Понятие о самооценке. Определение термина самооценка

Об истинных своих достинствах,

как, впрочем, и о недостатках,

человек часто и не подозревает.

Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, 3. Фрейд, и др.

В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре "Я-концепции", которая определяется как "совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой" [2]. В содержание "Я-концепции" входят:

1. Образ "Я" — совокупность представлений и мнений индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа "Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.

Зигмунд Фрейд представляет человека как управляемое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией "супер эго"[ 9 ].

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний [ 9 ].

По мнению А.И.Липкиной, самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [5, 7 ]. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей.

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной (частной). Существенно, что частные оценки могут развиваться неравномерно.

Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет[5,7]. Человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной (неадекватной), которая разделяется на завышенную и заниженную [5,8]. При неадекватно завышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка ведет к переоцениванию человеком себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное "отталкивание" всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с неадекватно завышенной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Аффект неадекватности – это психологическая защита, но она не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неадекватной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений [9]. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

В конце 50-х – начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую с .

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Вс .

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить, а потом в течение одной минуты записать на бланк. Используется как для группового, так и для индивидуального .

www.toppsychologia.ru

Самооценка, по мнению психологов, и есть то качество, которое позволяет нам достичь невиданных высот и довольства собой или превратить в никчемное существо без каких бы то ни было притязаний.

Определение самооценки звучит так: самооценка — процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств.

Таким образом, самооценка состоит из двух подвидов:

  • самооценка личности — то, как личность оценивает себя и свое положение в жизни;
  • конкретно-ситуативная самооценка — то, как человек оценивает себя в какой-либо конкретной ситуации.
  • Предметом интереса психологов в обычной жизни чаще всего служит именно первый вид — самооценка личности.

    Человек с достаточно высоким уровнем самооценки уверен в себе, не теряется в сложной ситуации и не боится ставить перед собой какие-то сложные и трудновыполнимые цели. И чаще всего ему все удается.

    Низкий уровень самооценки, напротив, мешает нам в осуществлении наших желаний и целей.

    Что интресно, уровень самооценки человека может совершенно не соответствовать его действительным качествам и возможностям. Это происходит прежде всего потому, что на самооценку влияет множество факторов:

    • мнение и отношение других людей;
    • степень успешности;
    • уровень самооценки, которого стремится достичь человек (притязания);
    • мнение личности о самой себе;
    • эмоциональное состояние;
    • степень уверенности в себе;
    • уверенность или неуверенность в собственной способности адекватно реагировать в сложной ситуации.

    Иногда вы можете сами понять, что слишком низко оцениваете себя. Но если вы слишком застенчивы или вас постоянно убеждали (или даже до сих пор убеждают), что вы ни на что не способны, то, скорее всего, у вас даже не возникает мысли усомниться в оценке окружающих. В таких случаях нужна помощь специалиста. Ведь коррекция, начатая вовремя, при вашем, конечно, большом желании, может принести замечательные результаты.

    Люди, которые решились на встречу с психологом, учатся смотреть на свои поступки, удачи и неудачи с другой стороны, относиться к себе с большим уважением и доверием.

    Для начала психолог определит ваш уровень самооценки. Вам предложат специальные таблицы, с помощью которых психолог выясняет особенности самооценки личности, определяет ее адекватность и дает рекомендации по коррекции.

    Адекватная самооценка бывает высокой, низкой или средней. Если речь идет о завышенной или заниженной самооценке, значит, она не подходит под определение адекватной.

    Под адекватной самооценкой в данном случае подразумевается верная оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни.

    Адекватность самооценки определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь

    Низкая самооценка формируется у людей слишком стеснительных, стремящихся избегать сложных ситуаций и решительных действий. Тем не менее, оба примера относятся к адекватной самооценке.

    Однако случается, что человек слишком высоко оценивает себя и свои возможности, неоправданно возвышает себя над окружающими людьми, или наоборот. Такие люди подпадают под определение личностей с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой.

    Уровень самооценки человека формируется с детства. Родители, во всем потакающие чаду и захваливающие его буквально по любому ничтожному поводу, вряд ли поступают правильно, так как рискуют вырастить человека с завышенной самооценкой, что в дальнейшем может очень плохо сказаться на нем.

    Психологи, изучая особенности самооценки, выявили, что этот фактор может зависеть от возраста и даже пола.

    В связи с этим написано множество исследований об особенностях самооценки детей младшего школьного возраста, особенностях самооценки подростков и так далее.

    Различные особенности самооценки могут также проявляться в разных ситуациях. Например один и тот же человек способен по разному относиться к себе и определять свои возможности на рабочем месте, в окружении друзей или в повседневной частной жизни.

    Самооценка женщины тоже может обладать некоторыми особенностями. На сегодня, к примеру, одной из самых изучаемых тем являются особенности самооценки женщин, страдающих бесплодием.

    Самооценка женщины вообще отличается от самооценки мужчин. Главной причиной, считают психологи, является то, что современная женщина, хотя и имеет больше возможностей, все же отказывает себе сознательно в некоторых притязаниях.

    Например, на высокий руководящий пост или яркую политическую карьеру позволяет себе претендовать лишь малое количество представительниц прекрасного пола. Зачастую, как уже было сказано, женщина отказывает себе в этом по собственной воле, руководствуясь тем, что данные желания характерны для мужчин и одобряются обществом, как чисто мужские притязания.

    Конечно же, этот фактор не самым благоприятным образом влияет на самооценку женщины, тем более, если она имеет достаточно сил и возможностей достичь своей цели.

    Тест на самооценку

    Как уже говорилось, определение самооценки — работа психолога. Однако если вам интересна эта тема, можно попробовать определить уровень самооценки с помощью популярных тестов на самооценку, адаптированных для широкой публики.

    Для этих целей я выбрала несложный тест на самооценку, который вы сможете анализировать самостоятельно.

    Вам предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответы из представленных вариантов. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, которое вам и нужно будет подсчитать после прохождения теста.

    Вопросы теста на самооценку

    1. Я подвержена напрасным волнениям.
    2. Я нуждаюсь в поддержке друзей.
    3. Я опасаюсь показаться глупее, чем есть.
    4. Я не уверена в своем будущем.
    5. Я выгляжу хуже других.
    6. Я часто расстраиваюсь из-за того, что люди меня не понимают
    7. Я чувствую себя неуверенно, если мне приходится разговаривать с другими людьми
    8. Я не оправдываю ожиданий других людей
    9. Я часто ощущаю скованность.
    10. Я всегда жду неприятностей.
    11. Я чувствую, что завишу от мнения людей.
    12. Мне кажется, что люди обсуждают меня, стоит мне выйти из помещения.
    13. Я не уверена в собственной безопасности.
    14. Нет никого, кому бы я могла рассказать, о чем я думаю.
    15. Когда я успешно справляюсь с чем-то, другие люди не придают этому достаточного значения.

    Анализ теста на самооценку

    Ваш результат менее 10 баллов. К сожалению, у вас имеются признаки завышенной самооценки, вам есть над чем поработать. Вы часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с вашей же подачи. Людей отпугивает ваше высокомерие, поэтому вам так трудно завести дружеские и близкие отношения. Постарайтесь правильно определить реальность уровня ваших возможностей и притязаний.

    Ваш результат более 30 баллов. Тут тоже есть над чем работать — в противоположность примеру, приведенному выше, у вас явно заниженная самооценка. Постарайтесь относиться к себе с большим уважением и верой в свои силы. Доверяйте людям, и они вам помогут повысить уровень самооценки.

    Ваш результат между 10 и 30-ю баллами. Вас можно поздравить — адекватность и уровень самооценки у вас в полном порядке. В сложной ситуации вы вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе.

    Этот тест на самооценку, конечно, нельзя считать точной диагностикой вашего уровня, тем не менее, он позволит вам понять, по каким критериям происходит определение самооценки.

    От себя хочу добавить — верьте в себя и свои силы. Не позволяйте чужому мнению и обстоятельствам взять над вами верх. Если вы сомневаетесь в адекватности собственной самооценки или хотите повысить ее уровень, лучше всего обратиться к специалисту, который даст индивидуальные рекомендации и поможет справиться с ситуацией.

    Помните: часто причиной наших неудач является не невозможность достичь желаемого, а неуверенность в своих силах.

    www.charla.ru

    Найдено 12 определений термина САМООЦЕНКА

    оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    оценка военнослужащим своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе.

    элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков.

    оценка личностью самой себя, своих возможностей, преимуществ и недостатков. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную, не соответствующую реальности (заниженная и завышенная).

    элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения.

    оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

    оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

    оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей; может быть: 1) актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время); 2) ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапом жизни); 3) идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе); 4) рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [26, c. 286; 66, c. 332; 67, c. 352; 82, c. 683].

    мнения и суждения человека о себе, своих качествах, достоинствах, недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей и о социальной значимости деятельности, которой он занимается, и ее эффективности. Является одним из важных регуляторов поведения и оказывает существенное влияние на отношение к учебной деятельности. Адекватность самооценки во многом зависит от уровня социальной зрелости субъекта, его жизненного опыта, полученного образования.

    оценивание человеком своих собственных достоинств и недостатков, понимание своих особенностей и поступков. Самооценка есть степень развития самосознания, когда возникает определенное отношение к себе, своим способностям, продуктам деятельности. Она выражается в способности отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности. Это мнение лично о себе в сравнении с другими, это одна из форм рейтинга, проведенного человеком для «внутреннего пользования». Регулятивная функция самооценки проявляется в своеобразном творческом отношении к собственной личности, т.е. в стремлении изменить, улучшить себя. Самооценка развивается в процессе самоанализа, в процессе овладения рефлексией. На самооценку не редко влияет настроение, переживание, хотя в целом это явление устойчивое. Низкая самооценка порождает комплекс неполноценности, завышенная – самомнение, самолюбование, самодостаточность и т.д.

    элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная С. позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) С. деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит себя) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.

    элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравств. качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний, целей, к-рые человек перед собой ставит. Адекватная С. позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная). С. деформирует внутр. мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармонич. ному развитию.

    С. складывается, во-первых, под влиянием тех оценок, к-рые дают человеку др. люди. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Пренебрежение к такого рода «внешней» оценке редко бывает искренним, человек так или иначе ее учитывает. Во-вторых, С. формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит сам себя). с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармонич. ному душевному складу личности. С. зависит также от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе.

    В формировании С. на ранних ступенях развития ребенка большую роль играют оценки окружающих, поскольку на анализ собств. деятельности он еще не способен. Положит, оценки со стороны взрослых являются важным условием сохранения ребенком эмоционального благополучия. В дальнейшем, по мере накопления опыта все большее значение в поведении начинает приобретать оценка результатов собств. деятельности. Постоянно формирующаяся устойчивая С. в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным регулятором поведения ребенка. Иногда возникает расхождение между С. и оценками со стороны окружающих. Если эти оценки выше С., то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности, когда человек стремится достигнуть уровня оценки окружающих. Если же С. превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к острому внутриличностному конфликту.

    Успешность пед. воздействия на ребенка в значит. степени определяется тем, какую С. удается сформировать в процессе обучения и воспитания. Достаточно высокая адекватная С. позволяет ребенку легче усваивать новый материал в учении, уверенно браться за новое дело, высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других.

    Доброжелательность к ребенку со стороны родителей, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и демократизм в семейных отношениях — необходимые условия развития адекватной С. ребенка. Излишняя авторитарность родителей, тенденция к оценке не усилий, а успешности результата в любой деятельности приводят к развитию заниженной С.

    Лит. Божович Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Л и п-кина А. И., Самооценка школьника, М., 1976; Кон И. С, Открытие «Я», М., 1978; Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986. А. С. Спиваковская.

    didacts.ru

    15. Дайте определение: этаж надземный, этаж подземный.

    Этаж надземный – этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли.

    Этаж подземный – этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем наполовину высоту помещений.

    16. Индустриализация, унификация, типизация, стандартизация.

    Стандартизация – утверждения для общего применения, прошедших проверку эксплуатацией типовых конструкций изделий и деталей.

    Типизация – сведение типов конструкций и зданий к обоснованному небольшому количеству.

    Унификация – привидение к единообразию размеров частей зданий и размеров и формы их конструктивных элементов.

    Индустриализация – максимальная механизация и автоматизация процессов возведения строительных конструкция зданий.

    17. Виды размеров конструктивных элементов.

    1. Координационный — размер между координационными осями конструкции с учетом частей швов и зазоров. Этот размер кратен модулю.

    2. Конструктивный — размер между действительными гранями конструкции без учета частей швов и зазоров.

    3. Натурный – размер фактический, полученный в процессе изготовления конструкции, отличается от конструктивного на величину допуска, установленную ГОСТ.

    18. Высота этажа (в многоэтажных зданиях, в одноэтажных зданиях).

    Высота этажа (в одноэтажных зданиях) – расстояние между полом и низом несущих конструкций покрытия.

    19. Дайте определение: этаж, этажность, количество этажей.

    Этажность – количество этажей, определяющих высоту здания.

    Количество этажей – количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.

    Этаж — часть здания по высоте, ограниченная полом и перекрытием или полом и покрытием.

    20. Типы объемно-планировочных схем здания.

    21. Дайте определение цокольный этаж надземный, подвальный этаж.

    Цокольный этаж надземный – этаж, уровень пола которого не выше планировочной отметки земли не наиболее, чем на половину высоты здания.

    Подвальный этаж — этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.

    22. Что такое стиль в архитектуре?

    Стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон.

    23. Высота этажа (в многоэтажных зданиях, в одноэтажных зданиях).

    Высота этажа (в многоэтажных зданиях) – расстояния между отметками чистого пола смежного этажа.

    24. Классификация помещений по функциональному назначению (примеры).

    2. Общественные и административно-бытовые здания

    3. Промышленные здания

    4. Здания сельхоз назначения

    25. Основной модуль М. Укрупненный модуль. В каких случаях применяется укрупненный модуль?

    Укрупненный модуль равен основному М, увеличенному в целое число раз. Установлен следующий предпочтительный ряд величин укрупненных модулей.

    3М — 300 мм, 6М, 12М, 15М, 30М, 60М. (М-100 мм)

    Укрупненный модуль используется при назначении основных конструктивно-планировочных размеров зданий по горизонтали (расстояние в осях между несущими конструкциями в продольном и поперечном направлениях, ширина проема) и по вертикали (высоты этажей, проемов), а также типов размеров крупных сборных изделий.

    26. Индустриализация, унификация. Единая модульная система.

    Индустриализация строительства может осуществляться двумя путями:

    1. перенесение максимального объема производственных операций в заводские условия: изготовление укрупненных сборных элементов в высоким уровнем заводской готовности на механизированных или автоматизированных технологических линиях с нетрудоемким механизированным монтажом этих элементов на строительной площадке.

    2. сохранение всех или большинства производственных операций на строительной площадке со снижением их трудоемкости за счет применения механизированного оборудования, машин и инструментов (скользящая, объемная или плоскостная инвентарная переставная опалубка, бетононасосы, бетоноукладчики и т.п.)

    Унификация — научно-обоснованное сокращение числа общих параметров зданий и их элементов путем устранения функционально неоправданных различий между ними.

    Унификация обеспечивает приведение к единообразию и сокращению числа основных объемно планировочных размеров зданий (высот этажей , проемов перекрытий) и как следствие единообразию размеров и форм конструктивных элементов и заводского изготовления.

    Унификация позволяет применять однотипные изделия в зданиях различного назначения. Она обеспечивает массовость и однотипность конструктивных элементов, что способствует рентабельности и заводскому изготовлению.

    Основой для унификации в геометрических размерах изделий является Единая модульная система в строительстве (ЕМС) — совокупность правил координации (взаимного согласования) объемно-планировочных и конструктивных размеров здания строительных материалов и оборудования для их формирования на основе кратности единой величине — модулей. В большинстве европейских стран в качестве единого основного модуля «М» принята величина 100 мм.

    27. Привязка конструкций к разбивочным осям

    Развитием модульной координации размеров стал переход линейных рядов к модульным, планировочном к пространственном, объемно-планировочным сеткам, взаимно – пересекающимся модульных плоскостях. Линии пересечения модульных плоскостей , совмещенных с несущими конструкциями образуют сетку разбивочных осей , которые в процессе строительства выносятся на местность. Этот называется разбивкой здания или разбивкой осей. К осям привязывают конструкции т.е. определяют положение их при помощи размеров их оси или границ конструкций до ближайшей разбивочной оси.

    28. Видимость ….условие беспрепятственной видимости..

    Видимость – это возможность полного или частичного наблюдения объекта, т.е. такое взаимное расположение объекта и наблюдателя, при котором лучи зрения от глаза наблюдателя проходят ко всем или к части точек наблюдаемого объекта.

    Беспрепятственная видимость – когда в поле зрения каждого зрителя находится полностью весь объект наблюдения. При ограниченной видимости в поле зрения находится только часть объекта наблюдения, а остальная часть заслонена впереди сидящими людьми. Минимально ограниченная видимость – когда видимая часть объекта минимальна, но имеется возможность видимости этой заслоненной части объекта при отклонении зрителя в сторону в пределах 0,4 ширины места.

    Условия беспрепятственной видимости в вертикальной плоскости обеспечиваются таким взаимным расположением объекта наблюдения и зрителей, при котором лучи зрения от каждого зрителя ко всем частям объекта проходят над головами впереди сидящих людей. Это достигается следующими приемами:

    • расположением зрительских мест на горизонтальной плоскости, а объекта – на такой высоте, при которой лучи зрения от каждого зрителя ко всем частям объекта проходят над головами впереди сидящих людей;

    • последовательным подъемом рядов для зрителей таким образом, что все лучи зрения ко всем частям объекта проходят над головой впереди сидящих людей;

    • подъемом объекта наблюдения и мест для зрителей.

    При построении расположения мест для зрителей в вертикальной плоскости для обеспечения беспрепятственной видимости выбирается наиболее неблагоприятная для видимости нижняя точка объекта наблюдения. Лучи зрения от нее должны проходить над головой впереди сидящего человека. Эта точка называется расчетной точкой видимости.

    29 Антропометрия .эргономика

    Эргономика — отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность труда конкретного человека. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.

    Антропометрические требования в эргономике Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связанны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. С появлением метрической системы мер размеры строительных элементов, архитектурных деталей, сооружений в целом стали утрачивать живую связь с размерами человека. Ле Корбюзье применял на практике систему пропорционирования Модулор. В современной практике предпочтение отдается антропометрическим характеристикам человека.Антропометрия-система измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела. Антропометрические признаки разделяют на: 1.Классические используются при изучении пропорций тела, возрастного строения, для сравнения характеристик различных групп населения.

    2.Эргономические используются при проектировании изделий и организации труда.Эргономические антропометрические признаки делятся на: статические и динамические. Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела, а также габаритные т.е. наибольшие, размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов, их значения для разных полов и национальностей разные. Динамические это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями(углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону итд). Эти признаки используются при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости.30. Что такое аварийная эвакуация ?Передвижение людей представляет собой один из тех функциональных процессов, которые характерны для зданий любого назначения. Очень важно учитывать это движение при большом количестве людей и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, землетрясение). При этом возникают людские потоки, движение которых может быть вынужденным. Такое передвижение называется аварийной эвакуацией.

    Для передвижения людей в помещениях предусматриваются проходы между оборудованием, а в зданиях – коммуникационные помещения, которые занимают относительно большую площадь. Поэтому знание закономерностей движения людских потоков необходимо для правильного проектирования зданий.

    31. Порядок расчета людских потоков ….

    Движение людских потоков представляет собой сложный процесс, на который большое влияние оказывает психологическое состояние людей, участвующих в движении. Движение может быть нормальным и аварийным, беспорядочным и поточным, согласованным (ходьба в ногу) и несогласованным, длительным и кратковременным, свободным и стесненным. Для проектирования наибольшее значение имеет нормальное, массовое, поточное, несогласованное, стесненное, длительное движение.

    Двигаясь в одном направлении, люди образуют людской поток шириной 5 и длиной l. Параметры потока и пути движения представлены на рис. 12.8. Габариты людей в виде проекции человека на горизонтальную плоскость показаны на рис. 12.9. Они зависят от возраста, одежды, переносимого груза. Число людей в потоке может быть выражено суммой их горизонтальных проекций на поверхность пола, т.е

    32. Скорость движения людских потоков..

    Скорость движения людского потока v зависит от его плотности и вида пути (рис. 12.10, 12.11). Эти зависимости получены в результате большого количества натурных наблюдений и их последующей обработки методами математической статистики. Представлены средние значения. Чем меньше плотность, тем больше могут быть отклонения от средних значений. В зоне высоких плотностей отклонения не превышают ±10 м/мин.

    Рис. 12.10. Скорость движения по горизонтальным путям в зависимости от плотности потока для разных условий движения:

    Рис. 12.11. Скорость движения людских потоков в зависимости от их плотности:

    Отношение скорости движения людей в аварийных (или комфортных) условиях к скорости в нормальных условиях называется коэффициентом условий движения и обозначается ?. Например, при движении по горизонтальным путям и через проемы в аварийных условиях ? = 1,36 : 1,49. В комфортных условиях ? = 0,63 + 0,25D. При спуске по лестнице в аварийных условиях ? = 1,21, а в комфортных – 0,76. При подъеме по лестнице в аварийных и в комфортных условиях величина ? соответственно равна 1,26 и 0,82. При движении в нормальных условиях для любого вида путей движения ? = 1. С помощью этих коэффициентов, зная скорость движения людей в нормальных условиях, легко получить значения скоростей при вынужденной эвакуации или комфортном движении.

    Величиной, связывающей плотность потока D, скорость ? и ширину пути ?, является пропускная способность Q, т.е. число людей, проходящих через «сечение» пути шириной ? в единицу времени:

    Произведение плотности потока и скорости его движения называется интенсивностью (или количеством) движения q:

    33.Расчет проектирования людских потоков…

    Все рассмотренные закономерности можно оценить по времени, затрачиваемому на преодоление возникающих препятствий, и с достаточной степенью точности рассчитать время эвакуации людей из здания. Расчет и проектирование путей движения людских потоков осуществляются по расчетным предельным состояниям. Первым расчетным предельным состоянием называется такое состояние путей движения, при котором они перестают удовлетворять предъявляемым к ним эксплуатационным требованиям по времени движения, т.е. когда пути движения не могут пропустить в заданное время установленное количество людей, например при вынужденной эвакуации людей:

    Вторым расчетным предельным состоянием называется такое состояние путей движения, при котором они перестают удовлетворять предъявляемым к ним эксплуатационным требованиям по удобствам движения, т.е. когда на путях движения создаются такие плотности потока D,которые превышают установленные предельные плотности Dnp для данного здания по требованиям удобства и комфорта движения:

    34. Скопление и разуплотнение потоков. Слияние потоков…

    Во время движения людского потока через границу смежных участков при скоплении людей происходит разуплотнение потока. Оно состоит в том, что при образовании скопления перед границей и на границе с плотностью Dmax плотность на следующем участке после границы оказывается значительно меньше Dmax. Разуплотнение потока объясняется тем, что в определенном для каждого вида пути диапазоне плотностей одному значению интенсивности движения (q) соответствуют два значения плотности (D) (рис. 12.12, 12.13). Разуплотнение потока происходит только в тех случаях, когда второй участок имеет некоторую протяженность. В проемах, где длина пути мала, разуплотнение потока не проявляется.

    Слияние людских потоков происходит в тех местах здания, где сходятся различные пути движения (рис. 12.14). Слияние людских потоков предполагает, что либо головные части потоков подходят одновременно к месту слияния, либо, что гораздо чаще, к месту слияния потоки подходят в разное время. При этом один поток как бы вклинивается в другой. В результате на участке, по которому движется объединенный поток, последний приобретает разные параметры. Он как бы состоит из нескольких частей, идущих друг за другом и имеющих разные плотности и скорости движения. При дальнейшем движении плотности и скорости движения этих частей выравниваются и образуется поток с едиными параметрами. Этот процесс называется переформированием людского потока.

    35. Функциональная схема

    Для правильного расположения помещений в здании необходимо составить функциональную, или технологическую, схему.

    Она представляет собой условное изображение помещений в виде прямоугольников, их группировку и связи между ними. Прямоугольники должны иметь примерную площадь, соответствующую назначению помещений. Связи изображаются стрелками.

    Рис. 12.1. Функциональная схема библиотеки-читальни:

    1 – тамбур; 2 – вестибюль; 3 – гардероб; 4 – туалет; 5 – коммуникации; 6 – администрация; 7 – каталоги; 8 – читальный зал; 9 – книгохранилище; 10 – выдача книг на дом; 11 – конференц-зал; 12 – буфет

    36. Фундамент. Классификация.Мероприятия по защите от грунтовой влаги.

    Фундаменты служат для передачи нагрузок от собственного веса здания, от людей и оборудования, от снега и ветра на грунт. Они являются подземными конструкциями и устраиваются под несущими стенами и столбами. Грунт является основанием для фундаментов. Основание должно быть прочным и малосжимаемым при его нагружении. Верхние слои грунта, как правило, недостаточно прочные. Поэтому подошву фундамента располагают (закладывают) на некоторой глубине от поверхности земли. Глубина заложения фундамента определяется не только прочностью грунта, но и его составом и климатическими особенностями местности. Так, в глинистых, суглинистых супесчаных грунтах и в мелких песках глубина заложения фундамента должна быть ниже глубины промерзания грунта. Эта глубина дается в СНиП 29-99 «Строительная климатология». В отапливаемых зданиях

    глубина заложения фундамента может быть уменьшена в зависимости от теплового режима в здании (центральное или печное отопление, расчетные внутренние температуры), так как отапливаемое здание прогревает грунт под ним и глубина промерзания уменьшается. Указанные выше виды грунтов подвержены пучению. Вода, скапливающаяся под подошвой фундамента, замерзает и увеличивается в объеме. Это приводит к неравномерному выпиранию грунта и появлению трещин в фундаментах и стенах.

    В зданиях с подвалом глубина заложения фундамента зависит от высоты подвального помещения.

    Подошва фундамента должна иметь такую площадь, чтобы нагрузка, передаваемая на грунт, не превышала допускаемого для этого грунта напряжения, составляющего обычно 1–3 кг/см2. Фундаменты обычно делают из водостойкого материала (бетонные блоки, монолитный железобетон). В зданиях исторической застройки фундаменты обычно делались из естественного камня (бута) или из бутобетона. Кирпич практически не применялся, за исключением очень хорошо обожженного так называемого инженерного кирпича, практически не впитывавшего воду.

    Основные типы фундаментов следующие: ленточные, столбчатые, свайные и в виде монолитной железобетонной плиты иод всем зданием.

    Ленточные фундаменты подразделяются на сборные и монолитные. Монолитные выполняются из кладки бутового камня.

    Они трудоемки в изготовлении и применяются в настоящее время для малоэтажного строительства.

    Столбчатые фундаменты применяют при строительстве малоэтажных зданий, передающих на грунт давление меньше нормативного, или при возведении каркасных зданий (рис. 13.3). Столбчатые фундаменты могут быть монолитными или сборными.

    Свайные фундаменты применяют в основном при слабых грунтах. По способу погружения в грунт различают забивные и набивные сваи. Забивные – предварительно изготовленные железобетонные сваи, забиваемые в грунт с помощью копров.

    Конструкции фундаментов, стен подвала и перекрытий над подвалом называют конструкциями нулевого цикла. Они требуют устройства гидроизоляции. Выбор конструктивного решения гидроизоляции зависит от характера воздействия грунтовой влаги, которая может быть безнапорной (капиллярная влага и вода от дождевых осадков и таяния снега) и напорной (при расположении уровня грунтовых вод выше пола подвала).

    Между стенкой фундамента и подвала и стеной и перекрытием над подвалом устраивается горизонтальная гидроизоляция, защищающая стену от увлажнения капиллярной влагой. В настоящее время, как правило, устраивается оклеенная вертикальная и горизонтальная гидроизоляция из рулонных битумных или синтетических материалов. Обмазка горячим битумом допускается только при УГВ значительно ниже пола подвала. В этом случае под бетонной плитой пола подвала желательно устройство слоя крупного гравия, покрытого провощенной бумагой, препятствующего подъему капиллярной влаги из грунта в плиту пола подвала за счет крупных пустот между гравием, прерывающих капиллярность. Провощенная бумага препятствует проникновению в слой гравия цементного молока, которое при затвердевании создаст капиллярный подсос.

    Цокольная часть стены защищается отделочными плитами, повышающими долговечность цоколя. Для отвода дождевой воды вокруг здания устраивают бетонную отмостку, которую часто покрывают асфальтобетоном. Отмостка должна быть шириной 0,7-1,3 м с уклоном i = 0,03 от здания. Она предотвращает проникновение поверхностной воды к подошве фундамента, сохраняет грунт у стены подвала сухим и служит элементом внешнего благоустройства (рис. 13.6).

    37. Стены. Классификация по месту расположения. По характеру воспринимаемых нагрузок.

    Стены делятся на несущие, самонесущие и ненесущие (навесные и стены-заполнения). По месту расположения в здании они могут быть наружными и внутренними. Несущие стены обычно называют капитальными (независимо от их капитальности это слово обозначает основные, главные, более массивные). Эти стены опираются на фундаменты. Самонесущие стены передают на фундаменты нагрузку только от собственного веса. Ненесущие стены несут нагрузку от собственного веса только в пределах одного этажа. Они передают эту нагрузку либо на поперечные несущие стены, либо на междуэтажные перекрытия. Внутренние ненесущие стены – это обычно перегородки. Они служат для деления в пределах этажа больших помещений, ограниченных капитальными стенами, на более мелкие помещения. Они, как правило, не опираются на фундаменты, а устанавливаются на перекрытиях. Во время эксплуатации здания без нарушения его конструктивной целостности перегородки можно удалять или переносить на другое место. Такие перестройки ограничиваются только административными положениями.

    Перекрытия представляют собой горизонтальные несущие конструкции, опирающиеся на несущие стены или столбы и колонны и воспринимающие действующие на них нагрузки. Перекрытия образуют горизонтальные диафрагмы, разделяющие здание на этажи и служащие горизонтальными элементами жесткости здания. В зависимости от положения в здании перекрытия делятся на междуэтажные, чердачные – между верхним этажом и чердаком, подвальные – между первым этажом и подвалом, нижние – между первым этажом и подпольем.

    В соответствии с воздействиями к конструкциям перекрытий предъявляются различные требования:

    • статические – обеспечение прочности и жесткости. Прочность – это способность выдерживать нагрузки, не разрушаясь. Жесткость характеризуется величиной относительного прогиба конструкции (отношение прогиба к пролету). Для жилых зданий оно должно быть не более 1/200;

    • звукоизоляционные – для жилых зданий; перекрытия должны обеспечивать звукоизоляцию разделяемых помещений от воздушного и ударного шума (см. разд. IV);

    • теплотехнические – предъявляются к перекрытиям, разделяющим помещения с разными температурными режимами. Эти требования устанавливают для чердачных перекрытий, перекрытий над подвалами и проездами;

    • противопожарные – устанавливаются в соответствии с классом здания и диктуют выбор материала и конструкций;

    • специальные – водо- и газонепроницаемость, био- и химическая стойкость, например в санитарных узлах, химических лабораториях.

    По конструктивному решению перекрытия можно подразделить на балочные и безбалочные, по материалу – на железобетонные плиты (сборные и монолитные) и на перекрытия со стальными, железобетонными или деревянными балками, по методу монтажа – на сборные, монолитные и сборно-монолитные.

    Безбалочные (плитные) перекрытия выполняются из железобетонных плит (панелей), имеющих различные конструктивные схемы опирания (рис. 13.23–13.25). При опирании по четырем или трем сторонам плиты работают как пластины и имеют прогибы в двух направлениях. Поэтому и несущая арматура расположена в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Эти плиты имеют сплошное сечение. Плиты, опертые по двум сторонам, имеют рабочую арматуру, расположенную вдоль пролета. Для облегчения их чаще всего делают многопустотными (рис. 13.26). В случае опирания плит по углам и других нетипичных схемах опирания плиты армируются определенным образом с усилением армирования в местах опирания.

    Крыша предохраняет помещения и конструкции от атмосферных осадков, а также от нагрева прямыми лучами солнца (солнечной радиацией). Она состоит из несущей части (стропила и обрешетка в зданиях из традиционных конструкций) и железобетонных кровельных плит в индустриальных зданиях, а также из наружной оболочки – кровли, непосредственно подвергающейся атмосферным воздействиям. Кровля состоит из водонепроницаемого так называемого гидроизоляционного ковра и основания (обрешетки, настила). Материал гидроизоляционного ковра дает название крыши (черепичная, металлическая, ондулиновая и т.п.), так как от его свойств зависят такие качества крыши, как водонепроницаемость, невозгораемость и вес. Крышам придают уклон для стока дождевых и талых вод. Крутизна уклонов зависит от материала кровли, ее гладкости, количества стыков, через которые может проникать вода. Чем более гладок материал, чем меньше стыков и чем они плотнее, тем более пологими могут быть скаты крыши. Лежащий на скатах снег во время оттепелей насыщается в своих нижних слоях талой водой, которая протекает через неплотности кровельного материала внутрь здания. Поэтому в черепичных и металлических крышах уклоны должны быть значительными. Однако с увеличением уклона крыши возрастает площадь кровли и объем чердака.

    Для освещения и проветривания чердаков делаются слуховые окна, которые должны располагаться ближе к коньку крыши и служить для вытяжки воздуха из чердака. Для притока вентиляционного воздуха в чердачное пространство необходимо устраивать застрехи – проемы или щели в карнизном узле крыши.

    40. Конструктивная схема

    Фундаменты, стены, элементы каркаса и перекрытия – основные несущие элементы здания. Они образуют несущий остов здания – пространственную систему вертикальных и горизонтальных несущих элементов. Несущий остов несет все нагрузки на здание. Для того чтобы он был устойчивым при воздействии горизонтальных нагрузок (ветер, сейсмика, крановое оборудование в промышленных зданиях), он должен обладать необходимой жесткостью. Это достигается путем устройства продольных и поперечных стен – диафрагм жесткости, жестко связанных с колоннами каркаса или с несущими продольными или поперечными стенами. Жесткость обеспечивается также специальными связями и горизонтальными дисками перекрытий.

    Несущий остов определяет конструктивную схему здания.

    studfiles.net