Что делать, если ребёнок не хочет сморкаться?

В период болезни ребёнок нередко становится более капризным и не хочет выполнять назначения врача. Это вполне объяснимо и закономерно. Во время болезни все силы организма направлены на выздоровление, поэтому могут появляться проблемы в психологической сфере: раздражительность, повышенная утомляемость, нервозность, капризность. Одна из самых распространенных проблем достаточно банальна. Иногда больной ребёнок категорически отказывается сморкаться. Причём речь идет не о том, что он не умеет этого делать. Умеет, просто не хочет. Капризничает. Иногда можно уступить больному ребёнку. Например, стоит заменить горькую микстуру или таблетки на сладкий сироп. Но, к сожалению, не представляется возможным отказаться от очищения носа. Чаще всего эта проблема проявляется в возрасте 2-3 лет, когда самый распространённый ответ на любой вопрос – «Нет!». Но бывает, что и 4-5-летний ребёнок протестует против неприятной процедуры.

Что же делать? Сначала стоит вспомнить, что в этом возрасте ведущая деятельность – игра (хотя, мне кажется, об этом вообще лучше не забывать). Значит, нужно как-то играть с ребёнком, чтобы он начал сморкаться не ради того, чтобы очистить нос, как это делают взрослые, а потому, что это интересно. Конечно, лучше приглядеться к малышу и придумать какие-то игры, которые понравятся именно ему. Но я позволю себе привести два варианта игры.

Игра для ребёнка 2-3 лет. В этом возрасте уместна игра «прогоним прочь микробов» (конечно, подойдёт и другое название). В возрасте 2-3 года дети начинают интересоваться своим телом, а также тем, что происходит вокруг. Можно рассказать ребёнку, что когда мы сморкаемся, то вместе с соплями из нашего организма выходят и злые микробы (конечно, не помешает поподробнее рассказать о микробах). И мы можем прогнать эти злые микробы, отправить их в «далекие дали». «Далекими далями» может стать канализация, куда вы выбросите бумажный платок. Но как же прогонять микробов? Боятся ли они чего-нибудь? Конечно! У нас есть страшное оружие – это специальный спрей для носа (речь идет о морской воде), которого микробы ужасно боятся! Итак, начинаем войну! Впрыскиваем спрей и сморкаемся. Кажется, злые микробы повержены!

Эта игра подходит для маленьких детей. А вот детям постарше (4-5 лет) она уже неинтересна. Им надоедает прогонять микробов. Как быть? Опять приглядеться к ребёнку. Во-первых, в этом возрасте дети любят соревноваться друг с другом. Во-вторых, как выявил французский психолог Ж. Пиаже, мышление детей характеризуется анимизмом, т. е. ребёнок одушевляет все явления природы. Значит, можно устроить маленькое соревнование, точнее спровоцировать ребёнка на соревнование. Приведу диалог мамы и ребёнка.

– В твоём носу сидит маленькая соплюшка и не хочет уходить! Она говорит (мама говорит писклявым голоском): «Не уйду, никто не может меня прогнать!».

Ребёнок обычно принимает вызов и начинает сморкаться. А мама продолжает играть роль маленькой соплюшки.

Мама (с волнением и беспокойством):

– Ой, ой! Не хочу уходить! Куда вы меня тащите! Оставьте меня!

Ребёнок в этом случае обычно сморкается с удовольствием и большим энтузиазмом. Когда ребёнок высморкался, можно попросить его подышать носом, чтобы удостовериться, что все соплюшки он прогнал. Если нос ещё не чист от слизи, мама может продолжить игру.

Мама (торжествующим голосом):

– Ага, ты меня не прогнал! Я сижу в носу и буду всегда сидеть!

И снова ребёнок ведёт войну. Когда все враги повержены, игра заканчивается.

Безусловно, этот метод не является универсальным и, возможно, не подойдет для всех детей. Это скорее просто идея: её вы можете использовать как основу для своих историй и сказок, которые могу помочь решить некоторые проблемные ситуации.

mchildren.ru

Ребенок не хочет ехать в лагерь. Что делать?

Вот и наступило долгожданное лето. Все родители уже заранее начинают задумываться, как же устроить каникулы своему ребенку, чтобы не тратить время зря лежа на диване и для того, чтобы у сына (дочери) остались хорошие воспоминания о лете. Немного подумав, они решают отправить свое дитя в лагерь, но тут выясняется, что сам ребенок отказывается ехать туда. Тогда родители задаются вопросом: Почему же он не хочет ехать туда? Что же делать?

Мы попытаемся разобраться, по каким основаниям ваш ребенок не хочет ехать в лагерь, а также вы можете прочитать несколько советов, и тогда, может быть, ваше дитя поменяет решение. Лето — то время года, которое ждет каждый ребенок. Они радуются летним каникулам, теплым денькам и тому, что летом можно купаться.

Некоторые дети сами просят своих родителей отправить на летние каникулы в лагерь, а другие совсем отказываются от этого. Эти дети чего-то боятся в лагерях, может быть, того что они не смогут найти новых друзей, а, может даже ваш ребенок слишком «домашний», и он постоянно будет скучать по дому. Эти две причины самые распространенные, по которым дети не хотят ехать туда.

Запомните, если ваш сын (дочь) не хочет ехать в лагерь, насильно их заставлять не надо, ведь они могут подумать, что вы хотите просто от него избавиться вот таким вот образом. Вы просто должны донести до ребенка, что там ему будет хорошо, у него появятся новые друзья, объясните, что многие дети тоже едут туда в первый раз, у них не будет там друзей, и они тоже заведут их со временем. Скажите, что если ему там не понравится, вы сможете в любой момент приехать и забрать его оттуда.

Возможно, дети не хотят ехать потому, что там нужно соблюдать режим, и ваш ребенок хотел лето провести в свободе. Может быть, они немного подумают, и сделают правильное решение. Бывает и так, что ребенок после «хорошего» отдыха приезжает недовольным, со словами «Я больше никогда не поеду туда!».

Возможно, лагерь попался плохой, или, может быть, ваш сын или дочь не смогли влиться в новую компанию. Во второй раз ребенка в этот лагерь отправлять не стоит, лучше всего будет, если вы подыщете другой, более хороший лагерь, после которого останутся по-настоящему светлые воспоминания.

Бывает и так, что родители так и заставляют ребенка поехать отдыхать, говоря, что там обязательно будет весело. И, все-таки, он неохотно соглашается. Но зачем насильно отправлять детей, если они сами этого не хотят? Многие взрослые думают, что это пройдет со временем, и он сам не захочет уезжать оттуда. Но если ребенок так и стоит на своем «Не поеду!», то лучше всего отказаться от этой идеи, возможно, это значит что ваш ребенок еще не готов к самостоятельности.

Как вариант, можно поискать городские лагеря, она, как правило, есть в детских центрах, центрах развития детей, при школах и т.д. Поищите в своем городе и предложите ребенку, возможно, эта идея ему понравится больше.

Спланируйте лето своего ребенка, что бы он не просто бездельничал, а оздоравливался и научился чему-то новому, Мможно записать его в какой-нибудь кружок или секцию, на выходных ходить всей семьей на пляж, в поход или ездить на экскурсии, заниматься с репетитором, чтобы подтянуть пробелы в его знаниях, к примеру по английскому или математике. Посмотрите, какие активности для детей предлагают развлекательные центры в вашем городе.

В городе тоже можно провести время весело и познавательно.

www.kraskizhizni.com

Если ваш ребенок говорит, что хочет другую маму…

Если ваш ребенок говорит, что хочет другую маму… 12.05.2015 Елена Романова

Дети, вне зависимости от пола, возраста и в малой зависимости от родительской тактики воспитания, переживают поведенческие, личностные кризисы, а также — напрженные моменты во взаимоотношениях в окружающими людьми. Обычно «ягодки» достаются самым близким — родителям. Кроха, достигнув 3-хлетнего кризиса, заявляет, что не любит маму. Детсадовец, перевозбудившись и не получив сразу требуемого, «выдает», что хочет других родителей. Подросток, взбутновавшись против вашей опеки, заботы и контроля, пугает вас тем, что уйдет из дома. Как в подобных ситуациях правильно реагировать маме? Как не совершить распространенных (и таких естественных, эмоциональных) ошибок и не испортить окончательно и так разладившиеся отношения с собственным ребенком?

Причины того, что ребенок хочет других родителей

Они могут быть как поверхностными, одномоментными и быстро проходящими (т. е. не требующими специальной психолого-педагогической коррекции), так серьезными личностными и мировоззренческими проблемами вашего малыша.

  • ребенок плохо себя чувствует, у него предболезненное или послеболезненное состояние (бессонница, недомогание, температура, кашельзнасморк, болит живот и т. п.);
  • гиперактивный ребенокперевозбужден, нервная система находится в напряженном неуравновешенном состоянии;
  • малыш перенесс стресс, испуган, встревожен, был с вами в разлуке довольно долгое время;
  • онтребует от вас чего-то, а вы отказываете в удовлетворении желания.
  • «Глубокие» и долговременные причины:

  • у ребенка низкая самооценка;
  • малыша обижает старший ребенок, а родители бездействуют;
  • вы не оставляете ребенку личного пространства и времени для его собственных дел, игр, размышлений;
  • контроль слишком силен: система наказаний, запретов и угроз подавляет самостоятельность и не дает малышу развиваться гармонично;
  • ребенку не хватает родительской любви и ласки, он не чувствует себя счастливым.
  • Как не надо реагировать

    Первой реакцией на столь несправедливые детские слова и желания является ругань, обида, ирония. В зависимости от вашего терпения, опыта общения с малышами и подростками и самочувствия в конкретный момент, вы можете:

  • ребенка немедленно наказать за неуважение к родителям и неблагодарность;
  • пригрозить, что уйдете из дома или (что еще страшнее) отдадите малыша в детский дом, в интернат;
  • притвориться равнодушной и послать ребенка искать себе новую маму — «получше»;
  • прочесть длинную нудную «мораль» о том, сколько вы добра для него сделали и делаете;
  • перестать с ним разговаривать.
  • Все это бесполезно и даже вредно с точки зрения детской психологии!

    Как реагировать правильно

    Если ребенок злится, истерит, плачет и на этом фоне заявляет вам, что хочет другую маму, главное — оставаться доброжелательно-спокойной и держать себя в руках.

  • Обнять малыша, прижать к себе и успокоить.
  • Умыть прохладной водичкой, дать попить (в ситуациях серьезной истерики можно воспользоваться успокоительными детскими средствами).
  • Выяснить, чем конкретно он недоволен, почему мама «плохая» (возможно, причина всего лишь в том, что вы не купили в магазине машинку или ограничили время «общения» с любимым гаджетом).
  • Сказать, что вы ребенка очень любите, невероятно рады, что он ваш, что вы никого другого не хотите и всегда будете рядом.
  • Последний пункт — самый важный.

    Разумеется, не все так просто и порой не удастся справиться с проблемой «хотения других родителей» сразу и навсегда. В отношениях с подростками придется подолгу и обстоятельно беседовать, выстраивать траекторию «можно и нельзя», больше времени проводить вместе в занятиях, интересных вам обоим.

    Но родительский труд будет вознагражден детским уважением, восхищением и любовью!

    souldiary.ru

    15 причин, почему ребенок не говорит в три года

    Становление речи у детей – очень сложный процесс, зависящий от множества факторов, и какой-то определенной даты, когда ребенок должен начать заговорить, нет. Но если к трем годам малыш упорно хранит молчание, говорит с трудом, не может связно излагать мысли, его словарь крайне беден, то пора бить тревогу.

    Итак, что же «запирает» речь у маленьких детей? Специалисты выделяют 15 основных причин. По своему происхождению их можно разделить на 3 большие группы.

    Физиологические причины отсутствия речи

    1. Нарушения слуха. Когда из процесса развития выпадает один из анализаторов, формирования речи резко затормаживается или останавливается совсем, страдает интеллект. Если ребенок не слышит речь взрослых, с трудом ее разбирает, не слышит себя, то и говорить он не будет. Нарушения слуха могут быть врожденными или возникнуть после тяжелой болезни. Малыша нужно обязательно показать неврологу и отоларингологу. Даже если ребенку поставили диагноз «тугоухость», не расстраивайтесь. Сейчас существует немало эффективных методик лечения и обучения слабослышащих детей, которые дают хорошие результаты.
    2. Наследственность. Если развитие ребенка соответствует возрасту, все хорошо, кроме речи, то возможно дело в незрелости нервной системы, которая передается генетически. Расспросите родственников, в каком возрасте заговорили их дети, они сами. Скорее всего, это произошло позже 3 лет. В этом случае нужно просто еще немного подождать.
    3. Неразвитые органы речи, слабый челюстно-лицевой мышечный аппарат. Причины различны: раннее отлучение от груди, слишком короткая уздечка языка, гипотонус мышц и т. д. Определить недоразвитие органов речи можно по следующим признакам: ротик постоянно приоткрыт, из него постоянно течет слюна, твердая пища часто вызывает рвоту. Кроме того, при аномалиях речевого аппарата ребенок не может четко произнести звуки и слова.
    4. Задержка умственного развития, вызванная тяжелыми генетическими заболеваниями (синдром Дауна), внутриутробными вирусными инфекциями (например, краснухой), энцефалитом и т. д.
    5. Неврологические отклонения, спровоцированные гипоксией, родовыми травмами, перенесенной инфекцией и рядом других факторов. Если дело в недоразвитой сенсомоторной сфере, то «запустить» речь помогут регулярные занятия с логопедом и грамотно назначенное лечение.

    Развитие речи следует начинать как можно раньше. Как только вы заметили признаки недоразвития, сразу же проконсультируйтесь со своим педиатром. Он направит малыша на консультацию к неврологу, отоларингологу и логопеду-дефектологу, назначит необходимые исследования, в зависимости от причины отсутствия речи.

    Социальные и психологические причины

    Если обследование не выявило никаких отклонений здоровья, то родителям и педагогам следует обратить внимание на социальные и психологические факторы отсутствия речи.

    1. В семье много детей одного возраста. Позднее появление связной отчетливой речи у близнецов, тройняшек, погодков – скорее норма, чем аномалия. Согласитесь, когда у тебя есть интересные собеседники, которые прекрасно понимают и говорят на твоем «птичьем» языке, зачем еще общаться со взрослыми?!
    2. Плохая обстановка в семье. Постоянные ссоры, крики, скандалы родителей, физические наказания, уход отца или матери – не самая лучшая почва для развития ребенка. В таких семьях дети чувствуют себя ненужными, забитыми, виноватыми в проблемах родителей. Они молчат скорее из страха привлечь внимание и быть наказанными.
    3. Ребенок предоставлен сам себе. Чтобы малыш заговорил к 2-3 годам, с ним необходимо много заниматься: развивать мелкую моторику, логическое мышление, фантазию, петь детские песенки, читать художественную литературу, делать артикуляционную гимнастику. Создайте ему базу для хорошей речи.
    4. Телевизор. Да, детские телеканалы с мультфильмами нон-стоп, игры в телефоне и планшете – настоящее спасение для уставших мамы и папы, но такой «досуг» оставляет малыша наедине с самим собой, делает его безучастным зрителем, которому нужно только нажать кнопку. Ему абсолютно не с кем разговаривать, его речь не востребована, словарь не пополняется новыми словами. Такие дети хорошо воспроизводят отдельные фразы из мультиков и передач, но совершенно теряются, когда нужно сконструировать предложение самостоятельно, могут не понять обращенную к ним речь.
    5. Гиперопека. Когда взрослые начинают говорить с ребенком на его лепетном языке, предугадывают желание и настроение по изгибу бровей, хорошего здесь мало. Малышу просто не нужно ничего говорить, он все получит и без слов.
    6. Билингвизм. Если в семье говорят на смеси языков, особенно, если они сильно отличаются друг от друга по фонетике и грамматике, то малыш находится в замешательстве: какой язык главный? Он плохо понимает значения слов, разделяет языки, и до 4 лет такие дети говорят хорошо крайне редко.
    7. Негативное отношение к речи. Когда ребенок теряет интерес к слову, а родители настаивают на его частом повторении, он может замолчать в знак протеста. То же самое может произойти, если родители смеются над неправильным произношением, ударением или употреблением слова, предъявляют завышенные требования.
    8. Стресс, испуг. Случается и так, что ребенок, делающий неплохие успехи в речи, надолго замолкает, пережив сильное потрясение, например, смерть или уход одного из родителей, насилие, стихийное бедствие, аварию и т. д.
    9. Родители слишком быстро говорят, много громких звуков вокруг. Да-да, именно так. Малыш просто не успевает разобрать слова, усвоить их из-за быстрого темпа речи (а уж если один из родителей плохо выговаривает звуки, то и сложность задачи возрастает), ему мешает постоянно включенный телевизор или радио. Как ни странно, здесь друг речи – тишина.
    10. «Больничный» синдром раньше был редким явлением, но сейчас встречается все чаще. Если ребенок долго находится на лечении в больнице, особенно с рождения, он оторван от сверстников, окружающего мира, мама постоянно нервничает, сильно напряжена и не может заниматься с ним полноценно при всем желании. Такие дети начинают говорить позднее сверстников.
    11. Устранить психологические и социальные причины отсутствия речи, легче, чем физиологическом. При грамотном подходе, правильно выстроенных занятиях со специалистами, ребенок быстро наверстывает упущенное время.

      logoden.ru

      «Ребенку ничего не интересно, он не хочет посещать кружки и заниматься спортом» – типичная жалоба современных родителей. Давайте разберемся, почему это происходит, и – главное – что делать.

      Многие современные мамы и папы придерживаются двух противоположных позиций. Одни загружают ребенка развивающими занятиями, чтобы поскорее найти и раскрыть его таланты. Другие решают не «лишать малыша детства», позволив ему вдоволь наиграться и развиваться в своем темпе.

      Автор проекта «Дети Mail.Ru» побеседовал с Мариной Червяковой – педагогом, тренером по теннису международного уровня с 29-летним опытом работы с детьми и взрослыми. Специалист дает рекомендации, которые помогут родителям не впадать в крайности и сохранить у ребенка здоровую мотивацию на всю жизнь.

      Совет №1: Определитесь с целью

      «Многие родители сами не знают, чего хотят, и, как правило, это очень вредит ребенку, – говорит Марина Червякова. – Допустим, мальчик занимается теннисом, параллельно ходит на курсы английского, а потом его отдают в крутую школу и везде требуют высоких результатов. Родителей можно понять – они делают большие финансовые вложения, хотят ребенку самого лучшего, но результат обычно бывает противоположным. Ребенок не успевает все сразу, ему не хватает ни моральных, ни физических сил. Постепенно, от усталости и постоянной гонки он перестает хотеть чего-либо. Этот процесс длительный и незаметный, его очень легко пропустить.

      Что делать? К 11-12 годам вам следует хотя бы примерно определиться, по какой стезе пойдет ребенок. Это может быть учеба и в будущем – университет (тогда не нажимаем на спорт). Может быть профессиональный спорт (тогда переводим ребенка в школу попроще) или средний вариант – спортивная стипендия в заграничном ВУЗе. Например, американские университеты охотно приглашают к себе юных спортсменов, предлагая полное обеспечение, если ребенок играет за ВУЗ. Можно попасть на учебу даже в Гарвард, только учите английский язык.

      Совет №2: Реально оценивайте способности ребенка

      Часто убивает мотивацию занятие, к которому ребенок явно не склонен. Бывает, родители видят дочку балериной, а она высокая, с широкими плечами – ей сам бог велел заниматься плаванием. Там она бы была номер один, а в балете выглядит неуклюже на фоне миниатюрных «дюймовочек». В итоге ребенок начинает стесняться своего тела, думать, что он хуже других.

      Что делать? В раннем возрасте советую отдать ребенка на гимнастику или танцы. Это – основа для любого другого вида спорта, осанка, растяжка, баланс. А затем наблюдайте: как ребенок играет во дворе, что он делает – бегает или любит спокойные игры? Какие у него физические и генетические данные? Если самостоятельно это определить не удается, обратитесь к тренеру по спортивной ориентации. Это специалист, который сможет определить, к какому виду спорта у ребенка есть способности. С музыкой, рисованием и другими занятиями – та же история.

      Совет №3: Выберите хорошего педагога

      Тут и объяснять не нужно – у неподходящего учителя или тренера ребенок быстро потеряет всякое желание заниматься. Подвох кроется в том, что понятие «подходящий» очень размыто и для каждого ребенка различно. Застенчивым детям-интровертам скорее понравится тренер-друг – понимающий, добрый, терпеливый, который лишний раз покажет и объяснит. Активному и непоседливому ребенку может подойти тренер-диктатор – строгий, дисциплинирующий.

      Что делать? Посещайте тренировки или уроки. В этом нет ничего зазорного. Смотрите, как ведет себя тренер и как на это реагирует ребенок. Есть ли у них контакт. Но при этом старайтесь не вмешиваться в учебный процесс. Ваша задача – не рассказывать тренеру, как надо тренировать, а понять, воспринимает ли ребенок обучение.

      Надо ли говорить, что педагог должен быть профессионалом? Порой определить это сложно, ведь никто не скажет вам о себе плохо. Поэтому смотрите на результаты – кого этот тренер воспитал, в каких соревнованиях и с какими результатами участвуют его ученики.

      Совет №4: Избегайте критики

      Очень часто приходится наблюдать, что чужих детей родители хвалят, а своих непрестанно критикуют. «Не забил, не добежал, не попал в ноту». А то, что предыдущие полчаса ребенок выполнял задание идеально или как минимум старался, мама не замечает. Как-то мне довелось слышать недовольство родителей, которые ругали ребенка за то, что он боится плавать в море: «Выходит, мы тебя зря полгода в бассейн водили?» Увы, эти родители не учитывают, что в бассейне есть дно, стены и тренер рядом. А на море – открытое пространство и новая обстановка. Ребенок растерялся, а его еще и ругают. Как вы думаете, с радостью ли он теперь будет ходить в бассейн? Та же история и с другими занятиями. От переживаний и от мысли, что «мама смотрит», ребенок ощущает скованность, и это нормально.

      Что делать? Не просто сократите количество критических замечаний, а вообще избегайте их. Акцентируйте внимание на положительных моментах. Пусть у ребенка укрепляется уверенность, что он все может и все умеет.

      Совет №5: Измените свое отношение к ошибкам

      Наша система образования основана на том, что ошибки – это плохо. За них стыдят, ставят двойки, ругают. Ничего более вредительского придумать невозможно. Недавно ко мне пришел новый ученик. Поначалу он боялся каждого упражнения, с опаской смотрел на меня, а когда не получалось, очень расстраивался. Сразу видно, что в школе ему уже успели привить страх к ошибкам. Тогда я у него спросила: «Послушай, а ты когда-то уже выполнял такое задание? – Нет. – Тогда почему оно должно у тебя получиться?» Постепенно ребенок успокоился и полюбил тренировки.

      Что делать? Прежде всего понять, что в процессе обучения ребенок просто обязан ошибаться в 80% случаев. Если он все делает правильно с первого раза, значит, программа для него слишком легкая, и он никак не развивается. Найдите педагога, который придерживается такого же мнения, и сами всегда об этом помните.

      Совет №6: Придерживайтесь расписания и режима

      Если ребенок с детства привыкнет к определенному ритму жизни, ему не понадобится никакая дополнительная мотивация, чтобы заниматься хобби или спортом. Он просто не будет представлять, что может быть как-то иначе. «В будние дни мы ходим в школу, по вторникам и четвергам – на тренировки, в субботу гостим у бабушки, а в воскресенье рисуем или читаем книги». Когда режима нет, и ребенок понимает, что «сегодня хочу – иду, а завтра – не хочу не иду», его естественным образом одолевает лень.

      Что делать: Создать для ребенка соответствующий его возможностям режим. В расписании обязательно оставьте время для отдыха и «ничегонеделанья», но запланированные занятия старайтесь не пропускать.

      Совет №7: Создайте комфортные условия для занятий

      Сразу поясню, что такое «комфортные условия». Это прежде всего близость к дому. Когда ребенок говорит: «Я не хочу идти на тренировку», то часто он не хочет именно идти – то есть одеваться, трястись в общественном транспорте. Ему бывает неохота отрываться от своих занятий, просмотра мультфильмов, игры на компьютере, каких-то домашних дел, но когда он оказывается в зале, то занимается с удовольствием.

      К комфорту я также отношу качественную красивую форму и инвентарь. Если ребенок занимается теннисом, купите ракетку, как у его кумира, яркую одежду, специальные кроссовки. Если рисует – хорошие краски, мольберт, пенал для кисточек. Дети очень любят «красоваться» и в этом нет ничего плохого.

      Лучше, если ребенок будет ходить в секцию вместе с друзьями или уже там найдет себе новых. Поощряйте общение, дружбу, участвуйте в поздравлениях и чаепитиях на день рождения. На праздник пусть ученик сделает тренеру подарок. Совсем недорогой или сделанный своими руками. Все это формирует не только хорошее отношение ребенка с окружающими, но и дает ему дополнительную мотивацию, вовлеченность в то, чем он занимается.

      Что делать? К этому совету можно добавить, что родители должны следить за чистотой спортивной формы, помогать ребенку собирать сумку перед занятием. Конечно, все хотят, чтобы ребенок все делал сам, но поверьте, даже семилетнему очень трудно запомнить, что надо взять и полотенце, и воду, и форму, и кроссовки, и много чего еще. Если ребенок что-то забудет, придет в нестиранной с прошлого раза одежде, вряд ли ему будет комфортно на занятии. И главное, не опаздывайте! Придите за 10-15 минут до начала тренировки, пусть ребенок настроится, проникнется атмосферой и отвлечется от того, чем был занят весь день.

      Совет №8: Будьте рядом

      В заключение хочу напомнить одну очевидную, но важную мысль. Спорт и любые другие занятия изначально выбирают для ребенка родители, и они должны отвечать за свой выбор. Мама с папой не просто «привезли-увезли», они – активные участники учебного процесса. Когда ребенок приходит из школы, вы смотрите его дневник, спрашиваете, что было на уроках. То же самое должно быть и после урока в музыкальной школе или спортивной тренировки. Спросите, что понравилось, что сегодня получилось? Ребенок должен видеть, что вам интересно, чувствовать контакт. И, конечно, всегда держите в уме первоначальную цель: «Для чего вы все это делаете? Что в итоге желаете получить?»

      В комментариях поделитесь своим опытом. На какие занятия ходит ваш ребенок и как вам удается его заинтересовать?

      deti.mail.ru

      Что делать, если ребенок говорит «Уходи»

      Девочке почти 4 года. Не понятно с чего, вдруг начинает говорить «Уходи папа». (Или «уходи мама», «уходи няня»). КУДА уходить? Вообще из дома или в другую комнату? Навсегда уходить или на время (просто выйти)?

      PS: Меня сын (старший) тоже «выгоняет» из комнаты, когда спать ложится, говорит :»Иди». Или когда младший плакать начинает.

      Не кажется вам, что в вашем вопросе гораздо больше заботы о самом себе, чем о ребёнке?

      И не может ли случиться так, что, отучив её говорить «уходи» вам, вы отучите её говорить «уходи» и чему-то\кому-то другому, тогда, когда это действительно будет нужно?

      Вы пишете, что дочка так говорит «ни с того ни с сего». Такое тоже бывает. Ребёнок экспериментирует, проверяет границы дозволенного, пробует наощупь степень своего влияния на родителей. А может быть, причина такого поведения есть, только вы её ещё не видите — или не хотите видеть. А может, она копирует кого-то из старших родственников?

      Лет мне было около пяти и в более старшем возрасте это тоже было.

      Я прогоняла от себя маму чаще всего или других родственников, потому что сердилась на них, обижалась или была раздражена; проглотить или забыть обиду не могла, а ругаться, скандалить или ещё как-то высказать свои чувства — не смела, ведь «хорошие девочки так не говорят, не плачут, не скандалят», а мне хотелось быть хорошей.

      Ок. Я помню свою историю. Я — у мамы на руках. Все происходит в присутствии отца и бабушки. История не очень приятная по ощущениям до сих пор. В общем — до этого момента — я по-видимому (чего уже совершенно не помню) — как младенец — могла, находясь у матери на руках исследовать ее тело — ну то бишь прямо говоря — дотрагивалась до ее груди и никогда не получала за это никаких неприятностей. Догадываюсь, что маме неприятно это и не было. А у меня было лишь неосознанное младенческое любопытство.

      www.psychologies.ru

      Ребёнок не разговаривает в три года: когда стоит беспокоиться и что делать

      Речь является главным инструментом общения среди людей. Родители с нетерпением ждут, когда ребёнок заговорит, чтобы понимать его потребности ещё лучше. Ведь с развитием и пополнением словарного запаса кроха сможет выражать свои мысли и желания. Мама и папа, малыш которых идёт в садик, намного меньше переживают, ведь ребёнок сможет рассказать, что ему нравится, как прошёл день и т.д. Но это в том случае, когда кроха умеет разговаривать, а если нет? Довольно часто врачи сталкиваются с такой ситуацией, когда в возрасте трёх лет дети могут произнести всего несколько слов или вообще не разговаривают. С чем это связано и стоит ли родителям беспокоиться? А главное, как помочь крохе освоить такие важные навыки, как разговорная речь.

      Когда стоит беспокоиться: почему малыш не говорит в три года

      Развитие речи происходит с момента рождения малыша: ребёнок постоянно слышит разговоры родителей, мозг обрабатывает информацию и активизирует определённые центры, которые отвечают за речь и возможность произносить слова, словосочетания, предложения. Завершается этап формирования речевых навыков ближе к пяти — шести годам, когда малыш уже может выговаривать все звуки русского языка.

      Самый важный период в развитии речи приходится на возраст от года до четырёх. Именно в это возрасте у ребёнка сначала появляются первые слова, затем кроха учится связать их в простые предложения, а после может чётко сформулировать и выразить свои мысли и потребности с помощью речи.

      Какими навыками говорения должен обладать малыш в возрасте 3–4 лет

    12. В три года у малыша уже довольно разнообразный словарный запас, который состоит из 300–500 слов. Ребёнок может не выговаривать некоторые звуки: чаще всего проблемы возникают с произношением «р», «з», «ж», а также шипящих звуков «ш», «ч», «щ». Но родителям не стоит беспокоиться, ведь кроха с каждым месяцем будет радовать взрослых освоением нового звука.
    13. Ребёнок в возрасте трёх с половиной лет расширяет словарный запас, составляет слова в предложения, а также применяет в речи предлоги. Разговор крохи становится всё больше похожим на речь взрослых людей. Некоторые звуки все так же могут не поддаваться ребёнку, но такой вариант развития событий логопеды считают нормой.
    14. К четырём годам кроха уже говорит на понятном для взрослых языке. Большинство звуков ребёнок умеет выговаривать правильно, исключение составляет «р», но ещё есть время выговориться: логопеды считают нормой, если до пяти лет дети не могут правильно произносить «р».
    15. Как определить уровень развития речи ребёнка в домашних условиях

      Логопеды предлагают родителям провести небольшой тест, который поможет определить уровень развития речи. По результатам этой проверки взрослые могут понять, стоит ли вести малыша к логопеду или кроха разговаривает нормально для своего возраста. Часто такие задания предлагают специалисты, когда мама и папа приводят детей на консультацию. Этот тест подходит для детей в возрасте от трёх до шести лет. Предложите малышу рассмотреть картинку, на которой изображён один предмет. Лучше, если это будет какое-то животное, так крохе будет интереснее.

      Задача ребёнка заключается в том, чтобы как можно больше рассказать о том, что он видит на картинке. Родители при этом не должны задавать наводящих вопросов или подсказывать малышу. В зависимости от ответов ребёнка, нужно следующим образом определить баллы за выполнение задания:

      • 0 баллов за ответ «не знаю»;
      • правильный ответ «заяц» и ничего больше поможет крохе заработать 1 балл;
      • «маленький белый заяц» — 2 балла;
      • «это маленький белый зайчик. У него розовые и длинные уши» — 3 балла;
      • «на фото я вижу зайку. Он маленький и белый, с длинными ушами. У него большие глаза и он сидит» — 4 балла;
      • «я вижу зайчика, который сидит на лапках. Он маленький и белого цвета. У зайки длинные уши и большие глаза. Он очень добрый» — 5 баллов.
      • Результат зависит от того, какое количество баллов набрал ребёнок:

      • 0–1 балл: низкий уровень развития речи. Родителям стоит обратиться к логопеду за консультацией, а также больше заниматься с малышом дома. Отлично подойдёт чтение сказок и больше разговаривать с крохой;
      • 2–3 балла: речь малыша развита на среднем уровне. Для детей трёх лет это допустимый результат, поэтому родителям не стоит волноваться;
      • 4 балла: достаточный уровень, родителям нужно следить, чтобы кроха и дальше расширял словарный запас. Такой результат показывают дети четырёх лет;
      • 5 баллов: самый высокий уровень, отличное развитие речи и мышления. Обычно дети в возрасте пяти — шести лет показывают такой результат.
      • Стоит ли волноваться, если в три года ребёнок не разговаривает — видео

        Возможные причины проблем с речью у трёхлетних детей

        Диагноз «задержка речевого развития» ставит только логопед или невролог. Причины того, что малыш не разговаривает, могут быть разными и зависеть от многих факторов. Некоторые из них поддаются корректировке и к пяти годам у малыша снимается диагноз ЗРР, но в некоторых случаях дети не разговаривают из-за физиологических нарушений, которые могут быть неизлечимы. В этом случае родителям необходима чёткая схема действий и постоянное наблюдение врача.

        Если ребёнку исполнилось три года, а он предпочитает отмалчиваться, родителям не стоит сразу впадать в панику, но и упускать драгоценное время тоже не нужно. Только врач может определить действительную причину задержки развития речи и помочь крохе освоить этот навык.

        Внутренние факторы, влияющие на развитие речи малыша

        На развитие речевых навыков большое влияние оказывают физиологические факторы, которые повлияли на нарушение или недоразвитие центров мозга, отвечающих за развитие речи:

      • осложнение во время беременности: кислородное голодание плода, инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания плода. Самыми опасными считаются краснуха, грипп, скарлатина, ветряная оспа;
      • травмы во время родов: часто вследствии сложного течения родовой деятельности у младенца повреждаются некоторые участки головного мозга. Ребёнок испытывает асфиксию из-за обвития пуповиной, слабой родовой деятельности у мамы, а также длительного безводного периода. Некоторые отклонения в развитии заметны уже на первом году жизни младенца, поэтому ребёнок должен находиться под регулярным наблюдением невролога;
      • патологии слуха: возможно снижение слуха или врождённая глухота. Причины могут быть разными, чаще всего это негативные факторы или осложнения после перенесения инфекционных заболеваний во время беременности;
      • травмы, полученные в раннем младенческом возрасте: сотрясение мозга, удары головой и другие;
      • нарушения в работе центральной нервной системы;
      • осложнения после перенесённых заболеваний в первые месяцы жизни;
      • наследственность: если родители заговорили поздно, но с большой вероятностью можно сказать, что и кроха не будет спешить болтать слишком рано.
      • Дети, которые не разговаривают по физиологическим причинам, часто не говорят вообще или просто мычат про себя, пытаясь дать понять родителям, что они хотят. Если у малыша диагностируется не только ЗРР, но и задержка психического развития, он может не только не разговаривать, но и не понимать родителей и других взрослых. Ребёнок как будто живёт в своём мире и не воспринимает окружающую среду.

        В последнее время врачи все чаще диагностирую детский аутизм. Физически малыш может быть полностью здоров, но по мере взросления родители замечают, что их ребёнок не такой, как все. Он не стремится общаться с другими детьми, негативно относится ко всему новому, и все время молчит, а если и говорит, то только со знакомыми ему людьми и всего парой фраз. Внешне это абсолютно нормальный ребёнок, но ему совершенно не нужно общение с окружающим миром, малыш всегда находится в себе, наедине со своим сознанием. С детьми-аутистами занимаются сразу несколько специалистов: невролог, психолог или психиатр. Большое значение имеет и восприятие такого ребёнка родителями, которые должны взаимодействовать со своим малышом.

        Внешние факторы, которые могут быть причиной задержки речевого развития

        Выделяют несколько психосоциальных факторов, которые связаны с определёнными событиями в жизни малыша, методами воспитания в семье:

        • родители уделяют ребёнку слишком мало внимания: не зря специалисты настаивают, что разговаривать с детьми необходимо с момента рождения. Кроха слышит речь взрослых, запоминает название предметов, а по мере взросления старается повторить звуки, затем слоги и слова за родителями. Если у крохи наблюдается дефицит общения, то и развитие речи не происходит, т.к. мозг не получает достаточного количество информации, необходимое для воспроизведения звуков и развития речевых навыков;
        • чрезмерная опека со стороны родителей и ближайших родственников: это приводит к тому, что у ребёнка пропадает стимул к говорению, ведь ему нет необходимости просить о чем-то, все желанию и так выполняются;
        • психологическая травма или глубокое потрясение: это может быть испуг, внезапная потеря одного из родителей, развод мамы и папы, переезд на новое место и многие другие ситуации, которые стали стрессовыми для крохи. Родители часто ссорятся на глазах у крохи, наивно полагая, что малыш ничего не понимает и не способен осознать. Но это не так: психологи объясняют, что постоянные скандалы негативно влияют на психику ребёнка. Часто бывает так, что кроха пытается разговаривать, активно осваивает новые звуки и слова, но в какой-то момент просто замыкается в себе и не произносит ни звука.
        • В зависимости от причин, которые повлияли на задержку развития, ребёнок может вообще не говорить, но все понимать. Это чаще всего бывает после перенесённой психологической травмы: малыш просто перестаёт разговаривать, но выполняет просьбы и в остальном ведёт себя, как обычный ребёнок. Дети, которым не хватает общения, чаще всего говорят слогами, сокращают слова или не могут составить их в предложения, много болтает на своём языке.

          Психологи и логопеды в последнее время выдвигают свои опасения по поводу замены живого общения всевозможными гаджетами. Часто работа отнимает много сил у родителей и они не хотят уделять время ребёнку. Взрослым легче предложить малышу планшет. Родители могут отдохнуть, пока кроха занят играми на смартфоне. Но такие ситуации приводят к тому, что ребёнок плохо разговаривает. Специалисты предупреждают, что для малыша очень важно общение со взрослыми: регулярное чтение книг, напевание детских песен и т.д.

          Этапы речевого развития и причины задержки — видео

          Кто поможет: к каким специалистам следует обратиться

          Определить причину и помочь малышу и родителям может только врач. Прежде всего ребёнка обследуют на наличие заболеваний, доктор собирает анамнез начиная с течения беременности, протекания родов и развития малыша в течение всей жизни. Родителям придётся набраться терпения и приготовиться к посещению нескольких врачей:

        • ЛОР: врачи настаивают, что правильно дыхание способствует произношению звуков. Но если малыш страдает аденоидами, это может повлиять на его речь. Также отоларинголог проведёт обследование слуха и определит, возможно причина кроется именно в нарушении восприятия речи и малыш просто не слышит разговоров взрослых;
        • невролог: очень часто причиной ЗРР являются нарушения в работе нервной системы крохи;
        • психолог: этот специалист поможет разобраться в причинах ЗРР, если они были обусловлены стрессовой ситуацией, с которой малыш не смог справиться самостоятельно;
        • ортодонт: часто малыш теряет молочные зубы слишком рано, наблюдаются нарушения в формировании прикуса. Это влечёт к тому, что язык крохи не становится правильно в ротовой полости во время произношения звуков. Поэтому для начала необходимо исправить нарушения в развитии челюстно-лицевого аппарата, а потом ребёнок научится выговаривать звуки;
        • логопед или дефектолог: поставить звуки и помочь научиться их выговаривать может логопед. Если у малыша наблюдаются серьёзные дефекты речи, с таким ребёнком занимается дефектолог.
        • После обследования и определения причины, доктор разработает схему лечения. Если необходимо медикаментозное лечение, врач объяснит, какие препараты и для чего стоит принимать крохе. В большинстве случаев малыш находится под наблюдением нескольких специалистов, которые сообща помогают преодолеть задержку развития речи. Обычно одним из врачей обязательно является логопед. Но многое зависит и от заинтересованности родителей: нужно как можно больше внимания уделять крохе и заниматься с ним.

          Довольно часто невролог может рекомендовать приём ноотропов — медикаментозных препаратов, которые активизируют речевые зоны в головном мозге и помогают ускорить развитие речи. Но мнение врачей по поводу целесообразности применения этих препаратов разделилось. Доктор Комаровский объясняет, что если у ребёнка наблюдается положительная динамика: полгода назад кроха говорил 5 слов, а через несколько месяцев он знает и может произнести 20 слов, то ему не нужны медикаменты этой группы, достаточно продолжать занятия с логопедом и упражнения дома.

          Как помочь: что делать родителям, чтобы научить ребёнка разговаривать в 3 года

          Занятия с логопедом принесут хороший результат только в том случае, если и родители будут ежедневно заниматься с ребёнком дома. И это касается не только тех упражнений, которые задаёт врач. Помочь малышу заговорить может развитие мелкой моторики. Для этого стоит предложить крохе:

        • занятия пальчиковой гимнастикой;
        • массаж;
        • игры с развивающими досками;
        • рисование, особенно хорошо помогает пальчиковое рисование;
        • игры с песком, водой, тактильными подушечками;
        • лепка из солёного теста, пластилина;
        • пальчиковый театр;
        • игры с конструктором с более мелкими деталями;
        • упражнения со шнуровкой.
        • moy-kroha.info