром была новая тема: «Отношение человека к животным». Учитель предложил высказать свое мнение по этому вопросу. Когда Аню вызвали к доске, она неохотно поднялась, и мы снова услышали: «У меня не получится», «Я не справлюсь». На что учитель ответил: «Это не сложно. Ты много знаешь о животных и поэтому обязательно справишься с заданием». Эти слова придали ее уверенности, и Аня хорошо ответила материал. В данном случае нами был использован прием снятия страха перед предстоящей деятельностью.

На следующей неделе в школе проводилось коллективное творческое дело. В него входил: конкурс рисунков о домашних животных, сочинений и рассказов на эту тему. От каждого класса нужно было выбрать по одному представителю для участия в конкурсе. Конечно, честь нашего класса должна была защищать Аня. Но выступать перед такой большой аудиторией она боялась. Для Ани была создана ситуация успеха с использованием приемов снятия страха перед предстоящей деятельностью и персональной исключительности. После уроков с ней была проведена беседа о том, что это очень важно для нашего класса, что, прослушав ее выступление, многие задумаются о своем отношении к домашним питомцам, может быть тогда станет меньше бездомных животных. Было сказано, что именно Аня должна выступить, так как она лучше всех расскажет об этом, потому что очень любит животных и много знает о них. И действительно, Аня блестяще выступила на этом конкурсе. Наш класс занял 2 место. Это был первый серьезный успех в жизни Ани. Она стала увереннее чувствовать себя, ощутила свою важность.

При создании ситуации сопереживания для Даши М. мы ставили перед собой следующую цель: предотвратить у девочки развитие черствости, бессердечия и эгоизма (завышенная устойчивая самооценка). Эта цель будет достигнута, если удастся пробудить в Даше такие эмоциональные чувства, как сопереживание, сочувствие, заботу о товарище.

Даша способная ученица, легко «схватывает» новый материал. Может хорошо и доступно изложить его содержание.

Учительница обратилась к классу с просьбой отнестись повнимательнее к Юле В., которая сегодня впервые после долгой болезни пришла в школу. Она была еще очень слаба и ей необходимы забота и сочувствие. Даша живет рядом с Юлей, поэтому именно ее учительница попросила помочь девочке в подготовке домашних заданий, проводить ее до дома. Даша с удовольствием взяла на себя заботу об однокласснице. Она не только на переменах в школе опекала Юлю, но и приходила после уроков к ней домой, чтобы помочь ей усвоить пропущенный материал.

Учительница стала чаще обращаться к Даше за помощью в работе с отстающими учениками.

Для Никиты А. была создана ситуация соотнесения (завышенная устойчивая самооценка). Создавая такую ситуацию, мы ставили своей целью заставить Никиту испытать гордость не только за себя, но и за свой коллектив, за свой класс. Нужно было, чтобы он проявил заботу о своих товарищах, так как он очень категоричен и самолюбив. Никита хорошо владеет компьютером, увлечен им, уделяет ему много времени. Поэтому на одном из уроков русского языка учительница рассказала ребятам, что она на прошлой перемене заходила в параллельный класс и увидела у ребят на партах памятки, которые нужны для работы над ошибками по русскому языку. Одна из учениц этого класса, у которой есть дома компьютер, сделала по одному экземпляру на каждый ряд. Эти памятки очень полезны. Они намного облегчают работу. Дети внимательно выслушали эту информацию. «Вот бы хорошо было иметь и в нашем классе такие», — сказал кто-то из ребят.

На следующий день Никита принес такие памятки в класс. Он сам попросил у ребят из параллельного класса образец и сделал по одному экземпляру для каждого ученика.

Учительница поблагодарила Никиту за заботу о своих товарищах. Ребята тоже благодарили его. Никита был очень доволен и сказал ребятам, что если им что-нибудь нужно будет отпечатать на компьютере, то он с удовольствием им поможет. Цели, которые мы ставили перед собой при создании ситуации соотнесения для Никиты, были достигнуты.

Цель воспитывающей ситуации нравственного выбора для Олега З. (завышенная неустойчивая самооценка) заключалась в развитии таких качеств как сочувствие, доброта, отзывчивость. Он очень конфликтен, агрессивен. Часто предпочитает при помощи драки решать возникшие споры. Ему была предоставлена возможность найти другой путь решения конфликтных ситуаций. В то же время важной особенностью Олега является его умение отстаивать свою позицию. Эта ситуация не создавалась специально. Были использованы реально сложившиеся условия с применением приема «даю шанс».

Однажды Олег был дежурным по классу. В школе уроки уже закончились, почти все дети ушли домой. Мальчик протирал доску в классе, а учительница за столом проверяла тетради.

Вдруг из коридора донесся громкий плач. Учительница вместе с Олегом вышли из кабинета и увидели, что произошла драка между учениками параллельного класса. Из-за чего подрались дети, они не видели, но ребята были очень возбуждены, растрепаны и смотрели друг на друга с нескрываемой ненавистью. Один из учеников громко плакал, а другой стоял рядом и смеялся.

— Что случилось? – спросила учительница.

Ребята не обратили на ее вопрос никакого внимания. Один мальчик продолжал ехидно хихикать, а другой еще громче заплакал. Явно, тот ученик, который плакал, вызывал сочувствие, а тот, который смеялся, заслуживал неодобрения. Олег уже был готов вступить в драку в защиту обиженного ребенка. Но учительница сказала, что нужно разобраться в ситуации. Она обратилась к Олегу с просьбой:

— Я поговорю с тем мальчиком, который плачет. Попробую его успокоить и выяснить, что же произошло. А ты поговори с тем, который смеется, но не подведи меня и себя.

Олег, готовый недавно наброситься на смеющегося мальчика с кулаками, теперь спокойно разговаривал с ним у окна в коридоре. Он доказывал ему, что тот хоть и сильнее, но сейчас неправ. Что он, Олег, и сам иногда дерется, но смеяться над тем, кто слабее, нехорошо.

Конфликт был улажен. Дети успокоились и пошли домой.

Когда учительница с Олегом вернулись в класс, она сказала ему:

— Большое спасибо. Ты помог мне разобраться в сложной ситуации. Мне одной было бы трудно это сделать. Я думаю, что после твоих слов мальчик осознал свою вину и больше драться не будет.

Олег был очень горд собой, он впервые попробовал разрешить конфликт мирным путем.

Воспитывающая ситуация для Вики С. – ситуация авансирования доверия (завышенная неустойчивая самооценка).

Цель создания данной ситуации – развитие лучших, позитивных качеств ребенка, предотвращение развития эгоизма. Негативным в поведении Вики является то, что Вика С. всех ребят в классе делит на друзей и «остальных» ребят и часто настраивает одних против других. Позитивной ее особенностью являются хорошие организаторские способности. Поэтому для нее была создана ситуация авансированного доверия. Аванс доверия заключался в том, что Вика сумеет правильно оценить ситуацию и поступится своими личными интересами на благо общего дела. К уроку литературного чтения нужно было подготовить инсценировку рассказа В.Осеевой «Сыновья». Вике предложили подготовить эту сценку с ребятами. Давая такое задание, мы очень надеялись на то, что Вика правильно подберет группу, исходя из содержания сценки, и возьмет разных детей, а не только включит своих друзей. Вика обрадовалась заданию. Она имеет хорошие организаторские способности, много читает и справится с поручением.

После уроков учительница с Викой подробно проанализировала рассказ. Они выяснили особенности поведения каждого героя, выполнили анализ их поведения и поступков. Вика объяснила, кто по ее мнению является положительным, а кто отрицательным персонажем. А вот распределить роли ей предстояло самой. Это очень сложное задание.

Внимание Вики было обращено на то, что она правильно распределит роли между ребятами, потому что очень хорошо знает всех детей, знает их способности, что она с честью справится с этим заданием.

Вика оправдала наши ожидания. Положительные роли получили дети, которые больше подходили по своему складу характера и темпераменту, и, отнюдь, не все среди них были ее друзьями. Вика подошла к этому заданию очень ответственно. Ей пришлось поступиться своими амбициями ради общего дела. В процессе подготовки этой инсценировки количество Викиных друзей значительно расширилось, потому что почти весь класс принимал участие в этой работе. Кто-то подбирал костюмы, кто-то рисовал декорации. А всей этой работой руководила Вика, проявляя свои организаторские способности с лучшей стороны.

Воспитывающая ситуация для ВовыД. – ситуация творчества.

Вова имеет адекватную неустойчивую самооценку. Мальчик общителен, с желанием идет на контакт. Его учительница вовлекла в работу по благоустройству класса. Вове было предложено подумать над тем, как класс сделать более уютным, домашним. Вова задумал развести в классе цветы. Его идею одобрила учительница, но заметила, что ей трудно заниматься этим одной, потребуется помощь.

По просьбе учителя Вова подготовил небольшое выступление перед классом о пользе комнатных растений. И предложил развести в кабинете много красивых цветов.

На уроке труда дети посадили растения в горшочки. А Вова составил паспорт для каждого растения и внимательно следил за тем, как за ними ухаживают. Иногда он готовил для ребят небольшие сообщения о том или ином растении. Для этого ему приходилось пользоваться различными справочными пособиями. Вова втянулся в эту работу, старался найти какое-то новое растение для класса, привлекал к этому ребят.

Благодаря его стараниям наш кабинет стал одним из самых красивых в школе.

Вова проявил активность, упорство в достижении цели, инициативу.

Воспитывающая ситуация для Саши Д. – ситуация творчества.

Саша Д. имеет адекватную неустойчивую самооценку. Для того, чтобы развить инициативность, находчивость мы создали для него ситуацию творчества.

Саша Д. хорошо рисует. Однажды к нам в школу пришли представители пожарной охраны и объявили конкурс на лучший рисунок об их профессии.

На уроке изобразительного искусства дети дружно взялись за работу. Саша быстрее всех справился с заданием. А вот у некоторых ребят получалось хуже, и тогда Саша вызвался им помочь. Ему разрешено было помогать ребятам, но при этом он должен был проявить фантазию, выдумку, находчивость. Его советы ребятам должны были быть неординарными, необычными. Он ходил по классу, советовал ребятам что лучше и как нарисовать и помогал в этом. Они с удовольствием принимали его помощь.

А к международному женскому дню учительница попросила Сашу нарисовать поздравительную открытку. В канун праздника он пришел в класс раньше всех. Вместе с учительницей мальчик повесил открытку на стенд. Видно было, что она была выполнена с любовью. Саша не только прекрасно выполнил рисунок, но и сам впервые сочинил поздравительные стихи. Времени до начало уроков оставалось еще много, и Саша попросил разрешения нарисовать на доске цветными мелками весенний букет для девочек. Его рисунок порадовал всех, кто заходил в класс в этот день. Саша был очень доволен. Большое удовлетворение испытала и учительница, так как Саша сделал доброе дело, проявил инициативу и сделал приятное многим людям.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций (контрольный эксперимент)

На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использованы следующие методики:

1)модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1);

2)нахождение количественного выражения уровня самооценки

3)модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я.Рубинштейн

После проведения модифицированной методики «Лесенка» В.Г.Шур были получены следующие результаты:

Аня К. поставила себя на3 ступень. Дети, поставившие себя на 3-4 ступень, обладают адекватной самооценкой.

Даша Д. выбрала 5 ступень. Она имеет завышенную самооценку.

Никита А. – 5 ступень. Он также имеет завышенную самооценку.

Олег З.- 5ступень – завышенная самооценка.

Вика С. поставила себя на 4 ступень. Значит, она имеет адекватную самооценку.

Вова Д. и Саша Д. также поставили себя на 4 ступень.

Обобщенные данные, полученные в констатирующем и контрольном экспериментах, приведены в таблице 6.

Таблица 6 — Сравнительные результаты изучения типа самооценки

www.kazedu.kz