Диагностические модели самооценки

Прежде, чем приступить к стоматологическому лечению, необходимо поставить диагноз. Для этого выполняется целый ряд процедур и манипуляций, в совокупности называемый диагностикой.

Диагностика ставит целью доскональное изучение существующей клинической ситуации в полости рта. Набор диагностических манипуляций определяется лечащим врачом, но всегда подчиняется главному правилу — целесообразности. Проще говоря, еще до начала исследования мы должны задать себе вопрос:
«А что, собственно, мы хотим узнать, проводя это исследование?»
и получить внятный и однозначный ответ. В противном случае, мы запросто можем докатиться до ректоманоскопии и МРТ всего тела.

Поэтому любое обследование, которое, по сути, является медицинской манипуляцией и требует заполнения всё тех же бумаг: анкеты, договора и информированного согласия, согласно действующему законодательству РФ.

Что мы в CLINIC IN можем вам предложить?

Консультация квалифицированного врача-стоматолога

Именно с неё мы рекомендуем начать, если вы планируете всерьёз заняться здоровьем своих зубов и полости рта. Что нужно знать, планируя консультацию врача-стоматолога, можно узнать здесь>>, а почитать о методах и планировании стоматологического лечения — здесь>>.

Важно! Указанные ниже диагностические процедуры проводятся только по рекомендации и назначению лечащего доктора.

Конусно-лучевая компьютерная томография высокого разрешения (КЛКТ)

Мы делаем её на современном томографе Dentsply Sirona Orthophos SL.

Компьютерный томограф DentsplySirona Orthophos SL позволяет проводить рентгенологические исследования в высоком разрешении

Это позволяет проводить рентгенологическое исследование в высоком качестве с минимально возможным облучением. Такое обследование может потребоваться при:

— во всех случаях, когда обычной рентгенодиагностики (например, панорамного снимка) оказывается недостаточно.

По сути, это наиболее полная рентгенодиагностика при комплексном стоматологическом лечении.

При желании, мы можем записать данные КЛКТ на любой носитель, либо прислать вам на электронную почту ссылку с файлообменного сервиса (Google.Drive).

Стоимость компьютерной томографии в нашем центре составляет 4000 рублей (первичный) и 2000 рублей (повторный, на этапах лечения).

Что еще почитать про компьютерную томографию?
Как самостоятельно посмотреть и разобрать собственную компьютерную томограмму?
Дентальная имплантология и компьютерная томография

Ортопантомограмма — это перенос объемного изображения на плоскую поверхность. В ней неизбежны искажения.

Ортопантомография также проводится на аппарате Dentsply Sirona Orthophos SL. Это наиболее известный и распространенный вид стоматологической рентгенодиагностики, называемый в народе «панорамным снимком». Ортопантомограмма создаётся почти такой же методикой, как и КЛКТ (синхронное движение излучателя и приёмника вокруг исследуемого объекта), но само изображение выводится на плоскость, а потому, в отличие от компьютерной томографии, содержит ряд искажений. Поэтому её нельзя использовать для планирования имплантологического лечения в сложных случаях или при изучении возможности перелечивания каналов — тут необходима КЛКТ. Однако, панорамного снимка вполне достаточно, если речь идёт:

Стоимость ортопантомографии в CLINIC IN составляет 2000 рублей (первичный снимок) и 1000 рублей (повторный снимок, на этапах лечения).

При желании, мы можем распечатать снимок на бумаге, переслать на электронную почту или записать на любой носитель в виде цифрового файла.

Что еще почитать про ортопантомографию?
Расшифровка ортопантомограммы
Лучевая нагрузка при стоматологической рентгенодиагностике

Это снимок черепа в прямой или боковой проекции. За счёт использования специального прибора, цефалостата, мы можем получить очень точный снимок с сохранением

Телерентгенография, чаще в боковой проекции, используется для планирования ортодонтического лечения и некоторых видов протезирования.

всех пропорций и тенью мягких тканей.

В стоматологии телерентгенография используется редко. Но она необходима при:

Стоимость телерентгенограммы в боковой или прямой проекции составляет 2000 рублей (первичный снимок) или 1000 рублей (повторный снимок, на этапах лечения). В стоимость не входят расшифровка и анализ снимка врачом-ортодонтом. Всё это лучше сделать на очной консультации.

При желании, мы можем распечатать снимок на бумаге, переслать на электронную почту или записать на любой из носителей.

Прицельная внутриротовая радиовизиография

Датчики Xios XG бывают разных размеров. Поэтому внутриротовые снимки делать очень комфортно.

То, что мы привыкли называть «зубными» снимками. Мы делаем их с помощью цифрового радиовизиографа Heliodent от компании Dentsply Sirona c датчиками Xios XG разного размера. Поэтому сам процесс внутриротовой рентгенографии получается очень комфортным и удобным — ведь мы всегда можем подобрать нужный датчик под размер рта пациента. Кроме того, радиовизиограф Heliodent интегрирован в стоматологическую установку Sirona

Dentsply Sirona Intego Pro — именно такая установка ждёт вас в терапевтическом кабинете (радиовизиографа на фото нет, а на самом деле он есть)

Intego Pro в терапевтическом кабинете — а это значит, что вам не придётся бегать из одного кабинета в другой ради снимков — всё необходимое мы сделаем прямо в процессе лечения.

А для чего нам нужны прицельные снимки? Они используются для:

— простой и безопасной диагностики на этапах стоматологического лечения.

В остальном, лучше полагаться на КЛКТ или ортопантомографию.

При желании, мы можем распечатать снимок на бумаге, переслать по электронной почте или записать на любой носитель.

Что еще почитать про прицельные снимки зубов?
Можно ли делать снимки беременным и кормящим женщинам?

Диагностическое моделирование

Зубочелюстная система — в первую очередь, система функциональная, её внешние параметры во многом определяют её функцию. И наоборот.

Диагностические модели позволяют не только более детально изучить и проанализировать смыкание зубов, но и дают возможность пациенту «посмотреть на себя со стороны»

Вот почему в современной стоматологии огромное значение уделяется прикусу, т. е. смыканию зубов, их соотношению как в положении покоя, так и во время жевания. Изучить и проанализировать это можно, используя диагностические модели.

Делают их следующим образом. Сначала доктор (обычно это ортопед или ортодонт) с помощью специальной ложки и массы, похожей на пластилин, снимают оттиски с обеих челюстей. В зависимости от поставленной задачи, оттиск может быть одно- или двухкомпонентным (последние — более точные). Полученные оттиски передаются в зуботехническую лабораторию, где с их помощью отливают из гипса точные модели зубных рядов. При необходимости, их фиксируют в заранее настроенный артикулятор, имитирующий движение челюстей конкретного пациента.

Артикулятор можно настроить так, чтобы движение моделей повторяло движение зубов конкретного пациента. Это важная часть функциональной диагностики.

Так мы, доктора, получаем возможность проанализировать и поработать с зубными рядами пациента без самого пациента.

В дальнейшем, диагностические модели могут быть использованы для изготовления хирургических шаблонов, капп для исправления прикуса, воскового моделирования и т. д. Поэтому их изготовление — важный этап обследования, особенно с сложных, требующих комплексного подхода, клинических случаях.

Стоимость изготовления диагностических моделей в CLINIC IN составляет от 3 500 рублей (однослойный оттиск) до 5 000 рублей (двойной силиконовый оттиск).

clinicin.ru

Самооценка организации и ее роль в совершенствовании

Совершенствование деятельности организаций различных отраслей. Международные модели самооценки деятельности организации. Европейский фонд менеджмента качества. Развитие системы менеджмента качества организации в направлении уровня мирового класса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Список использованной литературы

Самооценка становится все более популярным методом совершенствования деятельности организаций различных отраслей, размеров и уровней развития. Сравнительная простота, возможность проведения собственными силами, определение приоритетных направлений улучшений — вот далеко не полный перечень преимуществ этого метода.

Основу проведения самооценки составляет модель менеджмента, выбранная организацией в качестве базы для сравнения.

Мы живем в динамичном, быстро меняющемся мире. Это в полной мере относится и к современному рынку: растут требования потребителей к продукции и услугам, развиваются технологии, меняются условия конкурентной борьбы. Поэтому успешная работа любой организации на рынке неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на повышение удовлетворенности потребителей. Это положение является краеугольным камнем всех современных подходов к менеджменту качества.

Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Только опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать дальнейшие шаги в улучшении деятельности. Такой всесторонний анализ в мировой практике получил название самооценки.

1. Понятие самооценки организации и ее роль в совершенствовании деятельности организации

Самооценка деятельности организации, как правило, проводится в сравнении с какой-либо моделью, выбранной в качестве эталона. В настоящее время существует достаточно много моделей самооценки деятельности организаций по различным, заранее определенным критериям. Все модели можно классифицировать в зависимости от двух основных признаков: сферы распространения и целей проведения самооценки.

Международные — модели самооценки деятельности организации , признанные в качестве приоритетных на международном уровне и активно применяемые в значительном количестве стран. Например, модель совершенства, которая является основой для создания большинства национальных моделей стран Европы, активно используется организациями различных стран.

Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) был создан с целью пропаганды передовых технологий менеджмента в Европе. Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству. Она позволяет:

— обозначить ясные вехи на пути к совершенству;

— максимизировать число организаций, применяющих фундаментальные концепции и принципы модели совершенства EFQM;

— предоставить организациям практические инструменты и услуги для содействия их улучшению;

— обеспечить обоснованное и авторитетное для всех европейских стран признание организаций при участии EFQM и национальных партнерских организаций.

Организации любого размера, структуры и зрелости, функционирующей в любой области, для успешной деятельности необходимо установить подходящую модель менеджмента. Модель совершенства EFQM является практическим инструментом, который организация может использовать в различных направлениях:

— как структуру своей системы менеджмента;

— как инструмент для самооценки путем определения своего места на пути к совершенству, который помогает понять недостатки и затем побуждать к решениям;

— как систему для разработки и реализации инициатив по улучшению деятельности;

— как основу для общего языка и способа мышления, применяемого на всех уровнях организации.

Модель признает множество подходов к достижению стабильного Совершенства организации и сама постоянно пересматривается и улучшается. Модель, в первую очередь, определяется Концепцией Совершенства, сформулированной в следующих фундаментальных принципах:

— ориентация на результат;

— фокусирование на клиента;

— лидерство и постоянство цели;

— управление процессами и фактами;

— вовлечение и развитие человеческих ресурсов;

— непрерывное обучение, инновации и улучшения;

— развитие партнерских отношений;

Модель совершенства EFQM — это схема, базирующаяся на 9 критериях. Пять из них составляют группу Возможности и четыре — Результаты. Критерии Возможности охватывают то, как действует организация. Критерии Результаты охватывают достижения организации. Результаты вытекают из Возможностей, и Возможности улучшаются при достижении Результатов Модель, признающая, что существует множество подходов для достижения устойчивого совершенства и множество аспектов их реализации, основывается на следующих условиях: отличные результаты по отношению к Деятельности, Потребителям, Персоналу и Обществу достигаются посредством Лидерства, направляющего Политику и Стратегию, которые реализуются через Персонал, Процессы, Партнерские отношения и Ресурсы.

Девять блоков Модели, показанных выше, представляют критерии оценки продвижения организации к совершенству.

Каждый из девяти критериев имеет свою весомость в общей оценке. Для детализации того, как формируется показатель по критерию, каждый критерий включает несколько составляющих критерия. Эти составляющие содержат ряд вопросов, которые должны быть рассмотрены в ходе оценки. Наконец, каждой составляющей критерия соответствуют определенные баллы. Подсчитывать количество баллов необязательно, они скорее служат для объяснения весомости составляющей критерия.

Логика основана на том, что организации необходимо:

— определить целевые результаты реализации политики и стратегии. Эти результаты охватывают деятельность организации (финансовую и функциональную) и ее восприятие заинтересованными сторонами;

— планировать и развивать ряд обоснованных подходов, чтобы достичь сейчас и в будущем требуемых результатов;

— систематически развертывать подходы, чтобы гарантировать полное осуществление;

— оценивать и пересматривать подходы на основе мониторинга и анализа достигнутых результатов и проводимого обучения. В заключение определить, спланировать и осуществить необходимые улучшения.

Существуют модели самооценки деятельности организации, связанные с участием в тех или иных конкурсах и отражающие отраслевую специфику (например, модели самооценки для участия в программе-конкурсе 100 лучших товаров России для различных номинаций).

Организационная модель самооценки деятельности организации — модель, разрабатываемая для конкретной организации. Этот вид модели может базироваться на одной из перечисленных выше, может представлять собой их сочетание, а может быть полностью разработан в самой организации с учетом специфики ее деятельности , масштабов и целей проведения самооценки. Конкурсные модели самооценки применяются, если организации соревнуются за премию по качеству, планируют эту деятельность в будущем либо считают, что можно получить надежные результаты самооценки, используя критерии премии по качеству. Однако этим организациям следует иметь в виду риски, связанные с ограниченной ролью и престижем премий и невозможностью с их помощью избежать возникновения подобных рисков в будущем.

Если организация при проведении самооценки преследует цели выявить сильные и слабые стороны деятельности относительно поставленных задач, планировать необходимые улучшения и нововведения в соответствии со своими возможностями, использовать полученные оценки в процессах стратегического и оперативного планирования, то в данном случае речь идет о применении диагностических моделей. Как правило, это модели, разработанные самой организацией, либо существующие конкурсные модели, адаптированные к условиям ее деятельности . Однако в настоящее время уже существуют попытки разработки такого типа моделей, которые со временем стали бы носить распространенный характер. К ним, на наш взгляд, можно отнести модель самооценки деятельности организации , содержащуюся в ГОСТ Р ИСО 9004: 2001, а также модель, разработанную Т. Конти.

Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:

— применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;

— применяться к организации в целом или ее части;

— быть быстро осуществлен внутренними средствами;

— быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;

— сформировать входные данные для всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

— определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;

— способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

Представленный метод самооценки разработан как диагностическое средство и тесно увязан с планированием.

По мнению разработчика, относится к моделям третьего поколения, которые развиваются в рамках концепции ТQМ, с тем чтобы стать моделями бизнеса, полезными для диагностической самооценки и, следовательно, для планирования улучшений в организации . В целях проведения диагностической самооценки системы управления, ориентированной на улучшение деятельности , совместно учеными России и Великобритании разработана функциональная модель оценки менеджмента. В основе данной модели лежат основные функции управления. Функциональная модель оценки менеджмента позволяет руководителям проанализировать деятельность по управлению организацией, выявить сильные и слабые стороны, наметить области первоочередных улучшений.

Общеметодологические принципы самооценки организации предусматривают: единство и взаимообусловленность теоретических положений и практики самооценки организации ; комплексное отражение и оценку объективных тенденций социально-экономического состояния и процессов совершенствования организации ; исследование самооценки организации на основе международных и национальных премий; определение признаков развития, исторической преемственности, тенденций и закономерностей развития; учет социально-экономических процессов происходящих в организации в процессе самооценки; опору на гуманистический подход.

Основной целью самооценки является улучшение работы организации. Однако сам по себе процесс самооценки еще не обеспечивает этого, он дает лишь «моментальный снимок» состояния дел и предоставляет информацию о сильных сторонах деятельности организации и об областях, где можно ввести улучшения, а также позволяет дать ее оценку в баллах. Если результаты самооценки не будут использованы для разработки и реализации соответствующих мероприятий по улучшению, она не даст эффекта.

Как показывает опыт, большинство организаций, проводящих самооценку, выявляют более сотни областей своей деятельности, где можно ввести улучшения, начиная с проблем, требующих стратегических решений, и заканчивая конкретными задачами, решаемыми в оперативном порядке.

Для оптимизации работ по совершенствованию необходимо рационально распределить ресурсы, установив приоритеты в реализации областей для улучшения. Приоритетность может быть связана не только с количественной оценкой критерия, но и с особенностями деятельности организации. Например, консалтинговая компания с численностью работающих 30 человек, имеющая низкую оценку по критерию 8 «Влияние организации на общество», может считать более важными для своего совершенствования области деятельности, не относящиеся к этому критерию. И наоборот, компания по производству химических реактивов, учебное заведение, издательство, атомная электростанция или рекламное агентство должны рассматривать низкую оценку по критерию 8 как одну из наиболее значимых возможностей для совершенствования своей деятельности.

Однако для любой организации низкая оценка по критерию 6 «Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг)» указывает приоритетное направление для улучшения деятельности.

Поэтому первым этапом процесса использования результатов самооценки является определение тех важнейших областей, в которых необходимо ввести улучшения. Определение приоритетности задач позволит сократить число планируемых мероприятий при том же уровне эффекта от них.

— концентрация усилий на нескольких наиболее важных направлениях обеспечивает более высокий уровень мотивации персонала, чем одновременное решение большого количества проблем;

— применение таких методов, как SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), анализ силы воздействия и сложности изменений, помогут выявить области, которые важны для будущего существования организации и улучшения в которых приведут к лучшему результату.

Опыт показывает, что в этом случае наибольший шанс для претворения в жизнь будут иметь те мероприятия (после определения их приоритетности), которые будут включены в традиционно разрабатываемые планы мероприятий по совершенствованию организации, в том числе бизнес-планы, планы организационно-технических мероприятий, планы технического перевооружения, программы повышения качества и др. Такая практика, как правило, уже существует в большинстве организаций, и именно ее следует придерживаться при реализации плана мероприятий по совершенствованию и контроле его выполнения, а не создавать отдельный параллельный процесс их выполнения.

Дальнейшее использование самооценки для плакирования деятельности организации и ее совершенствования связано с интеграцией результатов самооценки, а также с изменением подхода к планированию. Организация, регулярно проводящая самооценку, сможет на основе девяти критериев модели премии по качеству провести оценку и анализ своей деятельности в целом. В этом случае при самооценке собираются и оцениваются как «традиционные» данные, применяемые при планировании, так и данные, необходимые для оценки по девяти критериям модели. Оценка возможностей организации, отслеживание тенденций и сравнительный анализ результатов позволяют при этом выявить сильные стороны организации, которые необходимо сохранить, и области, где улучшения приведут к максимальному результату, включая анализ и совершенствование предназначения организации, ее стратегической цели, политики и ценностей.

В любом случае необходимо, чтобы в организации было проведено соответствующее обучение персонала, участвующего в планировании деятельности организации, в объеме, необходимом для понимания процесса самооценки. Организация будет иметь большие шансы на успех, если работники, вовлеченные в процесс планирования, будут понимать структуру и логику модели премии по качеству, причины проведения самооценки и ее суть.

менеджмент качество самооценка

2. Общая схема процедуры самооценки и методы ее проведения

Самооценка — это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания. Процесс самооценки позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те их области своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе.

Результатом самооценки является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса.

Объекты самооценки: самооценка может осуществляться для всей компании, для некоторого направления деятельности компании, для одного из подразделений компании.

В конечном счете, непосредственная реализация процедуры самооценки будет зависеть от общей культуры компании и от ее организационной структуры. В настоящее время в Европе широко применяются несколько различных методов самооценки.

По итогам самооценки осуществляется планирование необходимых мероприятий и их последующее выполнение. Сразу же после проведения самооценки могут возникнуть следующие вопросы:

1. Какие из установленных сильных сторон компании необходимо поддерживать в дальнейшем для достижения максимального эффекта?

2. Какие из установленных сильных сторон компании необходимо развивать дополнительно?

3. Какие из областей деятельности, требующих дальнейшего развития, мы не станем развивать дальше, так как они не являются важнейшими с точки зрения нашего бизнеса?

4. Какие из областей деятельности, требующих дальнейшего развития, мы действительно намерены развивать, как задачи первостепенной важности?

5. Как мы собираемся контролировать прогресс, достигаемый в результате осуществляемых мероприятий?

Существуют следующие методы проведения самооценки:

1. Метод моделирования конкурса

Метод моделирования конкурса предполагает подготовку полномасштабного текстового документа объемом до 75 страниц на основании выбранной модели управления качеством. Использование данного метода требует наличия команды опытных экспертов.

2. Метод формуляров

Сократить общий объем работ, связанных с самооценкой, можно посредством использования типовых формуляров. Например, если для каждой из составляющих частей критерия отвести отдельную страницу-формуляр, то всего получится 32 формуляра (столько подкритериев содержится в Европейской модели премии по качеству). В верхней части формуляра приводится описание составляющей критерия, немного ниже — области деятельности, к которым обращен данный критерий. Остальная часть страницы разбивается на разделы, в которых указываются сильные стороны, области деятельности, требующие совершенствования, и факты, на основании которых были сделаны выводы.

3. Метод матричных диаграмм

Метод матричных диаграмм предполагает заполнение специальной матрицы, в которой приводятся результаты, достигнутые компанией с точки зрения критериев выбранной модели управления качеством. За каждый результат начисляется определенное количество баллов, обычно по шкале от 0 до 10.

4. Метод рабочей встречи

Основное преимущество метода рабочей встречи заключается в том, что он требует активного участия руководителей подразделения, осуществляющего самооценку. Руководители отвечают за сбор и предоставление данных. Собранная информация является отправной точкой для принятия согласованного решения.

5. Метод анкетирования

Использование опросных листов или анкет является еще одним способом самооценки. Метод анкетирования является одним из наименее ресурсоемких, и при наличии разработанного и проверенного опросника самооценка может быть осуществлена довольно быстро. Этот метод очень удобен для определения мнений сотрудников компании.

6. Метод равного участия

Этот метод сравним с методом моделирования конкурса с точки зрения полноты предоставляемой информации, затрат времени и ресурсов. Его отличительной особенностью является то обстоятельство, что он обеспечивает подразделению, осуществляющему самооценку, абсолютную свободу в подготовке документов, на основании которых осуществляется анализ. В одном из крайних случаев это может быть просто пакет документов, отчетов, графиков и т. д., а в другом нечто напоминающее заявку на участие в конкурсе на присуждение Европейской Премии Качества.

Современные воззрения на менеджмент качества, в концентрированном виде, выраженные в TQM и отраженные в стандартах ИСО серии 9000, определяют самооценку как важнейший инструмент непрерывного улучшения деятельности организации. Самооценку начали применять уже после выхода в 1987 г. первой версии стандартов ИСО 9000. Масштабы деятельности по самооценке увеличились в связи с массовым внедрением систем менеджмента качества по стандартам ИСО 9000 версии 2000 г. и проведением различных конкурсов на соискание премий по качеству. Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Система Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности»:

Самооценка — это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Из ГОСТ Р ИСО 9000-2001 СМК «Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь»:

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству).

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.

Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.

Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям. В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 СМК «Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь» // СПС «ГАРАНТ».

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Система Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности» // СПС «ГАРАНТ».

3. Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2008. — 283 с.

4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2008. — 528 с.

5. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. — СПб.: Специальная литература, 2009. — 439 с.

6. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник — СПб.: Питер, 2010. — 440 с.

knowledge.allbest.ru

МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1 УДК :061.1 МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ М. А. Панина, студентка 6 курса экономического факультета ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» Т. П. Шарашкина, канд. экон. наук, доцент кафедры управления качеством ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» В статье раскрыты современные теоретические и методологические подходы к самооценке деятельности организации. Проведен сравнительный анализ моделей самооценки. Показаны преимущества применения самооценки для отечественных предприятий Ключевые слова: самооценка, модели самооценки, премия Деминга, совершенствование, улучшение деятельности Самооценка деятельности организации, как правило, проводится в сравнении с какой-либо моделью, выбранной в качестве эталона. В настоящее время существует достаточно много моделей самооценки деятельности организаций по различным, заранее определенным критериям. Все модели можно классифицировать в зависимости от двух основных признаков: сферы распространения и целей проведения самооценки (рисунок 1). Как видно из рисунка, в зависимости от сферы распространения можно выделить следующие модели самооценки деятельности организации. Р и с у н о к 1 Классификация моделей самооценки деятельности организации 1

2 Международные модели самооценки деятельности организации, признанные в качестве приоритетных на международном уровне и активно применяемые в значительном количестве стран. Например, модель совершенства, которая является основой для создания большинства национальных моделей стран Европы, активно используется организациями различных стран. Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) был создан с целью пропаганды передовых технологий менеджмента в Европе. Организованный в 1988 г., он объединил усилия наиболее успешных компаний по распространению последних достижений в менеджменте. В результате в 1991 г. была разработана Модель делового совершенства EFQM, на основе которой в 1992 году была присуждена первая Европейская премия по качеству. В 2001 г. была введена новая схема признания успехов организаций в применении Модели, известная как «Уровни Совершенства». Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству. Она позволяет: обозначить ясные вехи на пути к совершенству; максимизировать число организаций, применяющих фундаментальные концепции и принципы модели совершенства EFQM; предоставить организациям практические инструменты и услуги для содействия их улучшению; обеспечить обоснованное и авторитетное для всех европейских стран признание организаций при участии EFQM и национальных партнерских организаций. Организации любого размера, структуры и зрелости, функционирующей в любой области, для успешной деятельности необходимо установить подходящую модель менеджмента. Модель совершенства EFQM является практическим инструментом, который организация может использовать в различных направлениях: как структуру своей системы менеджмента; 2

3 как инструмент для самооценки путем определения своего места на пути к совершенству, который помогает понять недостатки и затем побуждать к решениям; как систему для разработки и реализации инициатив по улучшению деятельности; как основу для общего языка и способа мышления, применяемого на всех уровнях организации. Модель признает множество подходов к достижению стабильного Совершенства организации и сама постоянно пересматривается и улучшается. Модель, в первую очередь, определяется Концепцией Совершенства, сформулированной в следующих фундаментальных принципах: ориентация на результат; фокусирование на клиента; лидерство и постоянство цели; управление процессами и фактами; вовлечение и развитие человеческих ресурсов; непрерывное обучение, инновации и улучшения; развитие партнерских отношений; общественная ответственность. Модель совершенства EFQM это схема, базирующаяся на 9 критериях (рисунок 2). Пять из них составляют группу «Возможности» и четыре «Результаты». Критерии «Возможности» охватывают то, как действует организация. Критерии «Результаты» охватывают достижения организации. «Результаты» вытекают из «Возможностей», и «Возможности» улучшаются при достижении «Результатов». 3

4 ВОЗМОЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ Персонал Результаты для персонала Лидерство Политика и стратегия Процессы Результаты для потребителя Ключевые результаты Партнерст во и ресурсы Результаты для общества ИЗУЧЕНИЕ И ИННОВАЦИИ Р и с у н о к 2 Модель Совершенства EFQM Модель, признающая, что существует множество подходов для достижения устойчивого совершенства и множество аспектов их реализации, основывается на следующих условиях: отличные результаты по отношению к Деятельности, Потребителям, Персоналу и Обществу достигаются посредством Лидерства, направляющего Политику и Стратегию, которые реализуются через Персонал, Процессы, Партнерские отношения и Ресурсы. Стрелки подчеркивают динамичность Модели. Они показывают, что инновации и обучение способствуют улучшению «Возможностей», что влечет за собой улучшение «Результатов». Девять блоков Модели, показанных выше, представляют критерии оценки продвижения организации к совершенству. Каждый из девяти критериев имеет свою весомость в общей оценке. Для детализации того, как формируется показатель по критерию, каждый критерий включает несколько составляющих критерия. Эти составляющие содержат ряд вопросов, которые должны быть рассмотрены в ходе оценки. Наконец, каждой составляющей критерия соответствуют определенные баллы. Подсчитывать количество баллов необязательно, они скорее служат для объяснения весомости составляющей критерия. В основе модели лежит логика RADAR состоящая из следующих элементов: 4

5 Results- результаты; Approach подход; Deployment развертывание; Assessment оценка; Review — анализ и пересмотр. Логика основана на том, что организации необходимо: определить целевые результаты реализации политики и стратегии. Эти результаты охватывают деятельность организации (финансовую и функциональную) и ее восприятие заинтересованными сторонами; планировать и развивать ряд обоснованных подходов, чтобы достичь сейчас и в будущем требуемых результатов; систематически развертывать подходы, чтобы гарантировать полное осуществление; оценивать и пересматривать подходы на основе мониторинга и анализа достигнутых результатов и проводимого обучения. В заключение определить, спланировать и осуществить необходимые улучшения. При использовании модели в организации элементы логики RADAR (подход, развертывание, оценка и пересмотр) должны соотноситься с критериями «Возможности», а элементы результаты с критериями группы «Результаты». Результаты, подход, развертывание, оценка и пересмотр являются элементами RADAR. Они должны применяться к каждому критерию модели. Национальные модели модели самооценки деятельности организации, признанные в качестве приоритетных в том или ином государстве и служащие основой для создания региональных и отраслевых моделей. Национальные модели в различных вариантах используются более чем в 60 странах мира при проведении конкурсов на соискание национальных премий в области качества. Они служат эталоном для сравнения деятельности организаций. Примерами таких моделей могут служить модель Японской национальной премии в области качества премия У.Э. Деминга, Премия Правительства РФ в области качества. 5

6 Премия им. У.Э. Деминга является одной из самых престижных в мире, она сыграла выдающуюся роль в развитии качества в Японии, способствующая активизации работ в области качества во многих компаниях. Причем огромную пользу принесли оценка и рекомендации конкурсного жюри премии и самооценка деятельности компаний. Оценка деятельности компаний участников конкурса премии им. У.Э. Деминга проводится по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей, объединенных по 6 критериям. Структура модели премии им. Э. Деминга представлена на рисунке 3 Р и с у н о к 3 Структура модели премии им. У.Э. Деминга Региональные и отраслевые модели самооценки деятельности организации это модели, которые активно применяются в том или ином регионе либо в конкретной отрасли. И те и другие модели, как правило, базируются на соответствующей национальной модели. Например, в США конкурсы в штатах (их модели базируются на модели премии М. Болдриджа), в России множество региональных конкурсов в области качества, большинство из которых базируется на модели конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества. Кроме этого применяются различные отраслевые модели самооценки деятельности организации, не связанные с моделью Премии Правительства РФ в области качества, а направленные на оценку отдельных проектов, программ, 6

7 видов деятельности; аттестацию и аккредитацию образовательного учреждения. Существуют модели самооценки деятельности организации, связанные с участием в тех или иных конкурсах и отражающие отраслевую специфику (например, модели самооценки для участия в программе-конкурсе «100 лучших товаров России» для различных номинаций). Организационная модель самооценки деятельности организации модель, разрабатываемая для конкретной организации. Этот вид модели может базироваться на одной из перечисленных выше, может представлять собой их сочетание, а может быть полностью разработан в самой организации с учетом специфики ее деятельности, масштабов и целей проведения самооценки. Конкурсные модели самооценки применяются, если организации соревнуются за премию по качеству, планируют эту деятельность в будущем либо считают, что можно получить надежные результаты самооценки, используя критерии премии по качеству. Однако этим организациям следует иметь в виду риски, связанные с ограниченной ролью и престижем премий и невозможностью с их помощью избежать возникновения подобных рисков в будущем. Если организация при проведении самооценки преследует цели выявить сильные и слабые стороны деятельности относительно поставленных задач, планировать необходимые улучшения и нововведения в соответствии со своими возможностями, использовать полученные оценки в процессах стратегического и оперативного планирования, то в данном случае речь идет о применении диагностических моделей. Как правило, это модели, разработанные самой организацией, либо существующие конкурсные модели, адаптированные к условиям ее деятельности. Однако в настоящее время уже существуют попытки разработки такого типа моделей, которые со временем стали бы носить распространенный характер. К ним, на наш взгляд, можно отнести модель самооценки деятельности организации, содержащуюся в ГОСТ Р ИСО 9004: 2001, а также модель, разработанную Т. Конти. Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может: 7

8 применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу; применяться к организации в целом или ее части; быть быстро осуществлен внутренними средствами; быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства; сформировать входные данные для всестороннего процесса самооценки системы менеджмента; определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения; способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса. Безусловно, выбор подхода и метода зависит от цели. Если цель получение премии и сравнение с другими компаниями, выбор метода и результаты оценки неизбежно будут связаны с подсчетом баллов, а не с диагностикой. Представленный метод самооценки разработан как диагностическое средство и тесно увязан с планированием. По мнению разработчика, относится к моделям третьего поколения, которые развиваются в рамках концепции ТQМ, с тем чтобы стать моделями бизнеса, полезными для диагностической самооценки и, следовательно, для планирования улучшений в организации. В целях проведения диагностической самооценки системы управления, ориентированной на улучшение деятельности, совместно учеными России и Великобритании разработана функциональная модель оценки менеджмента. В основе данной модели лежат основные функции управления. Функциональная модель оценки менеджмента позволяет руководителям проанализировать деятельность по управлению организацией, выявить сильные и слабые стороны, наметить области первоочередных улучшений. Несмотря на многообразие существующих моделей, можно выделить черты, объединяющие их. 8

9 1. Общие цели учреждения премий по качеству: определение организаций-лидеров, которые могут быть примером в работе по качеству, предоставление любой организации ориентиров для постоянного совершенствования ее деятельности на основе использования метода самооценки. 2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в странах мирового сообщества. Национальные и региональные премии по качеству — это оценочные системы. 3. Наличие двух групп критериев в модели премии, по которым осуществляется оценка участников: возможности (усилия организации в области управления качеством и совершенствования деятельности) и результаты использования этих возможностей. Причем соотношение между группами критериев в моделях практически всех премий приблизительно равное. 4. Используемые методы оценки в отличие от оценки системы качества при сертификации носят более гибкий характер. 5. Примерно одинаковая процедура организации проведения конкурсов на соискание премий в области качества, включающая: заочную оценку по материалам, представленным на конкурс (самооценку); принятие решения о выходе на следующий этап; обследование конкурсантов на местах; повторное, окончательное рассмотрение оценки жюри; принятие решения о победителях; награждение победителей. Особенности методологии самооценки заключаются в сборе исходных данных для планирования улучшений, позволяющих привести возможности организации в соответствие с ее текущими задачами, среднесрочными целями и стратегиями. Самооценка охватывает каждый аспект деятельности организации и ориентирована на все заинтересованные стороны. Основное внимание направлено на выявление слабых сторон деятельности организации и установление причин, по которым запланированные цели не были достигнуты. Такой подход должен привести к формированию и достижению абсолютно новых, ча- 9

10 сто значительно более высоких, не доступных прежде, характеристик в деятельности. Главным двигателем совершенствования, заложенным в методологии самооценки, является различие между результатами и целями или различие между запланированными и реальными характеристиками деятельности. Поэтому критерии самооценки формируются непосредственно в самом процессе проведения самооценки и кросс-диагностики, а не предварительно, заранее, как это осуществляется с критериями аудита Общеметодологические принципы самооценки организации предусматривают: единство и взаимообусловленность теоретических положений и практики самооценки организации; комплексное отражение и оценку объективных тенденций социально-экономического состояния и процессов совершенствования организации; исследование самооценки организации на основе международных и национальных премий; определение признаков развития, исторической преемственности, тенденций и закономерностей развития; учет социальноэкономических процессов происходящих в организации в процессе самооценки; опору на гуманистический подход. 10

docplayer.ru

«СтатГрад» 2017-2018: диагностические работы

Есть такое любопытное наблюдение: многие великие учёные, изобретатели и политики в школе отличались не только плохим поведением, но и обилием двоек. Черчилль, Маяковский, Бродский, Толстой и Янукович — все они не блистали положительными отметками в учебном заведении (миф о двоечнике Эйнштейне был надуманным). Но этот факт не даёт права халатно относиться к проблеме оценивания школьников, совершенствования их знаний и контроля над обучением. В наш лексикон ворвались термины ЕГЭ, ГИА, проверочные работы, тесты.

Время, когда учитель оценивал знания своего подопечного в устной беседе, ушли в прошлое. Сейчас появилось много новых технологий, имеющих свои положительные стороны. Яркий пример — «СтатГрад». Это свежая, передовая методика оценивания познаний школьников по определённым предметам. Её основная миссия — помочь и проверить готовность ребёнка к школьным экзаменам. Создателем «СтатГрада» является Московский институт открытого обучения. В совершенствовании активное участие принимал и принимает Центр постоянного обучения математики.

Но вся первоначальная инициатива исходила от «Роспотребнадзора». Эту технологию одобряют в Министерстве образования, хорошие отзывы поступают от организаторов предметных олимпиад. «СтатГрад» не имеет статуса «обязаловки», это личная инициатива школы или отдельных преподавателей. А сам проект считается пилотным.

Основные цели системы:

  1. Разработать новые методики обучения.
  2. Контролировать качество имеющихся знаний у школьников.
  3. Повышать чувство ответственности у детей.
  4. Помогать готовиться к экзаменам.
  5. Помогать оценить уровень преподавания определённой дисциплины.
  6. Находить пробелы в составлении школьной программы.
  7. Укреплять межпредметные связи.

«СтатГрад» работает в информационном ключе. Система рассылает задания, проверяет ответы, делает выводы, даёт рекомендации. Для начала необходимо зарегистрироваться в системе, получить логин, пароль. Ради спортивного интереса ознакомиться с сайтом не получится. Ресурс выдаёт информацию только реальным ученикам и преподавателям. Если Вы уже в системе, то знайте — летом 2017 года прошло очередное, регулярное обновление регистраций. Вам необходимо получить новые пароли и логины. Зарегистрироваться можно самостоятельно, но чаще это делается классом или всей школой.

«СтатГрад» не только оценивает знания, но и даёт рекомендации, находит слабые места в качестве преподавания дисциплины. Дети, ориентированные на серьёзное обучение, кровно заинтересованы в участии и проверке своих знаний. Многие предметы являются ключевыми в определённой специальности или профессии. Любой думающий и сознательный ученик захочет проверить свои познания, получить независимую оценку. Наиболее востребованные дисциплины — русский язык, химия, история.

Дополнительные детали

Система далека до совершенства, но отзывов больше положительных, чем негативных. В проверке максимально заинтересованы школьники, которые посещают 9 класс или 11 класс. Ведь это выпускные классы, которые ждут ответственных экзаменов. А ещё — это время выбора своей профессии. Задания по биологии помогут тем, кто решил стать врачом, а задачки по математике пригодятся будущим программистам и инженерам.

Тестирование проходит централизовано по всей стране. Стандартное местное время — 14:00 (после окончания всех уроков). На решение тестов выдаётся 45 минут. Большинство заданий требуют лишь указания правильного ответа значком на бланке установленного образца. Реже бывают творческие ответы. В таком случае ребёнку надо написать несколько предложений.

Перспективы 2017-2018 года

Никаких предпосылок для отмены этих проверочных заданий нет. Никто не обязывает участвовать в системе, результаты тестов не отражаются на итоговых оценках и перспективах хорошо устроиться в жизни. Это дополнительная возможность убедиться и оценить свои собственные знания, качество преподавания в школе. Власти страны не будут настаивать на обязательном прохождении «СтатГрада», ведь это потребует финансовых затрат, вызовет волну недовольства. К подобной проверке лучше отнестись как к игре.

Если преподаватель рекомендует участвовать, то делайте это ради уважения и личной самооценки. Система характеризуется справедливостью и объективностью. Возможно, Ваш учитель занижает Ваши отметки. «СтатГрад» покажет его субъективное отношение, даст уверенности в будущем.

Современная оценка знаний российских детей часто не выдерживает никакой критики. Введённая сравнительно недавно система тестов иногда морально калечит интеллект подрастающего поколения. Вот что об этом говорят думающие люди:

god2018.su