Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.

Инструкция к тесту

На примере шкалы «Здоровье».

«…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами.

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?

Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»

Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе). Правильно: «На верхнем полюсе находится самыйчеловек» («человек» – единственное число). Неправильно: «На верхнем полюсе находятся самыелюди» («люди» – множественное число).

На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.

С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм».

В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.

Остальные шкалы могут задаваться экспериментатором или выявляются в ходе беседы с испытуемым.

Схема анализа результатов теста

Высота самооценки (фон настроения);

чрезмерно высокая (высокий фон настроения) – актуальная самооценка находится в третьем интервале.

повышенная (повышенный фон настроения) – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

нормальная (ровный фон настроения) – актуальная самооценка находится в первом интервале.

пониженная (пониженный фон настроения) – актуальная самооценка находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.

выраженно низкая (низкий фон настрония) – актуальная самооценка находится внижнем интервале.

Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);

эмоциональная устойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов.

эмоциональная неустойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой.

Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении);

нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала.

Степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки);

чрезмерно повышенная требовательность к себе – большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.

Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам);

косвенный индикатор – расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой.

прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой».

Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);

косвенный индикатор – соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».

Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;

отсутствие интегрированности – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.

интегрированность – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам – совпадают.

Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;

испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).

Зрелость/незрелость отношения к ценностям;

незрелость – показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях.

Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;

парциальная компенсаторная потеря критичности – компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.

механизм борьбы с депрессией – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.

вытесняемая неудовлетворенность собой – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка повышена.

дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки – несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.

инфляция мечты – смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и объективной оценки своих возможностей совпадают.

неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего интервала.

Характер и содержание проблем и их компенсаций

Самооценка и защитные механизмы личности

Возможность сознательного и неосознанного искажения результата в субъективных методах, к которым относится и данная процедура, традиционно считается их слабым местом, поскольку различить исследуемое качество личности и привносимые защитными механизмами произвольные и непроизвольные его искажения, как правило, весьма сложно. Но, как показывает наш опыт, это не всегда так. Предлагаемая в методическом пособии концепция позволяет ответить на эти вопросы.

Хотя данная процедура исследования самооценки основана на прямом самоотчете испытуемого, способности сознательной рефлексии, целый ряд диагностических параметров относится к мало осознаваемым аспектам Я-концепции. Как следует из теории защитных механизмов Я-концепции, традиционно относящихся к неосознаваемым аспектам Эго, с большой долей вероятности можно полагать, что именно искажения самооценки в наименьшей степени доступны осознанию со стороны испытуемого.

Мы исходим из предположения, что в ходе обследования мы фиксируем не столько готовый, сформированный образ самооценки, сколько сам процесс его «здесь-и-сейчас» формирования. Следует также понимать, что предлагаемая испытуемому процедура самооценивания не является для него ни привычной, ни естественной. Ведь в повседневной жизни мы редко столь явно используем свою способность к самооценке. Задаваемые испытуемому в процессе диагностики вопросы для него неожиданны, а сама внутренняя работа, требующаяся для ответа на них, – непривычна. Помимо этого, следует учитывать ситуацию обследования, накладывающую свои ограничения на результат. Таким образом, диагностическая процедура отражает процесс самооценивания, а не «домашнюю заготовку» самооценки, и это делает возможным изучение самого этого процесса.

Сопоставление большого числа рисунков самооценки позволило выявить ряд характерных паттернов соотношения ее основных показателей. Эти паттерны, на наш взгляд, доступны логичной психологической интерпретации. Основой интерпретации служит феноменологическая теория К.Роджерса в той ее части, где характер «Я-концепции» прямо связывается с участвующими в ее формировании защитными механизмами личности. В настоящее время у нас нет достаточных оснований связывать выявленные паттерны самооценки с известными защитными механизмами.

Типичные сочетания признаков самооценки позволяют выявлять шесть вариантов работы защитных компенсаторных механизмов в процессе самооценивания:

компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале («парциальная компенсаторная потеря критичности»);

компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке («механизм борьбы с депрессией»);

компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке (гипотетически соответствует вытесняемой неудовлетворенности собой);

несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой («дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки»);

смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей («инфляция мечты»);

неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности.

Таким образом, в предлагаемой интерпретации результатом исследования самооценки становится не столько «измерение» высоты самооценки, сколько оценка степени и способа ее искажения со стороны защитных механизмов Эго.

Интерпретация и анализ результатов теста

Основные параметры самооценки

Любая психологическая интерпретация несет на себе оттенок гадательности. Именно по этому бихевиористы вообще отказались высказывать суждения о душе и личности.

Мы не можем наблюдать самооценку непосредственно, но только косвенно – по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке – это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам.

Основные параметры самооценки – это высота, устойчивость, реалистичность.

Иногда термин «реалистичность» заменяют термином «адекватность». «Адекватность» содержит более мощный оценочный компонент. Термин «неадекватность», хотя и может отражать точную характеристику, но иногда нежелателен, так как позволяет трактовку и в смысле психопатологии. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа:

оценка своих возможностей;

Работа с очередной шкалой начинается с отметки актуальной самооценки – это «черточка» (–). Это ответ вашего испытуемого на вопрос: «Как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?» Испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами – это невербальный ответ на ваш вопрос о его самооценке. Когда говорят о высоте самооценки, главным образом имеют в виду высоту актуальной самооценки. Хотя остальные параметры тоже располагаются по вертикали, к ним параметры высоты относятся уже в меньшей степени.

Высота актуальной самооценки

Поговорим о высоте, абстрагируясь от других параметров.

Что мы делаем для того, чтобы определить общую высоту самооценки?

Высота определяется для всей самооценки «усредненно». Когда говорится обо всей самооценке, предполагается, что это нечто более-менее однородное, хотя есть различия в высоте по разным шкалам (но это уже параметр устойчивости).

Характеризуя самооценку, мы переводим количественные характеристики в качественные. В клинических методиках, как правило, нет чисто количественных показателей. Здесь любой термин, определяемый через количество, является качественным. Например, «высокая» или «низкая» самооценка, – это не количество самооценки, а ее качество, хотя метафорически ваш испытуемый и вы сами выражаете эту самооценку высотой шкал.

Другая особенность клинических методик – специфическое понимание «нормы». «Норма» определяется здесь не относительно какого-то внешнего критерия (статистическая или социальная норма), как в психометрических тестах. В клинических методиках исходят из того, что человек, его личность – это некое закономерное и относительно гармоничное целое. В методике Дембо-Рубинштейннорму и отклонения от нее мы будем определять относительно некой эмпирически обоснованной модели (из этой модели исходили такие корифеи отечественной клинической психологии, как С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, М.3.Дукаревич).

Эта модель определяет, как должны располагаться отметки основных параметров для того, чтобы субъект мог нормально функционировать. Согласно этой модели, нормальная актуальная самооценка должна располагаться чуть выше середины; идеальная (кружок) несколько ниже полюса, а оценка своих возможностей (галочка) – между ними. Их высота определяется приблизительно, сообразуясь с интервалами между ними (см. Рис. №1).

Первый интервал – нормальная самооценка (обратите внимание на то, что отметка середины шкалы не входит в этот интервал). Выше – повышенная самооценка; третий интервал, включая верхний полюс, – чрезмерно высокая самооценка. Аналогично для нижних интервалов. Можно условно принять, что оценка своих возможностей (галочка) в норме располагается в границах интервала повышенной актуальной самооценки, а идеальная самооценка (кружок) – в границах интервала чрезмерно повышенной актуальной самооценки.

Как определить высоту самооценки в целом по всем шкалам? Здесь следует учитывать признак устойчивости. Рассмотрим сочетание двух показателей: устойчивости и высоты.

Устойчиво повышенная самооценка

Начнем с устойчиво повышенной самооценки. О самооценке можно говорить, что она устойчиво повышена, когда она колеблется в пределах 1-1,5 интервалов (см. Рис. №2) и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

Чем выше самооценка в целом, тем в большей степени можно предполагать повышение эмоционального фона настроения. Настроение оказывает влияние на все остальное поведение. Оно является неким фоном общего самочувствия, поэтому оно должно отражаться на показателях по всем шкалам.

Если вся самооценка повышена, мы предполагаем наличие повышенного фона настроения. Однако при наблюдении и беседе может оказаться, что испытуемый вовсе не будет выглядеть таким радостным, хотя самооценка у него и повышена. Это следует принимать в расчет при формулировке окончательных выводов.

Если устойчивое повышение доходит до уровня верхнего интервала, то, скорее всего, мы можем говорить о нереалистичности самооценки или даже еенеадекватности. Это, как правило, сочетается с понижением критичности. Подобное повышение встречается у больных в гипоманиакальном состоянии (но не только, поскольку для некоторых форм психической патологии снижение критичности является патогномоничным. Например, при незрелости личности у девиантных подростков; на второй-третьей стадии алкоголизма; при последствиях сифилиса; при последствиях черепно-мозговых травм передних областей мозга; при опьянении или наркотической интоксикации. ).

Дополнительные признаки нереалистичности самооценки

Чрезмерная высота актуальной самооценки является лишь одним из признаков нереалистичности. Необходимо проверить, насколько вы имеете право говорить об этом (о снижении критики или о неадекватности, может быть о «неадекватном снижении критики», может даже – о «нарушении критичности»; тяжесть симптоматики идет по нарастающей: нереалистичность, выраженная нереалистичность, снижение критичности, выраженное снижение критичности, нарушенная критичность (это уже серьезно и, скорее всего, надолго).

В случае серьезных отклонений это, скорее всего, должно выйти из субъективной сферы и каким-то образом выразиться в поведении и сказаться на судьбе испытуемого (для подтверждения диагноза следует обратиться к объективномуанамнезу).

Как можно убедиться в наличии нереалистичности?

Например, видя очень высокую самооценку по какой-либо шкале, можно косвенноподвергнуть ее сомнению в форме уточняющего вопроса. Предположим, что самооценка находится около верхнего полюса шкалы «характер», тогда вы можете задать вопрос: «Правильно ли я понял, что вас можно отнести к 5% людей с самым хорошим характером?» Поставленный таким образом вопрос дает испытуемому шанс еще раз подумать, правильно ли он себя оценил. Если он говорит «Да» и при этом искренне верит в это, скорее всего критичность понижена. Если вы наблюдаете эту реакцию неоднократно, то критичность испытуемого снижена или нарушена. В этом случае нарушение критичности обязательно проявится в нарушении контакта в ходе обследования.

Равномерное снижение самооценки

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки (см. Рис. №3). В этом случае говорят о повышенной либо чрезмерной критичности, или чрезмерном повышении требовательности к себе, а не о нереалистичности или неадекватности.

Середина (точка середины шкалы) может интерпретироваться двумя способами:

середина шкалы отличается еще тем, что это – своеобразный «домик», в который можно спрятаться от вашего назойливого любопытства. То есть, для других (не для себя) мы вполне можем «сказаться» средними. Зачастую испытуемые «ставят» себя в середину, потому что не хотят показать, какие они на самом деле. Нередко – это признак формального отношения к обследованию.

Несмотря на то, что методика позволяет выявить некоторые психологические компоненты депрессии, вы должны избегать использования психиатрических терминов в психологических заключениях. Психолог не может поставить на основании исследования самооценки диагноз «Депрессия» (потому что в депрессивный синдром входят и цикличные изменения настроения в течение дня, а также запоры).

Вы можете лишь описать ряд симптомов, например – повышение требовательности к себе, неудовлетворенность собой, ощущение себя несчастным, пониженный оптимизм и снижение настроения.

Неравномерность самооценки. Неравномерное повышение и снижение самооценки

Представим себе, что имеется более-менее устойчивая самооценка, на фоне которой заметен «провал», а по какой-либо другой шкале – подъем. «Западение» самооценки – это, как правило, признак проблемы, неблагополучия. Обычно – это то, что вы ищете. Также можно сказать, что «западение» – это признак того, что на фоне более-менее устойчивого настроения наблюдается его понижение в связи с ситуативной актуализацией негативных воспоминаний. Пик по другой шкале в такой ситуации можно рассматривать как признак компенсации (см. Рис. №4). Компенсация – это то, чем человек пытается затушевать, спрятать от самого себя и окружающих отрицательные переживания, которые возникают, когда он не свободен в выборе поведения. (Здесь всегда как бы звучит: «Но вот зато…».) Компенсаторная оценка будет находиться в третьем, самом верхнем интервале, что сигнализирует о парциальной потере критичности в этой сфере.

Дополнительные признаки компенсаций и проблем

Если вы продолжите беседу по поводу «западения» самооценки и если оно в самом деле сигнализирует о проблеме, то, вероятно, испытуемый начнет жаловаться на затруднения в данной сфере. Если вы попытаетесь его переубедить, то это не приведет к желаемому результату. Но, по крайней мере, если человек поверит, что психолог искренне пытается ему помочь, ссора маловероятна. Но если вы начнете его разубеждать по поводу пика (компенсации), то рискуете спровоцировать конфликт. Представьте, что психолог говорит: «Да какой же ты счастливый (умный, красивый, добрый и т. п.)? Посмотри, как ты живешь, – разве в этом счастье?» И не только потому, что тема счастья весьма субъективна и значима, а просто в проблемной сфере у человека нет «опоры под ногами», и он пытается себя «подвесить», как на крючке, на непомерно завышенной самооценке по другой шкале, а вы его с этого «крючка» пытаетесь «сбросить». Естественно, что в ответ получите агрессию.

Если психолог получает в ответ на высказанное сомнение агрессию, то это – действительно сфера компенсации.

Общая неравномерность самооценки

При неравномерной самооценке очень сложно однозначно определить ее высоту. Термины «достаточно неравномерна», «относительно неравномерна», «заметно неустойчива», «выраженно неустойчива» – отражают различные нюансы ее неравномерности.

Выражено неравномерная самооценка

Если самооценка колеблется в пределах трех интервалов и более того это «выраженно неравномерная самооценка» (см. Рис. №5).

Неравномерная самооценка свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, но какого рода? Предлагается исходить из следующего допущения. Любая шкала представляет собой некий жизненный контекст. Когда речь заходит о том, насколько мы здоровы, умны и т.п., то мы автоматически «погружаемся» в этот контекст. Переходя из контекста в контекст, мы как бы переходим из ситуации в ситуацию, несколько изменяя состояние сознания. Если самооценка неустойчива, то при этих переходах меняется эмоциональное состояние. Вот в этом смысле нужно понимать эмоциональную неустойчивость, которую выражает самооценка. Подобная неустойчивость самооценки характерна, например, для женщин в состоянии беременности.

Повышение /понижение самооценки в течение обследования

Следующий тип неустойчивости проявляется в определенных тенденциях, например, в понижении или повышении самооценки в течение обследования. Если повышенная (пониженная) самооценка к концу обследования нормализуется, на это нужно обращать внимание, потому что это – результат коррекционной работы. Существует понятие «курабельность», определяющее насколько пациент готов к изменениям (или излечим, если речь идет о терапии). То же самое можно сказать и о психологических проблемах. Если какой-то психологический параметр самооценки нормализуется в процессе общения с вами, то это благоприятный признак, можно продолжать работать с испытуемым как с клиентом (Если этого не происходит, то это еще не означает обратного).

Еще одно правило. Вы тенденциозны, когда работаете с испытуемым. Тенденциозность состоит не столько в нормализации самооценки испытуемого, сколько в ее понижении. Вас должно радовать понижение самооценки (точнее – обнаружение такового понижения в эксперименте). Вы ищете проблему, выискиваете в ответах признак неблагополучия. Индикатор неблагополучия – «западение» самооценки. За эту тему специалист должен «зацепиться» и выяснять с испытуемым, в чем тут дело. После этого, скорее всего, появится еще парочка шкал, которые тоже будут понижены. В результате суммарная самооценка испытуемого будет ниже чем «обычно». Эта тенденция должна быть вами осознана.

Высота идеальной самооценки

«Кружок» – это отметка идеальной самооценки. Это – невербальный ответ вашего испытуемого на вопрос: «Где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?» Это отметка мечты. В структуре «Я-образа», «Я-концепции» идеальной самооценке отведена особая роль. Факт заключается в том, что у любого человека есть идеальная самооценка. Для определения общей высоты самооценки высота идеальной самооценки играет меньшую роль, чем высота актуальной самооценки.

Что нам позволяет выяснить этот показатель?

Первым делом следует посмотреть, как соотносится высота «кружков» с верхними полюсами шкал. «Кружки» должны стоять несколько ниже полюса. Если «кружок» стоит на полюсе, то можно предполагать незрелое отношение к ценностям как один из признаков незрелости личности. Взрослый человек не мечтает быть «самым-самым».

Как это можно объяснить?

Испытуемый с незрелым отношением к ценностям еще не понимает, что абсолют недостижим, а способ задания шкал как абсолютных величин – условность.

Взрослея, «социализируясь», мы не придумываем ценности, а берем их в готовом виде из культуры. Но мы вырабатываем свое отношение к ним. Если эти ценности заимствованы, но еще не «переработаны», сознательно не присвоены, то для нас естественно желание быть самыми лучшими во всем. Но когда переработка произошла, человек перестает желать быть «самым-самым» везде, о чем бы он ни подумал. Вы ведь не хотите быть самым красивым и самым сильным, но хотите быть «самими собой». Если бы хотели, то обязаны были бы что-то делать для этого, двигаться в избранном направлении. Это и есть взрослое, зрелое отношение к ценностям. Не только цели, но и ценности накладывают ответственность и ограничения. Если ты не делаешь чего-то, значит, ты этого не хочешь. Незрелое отношение к ценностям – это когда нет четкого осознания своих возможностей и ограничений и субъект не научился сам себя ограничивать в том, что лежит в стороне от его сознательно выбранного пути развития. Последнее и может выражаться в нереалистичной идеальной самооценке.

Итак, если вы видите более трех кружков на полюсах, то ценности еще заимствованы и не прочувствованны. Но обратное неверно. Почему? Идеальная самооценка может снижаться совсем не потому, что отношение к ценностям зрелое. Здесь важно проанализировать соотношение между «кружком» и «черточкой».

Соотношение между высотой актуальной и идеальной самооценки

Рассмотрим это соотношение. Оно дает нам представление об удовлетворенности собой (см. Рис. №6). Чем меньше расстояние между актуальной и идеальной самооценкой, тем больше удовлетворенность собой. Многие специалисты (см.: Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.) даже считают, что именно удовлетворенность собой и есть главное содержание самооценки.

studfiles.net

Чем выше самооценка, тем стройнее фигура. 11 правил для поддержания высокой самооценки

Что бы ни происходило в вашей жизни, слудуя этим простым и мудрым правилам, вы будете чувствовать себя «на коне».

Все чаще диетологи в борьбе с лишними килограммами обращаются за помощью к психологам.

Глубинные причины ожирения активно обсуждались на конференции по спортивной медицине в США.

«Телевизионные ролики о похудении, в которых люди теряют за месяц 10?15 килограмм, не имеют ничего общего с реальностью», — заявили эксперты Американского колледжа спортивной медицины в докладе, представленном на 14?й ежегодной американской конференции «Здоровье и фитнес». Главный докладчик, Лаув Меткаф, подчеркнула, что разумные программы по снижению массы тела всегда ставят перед собой скромные на первый взгляд цели, но в их основе лежит формирование высокой самооценки и позитивного отношения к собственному телу.

Модель SPECIES, разработка Аризонского университета, основана на концепции, созданной Национальным институтом здоровья.

SPECIES представляет собой совокупность основных составляющих абсолютного благополучия: социальные отношения (Social), физическое здоровье (Physical), эмоциональное состояние (Emotional), карьера (Career), воспитание (Intellectual), окружающая среда (Environment) и духовность (Spiritual).

Согласно SPECIES, для подержания высокой самооценки, а значит, и хорошей физической формы надо следовать 11 правилам:

1) Ценить свое прошлое и накопленный опыт. Все, что с нами происходит, формирует наше восприятие, в том числе и своего тела. Невозможно полюбить себя, не ценя свое прошлое.

2) Принимать себя. Прежде чем что-то менять, надо полюбить свое тело таким, какое оно есть. Это направит энергию в позитивное русло, чтобы не тратить ее на борьбу с отрицательными эмоциями и мыслями («если я был бы не таким, то…»).

3) Позитивно смотреть в будущее. Отношение к ситуации очень сильно влияет на ее исход. Если мы боимся, что не сможем что-то сделать, вероятно, так и случится. А если верим в успех, он наполовину обеспечен.

4) Разговаривать с самим собой. Беседы с самим собой в положительном ключе могут усилить уверенность в себе, повлиять на самооценку.

5) Избегать сравнений. Красота — очень многогранное понятие, совмещающее в себе множество аспектов. Взгляды и ценности постоянно меняются. Поэтому лучше принять собственную уникальную внешность как один из бесконечных вариантов красоты.

6) Научиться верить в себя. Каждый раз, когда вы будете ставить себе цель и достигать ее, вы будете испытывать все большую уверенность в своих силах и способностях.

7) Относиться ко всему легче и жить настоящим. Наслаждайтесь полноценной жизнью, каждым ее моментом. Лучше всего поддерживать баланс между надеждами на позитивное будущее, благодарностью к прошлому и осознанием настоящего.

8) Создавать себе награды и стимулы. Ежедневные, еженедельные и ежемесячные. Они укрепят вас на пути к достижению желаемой массы тела.

9) Не забывать себя хвалить. Признавайте каждый шаг на пути к здоровью, который вы сделали самостоятельно. Принимайте комплименты от других и не забывайте говорить их окружающим.

10) Научиться преодолевать трудности. В жизни каждого есть сложные эмоциональные моменты. Люди — не роботы. Сделайте перерыв от попытки быть сильным и совершенным, разрешите себе просто быть человеком.

11) Не прятаться от мира. Многие люди способны поддержать вас на пути к здоровому образу жизни. Цените их поддержку, уважайте помощь друзей и родственников. Не забывайте про природу и мир вокруг нас.

timeforwoman.ru

Чем выше самооценка, тем крепче здоровье

Новозеландский психолог Энди Мартенз вывел формулу, о которой каждый из нас в глубине души уже догадывался: чтобы быть здоровым и веселым, нужно себя любить. А все потому, что высокая самооценка позволяет нас чувствовать себя в большей безопасности, когда мы сталкиваемся с социальными потрясениями или угрозой, сообщает New Scientist. В ходе экспериментов ученые как могли воздействовали на самооценку своих испытуемых. В том числе поставили жесткий эксперимент: говорили им, что они плохо (или хорошо) выглядят, а потом заставляли в течение двух недель оценивать свою внешность и самочувствие по собственным ощущениям. Параллельно с этим оценивали тонус блуждающего нерва. Это «создание» в нашем мозге отвечает за парасимпатическую нервную систему. А та в свою очередь воздействует на вегето-сосудистую систему, то бишь сердце и сосуды. Если парасимпатическая система не в тонусе (а ее тонус зависит от блуждающего нерва), она не может успокоить сердце во время стресса. Поэтому из-за недостаточной работы парасимпатической системы, могут возникать сердечно-сосудистые проблемы из-за переживаний и депрессий и даже аутоимунные заболевания. Ученые же выяснил, что чем выше самооценка, любовь к себе, тем больше тонус блуждающего нерва. А стало быть и сердце здоровее, и иммунитет выше. Вот вам научное доказательство того, о чем твердят уже давно многие психотерапевты и психологи: любите себя и будете здоровы и счастливы!

Сибирячка впала в кому через день после посещения терапевта и невролога

«Обморок и приступы перед кабинетом — не повод для госпитализации», — последнее, что, по словам родственников, женщина услышала от врачей

От чего на самом деле зависит старение и сохранение молодости человека, расскажут ведущие мировые исследователи

Научные и медицинские эксперты соберутся на международной конференции, чтобы поделиться новыми данными о здоровом долголетии

Россиян начали разводить на лже-диспансеризации

Хитрые дельцы придумали новую схему медицинских «разводок» — рассказываем, как не попасться на их удочку и пройти на самом деле бесплатно все положенные нам обследования

Давид Серван-Шрейбер о том, как не только лечить рак, но и о его профилактике…

Продлить молодость возможно!

Пять проблем климакса — и один надежный способ их решить

Менопауза не конец света, а нормальное возрастное явление

Забота о щитовидной железе по лучшим традициям народной медицины

Как часто, устав от бесконечных эстафет от кабинета врача до ближайшей аптеки, вы начинаете искать иные методы решения своей проблемы? Например, вбивая в поисковую систему «Щитовидная железа народная медицина»

Готовимся к прорезыванию зубов

Ожидание появления первых зубок приятное и волнительное

Как медитация влияет на мозг: исследование, инициированное Далай-ламой

Специалисты Университета Калифорнии на протяжении нескольких лет вели необычный эксперимент

Теанин — «виагра» для мозга!

Ни для кого не будет открытием тот факт, что для того, чтобы жить полноценной жизнью в современном мире, нужно научиться эффективно работать в режиме многозадачности, быть сконцентрированным, и при этом обладать поистине олимпийским спокойствием

Возрастные изменения кожи у женщин: как «заморозить» процесс

Пять причин нарастающих проблем и пять способов справиться с ними

32-летняя модель и звезда Инстаграма ослепла после операции по смене цвета глаз

«Я вижу хуже 90-летней старухи», — сокрушается красотка

Как облегчить боль в груди при ПМС?

Практически всем представительницам женского пола знакомы неприятные и дискомфортные проявления предменструального синдрома (ПМС), которые значительно ухудшают качество жизни

Три месяца на фастфуде и такие мускулы: менеджер рассказал, как смог обмануть организм и похудеть

Житель США поставил над собой жесткий эксперимент

Средний срок жизни россиян почти достиг 73 лет

Минздрав подвел главный демографический итог 2017 года

Программа ЭКО по транспортной схеме

Многие пациенты, выбирая клинику ЭКО, вынуждены отказаться от оптимальных, на их взгляд, вариантов из-за значительной удаленности центра репродукции от места проживания

Как современные технологии помогают облегчить период климакса

5 важных гаджетов и приложений для женщин

Высокая температура у ребенка без симптомов

Часто бывает, что высокая температура у ребенка поднимается без симптомов ОРВИ и гриппа. Почему так бывает и как ее можно сбить в домашних условиях, обсуждаем с экспертами

Возрастная категория сайта 18+

www.kp.ru

Самооценка коллектива»

Для выявления взаимосвязи стилевых особенностей руководителей и психологического климата мы провели корреляционный анализ.

Корреляционный анализ выявил ряд положительных и отрицательных взаимосвязей.

Положительная связь выявлена между показателем «Демократический стиль руководства» и открытостью (rs= 0,561; p<0,05). Это говорит о том, что чем ярче выражен демократический стиль, тем большую открытость, как составляющую положительного психологического климата, испытывают члены организации, и наоборот.

Также положительная связь выявлена между показателем «Попустительская компонента» и организованность (rs= 0,542; p<0,05). Это свидетельствует о том, что чем выше попустительское отношения со стороны руководства, тем выше уровень организованности в самом коллективе, и наоборот. Т.е. можно отметить, что если руководство не берет на себя ответственности за организацию деятельности, то члены коллектива сами организовываются для решения задач.

Сильная отрицательная связь выявлена между попустительской компонентой и коллегиальной (rs= –0,756; p<0,01). Это говорит о том, что чем ярче выражена одна компонента, тем меньше выражена другая, и наоборот. Т.е. можно сказать, что это два взаимоисключающих друг друга показателя.

Отрицательная связь выявлена между показателем «Авторитарный стиль руководства» и сплоченностью (rs= –0,589; p<0,05). Это свидетельствует о том, что чем авторитарнее стиль руководства, тем менее сплоченными чувствуют себя члены организации, и наоборот.

Отрицательная связь также выявлена между показателем «Директивная компонента» и сплоченностью (rs= –0,570; p<0,05). Это свидетельствует о том, что чем выше уровень директивной компоненты в стиле руководства начальника, тем менее сплоченным чувствует себя коллектив, и наоборот.

Следует отметить, что показатель «Сплоченность» имеет сильную положительную связь с такими показателями как стремление к сохранению целостности (rs= 0,734; p<0,01), контактностью (rs= 0,638; p<0,01), открытостью (rs= 0,823; p<0,01), организованностью (rs= 0,765; p<0,01), информированностью (rs= 0,647; p<0,01) и ответственностью (rs= 0,864; p<0,01). Все данные показатели психологического климата также имеют сильные положительные связи между собой.

Рис. 4. Корреляционные плеяды

Примечание: Одна линия – p<0,05; две линии – p<0,01; сплошная линия – положительная взаимосвязь; пунктирная линия – отрицательная взаимосвязь.

Опираясь на полученные данные корреляционного анализа, мы составили корреляционные плеяды, наглядно показывающие взаимосвязи между стилевыми особенностями руководителей и психологическим климатом в организации.

Рекомендации по формированию позитивного психологического климата в организации

По результатам проведенных исследований были сформулированы рекомендации по формированию позитивного психологического климата в организации:

В процессе управления руководителю, наряду с другими факторами, следует обращать внимание на свой стиль руководства и способы взаимодействия со своими подчиненными.

Психологический климат является фактором, через который преломляется, опосредуется любая деятельность в организации. Руководителю следует учитывать особенности психологического климата и его непосредственное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Для успешного формирования позитивного психологического климата в организации руководителю следует знать специальные социально-психологические методы управленческого воздействия и применять их в практической работе.

Большое значение для формирования позитивного психологического климата в коллективе имеет организация мероприятий, направленные на установление неформальных связей между членами коллектива или мероприятия, связанные с активными формами обучения. В наше время большим успехом пользуются социально-психологические тренинги. Ярким примером являются тренинги на командообразование, развитие коммуникативных навыков, разрешение конфликтов.

Важным условием является разработка и внедрение действенных методик определения стиля руководства и психологического климата в организации. В качестве рекомендуемых предлагаются методики «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки», «Определение стиля руководства трудовым коллективом», «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива О. Немова.

studfiles.net

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Методические материалы центра

Определение самооценки. Внутренняя и внешняя самооценка. Факторы формирования самооценки. Завышенная, заниженная, адекватная самооценка. Связь внутренней и внешней самооценки. Работа над самооценкой.

Самооценка – это выработанное в течении жизни отношение к и представление о себе. Чем выше самооценка, тем лучше человек относиться к своей личности. И чем ниже самооценка – тем хуже человек относиться к своей личности.

Самооценка формируется на уровне подсознания и плохо поддается изменению с помощью сознательного пересмотра.

Самооценку можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя самооценка – это глубинное, чаще всего неосознаваемое, истинное отношение к себе. Внутренняя самооценка – это отношение к себе «в принципе», я «Ок» или «Не Ок», хороший или плохой, достойный или никчемный и т.д.

Основная часть внутренней самооценки формируется в раннем детстве (до 3-лет), а затем «корректируется» дальнейшей жизнью.

Факторы, формирующие самооценку: 1.) отношение других; 2.) собственные удачи-неудачи (свой опыт); 3.) прямое собственное формирование самооценки.

Уровни внутренней самооценки: 1.) я – ничто (Я ничтожество, никчемный, никто, мразь и т.д.); 2.) я плохой (неудачник, недотепа, дурак, слабак, неполноценный, дебил и т.д.); 3.) я – нормальный; 4.) я – хороший (умный, способный, красивый и т.д.); 5.) Я – «образ и подобие», осознание своей безусловной ценности, неповторимости и т.д.

Внешняя самооценка – это та самооценка, которую человек демонстрирует себе и другим. Внешняя самооценка – это больше ситуационное отношение к себе – я способный или неудачник, я сильный или слабый и т.д.

При низкой внутренней самооценке могут быть два варианта внешней:

1.) Завышенная компенсационная внешняя самооценка (пытается компенсировать заниженную внутреннюю самооценку завышенной внешней). При этом человек завышает свои жизненные планки, стремиться к идеалам, пытается поднять себя в глазах других. При завышенной внешней самооценке человек берется за то, что не в силах сделать, оценивает свои способности выше, чем они есть на самом деле, демонстрирует себя другим лучшим, чем он есть на самом деле – представления о собственной грандиозности.

«Я должен быть лучшим (сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть плохим (подсознательная внутренняя самооценка)» Вторую часть фразы человек обычно не осознает.

2.) Заниженная избегающая внешняя самооценка (внешняя самооценка прямое отображение низкой внутренней самооценка). При этом человек занижает свои жизненные планки, ни к чему не стремиться, относится к другим с позиции Жертвы. При заниженной внешней самооценке человек не берется за то, что в силах сделать, оценивает свои способности ниже, чем они есть на самом деле, демонстрирует себя другим худшим, чем он есть на самом деле – представления о собственной никчемности.

«Я ничего не стою (сознательная внешняя самооценка), так как я плохой (подсознательная внутренняя самооценка)». Вторую часть фразы человек обычно не осознает.

У зависимых в течении жизни (а чаще всего заложена с самого детства) формируется низкая внутренняя самооценка. Зависимые в глубине душе относятся к себе плохо, считают себя в своей основе плохими никчемными.

Низкая неосознаваемая внутренняя самооценка у зависимых может проявляться во внешней самооценке: завышенной, заниженной, а чаще всего в скачках между завышенной и заниженной самооценкой (колебаниях от чувства собственной грандиозности до чувства собственной никчемности). В отношении зависимости завышенная самооценка может «говорить»: «Я смогу проконтролировать!», «Я справлюсь сам (мне не нужна помощь)!». Заниженная самооценка может «говорить»: «У меня ничего не получится!», «Я уже конченный, и мне остается только спиться (сколоться)!», «Мне ничего не поможет!». Как завышенная, так и заниженная внешняя самооценка блокирует выздоровление и обращение за помощью.

Здоровой самооценкой является высокая внутренняя самооценка и адекватная внешняя. Причем чем более личностно зрелый человек, тем более высокая у него внутренняя самооценка – тем более позитивно он к себе относится.

При высокой внутренней самооценке человеку нет необходимости компенсировать ее с помощью завышенной внешней. При этом человек адекватно относится к своим силам, ему нет необходимости завышать свои планки для компенсации внутренней ущербности. Он берется за то, что может сделать, не берется за то, что не может; он не ищет излишнего принятия других и не боится отвержения; он делает то, что ему необходимо, а не то, требуется для поднятия самооценки или что не делает из-за страха неудачи; он может быть таким как есть, а не казаться.

Способы повышения внутренней самооценки: прощать себя за ошибки (составить список «неправильных» поступков в жизни, и составить план по прощению себя за каждый из них); вести дневник достоинств; вести дневник своих успехов и т.д.

Способы создания адекватной внешней самооценки: получать обратную связь; проводить анализ проделанной работы и корректировать последующие планы; проводить самоанализ.

Я должен быть лучшим (завышенная сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть плохим (низкая подсознательная внутренняя самооценка)»

«Я ничего не стою (заниженная сознательная внешняя самооценка), так как я плохой (низкая подсознательная внутренняя самооценка)».

«Я могу быть таким как есть (адекватная сознательная внешняя самооценка), так как я в принципе хороший (высокая подсознательная внутренняя самооценка).

Задание для темы «Самооценка»:

1. Как ваше употребление повлияло на самооценку. Для этого вспомните и опишите свою самооценку до начала употребления и в конце употребления и сравните эти самооценки. Что будет с вашей самооценкой, если вы продолжите употребление? Какой бы вы хотели видеть свою самооценку (опишите, какой может стать ваша самооценка через несколько лет вследствие удачного выздоровления)? Что вы готовы конкретно делать сегодня для исцеления вашей самооценки?

2. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы переоценивали свои силы по контролю употребления. К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?

3. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы переоценивали свои силы в разных областях жизни (не связанных с употреблением). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?

4. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы недооценивали свои силы в способностях прекратить употребление (я не перенесу кумар, я не смогу бросить, мне ничего не поможет и т.д.). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?

5. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы недооценивали свои силы в разных областях жизни (не связанных с употреблением). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?

6. Начните вести дневник достоинств. Для этого разбейте достоинства на несколько сфер (например – ум, труд, ответственность, активность, контакт с людьми, творчество, жизнелюбие, здоровье). В каждой из сфер запишите по 5 способностей, которые у вас уже развиты (помните, что как минимум 5 способностей в каждой из этих сфер развиты у любого человека, просто он их может не хотеть замечать). При планировании недели в одной из сфер выбирайте какую способность вы бы хотели на этой неделе тренировать и поставьте ее развитие за цель (составьте план, как и где вы бы могли ее ежедневно тренировать). По окончании недели добавляйте эту способность в список ваших достоинств.

7. Заведите дневник своих успехов. В него записывайте, каких успехов вы добились за день, неделю, месяц, три месяца, полгода, год.

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Рекомендуемые материалы по теме:

Другие лекции из раздела видеокурс психолога

www.sensecenter.com.ua

Интерпретация результатов. Чем ближе коэффициент ранговой корреляции к 1, тем выше самооценка. Сделайте вывод о своей самооценке и запишите его словами

1. Закрепление и углубление знаний по теории самооценки личности.

2. Изучение индивидуальных особенностей самооценки личности

Формы работы на занятии:

1. Ответы на вопросы, обсуждение основных терминов и понятиях по теме.

2. Работа с диагностическими методиками исследования самооценки.

Ответьте на вопросы

1.Что такое самооценка, уровень притязаний? Есть ли между ними связь?

2. Какой может быть самооценка? Что влияет на этот процесс?

3. Как формируется самооценка? Что влияет на этот процесс?

4. С какими трудностями в общении сталкивается человек с завышенной самооценкой? С заниженной?

5. Что такое самоуважение? От чего оно зависит?

Обсудите и запомните основные термины и понятия по теме

Самосознание – процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии ее индивидуальных особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей.

Самосознание – образ «Я» и отношение к себе.

Самооценка – оценка личностьюсамой себя, свои возможностей, качеств и места среди других людей.

Уровень притязаний личности –характер целей, которыеличность выбирает среди значимых для неё объектов. Чем труднее, сложнее цель, тем выше уровень притязаний.

Выполните диагностическую методику

Каждый человек имеет определенный идеал как совокупность наиболее ценных свойствах личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. У разных людей идеалы различны, а потому не совпадают и результаты самовоспитания. Какой идеал имеется у вас и в какой мере вы похожи не него? Разобраться в этом и оценить себя вам поможет следующее задание.

Исследование самооценки с помощью процедура ранжирования

1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

2.Оформляйте в виде таблицы. В столбик«идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 – самое отвратительное с вашей точки зрения качество людей.

3. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Обработка результатов. Определите коэффициент ранговой корреляции , выражающий степень согласованности полученных двух рядов, с помощью формулы Спирмена:

где r – коэффициент ранговой корреляции;

n – количество качеств, здесь – 20.

d – разность рангов конкретного качества(столбик 3). Например: настойчивость в ряду «Идеал» имеет ранг 5, а в ряду «Я» – ранг 8. Следовательно, разность рангов этого качества равна 3. Знак «+» или «–« не имеет значения. Каждую разность возведите в квадрат(столбик 4). Получите 20 квадратов.

— знак суммы. Сложите все квадраты.

Подставьте данные в формулу и произведите окончательные расчеты.

Интерпретация результатов. Чем ближе коэффициент ранговой корреляции к 1, тем выше самооценка. Сделайте вывод о своей самооценке и запишите его словами.

lektsii.org