Почему дети не хотят учиться в школе?

Многих педагогов и родителей волнует вопрос плохой успеваемости ребенка в школе, однако причина плохой учебы часто кроется не в плоскости физиологии или неразвитости навыков учебы, отставания в области психических процессов (памяти, мышления и т.д.). На наш взгляд, многие дети плохо учатся не потому что не могут, а просто не хотят учиться. Почему так происходит и что с этим делать?

Проблемы, описанные в статье Двенадцать причин плохой успеваемости и вытекающие из особенностей здоровья и развития ребенка, обстановки, в которой он находятся, приводят к тому, что ребенок не может и не хочет учиться. Если у ребенка слабая память, слабое здоровье, он с трудом справляется с учебными нагрузками и явно плохо учится, он будет выдумывать множество причин, чтобы избежать посещения в школы или просто полностью перестанет интересоваться школьными успехами и достижениями.

Но каковы еще могут быть причины, почему ребенок не хочет учиться?

Отсутствие мотивации: зачем хорошо учиться?

Ребенок, видя по ТВ, читая в интернете и слушая разговоры взрослых, раз за разом убеждается, что:

  • Хорошая учеба не есть залог успеха в жизни (высокая оплата труда, уважение окружающих и т.д.): можно и в институт поступить, и должность хорошую получить без "особого напряга". Так зачем же хорошо учиться?
  • Многие предметы — "лишние", "ненужные". Обучаясь в школе, дети изучают множество предметов: и математику с русским языком, и ОБЖ, и основы светской этики, и биологию, и химию и т.д. Многие дети и их родители уверены: "Эти предметы не нужны": "Я буду психологом / парикмахером / журналистом — и мне не нужна математика с ее логарифмами и производными".
  • Отсутствие связи предмета с реальной жизнью, недостаточность практики. Мы постоянно забываем, что многие предметы школьной программы настолько "затеоретизированы", что обычные дети не видят, как получаемые знания, формулы и теоремы хоть как-то связаны с жизнью: как будто жизнь сама по себе, а учеба — сама по себе. Учебники примеров из жизни не содержат, а учителя не всегда могут хорошо и доходчиво объяснить эту связь, привести примеры. Вот и получается, что школьные знания, по мнению учеников, опять же никогда в жизни не пригодятся.
  • Такое отношение к школе и школьным знаниям, как мы уже сказали, формирует окружение ребенка:

  • Родители. Если родители ребенка думают так же, как написано выше, их ребенок вряд ли будет хорошо учиться и стремиться к знаниям. Достаточно пару раз в слух, при ребенке, усомниться в нужности того или иного предмета и учебы в школе, и можно быть уверенным: это повлияет на отношение ребенка к учебе. Чтобы исправить ситуацию, родителям нужно заявлять вслух, вскользь в разговорах, о том, что учеба нужна и она пригодиться.
  • Друзья, одноклассники и учителя. Даже если родители ребенка смогли создать устойчивую мотивацию ребенка к хорошему обучению, подточить эту мотивацию могут одноклассники, наперебой рассказывающие о своих родителях, братьях и сестрах, которые, будучи "двоечниками" и "троечниками" находятся на вершине жизненного успеха. Здесь поможет перевод ребенка в другой класс или другую школу, возможно, и переезд в другой район.
  • Казалось бы, если ребенок одаренный и обладает незаурядными способностями, как это приводит к плохой успеваемости? Очень просто: как правило, ребенок одарен в какой-то одной области, и этой области посвящает всю свою энергию и силу: музыка, танцы, математика, информатика, биология. И на фоне этого основного увлечения все остальные кажутся неважными, да и на них уже не остается сил и времени.

    Стремление к знаниям "отшибли" учителя и школа

    Тоже парадокс: как же сами учителя и школа могут препятствовать хорошей учебе школьников? Очень просто: педагоги иногда совершают ошибки, которые для каждого конкретного ребенка могут быть решающими:

  • Авторитаризм учителя, чрезмерные требования к учебе и дисциплине.
  • Да, именно так пропадает желание учиться: когда нельзя дать комментарий к тому, что говорит учитель, нельзя задать вопрос или усомниться в правильности того, что сказал учитель. "Кто ты такой, чтобы задавать такие вопросы?!", "Мал еще", "Делай, что я сказала", "Работай молча" и другие подобные реплики не раз слышал каждый ребенок.

    Учеба — тяжелый труд, но не нужно забывать, что дети попали в школу не по своей воле, и школа для них — это одиннадцать лет в одном коллективе учителей и учеников, все их детство. Ожидать того, что дети будут с благодарностью, раскрыв рты слушать скучные лекции, научные термины, все понимать или вызубривать — наивно. Чтобы дети шли на урок с удовольствием, они должны быть интересными и хотя бы иногда нестандартными уроками, должны быть интересными и домашние задания.

    Как бы нам этого не хотелось, но бывают несовпадения характеров учителя и ученика, хуже всего, если не могут договориться классный руководитель и ученик: здесь неизбежны плохое настроение, нежелание видеться и общаться. По возможности, эту ситуацию можно разрешить как и любой школьный конфликт, но иногда придется и перейти в другой класс или школу. Также ребенок может плохо учиться у учителя, которого бы мы назвали "плохим человеком", злого, завистливого и т.д.

    Таковы основные причины, почему дети не хотят идти в школу, не хотят хорошо учиться. Родителям и учителям важно понять, почему ребенок плохо учится: это "не хочу" или "не могу"?

    Если "не могу", скорее всего, нужна помощь специалистов: психологов, репетиторов, а если просто "не хочу", то родителей. Чтобы точно определить причину, понаблюдайте за своим ребенком, ненавязчиво поговорите с ним о жизни и учебе, в отдельных случаях потребуется консультация детского психолога или врача.

    Главное, что вы как родители или педагоги, должны понимать, что успеваемость ребенка в школе — это его будущее: если сегодня мы пойдем на поводу у "не хочу учиться", "не интересно", то что будет завтра, когда суровая действительность жизни предъявит свои требования к уже взрослому ребенку и окажется, что у него нет достаточных знаний, память и мышление не развиты?

    pedsovet.su

    Кто виноват и что делать, если ребенок не хочет учиться?

    Двоечники и не желающие учиться дети были во все времена и во всех поколениях. Ну, не каждому дано быть вундеркиндом с IQ = 210 (как кореец Ким Унг Йонг), или отличником, как А. Грибоедов, Д. Менделеев, М. Ломоносов.

    Интересно, что среди знаменитых людей двоечников все же больше: А. Пушкин, Л. Бетховен, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Т. Эдисон… Да, у них впоследствии получилось раскрыть свои таланты и пробиться вперед. Но есть тысячи способных людей, которые так и не смогли реализовать себя, удовлетворившись посредственной ролью в жизни.

    Раскрыть талант ребенка, заинтересовать учебой — задача не из легких. Дети учатся тем успешнее, чем интереснее им учебный процесс.

    Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как пробудить в нем интерес и не отбить совсем желание ходить в школу? Ответ на этот вопрос знает кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ Светлана Месникович.

    Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

    У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip — фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

    Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов. На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

    Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

    Почему современные дети не хотят учиться, и что делать взрослым, чтобы заинтересовать их?

    Согласно мнению психологов, основная причина, почему первоклассник не хочет идти в школу, — низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Этот термин включает в себя:

  • мотивационную готовность (желание учиться, приобретать знания),
  • интеллектуальную готовность (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления),
  • коммуникативную готовность (умение общаться с детьми и учителем не так, как в детском саду),
  • эмоционально-волевую готовность (способность к произвольному поведению на уроке, способность эффективно работать в течение всего урока).
  • Рекомендации: определить в сотрудничестве со школьным психологом, какой вид готовности необходимо развивать (иногда сразу несколько). Подобрать специальные упражнения для развития, которые не перегружают, а облегчают учебу. Отнеситесь серьезно к выполнению этих упражнений, ведь нерешенная проблема с годами может расти как снежный ком.

    Возможные причины низкой мотивации и что с этим делать:

    Не сформированы приемы учебной деятельности: «не знаю, как учиться»

    Первоклашку нужно обучать специальным навыкам и приемам. Помогите ему (ей) научиться составлять план, выделять главную мысль, работать по образцу, вначале вникать в правило, а потом выполнять задание, четко слушать инструкцию и т.д. Не заставляйте зубрить: лучше покажите, как при заучивании применять ассоциации.

    Недостаточно развиты психические процессы ребенка (в первую очередь мышление).

    Мышление состоит из различных процессов, причем многие из них происходят неосознанно.

    Поэтому некоторым мыслительным операциям необходимо обучать, доводя до осмысления, чтобы ученик мог не только заучивать материал, но и применять его на практике.

  • Упражнение-игра «Что общего?» (на развитие мышления). Предложите ребенку назвать, что общего у тех или иных предметов. Например: Что общего у стола и шкафа? (Ответ: они деревянные, у них есть ножки, они твердые и т.д.).Что общего у лягушки и воробья? (Ответ: они живые, они питаются насекомыми, они живут на улице, они маленькие и т.д.).
  • Упражнение-игра «Назови одним словом»: дуб и берёза (ответ: деревья), воробей и ворона (ответ: птицы), тумбочка и шкаф (ответ: мебель), помидор и картофель (ответ: овощи).
  • Для развития навыков классификации и сериации (прим.: сериация – это способность располагать предметы по возрастанию или убыванию в соответствии с заданным признаком) – упражнение-игра «Третий подходящий». На первой карточке два рисунка, имеющие общий признак, и на второй два рисунка. Нужно определить общий признак на первой карточке и подобрать по этому же признаку третьего подходящего со второй карточки. Пример: на первой карточке изображены мальчик и рыбка. На второй — удочка и собачка. Что подберем? Опыт моей работы показывает, что дети часто выбирают правильный ответ «собачка», а родители — неправильный ответ «удочка» («мальчик на рыбалку идет»…). Нужно было найти общий признак между рыбкой и мальчиком (это одушевленные предметы). Собачка тоже одушевленная, а удочка нет, значит, правильный ответ — собачка.
  • Упражнение на развитие внимания: методика «Корректурная проба» (или ее аналоги). Распечатайте небольшой текст из детской книжки и попросите ребенка зачеркнуть, к примеру, букву «к» и подчеркнуть «р». Сначала без учета времени, потом – на время.
  • Ребенок не умеет адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности для познавательной деятельности.

    Так, в процессе обучения крайне важно учитывать темперамент школьника.

    Холерики наиболее работоспособны в начале и в конце урока. А флегматики, наоборот, в середине.

    Флегматику нельзя задавать неожиданные вопросы. Ему необходимо дать время собраться с мыслями. А холерик выполняет задания сразу.

    Родителям необходимо принять индивидуальные особенности ребенка. Поговорить с ним о его темпераменте, чтобы избежать развития комплексов и научить его работать в соответствии с особенностями характера (темперамент не корректируется). Поговорите об этом и с учителем.

    Прислушайтесь к интересам ребенка. Обсудите его страхи, сомнения, радостные моменты в школе. Задания должны быть посильными. Обращайте в первую очередь внимание на то, что сделано хорошо, а не на ошибки. Поощряйте успешные действия и решения!

    Создание ситуации успеха — лучший способ повысить мотивацию!

    Как повысить коммуникативные способности первоклассника, если он не хочет учиться?

    Попробуйте упражнения на развитие навыков общения. Например, игру «Волшебный ящик».

    Взрослый — детям: «Перед вами невидимый волшебный ящик. (Нужно поставить перед детьми воображаемый «ящик», «открыть» и «закрыть» крышку). В этом волшебном ящике есть все, что только можно представить».

    Один ребенок должен подойти к «ящику» и молча «вытащить» из него какую-то вещь. Затем нужно, не говоря ни слова (только движениями, жестами и мимикой), объяснить, какой предмет он вытащил, что с этим можно делать или как с ним играть.

    Кто первый догадается, о каком предмете шла речь, может сам стать ведущим.

    Еще пример на развитие способности понимать состояние других. Покажите ребенку картинки с изображением эмоций на лицах людей и у животных. Спросите: «Как ты думаешь, что он (она) сейчас чувствует?».

    Коммуникативная компетентность закладывается в семье. Родителям важно обратить внимание на себя: как вы общаетесь в семье друг с другом и с детьми? Как общаетесь с родственниками и соседями? Видит ли ребенок сотрудничество в общении родителей или родственников?

    Есть ли у ребенка собственное личное пространство? С кем у него доверительные отношения? О чем он мечтает? С кем хотел бы подружиться? Какие у него любимые герои сказок, фильмов и т.д., и почему они любимые?

    Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.

    Младшеклассники в силу возраста не могут долго работать над сформированным намерением, и это важно учитывать. Главный смысл обучения для них не в результате, а в самом процессе учебы.

    Причинами снижения мотивации могут быть:

  • непонимание учебного материала по отдельным предметам,
  • скука («все ясно»),
  • негативное отношение учителя к ученику или демонстрация учителем неравного отношения к детям (есть любимчики),
  • неумение учиться (неправильный режим дня, неверная организация учебы и отдыха, незнание приемов работы с учебным материалом).
  • Рекомендации: родители, найдите способ установить доверительное общение с ребенком. Только найдя причину, почему ребенок не хочет учиться, вы поймете, как ему помочь.

    Важно помнить, что между возникновением у детей нужного намерения и его исполнением не должно пройти много времени, иначе стремление может угаснуть. Перед учениками младших классов целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а небольшие, близкие и понятные.

    А если педагог негативно относится к вашему ребенку? Стоит ли сходить к учителю? Поможет это или навредит?

    Да. Стоит. Но приходить нужно не с претензией и упреком, а с желанием сотрудничества. Начните с выражения благодарности учителю за… (скажите не общие фразы, а конкретно — за творческие домашние задания, например). Вспомните индивидуальные особенности учителя, за которые его можно поблагодарить. Если же сомневаетесь, поговорите с психологом и вместе выработайте стратегию беседы с учителем.

    Что делать, если ребенку скучно на уроках:

  • Скука возникает в ситуациях монотонности. Чтобы заинтересовать ребенка учебой, можно как минимум постараться разнообразить выполнение домашних заданий. Поищите разные формы выполнения: пропеть, проговорить… Предложите пофантазировать, примерить на себя разные роли: если б ты был летчиком, как бы выполнял это задание? А если бы был учителем?
  • Скучно бывает и тогда, когда все слишком просто и понятно. В таком случае побеседуйте с учителем на предмет индивидуальных заданий. Может быть, нужно усложнить материал по некоторым темам с учетом индивидуальных особенностей ученика.
  • Скучно, когда совсем ничего не понятно. См. выше: либо ребенок не умеет учиться (значит, нужно отработать приемы выполнения заданий — план и т.д.), либо нужно развивать познавательные способности.
  • Проявляете ли вы как родители интерес к учебе ребенка?

    Только не путайте страх неуспешности ребенка и интерес к его учебе. Когда родитель боится за низкую мотивацию ребенка – это минус. Когда верит в чадо, проявляет подлинный интерес к его успехам и поддерживает в случае неудач – это плюс.

    Как вы, родители, относитесь к своей работе, показываете ли пример увлеченности делом? Что ребенок слышит в семье о работе родителей? В каком эмоциональном состоянии родители приходят домой?

    Важно предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок. При составлении режима дня обсудите с ребенком каждый пункт, учтите его личное время. Помните об индивидуальных особенностях сына (дочери), подберите оптимальную, посильную нагрузку, не перегружая его (ее), но и не оставляя слишком много времени для безделья.

    Школьники средних классов

  • чувство взрослости,
  • сепарация (отделение) от взрослых (родителей, учителей),
  • важность мнения сверстников.
  • Приемы, которые применяли раньше, не работают! Подростки ищут самоутверждения и общения, на этом и нужно строить систему мотивации.

    Нередко можно услышать от родителей, что неглупый и способный ребенок, который показывал хорошие результаты в младшей школе, в средних классах стал учиться хуже, чем мог бы.

    В одной из школ Октябрьского района Минска было проведено анкетирование шестиклассников. На вопрос, зачем нужно хорошо учиться, школьники ответили так (ответы даны в порядке убывания популярности):

  • чтобы получить хорошее образование,
  • чтобы получать хорошие оценки,
  • чтобы получить аттестат,
  • чтобы иметь в будущем хорошую работу,
  • чтобы поступить в вуз (колледж) и приобрести желаемую профессию,
  • чтобы узнавать новое, неизвестное,
  • чтобы стать состоявшимся человеком,
  • чтобы вместе с друзьями получать новые знания.
  • Лишь единицы написали, что домашние задания для них интересны, или что они любят такой-то предмет, или что учитель такой-то увлекательно преподает материал.

    Результаты опроса показали, что подростки в большинстве своем осознают общественную важность учебы и четко видят отдаленную перспективу (поступление, выбор профессии).

    Причины, по которым подросток не хочет учиться (по убыванию популярности):

  • мешают увлечения помимо учебы (на школу не хватает времени),
  • стало неинтересно («Как раньше учиться не хочу, а как хочу – не знаю»),
  • не хочется рано вставать на занятия,
  • лень либо усталость,
  • сложно усваивать учебный материал,
  • взрослые слишком давят, заставляя учиться,
  • низкие отметки отбивают охоту что-либо делать,
  • домашние задания воспринимаются как рутина («Зачем писать в тетради, если разумнее было бы набрать на компьютере?»).

Рекомендации родителям, чьи дети слишком много времени тратят на внешкольные интересы («некогда учиться»):

  • вместе формулируйте цели (и учите распределять внимание между несколькими целями),
  • учите расставлять приоритеты, достигая цели в разумной последовательности
  • учите ребенка организовывать свое время,
  • помогайте вырабатывать силу воли.
  • Рекомендации родителям, чьи дети демонстрируют полное отсутствие интересов:

  • дайте знать подростку, что вы обеспокоены ситуацией,
  • расскажите о похожей ситуации в своей жизни и предложите помощь,
  • содействуйте его загруженности в течение дня, поручите ему ряд обязанностей (но не переусердствуйте).
  • Такие причины, как лень, усталость, нежелание рано просыпаться обусловлены психофизиологической перестройкой организма либо нерациональным распределением энергии. В пубертатном возрасте нередко происходит чередование периодов активности с усталостью, снижением работоспособности.

    Научите подростка рационально организовывать режим дня, расскажите об особенностях пубертатного периода.

    Сложность усвоения учебного материала вызвана существенными возрастными изменениями в умственном развитии школьников. Учителям крайне важно практиковать индивидуальный подход к ученикам средних классов, добиваясь усвоения материала.

    Чрезмерный контроль со стороны взрослых, предвзятость учителя, нежелание увидеть потенциал отстающего ученика, «бессмысленные» домашние задания — все это говорит о проблемах с доверием между взрослыми и подростком, неадекватности поощрений и наказаний, а также о необходимости чаще давать творческие, неординарные задания, через которые ребенок учится добывать знания и сможет выразить свою индивидуальность.

    Общие рекомендации родителям подростков:

  • показывайте ребенку свое позитивное отношение к школе, без чтения моралей и нотаций,
  • поощряйте самостоятельность и самоорганизацию, стимулируйте самоконтроль,
  • помогите ребенку увидеть себя успешной личностью,
  • не перегибайте палку в поощрениях и наказаниях,
  • научите подростка адекватно реагировать на неудачи,
  • будьте примером в стремлении учиться и развиваться.
  • Старшеклассники в первую очередь интересуются предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии, самоопределения.

  • страх перед будущим,
  • давление родителей на жизненный выбор школьника.
  • поддержать старшеклассника в его собственном выборе, даже если вы на его месте сделали бы по-другому.
  • Вы однозначно навредите своему ребенку, если будете:

    1. Заставлять учиться угрозами, запугиванием, внушением чувства вины,
    2. Высмеивать его, сравнивать с другими детьми,
    3. Требовать от него совершенства и безупречности.
    4. Никогда не опускайте руки!

      Всегда верьте в своего ребенка. Даже если он не родился вундеркиндом, в ваших силах помочь ему реализовать его потенциал.

      Вспоминайте мать Томаса Эдисона: когда ее глуховатого гиперактивного сына отчислили из школы за хроническую неуспеваемость, она помогла ему увидеть себя самодостаточным человеком, отказавшись принять клеймо умственно отсталого. Ее многолетние усилия и вера в собственного ребенка, любовь и принятие его таким, как есть, принесли удивительные плоды.

      Тот, на ком в детстве общество поставило крест, впоследствии получил 1093 патента на свои изобретения в США и еще около трех тысяч патентов других стран мира; стал обладателем высшей американской награды — Золотой медали Конгресса. Томас Эдисон вошел в число самых уважаемых ученых умов мира, принеся человечеству изобретения, которыми пользуются во всех концах планеты.

      Кем станет ваш ребенок? Помогите ему поверить в свои силы!

      24health.by

      Ребёнок не хочет учиться — что делать?

      Что делать если ребёнок не хочет учиться?

      Неудивительно, что одни дети жаждут новых знаний и стремятся быть лучшими в учёбе, в то время как другим это абсолютно не нужно и кажется бесполезной тратой времени. Конечно, на сегодняшний день, всем известно, что разница в подходе к обучению не говорит о том, что ребёнок будет успешен или не успешен, в то же время базовыми знаниями необходимо обладать, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе других людей и развивать в себе коммуникабельность. Итак учиться в школе, садике или уже колледже — важно. Что делать если ребёнок не хочет учиться и как ему помочь? И как мотивировать ребенка учиться? Рассмотрим в данной статье.

      Почему дети не хотят учиться? Что делать и чего делать НЕ нужно.

      Как всегда последовательное решение проблемы будет иметь самый большой успех. Последовательность заключается в том, что нужно сначала предупредить проблемы с учёбой, потом добиться осознания у ребёнка и наконец устранить.

      Первый этап: предупреждение

    5. Если ребёнок не хочет учиться читать и вообще не хочет ничему учиться, то начинать лучше с предупреждения “болезни”, пока она не вросла глубоко в подсознание. Как родители могут предупредить нежелание учиться у ребёнка? Позаботьтесь об этом в самом раннем возрасте, когда ребёнок только-только начинает познавать мир вокруг себя. Запомните, что главное, это не научить ребёнка как можно большему количеству навыков(считать, читать, писать), а именно привить ребёнку любознательность, стремление к новым познаниям и коммуникабельность, чтобы эти знания получать от людей.
    6. Важно привить ребёнку, что процесс познания нового — творческий процесс. Таким образом очень важно не наломать дров, “впихивая” в ребёнка как можно больше информации, требуя от ребёнка как можно большего количество узнаваемых букв, умения складывать и вычитать трёхзначные числа и так далее. Если вы будете таким заниматься — точно добьётесь у ребёнка отвращение к познанию чего-то нового. В погоне за результатом, родители идут на крайние меры, в пылу эмоций, даже оскорбляя ребёнка.
    7. Ни в коем случае не ставьте в пример других детей. Фразами, типа: “вон Машенька, одноклассница твоя, умница-отличница, а ты бестолочь не можешь два плюс два сложить!” вы опять-таки вызовете отвращение у ребёнка к школе или другому учебному заведению.
    8. Ещё раз: не забивайте голову ребёнка, не ругайте при обучении, не кричите и не наказывайте. Так вы сформируете ассоциации у ребёнка: “учёба — это что-то неприятное и тревожное”. С другой стороны заинтересуйте ребёнка, вызовите азарт, поощряйте и хвалите за результаты. Преподнесите процесс обучения как игру и развлечение.
    9. Второй этап: Осознание проблемы.

      Бывает по-разному, что проблема вылазит в разном возрасте, как результат раннего развития. Неважно ребёнок первоклассник не хочет учиться, или уже подросток не хочет учиться, признайте что ответственность за данную проблему лежит и на ваших плечах. Как бы там ни было, скорее всего, что вы что-то проглядели на этапе предупреждения проблемы. Давайте, рассмотрим причины отсутствия желания учиться у детей и признаем их, так мы будем знать врага в лицо.

    10. Самая первая причина: отсутствие вектора движения и цели у ребёнка. Очень часто ребёнок не понимает зачем вообще учиться? Богатство? — Нет! Ведь сегодня в мире куча миллионеров, которые недостаточно образованные.
    11. Тут вспоминается анекдот, когда мальчик-иммигрант, еврейской национальности, приехал в США и в поисках работы, пошёл в синагогу, хотел наняться в мелкие служители, помогать церкви. Первое о чём его спросили, умеет ли он читать? На что он ответил что он не умеет ни читать ни писать. Тогда ему ответили, что для него путь в служки закрыт. Огорчённый он побрёл на рынок и за последние деньги купил апельсин, отжал его в стакан и продал. Заработав чуть-больше на продаже сока в стакане, он купил два апельсина и сделал тоже самое. Постепенно шаг за шагом он покупал всё больше и больше апельсинов и стал миллионером с крупными производствами сока. Однажды к этому мальчику, который уже вырос, пришёл репортёр крупнейшей газеты и спросил в чём секрет вашего успеха? Ваше образование? Тогда миллионер ответил, что он не умеет писать и читать. “Как же так! А представьте, где бы Вы были, если бы имели образование?!” Миллионер ответил: “В синагоге, помогал бы служителям”.

      Этот рассказ к тому, что очень важно сейчас объяснить ребёнку важность обучения, ведь понятия с высоты взрослого взгляда будут абстрактными для школьника или подростка. Потому задача родителей, наша задача, привить интерес к учёбе. Привить ребёнку радость новых знаний, а не мотивировать интерес к ненавистной учёбе только обещаниями покупки нового гаджета или игрушки.

    12. Следующая причина — нежелание прикладывать усилия, нежелание трудится. Если ребёнок не хочет учиться, то причина может скрываться в банальной лени. Лень мучает человека, только когда он занимается чем-то скучным и не интересным. Потому мы снова возвращаемся к тому же: прививайте интерес к учёбе у ребёнка уже сегодня, превратите учёбу в увлекательное занятие. Не давите, не кричите и не заставляйте. Просто подумайте, как можно игры детства воплотить на поприще более серьёзного обучения.
    13. Также причиной могут проблемы в коммуникации. Проблема в общении со сверстниками или с учителями, может быть весомым фактором почему ребёнок не хочет учиться. Обратитесь к высококвалифицированному психологу, пообщайтесь с учителем, с которым возникла проблема. Разберитесь в чём проблема. В случае неудачи, дабы не травмировать психику ребёнка, можно даже сменить школу. Новая школа — новые знакомства — новый старт.
      • Усталость у ребёнка, болезни. Болезнь может быть и психологическая, вызванная каким-то эмоциональным потрясением. Состояние депресси и стресса у ребёнка, также может быть причиной нежелания учиться. Будьте мягче и аккуратнее с ребёнком. Проявите терпение к ребёнку, найдите хорошего психолога и вместе найдите первопричину у ребёнка. Так будет проще устранить подавленное состояние.
      • Если говорить об усталости, то тут есть различия. Например, усталость может быть физической — в таком случае освободите ребёнка ненадолго от дополнительных занятий в секции или музыкальной школе. Если речь идёт об умственной усталости, то тут всё с точностью наоборот, чтобы повысить концентрацию и внимание у ребёнка, стоит наоборот заняться спортом или сходить в бассейн. Если усталость эмоциональная, когда ребёнок настолько возбуждён, что не высыпается ночью, а потом спит на уроках, то проведите с ребёнком успокаивающую терапию: поскладывайте оригами, поклейте вместе макет из бумаги или поскладывайте пазлы. Хорошо успокаивает нервы!
      • Заниженная самооценка также может быть причиной, когда ребёнок не хочет учиться. Тут опять-таки виноваты либо родители, либо преподаватели, которые постоянно угнетают ребёнка сравнениями с другими детьми и унижениями с подчёркиванием недостатков. Либо понижение самооценки может быть связано с тем, что у ребёнка безответная любовь. Тогда вырабатывается простая логика: зачем вообще напрягаться и что-то учить, если всё равно ничего не получиться как всегда?! Больше хвалите ребёнка за доведённые до конца дела и поощряйте.
      • Ребёнок не хочет учиться, как метод воздействия и манипуляции родителями. Когда вы поощряли ребёнка подарками за выполненные дела, то выработали у ребёнка взаимосвязь. Теперь он будет требовать от Вас подарков, или же я не буду учиться. Про эту проблему и методы её решения, вы можете почитать на нашей страничке: “Что делать если дети манипулируют взрослыми?”
      • Также нежелание учиться у подростков может быть связано с тем, что ребёнок просто не знает что делать если переходишь в новую школу . И как протест, он может наотрез отказаться готовить уроки.
      • Этап третий: Устранение

        Вот мы и разобрали подробно причины, почему ребёнок не хочет учиться и методы их решения. Начните действовать уже сейчас: поговорите с сыном или дочерью по душам и объясните, что это Вы были не правы и готовы решать проблему, готовы помочь ребёнку справиться. Извинитесь и постарайтесь помочь, у Вас обязательно получиться!

        all-mama.com

        Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться?

        Термин «школа» не новый, он уходит своими корнями к античным мыслителям. Первые древнегреческие школы представляли собой беседы на природе между учеными и молодежью. Занятия не имели строго расписания, проводились на природе в тени деревьев, близ храмов. На таких занятиях мудрецы делились своими открытиями и наблюдениями, молодые люди задавали вопросы, которые их заинтересовали. Симбиоз умудренных ученых и молодежи давал свои плоды. После встреч у ученых появлялись новые идеи для открытий, а молодые люди получали знания.

        Нежелание учиться связано с многими причинами

        Современная школа превратилась для детей в тяжкую ношу. Непосильные задания, жесткие временные рамки, строгость и покорность. Не все свободолюбивые натуры могут это пережить. Не всегда учиться не хотят не способные дети. Но для родителей любого ребенка, который не имеет тяги к получению знаний, долгие годы превращаются в каторгу. С вопросом: «Что делать если ребенок не хочет учиться?», они обращаются к разным специалистам.

        Основные проблемы школьного образования

      • Отсутствие индивидуального подхода к ученику.
      • Огромный объем материала, предметов, дисциплин.
      • Развитие у ребенка чувства покорности и безропотности, воспитание обывателей.
      • Принятие одного «единственно правильного» мнения, отсутствие времени для рассуждения и анализа.
      • Навязывание ярлыков и стереотипов.
      • Единый перечень предметов и часов по ним.
      • Преподаватели – одни и те же люди, если с ними не заладились отношения с самого начала, то ребенок начинает ненавидеть предмет.
      • Отказ учиться может сопровождаться агрессией

        Каждая конкретная ситуация индивидуальна, для рассмотрения причин нужна консультация со специалистом, позитивный настрой ребенка и родителей. К сожалению, перестроить школьную систему не под силу изменить одному ученику, а получение аттестата является очень желательным. В сложившихся обстоятельствах нужно попробовать подстроиться под школьные правила и изменить то, что под силу.

        В ходе доверительной беседы постарайтесь выяснить, какие причины отталкивают вашего ребенка от посещения занятий, нет ли действительно негативных сторон посещения.

        Доверительная беседа поможет выявить причины

        Среди наиболее частых причин нежелания учиться:

      • Конфликтная ситуация и личная неприязнь к одному или нескольким педагогам учебного заведения.
      • Негативный настрой одноклассников, травля, ссоры. Проблема может решиться. Если перевести ребенок перейдет в другую школу.
      • Скучная и однообразная манера преподавания предмета или всего учебного процесса в учебном заведении.
      • Разлад в изучении конкретного предмета – отсутствие интереса, однообразие, сложность, большие пропуски, насыщенность материала, форма опроса. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что получение аттестата очень важно для дальнейшей жизни, нелюбимый предмет – это всего лишь небольшое препятствие на пути к глобальной мечты. За все усилия и старания ребенок получит щедрое вознаграждение. Именно в такие момент формируется воля и железный стержень человека.
      • Режим посещения занятий, удаленность учебного заведения. Возможно, ребенку приходится рано вставать или далеко ездить, чтобы посещать занятия. Все вопросы решаемы, постарайтесь поискать учебное заведение поближе к дому, привозите ребенка на машине, чтобы он не добирался на общественном транспорте.

      Нежелание идти в школу может наблюдаться уже с первого класса

      Здравые мысли и положительный опыт ближайшего окружения говорят нам о том, что обучение в современной школе – задача выполнимая. Всегда есть средств для решения конкретных проблем. Важно не терять доверительных отношений и вести диалог. Первые шаги должны быть направлены на решения конкретных проблем, а затем эффект усилит положительная мотивация.

      Как помочь ребенку? Доверительная беседа

      Важно начать с ребенком откровенный разговор без обид и обвинений, в ходе которого необходимо выяснить основные причины нелюбви к школе. Важно спросить ребенка, почему желание учиться пропало или не появлялось, что можно сделать для разрешения ситуации. Вы и ребенок должны общаться на равных, такие диалоги помогут вам лучше узнать дитя.

      Психологическим давлением исправить ситуацию невозможно

      Необходимо объяснить, что сложившаяся ситуация является разрешимой, а ее решение принесет положительные моменты всем сторонам.

      Какие действия необходимо предпринять при выяснении причин непосещения занятий:

    14. Проблемы в общении с одноклассниками. В школе ребенок проходит не только обучение, но и общается и заводит дружеские отношения с одноклассниками. Если он лишен этой позитивной стороны нахождения в детском коллективе – начинаются трудности. Если ребенка обижают, угрожают, вымогают деньги, то здесь необходим комплексный подход с участием администрации школы, педагогами, родителями зачинщиков травли.

    Конфликты со сверстниками приводят к нежеланию идти в школу

    Ребенок устает из-за нагрузок

    Влюбленность в старших классах также отвлекает от учебы

    Часто детям не интересно учится

    Наказание не поможет

    Выполняйте следующие рекомендации при решении проблем:

  • не обвиняйте ребенка, приводите факты, не переходите на личность, выражайте в разговоре свои чувства расстройства и обиды;
  • идите на компромиссы, учитывайте интересы ребенка, это привлечет его к решению проблемы;
  • не сравнивайте ребенка с прилежными учениками;
  • не выполняйте все домашнее задание за ребенка;
  • постарайтесь организовать ненавязчивый контроль, пристальное внимание будет нервировать ребенка, воспитывайте в школьнике самостоятельность, при исчезновении контроля проблемы могут начаться на учебе в институте или на работе, кто тогда будет контролировать великовозрастное дитя.

    Поощрением можно изменить ситуацию

    Поощряйте любой интерес к предметам, хвалите за достижения. Это самая эффективная положительная мотивация. Похвала придаст сил ребенку, повысит самооценку.

    detki.guru

    Что делать, если ребенок не хочет учиться

    Автор: Наталия Свиридова, педагог

    Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия у ребенка интереса к учебе, и все пытаются решить ее разными способами. Одни берут в руки ремень, другие воздействуют словом, третьи идут на прием к психологу. Часто проблема так и остается нерешенной. Естественно, у родителей опускаются руки, и вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться, уже не дает спокойно жить.

    Современные дети совсем не похожи на детей предыдущих поколений. Сами по себе они психически устроены сложнее, чем их предшественники. Они родились в век мобильных телефонов, клипов, рекламы, социальных сетей, доступности любой информации. Родители и учителя с трудом их понимают. Отсюда возникают конфликты, трудности во взаимоотношениях и с учебой в школе.

    Почему дети не хотят учиться в школе

    Невозможно дать универсальный ответ на этот вопрос, потому что даже человеку несведущему в психологии ясно, что все дети разные, и причины для отказа от учебы у них тоже будут разными. Это могут быть и трудности в освоении программы, и плохие отношения с одноклассниками, и проблемы с учителями, и многое, многое другое. Понять истинную причину, почему ребенок не хочет учиться, можно только глубоко понимая всю ситуацию в школе, в семье, а также, глубоко понимая психические особенности самого ученика.

    Попробуем разобраться с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Самые прилежные ученики

    Есть дети с детства не очень шустрые, немного медлительные, такие основательные и спокойные. Это дети с анальным вектором. Они в сущности своей очень послушные и хотят порадовать маму и учительницу хорошей отметкой. Природа наделяет этого малыша такими свойствами, как хорошая память, вдумчивость, неторопливость, внимание к деталям, к качеству работы; способностью к анализу и синтезу, — одним словом, у них есть все, чтобы хорошо учиться. Поэтому при правильном развитии такие дети становятся отличниками, медалистами, победителями олимпиад.

    Но если развитие ребенка идет наперекор его свойствам, то из потенциального отличника он может превратиться в неуча, который не будет иметь интереса к учебе. Это может случиться, если малыша с анальным вектором подгонять, дергать, прерывать начатое им дело, не хвалить за достигнутые успехи, а насмехаться над ним, пытаться развить свойства, которыми он не обладает. В таком случае к концу начальной школы, а бывает и раньше, теряется интерес, и ребенок не хочет учиться в школе, становится упрямым и агрессивным.

    Основные подбадривающие слова для ребенка с анальным вектором должны быть: «Не торопись, подумай… Молодец!»

    Самые быстрые ученики

    Ребенок с кожным вектором — это полная противоположность анальному. Он обладает быстрой, но короткой памятью, логическим мышлением, психической гибкостью, быстротой реакций, умением переключаться, непоседливостью, желанием к соревнованию. Почему такой ребенок не хочет учиться в школе? Потому что таким детям трудно заниматься долго чем-то одним, они могут делать несколько дел сразу, не очень обращая внимание на качество. Принуждение такого малыша к кропотливой однообразной работе, сравнение его с другими не в его пользу вызывает в нем раздражение и злость, закладывает неуверенность в собственных силах и сформирует негативный жизненный сценарий.

    Без учета природных способностей такого ребенка его интерес к учебе будет потерян уже на этапе начальной школы. Его важно и нужно контролировать, с детства приучать к дисциплине, поощрять его успехи чем-то полезным и существенным для него. А в процесс учебы ввести элементы игры, чтобы им двигала природная соревновательность. Многие дети не хотят учиться в школе именно потому, что им не хватает там духа соревновательности или игровых моментов.

    Приучая к учебе, ни в коем случае не надо ребенка бить! Для ребенка с кожным вектором это прямой способ остановки развития его психики.

    Нетрудно понять, что одновременное присутствие кожного и анального векторов усложняет задачу. Родителям и учителям нужно иметь глубокое понимание всех свойств, чтобы воздействие на них было правильным и адекватным.

    Самые непослушные ученики

    Дети с уретральным вектором — очень независимые, смелые, бесшабашные, природные вожаки, нарушающие все правила и не желающие подчиняться законам. Их немного — не в каждом классе есть, а иногда попадаются и два человека на класс. Почему такой ребенок не хочет учиться?

    У него выборочный интерес, он будет учить только то, что ему интересно. Авторитетов для него не существует. Надо понимать, что внутреннее бессознательное ощущение себя вождем диктует соответствующее поведение такому ребенку и требует соответствующего обращения. Главное, не давить, не ограничивать, восхищаться успехами, не указывать на промахи и обязательно давать понять, что к его мнению прислушиваются, что у него ищут поддержку и опору.

    Если давить на ребенка с уретральным вектором, принижать его, то есть не принимать во внимание его психические особенности, то это чревато плохими последствиями. Такие дети бегут из дома, становятся вожаками уличных компаний. Даже если такой ребенок не хочет учиться на «отлично», надо сделать его ответственным за учебу и поведение других детей — и сам он подтянется, и другим двойки получать не позволит.

    Ребенок со странностями

    Если у ребенка есть звуковой вектор, то малыш может показаться немного странным. Он не любит шумные детские компании, старается держаться в стороне и вообще может не любить школу, потому что там шумно и все орут. Ребенок не хочет учиться и на уроках может откровенно «тупить». И не потому, что он глупый, а потому, что занятия в школе ему кажутся совершенно бессмысленными и тупыми.

    Современный звуковичок любит компьютер, модные гаджеты и разбирается в них получше многих взрослых. А вот крик учительницы или, хуже всего — мамы вводит его в ступор и выжигает нейронные связи в его потенциально гениальном мозгу. И как уже учиться, когда голова трещит и смысла в учебе нет?

    Векторов всего восемь — восемь типов врожденных свойств. В одном человеке может сочетаться несколько векторов. Вектора ребенка могут отличаться от векторального набора его родителей, поэтому без знания системно-векторной психологии очень трудно разобраться, что делать, если ребенок не хочет учиться.

    Если развивать ребенка согласно его природным свойствам и способностям, уметь разговаривать на его языке, понимать его внутренние бессознательные желания, то большинство проблем в воспитании и обучении отпадет само собой.

    Прочитайте отзывы мам, которые прошли тренинг:

    «. И с учебой наладилось, идём на результаты четыре в четверти по русскому языку, остальные предметы на пять. Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто — системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало.

    Как вырастить гения? Да просто здорового телом и психикой человека, счастливого человека. Пройти тренинг по системно-векторной психологии. Спасибо, Юрий Бурлан, спасибо всей команде за спасение наших детей»

    «. А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени и курс которых был назначен на октябрь.

    Сегодня, когда я пишу этот отзыв. до конца учебного полугодия осталось три дня, и мой сын заканчивает его отличником! Учится на индивидуальном обучении, т.е. ходит в школу к педагогам вне класса, но это девять полноценных предметов, включая два иностранных языка. А еще взял в школьной библиотеке учебник физики, хотя этого предмета в 5 классе еще нет — читает, говорит, интересно.

    Моя благодарность Юрию бесконечна!»

    Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана здесь и узнайте, почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь, не травмируя его психику, а раскрывая его скрытые возможности.

    По данной теме можно также почитать статьи:

    Автор: Наталия Свиридова, педагог

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

    21 Дек, 2016 Комментариев: 0 Просмотров: 1403

    svp.expert

    Что делать, если дети не хотят учиться в школе? Советы мамы четырех детей

    Мама четырех детей и успешный профессионал Наталья Емченко расскажет о собственном опыте самостоятельного обучения дома.

    Старшие дети Натальи передумали идти в школу, и решили учиться дома.

    «Так получилось, что однажды первую половину учебного года дети были не в Украине, и в январе стал вопрос, возвращаться им в школу, или нет. Они сходили в школу, вернулись и сказали, что, если было бы возможно, они бы не возвращались. Их основной мотив заключался в том, что им было жалко детей, учителей и своего времени. Ощущение было такое, что всем неинтересно, и что все участники процесса несчастны», — рассказывает Наталья Емченко.

    Наталья Емченко отмечает, что в Украине возможно на законодательном уровне обучение на дому, есть официальные школы-интернаты.

    «Мы учимся в одной из таких школ, у нас есть педагоги, понятный график, понятный объем программы, которая абсолютно соответствует программе за девятый класс. Этот процесс не подразумевает большого контакта детей и преподавателей. Выглядит это следующим образом: ребенок сам запрашивает контрольную, когда он чувствует, что он готов. Он в течении какого-то времени должен эту контрольную вернуть, и назначить собеседование по скайпу с педагогом по этой контрольной», — поясняет Наталья Емченко.

    Также Наталья объясняет, как ученикам старших классов удается самостоятельно разобраться в предметах

    «У нас по самым сложным предметам есть репетиторы: это преподаватель, который занимается с ними языками, и преподаватель, который занимается математикой, физикой и химией. Это был их запрос. Мы договорились, что они просят помощи там, где они чувствуют, что им нужна помощь.

    Кроме того, сейчас в сети гигантское количество видеолекций. Причем, чем шире и универсальней тема, тем больше материала, особенно, если ребенок владеет английским. Возьмем Всемирную историю. В этом году мы проходили Французскую Революцию. Такого качества огромный объем материалов, что можно от счастья сойти с ума.

    Мы также слушаем аудиокниги. В этом году мы много путешествовали, и в машине мы ставили блок по Наполеону. Это просто фантастика. Это сделано на таком высочайшем художественном уровне, что это абсолютное счастье, которое можно переживать снова и снова. Это не просто учебный процесс, ни с каким учебником это не сравниться», — делиться своим опытом Наталья Емченко.

    Повну версію розмови слухайте у доданому звуковому файлі.

    hromadskeradio.org

    Ребенок не хочет учиться: что делать?

    Начало учебного года – обычно волнительная и радостная пора. Первоклассники наконец-то узнают, каково это, сидеть за партой, а школьники постарше встречаются с друзьями-одноклассниками, по которым очень соскучились за лето. Однако скоро сентябрьские восторги утихают, и учебный процесс входит в свою привычную колею. И вот тут-то родители школьников зачастую впадают в уныние: их дети не хотят учиться, причем совершенно! Достаточно взрослые, чтобы высказывать собственное мнение на «школьную» тему, они (в общем-то, справедливо) возмущаются ежедневными ранними подъемами, неинтересными предметами, излишне требовательными учителями. Вот и приходится мамам и папам заново переживать собственные школьные годы, постоянно «подпинывая» нерадивое чадо в сторону школы и уроков.

    Итак, у вас есть проблема с предельно простой формулировкой: ребенок не хочет учиться. Что делать родителям в такой ситуации, кстати, очень распространенной?

    Ребенок совсем не хочет учиться: а вы в этом уверены?

    Знаете ли вы, откуда произошел термин «школа»? Это греческое слово, первоначально звучавшее как schole (схола) и имевшее значение «досуг, свободное времяпровождение, чтение, беседа, занятие в свободные часы». Древнегреческие философы приглашали людей на такие «занятия», где делились своими знаниями и опытом. Встречи учителя и учеников происходили рядом с храмами, в прохладной тени деревьев, а беседы велись спокойно и неторопливо. Чувствуете разницу с современной школой? Существующая система образования далека от исконной настолько, что отсутствие желания учиться у ребенка – вполне нормальная реакция.

    Школа не учитывает потребности каждого конкретного ученика. Ее главная цель – вложить в головы учащихся определенное количество фактов, цифр и умений. Школе как системе, да и учителям как покорным ее исполнителям нужны послушные дети, которые не будут возражать, высказывать собственное мнение, заниматься тем, что нравится. В принципе, родители хотят примерно того же: чтобы ребенок в течение 11 лет поглощал нужную и не нужную ему информацию, выполнял то, что от него требуют и получал хорошие оценки. А дети более искренни, чем мы, и прямо выражают протест против навязываемых им в ультимативной форме знаний. Вспомните себя! Вам действительно нравились все школьные предметы и ежедневное выполнение домашнего задания? Вряд ли. Да и сама образовательная система изменилась далеко не в лучшую сторону.

    Если смотреть в корень проблемы, становится очевидно: в реальности учиться хотят ВСЕ дети. Другой вопрос – чему и как. Не спешите ругать ребенка, стыдить его и навешивать ярлыки («ты лентяй», «интересуешься только компьютерными играми», «тебе бы только болтать на уроках» и т.п.). Постарайтесь понять причины происходящего – от основной, связанной с отрицательными моментами школьного обучения в принципе, до других возможных проблем ребенка.

    Почему ребенок не хочет учиться?

    Дети не могут выбирать изучаемые дисциплины, их интересы не учитываются школой, а мотивации к учебе не придается абсолютно никакого значения. В этом и есть основная причина, почему ребенок не хочет учиться. К сожалению, изменить школьную систему образования мы не можем, а домашнее обучение – редкое явление, к тому же имеющее множество сложностей и подводных камней. Остается приспосабливаться к имеющейся образовательной модели и «встраивать» в нее своего ребенка. Помимо этого, необходимо выяснить, нет ли у вашего чада дополнительных причин негативного отношения к школе.

    Итак, почему ребенок может не хотеть учиться:

  • антипатия к одному или нескольким учителям (а возможно даже конфликт);
  • проблемы в отношениях с одноклассниками;
  • скука от учебного однообразия и усталость;
  • сложности с конкретным предметом (не понимает, не успевает, предмет неинтересен);
  • проблема утренних подъемов.
  • Обучение в современной школе – сложная, но в целом посильная задача. Роль родителей школьника состоит не в том, чтобы делать за него или даже вместе с ним домашние задания. Для начала стоит помочь ребенку справиться с побочными проблемами, которые отвлекают и усложняют учебную жизнь. А вот с мотивацией к обучению необходимо разбираться отдельно.

    Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как ему помочь?

    Естественно, что любящие мамы и папы обычно стремятся помочь собственному чаду, тем более, в таком важном деле, как учеба. Если вы решили серьезно разобраться в том, что мешает вашему школьнику учиться – отлично. Конечно, в первую очередь необходимо доверительно поговорить с ребенком, узнать, что для него в школе является самым неприятным, почему желание учиться исчезло и что, по его мнению, можно сделать для изменения ситуации. Надеемся, что вы не считаете своего ребенка злостным разгильдяем, стремящимся делать всё вам назло. Поговорите с ним как с взрослым человеком, наверняка эта беседа поможет вам лучше понять друг друга.

    Что делать родителям при выяснении следующих причин нежелания учиться:

    1) Имеются проблемы в отношениях ребенка с одноклассниками

    Общение с одноклассниками – важная часть жизни школьника. И если отношения не складываются (ребенка обижают или он не может ни с кем по-настоящему подружиться), это накладывает отпечаток и на учебный процесс. Вспомните, как вам, взрослому человеку, бывает сложно сосредоточиться на работе, когда голова забита личными или домашними проблемами. Не ругайте ребенка, что он «страдает из-за ерунды». Старайтесь строить с ним доверительные и искренние отношения. Зная, что в семье его всегда поддержат, школьник ведет себя намного увереннее и постепенно самостоятельно справляется с проблемными ситуациями. В крайних случаях может потребоваться вмешательство родителей.

    2) «Камень преткновения» – в конкретном предмете или учителе

    Часто проблема с изучением какого-либо предмета связана с ведущим его учителем. Креативный, доброжелательный педагог обычно вызывает интерес как к собственной персоне, так и к преподаваемой им дисциплине. А предметы учителя, который сам по себе не нравится, будут неинтересными и нелюбимыми. Если ваш ребенок проявляет явно негативное отношение к одному из учебных предметов, выглядит подавленным, если предстоит этот урок, нужно разобраться, в чем именно проблема и обязательно ее решить.

    Плохие отношения с кем-то из учителей – далеко не редкость. Бывает, что ребенок действительно плохо справляется с предметом, но настаивает, что учитель придирается к нему. Возможна и другая ситуация: ваш сын или дочка попали в разряд «нелюбимых» учеников. Да, педагоги – обычные люди, бывающие порой несправедливы. Поменять учителя обычно представляется не слишком реальным, поэтому придется что-то делать. Выслушайте жалобы ребенка и постарайтесь быть объективны. Не соглашайтесь, что «историчка дура», потому что поставила двойку. Так вы просто-напросто даете ребенку понять, что о другом человеке можно говорить грубо. Помогите школьнику с проблемным предметом, а если ситуация не улучшится, вам придется поговорить с самим учителем или с классным руководителем.

    Проблема ранних подъемов знакома многим родителям. Расталкивая нерадивое чадо в школу, они впадают в настоящее отчаяние. Звон будильника, мамины уговоры, яркий свет и даже крики совершенно не действуют. И не будут действовать! Ваш ребенок утром хочет поспать, и к неприятным ощущениям пробуждения через силу добавляется негатив от утренних скандалов. Поговорите с вашим школьником серьезно, но не рано утром, когда все нервничают и спешат.

    Ваш разговор с ребенком может выглядеть примерно так:

    — Тебе совсем не хочется вставать по утрам в школу, да?

    — Ну да, трудно рано просыпаться, да еще и опять эти уроки! Надоело это всё!

    — Конечно, нелегко, я понимаю… А если бы ты учился во вторую смену, часов с 14, было бы лучше?

    — Не знаю. Тогда ведь и уроки бы заканчивались поздно…

    — Вот видишь. Что же можно сделать, чтобы тебе стало легче вставать?

    — Наверно, надо ложиться пораньше…

    Как видите, в таком диалоге вы не ругаете ребенка, а выслушиваете его точку зрения и предлагаете ему самому определиться с решением проблемы.

    Со своей стороны напоминайте ребенку вечером, что ему пора спать. Четкое время «отбоя» принесет пользу всем членам семьи.

    4) Усталость и проблемы со здоровьем

    Учеба в школе, особенно вкупе с различными дополнительными занятиями, может вызвать у ребенка серьезный стресс, усталость и переутомление. Часто родители ошибочно принимают их за лень и апатию и ругают школьника.

    Усталость может быть физической, умственной или эмоциональной, в зависимости от темперамента ребенка и вида основной нагрузки. Дети, посещающие помимо школы спортивные секции, могут по-настоящему уставать, находясь целый день в движении. Отмените на время дополнительные занятия и понаблюдайте за ребенком.

    Много читающие, усердные школьники часто испытывают умственную перегрузку. Они становятся рассеянными, забывчивыми, плохо фокусируют внимание. Заметив подобные «симптомы», постарайтесь увеличить физическую активность и количество времени, проводимого ребенком на свежем воздухе.

    Эмоционально уставать могут особо возбудимые дети или те, у которых каждый день расписан по часам. Уроки, музыкальная школа, бассейн, кружок… Незрелая психика ребенка просто не справляется с такой нагрузкой. Увеличьте часы спокойного отдыха, больше гуляйте вместе. Минимизируйте телевизор и компьютер в жизни школьника.

    5) Ребенок говорит, что учиться ему «скучно», «надоело», « лень»

    Хорошо уже то, что ребенок честен с вами. А скука и лень – это нормальная реакция человека на ежедневное нахождение в четырех стенах, где его заставляют учиться, а после школы еще и делать уроки. Ведь у школьника абсолютно нет права выбора, учиться или нет. Взрослые теоретически всегда могут уволиться и поменять работу, а дети? Они просто обязаны быть послушными… Да, у родителей есть свои проблемы, но все-таки прислушайтесь к мнению собственного ребенка и постарайтесь ему помочь.

    Основная проблема современных школьников – отсутствие мотивации и интереса к учебе. К сожалению, часто бывает, что уже ребенок-первоклассник не хочет учиться. Родители воодушевленно рассказывали ему о школе, и он очень ждал учебного года. А после нескольких месяцев или даже недель понял, что учеба совсем не такая, как он себе представлял. Что уж говорить про подростков – им действительно «надоедает» учиться. Стимулы в школе обычно отрицательные: «плохо напишешь контрольную – получишь тройку за четверть», «будешь учиться на двойки – вместо аттестата получишь справку» и т.п. Взрослых людей, работающих и получающих зарплату, обычно мотивируют морально или материально. Со школьниками всё, к сожалению, иначе.

    Что же делать родителям? По максимуму своими силами вызывать интерес к учебе. Ругать школу, образование и учителей бесполезно. Однако со своей стороны вы можете многое, и это многое не равнозначно выполнению домашнего задания вместе с ребенком или вообще вместо него.

    Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться?

    Некоторые родители жалуются: «Ребенок не хочет ничему учиться!». Уверяем вас – это совершенно не так. Конечно, многое зависит от возраста ребенка, но полное безразличие к новому и учебе в хорошем смысле это слова даже у подростков встречается крайне редко. Скорее всего, отсутствие познавательного интереса у вашего школьника связано с его непониманием, что процесс узнавания может быть очень увлекательным.

    На самом деле, задумываться о будущем, в том числе и об учебе, необходимо с раннего возраста сына или дочери. Если вы внимательно прислушиваетесь к потребностям ребенка, даете ему возможность попробовать себя в новых начинаниях, не ограничиваете его в увлечениях, наверняка какое-то любимое дело к школьному возрасту у него уже появится. Рисование, танцы, химические опыты – неважно. Главное, чтобы занятие по-настоящему нравилось. Если ребенок уже относительно «большой», возможно, в поиске себя ему поможет психолог или тесты профессиональной ориентации.

    Наличие конкретного увлечения у ребенка станет для него стержнем, главным «вектором» в жизни. Что же делать с остальными предметами, например, с математикой, если сфера интересов вашего ребенка – пение и танцы? Объясните ребенку, что уроки – его работа, а аттестат поможет в будущем связать жизнь с любимым делом, поступив в соответствующий ВУЗ. Если какой-то предмет дается уж очень тяжело, пусть он будет просто «для аттестата», ради оценки. Однако не делайте всей целью учебы лозунг «Учиться на пятерки!». Это бессмысленно и не принесет ребенку счастья в жизни.

    Некоторые предметы, особенно нелюбимые ребенком, вы можете сделать более интересными самостоятельно. Совместный с родителями просмотр исторического фильма или покупка яркой энциклопедии поможет школьнику взглянуть на историю другими глазами. Домашние опыты по физике, химии и биологии заинтересуют не только ребенка, но и его родителей. А обучение русскому языку и литературе вообще может происходить незаметно, если книги в вашем доме – не просто пылящийся на полке предмет декора. Пример читающих родителей творит чудеса! Ребенок, любящий читать, будет прекрасно интеллектуально развиваться, даже если школа – не самое любимое его место.

    Советов психологов родителям, чьи дети не хотят учиться

    Большинство мам школьников ощущают себя так, будто учатся не их дети, а они сами. «А как иначе?» – спрашивают они. – «Если ему не напомнишь об уроках, так ничего и не сделает! Приходится стоять «над душой», делать вместе или хотя бы проверять». В некоторых семьях крики и скандалы на школьную тему – обычное дело. Хотя результат постоянных конфликтов закономерен: ребенок начинает воспринимать учебу как тяжкую повинность или повод для манипуляции родителями.

    Чтобы облегчить жизнь всей семьи, уменьшив количество споров об учебе, следуйте следующим рекомендациям психологов:

  • Не обвиняйте, а констатируйте факты. «Уже поздно, а уроки еще не сделаны».
  • Давайте ребенку право выбора при выполнении домашнего задания: «С какого предмета ты хочешь начать, с физики или истории?». Расскажите, что лучше начинать работу с более сложного задания.
  • Находите компромиссы. Не ставьте жестких временных рамок для выполнения домашнего задания. Договоритесь, что оно, к примеру, должно быть выполнено к 8 вечера, после чего вы проверите его и вместе с ребенком посмотрите интересный фильм или поиграете в настольную игру.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Непонятно, на что рассчитывают родители, говорящие: «А вот Саша учится на одни пятерки» или «Ты жалуешься, что устаешь, а Кристина и отлично учится, и танцует в школьном ансамбле, и в художественную школу ходит». Ничего, кроме злобы в адрес этих Саши и Кристины, у ребенка не возникнет. Да еще и учеба будет восприниматься как площадка для соревнования с юными дарованиями, которых ему все равно не победить.
  • Говорите о собственных чувствах. Скажите: «Меня огорчает, что ты до самого вечера смотришь телевизор, забывая об уроках» или «Я волнуюсь из-за твоего домашнего задания: завтра тебя могут вызвать к доске, а ты толком не выучил тему».
  • Не делайте уроки за ребенка и не помогайте в выполнении всех заданий. Постоянный контроль как будто сообщает школьнику: «Мы считаем тебя несамостоятельным, тебе нужна помощь, иначе у тебя ничего не получится». Позвольте ребенку проявить инициативу и осознать ответственность за свои действия.
  • Проявляйте интерес к делам ребенка, поощряйте каждый его успех, причем необязательно выраженный в хорошей оценке. Например, для некоторых детей настоящим подвигом будет выступление перед всем классом – и родителям обязательно нужно вместе с ребенком порадоваться этой маленькой победе.
  • И напоследок небольшое пожелание всем любящим родителям: верьте своему ребенку! Он совершенно не хочет обидеть вас, когда заявляет: «Не хочу учиться!». Подобные фразы – это просьба о помощи от мамы и папы. Учиться в современной школе действительно нелегко, и порой родителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ребенком этот многолетний путь. Желаем вам терпения, а вашим детям – мотивации к учебе и тяги к знаниям!

    lovingmama.ru